Научная статья на тему 'Российско-польская магистерская программа РГГУ: опыт совместной подготовки историков'

Российско-польская магистерская программа РГГУ: опыт совместной подготовки историков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
297
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ИСТОРИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА / HISTORICAL COMPARISON / РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-POLISH RELATIONS / MASTER OF ARTS PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горизонтов Леонид Ефремович

Руководитель совместной магистерской программы РГГУ и Университета Николая Коперника (Торунь) «Историческая компаративистика и транзитология (Россия – Польша)» рассказывает о ее замысле, учебных курсах, исследовательской составляющей, преподавателях, студентах и опыте реализации в 2010–2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian-Polish Master Degree Programme of the Russian State University for the Humanities: the experience of partnership in historians’ training

The head of common master of arts program of Russian State University for Humanities and Mikołaj Kopernik University (Toruń) «Historical Comparative and Transitological Studies (Russia – Poland)» describes its idea, courses, research activity, professors, students and experience of realisation in 2010–2012.

Текст научной работы на тему «Российско-польская магистерская программа РГГУ: опыт совместной подготовки историков»

Л.Е. Горизонтов

РОССИИСКО-ПОЛЬСКАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА РГГУ: ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИСТОРИКОВ

Руководитель совместной магистерской программы РГГУ и Университета Миколая Коперника (Торунь) «Историческая компаративистика и транзитология (Россия - Польша)» рассказывает о ее замысле, учебных курсах, исследовательской составляющей, преподавателях, студентах и опыте реализации в 2010-2012 гг.

Ключевые слова: магистерская программа, историческая компаративистика, российско-польские отношения.

В декабре 2009 г. после многих месяцев предварительных согласований ректоры Российского государственного гуманитарного университета и Университета Миколая Коперника (г. Торунь) подписали договор о создании совместной магистерской программы по направлению подготовки «История». Учебный процесс начался в октябре 2010 г. Уже проведены два набора, в июне 2012 г. состоялся первый выпуск (обучение успешно завершили 6 российских магистрантов), а в июле - очередные вступительные экзамены. На двух курсах в партнерских университетах в 2011/12 академическом году учились 20 магистрантов, 15 из них в мае 2012 г. приняли участие в конференции, которая, таким образом, в значительной мере имела характер магистерской. Это одна из самых крупных международных магистерских программ РГГУ, обеспечивающих студенческую мобильность. Уже дважды в Москву приезжала группа польских магистрантов из пяти человек. Шесть магистрантов РГГУ учились в Польше. С учетом сложнейшего подготовительного периода можно гово-

© Горизонтов Л.Е., 2013

40

Л.Е. Горизонтов

рить о более чем трехлетнем опыте работы над программой и по программе.

В нескольких отношениях этот опыт уникален. Впервые в России создана совместная с польским университетом магистерская программа по истории. Сходная инициатива имела место в Санкт-Петербургском государственном университете, но до ее реализации дело не дошло. Впервые в РГГУ магистерская программа проектировалась на основе нового образовательного стандарта (ФГОС ВПО). Нам не потребовалось, как другим, переходить со второго стандарта на третий, но пришлось выполнить колоссальный объем методической работы, причем в условиях, когда университет только начал освоение новых нормативных документов.

Российско-польская магистратура является программой двух дипломов с интегрированным семестром обучения в партнерском университете продолжительностью четыре с половиной месяца. В РГГУ отдается предпочтение международным программам, предусматривающим получение дипломов двух стран. Думаю, что это правильная стратегия, хотя надо понимать, что международные программы с такими высокими обязательствами гораздо сложнее всех прочих. Трудности возникли уже при составлении учебного плана, который должен учитывать и российский, и польский образовательные стандарты.

В соответствии с предложенной мною концепцией программа получила название «Историческая компаративистика и тран-зитология (Россия - Польша)». Только сопоставляя, выявляя общие черты и отличия, учитывая историческую динамику, мы получим ключ к пониманию российско-польского взаимодействия в прошлом и настоящем. Разумеется, речь идет о сравнении без политизации и стереотипов, которыми крайне отягощены наши отношения.

Партнерский Университет Миколая Коперника - сильный и авторитетный классический университет, выпускники которого активно участвуют в польско-российских научных связях. Примером может служить многолетняя деятельность профессора Мариуша Волоса на посту представителя Польской академии наук при Российской академии наук и его помощника Петра Глуш-ковского, который в 2012 г. защитил в РГГУ написанную под моим руководством кандидатскую диссертацию (единственная защита польского историка в России за последние полтора десятка лет). Помогал советом и поддержкой профессор Университета Миколая Коперника Ежи Борейша. Если к этому добавить, что в период со-

Российско-польская магистерская программа РГГУ.

41

здания программы ректором торуньского университета был Анд-жей Радзиминьский - тоже историк, становится ясно, что выбор партнера отнюдь не случаен.

Надо подчеркнуть, что торуньские коллеги максимально шли нам навстречу, что позволило преодолевать препятствия, как системные, так и внутривузовские. Системные обусловливались недостаточной последовательностью вхождения России в Бо-лонский процесс и ограниченной автономией высших учебных заведений (за исключением получивших особый статус национальных исследовательских университетов). Польские университеты, к сожалению, отсутствуют в перечне зарубежных вузов, диплом которых в России признается автоматически. Внутривузовские препятствия связаны в основном с неспособностью ряда структур к работе в современном, инновационном режиме.

Первый набор в магистратуру со всей определенностью показал востребованность программы, получившей самый высокий рейтинг среди более тридцати тогдашних магистерских программ РГГУ. Мы учимся использовать наши конкурентные преимущества. Во-первых, это российская Полония, насчитывающая многие десятки тысяч человек. Польский язык разрешено сдавать как иностранный на вступительном экзамене в магистратуру. Преподавателю польского языка В.И. Федоровой приходится работать с разноуровневой группой. Во-вторых, межгосударственное соглашение позволяет принимать на бюджетные места граждан Белоруссии. Магистранты из Белоруссии, где интерес к Польше и России исключительно высок, учатся очень хорошо и могут служить примером для других. Так что программа является международной вдвойне. Жаль, что нет аналогичного соглашения с Украиной, откуда уже поступали обращения желающих учиться у нас. В-третьих, можно рассчитывать на бакалавриат РГГУ. В текущем году состоялся первый выпуск филологов-полонистов (3 человека). Увы, это «мерцающая» программа, и, как минимум, четыре ближайших года новых бакалавров с полонистическим профилем не предвидится.

В целом интерес к Польше очень велик, что вполне объяснимо. На днях открытых дверей непременно говорю: владеющий русским и польским языками сможет читать по-украински и по-белорусски. А это большой дополнительный бонус.

Отбор абитуриентов производится посредством полноценного вступительного экзамена по отечественной истории. На один вопрос они отвечают устно, на второй - письменно. Трагедия высшего гуманитарного образования сегодня - неумение студентов

42

Л.Е. Горизонтов

излагать свои мысли в письменной форме. Последствия просто катастрофические. Специальный доклад об этом я сделал в марте 2012 г. на педагогическом форуме в Петербурге. Экзамен по иностранному языку в РГГУ проводится в тестовом режиме, не позволяя проверить степень владения устной речью: абитуриент уходит, не произнеся ни слова.

На мой взгляд, учитывая вероятность отсева, группа должна быть не менее 7-8 человек. Разумеется, нужен серьезный конкурс. В отличие от торуньских партнеров мы набираем не только историков и не только выпускников собственного университета. Большинству из тех, кто не получил базового исторического образования, необходима дополнительная подготовка, особенно источниковедческая. В этом плане исключительно важная роль принадлежит гибкому по тематике и формам работы магистерскому семинару, а также научным руководителям.

Как уже отмечалось, для получения двух дипломов необходимо было учитывать образовательные стандарты обеих стран. В результате программа оказалась перегруженной теоретико-методологическими дисциплинами. В условиях крайнего дефицита аудиторного времени приходится сокращать часы, отводимые на конкретно-исторический и страноведческий модули, а также критически важные языковые занятия. Думаю, что к совершенствованию учебного плана еще предстоит вернуться.

Систематическое изложение прошлого Польши и российско-польских отношений ведется лишь до начала XIX в. По XX в. предусмотрены курсы «Сложные вопросы советско-польских отношений 1920-1940-х гг.» и «Диссидентское движение в СССР и ПНР». Первый курс читается как в России, так и в Польше (ноу-хау программы), а второй, несмотря на небольшой объем, двумя преподавателями.

Страноведческий модуль включает такие дисциплины, как «История польской культуры», «Регионоведение Польши», «Польское историческое сознание», а также факультативы. Макрорегиональ-ный контекст обеспечивают курсы «Научная мастерская историка Восточной Европы», «История украинского, белорусского и литовского народов в XIX-XX вв.», «Современные политические и экономические проблемы стран Восточной Европы». Учебный план предусматривает большое число курсов по выбору и носит выраженный междисциплинарный характер.

Ключевая роль принадлежит выпускной квалификационной работе магистра (магистерской диссертации), вокруг подготовки

Российско-польская магистерская программа РГГУ.

43

которой выстраивается вся научно-исследовательская работа учащегося. При выборе темы максимально учитывается интерес магистранта. Потенциал программы таков, что практически любая проблематика может быть обеспечена квалифицированным научным руководством. Именно научная квалификация, а не прагматические соображения распределения учебной нагрузки определяет выбор наставников, за который отвечает руководитель магистерской программы.

Какие темы предпочитают наши магистранты? Очевиден интерес к современной проблематике. Весьма востребован период между двумя мировыми войнами. Всегда есть желающие заниматься «долгим» XIX в. Польские магистранты в силу специфики Центра истории Восточной Европы, на базе которого в Университете Миколая Коперника реализуется программа, часто приезжают в Москву с темами по белорусско-литовским и украинским землям Речи Посполитой в раннее Новое время. Названным центром и программой в торуньском университете руководит профессор Томаш Кемпа. Необходимо тесное взаимодействие при выборе тем, чтобы магистранты могли максимально использовать семестр в партнерском университете для работы над диссертациями.

Большое значение придается участию магистрантов в научных мероприятиях. Прошедшая в РГГУ в первой половине мая 2012 г. международная конференция «Россия - Польша: Историки и архивисты в познании общего прошлого» - самый масштабный опыт такого рода. Магистранты второго года обучения, вносившие последнюю правку в свои выпускные сочинения, выступили с научными докладами в исторических секциях конференции. Это стало их профессиональным крещением за несколько дней до предзащиты диссертации. Магистранты первого года обучения сделали презентации своих исследовательских проектов. Традиционный для нас способ подведения годовых итогов научно-исследовательской работы в этот раз обрел формат секции международной конференции. Российские магистранты говорили в этой секции на польском, а польские на русском языках, используя мультимедийные средства.

В партнерских университетах магистранты проходят архивную практику, которую в РГГУ ведет Е.В. Алексеева. Упомянутый выше Центр истории Восточной Европы является частью Института истории и архивистики. На мой взгляд, польские магистранты могли бы больше работать в богатейших московских архивах.

44

Л.Е. Горизонтов

В РГГУ программа реализуется на базе Историко-архивного института, директор которого профессор А.Б. Безбородов много сделал для того, чтобы она состоялась, и Института филологии и истории. Преподаватель кафедры славистики и центральноевро-пейских исследований читает курс «Польская диаспора в США» на английском языке. Польские магистранты совершенствуют в Москве свой русский язык. Я очень признателен руководству РГГУ за возможность привлекать специалистов из других университетов и научно-исследовательских учреждений, в первую очередь институтов Российской академии наук. В их числе профессора А.В. Липатов, Г.Ф. Матвеев, А.Н. Медушевский, А.В. Шубин, доценты М.В. Лескинен и А.Г. Васильев. Преподавательский состав программы оцениваю как весьма сильный.

Магистерская программа существенно увеличила интерес польских коллег к РГГУ. С весны 2011 г. в университете проводятся «Встречи с Польшей» - лекции известных польских ученых, адресованные прежде всего студенческой аудитории. Польские историки и филологи ведут факультативные занятия, благодаря чему количество часов на польском языке возрастает. В 2010-2012 гг. действовал, в частности, факультатив «Польский исторический кинематограф». Магистранты регулярно приглашаются на общественно-культурные мероприятия. В столь содержательном и насыщенном сопровождении магистерской программы велика заслуга Посольства Польши в России, руководство и сотрудники которого отлично понимают значение исторического образования и научной разработки общей истории.

Исключительно важной представляется связь магистратуры с аспирантурой. Несколько российских выпускников этого года собираются продолжить свои научные изыскания в формате кандидатской диссертации. Один из польских выпускников выразил желание поступать в аспирантуру в Москве. Надеюсь, это только начало.

В качестве потенциальных работодателей свои подписи под учебно-методическим пакетом программы поставили руководители Посольства Польши в России и Института славяноведения РАН, трое сотрудников которого читают у нас курсы. За последние годы в вузах и научно-исследовательских учреждениях России создано несколько польских центров. В мае 2012 г. мною представлены предложения по кадровому составу Центра истории Польши и российско-польских отношений Института всеобщей истории РАН. Разумеется, в кадровый резерв попали выпускники РГГУ.

Российско-польская магистерская программа РГГУ.

45

Убежден, что они смогут успешно работать не только в исторической профессии. Многое зависит от общего состояния российско-польского сотрудничества. Необходимы широкий поиск заинтересованных работодателей и целевая подготовка для них специалистов в магистратуре. Важно, чтобы об уникальной программе знали как можно более широко. В сентябре 2012 г. мне предстоит говорить о ней в Кракове на II Конгрессе зарубежных исследователей истории Польши, на который соберутся историки из нескольких десятков стран. К тому времени опыт реализации программы должен обогатиться. Хочется верить, что он будет прирастать за счет успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.