Научная статья на тему 'Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство'

Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМА / СОТРУДНИЧЕСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTEGRATION / HIGHER EDUCATION / COOPERATION / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Ольга Яковлевна

В статье говорится о региональных характеристиках интеграции и интернационализации системы высшего образования латиноамериканских стран, которая вносит огромный вклад в международное сотрудничество с целью развития обмена на университетском и национальном уровнях. Его самыми отличительными чертами являются мобильность и международное сотрудничество среди преподавателей и студентов. Мобильность рассматривается как способ подготовки академических кадров и подготовка студентов к вызовам XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

ART 76162 УДК 37.011.33

Ярославцева Ольга Яковлевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань [email protected]

Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования

в мировое образовательное пространство

Аннотация. В статье говорится о региональных характеристиках интеграции и интернационализации системы высшего образования латиноамериканских стран, которая вносит огромный вклад в международное сотрудничество с целью развития обмена на университетском и национальном уровнях. Его самыми отличительными чертами являются мобильность и международное сотрудничество среди преподавателей и студентов. Мобильность рассматривается как способ подготовки академических кадров и подготовка студентов к вызовам XXI века. Ключевые слова: высшее образование, система, интернационализация, интеграция, мобильность, сотрудничество.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Усиливающиеся в начале XXI века тенденции взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов современного мира, глобализации экономики, науки, образования и культуры приводят к тому, что решение многих проблем современности не возможно без выхода за рамки одной определенной культуры. Эти изменения, обусловливают важность изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни и разных областях научного знания, стимулируют всё больший интерес к сопоставлению экономических показателей, социально-политических систем, моделей культуры разных стран и народов, в том числе и в сфере образования [5, с. 3].

Интеграция в высшем образовании - это результат углубления процесса интернационализации, для которого характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими национальными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденции к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего [6].

Интеграционные процессы в мировом образовании все более затрагивают его элементы - национальные, региональные, образовательные системы [1, с. 11]. Значение интеграции в высшем образовании для региона определяется тем, что она способствует сокращению разрыва в уровнях развития образования между странами «центра» и «периферии» внутри региона, а также способствует приближению латиноамериканских стран к уровню развитых стран Запада. Особую важную роль интеграция играет в стратегии развития образования малых и средних стран.

Основными субъектами интеграции выступают образовательные учреждения различного уровня, которые путем массового включения в реализацию крупных, многосторонних международных проектов и программ более эффективно начинают

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

решать как национальные образовательные задачи, так и те, что, что вытекают из потребностей устойчивого развития региона. Инструментами интеграции в образовательной сфере могут быть: разработка единой образовательной политики в интеграционных группировках; выработка единых образовательных стандартов; создание многонациональных образовательных организаций и систем информации, сети дистанционного обучения, фондов по финансированию мероприятий в сфере образования; разработка совместных программ и проектов; создание региональных рынков знаний; обмен опытом в области подготовки кадров, а также обмен преподавателями и студентами.

В настоящее время в латиноамериканских интеграционных группировках различного уровня применяются все из возможных форм интеграции в области образования: субрегиональный уровень интеграции, региональный уровень интеграции, общеамериканский уровень интеграции, глобальный уровень интеграции [9].

Субрегиональный уровень интеграции представлен различными межгосударственными организациями, проектами и программами, охватывающими своей деятельностью отдельные группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность («Андская группа», «Лаплат-ская группа», «группа Контадора», «группа РИО», Центрально-американский общий рынок, Экономическое сообщество стран Карибского бассейна и др.) По своему содержанию процессы этого уровня направлены, прежде всего, на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, предотвращения «утечки умов» и т. п. Между странами этих группировок существуют соглашения о кооперировании в области образования.

Это соглашение, заключенное главным образом с целью сохранения и укрепления культурной самобытности андских народов стало основным рычагом расширения сотрудничества в области высшего образования как между странами-участницами, так и рядом других государств (например, Германией). Регулярно проводятся консультативные совещания по насущным проблемам в области образования, науки и культуры, волнующим андские государства. Для финансирования подготовки специалистов из андских стран за рубежом в рамках соглашения специально создан стипендиальный фонд «Великий маршал Аякучо». Каждый четвертый из числа студентов, приезжающих на учебу в Испанию, является стипендиатом этого фонда. Доля студентов из стран-участниц соглашения «Андрес Бельо» составляет 40% от общего числа латиноамериканцев, обучающихся в Испании.

Наиболее типичной формой субрегионального уровня интеграции являются соглашения, заключенные также Центральноамериканским высшим университетским советом (ЦАВУС), созданным в 1948 году (до 1981 года она называлась Конфедерацией университетов стран Центральной Америки). Объединяет 7 университетов шести Центральноамериканских стран. Официальные цели совета - усиление интеграции высших учебных заведений Центральной Америки, расширение и развитие научных исследований; изучение проблем в области образования [12].

Заслуживает также внимания координация деятельности в этой сфере государств-членов МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). Важными мерами в сфере образования в рамках МЕРКОСУР стал «Протокол по вопросам интеграции образования и признания свидетельств, степеней и курсов начального и нетехнического среднего образования», который был подписан в Буэнос-Айресе министрами образования этих стран в 1994 году [11]. И на уровне высшей школы также был подписан протокол о взаимном признании дипломов о высшем образовании.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

Значительный успех был достигнут в том, что касается преподавания в странах региона испанского и португальского в качестве официальных языков.

Региональный уровень интеграции охватывает системы образования всех латиноамериканских стран и самые различные его ступени. Начало сотрудничеству на таком уровне было положено в 70-е годы, когда страны региона подготовили и приняли к совместной реализации документы, направленные на сближение образовательных стандартов и учебных программ, что привело к подписанию «Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и учебных степеней...»

Сегодня регион выступает с идеей проекта «Общего рынка знаний». Латиноамериканские государства и в этом смысле далеко опережают рождение подобных тенденций в других регионах развивающегося мира. Интересно отметить, что на «опережающий» характер интеграционных тенденций в образовании латиноамериканских стран, очевидно, оказывают влияние не только идеи формирующегося «мега рынка» западного полушария, но и такая, к сожалению, практически неизвестная их черта, как глубокие традиции мира и добрососедства, которые давно культивируются в регионе. Многие считают, что проект «Общего рынка знаний» может стать эффективным средством предотвращения «утечки умов» из Латинской Америки в развитые страны. Может быть, именно этим обстоятельством объясняется слабая поддержка данной инициативы со стороны европейских стран и США, а также международных финансовых организаций. Для координации усилий латиноамериканских государств на этом уровне создан соответствующий орган - Совещание министров образования, заседания которых проходят в разных странах.

Одним из первых участников подобного взаимодействия стал Университет Сан-Диего. Здесь решено ввести курс по изучению приграничной зоны, по окончанию которого студентам будет выдаваться соответствующий сертификат специалиста по проблемам Латинской Америки. Более того, Университет Сан-Диего стал инициатором программы «Мексус» - американского аналога успешно действующего в Европе проекта «Эрасмус». Согласно этой программе, учащиеся мексиканских вузов в первые два года обучаются на родине, последующие два - в США, а после завершения полного курса получают диплом обоих вузов. Особое внимание уделяется изучению английского языка мексиканскими студентами, а испанского языка - американскими. Четыре основных участника программы «Мексус» - Университет Сан-Диего, Автономный университет Нижней Калифорнии, Юго-Западный Колледж (США) и центр высшей технической подготовки (Мексика) - планируют развернуть деятельность и в других городах приграничной зоны [2].

Подобная форма международной интеграции, наряду с достижением экономических результатов, способна вызвать серьезные трансформации в мексиканском обществе, включая и высшие учебные заведения, задача которых на новом этапе состоит в том, чтобы сделать их способными противостоять внешней конкуренции на рынке трудовых ресурсов.

Следует особо отметить, что решению проблем образования в странах Латинской Америки содействуют различные международные организации, в их числе Агентство международного развития США, Канадское агентство международного развития, Японское агентство международного сотрудничества, а также Мировой банк и МАБР [3].

В глобальном плане латиноамериканские государства проявляют интерес к сотрудничеству с европейскими странами. В последние годы значительно увеличилась доля латиноамериканских студентов в испанских, германских, французских вузах. Представители бывших английских колоний имеют предпочтение обучаться в учебных

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

заведениях Великобритании, Голландии, Дании, Италии [4]. Для таких европейских стран, как Германия и Франция характерно относительное сокращение обучения полному курсу и увеличение доли учащихся на последипломном уровне. Подобные нововведения объясняются рядом причин. Во-первых, сами латиноамериканские страны проявляют серьезный интерес к краткосрочным курсам повышения квалификации для уже дипломированных специалистов. Во-вторых, такая форма сотрудничества сокращает материальные затраты и облегчает организационные проблемы как для одной (латиноамериканской), так и для другой (европейской) стороны [6].

В настоящее время ведущие западноевропейские страны отдают явное предпочтение так называемому «ориентированному на равноценное партнерское участие» взаимодействию, которое позволяет более активно использовать возможности самих государств Латинской Америки. Так, отношения с Францией, где учатся латиноамериканцы из 23 стран континента, характеризуются усилившимся стремлением к совместным исследованием в области образования; преимущественным развитием прямых межвузовских связей; значительным расширением курсов по изучению французского языка в Латинской Америке; организацией краткосрочных курсов повышения квалификации для специалистов различного уровня как во Франции, так и в самой Латинской Америке и т. д. [7].

Своеобразным поворотным моментом в европейско-латиноамериканском сотрудничестве по линии высшего образования стало осуществление в последнее время межрегиональных программ, позволивших большой группе латиноамериканских стран подключаться к взаимодействию с развитыми европейскими государствами на равноправной основе. К ним относится так называемая «Программа КО-ЛУМБУС», в которой участвуют 40 латиноамериканских и 20 европейских университетов. Главная цель проекта, полное название которого «Мост к сотрудничеству между университетами Латинской Америки и Европы в деле управления», состоит в том, чтобы способствовать повышению роли университетов в наращивании научного потенциала латиноамериканских стран, в расширении подготовки квалифицированных кадров внутри региона.

Проявляют интерес страны Латинской Америки и к сотрудничеству с Японией и НИС Азиатско-Тихоокеанского региона. Для образовательных систем региона это означает выход на еще один мощный полюс развития интеграционных процессов в мировом образовании. Страны Латинской Америки стремятся также наладить контакты в сфере образования с Китаем и Россией [8].

Российско-латиноамериканские связи в сфере образования имеют давнюю историю, но в настоящее время все больше укрепляется принцип взаимовыгодного сотрудничества и равноправного участия. Основой для расширения этих взаимовыгодных связей могут выступать следующие предпосылки:

- достаточно высокий уровень развития образования, в том числе и высшего, в большой группе стран региона;

- исторически более давние связи Латинской Америки в образовании и культуре с Европой, нежели с Северной Америкой;

- Латинская Америка среди стран Юга - пионер в развитии международного сотрудничества в сфере образования и обладает в этой области необходимым опытом как на субрегиональном, региональном, так и на общеамериканском и глобальном уровнях;

- международное значение имеет опыт стран Латинской Америки по сохранению самобытности развития национальных образовательных систем в условиях постоянной экономической, политической и культурной экспансии США.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

Несомненно, заслуживает внимания наиболее развитая группа латиноамериканских стран - Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай, в которых системы образования достигли достаточно высокого уровня эффективности.

Главной мотивацией планов латиноамериканских стран к международному сотрудничеству является улучшение качества образования. Согласно этим планам качество будет улучшаться за счет расширения международного сотрудничества в областях культуры и образования, укрепления программ обменов и мобильности студентов ,увеличения совместных международных научных исследований и обучающих программ на различных академических уровнях. Так, например, в Мексике главными организаторами студенческой и преподавательской мобильности являются Департамент государственного образования в лице Национального комитета по развитию науки и техники, Департамент международной деятельности, Национальная ассоциация университетов и институтов высшего образования и Мексиканская федерация частных институтов высшего регионального сотрудничества. С 90-х годов международная деятельность вузов приобретает стратегическую важность и растущее политическое значение, которое определяет развитие мексиканских вузов, особенно с момента создания региональных экономических сообществ, расширения торговли с внешним миром и интернационализации социально-экономических явлений, которые влияют на развитие общества в глобальном масштабе.

Частные вузы лидируют в студенческой мобильности, благодаря большим экономическим возможностям их родителей. А государственные вузы предлагают своим студентам финансовую помощь для участия в студенческих обменных программах. Студенты частных вузов в основном предпочитают США. Мобильность студентов частных вузов вдвое превышает количество студентов государственных вузов, и в 7 раз количества студентов за границу и в 5 раз приема иностранных студентов.

В течение 2002-2003 гг. Союз вузов Латинской Америки (UDUAL) открыл программу студенческих обменов, согласно которой латиноамериканские университеты имеют официальное признание дипломов. За эти годы 24 латиноамериканских университета, включая 4 аргентинских вуза Куйо, Междуречье, Литораль, и Маар де Плата , участвовали в этой программе.

Главная причина ограниченной мобильности латиноамериканских студентов это их неадекватное владение иностранными языками. Недостаточное овладение иностранным языком имеет место, как в средней школе, так и в высшей школе, где чаще всего знание второго языка не является программным требованием или стандартом для аккредитации вуза. Другая причина - это отсутствие официальной системы кредитов по примеру стран Европейского Союза. Другим аспектом студенческой мобильности является также открытие вузов для студентов из стран, находящихся вне межуниверситетских соглашений. Европейские и Североамериканские вузы часто поощряют студентов на продолжение их дальнейшего обучения в иностранном вузе. Хотя большая часть этих обменов происходит в Северном полушарии, Аргентина становится общепринятым пунктом назначения, из-за низких цен, природных красот и высокоразвитой университетской системы. Но большинство аргентинских вузов, особенно государственных, не имеют стратегий или нужных структур для управления этим видом студенческой мобильности.

Мобильность является одним из важных аспектов процесса интернационализации в вузах таких стран как Чили, Уругвай, Бразилия, Куба. Количество студентов из-за рубежа, например, в Чили увеличилось за последние 10 лет, главным образом в результате роста иностранных студентов зачисленных в университеты.

Таким образом, интернационализация высшего образования латиноамериканских стран вносит огромный вклад в международное сотрудничество с целью разви-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ярославцева О. Я. Перспективы интеграции латиноамериканской системы высшего образования в мировое образовательное пространство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76162.htm.

тия обмена на университетском и национальном уровнях. Его самыми отличительными чертами являются мобильность и международное сотрудничество среди преподавателей и студентов. Мобильность рассматривается как способ подготовки академических кадров и подготовка студентов к вызовам XXI века.

Ссылки на источники

1. Булаева С. В., Исаева О. Н. Система мирового образования: современные тенденции развития: монография. I Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2012. - 128 с.

2. Ермольева Э. Г. Высшая школа Латинской Америки. Недавнее прошлое и недалекое будущее II Латинская Америка. - 2009. - № 11.

3. Ермольева Э. Г. Латинская Америка: региональные проявления социальных издержек экономического реформирования II На рубеже веков. - 1997. - № 4.

4. Ермольева Э. Г. Латинская Америка: новая экономическая стратегия и образование II Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 112-118.

5. Костикова Л. П., Романов В. В. Социально-педагогический детерминизм системы трудовой подготовки учащихся в сельской школе США: монография. Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2006. - 176 с.

6. Лиферов А. П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). - Рязань: РГПУ, 1997.

7. Лиферов А. П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства. - Рязань: РГПУ, 1997.

8. Лусен А. К. Латиноамериканская политика КНР II Латинская Америка. - 1995. - № 12.

9. Ярославцева О. Я. Интернационализация высшего образования Латинской Америки как фактор современных интеграционных процессов II Российский научный журнал. - 2012. - № 26. - С. 240-248.

10. Ярославцева О. Я. Исторические особенности развития систем образования стран Латинской Америки II Российский научный журнал. - 2009. - № 10. - С. 226-236.

11. Adam S. Transnational Education. Report prepared by the Confederation of Administrators. 2001.

12. Albornoz Mario, Ernesto Fernández Polcuch, and Alfaraz, Claudio. 2002. Hacia una nueva estimación de la "fuga de cerebros.Centro Redes, Buenos Aires. 2001. - URL: www.centroredes.org.ar.

13. Albornoz Mario, Lucas Luchilo, Gustavo Arber, Rodolfo Barrere, and Julio Raffo. El talento que se pierde: aproximación al estudio de la emigración de profesionales, investigadores y tecnólogos argentinos. Centro Redes, Buenos Aires. www.centroredes.org.ar. 2002.

14. Altbach P. G. Higher Education and the WTO: Globalization Run Amok, 2001.

Olga Yaroslavtseva,

Senior Lecture at the Chair of Foreign Languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan [email protected]

Perspectives of Latin America Higher Education Integration in the World Educational Space Abstract. This article touches upon the main regional characteristics of internalization of the system of higher education of Latin America, which makes a great contribution into international educational cooperation with the aim of the development of university and national exchange. Its most significant features are international cooperation and mobility of students and lecturers which can be regarded as a special way of academic preparation of students and faculty staff for the challenges of the XXI century. Key words: Higher education, integration, cooperation, mobility.

Рекомендовано к публикации:

Исаевой О. Н., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ярославцева О. Я., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.