Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014–2022 гг.: ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ'

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014–2022 гг.: ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-украинские отношения / внешняя политика Украины / Организация Североатлантического договора / политическая элита Украины / кризис / Russian-Ukrainian relations / foreign policy of Ukraine / North Atlantic Treaty Organization / political elite of Ukraine / crisis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванков Кирилл Владимирович

В статье исследуются проблемы и предпосылки эволюции российскоукраинских отношений в период с 2014 по 2022 г. Анализируются геополитические причины и последствия воссоединения Крыма с Российской Федерацией в 2014 г., рассматриваются последствия данного события для российскоукраинских отношений. Отражены результаты попыток урегулирования конфликта на Украине в рамках «нормандского формата» и Минских соглашений. Отмечается, что в результате срыва реализации комплекса мер по выполнению Минских соглашений процесс урегулирования конфликта на юго-востоке Украины зашел в тупик. Вместе с тем украинской стороной при поддержке государств так называемого коллективного Запада велась подготовка к разрешению указанного конфликта военными средствами. Изучена трансформация доктринальных документов, определявших двусторонние российско-украинские отношения. Отмечается активное воздействие государств — членов Организации Североатлантического договора на внешнюю политику Украины в исследуемый период. Рассматриваются действия государств Запада по оказанию военно-технической, разведывательной, финансовой и дипломатической помощи Украине. Кроме того, изучена деятельность украинской стороны по внедрению в общество идеологии украинского национализма и русофобии как факторов трансформации российско-украинских отношений и объективные предпосылки специальной военной операции, инициированной российской стороной 24 февраля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS IN 2014–2022: THE MAIN GEOPOLITICAL DIMENSIONS

The article considers the prerequisites and problems of the evolution of Russian-Ukrainian relations in the period from 2014 to 2022. Geopolitical causes of the reunification of Crimea with the Russian Federation in 2014, as well as the consequences of the mentioned event have been analyzed. The results of negotiations for settlement of the conflict in Ukraine within the framework of the Normandy format have been studied. It is emphasized that in the result of the failure to implement the Package of Measures for the Implementation of the Minsk Agreements the process of resolving the conflict in the South-East of Ukraine has reached a dead end. Moreover, the Ukrainian side, with the support of the states of the socalled collective West, has initiated the preparations to finish the conflict under consideration by military means. In addition, the transformation of the doctrinal documents that determined the Russian-Ukrainian relations has been analyzed. The active influence of the member states of the North Atlantic Treaty Organization on the foreign policy of Ukraine during the period under consideration is noted. The military and technical, reconnaissance, financial and diplomatic support provided to Ukraine by Western states, as well as the politics of Ukraine for implementation of the ideology of Ukrainian nationalism and Russophobia into society have been studied as the factors of transformation of Russian-Ukrainian relations, as well as the prerequisites for the Special Military Operation initiated by the Russian Federation on February 24, 2022.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014–2022 гг.: ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 1. С. 66-80. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 1, 2023, pp. 66-80.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-1-66-80

Научная статья / Research paper

К.В. Иванков

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь, Россия)

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014-2022 гг.: ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

В статье исследуются проблемы и предпосылки эволюции российско-украинских отношений в период с 2014 по 2022 г. Анализируются геополитические причины и последствия воссоединения Крыма с Российской Федерацией в 2014 г., рассматриваются последствия данного события для российско-украинских отношений. Отражены результаты попыток урегулирования конфликта на Украине в рамках «нормандского формата» и Минских соглашений. Отмечается, что в результате срыва реализации комплекса мер по выполнению Минских соглашений процесс урегулирования конфликта на юго-востоке Украины зашел в тупик. Вместе с тем украинской стороной при поддержке государств так называемого коллективного Запада велась подготовка к разрешению указанного конфликта военными средствами. Изучена трансформация доктринальных документов, определявших двусторонние российско-украинские отношения. Отмечается активное воздействие государств — членов Организации Североатлантического договора на внешнюю политику Украины в исследуемый период. Рассматриваются действия государств Запада по оказанию военно-технической, разведывательной, финансовой и дипломатической помощи Украине. Кроме того, изучена деятельность украинской стороны по внедрению в общество идеологии украинского национализма и русофобии как факторов трансформации российско-украинских отношений и объективные предпосылки специальной военной операции, инициированной российской стороной 24 февраля 2022 г.

Ключевые слова: российско-украинские отношения, внешняя политика Украины, Организация Североатлантического договора, политическая элита Украины, кризис.

Для цитирования: Иванков К.В. Российско-украинские отношения в 2014-2022 гг.: основные геополитические измерения // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 1. С. 66-80. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-1-66-80.

K.V. Ivankov

V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia)

RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS IN 2014-2022:

THE MAIN GEOPOLITICAL DIMENSIONS

The article considers the prerequisites and problems of the evolution of Russian-Ukrainian relations in the periodfrom 2014 to 2022. Geopolitical causes of the reunification of Crimea with the Russian Federation in 2014, as well as the consequences of the mentioned event have been analyzed. The results of negotiations for settlement of the conflict in Ukraine within the framework of the Normandy format have been studied. It is emphasized that in the result of the failure to implement the Package of Measures for the Implementation of the Minsk Agreements the process of resolving the conflict in the South-East of Ukraine has reached a dead end. Moreover, the Ukrainian side, with the support of the states of the so-called collective West, has initiated the preparations to finish the conflict under consideration by military means. In addition, the transformation of the doctrinal documents that determined the Russian-Ukrainian relations has been analyzed. The active influence of the member states of the North Atlantic Treaty Organization on the foreign policy of Ukraine during the period under consideration is noted. The military and technical, reconnaissance, financial and diplomatic support provided to Ukraine by Western states, as well as the politics of Ukraine for implementation of the ideology of Ukrainian nationalism and Russophobia into society have been studied as the factors of transformation of Russian-Ukrainian relations, as well as the prerequisites for the Special Military Operation initiated by the Russian Federation on February 24, 2022.

Key words: Russian-Ukrainian relations, foreign policy of Ukraine, North Atlantic Treaty Organization, political elite of Ukraine, crisis.

For citations: Ivankov, K. V. "Russian-Ukrainian Relations in 2014-2022: The Main Geopolitical Dimensions," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 1, 2023, pp. 66-80. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-1-66-80.

Введение

Начало специальной военной операции на территории Украины 24 февраля 2022 г. стало триггером масштабной трансформации международно-политических процессов. Столкновение интересов великих держав, санкционная война, беспрецедентный уровень военно-технической, разведывательной, дипломатической и финансовой помощи, оказываемой государствами так называемого коллективного Запада украинской стороне, создали угрозу спонтанной эскалации

конфликта с возможностью применения неконвенциональных видов вооружений. Кроме того, указанные события положили начало кризисам системы международных отношений и мировой экономики. Продолжающиеся на территории Украины боевые действия к концу 2022 г. привели к ряду разрушительных последствий, включая уничтожение значительной части промышленных предприятий, энергетической инфраструктуры, многочисленные человеческие жертвы.

Вместе с тем на базе идеологии украинского национализма и русофобии в стране была выстроена система террористической диктатуры, осуществляемой силовыми структурами, спецслужбами и вооруженными силами. В результате идеологической работы, проводимой украинской стороной при поддержке государств коллективного Запада, а также продолжающихся масштабных и кровопролитных боевых действий произошел разрыв некогда тесных исторических, культурных, социальных связей между Россией и Украиной.

Политика США и их сателлитов в отношении Украины в течение 2022 г. была направлена на срыв переговорного процесса, поэтапную эскалацию и организацию максимально продолжительного вооруженного конфликта и должна была препятствовать обеспечению национальной безопасности России средствами дипломатии. Это противостояние, по мнению политического руководства государств Запада, должно затрачивать значительное количество материально-технических, финансовых и людских ресурсов России, что вместе с беспрецедентным санкционным и внешнеполитическим давлением может значительно снизить уровень жизни населения страны, дестабилизировать российское общество и создать предпосылки для организации государственного переворота и территориальной фрагментации страны1.

Указанные обстоятельства представляют беспрецедентный внешнеполитический вызов для российского государства и обще-

1 Заседание коллегии Министерства обороны // Сайт Президента России. 2022. 21 декабря. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/70159; Фальковская В. Патрушев: США и НАТО стали полноценными участниками российско-украинского конфликта // ФедералПресс. 2023. 26 января. URL: https://fedpress.ru/news/77/ policy/3188267; Foreign Affairs Council: Remarks by High Representative Josep Borrell at the Press Conference // European Union External Action. 2023. January 23. URL: https:// www.eeas.europa.eu/eeas/foreign-affairs-council-remarks-high-representative-josep-borrell-press-conference-3_en; Fotyga A. The Dissolution of the Russian Federation Is a Far Less Dangerous Than Leaving It Ruled by Criminals // Euractiv Media Network. 2023. January 23. URL: https://www.euractiv.com/section/politics/opinion/the-dissolution-of-the-russian-federation-is-a-far-less-dangerous-than-leaving-it-ruled-by-criminals/

ства. Для того чтобы разработать и реализовать эффективный ответ на него, необходимо исследовать процессы его генезиса и развития, определить предпосылки, ключевых акторов и их цели. В данной связи несомненный научный интерес представляет исследование эволюции российско-украинских отношений в период с 22 февраля 2014 г. (с момента смещения президента Украины В.Ф. Януковича в результате государственного переворота) по 24 февраля 2022 г. (начало специальной военной операции на территории Украины). Кроме того, не менее важным является определение особенностей взаимодействия между Украиной и Европейским союзом, а также Организацией Североатлантического договора в рассматриваемый период.

В ходе исследования использовались положения парадигм политического реализма и неореализма, позволившие изучить российско-украинские отношения сквозь призму национальных интересов государств, а также в контексте анализа межгосударственных отношений как части международной системы2. Кроме того, в рамках исследования были изучены ключевые доктринальные документы, определившие развитие внешней политики государств в рассматриваемый период, тексты двусторонних и многосторонних соглашений, а также применялся анализ социологических данных.

Результаты исследования

Приостановка подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны в ноябре 2013 г. спровоцировала начало политического кризиса и масштабных акций протеста в Киеве3. Результатом указанных событий, получивших название «Евромай-дан», стал государственный переворот и неконституционная смена власти в стране4. Политическое руководство было захвачено частью

2 Современные теории международных отношений: Учебник / Под ред. В.Н. Ко-нышева, А.А. Сергунина. М.: Проспект, 2013; Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.

3 Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни вщ 21 листопада 2013 р. № 905-р «Питання укладання Угоди про асощащю мiж Укра!ною, з одше! сторони, та £вро-пейським Союзом, Свропейським Сшвтовариством з атомно! енерги i !х державами-членами, з шшо! сторони» // Офщшний вкник Украши. 2013. № 92. С. 56. Ст. 3403.

4 Постанова Верховно! Ради Украши вщ 22 лютого 2014 р. № 757-УП «Про самоусунення Президента Укра!ни вщ виконання конституцшних повноважень та призначення позачергових виборiв Президента Укра!ни» // Вщомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2014. № 11. С. 746. Ст. 158.

элиты, выступавшей за тесное взаимодействие с государствами Запада, а также за вступление страны в Организацию Североатлантического договора. Такой внешнеполитический поворот Украины создавал значительные экономические и военно-политические риски для России. Более того, вступление Украины в НАТО явилось бы сокрушительным геополитическим поражением российской стороны, которое могло привести к потере ее влияния в Северном Причерноморье, значительному снижению роли Черноморского флота Российской Федерации как фактора обеспечения национальной безопасности, размещению военной инфраструктуры враждебного военно-политического блока в непосредственной близости от российских границ, усилению внешнеполитического давления и потере престижа на международной арене5.

Результаты переворота не были приняты значительной частью населения страны, в частности, в Автономной Республике Крым (АРК), а также Донецкой и Луганской областях. 16 марта 2014 г. на территории АРК и города Севастополя состоялся референдум, по результатам которого 18 марта того же года осуществилось воссоединение АРК и города Севастополя с Россией, был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов6. Указанное событие значительно осложнило российско-украинские отношения.

Вместе с тем воссоединение Крыма с Россией явилось триггером для обострения ситуации в юго-восточных регионах Украины, население которых выступало против действий власти в Киеве. Результатом эскалации стало провозглашение декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики 7 апреля 2014 г.7 Население и руководство Донецкой и Луганской областей сумели организовать и укомплектовать отряды вооруженных ополченцев, а также взять под контроль ряд населенных пунктов.

5 Мухина Я.Б. Мировой порядок XXI века и российско-украинские отношения // Мировой порядок XXI века и проблемы российско-украинских отношений: Материалы международной научной конференции (Крым, Ялта, Ливадийский дворец-музей, 7-9 февраля 2006 г.): Сборник научных статей / Под ред. С.В. Юрченко. Симферополь: Издательский дом «Крым», 2006. С. 117-142.

6 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_160398/

7 Трагедия юго-востока Украины: Белая книга преступлений / Под ред. А.И. Ба-стрыкина. 2-е изд., доп. М.: Следственный комитет Российской Федерации, 2015.

7 апреля 2014 г. так называемый исполняющий обязанности президента Украины А.В. Турчинов заявил о «второй волне спецоперации России против Украины» по уничтожению украинского государства, а также о начале «антитеррористических мероприятий» на юго-востоке страны. 14 апреля 2014 г. им был издан указ президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. № 405/2014 "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины"»8. Была объявлена так называемая антитеррористическая операция, что ознаменовало начало вооруженного конфликта на юго-востоке страны. Разразились боевые столкновения между отрядами ополченцев и подразделениями Вооруженных сил Украины.

С этого времени украинская сторона осуществляла систематические шаги по внешнеполитическому дистанцированию от России, понижению уровня дипломатических отношений, а также по подготовке к военной, экономической и политической интеграции с государствами Запада. 28 августа 2014 г. Указом президента Украины № 744/2014 вводилось в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О неотложных мерах по защите Украины и укреплению ее обороноспособности». Оно определяло в качестве приоритетного национального интереса страны в сфере внешнеполитической деятельности в 2014 г. и в последующие годы развитие отношений стратегического партнерства с США, Европейским союзом и Организацией Североатлантического договора.

В 2014 г. были осуществлены первые попытки урегулирования возникшего кризиса, как со стороны России и Украины, так и других государств. 6 июня 2014 г. по инициативе президента Франции Ф. Олланда состоялась первая встреча и переговоры по мирному урегулированию конфликта между главами государств: России, Франции, Германии и Украины. В дальнейшем такие встречи получили название «нормандского формата» или «переговоров нормандской четверки». Кроме того, летом 2014 г. была инициирована работа Трехсторонней контактной группы представителей Украины, Российской Федерации и ОБСЕ, состоялась серия встреч и переговоров, в том числе с представителями руководства Донецкой

8 Указ Президента Укра!ни вщ 14 квиня 2014 р. № 405/2014 «Про ршення Ради нацюнально! безпеки i оборони Укра!ни вщ 13 квггня 2014 року "Про невщкладт заходи щодо подолання терористично! загрози i збереження територiально'i цшс-носта Укра!ни"» // Офщшний вкник Президента Укра!ни. 2014. № 14. С. 3. Ст. 745.

и Луганской народных республик9. 5 сентября 2014 г. по итогам работы Трехсторонней контактной группы был подписан Минский протокол — документ, предусматривавший ряд шагов по реализации плана урегулирования конфликта10. Однако практическая реализация положений Протокола осложнялась продолжающимися ожесточенными боевыми действиями.

27 ноября 2014 г. президент Украины П. Порошенко выступил перед Верховной радой Украины с внеочередным посланием «О внутреннем и внешнем положении Украины». В послании подчеркивалась роль Минского протокола и Минского меморандума как безальтернативных основ для урегулирования конфликта (обозначенного в одном из тезисов как «Отечественная война 2014 г. за независимость Украины»)11. Вместе с тем послание содержало ряд положений, существенно осложнявших российско-украинские отношения. Так, например, были продекларированы необходимость милитаризации общества, отказа от внеблокового статуса страны, углубления взаимодействия с НАТО и повышения совместимости между Вооруженными силами Украины и армиями государств — членов НАТО12.

В контексте исследования заявленной темы работы необходимо рассмотреть и роль государств Запада в трансформации российско-украинских отношений. Крушение СССР и победа коллективного Запада в холодной войне ознаменовали начало так называемого однополярного момента в международных отношениях, т.е. попытки Америки ввиду ее преобладания в основных компонентах силы сформировать новый однополярный мировой порядок, а также осуществить его проекцию на весь мир. При этом данная проекция должна была быть осуществлена в кратчайшие сроки, поскольку

9 Заявление Трехсторонней контактной группы для прессы // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. 2014. 31 июля. URL: https://www.osce.org/ ru/home/122148

10 Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: https://www.osce. org/files/f/documents/a/a/123258.pdf

11 Позачергове послання Президента Укра!ни до Верховно! Ради Украши // Президент Украши: Офщшне штернет-представництво. 2014. 27 листопада. URL: https://web.archive.org/web/20170411221002/http://www.president.gov.ua/news/ pozachergove-poslannya-prezidenta-ukrayini-do-verhovnoyi-rad-34118

12 Там же.

появление новых великих держав, которые уравновесили бы временное превосходство США на мировой арене, было неизбежным13.

В этом отношении воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией бросало вызов американскому доминированию в мире, а также противодействовало попыткам организации на постсоветском пространстве «геополитического плюрализма»14. Указанные обстоятельства определили вектор политики американской стороны как в отношении России, так и по вопросу разрешения конфликта на юго-востоке Украины. В данной связи действия государств коллективного Запада были направлены на поддержку антироссийского режима на Украине, оказание ему военно-технической и финансовой поддержки (которая еще более усиливала зависимость Киева), вовлечение украинской стороны в многочисленные военные учения с участием государств — членов НАТО. В свою очередь, конфликт на юго-востоке Украины должен был стать средством оказания военно-политического и экономического давления на российскую сторону. Таким образом, Украина трансформировалась в средство геополитического сдерживания России и плацдарм для нанесения по ней военных, политических и экономических ударов15.

В декабре 2014 г. президентом США Б. Обамой был подписан акт «О поддержке свободы на Украине», предусматривавший всестороннюю помощь политическому руководству Украины по «.. .восстановлению суверенитета и территориальной целостности с целью сдерживания правительства Российской Федерации от дальнейшей дестабилизации и вторжения в Украину и другие независимые государства в Центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии»16. Он предусматривал введение санкций против оборонной и энергетической отраслей российской экономики, финансовых институтов; оказание материально-технической, финансовой и военной помощи украинской стороне17. Реализация как данного, так и ряда аналогичных нормативных актов привела

13 Krauthammer C. The Unipolar Moment // Foreign Affairs. 1990. Vol. 70. No. 1: America and the World. P. 23-33.

14 Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. Политические исследования. 1994. № 1. С. 58-68.

15 Ваджра А. Кризис урегулирования кризиса // Российский институт стратегических исследований. 2016. 2 августа. URL: https://riss.ru/analitica/krizis-uregulirovaniya-krizisa/?sphrase_id=6454

16 Ukraine Freedom Support Act of 2014. Public Law 113-272-DEC. 18, 2014. P. 3. URL: https://www.congress.gov/113/plaws/publ272/PLAW-113publ272.pdf

17 Ibid.

к тому, что к 2022 г. американской стороной и ее сателлитами на Украину направлялись военные специалисты, а также широкая номенклатура вооружений и военной техники.

Следующей ключевой вехой в развитии российско-украинских отношений в исследуемый период являются попытки урегулирования кризиса в рамках Минских соглашений.

16 сентября 2014 г. президентом Украины П.А. Порошенко был подписан закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», регламентировавший, помимо вопросов управления указанными территориями, правовой статус участников конфликта. Кроме того, документ гарантировал недопустимость уголовного преследования, дискриминации «лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей», должностных лиц, организаций, предприятий и учреждений; право жителей Донбасса на языковое самоопределение; развитие трансграничного сотрудничества с целью «усиления и углубления добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации...»18. 12 февраля 2015 г. участниками Трехсторонней контактной группы был принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, а представителями России, Украины, Франции и Германии — соответствующая декларация19. Указанные документы должны были стать основой для мирного урегулирования кризиса, создать предпосылки для нормализации российско-украинских отношений. Однако уже весной 2015 г. реализация мероприятий по урегулированию конфликта зашла в тупик.

17 марта 2015 г. украинской стороной были внесены поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», согласно которым введение в действие ключевых положений документа было возможно только после обретения полномочий органами местного само-

18 Закон Укра!ни вщ 16 вересня 2014 р. № 1680-VII «Про особливий порядок мюцевого самоврядування в окремих районах Донецько! та Лугансько! областей» // Вщомоси Верховно! Ради Укра!ни. 2014. № 45. С. 2996. Ст. 2043.

19 Комплекс мер по выполнению Минских соглашений // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: https://www.osce.org/files/f/ documents/5/b/140221.pdf; Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года // Президент России. 2015. 12 февраля. URL: http://kremlin.ru/supplement/4803

управления, избранными на внеочередных выборах, проведенных на основании Конституции и иных нормативных актов Украины, и после выведения «всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины»20. Таким образом, украинская сторона законодательно закрепляла возможность введения особого статуса территорий только после установления полного контроля над ними, разоружения ополченцев, вывода добровольческих подразделений, взятия границ под контроль, проведения выборов в соответствии с законодательством Украины и с участием украинских политических сил. Указанные действия делали невозможной реализацию ключевых положений Минских соглашений, нивелировали перспективы нормализации российско-украинских отношений. В этом отношении следует также подчеркнуть, что на рубеже 2022-2023 гг. рядом лидеров европейских государств и правительств озвучивались заявления о том, что Минский процесс являлся исключительно средством получения дополнительного времени для милитаризации украинского государства и общества, а также подготовки военной кампании21.

Анализ динамики российско-украинских отношений в исследуемый период позволяет выдвинуть тезис о том, что после воссоединения Крыма с Российской Федерацией геополитическими противниками России осуществлялась последовательная работа по трансформации Украины в средство противодействия России на постсоветском пространстве. В перспективе она могла бы стать средством ведения открытой войны против российского государства при военно-технической, экономической и дипломатической поддержке Запада. Данный тезис подтверждается как рассмотренными действиями недружественных России государств Запада

20 Закон Укра!ни вщ 17 березня 2015 р. № 256-УШ «Про внесення змши до стати 10 Закону Укра!ни "Про особливий порядок мкцевого самоврядування в окремих районах Донецько! та Лугансько! областей"» // Вщомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2015. № 17. С. 996. Ст. 125.

21 Меркель заявила, что Минские соглашения были попыткой «дать Украине время» // ТАСС. 2022. 7 декабря. иЯЬ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-рапогата/16526199; Олланд вслед за Меркель назвал Минские соглашения способом дать Киеву время усилить армию // ТАСС. 2022. 30 декабря. иЯЬ: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/16724811; Порошенко заявил, что Минские соглашения позволили Украине отстроить армию // ТАСС. 2023. 31 января. иЯЬ: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/16922403; Селиванова А. Джонсон назвал «нормандский формат» переговоров по Украине дипломатической имитацией // Российская газета. 2023. 26 января. иЯЬ: https://rg.ru/2023/01/26/dzhonson-nazval-normandskij-format-po-konfliktu-na-ukraine-diplomaticheskoj-imitaciej.html

в рамках попыток урегулирования кризиса на Украине, так и рядом других обстоятельств: сниженной субъектностью Украины, ее зависимостью от внешней финансовой и экономической помощи; ролью государств Запада в подготовке и снабжении Вооруженных сил Украины; практикой вовлечения украинской стороны в многочисленные совместные военные учения. Подтверждением также выступают поставки на территорию Украины вооружений и техники западного образца (номенклатура которых многократно расширилась с началом специальной военной операции), увеличение численности Вооруженных сил Украины (а также расширение многочисленных мобилизационных резервов), их реорганизация с целью унификации с вооруженными силами государств — членов НАТО; скоординированные санкционные атаки государств Запада против России, активное противодействие попыткам дипломатического урегулирования конфликта22.

Необходимо также подчеркнуть, что в исследуемый период украинской стороной осуществлялась идеологическая работа по подготовке населения страны к противостоянию с Россией. В общественно-политический дискурс последовательно вводилась идеология украинского национализма и русофобии, как средствами массовой информации и коммуникации, так и в результате деятельности отдельных государственных учреждений, например, Украинского института национальной памяти23. Соответствующие изменения вносились и в тексты доктринальных документов, определявших политику украинской стороны в вопросах обороны и национальной безопасности, в частности, в Военной доктрине и Стратегии национальной безопасности Украины Российская Федерация стала рассматриваться в качестве главной внешней угрозы, а ключевым средством противодействия ей — военно-техническая и политическая интеграция с НАТО24. Аналогичные тезисы традиционно включались в тексты экспертных докладов, в особенности подго-

22 Бша книга 2021. Оборонна полиика Украши. Ки!в: Мшстерство оборони Украши, 2022; Ваджра А. Указ. соч.; Колесов М.С. Мифы украинского кризиса // Этничность, религия и политика / Под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. Симферополь: АИРАЛ, 2015. С. 119-121.

23 Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 12 листопада 2014 р. № 684 «Деяк питання Украшського шституту нацюнально! пам'ята» // Офщшний вкник Украши. 2014. № 98. С. 11. Ст. 2840; Маркелов О.В., Мащенко А.П. Кому слава на Украине, или Бандера капут: Краткий курс истории украинского нацизма. Симферополь: Издательство и типография «Таврида», 2022.

24 Указ Президента Украши вщ 24 вересня 2015 р. №555/2015 «Про ршення Ради нацюнально! безпеки i оборони Украши вщ 2 вересня 2015 року "Про нову

товленных к посланиям президента Украины Верховной раде Украины. Вместе с тем в общественно-политический дискурс Украины вносилась идея о том, что евроатлантическая интеграция является единственно возможным способом преодоления общественно-политического кризиса, повышения уровня жизни, а также главным фактором прогресса. В декабре 2018 г. было прекращено действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией25. 7 февраля 2019 г. были внесены изменения в Конституцию Украины, закрепившие стратегический курс государства на евроатлантическую интеграцию и наделившие соответствующими полномочиями и обязательствами президента Украины, Верховную раду Украины и Кабинет министров Украи-ны26. Указанные шаги окончательно завели российско-украинские отношения в тупик.

Попытка нормализации взаимодействия между государствами была предпринята российской стороной после избрания на пост президента Украины В.А. Зеленского. Однако новый состав политической элиты Украины продолжил курс на евроатлантическую интеграцию и дистанцирование от России, выступил с непримиримой позицией по вопросам урегулирования конфликта на юго-востоке страны. В 2021 г. украинской стороной была инициирована Крымская платформа — дипломатическая инициатива с целью координации международных усилий по «деоккупации территорий». Таким образом, выход российско-украинских отношений из сложившегося тупика оказался невозможен. Интенсификация попыток украинской стороны по разрешению конфликта с применением вооруженных сил, поставки наступательных вооружений, а также заявления украинского руководства о намерении поставить под сомнение положения Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия и в перспективе заполучить оружие массового уничтожения создали значительные внешнеполитические угрозы для России и в конечном итоге привели к специальной военной операции.

редакщю Военно! доктрини Укра!ни"» // Офщшний вюник Президента Укра!ни. 2015. № 22. С. 19. Ст. 1291.

25 Закон Укра!ни вщ 6 грудня 2018 р. № 2643-УШ «Про припинення дц Договору про дружбу, сшвробиництво i партнерство м1ж Укра!ною i Росшською Федеращею» // Вщомоси Верховно! Ради Укра!ни. 2019. № 1. С. 9. Ст. 2.

26 Закон Укра!ни вщ 7 лютого 2019 р. № 2680-УШ «Про внесення змш до КонституцГ! Укра!ни (щодо стратепчного курсу держави на набуття повноправного членства Укра!ни в Свропейському Союзi та в Оргатзацй Швтчноатлантичного договору)» // Вщомоста Верховно! Ради Укра!ни. 2019. № 9. С. 5. Ст. 50.

Гуапкоу, К.У. Кш81ап-икга1шап ЯеЫюш т 2014-2022...

Заключение

Российско-украинские отношения в исследуемый период характеризовались поэтапным и всесторонним ухудшением, а после провала попыток реализации Минских соглашений окончательно зашли в тупик. Одной из главных причин невозможности разрешения возникших между сторонами противоречий является фактор значительного внешнего воздействия на политическую элиту Украины. В этом отношении необходимо подчеркнуть, что после распада Советского Союза Украина играла значимую роль в политике США и их государств-сателлитов, выступая в качестве инструмента политики «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве. Вместе с тем российская сторона последовательно стремилась реа-лизовывать в отношении Украины политику, которая позволяла бы при сохранении ее суверенитета осуществлять над ней контроль. Указанная политика проводилась по ряду причин: по территории Украины производилась поставка значительных объемов углеводородов и продукции на территорию государств Европы; Россия стремилась сохранить контроль над Крымским полуостровом как одной из ключевых точек в Черноморском регионе, а также местом базирования Черноморского флота. Стратегический контроль над территорией Украины был также необходим в контексте расширения НАТО на восток: перспектива размещения стратегических наступательных вооружений и инфраструктуры враждебного военно-политического блока создавала значительную угрозу национальной безопасности России.

Государственный переворот на Украине на рубеже 2013-2014 гг. и приход к власти антироссийски настроенных политических сил стали одним из факторов, вынудивших российскую сторону предпринять решительные действия по защите национальных интересов, одним из которых явилось воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Вместе с тем указанное событие стало вызовом влиянию США на международные политические процессы. В ответ американской стороной и ее союзниками в исследуемый период осуществлялась работа по трансформации Украины в средство противодействия России, инструмент ведения против нее войны. Данный тезис подтверждается, в частности, действиями государств Запада после объявления специальной военной операции. Так, указанными государствами предпринимаются шаги к эскалации и максимальному затягиванию конфликта (поставки вооружений, направление добровольцев и ЧВК, меры по срыву пере-

говорного процесса), а также ведется экономическая, санкционная, идеологическая борьба против России.

Таким образом, в 2014-2022 гг. в российско-украинских отношениях сложились противоречия, предопределившие неизбежность возникновения между сторонами тяжелого конфликта, который в настоящий момент используется государствами Запада как средство борьбы против России.

ЛИТЕРАТУРА

Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. Политические исследования. 1994. № 1. С. 58-68.

Бша книга 2021. Оборонна полиика Украши. Кшв: Мшстерство оборони Украши, 2022.

Ваджра А. Кризис урегулирования кризиса // Российский институт стратегических исследований. 2016. 2 августа. URL: https://riss.ru/analitica/krizis-uregulirovaniya-krizisa/?sphrase_id=6454

Колесов М. С. Мифы украинского кризиса // Этничность, религия и политика / Под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. Симферополь: АИРАЛ, 2015. С. 119-121.

Маркелов О.В., Мащенко А.П. Кому слава на Украине, или Бандера капут: Краткий курс истории украинского нацизма. Симферополь: Издательство и типография «Таврида», 2022.

МухинаЯ.Б. Мировой порядок XXI века и российско-украинские отношения // Мировой порядок XXI века и проблемы российско-украинских отношений: Материалы международной научной конференции (Крым, Ялта, Ливадийский дворец-музей, 7-9 февраля 2006 г.): Сборник научных статей / Под ред. С.В. Юрченко. Симферополь: Издательский дом «Крым», 2006. С. 117-142.

Современные теории международных отношений: Учебник / Под ред. В.Н. Ко-нышева, А.А. Сергунина. М.: Проспект, 2013.

Трагедия юго-востока Украины: Белая книга преступлений / Под ред. А.И. Ба-стрыкина. 2-е изд., доп. М.: Следственный комитет Российской Федерации, 2015.

ЦыганковП.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М.: Гар-дарики, 2003.

Krauthammer C. The Unipolar Moment // Foreign Affairs. 1990. Vol. 70. No. 1: America and the World. P. 23-33.

REFERENCES

Bastrykin, A. I. (ed.) Tragediia iugo-vostoka Ukrainy: Belaia kniga prestuplenii. 2nd ed. Moscow: Sledstvennyi komitet Rossiiskoi Federatsii, 2015.

Brzezinski, Z. "Prezhdevremennoe partnerstvo," Polis. Politicheskie issledovaniia, No. 1, 1994, pp. 58-68.

Bila kniga 2021. Oboronnapolitika Ukra'ini. Kyiv: Ministerstvo oboroni Ukrai'ni, 2022.

Kolesov, M. S. "Mify ukrainskogo krizisa," Etnichnost', religiia i politika, eds. T. A. Seniushkinoi, and A. V. Baranova. Simferopol': AIRAL, 2015, pp. 119-121.

Konyshev, V. N., and Sergunin, A. A. (eds.) Sovremennye teorii mezhdunarodnykh otnoshenii: Uchebnik. Moscow: Prospekt, 2013.

Krauthammer, C. "The Unipolar Moment," Foreign Affairs, Vol. 70, No. 1: America and the World, 1990, pp. 23-33.

Markelov, O. V., and Mashchenko, A. P. Komu slava na Ukraine, ili Bandera kaput: Kratkii kurs istorii ukrainskogo natsizma. Simferopol': Izdatel'stvo i tipografiia "Tavrida", 2022.

Mukhina, Ia. B. "Mirovoi poriadok XXI veka i rossiisko-ukrainskie otnosheniia," Mirovoi poriadok XXI veka i problemy rossiisko-ukrainskikh otnoshenii: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Krym, Ialta, Livadiiskii dvorets-muzei, 7-9 fevralia 2006 goda): Sbornik nauchnykh statei, ed. S. V. Iurchenko. Simferopol': Izdatel'skii dom "Krym", 2006, pp. 117-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsygankov, P. A. Teoriia mezhdunarodnykh otnoshenii: Uchebnoe posobie. Moscow: Gardariki, 2003.

Vadzhra, A. "Krizis uregulirovaniia krizisa," Rossiiskii institut strategicheskikh issledovanii, August 2, 2016, URL: https://riss.ru/analitica/krizis-uregulirovaniya-krizisa/?sphrase_id=6454

ОБ АВТОРЕ

Кирилл Владимирович Иванков — аспирант кафедры политических наук и международных отношений Института «Таврическая академия» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (просп. Академика Вернадского, д. 4, 295007, Симферополь, Республика Крым, Россия), e-mail: admiralmyers@ mail.ru.

ABOUT THE AUTHOR

Kirill Vladimirovich Ivankov — Postgraduate Student, Chair of Political Sciences and International Affairs, Taurida Academy (Structural Unit), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (4 prospekt Vernadskogo, Simferopol 295007, Republic of Crimea, Russia), e-mail: admiralmyers@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.