DOI: 10.48137/2074-2975_2023_3_44 УДК 327.656.(470+571)+(510)+339.923:061
Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики
В новых геополитических условиях в 2022-2023 гг.
Ольга ПОДБЕРЕЗКИНА Сергей САЗОНОВ
На ситуацию в российско-китайской торговле в 2022 г. наиболее заметное влияние оказали такие факторы, как различные ограничения, обусловленные борьбой с пандемией COVID-19, и ценовые колебания на мировых товарных и сырьевых рынках, в том числе на энергоносители. Кроме того, китайские власти продолжали бороться с кризисными явлениями в своей энергетике, вызвавшими особенно значительные перебои в энергоснабжении в большинстве регионов страны в сентябре-октябре 2021 г.
Центральное и местные правительства в рамках мер по стабилизации ситуации нарастили объёмы импорта угля.
Так, в первом полугодии 2022 г. поставки в КНР российской угольной продукции всех марок выросли в стоимостном выражении на 87,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - с 2,375 млрд долл. до 4, 45 млрд [1].
По итогам 2022 г. Россия нарастила экспорт продукции АПК в Китай на 44% в стоимостном выражении. Физический объём поставок вырос на 36% [2].
ПОДБЕРЕЗКИНА Ольга Алексеевна - кандидат политических наук, советник (Администрация Президента Российской Федерации). E-mail: [email protected]
САЗОНОВ Сергей Леонидович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИКСА РАН. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: транспортные коридоры России, «Один пояс - один путь», логистика, коридор ЕС - Китай, ЕАЭС.
1 Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая по итогам первого полугодия 2022 г. // URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ch-ru-cooperation/ТорroвлЯ/o20России%20И/o20КитаЯ/o20в%20I%20полугод%202022%20г.pdf
2 Данные ФТС и Росстата по форме 8-ВЭС за январь - декабрь 2022 г. // URL: https:// aemcx.ru/2023/02/09/в-2022-году-российский-агроэкспорт-в-кита/
Благодаря такой динамике КНР вернула позицию крупнейшего покупателя российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, утерянную в 2021 г., и остаётся лидирующим импортёром российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна, а также вышла на 1-е место среди покупателей российского мёда и льняного масла (поставки продукции АПК выросли до 7 млрд долл.).
Одним из драйверов роста динамики стал проект «Агроэкспресс» и «Евразийский агроэкспресс» * - проект стран ЕАЭС, который ставит целью наращивание поставок сельхозпродукции в КНР в объёме до 500 тыс. т в среднесрочной перспективе и до 1 млн т/год к 2030-2035 гг.
В западном направлении объём железнодорожных грузоперевозок в силу большой взаимозависимости экономик стран ЕС и КНР по-прежнему демонстрировал рост, что определяется безальтернативностью места России как основного и практически единственного континентального маршрута железнодорожных перевозок Китай - Европа - Китай.
В восточном направлении в связи с напряжённой работой российских морских портов Китай стал оказывать существенную помощь России, значительно увеличив объёмы транзита через дальневосточные пункты пропуска и постепенно
интегрируя российские транспортные сети в сухопутно-морской транзитный коридор через Западный Китай в страны Юго-Восточной Азии. Динамично развивалось сотрудничество двух стран и в транспортировке углеводородов, причём уже Россия оказывала помощь КНР, создавая новые маршруты перевозок нефти и газа, а также предоставляя значительные скидки при импорте Китаем углеводородов.
Весной 2022 г. грузовые поезда, следующие по южной линии железнодорожного маршрута Китай - Европа, которая проходит через территорию Украины, были перенаправлены на инфраструктуру ОАО «РЖД» и далее через белорусско-польский КПП Брест - Малашевичи следовали в страны Европы. Китайские специалисты отмечают, что в последние годы на транзит через территорию Украины приходилось порядка 2-3% объёма железнодорожных перевозок по маршруту Китай - Европа [3].
В 2022 г. по железнодорожному маршруту Китай - Европа проследовало 16 тыс. грузовых составов (из них 1165 поездов через КПП Алашанькоу -Достык на границе с Казахстаном, что стало на 16,5% больше, чем в 2021 г.) [4], которые перевезли 1,6 млн контейнеров, что по сравнению с 2021 г. больше на 10% [5].
3 China-Europe freight trains undisrupted amid escalating crisis in Ukraine, contingency plan considered // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1254468.shtml?id=11
4 Xinjiang land port aims to boost trade amid opening-up: newspaper // URL: http://en. people.cn/n3/2023/0221/c90000-10210921.html
5 Tao Mingyang, Li Xuanmin, Yin Yeping. As BRI enters 10th year of development, China-Europe freight train set to see 'explosive growth' in 2023 // URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202301/1283707.shtml
* Соглашение о сотрудничестве в рамках реализации совместного проекта государств -членов ЕАЭС «Евразийский агроэкспресс», поддержанного в феврале 2022 г. премьерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, подписано 6 сентября 2022 г. между дирекцией проекта АНО «Евразийская Агрологистика» и Российской торговой компанией.
В конце 2022 г. маршрут Китай - Европа соединял 108 китайских города с 208 городами 25 европейских стран [6], по нему перевозилось более 50 тыс. видов товаров, включая ИТ-продукцию, автомобили и запчасти, химикаты, механические и электронные товары. Логистическая распределительная сеть охватывала весь Евразийский континент, а доля перевозки грузов железнодорожным транспортом в общем объёме внешней торговли между Китаем и Европой за последние пять лет* увеличилась с 1,5 до 8% в 2022 г. [7].
Следует отметить не только количественное увеличение транзитных поездов по маршруту Китай -Европа, но и интенсификацию их движения.
20 августа 2022 г. из Сианя (провинция Шэнь-си) в Гамбург по евразийскому маршруту отправился 10-тысячный грузовой состав, на 10 дней превзойдя аналогичный общий количественный показатель 2021 г. [8].
Согласно заявлению представителя Главного таможенного управления КНР Чжао Цзэнляня, в 2022 г. общее время, необходимое для таможенного оформления импортных и экспортных то-
варов, составило 32,02 час. и 1,03 час. соответственно**, что на 67,1% и 91,6% меньше, чем в 2017 г. [9].
Объём транзитных перевозок из Китая, использующих инфраструктуру ОАО «РЖД», в 2022 г. превысил 1,25 млн контейнеров.
По словам генерального директора логистической компании ОТЛК ера*** а. Грома, «если говорить о маршруте Китай - Европа - Китай, то по итогам 2022 г. наша доля в транзитных перевозках была около 95%, причём это касалось всех транзитных маршрутов между Китаем и Европой по российской инфраструктуре, - это перевозки через Забай-кальск, Наушки, порты РФ, через Казахстан» [10].
По данным таможенного управления г. Маньчжоули, в 2022 г. через важнейший российско-китайский железнодорожный КПП Маньчжоули - Забайкальск проследовало 4818 грузовых поездов Китай - Европа (на 37,6% больше, чем в 2021 г.), которые перевезли 382 058 контейнеров на общую сумму 48,66 млрд юаней
6 Luo Wangshu. China-Europe railway keeps global supply chain on track // URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a7202302/14/WS63eadf4da31057c47ebae992_2.html
7 China expands transport network to boost development // URL: http://www.china.org. cn/business/2023-02/23/content_85124981.html]
8 China - Europe freight trains exceed 10,000 so far in 2022, beating last year's record 10 days earlier // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202208/1273459.shtml?id=11
9 Chinese customs offices see substantial results in facilitating cross-border trade // URL: http://www.china.org.cn/business/2023-03/01/content_85134525.html
10 Наши европейские клиенты будут возвращаться. Глава ОТЛК ЕРА Алексей Гром о динамике контейнерного транзита на фоне конфликта с ЕС // Коммерсант. 2022. 20 декабря.
* В период 2017-2022 гг. общее количество рейсов грузовых поездов по маршруту Китай - Европа превысило 65 тыс., а общее количество перевезённых контейнеров составил 6,04 млн ед.
** Как свидетельствует российская практика, основные ограничения, которые вводились Китаем с 2020 г., касались карантинных мер, связанных с эпидемией COVID-19, и по этой же причине ограничивалась и работа пограничных пропускных пунктов.
*** ОТЛК ЕРА - один из крупнейших операторов железнодорожных контейнерных сервисов, который представляет собой совместное предприятие железных дорог Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации.
(около 7 млрд долл.) - рост по сравнению с 2021 г. на 38,6% [11].
Если учитывать количество поездов, проследовавших через соседний китайско-российский железнодорожный КПП Суйфэньхэ - Гродеково (провинция Хэйлунцзян - Приморский край), то общее количество составов, проследовавших из КНР в страны Европы через эти два КПП, превысило 5 тыс. ед. [12].
В конце 2022 г. через эти КПП проходило 22 маршрута грузовых поездов Китай - Европа, которые связывали 60 городов Китая с 28 городами в
13 европейских странах, причём на долю этих КПП пришлось около 30% общего объёма перевозки контейнеров грузовыми поездами Китай - Европа [13].
С 1 сентября 2022 г. железнодорожный пограничный переход Ма-халино - Хуньчунь (Приморский край - провинция Цзилинь)* был переведён на круглосуточный режим работы, и по итогам 2022 г. через КПП прошло 4,5 млн т внешнеторговых грузов общей стоимостью
14 млрд юаней (2,03 млрд долл.) [14]. В 2022 г. в рамках маршрутов международных железнодорожных грузоперевозок Китай - Европа начали курсировать контейнерные поезда по маршруту Хуньчунь -Москва.
15 ноября 2022 г. по трансграничному мосту Нижнеленинское -
Тунцзян (Еврейская автономная область - провинция Хэйлунцзян) в рамках тестового прогона проехал локомотив, ознаменовавший открытие российско-китайского железнодорожного сообщения через р. Амур (Хэйлунцзян). Первый в истории железнодорожный мостовой переход через Амур протяжённостью 2209 м (российская часть - 309 м) является одним из крупнейших трансграничных проектов для России и Китая и значимым инфраструктурным проектом, который позволит обеспечить надёжный и предсказуемый график движения грузов, сырья и энергоресурсов, а также в 1,5 раза увеличить пропускную способность железнодорожных маршрутов между Россией и Китаем [15]. К концу 2023 г. рядом с мостом будет построен транспортно-логистический центр «Гарант» и создан перевалочный железнодорожный комплекс для нефтеналивных грузов, который предназначен для обслуживания составов, перевозящих СПГ, нефть, нефтепродукты и продукты нефтехимии.
С целью укрепления уровня экономической и торговой интеграции между Китаем и Евразийским эко-
11 Manzhouli sees robust trade via China-Europe freight train service // URL: http://www. china.org.cn/business/2023-02/24/content_85126155.html
12 Number of China-Europe freight trains on eastern passages tops 20,000 // URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202211/1280712.shtml
13 Zhou Huiying. China-Europe freight trains pass milestone // URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202211/30/WS63872731a31057c47eba1f4e.html
14 China's boundary city sees busy trade with Russia // URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/202303/23/WS641bc26fa31057c47ebb61f9.html
15 Yin Yeping. Passage across Heilongjiang River opens, to propel China-Russia trade // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283130.shtml
* Пункт пропуска КПП Махалино - Хуньчунь связан с уникальным незамерзающим портом Зарубино, имеющим удачное расположение в бухте Троица, круглогодичный су-дозаход и возможности для развития и практически полностью незагруженные мощности.
номическим союзом (ЕАЭС), а также развития таможенного сотрудничества 4 февраля 2022 г. Россия и Китай подписали Соглашение о взаимном признании уполномоченных экономических операторов (УЭО), в соответствии с которым товары, напрямую импортируемые и экспортируемые предприятиями УЭО из любой из двух стран, имеют право на упрощённые таможенные процедуры; такой формат таможенного сотрудничества придаст дополнительный импульс углублению торгово-экономических связей двух стран [16]. По словам китайских экспертов, Китай и Россия, стремящиеся к расширению потенциала сотрудничества, развивают сотрудничество во всей производственной цепочке, включая транспорт.
Во внешнеторговых перевозках России в настоящее время лидирующие позиции по объёму грузоперевозок занимает маршрут Китай -Россия, на котором около 75% от общего объёма грузоперевозок приходится на контейнерные грузы. Для дальнейшего наращивания объёмов перевозки в двустороннем сообщении в конце 2022 г. глава ОАО «РЖД» О. Белозёров обозначил следующие основные задачи:
1. Повышение скорости транзитных поездов, контейнеризация, формирование опорной сети терминальной инфраструктуры, внедрение сдвоенных контейнерных
поездов и повышение коэффициента загрузки.
Важно наращивать гружёный экспорт из России через стыки Казахстана с Китаем взамен порожних перевозок*, которые наблюдаются на маршруте Китай - Европа, причём имеется значительная российская грузовая база по экспорту в Казахстан и транзиту в КНР.
В конце 2022 г. правительство России продлило нулевую пошлину на закупку контейнеров на весь 2023 г. Пошлина на закупку контейнеров была обнулена в 2022 г. для ликвидации дефицита контейнеров, возникшего с выводом международными морскими линиями своего контейнерного парка из России.
2. Повышение эффективности действующих пограничных переходов.
Например, увеличение регулярных контейнерных перевозок на новом погранпереходе Нижнеленинское - Тунцзян позволит разгрузить крупнейший КПП Забайкальск -Маньчжоули **.
3. Создание новых пунктов пропуска и трансграничных инфраструктурных объектов.
Например, в Сковородинском районе Амурской области планируется построить через Амур железнодорожный мост Джалинда (Россия) -Мохэ (Китай).
4. Развитие цифрового обеспечения перевозочного процесса - в 2023 г.
16 Liuzhou - Moscow freight train departs after signing of China-Russia AEO // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202202/1253017.shtml
* В марте 2023 г. президент Казахстана К. Токаев и президент России В. Путин обсудили по телефону вопросы расширения транзитно-транспортных маршрутов и торгово-экономических связей.
** В начале 2023 г. руководство ОАО «РЖД» стало рассматривать возможность загрузки погранперехода Нижнеленинское - Тунцзян, изначально создававшегося под перевозку только угля и руды, контейнеров и лесных грузов.
ОАО «РЖД» планирует полный переход на электронную транзитную накладную и электронную товаросопроводительную документацию.
Вследствие того что в 2022 г. объём импортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке России как минимум превосходил на 30% объём экспортных, то руководство ОАО «РЖД» планирует увеличить ежедневный импортный контейне-ропоток из российских дальневосточных портов с 4,5 тыс. ед. в 2022 г. до 6,5 тыс. ед. в 2023 г.
В начале 2023 г. ОАО «РЖД» также отмечает резкий рост контейнерных перевозок в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока (только на погранпереход Забайкальск - Маньчжоули направляется в семь раз больше контейнерных грузов, чем может передать ОАО «РЖД»)*. По заявлению заместителя гендиректора ОАО «РЖД» А. Шило, «на погранпереход Забай-кальск можно передавать примерно 240 контейнерных поездов в месяц, а общий объём заявок на этот стык превышает 1,6 тыс. ед. По китайским пунктам пропуска спрос в разы превышает те параметры, которые согласованы китайской стороной».
Российские грузоперевозчики считают, что для увеличения грузопотока нужно задействовать новые погранпереходы, увеличивать подвоз платформ на восток и наращивать вес контейнерного поезда.
После нескольких раундов обсуждений с железнодорожными операторами и поставщиками услуг в
странах, расположенных вдоль евразийского железнодорожного маршрута, включая Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию, в октябре 2022 г. было достигнуто соглашение о введении твёрдого графика (full-time schedule) движения грузовых поездов по всему маршруту Китай - Европа, и 26 октября 2022 г. из Чунцина в Дуйсбург китайской транспортно-логистической компанией China Railway Container Transport Corp был отправлен первый грузовой поезд с твёрдым графиком движения по всему маршруту, который через 11 дней прибыл в Германию [6]. Магистраль берёт начало в Чунцине, проходит через Синцзянь-Уйгурский автономный район, города: Сиань, Ланьчжоу, Урумчи, казахский горный хребет Алатау, дорога захватывает часть Транссиба, идёт через Белоруссию и Польшу, заканчиваясь в Дуйсбурге (ФРГ).
С апреля 2022 г. китайские перевозчики China Railway Shenyang Group Co Ltd и China Railway Container Transport Corp начали отгрузку китайских автомобилей из г. Даляня (провинция Ляонин) на железнодорожный терминал логистического центра «Береласт» в России. Автомобили были впервые отправлены судном из порта Нин-бо-Чжоушань (провинция Чжэц-зян) в Далянь, причём время транспортировки автомобилей до железнодорожного ТЛЦ «Электроугли», расположенного примерно в 70 км от Москвы, заняла 20 дней, что по-
* В начале 2023 г. значительно возрос объём грузовых железнодорожных перевозок через КПП Маньчжоули - Забайкальск, который к 15 марта 2023 г. обработал 924 грузовых поезда Китай - Европа, в которых было перевезено 97 828 двадцатифутовых контейнеров, что стало на 8,2% и 19,8% больше соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
зволило сэкономить от 15 до 20 дней по сравнению с морской доставкой .
По мнению специалистов компании China-Europe Railway Express, «введение в 2023 г. твёрдого графика движения на евразийском маршруте сократит время в пути до 10 дней и повысит конкурентоспособность грузовых поездов Китай - Европа» [17]. Железнодорожный транспорт КНР предпринимает меры по укреплению цепочек поставок. По сообщению ведущего национального пассажирского и грузового перевозчика Китая компании China Staate Railway Group Company, в начале 2023 г. были сняты ограничения на перевозку электромобилей по железной дороге, что обеспечит рост объёмов международных перевозок «зелёных» автомобилей в Россию и страны Европы поездами китайской железнодорожной компании China-Europe Railway Express. По мнению китайских экспертов, эта мера в немалой степени будет способствовать тому, что в 2023 г. доля продаж новых китайских автомобилей в России в общем объёме может достигнуть 60% [18].
В начале 2023 г. восточный полигон Транссибирской магистрали стал самым загруженным направлением для российских экспортных грузов.
За первые два месяца 2023 г. из общего объёма внешнеторговых поставок в 37,8 млн т экспортные по этому маршруту выросли до 29,2 млн т, причём объём перевозок в КНР увеличился до 26,9 млн т [19].
Для разгрузки Транссиба предполагается увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей БАМа и Транссиба до 210 млн т. Они обслуживают не только крупнейшие грузообразующие комплексы на территории ДФО, но и обеспечивают транспортно-экономи-ческие связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и КНДР.
В конце 2022 г. был открыт новый маршрут мультимодальных перевозок грузов из Китая и стран АСЕАН в центральную часть России. Контейнеровоз с автомобильными запчастями вышел из китайского порта Циндао и прибыл во Владивосток через четыре дня, откуда контейнеры по Транссибирской магистрали были отправлены в Москву. Согласно утверждению китайских экспертов в области логистики, интермодальные перевозки (море-суша) и портов восточного побережья КНР обеспечивают увеличение пропускной способности маршрута в 3 раза, а время транспортиров-
17 China's first full-time schedule China-Europe freight train dispatched as the nation prompts the transportation capacity and competiveness // URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202210/1278140.shtml?id=11
18 MaZhenhuan.. High-tech driving new energy vehicle exports // URL: http://www.chma-daily.com.cn/a/202301/11/WS63be8a1da31057c47eba9067.html
19 Грузы нашли выход // URL: Гудок. 2023. 22 марта // https://gudok.ru/newspaper/ ?ID=1629996&archive=2023.03.22
* Всего на морской фрахт приходится 80% мировой торговли в физических объёмах и 70% - в стоимостных, при этом на 30 крупнейших портов приходится 50% оборота, на 100 - 75%. Обычно контейнеровоз может перевозить более 20 тыс. стандартных контейнеров, а чтобы перевезти такое количество товаров, грузовому поезду требуется совершить более 40 поездок.
ки сокращается вдвое по сравнению с традиционной перевозкой грузов морским транспортом [20].
Рост перевозок грузовыми поездами Китай - Европа также способствовал развитию мультимодальных перевозок и увеличил объём инвестиций китайских компаний в России.
Так, в 2017 г. Liaoning Port Group и ОАО «РЖД» совместно построили Российский транс-портно-логистический центр, который является первым крупным проектом сотрудничества в области логистической инфраструктуры между двумя странами. Предприятие позволяет разместить около 750 тыс. контейнеров и удовлетворить треть потребностей в транзитных контейнерных перевозках в Москве.
В 2022 г. все поезда были оснащены локомотивами, которые могли развивать скорость 120 км/ч и перевозить в среднем по 50 контейнеров.
С целью повышения эффективности транзитных перевозок в 2022 г. таможенное управление Урумчи, используя электронный документооборот, сократило время обработки поездов на по-гранпереходах СУАР с 3,5 ч до получаса.
Открытие новых регулярных железнодорожных сервисов благоприятно влияет на развитие российских и китайских транспортно-логисти-ческих центров (ТЛЦ).
В 2022 г. были открыты новые маршруты в России через КПП Забайкальск - Маньчжоули: Хунчунь -
ТЛЦ «Белый Раст»*, Сучжоу - ТЛЦ «Электроугли» (Московская область), Ганьчжоу - ТЛЦ «Электроугли» и Сиань - ТЛЦ «Ворсино» (Калужская область), Сиань - Селятино (Московская область) [21].
Согласно сообщению China Railway Express (Shenyang) Hub Construction and Operation Co., 4 марта 2023 г. новый центр консолидации грузов для поездов Китай - Европа был введён в эксплуатацию в Шэньяне (административном центре провинции Ляонин на северо-востоке Китая), и первый поезд с 55 контейнерами был отправлен с логистического терминала Пухэ (Puhe Logistics Base) в Шэньяне через пограничный переход Забайкальск - Маньчжоули на ТЛЦ «Безы-мянка» Куйбышевской железной дороги в Самаре, находящийся под управлением «РЖД Бизнес Актив», для дальнейшей транспортировки грузов по всей России.
В Шэньян грузы будут доставляться автомобильным и железнодорожным транспортом из китайских портов Нинбо-Чжоушань, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Циндао, Далянь и Инкоу.
Грузовой хаб с ежегодной пропускной способностью 1 тыс. грузовых поездов Китай - Европа занимает общую площадь 92 тыс. кв. м, что даёт возможность осуществлять хранение 3 тыс. контейнеров. Создание этого центра позволяет заложить прочную основу для создания мультимодального международного логистического узла для железнодорожных перевозок в Россию.
Для оптимизации использования инфраструктуры, сокращения порожнего пробега платформ и контейнеров российский контей-
20 Xie Chuanjiao. Shandong Port Group prospers through intégration // URL: https:// global.chinadaily.com.cn/a/202302/28/WS63fdaaf5a31057c47ebb14be.html
21 Shaanxi sees over 1,000 China-Europe freight train trips since 2023 // URL: http:// www.china.org.cn/photos/2023-03/24/content_85188840.html
* Цель создания транспортно-логистического комплекса «Белый Раст» - обеспечение обработки грузовых потоков между Китаем, странами ЮВА, Евросоюзом и Россией. Товары и грузы, производимые в странах ЮВА, после прибытия в порт Инкоу, транспортируются через КПП Маньчжоули - Забайкальск в ТЛЦ, откуда поступают в города Центральной России и страны Европы. Протяжённость маршрута из китайского порта Инкоу составляет 9,7 тыс. км, и поездам требуется в общей сложности 14 дней, чтобы добраться от Инкоу до ТЛЦ «Белый Раст», что более чем на 20 дней меньше, чем морским маршрутом.
нерный оператор компания «РЖД Бизнес Актив»* совместно с дочерней компанией FELB в Китае прорабатывают загрузку сервиса в обратном (экспортном) направлении. В компании отмечают, что открытие дополнительного постоянного маршрута для сухопутной доставки грузов из Китая в Россию позволит разгрузить порты Дальнего Востока, через которые сегодня идёт основной поток грузов [22].
Знаковым событием 2023 г. в транспортном сообщении двух стран стал первый грузовой поезд Москва -Пекин. 16 марта 2023 г. грузовой поезд с 55 контейнерами, заполненными автозапчастями, строительными материалами и бытовой техникой, отправился с железнодорожного вокзала Мафан (Mafang Railway Station) в пекинском районе Пингу (Pinggu district) и стал первым грузовым поездом, который через КПП Маньчжоу-ли - Забайкальск соединил Пекин и Москву, причём маршрут протяжённостью 9 тыс. км занял 18 дней [23].
С целью увеличения объёмов транзитных перевозок в рамках инициативы «Пояс и Путь» национальный железнодорожный оператор China Staate Railway Group рассматривает возможность усиления роли четырёх крупнейших логистических узлов маршрута Китай - Европа (железнодорожных станций Мафан -
Mafang Railway Station в Пекине, Синган - Xingang Railway Station в Тяньцзине, Синьганьбэй - Xingangbei Railway Station и Гаои - Gaoyi Railway Station в Шицзячжуане) в развитии инфраструктурной интеграции региона Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй и европейской части России [24].
20 марта 2023 г. был открыт новый прямой маршрут грузовых поездов из Центрального Китая в Россию: состав со 110 экскаваторами общей стоимостью 60 млн юаней (8,7 млн долл.) вышел из г. Аньян (провинция Хэнань) и через 18 дней прибыл в Москву.
Между Россией и Китаем возобновилось автомобильное сообщение. В конце декабря 2022 г. после трёхлетнего перерыва была возобновлена работа российско-китайской понтонной переправы Амурзет - Миншань (Лобэй) (ЕАО -провинция Хэйлунцзян), работающая в период ледостава зимой 2022/2023 г. [15]. Также в конце декабря 2022 г. китайские таможенники погранперехода Суйфэньхэ -Гродеково (провинция Хэйлунцзян - Приморский край) объявили о полном возобновлении трансграничных автомобильных грузовых перевозок при одновременном снятии ограничений, связанных с эпидемией, а основные изменения включали снижение стоимости перемещения гру-
22 Yuan Shenggao. China-Europe freight train hub launches in city // URL: https://epa-per.chinadaily.com.cn/a/202303/08/WS6407d78fa31077768988733a.html
23 Du Juan. First freight train from Beijing to Europe departs // URL: https://www.chma-daily.com.cn/a/202303/16/WS6412c8baa31057c47ebb4de9_2.html
24 Beijing 1st China-Europe freight train launched // URL: http://www.china.org.cn/ business/2023-03/16/content_85172998.html
* Экспортные перевозки выросли на 67%; в основном отправки проходили через КПП Забайкальск - Маньчжоули. Более 42% объёма экспортных перевозок «РЖД Бизнес Актив» занимают сервисы для крупных промышленных холдингов целлюлозно-бумажной, нефтехимической, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.
за через КПП и сокращение процедуры подачи заявки. Теперь необходимость в перегрузке товаров отпала, а процедура одобрения пересечения КПП сократилась до одного дня [25].
В начале 2023 г. были открыты крупные автомобильные КПП на китайско-российской границе.
3 января 2023 г. был открыт КПП Хэйхэ - Благовещенск, 8 января 2023 г. после трёх лет приостановки для пассажиров были вновь открыты КПП Суйфэньхэ - Гродеково, Маньчжоули (автономный район Внутренней Монголии - АРВМ) - Забай-кальск (Забайкальский край), который был закрыт с апреля 2020 г. из-за вспышек пандемии COVID-19, в феврале 2023 г. был возобновлён пропуск пассажиров через КПП Дуннин (провинция Хэйлунцзян) - Полтавка (Приморский край).
В июне 2022 г. в тестовом режиме был открыт трансграничный автомобильный мост Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян) - Благовещенск (Амурская область) длиной 1284 м и шириной 14,5 м, который является ключевой частью проекта автомагистрали протяжённостью 19,9 км, соединяющей скоростную автомагистраль Цзилинь - Хэйлунцзян и шоссе в Благовещенске, а с 10 февраля 2023 г. был разрешён расширенный ввоз товаров на территорию России
[26]. С 3 января 2023 г. российский пункт пропуска Кани-Курган, обслуживающий мост Благовещенск -Хэйхэ, перешёл на круглосуточный режим работы.
В ответ на высокий рыночный спрос на евразийские транзитные грузовые перевозки 20 февраля 2023 г. из бондовой зоны Синьчжэн г. Чжэнчжоу (провинция Хэнань) в Москву через КПП Маньчжоули -Забайкальск был открыт первый транспортный международный автомобильный маршрут МДМ (Международные дорожные перевозки -Transport Internationaux Routier/TIR) протяжённостью 9,8 тыс. км, который стал дополнением к грузовому железнодорожному маршруту Китай - Европа, уже работающему на полную мощность в условиях роста транзитных грузовых потоков.
Перевозка в опломбированных таможней кузовах или контейнерах с упрощением таможенных процедур позволяет снизить стоимость и сократить время транспортировки примерно на 30%. Теперь, чтобы добраться до Москвы и Европы, грузовику требуется около восьми дней и 12 дней соответственно по сравнению примерно с 11 и 16 днями для аналогичного железнодорожного маршрута [27].
Таким образом, можно сделать вывод, что российско-китайские транс-портно-логистические переходы не только возобновили работу после пандемии, но и значительно расширились.
В условиях санкций Евросоюза против России российско-китайское транспортно-логистическое сотрудничество получило новый импульс к развитию, что соответствует Концепции внешней политики Российской Федерации и Посланию Федеральному Собранию Президента России В.В. Путина 22 февраля 2023 г.
25 Rapid ports resumption will revitalize trade, propel economic recovery // URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202301/1283195.shtml
26 Leng Shumei, Shan Jie. GT on the spot: Border city of Heihe sees revival as goods exchanges return to normal // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285220.shtml
27 Yin Yeping. First cross-border road freight line between Henan and Moscow launches in response to closer trade ties // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285867.shtml
Россия успешно расширяет перспективные внешнеэкономические связи, а также выстраивает новые логистические коридоры.
В дальнейшем сопряжение российских транспортных маршрутов с китайской транспортной системой и проектом «Один пояс - один путь» существенно расширит и российские экономические связи с рынками стран Юго-Восточной Азии [28].
Библиография • References
Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая по итогам первого полугодия 2022 г. // URL: http: //www.russchinatrade. ru/assets/files/ch-ru-cooperation/Торговля%20России%20и%20Китая%20 в%201%20полугод%202022%20г^ [Analiticheskaya spravka i statisticheskie dannye po vneshnej torgovle Rossii i Kitaya po itogam pervogo polugodiya 2022 g. // URL: http://www.russchinatrade.ru/ assets/files/ch-ru-cooperation/Torgovlya%20Rossii%20i%20Kitaya%20v%20I%20 polugod%202022%20g.pdf] В.В. Путин: Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры // URL: http://russian. people.com.cn/n3/2023/0222/c31519-10211113.html [V.V. Putin: Rossiya budet rasshiryat' perspektivnye vneshneekonomicheskie svyazi i vystraivat' novye logisticheskie koridory // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2023/0222/c31519-10211113.html] Грузы нашли выход // URL: Гудок. 2023. 22 марта // https://gudok.ru/newspap
er/?ID=1629996&archive=2023.03.22 [Gruzy nashli vyhod // URL: Gudok. 2023. 22 marta // https://gudok.ru/newspap
er/?ID=1629996&archive=2023.03.22] Данные ФТС и Росстата по форме 8-ВЭС за январь - декабрь 2022 г. // URL: https://aemcx.ru/2023/02/09/в-2022-году-российский-агроэкспорт-в-кита/ [Dannye FTS i Rosstata po forme 8-VES za yanvar' - dekabr' 2022 g. // URL: https://
aemcx.ru/2023/02/09/v-2022-godu-rossijskij-agroeksport-v-kita/] Наши европейские клиенты будут возвращаться. Глава ОТЛК ЕРА Алексей Гром о динамике контейнерного транзита на фоне конфликта с ЕС // Коммерсант. 2022. 20 декабря.
[Nashi evropejskie klienty budut vozvrashchat'sya. Glava OTLK ERA Aleksej Grom o dinamike kontejnernogo tranzita na fone konflikta s ES // Kommersant. 2022. 20 dekabrya]
Beijing 1st China-Europe freight train launched // URL: http://www.china.org.cn/
business/2023-03/16/content_85172998.html China - Europe freight trains exceed 10,000 so far in 2022, beating last year's record 10 days earlier // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202208/1273459. shtml?id=11
China expands transport network to boost development // URL: http://www.chma. org.cn/business/2023-02/23/content_85124981.html]
28 В.В. Путин: Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2023/0222/c31519-10211113.html
China-Europe freight trains undisrupted amid escalating crisis in Ukraine, contingency plan considered // URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1254468. shtml?id=11
China's boundary city sees busy trade with Russia // URL: http://www.chinadaily.
com.cn/a/202303/23/WS641bc26fa31057c47ebb61f9.html China's first full-time schedule China-Europe freight train dispatched as the nation prompts the transportation capacity and competiveness // URL: https://www. globaltimes.cn/page/202210/1278140.shtml?id=11 Chinese customs offices see substantial results in facilitating cross-border trade //
URL: http://www.china.org.cn/business/2023-03/01/content_85134525.html Du Juan. First freight train from Beijing to Europe departs // URL: https://www.
chinadaily.com.cn/a/202303/16/WS6412c8baa31057c47ebb4de9_2.html Leng Shumei, Shan Jie. GT on the spot: Border city of Heihe sees revival as goods exchanges return to normal // URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202302/1285220.shtml Liuzhou - Moscow freight train departs after signing of China-Russia AEO // URL:
https://www.globaltimes.cn/page/202202/1253017.shtml Luo Wangshu.. China-Europe railway keeps global supply chain on track // URL: http://
www.chinadaily.com.cn/a/202302/14/WS63eadf4da31057c47ebae992_2.html Ma Zhenhuan. High-tech driving new energy vehicle exports // URL: http://www.
chinadaily.com.cn/a/202301/11/WS63be8a1da31057c47eba9067.html Manzhouli sees robust trade via China-Europe freight train service // URL: http://
www.china.org.cn/business/2023-02/24/content_85126155.html Number of China-Europe freight trains on eastern passages tops 20,000 // URL:
https://www.globaltimes.cn/page/202211/1280712.shtml Rapid ports resumption will revitalize trade, propel economic recovery // URL:
https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283195.shtml Shaanxi sees over 1,000 China-Europe freight train trips since 2023 // URL: http://
www.china.org.cn/photos/2023-03/24/content_85188840.html Tao Mingyang, Li Xuanmin, Yin Yeping. As BRI enters 10th year of development, China-Europe freight train set to see 'explosive growth' in 2023 // URL: https://www. globaltimes.cn/page/202301/1283707.shtml Xie Chuanjiao. Shandong Port Group prospers through integration // URL: https://
global.chinadaily.com.cn/a/202302/28/WS63fdaaf5a31057c47ebb14be.html Xinjiang land port aims to boost trade amid opening-up: newspaper // URL: http://
en.people.cn/n3/2023/0221/c90000-10210921.html Yin Yeping. First cross-border road freight line between Henan and Moscow launches in response to closer trade ties // URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202302/1285867.shtml Yin Yeping. Passage across Heilongjiang River opens, to propel China-Russia trade //
URL: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283130.shtml Yuan Shenggao. China-Europe freight train hub launches in city // URL: https:// epaper.chmadaily.com.cn/a/202303/08/WS6407d78fa31077768988733a.html Zhou Huiying. China-Europe freight trains pass milestone // URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202211/30/WS63872731a31057c47eba1f4e.html
Статья поступила в редакцию 4 апреля 2023 г.