Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЖЕНЕВСКОМ ФОРМАТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ'

К ВОПРОСУ О ЖЕНЕВСКОМ ФОРМАТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЕВСКИЙ ФОРМАТ / ЖЕНЕВСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ / КОНФЛИКТ НА ДОНБАССЕ / МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисов Денис Олегович

Рассматривая принятые документы и переговорные процессы в рамках конфликта на Донбассе, большинство исследователей акцентируют внимание на Минских соглашениях и Нормандском формате, а также том, что связано с ними. В то же время представляется актуальным рассматривать Женевский формат, включавший в себя представителей России, Украины, США и Европейского союза как первую попытку урегулировать кризис на Украине. Этот формат позволил подписать первое комплексное соглашение по урегулированию конфликта - Женевское заявление, ставшее предтечей Минских соглашений и других договоренностей по урегулированию конфликта. Документ включал в себя положения, призванные снизить уровень напряженности, однако в силу разных толкований пунктов соглашения со стороны вовлеченных субъектов оно не было комплексно реализовано. Цель исследования - всесторонне рассмотреть Женевский формат и Женевское заявление для понимания их места и роли в процессе урегулирования конфликта. В ходе исследования были проанализированы предпосылки встречи в Женеве, позиции сторон, участвовавших в обсуждении, документ, принятый в ходе переговоров и последствия договоренностей в контексте развивающегося конфликта на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE GENEVA FORMAT FOR RESOLVING THE CONFLICT IN UKRAINE

When considering the negotiation processes within the framework of the conflict in Donbass and the documents adopted, most researchers focus on the Minsk agreements and the Normandy format, as well as the processes associated with them. At the same time, it seems relevant to consider the Geneva format, which included representatives of Russia, Ukraine, the U.S., and the European Union, as the first attempt to resolve the crisis in Ukraine with the help of multilateral format of conflict resolution. This format allowed for the signing of the first comprehensive agreement to resolve the conflict - the Geneva statement, which became the forerunner of the Minsk agreements and other agreements to resolve the conflict. The document included provisions designed to reduce tensions, but due to different interpretations of the clauses of the agreement by the actors involved, it was not implemented in a comprehensive way. The aim of the study was to take a comprehensive look at the Geneva Format and the Geneva Statement to understand their place and role in the conflict resolution process. The study analyzed the background of the Geneva meeting, the positions of the parties involved in the discussions, the document adopted during the negotiations and the consequences of the agreements in the context of the developing conflict in Ukraine.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЖЕНЕВСКОМ ФОРМАТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-2-22-30 УДК 327.56(045)

К вопросу о Женевском формате урегулирования конфликта на Украине

Д. О. Денисов

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Рассматривая принятые документы и переговорные процессы в рамках конфликта на Донбассе, большинство исследователей акцентируют внимание на Минских соглашениях и Нормандском формате, а также том, что связано с ними. В то же время представляется актуальным рассматривать Женевский формат, включавший в себя представителей России, Украины, США и Европейского союза как первую попытку урегулировать кризис на Украине. Этот формат позволил подписать первое комплексное соглашение по урегулированию конфликта - Женевское заявление, ставшее предтечей Минских соглашений и других договоренностей по урегулированию конфликта. Документ включал в себя положения, призванные снизить уровень напряженности, однако в силу разных толкований пунктов соглашения со стороны вовлеченных субъектов оно не было комплексно реализовано. Цель исследования - всесторонне рассмотреть Женевский формат и Женевское заявление для понимания их места и роли в процессе урегулирования конфликта. В ходе исследования были проанализированы предпосылки встречи в Женеве, позиции сторон, участвовавших в обсуждении, документ, принятый в ходе переговоров и последствия договоренностей в контексте развивающегося конфликта на Украине.

Ключевые слова: Женевский формат; Женевское заявление; конфликт на Донбассе; Минские соглашения; Нормандский формат; переговорный процесс; Украина

Для цитирования: Денисов Д. О. К вопросу о Женевском формате урегулирования конфликта на Украине. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(2):22-30. Р01: 10.26794/2226-7867-2022-12-2-22-30

ORiGiNAL PAPER

On the Geneva Format for Resolving the Conflict in Ukraine

D. O. Denisov

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

When considering the negotiation processes within the framework of the conflict in Donbass and the documents adopted, most researchers focus on the Minsk agreements and the Normandy format, as well as the processes associated with them. At the same time, it seems relevant to consider the Geneva format, which included representatives of Russia, Ukraine, the U.S., and the European Union, as the first attempt to resolve the crisis in Ukraine with the help of multilateral format of conflict resolution. This format allowed for the signing of the first comprehensive agreement to resolve the conflict - the Geneva statement, which became the forerunner of the Minsk agreements and other agreements to resolve the conflict. The document included provisions designed to reduce tensions, but due to different interpretations of the clauses of the agreement by the actors involved, it was not implemented in a comprehensive way. The aim of the study was to take a comprehensive look at the Geneva Format and the Geneva Statement to understand their place and role in the conflict resolution process. The study analyzed the background of the Geneva meeting, the positions of the parties involved in the discussions, the document adopted during the negotiations and the consequences of the agreements in the context of the developing conflict in Ukraine.

Keywords: Geneva format; Geneva Statement; conflict in Donbas; Minsk Agreements; Normandy format; negotiation process; Ukraine

For citation: Denisov D. O. On the Geneva format for resolving the conflict in Ukraine. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(2):22-30. DOi: 10.26794/22267867-2022-12-2-22-30

© Денисов Д. О., 2022

Дискуссии относительно многосторонних переговоров между представителями США, России, Украины и Европейского союза, которые бы способствовали формированию общего подхода к урегулированию конфликта на Донбассе, продолжались на протяжении марта и апреля 2014 г.

На юго-востоке Украины резко обострилась ситуация, наиболее активные протесты проходили в Донецке, Луганске, Харькове и ряде других крупных городов. В первых числах апреля протестующие начали занимать административные здания и провозглашать себя представителями законной власти в регионах. В Донецке1 и Луганске2 протестующих поддержали местные силовые структуры, вследствие чего ситуация стабилизировалась. В Харькове протестующие сначала заняли здание Государственной администрации3, но впоследствии были из него вытеснены представителями правоохранительных органов. В это же время протестующие провозгласили создание Харьковской4 и Донецкой5 народных республик. Киевские власти в свою очередь сообщили о том, что они проведут антитеррористические мероприятия6 и ввели в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины»7. Данное решение стало отправной точкой начала военного конфликта на Украине.

Следует отметить, что данные события сопровождали президентскую избирательную

1 Митингующие заняли здание СБУ в Донецке. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1101797

2 Митингующие в Луганске захватили здание областной госадминистрации. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1033029

3 У Харковi сепаратисти зайняли ОДА. Мшцш не заважала. URL: https://www.pravda.com.ua/news/2014/04/6/7021542/

4 Общественники, взявшие на себя обязанности депутатов, провозгласили Харьковскую республику. URL: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/1103909

5 Донецк провозгласил себя суверенной республикой. URL: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/ sobytiya-na-ukraine/doneck-provozglasil-sebya-suverennoy-respublikoy

6 Турчинов: Проти озброених сепаратистов проведуть ан-титерористичш заходи. URL: https://www.pravda.com.ua/ news/2014/04/7/7021616/

7 Указа президента Украши № 405/2014. Про ршення Ради

нацюнально! безпеки i оборони Украши вщ 13 кв^ня 2014

року «Про невщкладш заходи щодо подолання терористично!

загрози i збереження територiальноl цшсноси Украши».

URL: https://www.president.gov.ua/documents/4052014-16886

кампанию, которая в это время проходила на Украине.

В таком событийном контексте было принято решение провести встречу на уровне министров иностранных дел Украины, России, США и ЕС 17 апреля 2014 г. в Женеве. В ходе телефонного разговора, состоявшегося 9 апреля, министр иностранных дел России С. Лавров и государственный секретарь США Дж. Керри обсудили возможность встречи в Женеве и ее ключевые параметры8. До самого момента встречи в Женеве проходили консультации по повестке и формату мероприятия9.

У всех участников встречи в Женеве к мероприятию были сформулированы позиции относительно ситуации на Украине и возможных путей урегулирования конфликта.

На начало апреля киевские чиновники считали реальным сценарий полномасштабной войны с Российской Федерацией10. Официальная позиция киевского режима накануне встречи в Женеве базировалась на следующих позициях: а) президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий и Парламент Украины законным способом возложил на себя президентские полномочия11; б) Россия является агрессором и оккупантом (относительно ситуации с Крымом), а также ключевым игроком в развитии сепаратистских тенденций на юго-востоке Украины12; в) конституционная реформа и другие преобразования в стране, которых требуют протестующие, уже начались и учи-

8 О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С. В. Лаврова с Госсекретарем США Дж. Керри. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE 02Bw/content/id/66502

9 Комментарий официального представителя МИД России А. К. Лукашевича в связи с подготовкой четырехсторонней встречи по Украине. URL: https://www.mid.ru/web/guest/ kommentarii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7H0uMdqBY/ content/id/65926

10 Коментар Департаменту шформацшно! полiтики щодо нарощування вшськового потенщалу РФ бшя державного кордону Украши пщ приводом «захисту сшвв^чизниюв». URL: https://mfa.gov.ua/news/967-komentar-departamentu-informacijnoji-politiki-shhodo-naroshhuvannya-vijsykovogo-potencialu-rf-bilya-derzhavnogo-kordonu-ukrajini-pid-pri-vodom-zahistu-spivvitchiznikiv

11 Верховна Рада Украши. Постанова. «Про самоусунення Президента Украши вщ виконання конституцшних повноважень та призначення позачергових виборiв Президента Украши». URL: https://rada.gov.ua/news/Povidomlennya/87969.html

12 Звернення в.о. Президента Украши, Голови Верховно! Ради Украши Олександра Турчинова з приводу подш у схщ-них областях Украши. URL: https://iportal.rada.gov.ua/news/ Povidomlennya/90940.html

тывают интересы всех регионов Украины13; г) Украина отказалась от многовекторной внешней политики и переориентировалась на интеграцию (вплоть до присоединения) в направлении Европейского союза14.

Несмотря на готовящуюся в Женеве встречу, киевское руководство 15 апреля начало проведение антитеррористической операции на севере Донецкой области15. На следующий день Парламент Украины принял знаковое постановление «О Заявлении Верховной Рады Украины "Об инициативе международных переговоров по деэскалации ситуации вокруг Украины"»16. В нем содержались ключевые требования Украины перед встречей в Женеве, в частности: а) предотвращение угрозы военного вторжения России на Украину, вывод военных подразделений РФ с территории Крыма, отвод войск РФ от границ Украины; б) прекращение агрессивных действий России, направленных на нарушение территориальной целостности Украины и развитие сепаратизма; в) отказ России от пропагандисткой кампании против Украины; г) возвращение действий России в поле международного права; д) отказ России от применения военных, экономических и энергетических механизмов давления на Украину; е) необходимость восстановления территориальной целостности Украины. Также в постановлении указывалось, что Украину на предстоящих переговорах должна представлять «единственная официальная полномочная делегация, которая должна руководствоваться этим Заявлением»17. Данная позиция была в первую очередь направлена против участия в Женевских переговорах представителей оппозиции и протестующих из юго-восточных регионов страны.

На момент проведения встречи в Женеве не существовало общего центра координации действий протестующих в юго-восточных реги-

13 Андрей Дещица: Наши войска готовы отражать военное нападение. URL: https://mfa.gov.ua/news/2292-andrej-deshhica-nashi-vojska-gotovy-otrazhaty-vojennoje-napadenije

14 Схвалено Програму дiяльностi Кабшету ММс^в Украши. URL: http://old.kmu.gov.ua/kmu/control/uk/publish/article?art_ id=247060173&cat_id=248439756

15 О. Турчинов: На пiвночi Донецько! обласл розпочалася антитерористична операщя. URL: https://iportal.rada.gov. ua/news/Povidomlennya/91503.html

16 Верховна Рада Украши прийняла Постанову «Про Заяву Верховно! Ради Украши «Про шщативу 1шжнародних пере-говорiв щодо деескалацп ситуацп навколо Украши»». URL: https://iportal.rada.gov.ua/news/Povidomlennya/91681.html

17 Там же.

онах Украины, а также политических сил в Киеве, представляющих оппозицию правительству. Российская сторона изначально хотела привлечь некоторых представителей юго-восточных регионов для участия в переговорах в Женеве, однако по техническим причинам это не удалось реализовать18. В то же время российская сторона на встрече в Женеве презентовала документы, принятые президиумом «Партии регионов», Луганским областным советом и движением «Юго-восток Украины».

В этих документах содержались ключевые требования и оценки протестующих. Во-первых, это восприятие событий 22-23 февраля 2014 г. как нелегитимного государственного переворота. Во-вторых, требование федерализации государства и передачи в регионы полномочий политического, экономического и гуманитарного характера. В-третьих, закрепление в Конституции страны двух государственных языков — украинского и русского. В-четвертых, проведение референдумов относительно статуса регионов (областей)19. В-пятых, требование отменить реализацию антитеррористической операции20.

Свергнутый президент Украины В. Янукович накануне встречи в Женеве дал пресс-конференцию, на которой высказал свою позицию относительно происходящего на Украине. Он отмечал, что киевские чиновники, начавшие антитеррористическую операцию, действуют противозаконно и будут нести за это юридическую ответственность21. В. Янукович отмечал, что Украина стоит на грани гражданской войны, и чтобы предотвратить это, необходимо провести референдум об устройстве страны, конституционную реформу и только после этого — выборы22.

Российская Федерация исходила из того, что Украина переживает глубокий внутриполитический кризис, ставший результатом региональных противоречий и отсутствия политической воли

18 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова по итогам встречи представителей ЕС, России, США и Украины. URL: https://www. mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisher/ktn0ZLTvbbS 3/ content/id/64910

19 Акция за федерализацию Украины проходит в центре Харькова. URL: https://ria.ru/20140410/1003392185.html

20 Луганские депутаты требуют провести референдум о федерализации Украины. URL: https://ria.ru/20140410/1003392275.html

21 Янукович: новые власти в Киеве понесут наказание за принятые решения. URL: https://ria.ru/20140413/1003753932.html

22 Янукович: уберечь Украину от раскола может только сроч-

ный референдум. URL: https://ria.ru/20140413/1003753476.

html

со стороны руководителей Украины для их преодоления23. Способом преодоления кризиса на Украине в России видели в стратегическом плане конституционную реформу с ключевым элементом федерализации. В рамках этой реформы, по мнению представителей России, регионы Украины должны были получить широкие полномочия в таких плоскостях жизнедеятельности, как: а) язык; б) культура; в) образование; г) экономика; д) финансы; е) внешнеэкономическая деятельность; ж) межрегиональные связи с соседними странами; з) обеспечение прав национальных меньшинств. В России полагали, что, исходя из количества коренного русского населения и русскоязычных граждан Украины, следует придать русскому языку статус государственного. Также представители России настаивали на необходимости закрепления в конституции Украины нейтрального статуса. В тактическом плане Россия предлагала незамедлительно осуществить: а) освобождение захваченных зданий (преимущественно в Киеве); б) прекращение деятельности вооруженных парамилитарных формирований24, 25.

За три дня до встречи в Женеве, в ходе телефонного разговора между президентами России и США, глава Российской Федерации отмечал: «С российской стороны подчеркнуто, что протест-ные выступления в Донецке, Луганске, Харькове, Славянске и других городах украинского юго-востока — результат нежелания и неспособности руководства в Киеве учитывать интересы русского и русскоязычного населения»26. Российской стороной силовое подавление протестов на востоке Украины однозначно интерпретировалось как антиконституционное и угрожающее перерасти в гражданскую войну27.

Американская сторона в вопросах, связанных с причинами конфликта на Украине, движущими силами и тактическими действиями по его

23 Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым». URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE 02Bw/content/id/68466

24 Там же.

25 Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова программе «Воскресное время». URL: https://www.mid. ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE 02Bw/ content/id/68426

26 Телефонный разговор с Президентом США Бараком Обамой. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20779

27 Президент Российской Федерации. Телефонный разговор с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20790

деэскалации, в публичной плоскости придерживалась следующих позиций: а) необходимость обеспечения права национальных меньшинств; б) обеспечение языковых прав; в) демобилизация и разоружение вооруженных формирований; г) инклюзивный процесс конституционной реформы; д) организация свободных и справедливых выборов под наблюдением международного сообщества; е) всеобъемлющая поддержка правительства в Киеве; ж) поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины28. Ответственность за акции протеста на юго-востоке Украины представители США связывали с действиями России29.

Вопросы, связанные с федерализацией и административно-территориальным устройством Украины, по мнению госсекретаря США Дж. Керри, должны были решаться путем внутриукраинского диалога30.

Общая позиция ЕС накануне встречи в Женеве базировалась на убеждении, что Российская Федерация является ключевым фактором дестабилизации ситуации на Украине31. В то же время представители ЕС поддерживали киевское правительство и призывали его к конституционной реформе, проведению прозрачных и честных президентских выборов32. Представители ЕС полагали, что необходимо создать многосторонний механизм, в котором бы принимали участие Россия и Украина для поиска компромисса и деэскалации ситуации. Такой инициативой для европейских чиновников виделся формат Женевской встречи33.

Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон накануне встречи в Женеве выражала обеспокоенность только активизацией «вооруженных лиц и сепаратистских групп в различных

28 Secretary of State John Kerry. Press Availability. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2014/03/224158.htm

29 National Security and Foreign Policy Priorities in the FY 2015 International Affairs Budget. Opening Statement Before the Senate Committee on Foreign Relations. URL: https://2009-2017.state.gov/ secretary/remarks/2014/04/224523.htm

30 Secretary of State John Kerry. Press Availability. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2014/03/224158.htm

31 Catherine Ashton on the developments in Ukraine's Crimea. URL: https://eeas.europa.eu/archives/ashton/media/statements/ docs/2014/140301_01_en.pdf

32 Council conclusions on Ukraine. URL: https://eeas.europa. eu/archives/ashton/media/www.consilium.europa.eu/uedocs/ cms_data/docs/pressdata/en/foraff/141291.pdf

33 Council conclusions on Ukraine. URL: https://www.consilium.

europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/142223.pdf

городах Восточной Украины» и поддерживала действия украинских властей, направленные на «поддержание правопорядка» в других регионах страны34.

Украина, Россия, США и ЕС приняли Заявление35, в котором говорилось, что по итогам переговоров в Женеве была достигнута договоренность относительно первоочередных шагов, направленных на деэскалацию напряженности и восстановления безопасности граждан. В частности, «все стороны обязались воздержаться от любых форм насилия, запугивания или провокационных действий». Также должны были разоружиться все незаконные формирования, захваченные объекты подлежали освобождению. Всем участникам протестов, которые сложат оружие и освободят здания и общественные места, гарантировалась амнистия, исключение составляли граждане, совершившие тяжкие преступления. В реализации шагов по деэскалации кризиса ведущая роль отводилась Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Участники переговоров обязывались поддерживать эту миссию, в том числе, предоставлением своих наблюдателей.

В Заявлении также отмечалось, что «Анонсированный конституционный процесс будет всеобъемлющим, прозрачным и ответственным. Он будет включать немедленное начало широкого национального диалога, который охватит интересы всех регионов и политических кругов Украины, а также позволит учесть общественное мнение и предложенные изменения». В заключение стороны переговоров констатировали важность экономической и финансовой стабильности Украины и выражали готовность к диалогу относительно поддержки Украине «по мере имплементации вышеупомянутых шагов».

Министр иностранных дел России С. Лавров в своем выступлении по итогам встречи акцентировал внимание на необходимости интенсифицировать деятельность миссии ОБСЕ по снижению напряженности и урегулированию конфликтных ситуаций. Также была отмечена целесообразность начала общенационального диалога и поддержания экономической стабильности Украины. Особо было отмечено, что изменение нейтрального

34 Catherine Ashton on the situation in Eastern Ukraine. URL: https://eeas.europa.eu/archives/ashton/media/statements/ docs/2014/140413_01_en.pdf

35 Geneva Statement on Ukraine. URL: https://eeas.europa.eu/ archives/ashton/media/statements/docs/2014/140417_01_en.pdf

военно-политического статуса Украины подорвет усилия по преодолению кризиса в стране36.

На брифинге по результатам переговоров37 Государственный секретарь США Дж. Керри, сообщил, что главной задачей переговоров было создание условий для дээскалации конфликта. Он рассказал о содержании Женевского Заявления от 17 апреля и сделал акцент на том, что киевские власти согласны пойти на удовлетворение требований юго-восточных регионов о большей автономии, расширении прав местного самоуправления и защите прав меньшинств. По мнению Дж. Керри, киевское правительство к моменту переговоров уже начало инклюзивный диалог относительно конституционной реформы страны, привлекая представителей всех ее регионов.

Дж. Керри делал акцент на необходимости работы со стороны ОБСЕ по деэскалации ситуации в Луганске, Донецке и Славянске. Также Дж. Керри заявлял о прямой взаимосвязи между протестующими в юго-восточных регионах Украины и Российской Федерацией и возлагал ответственность за эскалацию ситуации на Россию. Дж. Керри настаивал, что украинское правительство «заняло ненасильственную позицию перед лицом вызовов, которые могли побудить других к насилию»38.

Следует отметить, что, Государственный департамент США проводил четкое разграничение между «сепаратистами», которые должны были незамедлительно выполнить пункты Женевского заявления, и «Майданом», который продолжал осуществлять «законный и мирный» протест, и, как следствие, мог продолжать занимать захваченные территории и здания39.

По результатам переговоров в Женеве, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон отметила, что солидаризируется с основными тезисами Дж. Керри. В свою оче-

36 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова по итогам встречи представителей ЕС, России, США и Украины. URL: https://www. mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisherAtn0ZLTvbbS 3/ content/id/64910

37 Remarks With EU High Representative Catherine Ashton After Their Meeting. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/ remarks/2014/04/224947.htm

38 Remarks With EU High Representative Catherine Ashton After Their Meeting. Geneva, Switzerland. URL: https://2009-2017. state.gov/secretary/remarks/2014/04/224947.htm

39 Daily Press Briefing. URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/ prs/dpb/2014/04/224989.htm

редь, К. Эштон указывала, что основную роль по урегулированию кризиса на Украине будет играть ОБСЕ. Она приветствовала начало инклюзивного и прозрачного конституционного процесса и обращала внимание на предстоящие президентские выборы, которые, по ее мнению, должны были стать «лучшим выразителем воли украинского народа»40.

На следующий день после сделанного в Женеве заявления, комментируя результаты переговоров, и.о. министра иностранных дел Украины А. Дещица сообщил, что антитеррористическая операция продолжается, требования относительно разоружения и деблокирования административных зданий относятся исключительно к протестующим гражданам на юго-востоке страны, амнистия будет начата только после разоружения и передачи административных зданий. А. Дещица подчеркивал, что требования по разоружению и разблокированию административных зданий не касаются Киева и боевых групп, контролируемых представителями, лояльными к киевской власти41.

Правительство Украины издало распоряжение № 451-р «Об организации проведения обсуждения изменений в Конституцию Украины по децентрализации государственной власти»42. В нем Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства поручалось внести к 1 июня 2014 г. план мероприятий по обсуждению конституционной реформы. Украинское правительство обозначало децентрализацию как реформу преимущественно финансово-экономического сектора (впоследствии реформа децентрализации на Украине проходила именно в этом сегменте43). В то же время вопросы социально-гуманитарного блока (язык, образование и др.), которые входили в основные требования протестующих на юго-востоке Украины, отсутствовали.

18 апреля 2014 г. парламентская коалиция инициировала обсуждение «Меморандума о вза-

40 Remarks by Catherine Ashton following the Geneva meeting on Ukraine. URL: https://eeas.europa.eu/archives/ashton/media/ statements/docs/2014/140417_02_en.pdf

41 Укра!нська правда. Дещиця сказав, що женевсью угоди не стосуються «легального» Майдану. URL: https://www.pravda. com.ua/news/2014/04/18/7022951/

42 Про оргашзацш проведения обговорення змш до Консти-туцп Укра!ни щодо децентраизацп державно! влади. URL: https://www.kmu.gov.ua/npas/247278518

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Реформа децентрал1зацп. URL: https://www.kmu.gov.

ua/diyalnist/reformi/efektivne-vryaduvannya/reforma-

decentralizaciyi

имопонимании», однако после консультаций с представителями фракций достаточного количества голосов для его принятия не нашлось, и его не поставили на голосование. Вместо этого данный документ был оформлен как «Совместное заявление и.о. Президента Украины, председателя Верховной Рады Украины и Премьер-министра Украины»44. В документе осуждались попытки сепаратизма и раскола Украины, акцентировалось внимание на том, что правительство внесло на рассмотрение Парламента законопроект об амнистии (который не был рассмотрен), а протестующие на юго-востоке граждане назывались террористами.

Отдельно в Заявлении говорилось о языковой политике. И.о. Президента Украины, глава Парламента А. Турчинов, обещал обеспечить право местным властям принимать решения, касающиеся придания официального статуса русскому языку. Премьер-министр А. Яценюк в своей части Заявления сообщал: «Мы закрепляем специальный статус для русского языка и защиту этого языка».

В совместном пресс-релизе МИД Украины и Специальной мониторинговой комиссии ОБСЕ о выполнении «Женевского заявления»45, опубликованном 19 апреля 2014 г., украинские власти констатировали, что со своей стороны выполняют достигнутые соглашения. В подтверждение этого говорилось о следующих инициативах украинской власти:

• правительство внесло в Парламент законопроект об амнистии. Но в то же время не пояснялось, что голосования по нему в Парламенте не было, и, как следствие, этот закон не действовал.

• парламентская коалиция предложила принять «Меморандум взаимопонимания», который в итоге трансформировался в заявление и.о. президента Украины, председателя Верховной Рады Украины и премьер-министра Украины. Относительно этого события не упоминалось, что большинство партий и депутатов, представляющих юго-восток Украины, отказались его принимать, в связи с чем данный Меморандум не был поставлен на голосование.

44 Спшьна Заява в. о. Президента Укра!ни, Голови Верховно! Ради Укра!ни Та Прем'ер-мшктра Укра!ни. URL: https://iportal.rada.gov.ua/news/Povidomlennya/91889.html

45 Прес-релiз МЗС Укра!ни та Спещально! мошторингово! мiсi'! ОБС6 щодо виконання Женевсько! заяви вщ 17 кв^ня 2014 року (укр/рос). URL: https://mfa.gov.ua/news/21866-ukraines-mfa-osce-smm-press-release-on-implementation-of-geneva-statement

• Была приостановлена активная фаза проведения антитеррористической операции. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не существовало.

• Кабинет министров Украины утвердил Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, направленную на децентрализацию власти. Как говорилось выше, Кабмин на тот момент только наметил контуры процедуры обсуждения, причем, игнорируя требования самоуправления регионов в гуманитарной политике.

Киевские политики, видя непреодолимые противоречия в интерпретации Женевского заявления участниками дискуссии, 22 апреля 2014 г. использовали факт убийства двух человек в Донбассе для официального возобновления там антитеррористических мероприятий46, 47.

Женевское заявление протестующие в Донецке восприняли как попытку киевских властей выиграть время для разрешения кризиса при помощи силового сценария. Протестующие интерпретировали Женевское заявление как обязательства для двух сторон. В частности, отмечалось, что действия должны иметь «зеркальный» характер. В Донецке соглашались начать процесс разоружения и освободить административные здания в случае, если аналогичные процессы будут происходить в Киеве и других регионах Украины. Также выдвигались требования освобождения политических заключенных (лиц, которых представители украинских силовых структур задерживали в связи с акциями протестов на юго-востоке Украины) и объявления референдумов относительно статусов конкретных регионов48.

Луганский областной совет, реагируя на Женевское заявление и ситуацию в Киеве, 18 апреля 2014 г. принял Заявление, в котором сообщал: «С огромной тревогой констатируем: киевские власти избрали категорически неприемлемый вариант "убеждения" несогласных с ними граждан — не диалог, не поиск компромисса и взаимные уступки, а насилие и подавление любого протеста. Это не просто деструктивный путь, это преступление против на-

46 Заява в.о. Президента Укра'ни, Голови Верховно! Ради Укра!ни Олександра Турчинова. URL: https://iportal.rada. gov.ua/news/Povidomlennya/91938.html

47 Звернення Голови Верховно! Ради Укра'ни, в.о. Президента Укра'ни Олександра Турчинова до сшвв^чизниюв. URL: https://iportal.rada.gov.ua/news/Povidomlennya/92063.html

48 Eastern Ukraine militants snub Geneva deal on crisis. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-27076226#TWEET1104208

шего народа, которое ведет к гражданской войне и расколу Украины». Также депутаты Луганского областного совета требовали от киевской власти незамедлительно перевести противостояние в политическую плоскость и начать диалог. Как предпосылку к этому представители Луганска выделяли необходимость «немедленно отменить войсковую спецоперацию, лицемерно прикрытую словом «антитеррористическая»». Другими требованиями луганских депутатов были: а) принятие закона об амнистии и непривлечение к ответственности бойцов спецподразделений «Беркут», «Альфа» и внутренних войск, а также отказ от преследования всех участников акций протеста, захватов административных зданий на востоке страны с последующим их разоружением; б) объявление в ближайшие дни всеукраинского референдума о государственном устройстве Украины с максимальной передачей властных полномочий в регионы и о государственном статусе русского языка49.

Ключевые требования протестующих в Донецке, Харькове и Луганске оставались прежними: федерализация Украины и закрепление в Конституции страны двух государственных языков — украинского и русского50.

После подписания представителями США, России, Украины и ЕС Женевского заявления от 17 апреля 2014 г.51 председатель ОБСЕ Д. Буркхальтер подчеркивал, что Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ готова немедленно включиться в процесс осуществления различных мер, согласованных в документе52. Через несколько дней Д. Буркхальтер сообщил, что СММ ОБСЕ в контексте реализации Женевских соглашений оказала Украине помощь в установлении контактов с группами людей, захвативших некоторые административные здания53, 54.

49 Обращение Луганского областного совета по общественно-политической ситуации в Украине. URL: https://www.oblrada. lg.ua/content/obrashchenie-luganskogo-oblastnogo-soveta-po-obshchestvenno-politicheskoi-situatsii-v-ukrain

50 Олег Царев. Интервью под дулами автоматов. URL: https://rian.com.ua/analytics/20140428/346256887.html

51 Женевська Заява вщ 17 кв^ня 2014 року.(укр./рос.). URL: http://old.mfa.gov.ua/ua/press-center/comments/1050-zhenevsyka-zajava-vid-17-kvitnya-2014-roku

52 OSCE ready to assist Ukraine in implementing de-escalation measures agreed today in Geneva, says Ci O. URL: https://www. osce.org/cio/117837

53 OSCE Chairperson-in-Office underlines need for political support to implementation of Geneva measures. URL: https://www.osce.org/cio/117882

54 Виступ Постшного Представника Укра'ши при ООН Юр1я Сергеева на засщанш Ради Безпеки ООН. URL: https://mfa. gov.ua/news/22301-vidbulosya-chergove-vidkrite-zasidannya-radi-bezpeki-oon-shhodo-situaciji-v-ukrajini

После публикации Женевского заявления лидеры стран G7 в своем коммюнике обвинили Россию в невыполнении достигнутых в Швейцарии договоренностей и приветствовали шаги Украины по их имплементации55.

Спустя девять дней после встречи в Женеве от Украины появилась новая инициатива по встрече в Женевском формате, однако данное предложение не нашло отклик у всех участников переговоров56.

Сразу после подписания Женевского заявления стало очевидно, что вовлеченные стороны диаметрально противоположно интерпретируют ряд положений документа. В частности, представители России и протестующие на юго-востоке Украины настаивали, что процессы разоружения незаконных формирований, освобождение захваченных зданий и улиц, амнистия для участников акций протеста должны распространяться на все регионы Украины и на все организации, в то время как киевские и американские представители делали акцент на применении Заявления только к юго-восточным регионам Украины57- 58 59. До конца мая представители Российской Федерации продолжали настаивать на выполнении требований Женевского заявления60, но начавшееся активное вооруженное противостояние сделало невозможным реализацию этого документа.

Как показали последующие события, позиции сторон, вовлеченных в процесс урегулирования конфликта, сильно менялись, вплоть до отрицания тех элементов урегулирования, которые

55 Страны G7 обвиняют Россию в невыполнении женевских договоренностей. URL: https://ria.ru/20140426/1005549253. html

56 Коментар Департаменту шформацшно! пол^ики МЗС Укра!ни щодо пропозицп КМДА про проведення у !! при-мщенш зустрiчi сторш Женевських домовленостей за участю мошторингово! мiсi! ОБС6 (укр./рос.). URL:

57 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в контексте встречи в Женеве по украинскому кризису. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE 02Bw/content/id/64830

58 Заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации относительно реализации Женевского документа по урегулированию на Украине. URL: https://www. mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisher/ktn0ZLTvbbS 3/ content/id/63990

59 Заявление МИД Российской Федерации о ситуации с выполнением женевских договоренностей по Украине. URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisher/ ktn0ZLTvbbS 3/content/id/63382

60 Брифинг официального представителя МИД России А. К. Лу-

кашевича, 22 мая 2014 года. URL: https://www.mid.ru/ru/press_ service/spokesman/briefings/-/asset_publisher/D 2wHaWMCU 6Od/ content/id/796164

в 2014 г. являлись основными для формирования государственной позиции. В частности, есть наглядные примеры относительно изменения позиции украинского руководства касательно языковой политики или позиции США касательно защиты прав языковых и национальных меньшинств на Украине.

Рассматривая Женевские соглашения в контексте предпосылок и последствий событий осени 2013 — зимы 2014 г. на Украине, уместно сделать ряд обобщающих выводов.

Одной из ключевых задач американской дипломатии на весну 2014 г. была организация переговорного процесса, в рамках которого за столом переговоров окажутся официальные представители России и Украины61. Это было обусловлено политикой США, направленной на легитимизацию правительства Украины, пришедшего к власти в феврале 2014 г., в восприятии Российской Федерации — путем государственного переворота.

Как показали дальнейшие события после президентских выборов на Украине, которые состоялись 25 мая 2014 г., и признания их легитимности со стороны России, США вышли из формального переговорного процесса и впоследствии ориентировались исключительно на двусторонний формат переговоров со сторонами, вовлеченными в конфликт на Украине.

В свою очередь, Российская Федерация ставила ключевой целью легитимизировать представителей протестов на юго-востоке Украины и поддержать общеукраинский диалог по урегулированию кризиса. Но в силу отсутствия признания со стороны Украины, США, ЕС протестующих на юго-востоке Украины стороной конфликта, с которой необходимо вести переговоры, данная цель достигнута не была. Также важным фактором, ослабившим позицию Российской Федерации, стала ситуация с Крымом, — участники переговоров не признавали переход Крыма под российскую юрисдикцию и в связи с этим вводили санкции против России. Важно отметить, что депутаты Парламента Украины, представлявшие юго-восточные регионы страны, выступавшие за общенациональный диалог и мирное разрешение конфликта, фактически были отстранены

61 National Security and Foreign Policy Priorities in the FY 2015 International Affairs Budget. Opening Statement Before the Senate Committee on Foreign Relations. URL: https://2009-2017.state.gov/ secretary/remarks/2014/04/224523.htm

от переговорного процесса представителями Киева.

Европейский союз способствовал легитимации киевского режима, при этом выступая за общенациональный диалог как путь преодоления кризиса на Украине. Но заявления европейских чиновников не сопровождались действиями, которые могли бы побудить киевские власти организовать реальный общенациональный диалог и урегулировать конфликт путем компромисса. Позиция ЕС была противоречивой, судя по тому, что официальные представители Германии, Франции и Польши в феврале 2014 г. выступили гарантами соглашения между президентом Украины и представителями оппозиции. Согласно этим договоренностям на Украине должна была быть проведена конституционная реформа и вне-

очередные президентские выборы, но в то же время легитимным президентом страны оставался В. Янукович.

Переговоры США, России, Украины и Европейского союза в Женеве, завершившиеся подписанием совместного Заявления, стали важной вехой в конфликте на Украине. Содержание документа было направлено на урегулирование ситуации в стране, однако обтекаемость и неконкретность формулировок позволили вовлеченным сторонам интерпретировать его, исходя из своих целей и задач. Главным результатом переговоров в Женеве стала фактическая легитимация официальных представителей Украины со стороны Российской Федерации и отсутствие аналогичного подхода для руководителей протестов на юго-востоке Украины.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Денис Олегович Денисов —доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия; директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5383-6811 dendenole@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Denis O. Denisov — Associate Professor, Department of Mass Communications and Media Business, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia; Director of the Institute of Peacekeeping Technologies and Conflictology, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5383-6811 dendenole@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 12.01.2022; принята к публикации 10.02.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 12.01.2022; accepted for publication on 10.02.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.