В условиях укрепления управленческих основ современного Российского государства роль права и политики возрастает, и при изменении целей их воздействия, соответственно, меняются и средства их достижения, к числу которых следует отнести ограничения.
В ситуации нестабильности государственно-управленческих структур России ограничения используются для разрешения институциональных проблем, касающихся политико-правовых пределов свободы публичных и частных субъектов. Это связано с общим неудовлетворительным состоянием политико-правовых границ должного и сущего в реализации интересов, прав и обязанностей институциональных субъектов, с запретами антиобщественных интересов личности, общества, государства.
Целенаправленное действие права и политики происходит на институциональном, функциональном и технологическом уровнях организации государственного управления.
Критическая оценка проводимых реформ государственного управления свидетельствует о том, что специалистами не в полной мере учитывается инструментально-технологическая ценность института ограничений в политико-правовом контексте, хотя ограничительные средства, действуя в связке «цель-средства-результат», реально обеспечивают управляющее воздействие государства.
В период радикальных преобразований российской государственности важно выяснить, когда и каким образом ограничения должны использоваться в управленческих моделях, каковы их регулятивные возможности в политико-правовом поле.
Ограничения, объективно оцениваемые как инструменты и технологии, имеют сложную политико-правовую природу, но в любом случае именно в институциональной форме они применимы как в политических, так и в правовых целях, приобретая тем самым универсальный характер, что подтверждается при исследовании ограничений в рамках субъект-объектной парадигмы.
Однако наиболее серьезным и ключевым вопросом является определение логики, принципов осмысления политико-правовой природы ограничений в российском государственном управлении.
Социально-философский анализ показывает, что ограничение - это, действительно, максимально общее понятие, его виды определены законами природы и социума. Оно абстрактно, т.к. свойством предметов и явлений может быть их ограниченность, и любой материальный предмет ограничен формой в своем существовании и развитии. В ходе эволюции качество ограниченности подвергается трансформациям, а при коренной ломке формы оно приобретает новое наполнение, содержание.
Несмотря на имеющиеся онтологические представления об ограничении, большинство философов права, за исключением сторонников правового позитивизма, рассматривают проблему ограничения в рамках взаимодействия субъектов, связанных с такими явлениями, как свобода, справедливость, необходимость, мораль, право и закон.
Признание возможности интерпретации категорий в зависимости от мировоззренческих позиций -это гораздо важнее, чем собственно ее содержание, т.к. социальная практика всегда сложнее и многомернее, в отличие от любого ее обоснования, объяснения, пояснения и, как следствие, попытки философского категориального определения. В рассматриваемом случае методологическая составляющая проблемы гораздо важнее теоретической.
Учитывая место и роль правовых ограничений в системе социальных ограничений, производность государственного управления от социального, допустимо считать, что наиболее продуктивным является их социально-философский и методологический анализ с позиции:
- субъект-объектной парадигмы, т.к. именно в ней ограничения и проявляют себя. Субъект - это тот, кто сознательно или бессознательно создает и накладывает ограничения на себя и других членов общества. Субъекты выступают в качестве ограничителей, а объекты - в качестве ограничиваемых. Субъект и объект ограничений могут совпадать в одном целом: ограничивая себя, в то же время можно ограничивать и других. Подобный подход позволяет характеризовать правовые ограничения в функционально-ценностном аспекте как осознанную человеком необходимость;
- теории правовых средств - в пространстве организации государственного управления именно методологические возможности этой теории позволяют комплексно решать задачи гносеологического, онтологического и аксиологического свойства, исходя из парадигмы о социально-правовой среде как едином предмете политико-правового регулирования, что позволяет обеспечить более высокий уровень (категориальный) познания объекта. Очевидно, что роль права в современной
жизни только возрастает, и при изменении целей правового регулирования, соответственно, должны меняться и средства их достижения, что и обусловливает актуальность и ценность такого подхода. Именно поэтому ограничения рассматриваются в связке с категориями «цель» и «результат»;
- единства функционального и институционального аспектов политико-правовых ограничений в системе государственного управления. Управленческое начало государства при внешнем по отношению к обществу регулировании социальных процессов всегда должно исходить из самоанализа субъекта и анализа управляемого объекта (социальной системы) с учетом выявленного взаимозависимого и взаимоподдерживающего их влияния друг на друга. При этом политика и право, а вернее, их деятельный аспект, представляют собой некую форму, способ воздействия в процессе государственного управления на результаты, где социальная среда выступает общим пространством действия политики и права, а ограничения - инструментами и технологиями.
В рамках этих трех методологических установок особую значимость обретают следующие положения:
1. Ограничение - видовое понятие родовой категории «необходимость», которая может проявляться наряду с ограничением в содержании таких понятий, как «зависимость», «принуждение», «предопределенность» и т.п. Понятию «ограничение» противопоставляют термин «неограниченность». Соответственно, политико-правовой ограниченности противостоит политико-правовая неограниченность.
Социально-философский анализ ограничения предполагает решение онтологической проблемы, которую можно представить в виде следующей логической последовательности: свобода-необходимость; ограничение-неограниченность; ограничение - его видовые понятия: прием, запрет, самоограничение, средство охраны, сдерживающее средство, форма воздействия и существования общества, способ регулирования и т.п.
2. Политико-правовые ограничения появляются не только по воле общества и государства. Они возникают вследствие субъективной активности личности и путем отчуждения этой активности превращаются в политико-правовую объективную реальность, согласовываясь или противопоставляясь социокультурным правилам и моделям поведения.
3. Рассмотрение политико-правовых ограничений как части системы технологических средств позволяет приблизиться к пониманию категориального статуса правовых ограничений, обобщить все явления (инструменты и технологии), которые имеют функциональную ценность для достижения поставленных в законах целей. Именно поэтому целесообразно оценивать ограничения в диалектическом единстве: как субстанциональные феномены и как технологические явления процедурного наполнения.
4. В связке «цель-ограничения-результат» политико-правовые инструменты и технологии ограничительного свойства образуют необходимый и самодостаточный институциональный ресурс, обеспечивающий достижение конкретных целей регулирования общественных отношений. Институциональный характер ограничений как выражение особого порядка организации и функционирования этого специфического звена между целью и результатом обусловлен не только их местом и ролью в механизме социального регулирования, выбранными методами, но и статусом ограничений самого субъекта и духовного мира человека.
5. Политико-правовыми ограничениями следует считать конкретные ограничивающие средства: предостерегающие приемы; государственно-властные сдерживающие средства; средства охраны; юридические формы воздействия; способы регулирования; собственные ограничения субъекта и его духовного мира, корпоративной этике организации.
6. Правовое ограничение - это явление, отражающее должное и сущее в сдерживании установления и реализации субъективных прав и обязанностей субъектов, нормативным образом налагающее запреты на антиобщественные интересы личности и государства, т.е. правовые пределы свободы субъектов в общем пространстве механизма правового регулирования, обеспечивая тем самым целенаправленное действие права на инструментальном и технологическом уровнях его управленческого потенциала.
7. В политико-правовом пространстве, которое выступает средой, предметом регулирования, ограничения обладают единой субстанциональной основой, порождая и определяя возникновение и
развитие их институциональных форм как инструментов и технологий, в которых воплощается и материализуется действие политики и права в системе государственного управления. Применение институционального и функционального подходов к пониманию природы ограничений позволяет определить на инструментальном и технологическом уровнях его управленческий потенциал, который реализуется в политико-правовой системе конкретного государства.
Институциональные формы политико-правовых ограничений в государственном управлении возникают и воплощаются в механизме правового и политического регулирования общественных отношений, но всегда в деятельном ракурсе и в отношении всех, без исключения, субъектов. Формальность и реальность их общественного устройства, существования и действия - это два основных признака институциональных форм политико-правовых ограничений в государственном управлении. Если в теории права и политики понятие «институт ограничений» не применяется, то в отношении государственного управления правомерно и допустимо рассматривать политико-правовые ограничения в единстве их институционального и функционального аспектов.
Данные положения конкретизируют управленческие основы и институционально-функциональные признаки ограничений, а также место и роль института ограничений прав и свобод человека и гражданина и института ограничений в системе управления государственной службой. Функциональные противоречия институтов ограничения свободы человека и сдерживания государства проявляются в двух основных направлениях их деятельности: в реализации человеком его прав и свобод и в выполнении обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом устранение или снижение степени влияния противоречий достигается не только путем создания, но и поддержания политико-правовых пределов, ограничивающих управленческие возможности государства.
Концептуальное видение ограничения в конечном счете всегда связано с правилами, принципами того или иного типа правопонимания этого явления. Право (в самом широком смысле) является господствующим над политикой компонентом наполнения всего объема ограничений сдерживания государства независимо от его политико-правового режима.
Подобная логика позволяет существенно приблизиться к социально-философскому пониманию сущности этого самостоятельного и самодостаточного явления и ответить на вопрос: ограничение -это репрессивное зло или социальная необходимость?
В рамках субъект-объектной парадигмы институционально-функциональные возможности ограничений в государственном управлении зависят от типичных особенностей его организации и применяемых методов, от национальной специфики, устройства системы социальных ограничений управления (объективный характер возможностей), которые проявляются в организационно-функциональном содержании данных ограничений в этом процессе (субъективный характер).
К институционально-функциональным признакам политико-правовых ограничений в государственном управлении следует отнести:
- цели ограничений в государственном управлении;
- организацию ограничений в пределах действия политики и права;
- функционирование политико-правовых ограничений в государственном управлении;
- человеческий потенциал политико-правовых ограничений.
При этом политико-правовые ограничения в государственном управлении в целом и практике их формирования и реализации в частности обусловлены обоснованностью и эффективностью всех их функций и методов реализации в политико-правовой сфере, направленностью их воздействия. Это связано с тем, что институт ограничения вынужденно необходим всем субъектам в целях удержания в определенных границах зачастую взаимоисключающих интересов человека, общества и государства в публичной сфере управления.
В философско-правовом смысле ограничения как инструмент и технология государственного управления имеют различную юридическую силу и разнообразные институциональные формы, императивно определяя тем самым возможные пределы не только объема и содержания отраслевых ограничений, но и формальные и реальные возможности регулирования отношений в сфере управления свободой личности и государственной службы, что подтверждает важность конституционных императивов-ограничений.