Рецензия на Российское религиоведение: справочник / Ред.: П.Н. Костылев, Т.А. Фолиева; Сост.: К.А. Колкунова, М.В. Шилкина, Н.А. Коренева, Д.А. Ченцова; Русское религиоведческое общество. М.: Издатель Воробьев А.В., 2016. 232 с.
В настоящее время в научном дискурсе отсутствуют фундаментальные исследования, представляющие информацию о современном положении дел в российском религиоведении и процессе его институционализации. Этот пробел может частично заполнить справочник «Российское религиоведение», который был опубликован в 2016 году в Москве под общей редакцией П.Н. Костылева и Т.А. Фолиевой. Его составлением занимались религиоведы К.А. Колкунова, М.В. Шилкина, Н.А. Коренева и Д.А. Ченцова, которые входят в профессиональную ассоциацию «Русское религиоведческое общество». Это уже не первая попытка провести такого рода исследование. В 2009 году в Волгограде коллективом под руководством Т.А. Фолиевой и О.Я. Мухи был издан «Справочник религиоведа», в котором была собрана информация об образовательных, научных и общественных религиоведческих институтах современной России и Украины. Справочник 2016 года включает в себя исключительно российские учебные подразделения. Вся информация подается единообразно: контакты; история подразделения; список актуальных сотрудников с указанием сферы их профессиональных интересов и научных трудов; учебные и методические пособия, изданные подразделением. Авторы постарались выполнить сразу несколько задач: с одной стороны, собрать сведения о религиоведческих подразделениях в ВУЗах России, а с другой — создать справочник ныне работающих преподавателей религиоведения.
К сожалению, справочник является неполным, что признают и сами составители. Российское законодательство требует согласия гражданина на публикацию персональных данных. По этой причине все материалы в справочнике согласованы с учебными заведениями, однако с некоторыми из них эта процедура не увенчалась успехом. Например, отсутствует информация об одной из самых известных религиоведческих школ СПбГУ, что, безусловно, обедняет содержание справочника.
Информация о работающих религиоведах, их научных интересах и опубликованных трудах представляет безусловную ценность, однако, по бумажному тексту невозможно проводить тематический поиск. Проблему можно решить, если разработать соответствующий индекс или создать электронную версию справочника.
Кроме того, для реконструкции полной картины религиоведческих институтов в России необходимо включить в справочник научные подразделения, а также, по возможности, дать информацию об отдельных ученых, которые работают не в профильных подразделениях, но занимаются изучением религиозной проблематики. Авторы планируют новое, дополненное издание справочника в 2017 году, в котором, как мы надеемся, указанные проблемы будут решены.
Несмотря на очевидные недостатки, справочник дает ценный материал для анализа современного состояния религиоведческого сообщества. В последние годы развитие религиоведения оказалось неразрывно связано с процессом институционализации теологии, которая получила статус признанной государством отрасли науки и учебной специальности. Этот процесс, как справедливо замечают авторы справочника, усилил опасения в профессиональной
среде, что «религиоведение в России... сокращается, кафедры сокращаются, ведущие ученые уходят» (с. 7). Заинтересованный читатель не сможет удержаться от подсчета количества «религиоведческих кафедр» и сравнения с числом как чисто теологических, так и совмещенных кафедр «теологии и религиоведения», чтобы сделать самостоятельный вывод о справедливости и обоснованности таких опасений. Справочник дает для этого ценную эмпирическую информацию.
Однако, чистая статистика не дает возможности провести анализ системы ценностей, которая регулирует деятельность ученого и преподавателя. Исторически изучение религии в Российской империи, затем в Советском Союзе и современной России базировалось на разных мировоззренческих основаниях, что было обусловлено как внутренней логикой развития науки о религии, так и доминирующей государственной идеологией. Мы убеждены в том, что верующий человек вполне может стать объективным религиоведом, как и атеист способен адекватно анализировать религиозные чувства. Их должна объединять система ценностей добросовестного ученого, деятельность которого подразумевает логическую аргументацию и доказательство, уважение к чужой позиции и открытость к диалогу. Каким в итоге предстанет сообщество исследователей религии в России, покажет время.
Справочник будет интересен всем, кто интересуется современным религиоведением и развитием религиоведческих учебных институтов в России.
Оренбург М.Ю.