выводы поверхностны, но есть у автора и достаточно точные наблюдения) у творчества Элиаде и духовной мысли христианства (например, сравнивая концепции homo religiosus Элиаде и homo liturgus Павла Флоренского (с. 86), цитируя А. Меня, К. Ранера, Максима Исповедника), и как Элиаде оценивает особую роль христианства в истории человечества (с. 76-85). Автор делает далеко идущие выводы: «Думается, Элиаде с его мировоззрением человека традиционного общества, которое сформировалось в Индии, опасался той свободы и динамичности веры, которые дает христианство» (с. 84).
С моей точки зрения, книга А.А. Горохова является потрясающей иллюстрацией того, что выстроить, основываясь на творчестве Мирчи Эли-аде, непротиворечивую религиоведческую систему невозможно. Препарирование творчества Мирчи Элиаде, осуществленное конфессионально ангажированным автором, лишь помогает понять внутреннюю противоречивость творчества румынского религиоведа, а также в очередной раз напоминает нам о тесной взаимосвязи феноменологической Чикагской школы истории религии и теологии двадцатого века.
К.А. Колкунова
Рецензия на: Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций.
Под ред. Забияко А.П. Благовещенск: Амурский госуниверситет, Библиотека журнала «Религиоведение», 2012. 208 с.
Коллективная монография, изданная в серии «Библиотека журнала „Религиоведение"», создана коллективом кафедры религиоведения АмГУ — его преподавателями и аспирантами. Обычно, когда кафедры издают коллективные монографии, мы, к сожалению, имеем дело со сборником «кто во что горазд». Редко когда научные труды что-то связывает кроме обложки. В данном случае ситуация, что приятно, не такова. Здесь очевидно присутствует фигура редактора, который повлиял на общую концепцию сборника, осуществил координацию и редакцию текстов.
В данном случае объединяющей фигурой стал широко известный религиовед, профессор, заведующий кафедрой религиоведения АмГУ А.П. За-бияко. Его трехчастная статья, посвященная язычеству как, в том числе, киберрелигии, обратила на себя внимание читателей журнала «Религиоведение». Данная монография посвящена рассмотренным в этой статье проблемам — как влияет развитие наук на религию? Что происходит с религией в киберпространстве? Как религиозные традиции используют результаты научного прогресса?
Тема, безусловно, практически всеохватная. Для ограничения привлекаемого материала авторы выбрали весьма изящное решение: каждый отвечает на эти вопросы в той области, в которой лежат его основные научные интересы. Картина получилась не фрагментарная, но дающая пищу для размышлений. Статьи монографии можно разделить на две части.
Во-первых, это статьи, посвященные конкретным примерам отношения религиозных движений и организаций к научным достижениям и, в первую очередь, к сети Интернет. Эти примеры иллюстрируют самую распространенную типологию религий: процессы в архаических религиях иллюстрирует глава о шаманизме, в традиционных — о православии, в нетрадиционных религиозных движениях — о последователях «Фалуньгун».
Во-вторых, это разделы, посвященные теоретическим вопросам, методологии и примерам, не связанным с существующими религиями: понятие киберрелигии применительно к Рунету, зарубежные подходы к исследованию киберрелигии, влияние сети Интернет на формирование религиозного бреда психических больных, религиозные содержания компьютерных игр.
Такое перечисление может оставить впечатление отрывочности и несвязности, но при прочтении монографии этого не происходит, возможно, благодаря многочисленным внутренним ссылкам и перекличкам.
Тема, выбранная для монографии, крайне интересна и бурно разрабатывается религиоведами на Западе1. В отечественной науке о религии примеров меньше, и не все они удачны2. К недостаткам рецензируемой монографии можно отнести, на наш взгляд, именно слабую вписанность в контекст, как западного, так и российского изучения взаимодействия науки и религии в современном мире. Список литературы, завершающий книгу, насчитывает всего 54 источника, из них 14 на английском языке. Надо отметить, что в тексте присутствуют ссылки на гораздо большее число работ, и такая небольшая библиография смотрится несколько странно.
Как уже было сказано, в монографию включен раздел, посвященный западным подходам к исследованию киберрелигий. Построен он достаточно небанальным образом: в качестве репрезентативного материала для разбора данной темы выбран тематический номер журнала «Религия» за 2002 год, посвященный религии в киберпространстве. Авторы, представ-
1 См., например: Brasher B. Give me that online religion / Brenda E. Brasher — San Francisco: Jossey-Bass, 2001. — 203 p.; Grossman W. M. "alt.scientology.war."// Wired 3 (12), 1995. [Режим доступа: www.wired.com/wired/archive/3.12/alt.scientology.war005Fpr.html]; Karaflogka A. E-religion. A Critical Appraisal of Religious Discourse on the World Wide Web. London : Equinox, 2006. — 224 p.; Lawrence B. Complete Idiot's Guide to Religions Online. — Alpha Books, 1999. — 324 p.; Miller D., Slater D. The Internet: An Ethnographic Approach. — Oxford: Berg, 2000. — pp.179-193; Peckham M. New Dimensions of Social Movement/Countermove-ment Interaction: The Case of Scientology and Its Internet Critics// Canadian Journal of Sociol-ogy/Cahiers Canadiens de Sociologie 23 (4) 1998. — pp. 317-347; Religion and cyberspace / ed. by Morten H0jsgaard and Margit Warburg. — London: Routledge, 2005. — 224 p.; Religion online: finding faith on the Internet / ed. by Lorne L. Dawson & Douglas E. Cowan. — New York; London: Routledge, 2004. — 288 p.; Spruell S.P. Finding God Online: Churches Tap into the Internet to Reach Congregants// Black Enterprise. — 35 (1) August — 2004.
2 См.: Человек@Религия@Интернет [Текст]: материалы Междунар. научн. интернет -конференции, 1 октября — 1 декабря 2007 года / МРО, филос. факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, АНО «ННИЦ», МАР, Центр религиовед. исслед. «Этна», Науч. Общество студ., аспир. и молод. уч. «Традиции Востока»; редкол. И.Х. Максутов (отв. ред.) [и др.]. — Волгоград: БАРС, 2008; Костылев П.Н. Интернет как религиоведческий источник // Аспекты: Сб. ст. по филос. проблемам истории и современности: Вып. III. — М.: Современные тетради, 2005. С. 240-250; Лученко К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России: дис...канд.филол.наук: 10.01.10 / Лученко Ксения Валерьевна; Моск. гос.ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики, Каф.пе-риод.печати — М., 2009.
ленные в этом номере, безусловно, являются известными исследователями онлайн-религии, но исключать из рассмотрения даже их книги — смелое и не вполне понятное решение.
После прочтения книги создается впечатление, что единого представления, о чем, собственно, эта работа, и что же такое киберрелигия, у авторов не выработалось. Иногда авторы говорят об официальном отношении к сети Интернет религиозной организации (хотя в случае с православием картина неполная — не рассматривается период отторжения1). Иногда, как в случае со статьей «Интернет как источник формирования бреда религиозного содержания у психически больных», ни о каких киберрелигиях нет ни слова, а рассматриваются несколько примеров появления связанных с сетью Интернет понятий и образов в бреде религиозного содержания. Что же касается собственно киберрелигий, или тех специфических, новых форм религиозного, которые возникают в интернет-среде, о них идет речь в статьях А.П. Забияко, и в статье А.В. Лапина, посвященной компьютерным играм. Последний рассматривает действительно интересное явление — те религиозные системы, которые конструируются создателя компьютерных игр и их пользователями. Почти половину статьи занимает таблица, описывающая основные свойства и атрибуты божеств, почитаемых в игровой реальности Forgotten Realms. Но автору не удалось сделать никаких выводов из этой таблицы.
Что же касается статей А.П. Забияко, в них описывается «кибер-вера», различные формы мифологии и теологии Рунета. Но в этих описания, опять же, мало выводов, а рассматриваемые явления представляются, скорее, порождением юмора системных администраторов середины 1990-х, а не каким-то более или менее глобальным явлением.
К сожалению, это проблема, достаточно распространенная среди отечественных авторов, пишущих о сети Интернет: значительная их часть с трудом себе представляет, как она устроена и что же такое эта «виртуальная реальность», в которой «живут» пользователи (и поэтому часто авторы тиражируют «страшилки» об опасности сети Интернет, насилии, которое она распространяет и т.п.). Те же люди, которые как раз хорошо ориентируются в киберпространстве, оказываются неспособны на обобщения и генерализирование какого-то нового знания, тем более изложенного на научном языке, с минимальным использованием жаргонизмов и своеобразного технического диалекта. К сожалению, монография «Ки-беррелигия» написана людьми, принадлежащими к первой части. Но эта книга — первый подобный опыт, который, безусловно, полезен и должен привлечь новых исследователей в такую значимую область исследований, как трансформация религии под влиянием современных технологий.
К.А. Колкунова
1 См.: Костылев П.Н. Интернет как религиоведческий источник // Аспекты: Сб. ст. по фи-лос. проблемам истории и современности: Вып. III. — М.: Современные тетради, 2005. — С. 240-250.