Научная статья на тему 'Международная летняя религиоведческая школа в Волгограде'

Международная летняя религиоведческая школа в Волгограде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная летняя религиоведческая школа в Волгограде»

© Фолиева Т.А., Ксенжик А., 2010

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕТНЯЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА

В ВОЛГОГРАДЕ

Т.А. Фолиева, А. Ксенжик

С 31 июля по 9 августа 2009 г. на базе Волгоградского государственного университета проходила Международная летняя религиоведческая школа «Современная философия религии» (ЛРШ). Организаторами Школы выступили Волгоградский государственный университет, Совет молодых ученых ВолГУ, философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, редакционная коллегия журнала «Религиоведческие исследования» (Москва), Независимый научно-исследовательский центр (Волгоград). В оргкомитет Школы, кроме сотрудников ВолГУ, вошли представители организа-ций-соорганизаторов, в том числе старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова П.Н. Костылев и младший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН И.Ю. Мирош-ников, которые выполняли функции программного комитета. Возглавлял оргкомитет ректор ВолГУ, доктор экономических наук, профессор О.В. Иншаков. Местом проведения Школы стал Волгоградский государственный университет и туристическая база Урюпинского филиала ВолГУ. В работе Школы принимали участие студенты, аспиранты, научные работники и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани, Тюмени, Женевы (Швейцария) и Кракова (Польша). Во время проведения Школы было прочитано 14 лекций и 7 докладов, проведен круглый стол и презентация журнала «Религиоведческие исследования». Особый формат был предусмотрен для докладов: каждому докладчику оргкомитетом были назначены два оппонента, что позволило создать условия для активной и свободной дискуссии по каждому выступлению.

31 июля состоялось открытие ЛРШ. С приветственными выступлениями к лекторам и участникам школы обратились доктор

философских наук, профессор, проректор по внешним связям ВолГУ, зам. председателя оргкомитета ЛРШ О.И. Сгибнева, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова П.Н. Костылев, доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Н.В. Омельченко. После официального открытия состоялось знакомство участников ЛРШ в виде тренинга, который модерирова-ла Лариса Ворожейкина (Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград). Интерес у участников Школы вызвали экскурсии в музей истории университета и в палеоантропологическую лабораторию ВолГУ. После обеда доктор философских наук, профессор Н.В. Омельченко прочитал лекцию «Светская теология как философия религии», которая вызвала дискуссию среди участников ЛРШ. В этот же день редакционной коллегией журнала «Религиоведческие исследования» (П.Н. Костылев, И.Ю. Мирошников, Р.О. Сафронов, К.А. Колкунова, Ж.П. Алфимова) была проведена презентация первого номера. Журнал создан, как представили члены редакционной коллегии, для интеграции отечественного и зарубежного религиоведения, при этом основной упор сделан на исследовании самого религиоведения.

1 августа участники ЛРШ совершили экскурсию по культовым памятникам Элисты, столицы Республики Калмыкия, а 2 августа продолжилась напряженная программа ЛРШ. Кандидат философских наук, доцент Л.В. Белянская (ВолГУ, Волгоград) прочитала две лекции «Основные проблемы феминистской философии религии» (в лекции были рассмотрены социокультурные, идейные и методологические источники феминистской философии религии, представлены основные линии деконструкции религии, предлагаемой постмодернистским феминистским дискур-

сом) и «Осмысление христианства в современном постмарксизме» (предпосылки, цели и смысл позитивного обращения современных постмарксистов Алена Бадью и Славоя Жи-жека к христианской проблематике).

Продолжила программу Школы лекция Phd, профессора Женевского университета Патрика де Лобье. В своем выступлении лектор говорил о философии религии Этьена Жильсона и Жака Маритэна, полагая, что именно в работах этих авторов наблюдается метафизическое и духовное возрождение философии религии. Академической была признана лекция кандидата философских наук, доцента А.В. Апполонова (Москва, МГУ) «Концепция религии в работах представителей “Радикальной ортодоксии”». Лектор рассмотрел возникновение и распространение движения; конфессиональный состав; влияние католической традиции в теологии и континентальной традиции в философии.

3 августа участники и лекторы ЛРШ переехали в г. Урюпинск, где на туристической базе Урюпинского филиала ВолГУ они продолжили свою работу. 4 августа был проведен круглый стол «Философские проблемы книги Ричарда Докинза “Бог как иллюзия”» (модераторы К.А. Колкунова и И.Ю. Мирошников). На круглом столе были обсуждены следующие вопросы: допустимо ли рассматривать существование Бога как научную гипотезу? Насколько обоснован «принципиальный» агностицизм? Является ли религия побочным продуктом «итенци-онального» уровня работы человеческого мышления? Совершенно иные проблемы были подняты в двух лекциях доктора философских наук, профессора М.Н. Ересько (ТюмГУ, Тюмень). Лектор отметил, что «язык религии нельзя определить как простую совокупность символов или религиозных языков..., но есть единая когнитивная закономерность, которая реализует механизм онтологизации смысла в языке религии». На основе этого автор предложил новую «онтосемантическую методологию» изучения фундаментальных проблем теоретического религиоведения. Закончилась программа дня лекцией РШ, профессора П. де Лобье (Женевский университет, Женева) <^а Регеоппе Ьдтате», в которой автор рассуждал о проблеме человеческого достоинства в католической философии.

5 августа были прочитаны лекции Dr. НаЫ! Хенрика Хоффманна (Ягеллонский уни-

верситет, Краков, Польша) и кандидата философских наук А.П. Козырева (МГУ, Москва). Лекция Х. Хоффмана была посвящена проблеме теологии, религиоведения, философии и феноменологии религии как различных областей исследования религии. Профессор показал в своем выступлении наиболее существенные методологические подходы к разрешению продолжающегося спора о статусе этих наук.

Лекция А.П. Козырева «Неопаламизм и неотомизм в ХХ веке: религия перед вызовом секуляризма» была посвящена проблеме нео-паламитского ренессанса в русском богословии как примеру актуализации религиозных учений в современном социальном контексте, использования их как идеологического инструмента в интерконфессиональной полемике.

В этот же день были заслушаны доклады участников ЛРШ: П. Костылева (МГУ, Москва) «Рабочее определение религии: антропологический подход», А. Пантелеевой (Москва, МГУ) «Реполитизация религии и ее последствия», Е. Костровой (МГУ, Москва) «Теория священного в работе Рене Жирара “Насилие и священное”».

Лекцией кандидата философских наук, доцента Казанского государственного университета А.В. Токранова начался седьмой день Школы. Лектор рассмотрел феноменологическую философию религии Э. Левинаса и указал, что учение этого философа - «своего рода интеграция предельных смысловых данностей иудаизма, пропущенных через призму западноевропейской феноменологии». После лекции состоялась экскурсия участников ЛРШ по г. Урюпинску. Рабочая программа была продолжена позже презентацией доклада «Жак Ваарденбург - отец неофеноменологии религии» А. Ксенжик (Краков, Польша) и лекцией «Истина религии: от эпистемологического подхода к когнитивному» Е.О. Калмыковой (Санкт-Петербург, РХГА). Лектор освятил в своем выступлении проблему истины с точки зрения когнитивистики, и поскольку это новый подход, лекция вызвала споры среди участников.

7 августа было прочитано две лекции. Первая - «Эпистемология религии в контексте современной философии религии» Р. О. Сафронова (ПСТГУ, Москва) - посвящена эвиденциа-лизму, научным спорам о его принятии (Э. Ко-

150

Т.А. Фолиева, А. Ксенжик. Международная летняя религиоведческая школа в Волгограде

ни, Р. Филдман) и непринятии (А. Платинг), а также неэвиденциалистским подходам к решению проблемы знания. Вторая лекция «Религия как предмет религиоведческого исследования. Польские дидактические опыты» была прочитана Х. Хоффманном. Профессор рассказал о сложившейся практике преподавания религиоведения в Польше, специфике дидактических методов и особенностях работы со студентами. С докладами в этот день выступили: К. Кол-кунова (МГУ, Москва) «Ниниан Смарт: философ религии и методолог религиоведения»;

Т. Крихтова (БГУ, Минск) «Научное исследование религии “потому что” и “вопреки” в книге Даниэля Денете “Разрушая чары. Религия как естественное явление”», И. Мирошников (МГУ, Москва) «К критике “критической теории религии” Рудольфа Зиберта».

Итоги Международной летней религиоведческой школы были подведены 8 августа на закрытии Школы: участники и лекторы отметили плодотворную работу ЛРШ и еще раз обсудили основные тенденции в современной философии религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.