Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ЕАЭС / EAEU / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SCIENTIFIC COOPERATION / HEI COOPERATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC ADMINISTRATION / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

В статье анализируются задачи системы подготовки кадров для государственной службы в Российской Федерации. Отмечается, что подготовка высококвалифицированных управленческих кадров является важнейшей составляющей процесса реформирования российской экономической системы, ее диверсификации и повышения конкурентоспособности. Важнейшей тенденцией развития системы высшего образования является ее интернационализация и интеграция. В связи с этим показательным является опыт Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в области интернационализации образовательного процесса, в первую очередь - на евразийском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Professional Management Training as an Innovative Method of the Development of the Eurasian Integration

The article presents an analysis of several tasks of the system of civil service personnel training the Russian Federation. The author points out that the training of highly skilled administrative personnel is the essential part of the reforming of Russian economic system, its diversification and improving its competitiveness. The central role in these processes belongs to the higher education system. The main trend in the modern development of higher education is its internationalization and integration. In this connection, a prominent example in internationalization of study process, mainly - on the Eurasian field, is presented by the North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

В. А. Шамахов

Система профессиональной подготовки управленческих кадров как инновационный механизм развития евразийской интеграции

The System of Professional Management Training as an Innovative Method of the Development of the Eurasian Integration

Аннотация: В статье анализируются задачи системы подготовки кадров для государственной службы в Российской Федерации. Отмечается, что подготовка высококвалифицированных управленческих кадров является важнейшей составляющей процесса реформирования российской экономической системы, ее диверсификации и повышения конкурентоспособности. Важнейшей тенденцией развития системы высшего образования является ее интернационализация и интеграция. В связи с этим показательным является опыт Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в области интернационализации образовательного процесса, в первую очередь — на евразийском пространстве.

Summary: The article presents an analysis of several tasks of the system of civil service personnel training the Russian Federation. The author points out that the training of highly skilled administrative personnel is the essential part of the reforming of Russian economic system, its diversification and improving its competitiveness. The central role in these processes belongs to the higher education system. The main trend in the modern development of higher education is its internationalization and integration. In this connection, a prominent example in internationalization of study process, mainly — on the Eurasian field, is presented by the North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Ключевые слова: высшее образование, евразийская интеграция, ЕАЭС, интернационализация, интеграция, сотрудничество вузов, научное сотрудничество, инновации, государственная служба, государственное управление, реформирование. Keywords: Higher education, Eurasian integration, EAEU, internationalization, integration, HEI cooperation, scientific cooperation, innovation, civil service, public administration, reforming.

Шамахов Владимир Александрович

Директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доктор экономических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса

Vladimir Shamakhov

Director of NWIM RANEPA, Doctor of Economics, 1st Class Active State Advisor of Russian Federation.

Все цивилизованные государства в современном мире сходятся в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только за счет рациональной и правильной организации управления данным обществом. Это доказывается пристальным вниманием к проблеме профессиональной подготовки современного чиновника.

Высокий уровень профессионализма чиновников — залог эффективности государственного управления, предполагающий профессиональный труд на основе качественных знаний и квалификации. Быстро меняющийся мир бросает человечеству все новые технологические вызовы, формируя

запрос на работника, готового весь период своей экономической активности к освоению новых профессиональных навыков.

Особую актуальность эта тема приобретает на современном историческом этапе, когда российская экономика столкнулась с новым беспрецедентным вызовом. Эффект негативного влияния от санкций во многом зависит от того, насколько страна готова адаптироваться к внешним воздействиям.

Реформирование как основной фактор развития государства

Сегодня перед Россией стоит задача — сформулировать и реализовать концепцию, которая позволит реформировать национальную экономику.

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамики развития первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности. Стратегической целью формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня мировой конкурентоспособности.

Для этого необходимо перейти от сырьевой к диверсифицированной и инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, наукоемких производствах и новых знаниях. Надо совершенствовать национальную инфраструктуру: строить автодороги, развивать железнодорожную сеть, сооружать аэропорты, энергетические объекты, морские порты и другие объекты инфраструктуры. Нужно развивать аграрный сектор. Для России крайне необходима диверсификация — независимость страны от одного сектора экономики.

Чтобы решить эти глобальные задачи, государству нужны квалифицированные управленцы, способные нестандартно мыслить и находить новые решения возникающих задач. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования обеспечивает главную составляющую развития — кадровую. Вузы должны быть не

только образовательными учреждениями, но и научно-инновационными комплексами. Система высшего образования является основой для построения инновационной сети, которая будет соединять науку и производство.

Расширение сотрудничества вузов стран евразийского пространства в области образования и науки

В условиях санкций со стороны Запада целесообразно расширение делового и взаимовыгодного сотрудничества со странами евразийского континента — такая интеграция является стратегией, объединяющей экономические, людские, природные ресурсы государств всего евразийского пространства.

Общемировая тенденция в сфере образования — интернационализация высшего образования. Причин интернационализации много: развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах; глобализация экономики и технологий, формирование мирового рынка труда; интернациональный характер научных знаний, формирование международных стандартов качества; развитие информационных технологий.

В связи с этим необходимо продолжать работу по созданию общего евразийского образовательного пространства. В результате будут возможны реализация совместных образовательных программ, осуществление коллективных научных проектов, обеспечение студенческой и преподавательской мобильности.

Во многом сближению национальных систем образования способствует межвузовское сотрудничество, которое широко развито на евразийском пространстве.

Северо-Западный институт управления уделяет большое внимание интернационализации образования с целью повышения глобальной конкурентоспособности, что подтверждается наличием специальной программы развития международной деятельности института на пятилетний период, в которой четко сформулированы цели

и задачи, направленные на превращение вуза в ведущий центр в области общественно-государственного управления. Программа включает структурированную систему индикаторов достижения целей по каждому блоку задач и систему оценки их достижения.

В рамках указанной программы и стратегических интересов РАНХиГС институт реализует многоуровневую систему интернационализации образования, а именно:

— академическое и образовательное сотрудничество, включающее реализацию программ мобильности для студентов и преподавателей, совместные научно-исследовательские работы, международные научные конференции, семинары и симпозиумы, участие в международных научно-практических конференциях и семинарах, образовательных программах и проектах, публикацию совместных монографий, сборников, статей;

— участие в совместных образовательных проектах в области повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, совершенствования качества государственного и муниципального управления в Северо-Западном федеральном округе РФ;

— работу в рамках международных ассоциаций, сетевое взаимодействие, сотрудничество с международными организациями;

— образовательную, экспертную, консультативную, аналитическую работу в сотрудничестве с бизнес-организациями СЗФО и зарубежных стран.

СЗИУ имеет разветвленную сеть партнеров в 23 странах мира, в перечень активных зарубежных партнеров входят 52 профильных и классических университета, института и организации. С внедрением принципа диверсификации сотрудничества по географическому признаку, кроме традиционных европейских стран, расширяется работа со странами СНГ и ЕАЭС, Китаем, Кореей, Индией, Вьетнамом, Израилем, Турцией.

Расширяется международное сетевое сотрудничество — в 2014 г. СЗИУ РАНХиГС вошел в состав соучредителей Российско-Китайской ассоциации экономических университетов, включающей 27 крупнейших

экономических вузов России и Китая, созданной решением Российско-Китайской межправительственной комиссии, Сети университетов региона Балтийского моря (BSRUN), Международной ассоциации политических наук (IPSA).

За последний год укрепились связи СЗИУ с Китаем и Кореей. Так, СЗИУ РАНХиГС выступил соорганизатором российско-корейской конференции в Сеуле, посвященной реформе государственного управления, с участием других вузов стран Центральной Европы; в Санкт-Петербурге прошел российско-китайский экономический форум, в СЗИУ РАНХиГС открыт Центр прикладного китаеведения им. Конфуция как представительство Университета международного бизнеса и экономики Китая. Реализуются шесть научно-исследовательских проектов с китайскими институтами государственного управления.

Одним из приоритетных направлений института в плане интернационализации образования является реализация профильных проектов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих через связи с национальными академическими и властными структурами во всем мире. В частности, программа «Президентская инициатива в Норвегии», проводимая Северо-Западным институтом управления в Санкт-Петербурге, позволяет государственным и муниципальным служащим Северо-Запада России пройти практику в органах власти Норвегии, а норвежским муниципалам ознакомиться на местах с работой российских органов власти. В настоящий момент важным аспектом во всем мире является оценка эффективности деятельности органов власти и разработка инструментария проведения качественной оценки. Именно этой теме был посвящен комплексный проект Северо-Западного института управления и Совета министров северных стран «Продвижение принципов эффективного государственного управления и местного самоуправления на Северо-Западе России». Кроме того, в Санкт-Петербурге активно проходят обучение чиновники высокого уровня Китая и Турции, расширяется

предложение программ обучения для китайских бизнесменов.

Руководство института, являющегося классическим вузом, уделяет большое внимание программам обмена студентами, программам двух дипломов с зарубежными партнерами, совместным научным исследованиям и разработкам. Среди программ обмена студентами наиболее интересной является программа двух дипломов «экономика и управление» Северо-Западного института управления и Университета Ниццы (Франция).

Проводится работа по созданию научно-исследовательской кафедры по тематике конституционного права совместно с Конституционным Судом Республики Армения, Центром конституционного права Республики Армения и Ереванским государственным университетом.

Особое внимание СЗИУ РАНХиГС уделяет изучению евразийской интеграции. Научными исследованиями в этой области занимается Международный евразийский центр науки, образования и инноваций. При поддержке Правительства Санкт-Петербурга ежегодно проводится международный научно-практический форум «Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира», преобразованный в форум «Евразийский вызов». Студенты Президентской академии в Санкт-Петербурге при участии студентов президентских академий четырех стран выступили инициаторами учреждения общественной организации «Евразийская молодежная ассамблея». Эта организация в свою очередь выступает организатором ежегодного Евразийского молодежного инновационного конвента, работа которого нацелена на создание евразийского молодежного кластера.

Построение системы экономического и политического межгосударственного сотрудничества

Как известно, в качестве долгосрочной стратегической цели государствами — членами ЕАЭС рассматривается развитие таких интеграционных процессов в масштабах

континента Евразии, которые должны привести к созданию единой функционирующей интеграционной системы экономического и политического межгосударственного сотрудничества.

Особое значение приобретает реализация задач организации международной коммуникации и сетевого объединения высших учебных заведений, ведущих подготовку управленческой элиты. Это послужит базисным фактором создания единого кадрового пространства и в перспективе позволит решить ряд основополагающих задач кадрового обеспечения крупных интеграционных объединений, таких как Евразийский экономический союз, ШОС, БРИКС.

На наш взгляд, особое внимание следует уделять подготовке управленцев, специалистов в различных областях знаний с учетом специфики их деятельности в условиях интеграционных процессов как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Очевидно, что необходимо построить модель подготовки управленческих кадров, основанную на практико-ориентирован-ном подходе. Представляется целесообразным создание кластеров, образовательных платформ, проектных площадок, объединяющих вузы как научно-образовательные центры. Подобные объединения позволят внедрить практико-ориентированный подход к реализации программ подготовки управленческих кадров, что будет способствовать формированию базы профессиональных навыков будущих управленцев нового формата.

Сегодня в вузах стран евразийского пространства сконцентрирован значительный опыт исследований в области мировой политики и экономики. Этот опыт может стать основой для создания единой международной научной и образовательной площадки в целях изучения стратегических векторов развития процессов евразийской интеграции. Создание совместных учебных программ и научно-исследовательских проектов в области образования и науки вузов стран евразийского партнерства будет способствовать генерации новых знаний и формированию единой инновационной интеллектуальной среды.

В целом, говоря об инновационных механизмах развития межвузовского партнерства в целях подготовки управленских кадров, следует выделить ряд ключевых аспектов:

— применение современных информационных технологий, позволяющих дистанционно реализовывать проектную деятельность (проведение форсайт-сессий, веби-наров, телемостов, интернет-конференций и т. д.);

— развитие академической мобильности, международных совместных образовательных программ, унификация учебных стандартов;

— создание образовательных кластеров.

Необходимо подчеркнуть, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 создание кластеров представлено как важнейшее направление формирования общенациональной системы поддержки инноваций и развития России.

Следует отметить, что объединение интеллектуального и инновационного

потенциалов молодежи на основе кластерного подхода позволит ей принимать активное участие в выработке согласованных решений, создавать международные научные площадки по изучению евразийской интеграции и подготовке евразийских лидеров.

Внедрение подобных механизмов будет способствовать применению практико-ори-ентированного подхода к реализации программ подготовки управленческих кадров, что приведет к формированию системы профессиональной подготовки управленческих кадров нового формата как важнейшего направления развития Евразийского экономического союза в долгосрочной перспективе.

Высшая школа имеет значительный потенциал, способный оказать существенное влияние на инновационную деятельность региона, страны и мира. Чиновники нового поколения — компетентные, активные, творческие, патриоты своей Родины — должны выходить на международный уровень деятельности.

1 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.