Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / железнодорожное сообщение / транспортное сотрудничество / Высокоскоростные поезда / транзит / экономическое сотрудничество / COVID-19 / железнодорожная инфраструктура / контейнерные перевозки / железнодорожные маршруты / стратегическое сотрудничество / Russia / China / railway communication / transport cooperation / High-speed trains / transit / economic cooperation / COVID-19 / railway infrastructure / container transportation / railway routes / strategic cooperation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Д.В. Губарева, Л.В. Ольшанская

В статье рассматривается современное состояние российско-китайского железнодорожного сообщения в контексте стратегий развития обеих стран. Обсуждаются особенности развития железнодорожных перевозок, включая контейнерные перевозки, высокоскоростные поезда, сотрудничество в области инфраструктуры и транзитные маршруты. Кроме того, рассматривается влияние эпидемии COVID-19 на железнодорожное сообщение, строительство новых железнодорожных маршрутов и перспективы сотрудничества между Россией и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Д.В. Губарева, Л.В. Ольшанская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE RAILWAY COMMUNICATION: MODERN TIMES

The article examines the current state of Russian-Chinese railway communication in the context of the development strategies of both countries. The specifics of the development of rail transportation, including container transportation, high-speed trains, infrastructure cooperation and transit routes are discussed. In addition, the impact of the COVID-19 epidemic on railway communication, the construction of new railway routes and prospects for cooperation between Russia and China are being considered.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ»

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ:

СОВРЕМЕННОСТЬ

Д.В. Губарева1, магистрант Л.В. Ольшанская2, канд. ист. наук, доцент Российский университет транспорта (МИИТ) 2Московский международный университет (ММУ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-155-159

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние российско-китайского железнодорожного сообщения в контексте стратегий развития обеих стран. Обсуждаются особенности развития железнодорожных перевозок, включая контейнерные перевозки, высокоскоростные поезда, сотрудничество в области инфраструктуры и транзитные маршруты. Кроме того, рассматривается влияние эпидемии COVID-19 на железнодорожное сообщение, строительство новых железнодорожных маршрутов и перспективы сотрудничества между Россией и Китаем.

Ключевые слова: Россия, Китай, железнодорожное сообщение, транспортное сотрудничество, Высокоскоростные поезда, транзит, экономическое сотрудничество, COVID-19, железнодорожная инфраструктура, контейнерные перевозки, железнодорожные маршруты, стратегическое сотрудничество.

Стратегическим стимулом для углубления транспортного сотрудничества между Россией и Китаем является сочетание стратегий двух стран, направленных на развитие старой промышленной базы в северо-восточных и западных регионах (для КНР) и экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока (для России).

Российская Федерация и КНР создали долгосрочные стратегии развития железнодорожного транспорта, в том числе и высокоскоростных поездов. Тем не менее, развитие данного сегмента железнодорожного транспорта в двух странах происходило с определенного момента в различных направлениях и с разной эффективностью. Российское предпочтение отдается импортному оборудованию и технологиям, а в Китае, начав со сборочного производства, уже вышли на уровень производства собственной высокоскоростной машины и строительства специальных высокоскоростных линий.

Сегодня сотрудничество между РФ и КНР в сфере железнодорожного транспорта стремительно развивается, но при этом традиционные партнерские отношения уходят в прошлое.

Исторически оправдан Великий шелковый путь из Китая в страны Европы, объединяющий сеть маршрутов через государства Центральной Азии. Этот маршрут не теряет своей актуальности и по сей день.

В мае 2015 года была подписана совместная декларация о сотрудничестве по сопряжению создания ЕАЭС и ЭПШП. В настоящий момент сопряжение нацелено на то, чтобы предоставить новый стимул развитию и способствовать экономическому росту, основанному на общих интересах двух сторон. Это в особенности важно в контексте эпидемии СОУГО-19, которая вывела из строя секторы экономики Китая и России, которые расположены на «Поясе и пути» [1].

После официального открытия Восточной линии российского экспортного газопровода в Китай, с наведением железнодорожного моста Тунцзян - Нижнеленинское и автомоста Хэйхе - Благовещенск российско-китайское международное сотрудничество в области инфраструктуры достигло небывалых рубежей, открывших новые двигающие силы с целью осуществления стратегического партнерства, процветания расположенных рядом регионов

и развития обоих государств. С тех пор наблюдается сумасшедшая динамика обширного и многопрофильного российско-китайского сотрудничества.

В феврале-марте 2020 года после вспышки коронавирусной инфекции Россия приостановило железнодорожное сообщение с Китаем.

Согласно рабочим отчетам РЖД за первую половину 2020 года, грузовые перевозки сократились в меньшей степени. В Китае железные дороги восполнили сокращение морского и воздушного экспорта, которое было вызвано закрытием европейских портов и аэропортов. В следствии чего общий объем грузовых перевозок почти не сократился (минус 2,6%). Увеличение экспортных поставок контейнеров из Китая привел к увеличению транзита вдвое по маршруту восток-запад в России. Рост транзита и изоляция означали, что в России тоже был спад достаточно незначительный - на 5,9%. Для большинства стран, в том числе и России, месяцем наибольшего падения стал апрель, для Китая - февраль. Падение пассажирских перевозок на пике карантина составил от 70 до 100%. Отличия в величине падения объясняются основным образом разной жесткостью карантинных мер.

Россия, несмотря на ситуацию с вирусом, совместно с КНДР и КНР расширяют железнодорожное сообщение. Пробные запуски начались в июне 2020 на грузовой железнодорожной линии, соединяющей Северную Корею, Китай и Россию. Министр КНДР сообщил: «Этот пробный запуск был осуществлен при активной поддержке и под руководством Министерства путей сообщения Российской Федерации и Корейской государственной железной дороги».

В конце ноября 2020 года Китая и Росси обсудили поставки угля по железной дороге в КНР из-за увеличения времени простоя российских поездов на пограничных пунктах с Китаем, связанных с коронави-русом. Страны также изъявили желание увеличить показатели грузоперевозок по железной дороге, в том числе, увеличив транзитные контейнерные перевозки. Кроме того, была отмечена значимость

развития международных транспортных коридоров в современных условиях.

Как итог за 2020 год в КНР вместо экономической помощи страна предприняла структурный прием: на период закрытия в Европе портов переключила экспортные грузы на железную дорогу. В результате чего контейнерные перевозки на железнодорожном сообщении выросли на 50% к прошлому году, благодаря чему стремительно увеличился и транзит через Россию.

Китайская Народная Республика по-прежнему остается одним из важнейших экспортных рынков российского угля и электроэнергии. Основным препятствием для дальнейшего роста поставок является неразвитая приграничная инфраструктура. Поэтому одной из основных задач на 2021 год является содействие завершению строительства железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян и необходимого пункта пропуска, а также расширение трансграничной инфраструктуры [2].

Согласно стратегическим целям государства до 2030 года, в планах России соединить Транссибирскую магистраль с магистралями Китая и Южной Кореи [3]. Увеличение железнодорожных переходов между Россией и Китаем для РФ выгодно не только на экспорте сырья, но и вдобавок является методом привлечения зарубежных инвестиций.

Современное общество уже успело вступить в эпоху высоких информационных технологий, использование технологий высокоскоростного движения дало мощный толчок к развитию отрасли железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт обслуживает больше 75% всех перевозок между двумя государствами. За последние несколько десяток лет прослеживается серьезный дисбаланс в двусторонних железнодорожных перевозках. Объем перевозок из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику превышает 90% от общего размера российско-китайских грузовых железнодорожных перевозок [4]. Транспортировка из Китая составляет примерно 9% от общего размера грузовых

железнодорожных перевозок, а на транзит - менее 1%.

Стоит отметить, что железнодорожные перевозки из Китая в Россию является востребованными именно для китайских поставщиков, расположенным в северной, восточной и северо-восточной частях КНР. В месте, где проложена Харбинская железная дорога, по которой можно доставлять товары практически во все города Российской Федерации. Железнодорожные перевозки из обеих стран осуществляются как в вагонах, на платформах и полувагонах, а также контейнерами - стандартного или уменьшенного размера.

Рост товарооборота между странами Восточной Азии, Евросоюза и другими странами Евразийского континента предопределяет значительное оживление транспортных связей в направлении Восток-Запад и наоборот. Для решения вопросов межконтинентальных перевозок и логистики российские ученые разработали концепцию трансевразийского пояса «Развитие». В 2014 году руководство Китайской Народной Республики выступило с инициативой «Один пояс - один путь». Он включает строительство железнодорожной инфраструктуры, связывающей Китай и страны Западной Европы через страны Центральной Азии в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

Наибольшей популярностью пользуются именно контейнерные перевозки, которые позволяют сократить время и трудозатраты во время погрузки и разгрузки, а также гарантируют оптимальное применение площадей железнодорожного состава и необходимую безопасность транспортировки грузов. Развитие контейнерных перевозок является стратегическим направлением для Российской Федерации.

В 2020 году только лишь за 9 месяцев грузооборот железнодорожных контейнеров в России увеличился на 15,7%, к ним относится и контейнерный транзит по маршруту Китай-Европа-Китай - из 60%, до 387,9 тыс. ТЕи (рост в сентябре -80%) [5].

Огромная часть железнодорожных контейнерных перевозок Китая проходят через морские порты. Примерно ХА от общего

объема привезенных из других стран контейнерных проходит через пункты пропуска на границе с Китаем. Практически все железнодорожные контейнерные перевозки, ввозимые в Китай, пересекают сухопутную границу в Забайкальске и До-стыке.

Так, распоряжением Президента РФ ««О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объем транзитных контейнерных перевозок к 2024 году должен увеличиться в 4 раза.

Также возрастает прием и перевалка грузов на главном российско-китайском железнодорожном переходе Забайкальск-Маньчжоули, обработавший в 2016 году 30 млн. тонн грузов, что равняется 70% от общего объема российско-китайских железнодорожных перевозок [6]. На данном переходе создается вплоть до 60% экспорта РФ в КНР, а также большая часть транзитного потока из Китая в страны Европы.

Российская Федерация динамично развивает экспорт продуктов питания по железнодорожным маршрутам из европейской части в Китай, как способ расширения торговых отношений, а также выравнивания дисбалансов во взаимной торговле, таким образом снижая стоимость доставки за счет обратной загруженности контейнеров.

В транзитных перевозках преобладают грузы первого тарифного класса, именуемые низкодоходными грузами. К ним относятся: каменный уголь, лесные грузы (балансы, древесина), минерально-строительные грузы, различные виды руды. К высокодоходным грузам - грузы второго и третьего тарифных классов, а собственно нефть, нефтепродукты и удобрения.

Харбин является важным центром импорта такой продукции, как пиломатериалы и целлюлоза. Из Харбина эта продукция перераспределяется в другие города Китая, что делает ее особенно важной для китайско-российского сотрудничества. После запуска железнодорожной линии между Китаем и Россией контейнерные поезда совершили 352 рейса, доставив

25 150 TEU на сумму 400 млрд долларов США [5].

Значительное улучшение российско-китайского международного сотрудничества послужило стимулом для развития международных пассажирских связей на Дальнем Востоке.

В настоящее время, опираясь на принципы партнерства и взаимовыгоды с учетом накопленного опыта сотрудничества Российской Федерации и КНР, согласно плану высокоскоростной железной дороги Москва-Казань, группой ученых Российской академии наук, МГУ им. М.В. Ломоносова и Объединенного ученого совета РЖД была предложена Концепция единой высокоскоростной интеллектуальной железной дороги через Евразию. Он будет служить для перевозки пассажиров и высокотехнологичной электронной продукции для электронной коммерции из портов Дальнего Востока России и железнодорожных пограничных переходов Китай - Россия. Железная дорога позволит перевозить грузы в три раза быстрее по сравнению с классическими железнодорожными технологиями и в 15 раз быстрее по сравнению с морскими перевозками в рамках «Один пояс - один путь». Опыт

технического развития сети ВСМ в Китае и Западной Европе, а также перспективные информационные технологии поколения «Индустрия 4.0» позволяют применять интеллектуальное управление системы в Ме-гапроекте «ТрансЕвразия». «ТрансЕвра-зия» объединит крупнейшие скоростные железнодорожные сети мира - китайские и западноевропейские, в следствии чего глобальная сеть высокоскоростных магистралей общей протяженностью 50 тыс. км.

Таким образом, это гарантирует высочайший уровень безопасности, надежности, комфорта для пассажиров и конкурентоспособную стоимость перевозки. Для разработки финансовых условий реализации Мегапроекта предлагается создать международный консорциум.

Сейчас железнодорожные перевозки из Китая через Россию в настоящее время благополучно конкурируют с морскими перевозками по многим направлениям. Ключевые преимущества железнодорожных перевозок включают существенно сжатые сроки доставки по сравнению с морским транспортом и вместе с тем сравнительно стабильные цены на железнодорожные перевозки в прогнозируемые сроки.

проектирования ВСМ Москва-Казань и

Библиографический список

1. Горова Т., Сафронов А., Противодействие влиянию пандемии Covid-19 на железнодорожный транспорт в мире // Железные дороги России. Рабочие отчеты. - 2020. - Выпуск № 24. - 28 с.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р.

3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р

4. Белошапкина В.И. О финансовой устойчивости железнодорожной отрасли Китайской Народной Республики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 10-1. - С. 181-186.

5. Скорлыгина Н., Правительство загрузилось вагонами // Газета «Коммерсантъ». 20 октября, 2020. - № 192.

6. Меморандум об организации скоростных и высокоскоростных грузовых железнодорожных трансграничных перевозок в сообщении Китай - Россия - Европа от 08.06.2018.

RUSSIAN-CHINESE RAILWAY COMMUNICATION: MODERN TIMES D.V. Gubareva1, Graduate Student

L.V. Olshanskaya2, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor 1Russian University of Transport (MIIT) 2Moscow International University (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the current state of Russian-Chinese railway communication in the context of the development strategies of both countries. The specifics of the development of rail transportation, including container transportation, high-speed trains, infrastructure cooperation and transit routes are discussed. In addition, the impact of the COVID-19 epidemic on railway communication, the construction of new railway routes and prospects for cooperation between Russia and China are being considered.

Keywords: Russia, China, railway communication, transport cooperation, High-speed trains, transit, economic cooperation, COVID-19, railway infrastructure, container transportation, railway routes, strategic cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.