Научная статья на тему 'Социальное проектирование политико-правовых ограниченийв государственном управлении'

Социальное проектирование политико-правовых ограниченийв государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА / POLITICAL AND LEGAL CONSTRAINTS / GOVERNMENT / SOCIAL RESTRICTIONS / REGULATORY FRAMEWORKS / THE SUBJECT-OBJECT PARADIGM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна, Гончаров Станислав Юрьевич

Авторы статьи отмечают, что в период радикальных преобразований России в государственном управлении должны использоваться политико-правовые ограничения. В ходе эволюции качество ограниченности подвергается трансформациям, а при коренной ломке формы оно приобретает новое наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social engineering of political and legal restrictions in government

The authors note that in the period of radical change in the Russian government should use the political and legal constraints. In the course of evolution as a constraint undergoes transformation and radical change in the form it takes on new content.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование политико-правовых ограниченийв государственном управлении»

В условиях укрепления управленческих основ современного Российского государства роль права и политики возрастает, и при изменении целей их воздействия, соответственно, меняются и средства их достижения, к числу которых следует отнести ограничения.

В ситуации нестабильности государственно-управленческих структур России ограничения используются для разрешения институциональных проблем, касающихся политико-правовых пределов свободы публичных и частных субъектов. Это связано с общим неудовлетворительным состоянием политико-правовых границ должного и сущего в реализации интересов, прав и обязанностей институциональных субъектов, с запретами антиобщественных интересов личности, общества, государства.

Целенаправленное действие права и политики происходит на институциональном, функциональном и технологическом уровнях организации государственного управления.

Критическая оценка проводимых реформ государственного управления свидетельствует о том, что специалистами не в полной мере учитывается инструментально-технологическая ценность института ограничений в политико-правовом контексте, хотя ограничительные средства, действуя в связке «цель-средства-результат», реально обеспечивают управляющее воздействие государства.

В период радикальных преобразований российской государственности важно выяснить, когда и каким образом ограничения должны использоваться в управленческих моделях, каковы их регулятивные возможности в политико-правовом поле.

Ограничения, объективно оцениваемые как инструменты и технологии, имеют сложную политико-правовую природу, но в любом случае именно в институциональной форме они применимы как в политических, так и в правовых целях, приобретая тем самым универсальный характер, что подтверждается при исследовании ограничений в рамках субъект-объектной парадигмы.

Однако наиболее серьезным и ключевым вопросом является определение логики, принципов осмысления политико-правовой природы ограничений в российском государственном управлении.

Социально-философский анализ показывает, что ограничение - это, действительно, максимально общее понятие, его виды определены законами природы и социума. Оно абстрактно, т.к. свойством предметов и явлений может быть их ограниченность, и любой материальный предмет ограничен формой в своем существовании и развитии. В ходе эволюции качество ограниченности подвергается трансформациям, а при коренной ломке формы оно приобретает новое наполнение, содержание.

Несмотря на имеющиеся онтологические представления об ограничении, большинство философов права, за исключением сторонников правового позитивизма, рассматривают проблему ограничения в рамках взаимодействия субъектов, связанных с такими явлениями, как свобода, справедливость, необходимость, мораль, право и закон.

Признание возможности интерпретации категорий в зависимости от мировоззренческих позиций -это гораздо важнее, чем собственно ее содержание, т.к. социальная практика всегда сложнее и многомернее, в отличие от любого ее обоснования, объяснения, пояснения и, как следствие, попытки философского категориального определения. В рассматриваемом случае методологическая составляющая проблемы гораздо важнее теоретической.

Учитывая место и роль правовых ограничений в системе социальных ограничений, производность государственного управления от социального, допустимо считать, что наиболее продуктивным является их социально-философский и методологический анализ с позиции:

- субъект-объектной парадигмы, т.к. именно в ней ограничения и проявляют себя. Субъект - это тот, кто сознательно или бессознательно создает и накладывает ограничения на себя и других членов общества. Субъекты выступают в качестве ограничителей, а объекты - в качестве ограничиваемых. Субъект и объект ограничений могут совпадать в одном целом: ограничивая себя, в то же время можно ограничивать и других. Подобный подход позволяет характеризовать правовые ограничения в функционально-ценностном аспекте как осознанную человеком необходимость;

- теории правовых средств - в пространстве организации государственного управления именно методологические возможности этой теории позволяют комплексно решать задачи гносеологического, онтологического и аксиологического свойства, исходя из парадигмы о социально-правовой среде как едином предмете политико-правового регулирования, что позволяет обеспечить более высокий уровень (категориальный) познания объекта. Очевидно, что роль права в современной

жизни только возрастает, и при изменении целей правового регулирования, соответственно, должны меняться и средства их достижения, что и обусловливает актуальность и ценность такого подхода. Именно поэтому ограничения рассматриваются в связке с категориями «цель» и «результат»;

- единства функционального и институционального аспектов политико-правовых ограничений в системе государственного управления. Управленческое начало государства при внешнем по отношению к обществу регулировании социальных процессов всегда должно исходить из самоанализа субъекта и анализа управляемого объекта (социальной системы) с учетом выявленного взаимозависимого и взаимоподдерживающего их влияния друг на друга. При этом политика и право, а вернее, их деятельный аспект, представляют собой некую форму, способ воздействия в процессе государственного управления на результаты, где социальная среда выступает общим пространством действия политики и права, а ограничения - инструментами и технологиями.

В рамках этих трех методологических установок особую значимость обретают следующие положения:

1. Ограничение - видовое понятие родовой категории «необходимость», которая может проявляться наряду с ограничением в содержании таких понятий, как «зависимость», «принуждение», «предопределенность» и т.п. Понятию «ограничение» противопоставляют термин «неограниченность». Соответственно, политико-правовой ограниченности противостоит политико-правовая неограниченность.

Социально-философский анализ ограничения предполагает решение онтологической проблемы, которую можно представить в виде следующей логической последовательности: свобода-необходимость; ограничение-неограниченность; ограничение - его видовые понятия: прием, запрет, самоограничение, средство охраны, сдерживающее средство, форма воздействия и существования общества, способ регулирования и т.п.

2. Политико-правовые ограничения появляются не только по воле общества и государства. Они возникают вследствие субъективной активности личности и путем отчуждения этой активности превращаются в политико-правовую объективную реальность, согласовываясь или противопоставляясь социокультурным правилам и моделям поведения.

3. Рассмотрение политико-правовых ограничений как части системы технологических средств позволяет приблизиться к пониманию категориального статуса правовых ограничений, обобщить все явления (инструменты и технологии), которые имеют функциональную ценность для достижения поставленных в законах целей. Именно поэтому целесообразно оценивать ограничения в диалектическом единстве: как субстанциональные феномены и как технологические явления процедурного наполнения.

4. В связке «цель-ограничения-результат» политико-правовые инструменты и технологии ограничительного свойства образуют необходимый и самодостаточный институциональный ресурс, обеспечивающий достижение конкретных целей регулирования общественных отношений. Институциональный характер ограничений как выражение особого порядка организации и функционирования этого специфического звена между целью и результатом обусловлен не только их местом и ролью в механизме социального регулирования, выбранными методами, но и статусом ограничений самого субъекта и духовного мира человека.

5. Политико-правовыми ограничениями следует считать конкретные ограничивающие средства: предостерегающие приемы; государственно-властные сдерживающие средства; средства охраны; юридические формы воздействия; способы регулирования; собственные ограничения субъекта и его духовного мира, корпоративной этике организации.

6. Правовое ограничение - это явление, отражающее должное и сущее в сдерживании установления и реализации субъективных прав и обязанностей субъектов, нормативным образом налагающее запреты на антиобщественные интересы личности и государства, т.е. правовые пределы свободы субъектов в общем пространстве механизма правового регулирования, обеспечивая тем самым целенаправленное действие права на инструментальном и технологическом уровнях его управленческого потенциала.

7. В политико-правовом пространстве, которое выступает средой, предметом регулирования, ограничения обладают единой субстанциональной основой, порождая и определяя возникновение и

развитие их институциональных форм как инструментов и технологий, в которых воплощается и материализуется действие политики и права в системе государственного управления. Применение институционального и функционального подходов к пониманию природы ограничений позволяет определить на инструментальном и технологическом уровнях его управленческий потенциал, который реализуется в политико-правовой системе конкретного государства.

Институциональные формы политико-правовых ограничений в государственном управлении возникают и воплощаются в механизме правового и политического регулирования общественных отношений, но всегда в деятельном ракурсе и в отношении всех, без исключения, субъектов. Формальность и реальность их общественного устройства, существования и действия - это два основных признака институциональных форм политико-правовых ограничений в государственном управлении. Если в теории права и политики понятие «институт ограничений» не применяется, то в отношении государственного управления правомерно и допустимо рассматривать политико-правовые ограничения в единстве их институционального и функционального аспектов.

Данные положения конкретизируют управленческие основы и институционально-функциональные признаки ограничений, а также место и роль института ограничений прав и свобод человека и гражданина и института ограничений в системе управления государственной службой. Функциональные противоречия институтов ограничения свободы человека и сдерживания государства проявляются в двух основных направлениях их деятельности: в реализации человеком его прав и свобод и в выполнении обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом устранение или снижение степени влияния противоречий достигается не только путем создания, но и поддержания политико-правовых пределов, ограничивающих управленческие возможности государства.

Концептуальное видение ограничения в конечном счете всегда связано с правилами, принципами того или иного типа правопонимания этого явления. Право (в самом широком смысле) является господствующим над политикой компонентом наполнения всего объема ограничений сдерживания государства независимо от его политико-правового режима.

Подобная логика позволяет существенно приблизиться к социально-философскому пониманию сущности этого самостоятельного и самодостаточного явления и ответить на вопрос: ограничение -это репрессивное зло или социальная необходимость?

В рамках субъект-объектной парадигмы институционально-функциональные возможности ограничений в государственном управлении зависят от типичных особенностей его организации и применяемых методов, от национальной специфики, устройства системы социальных ограничений управления (объективный характер возможностей), которые проявляются в организационно-функциональном содержании данных ограничений в этом процессе (субъективный характер).

К институционально-функциональным признакам политико-правовых ограничений в государственном управлении следует отнести:

- цели ограничений в государственном управлении;

- организацию ограничений в пределах действия политики и права;

- функционирование политико-правовых ограничений в государственном управлении;

- человеческий потенциал политико-правовых ограничений.

При этом политико-правовые ограничения в государственном управлении в целом и практике их формирования и реализации в частности обусловлены обоснованностью и эффективностью всех их функций и методов реализации в политико-правовой сфере, направленностью их воздействия. Это связано с тем, что институт ограничения вынужденно необходим всем субъектам в целях удержания в определенных границах зачастую взаимоисключающих интересов человека, общества и государства в публичной сфере управления.

В философско-правовом смысле ограничения как инструмент и технология государственного управления имеют различную юридическую силу и разнообразные институциональные формы, императивно определяя тем самым возможные пределы не только объема и содержания отраслевых ограничений, но и формальные и реальные возможности регулирования отношений в сфере управления свободой личности и государственной службы, что подтверждает важность конституционных императивов-ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.