Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-СЕРБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА)'

РОССИЙСКО-СЕРБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Сербия / высшее образование / интернационализация образования / академическая мобильность / двойной диплом / совместный университет / Russia / Serbia / higher education / internationalization of education / academic mobility / double degree / joint university
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-СЕРБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА)»

Куклина Е.А.

д.э.н., профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ

РОССИЙСКО-СЕРБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА)

Ключевые слова: Россия, Сербия, высшее образование, интернационализация образования, академическая мобильность, двойной диплом, совместный университет.

Keywords: Russia, Serbia, higher education, internationalization of education, academic mobility, double degree, joint university.

Россию и Сербию связывают история и культура, религия и родственные языки, экономика и традиционно дружественные отношения. Согласно данным, приведенным на Российско-сербской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай», организованной в партнерстве с представительством Россотрудничества в Республике Сербия и Русским домом (24 июня 2021 г., Белград), 86% граждан Сербии придерживаются положительного мнения о России и только 3% - отрицательного; в случае возможности союза с Россией, за него было бы 67% населения (для сравнения: вступление Сербии в НАТО поддерживает менее 5% граждан)1.

Равновесие сил на Балканском полуострове во многом зависит от позиции нашей страны. Мировая геополитическая стабильность обеспечивается в том числе и внешней политикой России. Являясь одним из ключевых участников ЕАЭС, Российская Федерация в настоящее время выступает одним из полюсов силы2, что создает благоприятные предпосылки для привлечения в свою орбиту дружественных стран, в качестве одной из которых правомерно рассматривать Республику Сербия.

ЕАЭС стремится к сотрудничеству с другими странами мира, что подкрепляется встречным интересом многих государств к установлению преференциальных отношений. К настоящему времени ЕАЭС имеет пять подписанных соглашений о различных форматах торгового и иного сотрудничества, интерес к более тесному сотрудничеству с ЕАЭС проявляют десятки государств. Сейчас действуют пять соглашений с отдельными странами о сотрудничестве, преимущественно в сфере торговли; соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией - с другой стороны, было подписано 25 октября 2019 г.3

В данном контексте необходимо отметить, что форматы всех заключенных соглашений имеют существенные отличия, подписанные соглашения представляют три градации торгового (и иного) сотрудничества. При этом максимальный уровень благоприятствования взаимной торговле представляют соглашения о свободной торговле с Республикой Сербией, Вьетнамом, Сингапуром, так как предусматривают создание зоны свободной торговли (ЗСТ), хотя конкретные особенности в каждом случае отличаются объемами товарной номенклатуры, подпадающей под льготный режим, длительностью переходных периодов и пр.

Согласно соглашению о ЗСТ (ратифицировано 9 ноября 2020 г., вступило в силу 10 июля 2021 г.), Сербия получила возможность экспортировать практически все производимые товары на рынки ЕАЭС без торговых пошлин; основную долю экспорта Сербии в другие страны составляют продукция металлургии (сталь, медь), высокие технологии, машины и оборудование, сельскохозяйственная продукция, продукты питания, нефтехимия, электроэнергия и лекарственные средства.

В современных условиях жесткой конфронтации центров силы, глобальных сдвигов, изменения политического ландшафта и архитектуры мира, сфера образования, науки и культуры имеет исключительно важное значение для стабилизации общественной жизни, выстраивания устойчивых межгосударственных связей на наднациональном уровне.

По нашему мнению, примером такого сотрудничества являются российско-сербские отношения и динамика их развития. Так, в апреле 2019 г. Россией и Сербией была подписана Межправительственная Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики на период 2019-2021 гг., предусматривающая развитие прямых партнерских связей между образовательными организациями России и Сербии, а также содействие обмену обучающимися и педагогическими работниками. Также в рамках этой программы предусмотрено рас-

1 Гуйон А. Развитие сербско-российских отношений в контексте европейской интеграции. - https://ru.valdaiclub.eom/a/highli ghts/razvitie-serbsko-rossiy skikh-otnosheniy/

2 Trailovic D., Rapaic S. Political and Economic Aspects of Serbo-Russian Relations from the Perspective of Serbian Citizens // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. - Т. 15, № 3. - С. 82-96.

3 Торговые соглашения Евразийского экономического союза / Евразийская экономическая комиссия. 2021. - http://www.eura siancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Торговые-соглашения-ЕАЭС.aspx

ширение сотрудничества в области изучения русского языка и литературы в Республике Сербия и сербского языка и литературы в Российской Федерации1.

В рамках Ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» к 2025 г. планируется открытие в Сербии Центра открытого очного образования на русском языке и обучения русскому. Обучение планируется проводить на бесплатной основе для всех желающих по нескольким уровням владения языком. Российско-сербское сотрудничество в сфере образования базируется на единстве истории и культуры, родстве государственных языков, что позволяет высоко оценить его перспективы.

Не умаляя значения общего образования, формирующего необходимый образовательный и культурный уровень молодежи, считаем, тем не менее, что важнейшее значение для реализации национальных приоритетов имеет сфера высшего образования. И в этом отношении следует отметить значимость заключения соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии (далее - Соглашение) о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (г. Москва, 10 апреля 2013 г.), которое действует с 22 июня 2015 г.2

Так, согласно статье 4 Соглашения, академическая справка и диплом о неполном высшем образовании, выдаваемые вузами в Российской Федерации, и свидетельство («исправа о савладаном делу студщског програма»), выдаваемое вузами в Республике Сербии, признаются в Российской Федерации и Республике Сербии в качестве документов, дающих право их обладателям на продолжение обучения в вузах Российской Федерации и в вузах Сербии с учетом уровня полученной подготовки, указанной в этих документах .

В соответствии со статьей 5 Соглашения, диплом об основном академическом образовании («диплома основ-них академских студща»), выдаваемый по окончании не менее чем трехлетней программы обучения в вузах Сербии, признается в Российской Федерации. Диплом бакалавра, выдаваемый в Российской Федерации, и диплом об основном академическом образовании («диплома основних академских студща»), выдаваемый по окончании не менее чем четырехлетней программы обучения в Республике Сербии, являются эквивалентными.

Также признаются эквивалентными (статья 6 Соглашения) диплом специалиста, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием и диплом магистра, выдаваемые в Российской Федерации, и диплом о завершении второй образовательной ступени высшего образования уровня мастера или специалиста («диплома о стеченом другом степену високог образованьа након завршених мастер академских, односно спецщалистичких студща»), выдаваемый вузами в Сербии.

Очень важно, что эквивалентными признаются диплом кандидата наук, выдаваемый в Российской Федерации, и диплом о присвоении ученой степени доктора наук или доктора искусств («доктор наука или доктор уметности»), выдаваемый в Республике Сербии (статья 7 Соглашения), что обеспечивает привлекательность двустороннего сотрудничества в научно-образовательной сфере.

Современные инструменты интернационализации высшего образования можно представить в виде иерархической пирамиды, состоящей из трех уровней: 1) академическая мобильность студентов и преподавателей, гостевые лекции профессоров; 2) программы двойных дипломов и совместных степеней; 3) совместные университеты, филиалы национальных университетов (рис. 1)4.

Академическая мобильность иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава, включая чтение гостевых лекций, способствует развитию сетевых академических технологий, новых направлений процесса обучения в системе высшего образования.

Российская Федерация в настоящее время занимает 12 позицию по присутствию в Топ-500 глобальных рейтингов университетов. Россия, как один из ключевых участников ЕАЭС, является центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС: абитуриенты из этих стран представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Согласно прогнозам Минобрнауки РФ, к 2025 г. в России будут учиться до 760 тыс. иностранных граждан, а поток академической мобильности иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках ЕАЭС увеличится на 5,6 и 3,8% соответственно5.

1 Россия и Сербия развивают сотрудничество в области образования и продвижения русского языка. - https://edu.gov.ru/

press/1511/rossiya-i-serbiya-razvivayut-sotrudnichestvo-v-oblasti-obrazovaniya-i-prodvizheniya-гusskogo-yazyka

2

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (г. Москва, 10 апреля 2013 г.). - https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/ confiгmation/agreem_recog_Serbia_2013

Оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», выставляемым высшими учебными заведениями в России, соответствуют оценкам «10-9», «8-7» и «6», выставляемые высшими учебными заведениями в Сербии.

4 Куклина Е.А., Паромов А.Ю. Приоритетные направления международного сотрудничества в сфере высшего образования в контексте развития ЕАЭС: Центральная Азия и Западные Балканы // Интернационализация высшего образования как фактор глобального академического лидерства: сборник статей и докладов по результатам работы Всероссийской отраслевой научно-практической конференции, проводимой в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций» федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование». — СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021. - С. 5-12.

5 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. № 16). - https://bazanpa.ru/sovet-pri-prezidente-rf-po-strategicheskomu-razvitiiu-i-natsionalnym-proektam-pasport-ot24122018-h4323436/4/4.9/

Рисунок 1.

Пирамида инструментов интернационализации высшего образования (на примере российско-сербского взаимодействия в сфере высшего образования)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) имеет партнерские отношения с Белградским университетом и Университетской академией бизнеса в Нови-Саде (частный университет). Партнером Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС, является Университет Сингидунум - частное некоммерческое высшее учебное заведение Сербии. В настоящее время обучение в бакалавриате, магистратуре и докторантуре Университета Сингидунум осуществляется на 9 факультетах в трех научных областях: социальные и гуманитарные науки; технические науки; естественные науки и математика. По программе академической мобильности 21 студент факультета экономики и финансов Северо-Западного института управления (СЗИУ), обучающийся в бакалавриате по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика», в осеннем семестре 2021-2022 уч. г. проходят обучение в Университете Сингидунум. Это пилотный проект, но есть все основания полагать, что академическая мобильность студентов будет осуществляться на постоянной основе и станет доброй традицией.

Автор этой статьи в течение трех лет выступал с гостевыми лекциями в Пекинском административном институте и получил подтверждение тому, что интерес к лекциям профессоров партнерских университетов неуклонно растет.

22-24 марта 2021 г. в рамках Фестиваля науки в Брянском филиале РАНХиГС состоялся цикл лекций известного сербского политолога, директора Центра геостратегических исследований (г. Белград) Драганы Трифкович, посвященный анализу политической ситуации на Балканах. Надеемся, что гостевые лекции иностранных профессоров и экспертов будут продолжены.

Совместные образовательные программы (СОП), в том числе программы двойного диплома, создаются в целях интернационализация образовательного процесса, решения задач федерального проекта «Экспорт образования». Так, к 2024 г. численность иностранных граждан, прошедших обучение в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, должна быть увеличена в два раза в сравнении с 2017 г. и составить 425 тыс. чел.1 Этот показатель является интегральным результатом всего комплекса мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» и характеризует возможности использования «мягкой силы» в продвижении Российской Федерации в мировом пространстве.

По сравнению с обычными программами получения степени, программы двойного диплома имеют дополнительные преимущества, которые можно рассматривать как конкурентные: получение дипломов международного уровня двух престижных университетов за один учебный период; возможность получения образования за рубежом; посещение лекций ведущих профессоров зарубежного университета; возможность получения образования как по одной и той же, так и по схожим направлениям подготовки/специальностям; сопоставимая продолжительность обучения в каждом из вузов-партнеров; возможность пройти практику на зарубежном предприятии с перспективой дальнейшего трудоустройства; синхронизированные учебные планы, позволяющие признавать периоды обучения и результаты зачетов и экзаменов на основании действующих в вузах-партнерах соглашений о реализации СОП, определяющих принципы и стандарты обеспечения качества образования; совершенствование языковых навыков, опыт общения и проживания в кросс-культурной среде; формирование конкурентных преимуществ на рынке труда как в России, так и

1 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. № 16). - https://bazanpa.ru/sovet-pri-prezidente-rf-po-strategicheskomu-razvitiiu-i-natsionalnym-proektam-pasport-ot24122018-h4323436/4/4.9/

за рубежом, установление новых связей, развитие бизнес-контактов; возможность достойно представить себя в профессиональном резюме и др.

В практике СЗИУ накоплен опыт проектирования и реализации СОП с зарубежными университетами - программа российско-французского двойного диплома бакалавра экономики, реализуемая с 2014 г. совместно с Университетом Лазурного берега (Ницца, Франция). Программа двойного диплома включает в общей сложности 180 кредитов, распределенных между двумя вузами-партнерами. Признание предыдущего академического курса установлено для первых двух лет бакалавриата французского университета (в общей сложности 120 кредитов); признание третьего года бакалавриата французского вуза-партнера устанавливается СЗИУ (в общей сложности 60 кредитов). Получение диплома Университета Лазурного берега обусловлено подтверждением сдачей российским студентом 180 кредитов: 60 кредитов в рамках программы бакалавриата французского вуза во время мобильности в 3 курсе бакалавриата (осенний семестр); 120 кредитов путем признания результатов, полученных в СЗИУ.

На факультете экономики и финансов СЗИУ подготовлены и другие проекты для реализации в формате двойных (совместных) дипломов, которые могут быть интересны сербским коллегам.

Открытие совместных учебных заведений является в настоящее время одним из ведущих мировых образовательных трендов, так как совместные образовательные проекты позволяют совершенствовать национальную систему образования. Реализация таких проектов не только способствуют повышению конкурентоспособности образовательного пространства стран, но и является эффективным инструментом продвижения национальной культуры, языка, ценностей и образа жизни.

Пилотным проектом в этой сфере стал Университет ШОС, запущенный в 2010 г., и на сегодняшний день совместные образовательные структуры функционируют не только на многосторонней, но и на двусторонней основе. Преимущества данной формы взаимодействия в сфере высшего образования как нового механизма международного сотрудничества продемонстрированы на примере результатов деятельности российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне (КНР)1.

Завершая обзор современных инструментов интернационализации высшего образования в контексте ЕАЭС необходимо отметить, что высшей формой ее проявления является создание сетевого Университета ЕАЭС (по аналогии с Университетом ШОС, Университетом БРИКС и Университетом СНГ).

Выводы и результаты

Особенности географического положения Республики Сербии обусловливают возможность выбора приоритетного направления государственного развития и интеграции (европейской, евразийской), что, впрочем, не исключает наличие двух векторов этого процесса. Сербия, получив статус кандидата на вступление в ЕС в 2012 г., с тех пор медленно и тяжело дрейфует в сторону ЕС, но исключительное конкурентное преимущество ЗСТ с ЕАЭС имеет важнейшее значение, открывая новые перспективы для развития экономических отношений, что чрезвычайно важно для Республики Сербии, ее экономики и граждан.

Международное сотрудничество в образовательной сфере с ключевым государством ЕАЭС - Российской Федерацией, позволит повысить эффективность национальной системы высшего образования Сербии, используя преимущества рассмотренных выше инструментов реализации международных проектов и программ.

1 Медяник Е.И. Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая // Вестник международных организаций. - М., 2017. - Т. 12, № 1. - С. 7-23. БО!: 10.17323/1996-7845-2017-01-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.