© О.С. Киселев, В.Г. Литвинчук, Т.А. Фолиева, 2008-2009
ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
О.С. Киселев, В.Г. Литвинчук, Т.А. Фолиева
В научной среде существует множество форматов мероприятий, где исследователи не только встречаются друг с другом, но и делятся опытом и новой информацией, налаживают личные и рабочие связи, словом - формируют то, что принято называть «научным профессиональным сообществом». Чаще всего такие встречи имеют форму конференций и круглых столов, но можно с легкостью перечислить и другие - семинары, конгрессы, чтения и т. д. В последнее десятилетие все более популярным становится новый вид -«школы молодых ученых», которые, не изменяя классическим традициям отечественной науки и в то же время позволяя не избегать новаторских путей, помогают исследователям включаться в научный процесс.
В 2007-2008 гг. Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Молодежной ассоциацией религиоведов (г. Киев, Украина), Волгоградским государственным университетом
(г. Волгоград, Россия) были проведены три религиоведческих школы студентов, аспирантов и молодых ученых. Несмотря на то, что школы проводились в разное время и в разных регионах, их связывает единое стремление придать религиоведческой науке новое «звучание», вывести ее из затяжного кризиса и противопоставить существующим негативным тенденциям.
Опыт проведения встреч в таком формате уже сейчас требует своего осмысления, поэтому в данной статье были объединены три различных очерка о трех школах, которые проводились в Киеве, на архипелаге Соловки и в Волгограде. Авторы двух очерков были не только участниками всех школ, но и являлись их организаторами: Олег Киселев - представитель Молодежной ассоциации религиоведов (в ее активе уже 7 международных религиоведческих школ) и Татьяна Фолиева - председатель рабочей группы первой зимней религиоведческой школы в Волгограде.
О ВОЛГОГРАДСКОЙ ЗИМНЕЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
О.С. Киселев
С 28 января по 3 февраля 2008 г. в горо-де-герое Волгограде прошла I Международная зимняя религиоведческая школа молодых ученых «Религиозность в изменяющемся мире». В работе школы принимали участие
студенты, аспиранты, научные работники, преподаватели и государственные чиновники из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Благовещенска, Минска и Киева. Официальным организатором школы высту-
пил Волгоградский государственный университет (далее - ВолГУ) и Совет молодых ученых при активной поддержке руководства вуза. Формы работы были различными: лекции, круглые столы и презентации докладов участников, в которых был поднят широкий круг проблем (современная ситуация в России и странах СНГ, история религии в России, государственно-церковные и межконфессиональные отношения, новые религиозные движения, методологические проблемы религиоведения, религия и Интернет). Участники школы посетили музей ВолГУ и его палеоантропологическую лабораторию, Мамаев курган и музей-панораму «Сталинградская битва». Лекторами школы были: Ю.Т. Сад-ченков - зав. отделом по связям и содействию религиозным организациям Главы Администрации Волгоградской области; О.В. Савин - канд. филос. наук, докторант ВолГУ; С.Б. Токарева -д-р филос. наук, проф. кафедры теоретической и социальной философии ВолГУ; Г.П. Кибасо-ва - д-р филос. наук, проф. кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета (далее -ВолГМУ); Н.Д. Барабанов - канд. ист. наук, доц. кафедры археологии, древней и средневековой истории ВолГУ и О.Ю. Редькина - д-р ист. наук, проф., декан факультета философии, истории, международных отношений и социальных технологий ВолГУ.
Идея организации зимней религиоведческой школы появилась у Татьяны Фолиевой, когда она принимала участие в VI Международной молодежной религиоведческой летней школе «Иудаизм: сущность, история и современные измерения», которую летом 2007 г. в еще одном городе-герое - Киеве проводила Молодежная ассоциация религиоведов. Поэтому мы можем говорить, что зимняя школа
имеет непосредственную связь с летней. Правда, ради справедливости, необходимо указать на то, что молодые российские религиоведы имеют летнюю религиоведческую школу, которая уже трижды проходила на Соловках. Но опять-таки, ее организатор Павел Костылев (старший научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) принимал участие в 2001 г. в I Международной молодежной религиоведческой летней школе, посвященной религиозной толерантности и организованной Центром религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиоведов.
Связи российских и украинских религиоведческих школ не заканчиваются преемственностью. Кроме каких-то организационных моментов, которые организаторы той или иной школы стараются перенять друг у друга (украинские религиоведы уехали из Волгограда с довольно длинным списком позитивных организационных моментов, которые по мере возможностей попытались воплотить в VII летней школе по исламу), более важным является укрепление научных связей, в результате которых образуется научное сообщество молодежи.
Возвращаясь к волгоградской школе, отметим, что ее спецификой по сравнению с украинскими летними школами является широта темы. Проблематика школы фактически предполагает возможное участие любого исследователя религии и ее проявлений. Каждый может представить свои наработки, принять участие в теоретических дискуссиях, узнать, чем занимаются коллеги. Такой формат как раз является наиболее оптимальным для формирования научного сообщества.
ИСЛАМ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (VII Международная молодежная религиоведческая летняя школа)
В.Г. Литвинчук
7-16 июля 2008 года в городах Киеве ту религиоведческая школа, проводимая Мои Симферополе прошла уже седьмая по сче- лодежной ассоциацией религиоведов. В этот
раз тематика научного мероприятия была связана с исламом. Действительный, а не номинальный международный статус школы был ощутим уже на пленарном заседании. Для участия в работе школы в украинскую столицу приехали участники из России (Москва, Волгоград), Беларуси (Минск), Польши, ряда городов Украины (Одесса, Харьков, Донецк и др.). Интерес к мероприятию, помимо академических кругов, проявили представители ряда общественных организаций и органов государственной власти. В пленарном заседании приняли участие посольства некоторых государств. Город-герой Киев тепло принял участников школы, что отразилось в крайне интересной, насыщенной программе мероприятия и гостеприимстве, внимательности организаторов. Продолжение школы происходило в столице Автономной Республики Крым -г. Симферополе.
Следует выделить следующие особенности данного научного мероприятия:
1. Широкое представительство различных организаций (религиозных, общественных, государственных). Безусловной заслугой организаторов является включение в работу школы в форме поддержки, содействия либо непосредственного участия большого количества различных структур. Представляется, что проведение школ в таком ключе позволяет осуществлять предельно позитивный диалог (представленный самыми различными точками зрения) и в значительной степени решать финансовые затруднения в процессе организации научных мероприятий.
2. Мобильность школы. Участники имели возможность посетить Киев, Симферополь,
Бахчисарай, немного отдохнуть на море. Это способствует широкому знакомству с культурой страны, в которой проводится мероприятие, позволяет расширять географию участников школ, устанавливать между ними дружеские отношения.
3. Активное участие религиозных организаций. Работа школы показала, насколько возможен и важен диалог религиоведов и богословов.
4. Значительное количество участников. С одной стороны, мероприятия с большим количеством участников позволяют привлекать к серьезному научному изучению религий новых, перспективных молодых ученых, поэтому они необходимы, по крайней мере, периодически. С другой - количество участников, превышающее 10-15 или даже 2025 чел., не способствует установлению тесных контактов, затрудняет проведение разнообразных мероприятий с участием всех приглашенных, что может препятствовать формированию крепкого сообщества религиоведов на постсоветском пространстве (интересна в этом плане религиоведческая школа в Волгограде, в работе которой принимали участие психологи, выполнявшие важную функцию сплочения участников).
5. Достаточно строгая тематика школы, способствующая как общению узких специалистов (исламоведов), так и формированию фундаментальных знаний по проблеме, расширению кругозора, росту профессионализма, прежде всего, религиоведов, а также философов и иных специалистов.
В целом указанную религиоведческую школу можно рассматривать как образцовое научное мероприятие.
НАУКА И РЕЛИГИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАЛОГА (Международная религиоведческая летняя школа на Соловках)
Т.А. Фолиева
В августе 2008 года в поселке Соловецкий (Архангельская область), при поддержке Института религии и науки «Метанексус», проводилась III Международная религиовед-
ческая летняя школа «Наука и религия: перспективы диалога в современном мире». В ней принимали участие студенты, преподаватели и молодые ученые из ведущих вузов России
116
О.С. Киселев, В.Г. Литвинчук, Т.А. Фолиева. Религиоведческие школы молодых ученых
и стран СНГ - Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт - Петербург, Россия), Белорусского государственного университета (г. Минск, Беларусь), Русской христианской гуманитарной академии университета (г. Санкт-Петербург, Россия), Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина (г. Казань, Россия), Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, Россия), Владимирского государственного университета (г. Владимир, Россия), Института философии НАН Украины (г. Киев, Украина), Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия), а также Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий (г. Киев, Украина).
Летняя школа на Соловках обладает несколькими характерными чертами, которые отличают ее от других мероприятий подобного формата.
Во-первых, тематика всех проводимых школ посвящена сложной и интересной проблеме взаимодействия религии и науки, это обусловлено и требованиями грантодателя (Институт религии и науки «Метанексус»), и интересом организаторов и участников. При этом, несмотря на то, что задан лишь один объект изучения, в каждом докладе, в каждом мнении проблема все время озвучивается по-разному. Так, Е.О. Калмыкова (аспирант, СПбГУ) говорила об основных направлениях диалога и религии на Западе; Е.А. Кострова (студентка, МГУ) рассмотрела проблему взаимоотношения науки и религии через призму символических форм Э. Кассирера; А.И. Тюрин (студент, МГУ) анализировал синтез науки и религии в реконструкции традиций Древнего Египта и т. д.
Во-вторых, это открытый диалог лекторов и участников, когда их разговор принимает не лекционную форму, а ведется в режиме диалога. Так например, сложная лекция А.Ю. Рах-манина (преподаватель кафедры религиоведения, РХГА) в контексте такого диалога обретает совершенное иное, доступное звучание.
В-третьих, это самая «камерная» религиоведческая школа, но не из-за количества участников, а из-за складывающейся доверительной и дружеской обстановки, несмотря на суровость и, как выразился один из участни-
ков школы, «непонятность Соловков». Насыщенная культурная программа позволяет удачно соединить работу и отдых во время Соловецких школ. К тому же большинство участников знакомы, поскольку либо обучаются (работают) в одном вузе, либо уже встречались на подобных мероприятиях.
К большому сожалению, возможно, из-за прекращения финансирования данная школа была последней. Но несомненно, у ее организаторов, а скорее у ее главного «креативного директора» Павла Костылева, обязательно возникнут новые идеи в проведении встреч в таком формате. И здесь перед оргкомитетом (как впрочем, и у всех центров, которые проводят школы), встают уже новые проблемы, которые придется решать совместно с научным сообществом:
1. Вопрос о финансировании - один из самых острых и болезненных. Известно, что организаторы школ как на Соловках, так и в Киеве и Волгограде вкладывали собственные сбережения в бюджет мероприятия. К сожалению, светские организации подчас не хотят понять (или не понимают) значимость таких меро-приятий, а финансирование со стороны религиозных объединений может привести к ангажированности и вызвать осуждение ряда коллег по научному цеху.
2. Количественный и качественный состав участников школ. С одной стороны, оптимальным было бы участие в школе 15-20 чел., но с другой, это может привести к тому, что на подобные мероприятия будут ездить одни и те же исследователи, что придаст науке клановый характер. Но при увеличении количества участников возникает опасность снижения качества докладов, к тому же появляются некоторые трудности в организации мероприятия.
3. Форма школ - подчас очень трудно найти грамотных и адекватных лекторов, которые могли бы поделиться как с участниками, так и с оргкомитетом здравым и интересным опытом.
Все эти проблемы могут быть решены только сообща, в рамках формирующегося профессионального сообщества. Сейчас мы учимся проводить школы молодых ученых, для нас это еще эксперимент, через десятилетие (что для науки совсем не большой срок) мы будем учить новое поколение, и этот эксперимент должен превратится в традицию.