Научная статья на тему 'НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР «КНР-АСЕАН»'

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР «КНР-АСЕАН» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
263
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АСЕАН / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР / ЗАЛИВ БЭЙБУ / ПАНАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ТРАНЗИТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лозинский А.Н., Сазонов С.Л.

С целью развития внешнеторговых отношений со странами АСЕАН в последние годы Китай приступил к строительству нового международного сухопутно-морского торгового коридора в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности. Транзит грузов из центральных и западных провинций Китая в страны АСЕАН с опорой на центральный логистический центр Экономического круга Чэнду-Чунцин будет осуществляться по строящейся при помощи китайских компаний Паназиатской сети железных и автомобильных магистралей, а также путем морской транспортировки грузов из портов залива Бэйбу и порта Янпу в провинции Хайнань. Разработка и ратификация Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое стала генератором роста объемов внешней торговли “Китай-страны АСЕАН, Япония, Республика Корея”, потребовали адекватных мер по обеспечению регионального грузового транзита. В связи с этим в Китае был создан крупный национальный логистический оператор, а также запланировано строительство к 2025 г. финансового центра в Чунцине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН. Новый коридор позволяет значительно сократить время и стоимость транспортировки грузов из западных провинций КНР в страны АСЕАН. А в будущем, с подключением через Экономический круг Чэнду-Чунцин евразийского сухопутно-морского маршрута и железнодорожной магистрали “Кашгар - порт Гвадар” (в рамках развития Китайско-пакистанского экономического коридора), обеспечить выход центрального и западного региона на рынки стран Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. Китай стремиться переформатировать маршрут инициативы “Пояс и путь” в глобальный замкнутый логистический маршрут, от возможности присоединения к которому и использования его синергетического и мультипликативного эффектов, значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INTERNATIONAL LAND-SEA TRADE CORRIDOR “CHINA-ASEAN”

In order to develop trade with the ASEAN countries, in recent years China has begun the construction of a new international land-sea trade corridor as a part of the implementation of the China-Singapore (Chongqing) Demonstration Initiative on strategic interconnectedness. The transit of goods from Central and Western provinces of China to the ASEAN countries, relying on the central logistics center of the Chengdu-Chongqing Economic Circle, will go through the Pan-Asian Railway and Highway Network, that will be built with the help of Chinese companies. As well as by sea transportation of goods from the ports of Beibu Bay and Yangpu Port in Hainan Province. The development and ratification of the Comprehensive Regional Economic Partnership Agreement, which has become generator of growth in the volume of trade between China and the ASEAN countries, Japan, and the Republic of Korea, require adequate measures to ensure regional cargo transit. In this regard, a large national logistics operator has been founded in China, and there are plans to build a financial center in Chongqing by 2025, which will become an important platform for further development of cross-border payments in yuan (renminbi) and deepening financial cooperation with ASEAN countries. The new corridor allows to significantly reduce time and cost of cargo transportation from the Western provinces of China to the ASEAN countries. In the future, with the connection of the Eurasian land-sea route and the Kashgar-Gwadar Port railway (as part of the development of the Chinese-Pakistani economic corridor) through the Economic Circle of Chengdu-Chongqing, it also allows to ensure the access of the Central and Western region to the markets of Europe, Africa, the Middle East, South and Central Asia. China is striving to reformulate the Belt and Road route into a global closed logistics route, from the possibility of joining which and using its synergetic and multiplicative effects, all participants in regional and global transit traffic will be able to receive significant and significant benefits.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР «КНР-АСЕАН»»

DOI: 10.48647/IFES.2022.88.31.010

А.Н. Лозинский, С.Л. Сазонов

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУХОПУТНО-МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ КОРИДОР «КНР—АСЕАН»

Аннотация. С целью развития внешнеторговых отношений со странами АСЕАН в последние годы Китай приступил к строительству нового международного сухопутно-морского торгового коридора в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности. Транзит грузов из центральных и западных провинций Китая в страны АСЕАН с опорой на центральный логистический центр Экономического круга Чэнду-Чунцин будет осуществляться по строящейся при помощи китайских компаний Паназиатской сети железных и автомобильных магистралей, а также путем морской транспортировки грузов из портов залива Бэйбу и порта Янпу в провинции Хайнань.

Разработка и ратификация Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое стала генератором роста объемов внешней торговли «Китай—страны АСЕАН, Япония, Республика Корея», потребовали адекватных мер по обеспечению регионального грузового транзита. В связи с этим в Китае был создан крупный национальный логистический оператор, а также запланировано строительство к 2025 г. финансового центра в Чунцине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН.

Новый коридор позволяет значительно сократить время и стоимость транспортировки грузов из западных провинций КНР в страны АСЕАН. А в будущем, с подключением через Экономический круг Чэнду-Чунцин евразийского сухопутно-морского маршрута и железнодорожной магистрали «Кашгар — порт Гвадар» (в рамках развития Китайско-пакистанского экономического коридора), обеспечить выход центрального и западного региона на рынки стран Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. Китай стремиться переформатировать маршрут инициативы «Пояс и путь» в глобальный замкнутый логистический маршрут, от возможности присоединения к которому и использования его синергетического и мультипликативного эффектов, значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок.

Ключевые слова: Китай, АСЕАН. международный сухопутно-морской торговый коридор, залив Бэйбу, Паназиатская железнодорожная сеть, транзит, региональная и мировая торговля

Авторы: Лозинский Александр Николаевич, аспирант ИДВ РАН. E-mail: 285aleks299@gmail.com;

Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: sazonovch@mail.ru

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

A.N. Lozinskiy, S.L. Sazonov

New international land-sea trade corridor "China—ASEAN"

Abstract. In order to develop trade with the ASEAN countries, in recent years China has begun the construction of a new international land-sea trade corridor as a part of the implementation of the China-Singapore (Chongqing) Demonstration Initiative on strategic inter-connectedness. The transit of goods from Central and Western provinces of China to the ASEAN countries, relying on the central logistics center of the Chengdu-Chongqing Economic Circle, will go through the Pan-Asian Railway and Highway Network, that will be built with the help of Chinese companies. As well as by sea transportation of goods from the ports of Beibu Bay and Yangpu Port in Hainan Province. The development and ratification of the Comprehensive Regional Economic Partnership Agreement, which has become generator of growth in the volume of trade between China and the ASEAN countries, Japan, and the Republic of Korea, require adequate measures to ensure regional cargo transit. In this regard, a large national logistics operator has been fo-

unded in China, and there are plans to build a financial center in Chongqing by 2025, which will become an important platform for further development of cross-border payments in yuan (renminbi) and deepening financial cooperation with ASEAN countries.

The new corridor allows to significantly reduce time and cost of cargo transportation from the Western provinces of China to the ASEAN countries. In the future, with the connection of the Eurasian land-sea route and the Kashgar-Gwadar Port railway (as part of the development of the Chinese-Pakistani economic corridor) through the Economic Circle of Chengdu-Chongqing, it also allows to ensure the access of the Central and Western region to the markets of Europe, Africa, the Middle East, South and Central Asia. China is striving to reformulate the Belt and Road route into a global closed logistics route, from the possibility of joining which and using its synergetic and multiplicative effects, all participants in regional and global transit traffic will be able to receive significant and significant benefits.

Keywords: China, ASEAN. International land-sea trade corridor, Bei-bu Bay, Pan-Asian Railway Network, transit, regional and world trade.

Authors: Aleksandr N. LOZINSKIY, Postgraduate student, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: 285aleks299@gmail.com;

Sergey L. SAZONOV, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: sazonovch@mail.ru

СацАШ of interests: The authors declare the absence of the conflict of interests.

Долгие годы более длительная и дорогостоящая логистика по морю из портов восточных провинций Китая до стран АСЕАН была одним из узких мест, препятствующих экономическому развитию западных провинций и автономных районов КНР. 7 января 2019 г. 8 западных административных единиц провинциального уровня (муниципалитет г. Чунцина, власти провинции Гуйчжоу, Ганьсу, Цинхай и Юньнань, Гуанси-Чжуанского автономного района (ГЧАР), Синь-цзян-Уйгурского автономного района (СУАР), Нинся-Хуэйского автономного района (НХАР) подписали рамочное соглашение в Чун-цине о сотрудничестве по строительству «Международного сухопутно-морского торгового коридора» (далее — Международный транспортный коридор/МТК), являющегося новым международным логистическим маршрутом, создаваемым в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности, инициированной западными провин-

Рис. 1. Источник: New corridor to boost western growth. URL: http://www.chma. org.cn/business/2019-08/16/content_75105779.htm (accessed: 17.08.2019).

циями Китая и государствами — членами АСЕАН в сентябре 2017 г.1 Новый МТК, который проходит через ключевой логистический узел Экономического круга Чэнду-Чунцин на юго-западе Китая через провинцию Гуйчжоу до Наньнина в ГЧАР2 и далее — до портов залива Бейбу и порта Янпу в провинции Хайнань на юге Китая, сокращает время доставки между Чунцином и Сингапуром с 23 до 7 дней3 (см. схему).

1 China-Europe freight train trips reach 15,000 in 2021, a y-o-y jump of 22 %. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245139.shtml (accessed: 24.01.2022).

2 Несмотря на последствия пандемии COVID-19 в 2020 г. объем внешней торговли Гуанси-Чжуанского автономного района (ГЧАР) вырос на 3,5 % в годовом исчислении до рекордных 486,13 млрд юаней (75,22 млрд долл.), причем объем внешней торговля автономного района со странами АСЕАН составил 55,5 % от общего объема внешней торговли ГЧАР [Zhang Li].

3 Чтобы перевести товары по железной дороге из Чунцина до залива Бейбу (расстояние составляет 1450 км) сегодня требуется всего 2 дня, а в прошлом подобный путь речным транспортом только до Шанхая занимал 14 дней (Land-sea freight transport via Chongqing on the rise. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/content_77890 335.htm) (accessed: 24.11.2021).

Ранее более длительная и дорогостоящая логистика по морю из восточных провинций Китая была одним из узких мест, препятствующих развитию западных административных единиц провинциального уровня КНР, а сегодня используя железнодорожный, автомобильный и морской виды транспорта товары из западного Китая через Чэнду и Чунцин могут перемещаться на юг до залива Бейбу и выходить на рынки стран АСЕАН и АТР через прибрежные порты за более короткое время по сравнению с традиционным маршрутом из портов восточного Китая. Протяженность береговой линии залива Бэйбу составляет 1,6 тыс. км, и он является единственным в Китае регионом, связанным морским и сухопутным сообщением со странами АСЕАН. В 2021 г. порты залива Бэйбу (Фанчэнган, Циньчжоу и Бэйхай) насчитывали 273 грузовых причала, могли принимать суда дедвейтом до 200 тыс. т; 52 международных морских маршрутов связывали порты залива с 311 портами в 106 странах мира, в том числе 19 маршрутов проходили в страны АСЕАН1, а порт Янпу (пров. Хайнань) открыл 33 маршрута, охватывающих более 100 стран2.

По итогам 2021 г. объем контейнерооборота портов залива Бейбу после пяти лет непрерывного двузначного прироста увеличился на 18,8 % по сравнению с 2020 г. и составил более 6 млн контейнеров3. Благодаря своим расширяющимся логистическим возможностям порты залива Бэйбу в феврале 2021 г. были включены центральным правительством в перечень 11 международных узлов страны, а кластер портов залива (Beibu Gulf Port Group) стал вторым по объему грузооборота в Южном Китае после порта Гуанчжоу4.

С целью увеличения объема контейнерных перевозок в страны ЮВА, в 2021 г. крупнейшая сингапурская логистическая компания Pacific International Lines Pte Ltd и Guangxi Beibu Gulf International Port Group создали совместное предприятие Beibu Gulf-PSA International

1 Land-sea freight service brings more goods to Chinese New Year market. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202201/18/WS61e62b24a310cdd39bc81cbe.html (accessed: 19.01.2022).

2 2nd global cities investment promotion conference held in S. China's Hainan as RECP comes into force. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245733.shtml (accessed: 29.01.2022).

3 China's Beibu Gulf Port logs over 6 mln TEUs of cargo throughput. URL: http:// en.people.cn/n3/2022/0105/c90000-9941183.html (accessed: 17.01.2022).

4 Expanding bilateral trade, remaking of industry chains expected as ASEAN FMs visit China. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219981.shtml (accessed: 12.03.2021).

Container Terminal Co Ltd1. В конце 2021 г. в г. Гуйяне (пров. Гуйчжоу) был введен в эксплуатацию международный логистический порт Ду-лаин с годовой пропускной способностью около 5 млн т, являющийся одним из ключевых логистических центров нового международного сухопутно-морского коридора и объединяющий железнодорожные линии, соединяющие Чунцин, Чэнду и центры экономического пояса реки Янцзы с портами залива Бэйбу, причем проект сократил время, необходимое для доставки контейнеров из Чэнду в порты залива Бэй-бу на 9 дней2.

С целью ускорения развития нового Международного сухопутно-морского торгового коридора, в январе 2021 г. по инициативе China Railway Corp. и при участии China COSCO Shipping Lines был создан транспортный комитет для координации логистики и мультимо-дальных перевозок. В декабре 2021 г. решением Госсовета КНР был создан крупный национальный логистический оператор, образованный путем слияния нескольких компаний, в том числе одного из ведущих операторов железнодорожной логистики China Railway Materials Group Corp (CRM) и четырех филиалов крупной инвестиционной компании China Chengtong Holdings Group Ltd. (China Materials Storage and Transportation Group Co Ltd, CTS International Logistics Corp Ltd, China Logistics Co Ltd и Pachn Group). На долю главного регулятора государственных активов Китая — Комиссии по надзору и управлению государственными активами Госсовета КНР и компании China Chengtong Holdings Group Ltd. приходится по 38,91 % акций созданного национального логистического оператора. Кроме того, Госсовет КНР определил три стратегических инвестора, которыми стали China Eastern Airlines, China COSCO Shipping Corp Ltd и China Merchants Group. Доли акций этих трех компаний составят 10 %, 7,3 % и 4,9 % соответ-

3

ственно .

23—24 ноября 2021 г. в Чунцине состоялся саммит Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегическому взаимодействию, в работе которого приняли участие предста-

1 Shi Ruipeng, Chen Meiling. Guangxi rising as efficient trade portal to world. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/202112/08/WS60462348a31024ad0baadb8b.html (accessed: 9 December, 2021).

2 Land-sea corridor plays vital role in accelerating shipments. URL: http://www.china daily.com.cn/a/202110/19/WS60061602a31024ad0baa36bf.html (accessed: 20.10.2021).

3 Liu Yukun. New State-owned logistics group set up. URL: https://www.chinadaily. com.cn/a/202112/06/WS61ae03e5a310cdd39bc79ab6.html (accessed: 6 December, 2021).

вители центральных банков, финансовых институтов, корпораций и логистических компаний из стран АСЕАН и Китая. На саммите было объявлено о плане строительства к 2025 г. финансового центра в Чун-цине, который станет важной площадкой для дальнейшего развития трансграничных платежей в юанях и углубления финансового сотрудничества со странами АСЕАН. Также на саммите было отмечено, что рамках указанной инициативы в 2021 г. объем международных мультивалютных операций в трансграничных сделках Чунцина со странами АСЕАН составил 3 млрд долл. и достиг более 17 млрд долл. с момента создания Инициативы в 2017 г.1 К 2022 г. между сингапурскими и чунцинскими корпорациями было подписано 10 крупных контрактов в области инфраструктурного сотрудничества и трансграничных финансовых операций, которые стимулировали развитие взаимной торговли в рамках развития МТК2.

По официальным данным, в 2021 г. по МТК было перевезено 570 тыс. контейнеров, что на 57,5 % больше, чем в 2020 г.3 2 апреля 2022 г. в рамках МТК был открыл новый мультимодальный транспортный маршрут, обеспечивший Китаю прямое сообщение с Индийским океаном. Первый грузовой железнодорожный состав прибыл в столицу Лаоса Вьентьян, затем контейнеры были перегружены на автомобильный транспорт, проследовали через Таиланд и прибыли в конечный пункт назначения — порт Янгон в Мьянме. Время доставки грузов по новому маршруту до Янгона составило 10 дней, что сократило логистические сроки более чем на 20 дней по сравнению с традиционным маршрутом, который по реке Янцзы проходит до портов восточного побережья Китая, а затем по морю до Мьянмы4.

* * *

Сеть Паназиатских железных дорог, которая будет проходить по территории Субрегиональной экономической зоны «Ланьцанц-

1 Singapore-Chongqing connectivity strengthens, facilitating trade. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202111/1239911.shtml (accessed: 09.11.2021).

2 Singapore-Chongqing financial connectivity strengthens amid pandemic: MAS. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-11/24/content_77889773.htm (accessed: 25.11.2021).

3 China-Europe freight train service bolsters continental supply chain stability: Foreign Ministry says. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245139.shtml (accessed: 13.01.2022).

4 Land-sea trade corridor adds new direct route to Indian Ocean. URL: http:// www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146794.htm (accessed: 03.04.2022).

зян-Меконг»1 и объединит три маршрута, а именно — центральный маршрут, который начинается в Куньмине, проходит через Лаос и заканчивается в Бангкоке; западный маршрут — через Мьянму и Таиланд; восточный маршрут пересекает Вьетнам, Камбоджу и Таиланд, причем все три маршрута соединяются в Бангкоке и следуют далее на юг через Малайзию и Сингапур2 (см. схему).

3 декабря 2021 г. после 5 лет строительства, в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина и президента Лаоса Т. Сисулита была пущена в эксплуатацию одна из важнейших магистралей сети Паназиатских железных дорог — китайско-лаосская железная дорога протяженностью 1035 км (участок в Лаосе составляет 422 км), соединяющая Куньмин (пров. Юньнань) со столицей Лаоса Вьентьяном, которая в будущем продлится через Таиланд и Малайзию до Сингапура3. На новой магистрали расположено 50 станций, по ней ежедневно курсируют 380 грузовых поездов, в том числе 70 международных грузовых поездов, и ожидается, что железная дорога позволит увеличить объем перевозки грузов между Китаем и Лаосом с 1,5 млн т в 2021 г. до 3,9 млн т в 2030 г., в том числе 2 млн т будут переведены с морского

„4

транспорта на железнодорожный .

1 Субрегиональная экономическая зона «Ланьцанцзян-Меконг» (Lancang— Mekong), являющаяся составной частью Экономического коридора Китай—полуостров Индокитай (ЭККПИК), была официально образована на встрече руководителей шести стран ЮВА (Китай, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам), расположенных вдоль реки Меконг (на китайском — Ланьцанцзян) в г. Санья (пров. Хайнань) 23 марта 2016 г. (3rd Lancang-Mekong business forum held in Cambodia. URL: http://www. china.org.cn/business/2022-03/31/content_78140317.htm) (accessed: 03.04.2022). Основная цель создания этой экономической зоны заключалась в развитии региональной транспортной инфраструктуры. Решение этой задачи позволяет добиться ускоренного и сбалансированного развития экономик всех стран ЮВА. В последние годы Китай активизировал развитие приграничных городов провинции Юньнань, имеющей общую сухопутную границу с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом протяженностью около 4 тыс. км, и Гуанси-Чжуанского автономного района, который является единственной административной единицей провинциального уровня КНР, имеющую общую морскую и сухопутную границу со странами АСЕАН. В 2021 г. объем внешней торговли Китая с пятью странами Субрегиональной экономической зоны «Ланьцанцзян-Меконг» составил почти 400 млрд долл., что стало на 23 % больше, чем в 2020 г. (Lancang-Mekong Cooperation becomes sub-regional tie-up with strongest potential: Chinese FM. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202203/1256659.shtml) (accessed: 14.03.2022).

2 Land-sea corridor plays vital role in accelerating shipments. URL: http://www.china daily.com.cn/a/202101/19/WS60061602a31024ad0baa36bf.html (accessed: 20.01.2021).

3 Zhong Nan. China-Thailand railway project continues apace. URL: http://www.china daily.com.cn/a/202103/29/WS60619558a31024ad0bab251b.html (accessed: 29.03.2021).

4 Ji Jing. China-Laos Railway delivers economic benefits in first month. URL: http:// www.bjreview.com/World/202201/t20220105_800271968.html (accessed: 05.01.2022).

Рис. 2. Источник: China, Laos presidents witness new rail link opening. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/202112/03/WS61a9d93ba310cdd39bc793ec.html (accessed:

03.12.2021).

В начале 2022 г. 12 городов семи провинций Китая стали отправлять грузы в Лаос международными грузовыми поездами по китайско-лаосской железной дороге, причем более 85 % этих грузов направляются далее в страны АСЕАН, включая Мьянму, Таиланд и Сингапур. Согласно прогнозу Всемирного банка, железная дорога позволит сократить стоимость перевозки на внутренних маршрутах в Лаосе на 20—40 %, стоимость перевозки грузов из Вьентьяна в Куньмин на 40—50 % и на 32 % — стоимость транзита между Куньмином и важнейшим портом Таиланда Лаем Чабанг (Laem Chabang), входящим в число 25 крупнейших портов мира. Дорога обеспечивает Лаосу, стране не имеющей выхода к морю1, не только возможность превра-

1 Расположенный в самом сердце полуострова Индокитай, Лаос граничит с Мьян-мой и Китаем на северо-западе, Вьетнамом на востоке, Камбоджей на юго-востоке и Таиландом на западе и юго-западе.

щения в один из крупнейших региональных логистических узлов в ЮВА, но и позволяет построить новый логистический коридор между Китаем и остальными странами АСЕАН, сокращая время в пути для грузовых поездов, связывающих Куньмин и Вьентьян, всего до 10 часов, включая время таможенного оформления1. Ожидается, что объем грузовых перевозок по китайско-лаосской железной дороге будет продолжать неуклонно расти, а магистраль будет стимулировать региональную экономическую интеграцию и рост объемов ВВП азиатских стран, особенно после того, как 1 января 2022 г. вступило в силу Соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП)2. По заявлению Ци Даня, генерального директора Yuxinou (Chongqing) Logistics Co., Ltd., одного из операторов на маршруте железнодорожных перевозок «Китай—Европа—Китай», «товары из стран Юго-Восточной Азии могут транспортироваться в Европу по маршрутам грузовых поездов Китай-Европа и Китай-Лаос, что придаст новый импульс экономическому и торговому обмену между странами Центральной Европой и ЮВА»3. По предварительным оценкам аналитиков Министерства транспорта КНР, доставка грузов между странами АСЕАН и ЕС по новому евразийскому железнодорожному маршруту будет занимать около 20 дней, что будет в два раза быстрее морской перевозки4 (подробнее о влиянии пандемии на железнодорожные перевозки в Евразии см. [Ван Цзинвэй, Сазонов С.Л.]).

В конце марта 2021 г. Министерство транспорта Таиланда и китайские строительные корпорации подписали соглашение о прокладке первого участка высокоскоростной железной дороги «Китай—Таиланд» протяженностью 251 км, который соединит столицу Таиланда Бангкок и город Накхонратчасима на северо-востоке Таиланда, более известный как Корат5. Объем финансирования строительства первого участка ВСЖД «Китай—Таиланд» определен в размере 179 млрд бат (5,85 млрд долл), а запуск участка в эксплуатацию запланирован на

1 China trades goods worth over $100M via China-Laos Railway. URL: http:// www.china.org.cn/business/2022-01/06/content_77973596.htm (accessed: 06.01.2022).

2 Guangxi launches cross-border freight train via China-Laos Railway. URL: http:// www.china.org.cn/business/2022-04/03/content_78146645.htm (accessed: 04.04.2022).

3 China-Laos Railway delivers economic benefits in first month. URL: https:// www.bjreview.com/World/202201/t20220105_800271968.html (accessed: 05.01.2022).

4 Cargo from Chongqing heads for Laos via China-Laos Railway. URL: http:// www.china.org.cn/business/2021-12/30/content_77961540.htm (accessed: 30.12.2021).

5 Chen Weihua. Embrace of rail brings transport sea change. URL: https://www.china daily.com.cn/a/202112/07/WS61aec5f6a310cdd39bc79cd7.html (accessed: 08.12.2021).

2026 г.1 Ранее, в октябре 2020 г., Таиланд и КНР подписали контракт на предоставление Китаем в рамках строительства первого участка ВСЖД комплекта технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов (устройства сигнализации, централизации и блокировки), продажу подвижного состава для ВСЖД, обучение персонала и обеспечение эксплуатации и технического обслуживания первого участка железнодорожного пу-ти2. Запланированный второй участок ВСЖД «Китай—Таиланд» свяжет г. Накхонратчасима с г. Нонгкхай на границе с Лаосом, а железнодорожная магистраль «Китай—Таиланд» общей протяженностью 873 км соединится с железной дорогой «Китай—Лаос», и сформирует важную железнодорожную артерию, соединяющую Китай, Лаос и Таиланд (Куньмин—Бангкок)3. В 2022 г. в Мьянме продолжалось строительство железной дороги «Мандалай—Кьяукпью» (приморский город в штате Ракхайн, где китайские компании строят новый глубоководный порт), и железной дороги Мандалай — крупный сухопутный порт Мьюз, граничащий с городом Жуйли на юго-западе Китая4.

В 2022 г. китайская строительная компания China Communications Construction Company продолжала электрификацию железной дороги «Гемас—Джохор—Бару» протяженностью 191 км5, а также строительство магистрали East Coast Rail Link, которая проходит от крупнейшего транспортного узла Малайзии морского порта Кланг (Pelabuhan Klang) до штата Келантан (Kelantan) на северо-востоке полуострова Малакка, что в будущем станет частью Паназиатской железнодорожной магистрали, а также значительно улучшит транспортную доступность, связав менее развитый регион на восточном побережье с экономическим центром на западном побережье6. В январе 2022 г. китайские специа-

1 China, Thailand sign agreement on high-speed rail line, set to open in 2026. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202103/1219753.shtml (accessed: 27.03.2021).

2 Thailand signs 3 contracts for Thai-Chinese high-speed railway. URL: http:// www.china.org.cn/business/2021-03/30/content_77359335.htm (accessed: 30.03.2021).

3 Thailand hopes China-Thailand railway project finalized as soon as possible. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202104/1147574.shtml (accessed: 11.04.2021).

4 Zhang Dan. Largest China-Myanmar land port reports no impact on cross-border trade so far. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1214686.shtml (accessed: 27.02. 2021).

5 Chu Daye, Zhang Dan. Stakeholders look toward BRI infrastructure as RCEP trade pact set to boost China-ASEAN trade, investment. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/ 202112/23/WS61c3d886a310cdd39bc7d0b1.html (accessed: 24.12.2021).

6 Chinese experiences, technical know-how boost confidence in construction of joint rail project: Malaysian official. URL: http://en.ce.cn/main/latest/202201/14/t20220114_37257 4.shtml (accessed: 15.01.2022).

листы закончили проходку самого протяженного в Юго-Восточной Азии 16,39-километрового туннеля Selamat Datang Ke Genting, обеспечив выполнение 30 % строительных работ на магистрали1.

После 14 лет строительства в конце марта 2022 г. было завершена проходка 17,6-километрового туннеля Сюлин протяженностью 17,6 км, который позволил соединить 21 туннель на железнодорожном участке «Дали—Баошан» — важного проекта железной дороги «Дали—Жуйли»2, что позволило запустить в эксплуатацию железную дорогу «Китай—Мьянма», соединяющую границу КНР с Чэнду,3 а 7 апреля 2022 г. был открыт новый прямой маршрут сухопутных железнодорожных транзитных перевозок из «сухого» порта Гоюань в порт Янгон в Мьянме4.

Паназиатская сеть автомобильных дорог проходит из Чунцина в страны АСЕАН через провинцию Юньнань по трем коридорам, которые соединяют приграничный город Хэкоу с Ханоем (Вьетнам), а приграничный г. Мохань с Вьентьяном (Лаос), Бангкоком (Таиланд), Сингапуром и г. Янгун (Мьянма). Для того, чтобы доставить товары автомобильным транспортом из Чунцина до Ханоя, требуется около 45 часов, до Бангкока около 98 часов, до Сингапура — примерно 7 дней5. Через ГЧАР товары в страны АСЕАН перевозятся через китайский КПП «Юи» в приграничном городе Пинсян. В 2021 г. через КПП «Юи» проследовало 402,8 тыс. автомобилей, которые перевезли около 4,4 млн т грузов6, а благодаря упрощению таможенных процедур на китайском КПП, грузы из ГЧАР могут быть доставлены в Бангкок за четыре дня7 (см. схему).

1 Railway projects in SE.Asia make progress, boost connectivity. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202201/1246900.shtml (accessed: 12.01.2022).

2 Zhuang Qiange. Darui Railway sees light at end of 'toughest' tunnel. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/202204/02/WS6247a564a310fd2b29e54ca6.html (accessed: 03.04. 2022).

3 China continues reform and opening up to further integrate with the global economy. URL: https://www.bjreview.com/Business/202201/t20220107_800272398.html (accessed: 08.01.2022).

4 New int'l land-sea transport service to Indo-China Peninsula launched. URL: http:// www.china.org.cn/photos/2022-04/08/content_78154327_3.htm (accessed: 08.04.2022).

5 Highway service speeds up link between ASEAN, western China. URL: http://www. bjreview.com/Latest_Headlines/202012/t20201207_800229170.html (accessed: 29.12.2020).

6 S. China border port ensures smooth int'l trade during Spring Festival. URL: http:// en.people.cn/n3/2022/0205/c90000-9953220.html (accessed: 06.02.2022).

7 Border city in south designated pilot zone to enhance collaboration with ASEAN. URL: https://www.bjreview.com/China/202004/t20200426_800202248.html (accessed: 27.04.2020).

Рис. 3. Источник: Belt and Road cooperation report released. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2019-10/13/content_33211027.htm (accessed: 14.10.2019).

В 2021 г. продолжалось активное использование центра внутренней международной логистики — сухого порта (внутреннего грузового терминала) Гоюань в новом районе Лянцзян в Чунцине, который будет связан железнодорожным и автомобильным сообщением со странами АСЕАН1. С целью сокращения времени таможенной очистки сухому порту было предоставлено право предлагать ряд преференций, таких как введение системы «предварительной декларации», облегчающей порядок таможенного декларирования, и предоставление зеленого коридора при совершении таможенных операций досмотра, что позволило повысить скорость грузоперевозок на 40 %2. 26 марта 2022 г. первый грузовой поезд отправился из порта Гоюань в столицу

1 В финансировании строительства мультимодального логистического комплекса в Чунцине принимало участие совместное предприятие, участниками которого были оператор порта Дуйсбург «Duisport» и сингапурский оператор портов «PSA PORTS» [Chen Weihua].

2 New dry port to be established in Chongqing, Chengdu. URL: http://www.chinadaily. com.cn/regional/chongqing/liangjiang/2021-09/09/content_37546713.htm (accessed: 09.09.2021).

Вьетнама Ханой, ознаменовав пуск нового маршрута грузового поезда между Китаем и Вьетнамом. Раньше большая часть товаров из Чунцина и соседней провинции Сычуань во Вьетнам перевозилась морским транспортом через Шанхай и другие порты, что занимало более 20 дней, а новый маршрут сократил время транспортировки из Чунцина во Вьетнам до 4 дней1.

Сегодня в Китае происходит создание глобального коридора транзитных перевозок, где Экономический круг Чэнду-Чунцин является центральным исходным транспортным узлом для маршрутов как в страны ЕС и Центральной Азии2, так и страны АТР. Восточным полигоном этого маршрута выступает Международный сухопутно-морской торговый коридор, который, используя сеть Паназиатских железных и автомобильных дорог и порты в заливе Бэйбу в ГЧАР, обеспечивает транспортировку грузов из центральных и западных провинций КНР в порты стран АТР, Ближнего Востока, Африки и Америки. Стыковка глобального коридора транзитных перевозок через Экономический круг Чэнду—Чунцин в западном направлении с евразийскими континентальными автомобильными и железнодорожными маршрутами («Чунцин—Европа», «Чунцин — Центральная и Южная Азия») обеспечивает пространственное объединение маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути 21 в.», «Экономического пояса реки Янцзы», «Китайско-пакистанского экономического коридора» в единый бесшовный глобальный инфраструктурный коридор, позволяющий выстроить материковую и портовую инфраструктуры в единую логистическую систему параллельно с развитием и расширением существующей региональной транспортной сети. Тем самым, Китай приступил к созданию оптимальной конфигурации глобальной инфраструктурной интеграции, от возможности присоединения к которой и использования ее синер-гетического и внешнего эффектов значительную и весомую выгоду смогут получить все участники региональных и мировых транзитных перевозок.

1 New freight train route links China's Chongqing, Vietnam. URL: http://www.china. org.cn/business/2022-03/28/content_78133371.htm (accessed: 29.03.2022).

2 В марте 2021 г. был открыт новый маршрут грузовых перевозок протяженностью 5031 км, который соединил Наньнин (ГЧАР) и столицу Казахстана Нурсултан через Чунцин. Если раньше требовалось около 45 дней для транспортировки грузов по железной дороге из ГЧАР в Казахстан, то новый маршрут сократил время транспортировки до 13 дней (New freight train route linking China's Guangxi, Kazakhstan opens. URL: http:// www.china.org.cn/business/2021-03/14/content_77306494.htm) (accessed: 15.03.2021).

Библиографический список

Ван Цзинвэй, Сазонов С.Л.Особенности работы железнодорожного транспорта Китая на евроазиатском транзитном пространстве в условиях СОУГО-19 // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / отв.ред. Е.И. Сафронова. М.:ИДВ РАН, 2021. С. 387—395. DOI: 10.24412/2618-6888-202126-387-395.

References

Wang Jingwei, Sazonov S. L. (2021). Osobennosti raboty zheleznodorozhnogo transporta Kitaya na evroaziatskom tranzitnom prostranstve v usloviyah COVID-19 [Features of China's railway transport in the Eurasian transit space in the context of COVID-19], Kitaj v mirovoj i regional'nojpolitike. Istoriya i sovremennost'[China in World and Regional Politics. History and Modernity] / ed. E.I. Safronova. Moscow: IFES RAS:387—395. (In Russian). DOI: 10.24412/2618-6888-2021-26-387-395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.