Алабян С. С.
к.э.н., в.н.с. Института экономики РАН
РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: российско-монгольское сотрудничество, экономика Монголии, иностранные инвестиции в Монголии.
Запасы полезных ископаемых Монголии огромны, что привлекает иностранные компании, вкладывающие свои средства в экономику этой страны. Горнодобывающая промышленность является наиболее важным сектором монгольской экономики. По официальным оценкам, в стране находится 6000 известных месторождений рудных полезных ископаемых. Монголия находится на втором месте в мире по объёмам запасов меди и на четвертом - по запасам угля. Страна располагает значительными запасами урана и редкоземельных металлов, а также большими запасами золота и цинка. Экономика Монголии развивается высокими темпами благодаря увеличению добычи золота, меди и угля, что обусловливает быстрый рост горнодобывающей промышленности. В 2005 году общий темп роста горнодобывающей промышленности достиг 22% по сравнению с 10% в 1990 году. Однако в 2009 году произошло небольшое снижение темпов в связи с падением цен на сырьевые товары. По прогнозам, к 2015 году объём производства в горнодобывающей промышленности превысит 11,5 млрд. долл. США, что составит четырехкратный рост по сравнению с уровнем 2010 года (2,6 млрд. долл. США). Основной прирост достигнут в 2012-2013 годах после ввода в эксплуатацию шахты Оюу-Толгой1.
В течение последних десяти лет в Монголии было зарегистрировано много иностранных компаний. В 20052010 годах объём ПИИ достиг 4,8 млрд. долл. США, что составило 76,8% от общего объёма инвестиций. Только в 2010 году объём ПИИ составил 1025 млн. долл. США; число компании достигло 769. Инвестиции распределяются по секторам следующим образом: более половины всего объёма инвестиций приходится на сектор добычи полезных ископаемых и геологической разведки - 65,3%; доля сектора торговли и общественного питания составляет 18,9%; сектора банковских и финансовых услуг - 2,7%; легкой промышленности - 2,2%; строительства и производства строительных материалов - 1,5%; переработки продукции животного происхождения - 1,1%. Основная часть ПИИ поступает из Китая (51%), затем идут Канада и Нидерланды2.
В соответствии с инвестиционной программой Правительства Монголии на период 2011-2016 годов запланирован постоянный рост инвестиций в топливно-энергетический комплекс (ТЭК) на 10% в год, а объем инвестиций в ТЭК составит 3.280,6 млрд. монгольских тугриков. Доля инвестиций в ТЭК равна 11% от общего объема инвестиций в сектора экономики в соответствии с классификацией секторов3.
В настоящее время наиболее привлекательными для иностранных компаний являются такие крупные месторождения Монголии, как Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь) и Дорнод (уран). По уточненным данным, запасы крупнейшего в мире, не до конца разведанного Таван-Толгойского месторождения составляют 7,4 млрд. т угля, из них 1,4 млрд. т - коксующегося и 4,6 млрд. т - энергетического угля. Эксперты корпорации «Rio Tinto» оценивают запасы месторождения Оюу-Толгой, расположенного в Южной Гоби, в 80 км от границы с Китаем, в 25 млн. т
4
меди на пятьдесят лет эксплуатации .
Рост открытости монгольской экономики и интерес инвесторов к монгольским медным и золотым месторождениям привел к значительному увеличению ВВП Монголии в период с 2004 по 2008 гг. Хотя затем на неокрепшей монгольской экономике крайне негативно сказался мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., поскольку он сопровождался значительным падением экспорта меди и других полезных ископаемых и снижением государственных доходов.
В то же время восстановление экономики Монголии произошло чрезвычайно быстро: уже в начале 2009 года Монголия привлекла кредит в размере четверти миллиарда долларов США со стороны МВФ, одновременно начав процесс принятия ряда новых законов, направленных на защиту интересов иностранных инвесторов. Благодаря этому уже к октябрю 2009 года был принят новый проект закона об инвестициях, произошло укрепление банковского сектора, а в страну пришли новые инвесторы. В частности, началась разработка месторождения Оюу-Толгой, которое считается одним из крупнейших в мире неиспользованных месторождений меди.
1 Углублённый обзор по инвестиционному климату и структуре рынка в энергетическом секторе Монголии / Секретариат Энергетической Хартии. 2013. - С.28. - http://www.encharter.org
2 Там же, с. 33.
3 Там же, с. 35.
4 Грайворонский В. России потерять экономические связи с Монголией нельзя. 21.07.2014. - http://asiarussia.ru/news/3630
На фоне проведенных преобразований, начался мощнейший рост ВВП Монголии: в период с 2010 по 2012 год средние темпы роста монгольского ВВП превысили 12% в год (с максимумом в 17,5%), что существенно превышает темпы прироста экономик не только развитых, но и развивающихся стран1.
При этом, вне всякого сомнения, потенциал монгольской экономики очень велик, поскольку на текущий момент доля уже разработанных месторождений полезных ископаемых на территории Монголии не велика.
13-15 октября 2014 года в г. Улан-Баторе проведены запланированные мероприятия в рамках деятельности Российско-монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Комиссия рассмотрела широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в различных сферах. Основные из них - недропользование и охрана окружающей среды, энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, образование и наука, финансы, межрегиональное и приграничное сотрудничество, таможенная и гуманитарная сферы, а также деятельность совместных предприятий2. Достигнута договоренность выработать совместную программу развития торгово-экономического сотрудничества на 2015-2020 гг. в целях повышения торгового оборота, обеспечения торгового баланса, предоставления монгольской стороне российского правительственного кредита в размере 50-100 млрд. рублей на льготных условиях3.
Россия и Монголия договорились продолжать деятельность, направленную на увеличение прибыльности совместных российско-монгольских компаний КОО «Предприятие Эрдэнэт» (одно из крупнейших предприятий в Азии по добыче и обогащению меди и молибдена) и КОО «Монголросцветмет» (ведущая компания по производству плави-ко-шпатовой продукции). Стороны будут содействовать повышению уровня переработки их продукции, а также укреплению кадрового состава. Две эти компании обеспечивают до 20% ВВП Монголии4. В планах их комплексная технологическая модернизация.
Подтверждена заинтересованность сторон в вовлечении в экономический оборот КОО «Монголросцветмет» лицензии на золотоносное месторождение Туйн Гол, а также в вовлечении в экономический оборот месторождения серебряно-полиметаллических руд «Асгат». Создана совместная рабочая группа для изучения имеющейся геологоразведочной документации по данному месторождению и выработки рекомендаций по его дальнейшему освоению.
В рамках взаимодействия в области топливно-энергетического комплекса будет оказываться взаимное содействие российским и монгольским компаниям в поставках в Монголию нефтепродуктов в размере до 1 млн. т в 2015 г. и малотоннажного сжиженного природного газа5.
Согласно протоколу, в целях построения эффективной системы авиатопливообеспечения ОАО НК «Роснефть» обеспечит стабильные поставки авиатоплива в Монголию на долгосрочной основе по конкурентоспособным ценам и качеству для обеспечения потребностей существующих и строящихся аэропортов.
Россия традиционно является надёжным поставщиком электроэнергии в Монголию, это 7% электропотребления страны, Россия играет важную роль в обеспечении её энергетической безопасности6.
Государственный холдинг ОАО «Росгеология» выразил заинтересованность в сотрудничестве с монгольской стороной в сфере проведения комплексного геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Монголии.
Стороны особо отметили, что подписанные в ходе визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в г. Улан-Батор 3 сентября 2014 г. двухсторонние межправительственные соглашения, межведомственные меморандумы и протоколы по сотрудничеству в различных областях будут способствовать дальнейшему развитию взаимодействия партнеров обеих стран в торгово-экономической и инвестиционных сферах7.
В ходе этого визита было подписано 15 соглашений, протоколов, памятные записки и другие документы. Было подписано соглашение о восстановлении безвизового режима между двумя странами, отмененного в 1995 году по инициативе Монголии. Теперь необходимо обеспечить таможенно-пограничное оперативное обслуживание наших граждан, обновить пункты пропуска и придать статус международного некоторым из них.
По итогам переговоров президентов России и Монголии было подписано соглашение об участии компании «Российские железные дороги» (РЖД) в модернизации Улан-Баторской железной дороги. Согласно сообщению РЖД, соглашение подписано с целью роста экспортного и транзитного грузопотоков и укрепления роли АО «УБЖД» в евро-азиатской транспортно-логистической системе. До 1 марта 2015 года стороны должны были согласовать техническое задание и определить специализированные проектные организации для заключения договоров с АО «УБЖД» на подготовку обоснований инвестиций, включающих маркетинговые исследования, финансовые и юридические модели,
1 Корнюшин В., директор информационно-аналитического центра «M.I.R.» специально для ИК «Первый доверительный управляющий». В поисках Эльдорадо: инвестиции в Монголию. 18.03.2014. - http://www.1-du.ru/news/analysis/784944
2 18-е заседание Российско-монгольской Межправительственной комиссии состоялось в Монголии. 18.10.2014. - http:// www.mostpp.ru/International-Relations/Commission/Mongolia/Новости-комиссии/Zasedanie-Mongolia-Oct2014.
3 Монголия и Россия выработают программу развития экономического сотрудничества до 2020 года. 02.11.2014. - http:// russian.cri.cn/841/2014/11/02/1s528889.htm
4 Заявления для прессы по итогам российско-монгольских переговоров. 03.09.2014. Улан-Батор. - http://news.kremlin. ru/transcripts/46552
5 РФ - Монголия: новый этап сотрудничества. 16 Октября 2014 г. - http://gazetarb.ru/news/section-economy/detail-288380
6 Заявления для прессы по итогам российско-монгольских переговоров 3 сентября 2014 года. Улан-Батор. - http://news.krem lin.ru/transcripts/46552.
7 18-е заседание Российско-монгольской Межправительственной комиссии состоялось в Монголии. 18.10.2014. - http:// www.mostpp.ruЛnternational-Relations/Commission/Mongolia/Новости-комиссии/Zasedanie-Mongolia-Oct2014.
а также технико-экономические расчеты проектов строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры Монголии.
В числе основных проектов рассматриваются модернизация и развитие участка Сухэ-Батор - Сайншанд - За-мын-Уд (1100 км), включая электрификацию или строительство второго пути, строительство железнодорожного пути Эрдэнэт - Овот (545 км), с учетом перспектив развития горнодобывающей промышленности Северо-Западной Монголии, а также строительство линии Овот - Арц сурь (215 км) с возможностью примыкания к строящейся железной дороге в России Кызыл - Курагино1.
РЖД и Монголия рассматривают также проект развития железнодорожной линии, соединяющей Россию и Китай через Монголию, для транзитных перевозок из России в направлении КНР, Индии, Пакистана и других стран региона. Финансирование проектных работ будет осуществляться АО «УБЖД» за счет собственных и заемных средств. С 2009 года РЖД осуществляет доверительное управление 50-процентным федеральным пакетом акций этого АО2.
Президент Монголии ранее подчеркивал, что следует использовать возможности, которые дает географическое положение его страны - между Китаем и Россией, являясь кратчайшим путем для транзита.
Стороны договорились безотлагательно приступить к работе по электрификации железнодорожных путей, строительству параллельной колеи и завершить эту работу к 2020 году. Обсудили также вопросы заключения в ближайшее время соглашения между Монголией, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о транзитных перевозках. Расширение железнодорожной сети позволит Монголии задействовать богатые, но пока труднодоступные месторождения, использовать шире и эффективнее свой транзитный потенциал.
Договорились также об укреплении взаимодействия в сфере воздушного транспорта. Этому будут способствовать протокол о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, а также меморандум о расширении сети авиамаршрутов «Аэрофлота» и «Монгольских авиалиний».
В Монголии хорошо зарекомендовали себя автомобили и автобусы российского производства - «ГАЗ», «Урал», некоторые другие виды автомобильной техники. Российские производители намерены увеличить поставки своей продукции на монгольский рынок.
Большое значение имеет и региональное сотрудничество. Стороны договорились поддерживать координацию в области международных отношений, продолжать сотрудничество на основных переговорных площадках, таких как ООН и Шанхайская организация сотрудничества.
1 Путин в Монголии договорился о взаимной отмене виз и подписал ряд важных соглашений о сотрудничестве. - Ир:// www.newsru.com/world/03sep2014/mongol.html
2 Заявления для прессы по итогам российско-монгольских переговоров 3 сентября 2014 года. Улан-Батор. - http://news. kremlin.ru/transcripts/46552