Научная статья на тему 'Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки'

Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / "I-CONCEPT" / ECONOMIC "I-CONCEPT" / VOCATIONAL TRAINING / ECONOMIC POSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пачиков Виталий Иванович

В статье рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция», аспекты обусловливающие необходимость формирования экономической Я-концепции будущего специалиста. Статья акцентирует внимание на ведущие роли профессионального образования в процессе формирования экономической Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки»

ДИСКУССИИ

УДК 330

В. И. Пачиков

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: В статье рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция», аспекты обусловливающие необходимость формирования экономической Я-концепции будущего специалиста. Статья акцентирует внимание на ведущие роли профессионального образования в процессе формирования экономической Я-концепции.

Ключевые слова: Я-концепция, экономическая Я-концепция, профессиональное образование, экономическая позиция.

Abstract. The paper considers the structure and notion of economic “I-concept”, the aspects stipulating the necessity of forming the above concept in future specialists; the leading role of vocational training being stressed.

Index terms: «I-concept», economic «I-concept», vocational training, economic position.

В современных условиях экономическое развитие отождествляется с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. Это выражается в увеличении доли новых занятий, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, совершенствовании рыночных отношений, принципиально новых использований негосударственных видов собственности, обострении конкуренции и выливается в огромный поток нововведений, способных в короткие сроки преобразовать мир. Все это позиционирует на первый план готовность профессионального специалиста к адекватному восприятию существующих реалий в постоянно измениющихся экономических условиях.

Изменения в экономике затрагивают различные стороны жизни общества. Разработка и внедрение новых технологий производства ставит перед человеком задачу формирования профессиональных и личностных качеств, а также ценностных установок, которые становятся определяющими в экономическом развитии общества.

Своеобразие исторически сложившейся институциональной структуры нашего государства, определяющее специфику менталитета его населения, особую систему ценностей и интересов, не позволяет прямого переноса институциональных структур, доказавших свою эффективность в рамках иных государственных образований.

Экономические законы, в сущности, везде одинаковы, но могут совершенно по-разному проявляться и приводят к различным результатам в соот-

ветствии с требованиями времени, ориентациями общества и самоопределением отдельно взятого индивида. И опыт России неоднократно это демонстрировал: государственная власть, нажимая на свои рычаги без учета отношения к политике общества в целом, без учета категорий нравственности в ее народном понимании, никогда не добивалась необходимых перемен, лишь усиливая реакцию отторжения. Анализируя неудачи 1990-х гг., мы вновь наблюдаем, что сохраняющиеся и даже воспроизводящиеся старые институциональные явления фундаментального характера - национальная этика и национальная философия - способствовали торможению культурного и экономического развития общества. Это означает, что за последние десять лет Россия так и не приняла в качестве новой установочной парадигмы общечеловеческие ценности, то, что является базовым корпусом ценностных установок всех развитых государств современного мира.

Между тем традиционные демократии с рыночной экономикой основаны на гомогенности идейных и ценностных установок универсального общечеловеческого характера. Наличие неоднозначных точек зрения означает, что нужно учесть все факторы для получения позитивной адекватности ценностных установок. Источниками ценностных установок традиционно являются образование, религия, государство, семья, работа. Решающая роль образования в сохранении и развитии этих установок признается во всех странах мира. Отсюда можно сделать логическое умозаключение о том, что содержание и организация гуманитарного и социально-экономического образования для формирования в России новых ценностных и идейных ориентаций императивны. Однако необходимо определить, какие ценностные установки проектировать и закреплять в дисциплинах гуманитарного и социально-экономического блока. Определенно нельзя искать стратегический ответ на этот вопрос в институциональных системах ушедшей эпохи. Революционные изменения социально-экономической системы России, происшедшие в конце второго десятилетия прошлого века, были вызваны неспособностью к ответу общественной формы организации производительных сил на требования, предъявляемые индустриальной стратегией их развития. Это состояние нашего общества породило социальную катастрофу, которая по масштабам напоминает Великую депрессию 1929-1933 гг. Но и последние два десятилетия существования нашей страны в рамках рыночных отношений не способны определить направления формирования профессиональной позиции будущего специалиста, так как экономические отношения этого периода в основном складывались вокруг экспорта природных ресурсов и дилерской перепродажи импортных товаров и услуг конечного потребления. Такая зависимость от экономически более развитых стран вовлекла российское общество в экономический кризис и обусловила слом привычных представлений человека о своем месте в экономической системе, изменила самооценку, а также возможность формировать устойчивые ожидания и конструировать на их основе свое поведение.

Основную роль в освоении человеком современной экономической реальности должна играть система профессионального образования. Перемены, происходящие в хозяйственном и социальном укладе рыночной экономики, выявляют объективную необходимость принципиально нового подхода к проблемам формирования основ экономической культуры, экономического мышления и сознания, это означает необходимость изменений в подготовке будущего специалиста, что обусловлено повышением роли человеческого фактора в развитии экономики.

Человеческий фактор, с точки зрения профессионального образования, связан с осознанием человеком своих свойств и качеств личности, оценкой своей роли в экономической системе, раскрытием своих потенциальных возможностей и конструированием способов своей жизнедеятельности в объективно заданных экономических условиях.

Формирование экономической образованности должно рассматриваться как составная часть педагогического процесса, который не может быть единовременным явлением, а должен обеспечивать профессиональное развитие человека в течение всей жизни. Это порождает комплекс задач системы профессионального образования по формированию новой экономической Я-концепции будущего специалиста.

Понятие Я-концепция было введено американским психологом У. Джеймсом в конце XIX в. Эта категория является центральным моментом во многих психологических теориях. Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи. как К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Бернс и др.

В общем виде Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе, включающую:

• осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств;

• самооценку;

• субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

В структуре данного понятия «Я» можно определить как дифференцированную часть поля восприятия человека, которое состоит из осознанного отражения действительности и ценностей.

У. Джеймс, сформулировавший термин Я-концепция, видел в личностном «Я» два аспекта: «Я» как сознание и «Я» как объект. Это позволило выделить в Я-концепции три структурных компонента: когнитивный, представляющий собой содержание представлений о себе; эмоциональноценностный, который есть переживаемое отношение к себе; поведенческий компонент, характеризующий проявление конгнитивного и оценочного компонентов в поведении.

Р. Бернс в своей теории представлял Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является совокупность установок личности в отношении себя. Эти установки имеют разные аспекты, такие

как «реальное Я» - представление человека о том, каким он является на самом деле; «идеальное Я» - представления человека о том, каким он хотел бы стать; «зеркальное Я» - представление человека о том, каким его видят окружающие. Противоречия между «идеальным Я» и «реальным Я» являются основой для самооценки и могут служить как источником развития личности, так и источником внутриличностных конфликтов и десруктив-ных переживаний.

С точки зрения теории К. Роджерса, Я-концепция отражает представления человека о реализуемых им социальных ролях т. е. включает набор образов себя - родителя, студента, предпринимателя, руководителя и т. д.

В отечественной психологической науке проблемами Я-концепции занимались такие ученые, как Б. Ананьев, И. Кон, В. Столин и др. В российской научной литературе термин Я-концепция появился сравнительно недавно. Ранее в том же значении использовались понятия «самосознание» и «образ себя».

Таким образом, Я-концепция представляет собой развивающуюся систему установок человека о том, что он собой представляет, о том, каким бы он хотел себя видеть, об отношении к себе окружающих и отражении этих установок в поведении человека и его отношениях с другими людьми. Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

• Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе;

• Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концеп-ции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т. к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта;

• Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция формируется у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и уникальный продукт его развития, которому присущи относительная устойчивость и в то же время способность реагировать на изменяющиеся внешние условия и связанные с этим перемены в самом человеке. Я-концепция формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека и в значительной степени определяет все его жизненные проявления, позволяя индивиду через осознание своей позиции и роли в обществе более эффективно адаптироваться в изменяющихся социально-политических и экономических условиях.

Стоит отметить, что экономические условия не являются абсолютно устойчивым явлением, а подвержены постоянным и довольно значительным колебаниям. Направленность и характер этих изменений могут проявляться в преобразовании всего социально-политического уклада жизни общества и становлении экономики принципиально нового типа, в основе которой лежат более динамические хозяйственные отношения, несвойственные прежней системе способы распределения и использования ресурсов, более развитая структура хозяйствующих субъектов и значительно усложнившийся характер взаимодействия между ними. Но даже в рамках относительно устойчивой экономической системы, функционирование которой не сопряжено со столь серьезными переменами в хо-зяйствнной деятельности, возможны колебания цикла деловой активности и связанные с этим изменения потребности рынка труда, размеров и структуры доходов населения, межотраслевое распределение ресурсов и возможная деформация социальной инфраструктуры.

В сязи с этим система профессиональной подготовки кадров, как нам кажется, должна обратить серьезное внимание на проблему реализации молодыми людьми в полном объеме возможностей экономических свобод демократического общества и на возросшую потребность в самоопределении как отдельных личностей, так и различных социальных групп. Все это обусловливает неоходимость формирования у выпускников системы высшего профессионального образования экономической Я-кон-цепции, позволяющей иметь более широкие возможности адаптации в постоянно изменяющихся экономических условиях.

Уточняя понятие «экономическая Я-концепция» можно сказать, что это совокупность установок человека, направленных на самого себя как на элемент экономической системы с позиции субъекта экономических отношений.

Экономическая Я-концепция включает в себя:

• представление индивида о самом себе в рамках существующей экономической среды и осознания с этой точки зрения своих свойств и качеств личности;

• эффективную оценку своей роли в экономической системе, свойств и качеств, проявляемых при участии человека в экономических отношениях, их самопринятие или самоосуждение с учетом ценностных ориентаций;

• субъективное восприятие влияющих на собственную личность изменяющихся экономических условий и поведенческие реакции, вызванные этими изменениями, своим образом в экономической системе и самооценкой.

Объективной необходимостью для формирования экономической Я-концепции является то, что в обществе все без исключения обременены проблемами самоопределения в профессиональной среде, осознания и оценки своих потребностей, а также определения приемлемых способов удовлетворения этих потребностей.

«В гражданском обществе, - писал Гегель, - каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть, потому средство для целей особенного» [3, с. 211].

Иначе говоря, чтобы осознать себя, свое место в масштабе преобразований, нужно ясно и четко представлять цели, задачи, которые стоят перед всем обществом, и способы их реализации. Индивидуализация субъектов среды, уважение личности возможны при наличии определенной нормативной базы, действенного механизма, позволяющего из материалов внешнего мира выстраивать внутренний мир. При отсутствии этого механизма при любых обстоятельствах человек будет чувствовать себя незащищенным.

Итак, экономическая Я-концепция представляет собой осознание человеком самого себя в качестве элемента экономической системы с позиции субъекта экономических отношений, сформированное на основе концептуально-обобщенного объема знаний о мироустройстве и навыков взаимодействия с различными элементами актуальной экономической среды.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.:

Прогресс, 1986.

3. Гегель Г. Соч. Т. 7. М.; Л., 1934.

4. Джеймс У. Научные основы психологии. М., 2003.

5. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самозознание. М.: Политиздат, 1984.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М. 1994.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ.

ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.