НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: КОНФЕРЕНЦИИ
Колкунова К.А.
Обзор Международной Летней религиоведческой школы «Современная философия религии»
C 31 июля по 9 августа 2009 года на базе Волгоградского государственного университета при поддержке философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва), Независимого научно-исследовательского центра (Волгоград) и редакционной коллегии журнала «Религиоведческие исследования» прошла Международная летняя религиоведческая школа «Современная философия религии». Организаторы школы стремились создать возможность для плодотворного обсуждения как философских проблем в религиоведении, так и того, как религия рассматривается в современной философии. Это уже второе подобное мероприятие, проводимое ВолГУ - в январе-феврале 2008 года состоялась Первая международная зимняя религиоведческая школа «Религиоз-
1
ность в изменяющемся мире» .
Программа школы, которая проходила в Волгограде, Элисте и на туристической базе ВолГУ в Урюпинске, включала три формы работы: лекции, доклады и круглые столы. В ходе дискуссий участникам удалось охватить ряд проблем современной философии религии, а также религиозной философии и религиоведения.
За время работы школы участниками были рассмотрены проблемы религии в неомарксизме, рецепция религии в феминистской философии, эти темы осветила в своих лекциях Л.В. Белянская (ВолГУ, Волгоград); феноменологическую философию религии Левинаса рассмотрел в своей лекции А.В. Токра-нов (КГУ, Казань). И.Ю. Мирошников (МГУ, Москва) в своем докладе обратился к критической теории религии Р. Зиберта и М. Хоркхаймера. Работы Жирара, более известного как литературоведа, а не философа, в которых рассматривается понятие священного и исследуется ритуал, в частности, жертвоприношение, проанализировала в своем докладе Е.А. Кострова (МГУ, Москва). Такая нетипичная для отечественного религиоведения дисциплина как эпистемология религии и ее проблемное поле были темой лекции Р.О. Сафронова (ПСТГУ, Москва).
Учитывая насущность проблем отношения религиоведения и теологии, неудивительно, что в ходе школы были прослушаны лекции о богословии, религиозной философии, их отношении с наукой и религиоведением в частности. Большой удачей для школы было участие в ней автора книг «Три града: Социальное учение христианства», «Эсхатология», «Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт» и др., швейцарского мыслителя Патрика де Лобье. Его лекции, посвященные религиозной философии неотомизма, Жаку Маритену, Тейяру де Шардену, Этьену Жильсону, позволили участникам школы погрузиться в интеллектуальную культуру послевоенной Франции, практически лично познакомится с мыслителями той эпохи. А.П.Козырев (МГУ, Москва) посвятил свою лекцию диалогу неопаламизма и неотомизма в ХХ веке, продемонстрировав актуальность византийского богословия для современной религиозной философии Запада. Лекция А.В. Аполло-
1 См.: Религиозность в изменяющемся мире: сб. материалов I Междунар. зим. религиовед. шк., г. Волгоград, 28 янв. - 3 февр. 2008 г. / ГОУ ВПО «ВолГУ», Совет молодых ученых, ред-кол.: О.И. Сгибнева (отв. ред.). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 200 с.
нова (МГУ, Москва) дала участникам школы представление об основных идеях радикальной ортодоксии, направления мысли, выдвигающего идею постсеку-лярного мира и критикующего «современность». Особую ценность данной лекции придала содержащаяся в ней критика основных положений радикальной ортодоксии с опорой, помимо прочего, на средневековые тексты.
Особое место заняла лекция Н.В. Омельченко (ВолГУ, Волгоград), открывавшая школу и задавшая тон работе. Н.В. Омельченко говорил о светской теологии, проблеме богооткровенности в философии, диалоге религии и философии.
Разумеется, не остались без внимания и проблемы современного религиоведения, места философии религии в системе религиоведческого знания, методологии религиоведческих исследований. Польскому опыту изучения религии и религиоведения были посвящены лекции профессора Ягеллонского университета (Краков, Польша) Хенрика Хоффмана. Были прослушаны доклады Т.М. Крихтовой (БГУ, Минск) о проблематике книги Д. Деннета «Разрушая чары», А.В. Пантелеевой (МГУ, Москва) о реполитизации религии, К.А. Колку-новой (МГУ, Москва) о философском содержании религиоведческого наследия Н.Смарта, Анны Ксёнжек (Ягеллонский университет, Краков) о неофеноменологии религии Жака Ваарденбурга.
Особенно бурные дискуссии вызвали лекции и доклады, представляющие собственные теоретические построения. Так, М.Н. Ересько (ТюмГУ, Тюмень) в лекциях изложила свое видение проблем языка религии в онтосеман-тическом измерении. Е.О. Калмыкова (РХГА, Санкт-Петербург) посвятила свою лекцию проблемам истины религии. Молодой исследователь предложила собственную трактовку истины как ключа и применила ее к анализу религиозных явлений. В докладе П.Н. Костылева (МГУ, Москва) было предложено авторское антропологически ориентированное определение религии. Бурная дискуссия по поводу этого определения показывает перспективность нового подхода и определенную потребность в нем.
Особое место в программе школы заняли презентация первого номера журнала «Религиоведческие исследования», редколлегия которого вошла в число организаторов школы, а также круглый стол, посвященный философской проблематике книги Р. Докинза «Бог как иллюзия», вызвавшей у участников школы живой отклик.
Подводя итоги школы, можно с уверенностью сказать, что российское религиоведческое сообщество продолжает формироваться, и мероприятия, подобные этой школе, на которых встречаются студенты российских и зарубежных вузов, преподаватели из крупнейших научных центров, в работе которых принимают участие признанные на Западе ученые, станут для молодого поколения религиоведов в высшей степени полезным опытом.