Цёхла С.Ю.
д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности, Крымский федеральный
университет
РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Ключевые слова: высшее образование, знания, инновации, молодежь, международное сотрудничество, интеграция, развитие.
Keywords: higher education, knowledge, innovation, youth, international cooperation, integration, development.
Согласно Индексу развития человеческого потенциала, введенному в 1990 г. ООН, образование является важнейшим показателем человеческого развития, формирующим интеллектуальный, эмоциональный, духовный контур социокультурного устройства государства.
В современных условиях образование рассматривается в качестве доминирующего фактора инновационного развития экономики и обеспечения конкурентоспособности страны на мировом уровне. Образование как социальный институт макроуровня, влияющий на качество экономического роста, выполняет функции генерирования новых знаний, развития специальных навыков, интеллекта, формирования жизненной позиции и ценностей.
В Российской Федерации научно-технологическое развитие входит в число государственных приоритетов1. В рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» планируется превратить университеты в центры инновационного, технологического и социального развития страны, регионов.
По состоянию на 2017 год высшее образование в России можно охарактеризовать следующими показателями:
- программы высшего образования реализуют 818 университетов и институтов, а также около 840 филиалов (в 2015 г. было соответственно - 950 университетов и институтов, а также около 1350 филиалов);
- государственных вузов 502, негосударственных - 316;
- численность обучающихся - около 4,4 миллионов студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, в т.ч. в государственных вузах 3,9 млн., в негосударственных - 525,7 тыс. человек;
- численность профессорско-преподавательского персонала, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего образования, - около 261 тыс. человек, в т.ч. в государственных вузах - 242,8 тыс. человек, в негосударственных - 18,2 тыс. человек2.
Концепцией развития образования Российской Федерации до 2020 г. среди целевых ориентиров развития системы образования установлено «формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы»3.
Одним из важных условий интеграции российской образовательной системы в единую международную зону высшего образования является международное сотрудничество4. Интеграция в мировое образовательное пространство, повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг обеспечит:
- преодоление изоляционизма российской системы образования;
- открытость системы образования глобальному рынку знаний, технологий, талантов;
- международное признание российских образовательных программ и российских документов об образовании;
- повышение привлекательности для иностранных граждан обучения в российских учреждениях профессионального образования;
- обогащение отечественной системы образования передовыми зарубежными инновационными образовательными программами и технологиями, интеллектуальным потенциалом лучших зарубежных университетов путем привлечения к преподавательской и научной деятельности в российских вузах зарубежных профессоров и исследователей;
- продвижение российских технологических и организационных образовательных стандартов в страны зарубежья через обучение специалистов, а также путем поддержки деятельности за рубежом филиалов российских образовательных учреждений;
- интеграцию российской высшей школы в решение глобальных задач по обеспечению непрерывного образования.
1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 413, 417, 421, 437.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
4 Глебова Л.Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования // Наука и школа. 2016. - № 4. - С. 52.
Государственная политика в области высшего образования направлена на поддержку вузов, образовательные программы и уровень научных исследований которых отвечают мировому уровню и решают проблемы российской экономики. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, реализуя государственную политику в области образования, в международной деятельности ставит задачи получения дополнительных возможностей ускоренного развития за счет инновационного развития и совершенствования международной деятельности, обоснованной всесторонней интеграцией России в качестве равноправного партнера в мировом образовательном сообществе, мобилизации коллективных усилий российских и иностранных ученых, их академической мобильности, укрепления межкультурных и деловых связей, обмена интеллектуальными ресурсами. В связи с этим основными направлениями международного сотрудничества являются:
- интеграция с зарубежными вузами в области фундаментальных и прикладных исследований;
- формирование совместных с иностранными партнерами программ и проектов сотрудничества; вхождение в мировое информационно-коммуникационное пространство;
- расширение признания выдаваемых в России дипломов о высшем образовании и др.
Основой для такого сотрудничества становятся:
1) на национальном уровне:
- членство в специализированных глобальных и региональных международных организациях,
- заключение дву- и многосторонних международных соглашений в области высшего образования;
2) на уровне высших учебных заведений:
- заключение договоров о межвузовском сотрудничестве;
- вертикальная и горизонтальная академическая мобильность;
- сетевая организация деятельности, а именно - создание университетских сетей, реализация совместных магистерских программ;
- создание совместных университетов.
Глава Минобрнауки России в своем интервью отметила, что «большая часть научных исследований сосредоточена в вузах, объём исследований и разработок в вузовских лабораториях увеличился за последнее десятилетие более чем в пять раз. Ещё один важный момент: численность исследователей, которые работают в университетах, достигла 46 тысяч человек, что практически сопоставимо на сегодняшний день с академическим сектором. Более того, из этих 46 тысяч молодых исследователей - 63%, при среднероссийском показателе в 41%. То есть, молодая наука у нас находится в университетских стенах ... за 7 лет было разработано 418 инновационных продуктов»1.
Особое внимание уделяется привлечению в науку молодежи и созданию карьерного лифта для наиболее одаренных молодых исследователей. Для этого предусматривается прямое финансирование лучших идей на конкурсной основе за счет грантов и стипендий Президента РФ и Правительства РФ. Государственные научные фонды реализуют отдельные программы по поддержке молодежной науки, в вузах также предусмотрено адресное финансирование молодежных исследований.
Важное направление развития российских вузов сегодня связано с повышением их международной конкурентоспособности. Некоторые исследования со значительным вкладом российских ученых стали заметным событием на международном уровне, будучи проведенными в составе малых групп кооперации (участники Проекта «5-100»)2.
Международное сотрудничество в сфере образования способствует развитию взаимовыгодных отношений высших учебных заведений с организациями-партнерами. Реализация проектов с зарубежными партнерами путем участия в программах международных организаций и фондов расширяет возможности сотрудничества, способствует росту международной конкурентоспособности.
Развитие интернационализации высшего образования создает предпосылки для более тесного международного сотрудничества университетов на институциональной основе. Университеты не только одной страны, но и разных стран начинают объединять свои усилия в разработке и реализации образовательных программ разного типа и уровня. Подобная деятельность университетов обычно определяется как деятельность по разработке и реализации совместных учебных программ, когда стороны принимают на себя общие обязательства в отношении целей программы, ее учебного плана и организации, присваиваемых степеней.
Международное сотрудничество меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума; выравнивания уровня национальных образовательных систем; подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики. В этих условиях возрастает роль и значение международных организаций, фондов и программ в области образования и науки: ЮНЕСКО, ТЕМПУС, ДААД, Всемирного банка и др.
Одной из ключевых характеристик современного высшего образования является исследовательская деятельность. И здесь главным условием является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Несмотря на все большее внимание к научно-исследовательской работе студентов, на сегодняшний день она несовершенна. Большинство студентов неохотно включаются в данный вид деятельности. Потенциально студенты обладают вербальной креативностью и продуктивностью, однако готовность к сотрудничеству демонстри-
1 Вузы России наращивают объём научных исследований. - ЬИр8://минобрнауки.рф/пресс-центр/П797
2 Научные прорывы-2017: как университеты России внедряются в мировые рейтинги // РИА Новости. - https://ria.ru/science/ 20180129/1513411699.Мш1
руют не многие1. Только при получении примеров оценки высоких результатов (повышенные стипендии, гранты, премии и др.) мотивация повышается, и число желающих участвовать в научных проектах увеличивается. Как следствие, у студентов увеличивается количество публикаций и выступлений на научных мероприятиях различного уровня.
Привлечение молодежи к исследовательской деятельности позволит не только сохранить известные российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Значительное число университетов напрямую вовлечены в международные отношения через двойные дипломы, совместные программы, исследовательские проекты, заграничные филиалы и т.д. Многие правительства рассматривают международную активность своих университетов как часть политики общественной дипломатии с долгосрочными последствиями для культурных и экономических связей.
Таким образом, принципиальным для вуза является вопрос не только формального существования, но и реального внедрения программ международного взаимодействия с партнерами. Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство предлагает различные формы и виды деятельности, направленные на достижение такого уровня образования, которое соответствовало бы потребностям современного международного социума, уровням национальных образовательных систем, диалогу культур. В рамках этого основными направлениями международного сотрудничества являются:
- обеспечение программ академической мобильности ученых, представителей профессорско-преподавательского и студенческого состава между вузами-партнерами, что соответствует европейской и мировой практике научной и учебной деятельности;
- реализация программ двойных дипломов, что позволяет иностранным и отечественным студентам углубить межкультурную коммуникацию и обогатить свой опыт приобщением к научным школам разных стран;
- привлечение и прием иностранных студентов;
- приглашение ученых и преподавателей из других стран для чтения лекций и проведения совместных исследований;
- двустороннее и многостороннее партнерство, участие в международных программах, которые действуют при поддержке международных правительственных и неправительственных организаций;
- участие в международных проектах (проведение совместных научно-практических конференций, симпозиумов, «круглых столов», обмен научной литературой, работа в международных ассоциациях и объединениях);
- сотрудничество с представительствами иностранных государств в вопросах совместной организации мероприятий, обмена материалами и информационной политики относительно образовательных услуг.
В настоящее время Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского - десятый федеральный университет, созданный в 2014 году2 - рассматривает международную деятельность как неотъемлемую часть стратегии развития вуза и реализует ее по направлениям:
- международная студенческая и преподавательская мобильность, академические стажировки;
- сотрудничество в области научно-исследовательской работы;
- повышение эффективности международной деятельности.
В 2017 году структурные подразделения и филиалы Университета посетили с визитами более 70 иностранных гостей из Армении, Болгарии, Вьетнама, Греции, Иордании, Италии, Израиля, КНР, Палестины, Тайваня, Сирии, США, Уганды, Украины, Франции, Японии. На базе университета проведено 109 международных мероприятий, в которых приняло участие более 10 000 человек, из них более 2 000 человек - иностранные граждане3.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в рамках международного и межрегионального сотрудничества является постоянным членом нескольких научных экспертных групп. В университете проводится работа по:
- реализации соглашений о взаимодействии с организациями по привлечению абитуриентов из стран ближнего и дальнего зарубежья,
- планированию академической мобильности обучающихся и сотрудников,
- выполнению совместных лабораторных исследований и совместных публикаций в ведущих научных журналах с высоким импакт-фактором,
- соруководству диссертационными работами и проведению совместных защит диссертаций на соискание степени PhD.
Необходимость развития международного сотрудничества с образовательными организациями обусловила развитие сотрудничества университета с зарубежными вузами, активно ведется работа по заключению соглашений о взаимодействии, заключены меморандумы и соглашения о сотрудничестве с 23 университетами и научно-образовательными организациями из 10 государств.
Результаты международной деятельности Крымского федерального университета за 2017 год по данным мониторинга эффективности вузов приведены в табл. 1.
1 Хашхожева Д.А., Паритов А.Ю., Гелястанова М.Т., Махотлова З.А., Суншева Б.М., Аккизов А.Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. 2017. - № 3. - С. 114.
2 Распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2014 г. № 1465-р. - https://rg.ru/2014/08/13/kfu-site-dok.html
3 Отчет о самообследовании за 2017 г. - С. 29. - http://cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/samoobsled-2018.pdf
Таблица 1
Показатели международной деятельности Крымского федерального университета
им. В.И. Вернадского» за 2017 год1
№ п/п Наименование показателя Ед-ца изм. Значен. показ.
1. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов % 5,68
2. Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов % 7,17
3. Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ, в общей численности студентов % 7,86
4. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), завершивших освоение образовательных программ, в общей численности студентов % 3,46
5. Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, завершивших освоение образовательных программ, в общей численности студентов % 4,40
6. Удельный вес численности студентов, прошедших обучение за рубежом не менее семестра, в общей численности студентов % 0
7. Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации, не менее семестр ед. 0
8. Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР % 0,91
9. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее 1 семестра чел. 20
10. Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов, ординаторов, интернов в общей численности аспирантов, ординаторов, интернов % 4,31
11. Удельный вес численности иностранных граждан из стран СНГ из числа аспирантов, ординаторов, интернов в общей численности аспирантов, ординаторов, интернов % 4,55
12. Объем средств, полученных образовательной организацией от выполнения НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц тыс. руб. 0
13. Объем средств от образовательной деятельности, полученных образовательной организацией от иностранных граждан и иностранных юридических лиц тыс. руб. 0
14. Число статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями ед. 73
Значение интегрального показателя международной деятельности Крымского федерального университета составляет 12,85 при пороговом значении - 1, т.е. во много раз превышает норматив, а по целевому показателю (удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся в образовательной организации) ежегодно занимает первое место среди десяти федеральных университетов России. В университете обучаются более 2,5 тыс. иностранных граждан из 54 стран мира. В рамках международного сотрудничества состоялись выезды преподавателей университета за рубеж, поездки осуществлялись в Беларусь, Казахстан, Киргизскую Республику, Грузию, Сербию, Республику Сербскую, Германию, Францию, Италию, Англию, Швейцарию, США.
В 2017 г. 6906 студентов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского принимали участие в выполнении научных исследований и разработок, что составило 35,67% от общего числа обучающихся очной формы и соответствует среднестатистическому показателю по Российской Федерации. В университете было организовано 307 научных мероприятий с привлечением студентов и талантливой молодежи Крыма и других регионов России.
Основные результаты научно-исследовательской работы студентов были представлены на конференциях, где с докладами выступило 5588 обучающихся, из которых 82% - на международных и всероссийских конференциях, а также опубликованы 4822 печатных работ, из них 69 - за рубежом. На выставках студентами университета представлено 469 экспонатов и подано 23 заявки на объекты интеллектуальной собственности, получено 13 патентов. Повышается мотивация научно-исследовательской работы студентов - поддержано 10 заявок на премии за высокие научные достижения, осуществляется персональная стипендиальная поддержка2.
Для повышения эффективности научных исследований обучающихся и молодых ученых в университете планируется сформировать систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, которая обеспечит создание условий для научной и научно-технологической деятельности и инвестиционной привлекательности исследований и разработок, в том числе на международном уровне.
При этом не все показатели имеют достаточное значение и благоприятную тенденцию. В отношении развития международной деятельности ставятся новые задачи на перспективу и формируются проекты по направлениям международного сотрудничества университета:
- рост известности университета, позиционирование и продвижение вуза в мировом информационном пространстве;
- продвижение за рубеж научных и творческих достижений ученых, преподавателей и студентов университета;
- привлечение финансовых средств, необходимых для развития университета на основе эффективного международного взаимодействия.
1 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 год. - http://indicators.шiccedu.ru/шonitoring/?ш=vpo
2 Отчет о самообследовании за 2017 г. - С. 26. - http://cfuv.ru/wp-content/up1oads/2018/samoobs1ed-2018.pdf
Таким образом, международное сотрудничество значительно обогащает деятельность вузов, расширяет сферу интересов и практических результатов в науке, учебно-методической работе, подготовке кадров, способствует приобщению коллектива к мировой культуре. Расширение форм международного сотрудничества высших учебных заведений на сегодняшний день является важным аспектом в развитии сферы образовательных услуг.