Научная статья на тему 'О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований'

О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPTION / EDUCATION / SOCIALIZATION / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC SELF-CONCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пачиков Виталий Иванович

Статья актуализирована современным состоянием проблемы формирования человека как субъекта экономических отношений. В ней рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция» как составляющая Я-концепции во взаимосвязи с категориями «воспитание» и «социализация. Статья акцентирует внимание на экономическое воспитание как одно из средств формирования Я-конценции в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Economic "Self-Conception" Formation in the Context of Contemporary Social Transformations

The issue raised in the article has become topical due to the current state of the problem of formation of a man as the subject of economic relations. The article examines the structure and content of the concept of "economic self-conception" as a component of self-conception in relation to the categories of "education" and "socialization". The article focuses on the economic education as one of the means of self-conception forming in the contemporary socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований»

УДК 330.16 ББК У012.12

Пачиков Виталий Иванович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра экономической теории Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Pachikov Vitaly Ivanovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of the Economic Theory Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований

About the Economic "Self-Conception" Formation in the Context of Contemporary Social Transformations

Статья актуализирована современным состоянием проблемы формирования человека как субъекта экономических отношений. В ней рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция» как составляющая Я-концепции во взаимосвязи с категориями «воспитание» и «социализация. Статья акцентирует внимание на экономическое воспитание как одно из средств формирования Я-конценции в современных социально-экономических условиях.

The issue raised in the article has become topical due to the current state of the problem of formation of a man as the subject of economic relations. The article examines the structure and content of the concept of "economic self-conception" as a component of self-conception in relation to the categories of "education" and "socialization”. The article focuses on the economic education as one of the means of self-conception forming in the contemporary socio-economic conditions.

Ключевые слова: Я-концепция, воспитание, социализация,

экономическое воспитание, экономическая Я-концепция.

Key words: self-conception, education, socialization, economic education,

economic self-conception.

Понятие Я-концепция было введено американским психологом У. Джеймсом в конце XIX в. Появление этого термина в научном языке обусловлено представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.

Анализ экономической Я-концепции как видовой невозможен без обращения к характеристике ее родовой категории - Я-концепции.

Экономическая Я-концепция, рассматриваемая как подвид или составляющая, «наследует» у общей ее основное смысловое и функциональное назначение.

Существует несколько теоретических школ и каждая из них по-разному подходит к определению Я-концепции.

Так, английский психолог У. Джеймс, сформулировавший термин «Я-концепция», видел в личностном «Я» два аспекта: «Я» как сознание и «Я» как объект [2]. Это позволило исследователю выделить в Я-концепции три структурных компонента: когнитивный, представляющий собой содержание представлений о себе; эмоционально-ценностный, который есть переживаемое отношение к себе; поведенческий компонент, характеризующий проявление конгнитивного и оценочного компонентов в поведении.

Р. Бернс в созданной им теории представлял Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является совокупность установок личности в отношении себя [1]. Эти установки имеют разные аспекты, такие как «реальное Я» - представление человека о том, каким он является на самом деле; «идеальное Я» - представления человека о том, каким он хотел бы стать; «зеркальное Я» - представление человека о том, каким его видят окружающие. Противоречия между «идеальным Я» и «реальным Я» являются основой для самооценки и могут служить как источником развития личности, так и источником внутриличностных конфликтов и десруктивных переживаний.

К. Роджерс говорил о Я-концепции, широко трактуя ее как систему самовосприятий, включающую восприятия взаимоотношений Я с другими и связанные с этим ценности [5]. С точки зрения теории К. Роджерса, Я-концепция отражает представления человека о реализуемых им социальных ролях, т. е. включает набор образов себя - родителя, студента, предпринимателя, руководителя и т. д.

Описание Я-концепции у Ч.Х. Кули - «Я», каким его хотят видеть другие [6]. Точно так же в другом мы видим такое же виртуальное зеркало и пытаемся понять его мысли о себе. В рамках такого же видения этой теории современные исследователи И.С. Кон, С.Р. Пантелеев и другие обозначили Я-концепцию как совокупность всех представлений личности о себе,

сопряженных с их оценкой [3, 8]. Т. Шибутани обратил внимание на динамический аспект Я-концепции, обозначив ее как систему образов «Я», постоянно сменяющих друг друга [8].

В современных зарубежных исследованиях рассмотрены различные аспекты исследуемой проблемы: место Я-концепции в структуре личности (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни), значение социального фактора в формировании Я-концепции (Х. Маркус, Д. Мацумото, С. Китаяма, М. Розенберг, К. Хорни, Т. Шибутани, Э. Эриксон), соотношение реального и идеального в образе «Я» (Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни), содержание когнитивного компонента образа Я в возрастном аспекте (Р. Ассаджоли, Р. Бернс, К. Роджерс). Одним из актуальных вопросов рассмотрения Я-концепции является анализ взаимосвязи Я и культуры (Х. Маркус, Д. Мацумото, С. Китаяма, Т. Шибутани). В психологии профессионального самоопределения и интенсификации труда изучается направляющая роль Я-концепции в выборе профессий и эвентуальном развитии профессиональной Я-концепции (А.В. Агапов, А. А. Деркач) [6, 7, 8].

В традиции социально-психологического знания к 60-70-м годам ХХ в. оформился научный интерес к рациональным и эмоциональным компонентам структуры «Я», соотношение которых явилось предметом научной дискуссии и отдельных концептуальных разногласий. Так, Дж. Бине считал тесно взаимосвязанными Я-концепцию и самооценку (когнитивный и аффективный компоненты), в то время как С. Эпштейн жестко разделял их, объясняя это принципиальными различиями между стабильными и согласованными представлениями личности о себе и динамичным самоотношением [6].

Наиболее «удобной» для социальной психологии выступила теория Р. Бернса, представившего Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя и структурно представляющую из себя образ «Я» (когнитивный компонент), самооценку (аффективную оценку этого представления) и поведенческую реакцию. В рамках этой, достаточно широкой, трактовки Я-концепция используется Р. Бернсом как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе [8].

Многочисленность подходов, направлений изучения «Я»-концепции свидетельствует, с одной стороны, о структурной и содержательной сложности этого феномена, с другой стороны - методологической и теоретической неразработанности ряда вопросов, связанных с исследованием Я-концепции.

В общем виде Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе, включающую:

- осознание своих физических, интеллектуальных,

характерологических, социальных и прочих свойств;

- самооценку;

- субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

В структуре данного понятия «Я» можно определить как дифференцированную часть поля восприятия человека, которое состоит из осознанного отражения действительности и ценностей.

В российской научной литературе термин Я-концепция появился сравнительно недавно. Ранее в том же значении использовались понятия «самосознание» и «образ себя».

Понятие экономической Я-концепции связано с такими важными категориями как «социализация», «воспитание», «экономическое воспитание».

В классической педагогике воспитание определяется в широком и узком смысле слова. В узком смысле под воспитанием понимаентся целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. Воспитание в широком понимании предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и практически отождествляется с социализацией [4, с. 42].

Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Социализация рассматривается как усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества

личности. Человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Различают стихийную и контролируемую социализацию. Воспитание, таким образом, можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им социальных ролей.

Критериями, свидетельствующими о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность. Данные критерии выступают в качестве важнейших задач воспитания, несмотря на то, что воспитание не может полностью обеспечить процесс социализации.

Экономическое воспитание - особый тип воспитания, необходимый для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности - экономике - и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Экономическое воспитание выступает как компонент, часть общего воспитания человека. Цель экономического воспитания - формирование и закрепление определенных моделей поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах, следование которым, хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации. Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым, подчиняя его законам экономики).

Одной из сфер социализации является самопознание личности. Самопознание личности предполагает становление в человеке «образца его Я», складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний [3, с. 9]. Наиболее распространенная схема самопознания своего Я включает три компонента: познавательный (знание себя);

эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Самосознание частично включает содержание Я-концепции, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается [7, с. 368].

Таким образом, Я-концепция представляет собой развивающуюся систему установок человека о том, что он собой представляет, о том, каким бы он хотел себя видеть, об отношении к себе окружающих и отражении этих установок в поведении человека и его отношениях с другими людьми. Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: как средство обеспечения внутренней согласованности; интерпретация опыта; совокупность ожиданий.

Первый аспект: Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

Второй аспект: Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т. к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта;

Третий аспект: Я-концепция как совокупность ожиданий.

Я-концепция определяет также и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи

считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция формируется у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и уникальный продукт его развития, которому присущи относительная устойчивость и в то же время способность реагировать на изменяющиеся внешние условия и связанные с этим перемены в самом человеке. Я-концепция формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека и в значительной степени определяет все его жизненные проявления, позволяя индивиду через осознание своей позиции и роли в обществе более эффективно адаптироваться в изменяющихся социально-политических и экономических условиях.

Стоит отметить, что экономические условия не являются абсолютно устойчивым явлением, а подвержены постоянным и довольно значительным колебаниям. Направленность и характер этих изменений могут проявляться в преобразовании всего социально-политического уклада жизни общества и становлении экономики принципиально нового типа, в основе которой лежат динамические хозяйственные отношения, несвойственные прежней системе способы распределения и использования ресурсов, более развитая структура хозяйствующих субъектов и значительно усложнившийся характер взаимодействия между ними. Но даже в рамках относительно устойчивой экономической системы, функционирование которой не сопряжено со столь серьезными переменами в хозяйственной деятельности, возможны колебания цикла деловой активности и связанные с этим изменения потребности рынка труда, размеров и структуры доходов населения, межотраслевое распределение ресурсов и возможная деформация социальной инфраструктуры.

Все это обусловливает необходимость формирования у выпускников системы как общего, так и профессионального образования экономической Я-концепции, позволяющей иметь широкие возможности адаптации в постоянно изменяющихся экономических условиях.

Рассматривая экономическую Я-концепцию как составляющую Я-концепции, можно сказать, что это совокупность установок человека, направленных на самого себя как на компонент экономической системы с позиции субъекта экономических отношений.

Экономическая Я-концепция включает в себя:

- представление индивида, о самом себе в рамках существующей экономической среды и осознания с этой точки зрения своих свойств и качеств личности;

- эмоциональную оценку своей роли в экономической системе, свойств и качеств, проявляемых при участии человека в экономических отношениях, их самопринятие или самоосуждение с учетом ценностных ориентации;

- субъективное восприятие влияющих на собственную личность изменяющихся экономических условий и поведенческие реакции, вызванные этими изменениями, своим образом в экономической системе и самооценкой.

Экономическая Я-концепция определяется отношением к материальным благам, представлениями о себе как обладателе определенного экономического статуса в экономической системе с учетом временного аспекта (планов на будущее, исторически складывающихся образов престижности выбранной профессии и т.д.) [11, с. 89].

К основным детерминантам формирования экономической Я-концепции относятся: влияние первичных групп и групп непосредственного контактного общения; личный опыт обращения с финансовыми ресурсами и включение в реальную экономическую деятельность; социализация в условиях экономического кризиса; заданный культурный контекст становления личности [11, с. 89].

В условиях рыночной экономики, новых для России, молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных), воздействие которых в прежние годы он испытывал в меньшей степени, нежели сейчас. Современный человек вынужден и противостоять экономической системе, и быть активно в нее включенным. А это означает решение проблемы выживания в данной системе.

Поэтому адаптационные механизмы современного человека должны быть развиты в достаточной степени.

Экономическое воспитание есть способ и средство, которыми человек делает экономический мир понятным, комфортным для проживания, однако для этого требуется затрата интеллектуальных сил, направленных на формирование способности к совершению эффективных экономических поступков, ориентированных на результат. В этом случает экономическое воспитание обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие на личность с помощью экономического воспитания. Первое связано с развитием психических функций, формированием экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе - с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.

Экономическое воспитание через культуру хранит, транслирует, создает программы и модели поведения, общения, деятельности, фиксируя и закрепляя их в нормах, убеждениях, принципах, которые определяют в конечном итоге эффективность и воспроизводимость системы, а также выживаемость в ней индивидов.

Успех, как новая социо-экономическая категория, отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ. Следовательно, принципы организации рыночной экономики не противоречат нормам морали и нравственности, а, напротив, делают более ценными «экономические поступки» людей [10].

Объективной необходимостью для формирования экономической Я-концепции является то, что в обществе все без исключения обременены проблемами самоопределения в профессиональной среде, осознания и оценки своих потребностей, а также определения приемлемых способов удовлетворения этих потребностей.

Иначе говоря, чтобы осознать себя, свое место в масштабе преобразований, необходимо ясно и четко представлять цели, задачи, которые стоят перед всем обществом, и способы их реализации. Индивидуализация субъектов среды, уважение личности возможны при наличии определенной нормативной базы, действенного механизма, позволяющего из материалов внешнего мира выстраивать внутренний мир. При отсутствии этого механизма при любых обстоятельствах человек будет чувствовать себя незащищенным.

При этом нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, экономического мышления, осознания себя в качестве субъекта экономической системы делает проблему формирования экономической Я-концепции подрастающего поколения актуальной.

Можно сформулировать несколько реальных проблем, свидетельствующих о важности и значимости решения вопросов формирования экономической Я-концепции личности средствами экономического воспитания [9].

1. В период проведения экономических реформ, построения принципиально иной экономической модели общества многократно возросла объективная необходимость приспособления и выживания в новых социальноэкономических условиях.

2. Явно обозначились социально-психологические феномены, обусловленные экономическими факторами: рост отчуждения, замкнутости людей, которые сопровождаются всплеском агрессивности либо стремлением уйти в себя.

3. Значительно возросшая трудовая активность и занятость подавляющего

большинства родителей, их озабоченность поиском средств к существованию приводит к заброшенности детей, недостатку внимания

к их проблемам и трудностям, нежеланию и невозможности родителей ответить на сложные вопросы, связанные с познанием детьми новой экономической ситуации, складывающейся в стране.

4. Значительное негативное влияние семьи и внешних обстоятельств на экономическое сознание ребенка, уровень его экономической культуры (что связано с экономическими проблемами и правовым нигилизмом).

5. Переход России к рыночной экономике ведет к необходимости формирования у учащейся молодежи установки на постоянный профессиональный рост, готовности к неоднократной смене профессии и вида деятельности, то есть большей социальной мобильности и подвижности по сравнению с прежними поколениями.

6. Экономическое воспитание часто оторвано от практической деятельности, в частности, от реального труда по найму (или предпринимательской деятельности), который для многих учащихся остается лишь формальностью, зачастую мало привлекательной. Учащиеся не получают экономических знаний в достаточном объеме, не овладевают навыками и умениями, необходимыми для экономической деятельности, у них не формируются экономические компетенции.

7. Формирование экономической культуры педагогически целесообразно проводить сразу по всем составляющим (сознание, убеждения, деятельность, ценностные ориентации). Гипертрофия одного из них может привести к формированию личности созерцателя либо прагматика, довольствующегося только получаемой пользой, без учета последствий своей деятельности.

Уходить от решения данных проблем недопустимо, так как жизнь предъявляет свои жесткие требования к подрастающему поколению.

Человек как субъект экономических отношений выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами; осваивает основные модели поведения и экономические роли; обладает современным экономическим мышлением; совершенствует навыки самостоятельного принятия решений; владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным; уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд; гордится своими экономическими достижениями; активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям; руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:

экономическое воспитание - это ведущее средство повышения экономической культуры личности и общества, средство формирования экономической Я-концепции; оно существенно повышает шансы человека на жизненный успех, позволяет ему занять более активную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей;

- экономическая Я-концепция представляет собой осознание человеком самого себя в качестве элемента экономической системы с позиции субъекта экономических отношений, сформированное на основе концептуальнообобщенного объема знаний о мироустройстве и навыков взаимодействия с различными элементами актуальной экономической среды;

- экономическая Я-концепция выступает как мотив к действию, поступку, деятельности в соответствии с усвоенными принципами (полученными в результате экономического воспитания).

Библиографический список

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] : пер. с англ. / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 449 с.

2. Джеймс, У. Психология [Текст] / Под ред. Л. А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

3. Кон, И. Социология личности [Текст] /И. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.

Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] : пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

6. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] : Хрестоматия /ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. - 656 с.

7. Современный психологический словарь [Текст] / под ред.

Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. - 490 с.

8. Социальная психология: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

9. Терюкова, Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований [Электронный ресурс] / Т.С. Терюкова, А.С. Прутченков. URL:http://www.novainfo.ru/ (дата обращения: 02.07.2011).

10. Тихомандрицкая, О.А. Социально-психологические факторы успешности карьеры

[Электронный ресурс] / О.А. Тихомандрицкая, А.М. Рикель // Психологические

исследования: электрон. науч. журн. 2010. №2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.08.2011).

11. Шемятихина, Л.Ю. Экономическая Я-концепция как предмет мультидисциплинарных исследований [Текст] /Л.Ю. Шемятихина // Образование и наука. № 1(80), 2011. - С. 85-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Burns, R. The Development of Self-Conception and Education [Text]: Translated from English / R. Burns. - М.: Progress, 1986. - 449 p.

2. James, W. Psychology [Text] / Edited by L. А. Petrovky. - М.: Pedagogika, 1991. -

368 p.

3. Kon, I. Sociology of a Personality [Text] /I. ^n. - М.: Politizdat, 1967. - 383 p.

4. Modern Psychological Dictionary [Text] / Edited by B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - Saint-Petersburg: PRIME - EURO-ZNAK, 2007. - 490 p.

5. Pedagogical Encyclopedic Dictionary [Text] / Ed. by BM. Bim-Bad. - М.: Bolshaya Rossiiskaya Encyclopedia, 2002. - 528 p.

6. Rogers, K. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. [Text]: Translated from English / General Editorial and Preface by Isenina. - М.: Progress, 1994. - 478 p.

7. Self-Awareness and Protective Mechanisms of a Personality [Text]: Chrestomathy / Comp. and Edit. by D.Ya. Raygorodsky. - Samara: Publishing House «Bakhrakh-М», 2006. - 656 p.

8. Shemyatikhina, L.Yu. Economic Self-Conception as a Subject of Multidisciplinary Research [Text] / L.Yu. Shemyatikhina // Education and Science. № 1(80), 2011. - P. 85-91.

9. Social Psychology: Chrestomathy [Text]: Textbook for Institutions of Higher Education / Comp. by Е. P. Belinskaya, О. А. Tikhomandritskaya. - М.: Aspect Press, 2003.- 475 p.

10. Teryukova, Т.S. Economic Education of the Youth in the Context of Contemporary Social Changes [Electronic Resource] / TS. Teryukova, А.S. Prutchenkov. - Access Mode: http://www.novainfo.ru / (Date of Application: 02.07.2011).

11. Tikhomandritskaya, О.А. Socio-Psychological Factors of Career Successfulness [Electronic Resource] / О.А. Tikhomandritskaya, А.М. Rickel // Psychological Research: Electronic Scientific Journal. - 2010. - №2(10). - Access Mode: http://psystudy.ru (Date of Application: 28.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.