Научная статья на тему 'Обзор международной летней религиоведческой школы "Современная философия религии"'

Обзор международной летней религиоведческой школы "Современная философия религии" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор международной летней религиоведческой школы "Современная философия религии"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: КОНФЕРЕНЦИИ

Колкунова К.А.

Обзор Международной Летней религиоведческой школы «Современная философия религии»

C 31 июля по 9 августа 2009 года на базе Волгоградского государственного университета при поддержке философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва), Независимого научно-исследовательского центра (Волгоград) и редакционной коллегии журнала «Религиоведческие исследования» прошла Международная летняя религиоведческая школа «Современная философия религии». Организаторы школы стремились создать возможность для плодотворного обсуждения как философских проблем в религиоведении, так и того, как религия рассматривается в современной философии. Это уже второе подобное мероприятие, проводимое ВолГУ - в январе-феврале 2008 года состоялась Первая международная зимняя религиоведческая школа «Религиоз-

1

ность в изменяющемся мире» .

Программа школы, которая проходила в Волгограде, Элисте и на туристической базе ВолГУ в Урюпинске, включала три формы работы: лекции, доклады и круглые столы. В ходе дискуссий участникам удалось охватить ряд проблем современной философии религии, а также религиозной философии и религиоведения.

За время работы школы участниками были рассмотрены проблемы религии в неомарксизме, рецепция религии в феминистской философии, эти темы осветила в своих лекциях Л.В. Белянская (ВолГУ, Волгоград); феноменологическую философию религии Левинаса рассмотрел в своей лекции А.В. Токра-нов (КГУ, Казань). И.Ю. Мирошников (МГУ, Москва) в своем докладе обратился к критической теории религии Р. Зиберта и М. Хоркхаймера. Работы Жирара, более известного как литературоведа, а не философа, в которых рассматривается понятие священного и исследуется ритуал, в частности, жертвоприношение, проанализировала в своем докладе Е.А. Кострова (МГУ, Москва). Такая нетипичная для отечественного религиоведения дисциплина как эпистемология религии и ее проблемное поле были темой лекции Р.О. Сафронова (ПСТГУ, Москва).

Учитывая насущность проблем отношения религиоведения и теологии, неудивительно, что в ходе школы были прослушаны лекции о богословии, религиозной философии, их отношении с наукой и религиоведением в частности. Большой удачей для школы было участие в ней автора книг «Три града: Социальное учение христианства», «Эсхатология», «Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт» и др., швейцарского мыслителя Патрика де Лобье. Его лекции, посвященные религиозной философии неотомизма, Жаку Маритену, Тейяру де Шардену, Этьену Жильсону, позволили участникам школы погрузиться в интеллектуальную культуру послевоенной Франции, практически лично познакомится с мыслителями той эпохи. А.П.Козырев (МГУ, Москва) посвятил свою лекцию диалогу неопаламизма и неотомизма в ХХ веке, продемонстрировав актуальность византийского богословия для современной религиозной философии Запада. Лекция А.В. Аполло-

1 См.: Религиозность в изменяющемся мире: сб. материалов I Междунар. зим. религиовед. шк., г. Волгоград, 28 янв. - 3 февр. 2008 г. / ГОУ ВПО «ВолГУ», Совет молодых ученых, ред-кол.: О.И. Сгибнева (отв. ред.). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 200 с.

нова (МГУ, Москва) дала участникам школы представление об основных идеях радикальной ортодоксии, направления мысли, выдвигающего идею постсеку-лярного мира и критикующего «современность». Особую ценность данной лекции придала содержащаяся в ней критика основных положений радикальной ортодоксии с опорой, помимо прочего, на средневековые тексты.

Особое место заняла лекция Н.В. Омельченко (ВолГУ, Волгоград), открывавшая школу и задавшая тон работе. Н.В. Омельченко говорил о светской теологии, проблеме богооткровенности в философии, диалоге религии и философии.

Разумеется, не остались без внимания и проблемы современного религиоведения, места философии религии в системе религиоведческого знания, методологии религиоведческих исследований. Польскому опыту изучения религии и религиоведения были посвящены лекции профессора Ягеллонского университета (Краков, Польша) Хенрика Хоффмана. Были прослушаны доклады Т.М. Крихтовой (БГУ, Минск) о проблематике книги Д. Деннета «Разрушая чары», А.В. Пантелеевой (МГУ, Москва) о реполитизации религии, К.А. Колку-новой (МГУ, Москва) о философском содержании религиоведческого наследия Н.Смарта, Анны Ксёнжек (Ягеллонский университет, Краков) о неофеноменологии религии Жака Ваарденбурга.

Особенно бурные дискуссии вызвали лекции и доклады, представляющие собственные теоретические построения. Так, М.Н. Ересько (ТюмГУ, Тюмень) в лекциях изложила свое видение проблем языка религии в онтосеман-тическом измерении. Е.О. Калмыкова (РХГА, Санкт-Петербург) посвятила свою лекцию проблемам истины религии. Молодой исследователь предложила собственную трактовку истины как ключа и применила ее к анализу религиозных явлений. В докладе П.Н. Костылева (МГУ, Москва) было предложено авторское антропологически ориентированное определение религии. Бурная дискуссия по поводу этого определения показывает перспективность нового подхода и определенную потребность в нем.

Особое место в программе школы заняли презентация первого номера журнала «Религиоведческие исследования», редколлегия которого вошла в число организаторов школы, а также круглый стол, посвященный философской проблематике книги Р. Докинза «Бог как иллюзия», вызвавшей у участников школы живой отклик.

Подводя итоги школы, можно с уверенностью сказать, что российское религиоведческое сообщество продолжает формироваться, и мероприятия, подобные этой школе, на которых встречаются студенты российских и зарубежных вузов, преподаватели из крупнейших научных центров, в работе которых принимают участие признанные на Западе ученые, станут для молодого поколения религиоведов в высшей степени полезным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.