Научная статья на тему 'Российское государственное управление в контексте политико-правовых ограничений: социально-философский анализ'

Российское государственное управление в контексте политико-правовых ограничений: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОДЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / POLITICAL AND LEGAL CONSTRAINTS / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC POLICY SUBJECTS / METHODS / AND INSTITUTIONAL FORMS OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна, Гончаров Станислав Юрьевич

В статье анализируется государственное управление как сфера практической деятельности, связанная с решением проблем публичной организации и регулирования общественной жизни России. Рассматриваются политико-правовые ограничения, выполняющие определенные функции в государственном управлении, обеспечивающие достижение целей в общем его функциональном пространстве, и возможности политики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian government in the context of political and legal constraints: the social and philosophical analysis

The article examines the public administration as a field of practice, coping with social organization and regulation of the social life of Russia. Discusses the political and legal constraints that perform specific functions in the government to ensure the achievement of its overall function space, and the possibility of politics and law.

Текст научной работы на тему «Российское государственное управление в контексте политико-правовых ограничений: социально-философский анализ»

Политико-правовые процессы и результаты формирования ограничений в государственном управлении детерминированы типичными особенностями структурных уровней организации и методов государственного управления, а также спецификой государственного управления. При этом существенным фактором-причиной, определяющим управленческое начало ограничений в политикоправовой среде, является общее пространство системы социальных ограничений.

Отсюда можно предположить, что институционально-функциональные характеристики политикоправовых ограничений допустимо подразделять на объективные и субъективные.

1. Институционально-функциональные возможности рассматриваемых ограничительных средств политики и права с точки зрения организации государственного управления и системы социальных ограничений носят объективный характер. Объективные политико-правовые ограничения предопределены независимыми от управленческого начала политики и права факторами, где детерминантом их формирования выступают в том числе такие элементы социального управления, как государственное управление и социальные ограничения.

Очевидно, что в каждом конкретном случае для выяснения объективности или субъективности характера политико-правовых ограничений необходимо устанавливать связь с организацией государственного управления и системой социальных ограничений, а это достаточно сложная задача. Объективный характер ограничений не означает их абсолютного детерминизма, т.к. государственное управление и социальные ограничения динамичны, и в условиях переходного периода российской государственности, политической и правовой систем они значительно трансформируются.

2. Институционально-функциональные возможности рассматриваемых ограничительных средств политики и права с точки зрения внутреннего содержания и объема организации и функционирования политико-правовых ограничений имеют субъективный характер, который обусловлен тем, что они являются результатом свободного и произвольного волеизъявления субъектов, их формирующих и реализующих как в процессе государственной политики, так и в ходе правотворческой, правореализационной, правоохранительной и правоприменительной деятельности. Они всегда идеальны, поскольку связаны с духовной культурой; задают ценностно-целевую установку сдерживания в общем пространстве государственного управления, которое всегда субъективно.

Субъективный характер институционально-функциональных возможностей политико-правовых ограничений в государственном управлении проявляется при наступлении политической и/или юридической ответственности субъектов. Осознанная необходимость выполнения требований, содержащихся в политических нормах и отношениях, а также осуждение за их несоблюдение либо ненадлежащее исполнение в силу некомпетентности, преследования корыстных, узкоэгоистических интересов и т.п. означает политическую ответственность субъектов политики перед социальными общностями, интересы которых они выражают. Юридическая (правовая) ответственность также предполагает осознанную необходимость исполнения субъектом требований, но уже правовых норм и наступление негативных юридических последствий за их нарушение [1, с. 11-12].

В теории государственного управления, как правило, выделяют три структурных уровня организации государственного управления [2, с. 7-12]:

1. Высший - институциональный уровень, на котором государственное управление - политикоправовое - основано на учете разнообразия конфликтующих интересов, идей и целей. Это находит отражение в политико-правовом содержании основных законов государств, в том числе в определении основ конституционного строя России.

2. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования), где любое направление государственной деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д.

3. Низший - технологический уровень, здесь происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей с помощью возможностей государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуются общество в целом и отдельные граждане или их объединения.

Организация государственного управления носит целенаправленный характер и предполагает использование соответствующих методов воздействия на политическую и правовую жизнь, в которых также проявляется институционально-функциональный характер рассматриваемых ограничений.

Так, А.А. Дегтярев предлагает следующую классификацию методов государственного управления

1) открытое насилие и применение карательно-силовых средств - наиболее радикальный способ управления. В начале политической и правовой истории человечества этот метод был одним из доминирующих; инструменты насилия, как правило, использовали в тоталитарных государствах, например в фашистской Германии и СССР в 30-е гг. или в Кампучии в 70-е гг. XX в.;

2) метод принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся без регулярного насилия и открытого террора. При этом используется вполне реальная угроза применения административных санкций со стороны государства (что наблюдается в арабских и африканских государствах с авторитарным режимом, в определенных кризисных ситуациях и условиях перехода обществ к европейской модели демократии);

3) правовое регулирование на базе законодательных норм и судебной правоприменительной и правоохранительной деятельности - один из главных методов современного государственного управления. Правовые методы используются прежде всего в государствах, где закон становится основным регулятором общественной жизни;

4) систематическое социально-политическое маневрирование - метод управления в условиях стабильного общества, включающий в себя инструменты компромиссов между правящей элитой и оппозиционными группировками, и уступок в социальной и экономической политике, связанных с перераспределением политических сил и ресурсов;

5) идейно-политическое манипулирование - способ, действующий в «мягких» формах на механизмы сознания и установки поведения граждан. На ранних этапах государственного развития подобным инструментом идейно-политического и морального воздействия на массы была религия. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социальнопсихологического манипулирования со стороны масс-медиа. Так, средства массовой информации в конце XX в. стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования массами, играя заметную роль в структуре демократических режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).

Так, в современном российском государственном управлении наблюдается переплетение как минимум двух основных противоречивых тенденций [4, с. 17-23]. Первая - заключается в сокращении командно-административного, директивного начала управления, сужении государственного воздействия на общественную жизнь, демократизации правового и политического ее регулирования, позиционировании государства в качестве одного из субъектов, хотя и наиболее влиятельного, регулирования общественных процессов. При этом основной акцент делается на модернизации институционального уровня организации государственного управления, где функциональный аспект управления реально производен и зависим от политико-правового содержания институтов управления.

Вторая тенденция характеризуется усложнением государственного воздействия на жизнь общества в силу политико-правовой необходимости скорейшего окончания переходного периода формирования политической и правовой систем России [5; 6; 7; 8]. Указанные меры зачастую носят вынужденный характер, т.к. связаны не только с преодолением негативных процессов в финансовоэкономической сфере [9]. Очевидно, что при отсутствии институтов гражданского общества, где их управленческое начало необходимо, государственное управление становится единственным способом преодоления состояния неуправляемости, произвола и хаоса, элементы которых в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе.

Подтверждением влияния описанных выше тенденций на общественную жизнь является ситуация, сложившаяся в информационной сфере государственного управления. Признавая существование реального и виртуального пространства в жизни людей, а также необходимость скорейшего упорядочения и воздействия на информационные отношения, государство до сих пор не определило пределы государственного управления этой сферой и, что очень важно, прежде всего на институциональном уровне его организации [10, с. 23-28]. Возможно, именно такое положение во многом и объясняет соотношение побед и проигрышей в информационном обеспечении проводимых

реформ, информационных столкновениях по поводу оценки взаимоотношений с Грузией, Украиной, Евросоюзом.

В России в начале XXI в. объектом государственного управления является общество переходного типа. Для него характерны социальная напряженность и конфликты, рост недоверия к любым институциональным формам государственного управления. Институциональные формы государственного управления как таковые общество не интересуют. Для него гораздо важнее их функциональная ценность и технологическая способность адекватно реагировать, в том числе в режиме опережающего отражения, на проблемы, существующие в политико-правовой жизни.

Таким образом, типичные особенности структурных уровней организации и методов государственного управления политико-правовой средой, а также специфика государственного управления в России являются одним их необходимых условий - фактором познания институционально-функциональной природы ограничений в государственном управлении политикоправовой среды.

Другим не менее важным фактором публично-управленческого начала природы ограничений выступает общая система социальных ограничений, элементом которой являются и политикоправовые ограничения. Такой подход вполне оправдан, если признать, что ценность системы социальных ограничений заключается в управляющем воздействии на самосохранение и поддержание функционирования любой социальной системы.

Вторым необходимым условием определения институционально-функциональных возможностей данных ограничительных средств политики и права является рассмотрение их субъективного характера с точки зрения внутреннего содержания функционирования политико-правовых ограничений.

Ограничения в институциональном измерении государственного управления имеют внешнюю и внутреннюю направленность, что позволяет определить баланс между общественным устройством ограничений и ценностными установками субъекта, его политико-правовым восприятием той институционально-функциональной природы ограничений, которую он деятельно создает, участвуя в государственном управлении.

Используя такой критерий, как степень непосредственного участия субъекта в институциональнофункциональном формировании политико-правовых ограничений в государственном управлении, в рамках субъект-объектной парадигмы, т.к. именно в ней ограничения и проявляют себя, можно утверждать следующее.

К институционально-функциональным признакам политико-правовых ограничений в государственном управлении можно отнести:

- цели ограничений в государственном управлении;

- организацию ограничений в пределах действия политики и права в государственном управлении;

- действие политико-правовых ограничений в государственном управлении;

- человеческий потенциал политико-правовых ограничений в государственном управлении.

Политико-правовой характер целей ограничений в государственном управлении обусловлен их

инструментально-технологическими возможностями при реализации в управленческой сфере политики и права. Очевидно, что такой характер является концентрированным производным выражением общих целей правового регулирования и политического воздействия, а также государственного управления, для достижения которых собственно и применяются те или иные ограничения.

В целом представляется, что цели ограничений имеют некую иерархию, построенную на следующих принципах:

- приоритет потребностей и интересов общества, личности;

- производность от целей государственного управления, правового регулирования и политического воздействия;

- установление и реальное обеспечение границ активности субъектов, когда она вредит общепринятым и формально-юридически закрепленным гарантиям прав и законных интересов субъектов (принцип корреляции, взаимодополнения, достаточности легальных форм и методов ограничений).

Организация ограничений в пределах действия политики и права в государственном управлении есть некое упорядочивание политико-правовых отношений, где действия субъектов формально и реально согласованы между собой на всех уровнях организации права (механизм правового регулирования) и политического процесса.

В основе политико-правовых ограничений в государственном управлении лежит необходимость не только организационного обеспечения их целей в государственном управлении, но и воплощения идеологических ограничений, которые существуют в конкретном обществе и государстве.

Идеологические ограничения пронизывают всю систему политико-правовых ограничений. С точки зрения реализации права и политики ограничения присутствуют не только в политических и правовых идеях, нормах, но и в соответствующих отношениях, актах применения. Подобная организация существует не только по вертикали их устройства, но и по горизонтали.

Субъекты государственной политики, обладая свободой воли, выбора и действий и пространством реализации своих полномочий, принимают властные решения, пытаются наряду с другими субъектами их реализовать в конкретных вопросах управления. При этом они объективно связаны формальными предписаниями права, по-разному ограничивающими свободу их действий. Это одинаково значимо как для граждан - субъектов политики, так и для государственных органов, должностных лиц.

Наиболее наглядно «горизонталь» организации ограничений проявляется при рассмотрении каждого из элементов механизма правового регулирования (как системы правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие) в отдельности:

1) отрасли, институты, нормы права;

2) индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни;

3) правоотношения;

4) акты реализации прав и обязанностей, т.е. юридически значимые действия субъектов.

Действие ограничений в государственном управлении, как правило, оценивается с позиции узкого

понимания их функциональности, что вполне оправданно и традиционно для правоведения и политологии.

Однако деятельный аспект институционально-функционального единства политико-правовых ограничений в государственном управлении проявляется намного шире традиционного понимания проблемы. Поэтому следует рассматривать поставленную проблему с точки зрения способности политико-правовых ограничений выполнять определенные функции в государственном управлении; методов реализации ограничений в политико-правовой сфере государственного управления; направленности воздействия ограничений в государственном управлении.

Действие политико-правовых ограничений в государственном управлении в целом и практике их формирования и реализации в частности обусловлено обоснованностью и эффективностью всех функций, методов реализации ограничений в политико-правовой сфере, направленностью воздействия ограничений в государственном управлении.

Политико-правовые ограничения, выполняя определенные функции в государственном управлении, должны обеспечить достижение целей в общем функциональном пространстве государственного управления и возможностей политики и права.

Литература

1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2008.

2. Ростиашвили К.Д. Государственное регулирование в либерально-демократической системе // Политические исследования. 1996. № 6.

3. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

4. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

5. Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

6. Азроянц Э.А. Размышления о будущем // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций. М., 2002.

7. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг. М., 2003.

8. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. М., 2001.

9. Зинченко Н.И. Правоохранительная деятельность и национальная безопасность в современном обществе. М., 2005.

10. Соловьев А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Политические исследования. 2004. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.