Научная статья на тему 'Новый взгляд на религиоведческое образование Рец. На: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, ред. Юрайт, 2016'

Новый взгляд на религиоведческое образование Рец. На: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, ред. Юрайт, 2016 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Колкунова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на религиоведческое образование Рец. На: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, ред. Юрайт, 2016»

поскольку литература по каждому цитированию указана в достаточном объеме в сносках, что позволяет даже неподготовленному читателю в полной мере ознакомиться с тем или иным проблемным вопросом.

Монография интересна как своеобразный образец социо-гуманитарной экспертизы (выполненной в методологических рамках социологии религии), дающей довольно подробное видение ситуации, с учетом мнения различных групп в рамках одного общества, экспертизы, которую имеет смысл проводить не только перед внедрением, как в данном случае, новых образовательных комплексов в сферу школьного образования, но и перед реализацией практически любых социально-значимых проектов).

Авторы отмечают необходимость продолжения мониторинга общественного мнения и анализа процессов, связанных с темой исследования. Представляется небесполезным расширение выборки включением в опрос респондентов из регионов (не только учащихся, родителей и учителей, но и священнослужителей, и представителей традиционных и нетрадиционных для Беларуси религиозных общин, а также представителей власти).

К плюсам работы однозначно можно отнести нацеленность исследования в будущее. Будут ли знания о религии (и религиях) преподаваться в школах Беларуси? — вопрос, на который, возможно, пока нет однозначного ответа, но который несомненно формирует дискурс вокруг данной проблемы.

Книга будет полезна не только религиоведам, социологам и психологам религии, но и представителям системы образования (педагогам и руководителям школ) и представителям властных структур.

Ченцова Дарья Александровна

(аспирант Института философии СПбГУ; [email protected])

Новый взгляд на религиоведческое образование*

Рец. на: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, Р. В. Светлов, С. В. Пахомов изд. М.: Юрайт, 2016. 307 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Новый учебник для студентов по специальности «Религиоведение» — большое событие для российской науки и системы образования. Несмотря на большое количество опубликованных курсов лекций, пособий, методичек как по отдельным разделам, так и по этой дисциплине в целом, учебников на книжном рынке представлено не слишком много. Пожалуй, самым известным и многократно переиздаваемым является коллективный труд кафедры философии ре-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-0300799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».

лигии и религиоведения МГУ им. М. В. Ломоносова под редакцией профессора И. Н. Яблокова «Основы религиоведения»1. Параллельно ему существует более теоретически ориентированный, но отчасти пересекающийся по тексту с первым учебник «Религиоведение»2, под редакцией того же И. Н. Яблокова. Эти книги освоены многими поколениями студентов-религиоведов, неоднократно переиздавались с внесением уточнений как для исправления ошибок, так и для большего соответствия актуальным стандартам и требованиям. Другие известные и также переиздаваемые учебники были созданы П. С. Гуревичем3, известным психоаналитиком и философом, и О. Ф. Лобазовой, профессором РГСУ4. Все эти учебники похожи как по структуре, так и по подходу — в них предлагается подход к религии как феномену культуры, а философская основа — теория религии — в структуре и содержании восходит к учебникам научного атеизма. В большей или меньшей степени может быть представлен раздел, посвященный истории религии (учебники по этой дисциплине также существуют, но нас в данном случае интересуют меньше). В отдельных случаях, например в учебнике В. П. Лебедева, А. М. Прилуцкого и В. Ю. Викторова5, разделы, посвященные истории религии, занимают три четверти объема, а теория религии и история религиоведения, в частности, оказались практически не представлены. Другие учебники написаны авторами, которые неизвестны в религиоведческих кругах и подчас пишут учебники по всем гуманитарным дисциплинам. Так, перу О. Да-нильяна принадлежат учебники для бакалавров по курсу религиоведения, философии, культурологии6.

Чем отличается рассматриваемый учебник под редакцией А. Ю. Рахманина?

Во-первых, он инновационен — не в бюрократическом смысле, а по-настоящему направлен на обновление тезауруса и базовых знаний студентов, ориентирован не только на освоение исторических основ, но и на современные теории и проблемы (теория рационального выбора, теории десекуляризации). Во-вторых, он создавался с учетом новых поколений Федерального государственного образовательного стандарта, а не «перекраивался» под них. В-третьих, и это главное его достоинство, он затрагивает актуальные темы, которые практически повсеместно обходили вниманием отечественные учебные издания, например религиоподобные явления, эзотеризм, проблемы постсекулярного).

Авторы учебника представляют Русскую христианскую гуманитарную академию, Санкт-Петербургский государственный университет, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, все они известные исследователи и опытные преподаватели.

1 Например: Основы религиоведения / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков изд. М.: Высшая школа, 20 0 85.

2 Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебник. М.: Юрайт, 20162.

3 Гуревич П. С. Религиоведение. М.: 20143.

4 Религиоведение: Учебник / О. Ф. Лобазова, изд., В. И. Жуков, ред. М.: Дашков и К, 20136.

5 Религиоведение: Учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. При-луцкий, В. Ю. Викторов, изд. М.: Юрайт ; ИД Юрайт, 2016.

6Данильян О. Г., Тараненко В. М. Религиоведение: Учебник. М.: Инфра, 20152.

Структура учебника достаточно проста. Раздел 1 «Религиоведение как область научного знания» содержит главы, посвященные истории религиоведения (что важно, так как готовит бакалавров к профильному курсу в магистратуре), элементам религиоведения (так авторы обозначают свой подход к проблеме структуры религиоведения, расширяя его и описывая существующие подходы Н. Смарта и Г. Фрика, М. Пая, Ж. Ваарденбурга и многих других), а также методам и методикам религиоведческих исследований (здесь представлены социологические, антропологические, психологические и феноменологические методы).

Раздел 2 «Предметное поле религиоведения» посвящен религиозному умозрению (анализируется религиозная мысль Индии, Запада и предметное поле философии религии), элементам религии (среди них высшая сила, ритуал, миф, священный текст, вероучение, мистический опыт, специалисты и искусство), а также взаимосвязи религии с наукой, публичной политикой и образованием.

Раздел 3 «Религия и глобальные вызовы современности» описывает особенности современной религиозности, включая такие темы, как гражданская религия, конверсия, экуменизм, фундаментализм, религии в сети Интернет, новые религиозные движения, эзотерика, секуляризация. Здесь же описывается типология религий и религиозных объединений, специфика положения религии в системе государства и права.

Особенностью учебника можно счесть «западничество»: во многих вопросах авторы следуют не устоявшимся в отечественной традиции представлениям, а работам европейских и американских авторов, в частности философия религии толкуется как предмет религиоведения, а не его раздел. Также можно отметить полное отсутствие в историческом разделе упоминаний отечественных авторов (самое близкое к российским религиоведам — Питирим Сорокин). Вместе с тем история российского религиоведения вызывает множество споров, и, вероятно, нет устоявшейся точки зрения, которую можно воспроизвести в формате учебника.

Второй особенностью учебника является упрощение терминологии. Отсюда несколько странные и не всегда привычные переводы: stipulative — прагматическое (определение), substantive — содержательное (определение), implicit — скрытая (религия). Упрощение полезно, поскольку сложная терминология создает бакалаврам непреодолимые трудности. С другой стороны, новые переводы множат сущности и могут запутать читателей, встретившихся с новыми версиями. При этом для учебника характерен совсем не упрощенный язык, представляется, что для бакалавров освоение этого текста может оказаться непростой задачей.

Наконец, есть несколько концептуальных моментов, которые в учебнике заданы без необходимых, на наш взгляд, пояснений. Несколько странно, что религиозное умозрение (которое толкуется как часть предметного поля религиоведения) состоит, как это уже было сказано, из философии религии, религиозной мысли Запада и Индии (в которую почему-то не попал буддизм). Такая урезанная версия анализа религиозной философии дается без всяких оговорок и пояснений выбора именно этих тем. Без каких бы то ни было разъяснений различаются «теология» и «богословие», а философская теология отождествляется

с религиозной философией. Возможно, такие решения приняты для упрощения ориентирования студентов в весьма обширном поле религиоведческой терминологии, но скорее, как представляется, решить эту задачу мог бы минимальный словарь в составе учебника.

Заглавие «Учебник и практикум» вполне оправданно: все разделы сопровождаются краткими резюме, вопросами для самопроверки, аналитическими и дискуссионными вопросами, практическими заданиями, темами рефератов и докладов, а также небольшими списками рекомендованной литературы по теме. Издание удобно организовано, имеет иллюстрации, выделенные блоки информации и ориентировано на вовлечение студентов в учебный процесс.

Этот учебник может использоваться для знакомства с основами религиоведения всеми интересующимися. Особенно полезен он окажется студентам-религиоведам в качестве краткого справочника по основным темам, студентам, изучающим общий курс религиоведения, а также студентам, окончившим бакалавриат по другим специальностям, но готовящимся к обучению в магистратуре по специальности «Религиоведение» как краткое изложение всей необходимой проблематики.

Колкунова Ксения Александровна (канд. филос.наук, ПСТГУ; [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.