DOI: 10.48647/IFES.2022.81.26.011
О.К. Вавилов, С.Л. Сазонов
КИТАЙ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СУХОПУТНО-МОРСКИЕ МАРШРУТЫ НА ЕВРАЗИЙСКОМ КОНТИНЕНТЕ
Аннотация. Бурное развитие внешнеэкономических связей между КНР и странами Евросоюза за последнее десятилетие вызвало резкий рост объема транзитных перевозок между двумя ведущими экономическими регионами, который в 2021 г. составил рекордные 1,5 млн контейнеров — лучший показатель за все время эксплуатации евразийского железнодорожного маршрута. В 2021 г. Китай уже шестой год подряд был крупнейшим коммерческим партнером Германии, причем объем торговли между КНР и Германией достиг примерно 30 % товарооборота между Китаем и странами Европы. Это позволило Германии превратиться в центр притяжения евразийского железнодорожного транзита, а города Дуйсбург и Гамбург — в основные перевалочные логистические хабы. Основным «диспетчером» евразийского железнодорожного потока из Китая стал г. Чунцин, являющийся одним из ведущих китайских центров автомобилестроения и производства компьютерной техники, чья продукция наиболее востребована в станах ЕС, Центральной и Южной Азии.
Для диверсификации направлений континентальных транзитных железнодорожных потоков в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора продолжает строиться железнодорожная магистраль к пакистанскому порту Гвадар, которая позволит поставлять продукцию центральных и западных провинций КНР и стран ЮВА сухопутно-морским путем из пакистанского порта в страны Западной и Северной Европы (через Дуйсбург и Гамбург), и в страны Центральной и Восточной Европы (через греческий порт Пирей).
Объединение континентальных железнодорожных маршрутов с интегрированной сетью мультимодальных перевозок грузов через порты провинции Шаньдун в Японию, Республику Корея и страны АТР, а также с новым Международным сухопутно-морским торговым коридором, созданным в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности, станет важнейшим шагом на пути к объединению «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» и созданию более устойчивой, сбалансированной многополярной структуры региональной и мировой торговли.
Ключевые слова: Китай, Европа, Чунцин, Дуйсбург, сухопутно-морские перевозки, порт Гвадар, региональная и мировая торговля.
Авторы: Вавилов Олег Кимович, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, аспирант ИДВ РАН. E-mail: [email protected];
Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
O.K. Vavilov, S.L. Sazonov
China paves alternative land-sea routes on the Eurasian continent
Abstract. The rapid development of foreign economic relations between China and the EU countries over the past decade has generated a sharp increase in transit traffic between the two leading economic regions, which in 2021 amounted to a record 1.5 mln containers — the best indicator for the entire activity of the Eurasian railway route. In 2021 China has been Germany's largest trading partner for six years in a row, with the volume of bilateral trade accounting about 30 % of the trade turnover between China and European countries. This fact allowed Germany to become the center of attraction for Eurasian rail transit, and the cities of Duisburg and Hamburg have become the main transshipment logistics hubs.
The main dispatcher of the Eurasian railway flow from China is Chongqing, which is one of the leading centers of automotive and computer equipment manufacturing in China, whose products are most in demand in the EU, Central and South Asia. In order to diversify the directions of continental transit railway flows within the framework of the China-Pakistan Economic Corridor, a railway line to the Pakistani port of
Gwadar is being built. This will allow to export products of the Central and Western provinces of China and Southeast Asian countries by land and sea from the Pakistani port to the countries in Western and Northern Europe (via Duisburg and Hamburg), and to the countries of Central Asia and Eastern Europe (via the Greek port of Piraeus). China carries out the unification of continental railway routes by an integrated multimodal transport network through the ports of Shandong Province to Japan, the Republic of Korea and the Asia-Pacific countries, as well as by a new International land-sea trade Corridor as a part of the China-Singapore (Chongqing) Demonstration Initiative. That will be an important step towards the merger of the «Silk Road Economic Belt» and the «Maritime Silk Road of the 21st century» and the creation of a more stable, balanced and multipolar structure ofregional and world trade.
Keywords: China, Europe, Chongqing, Duisburg, land and sea transportation, Gwadar port, regional and world trade.
Authors: Oleg K. VAVILOV, Deputy Director, postgraduate student, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected];
Sergey L. SAZONOV, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: [email protected]
aonflict of interests: The authors declare the absence of the conflict of interests.
В 2021 г. объем торговли между Китаем и странами ЕС значительно вырос и достиг 828,1 млрд долл., а объем двухсторонних накопленных инвестиций — 270 млрд долл.1 Как итог, в 2021 г. Китай оставался крупнейшим торговым партнером ЕС, в то время как Евросоюз являлся вторым по величине торговым партнером Китая2. Бурное развитие торгово-экономических отношений между КНР и Европейским союзом в последнее десятилетие требует увеличения объема транзит-
1 Sino-EU cooperation beneficial to world economy amid headwinds. URL: https://glo bal.chinadaily.com.cn/a/202204/01/WS624664e1a310fd2b29e54a0f.html (accessed: 02.04.2022).
2 По данным Министерства торговли КНР, за первые два месяца 2022 г. Европейский союз обогнал страны АСЕАН и стал главным торговым партнером Китая, при этом объем двусторонней торговли достиг 137,16 млрд долл., что на 14,8 % больше, чем за аналогичный период 2021 г., и на 570 млн долл. больше, чем у Китая со странами АСЕАН. Согласно заявлению пресс-секретаря министерства Гао Фэна, «трудно судить, является ли изменение в объемах торговли Китая со странами АСЕАН и ЕС сезонным явлением или тенденцией, но он отражает более сильную устойчивость и динамизм в торговле между Китаем и странами ЕС» (China calls for more cooperation with EU as it becomes top trading partner. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1255194.shtml) (accessed: 19.03.2022).
ных перевозок между двумя ведущими региональными драйверами мировой экономики, начало которым было положено 19 марта 2011 г., когда с железнодорожной станции Туаньцзэкунь города Чунцин в Дуйсбург (Германия) по маршруту протяженностью 11 179 км, который в Китае называют «YUXIN'OU» (аббревиация Chongqing— Xinjiang—Europe), отправился первый грузовой поезд «Китай—Европа». Сегодня новый сервис China—Europe Railway Express (CERE) уже более 11 лет работает на всем евразийском континенте, и, по данным китайского национального железнодорожного оператора China State Railway Group, в 2021 г. по маршруту «Китай—Европа—Китай» проследовало 15 183 грузовых поезда, которые перевезли 1,46 млн контейнеров, что больше, чем в 2020 г. по числу поездов на 22 %, а по числу контейнеров на 29 %1. Увеличилось ежедневное количество отправлений грузовых поездов — с 10,8 поездов в 2020 г. до 16,2 в 2021 г., а также загрузка составов — до 118 контейнеров, при этом вследствие существующих ограничений пропускной способности произошло определенное увеличение времени поездки до 6,9 суток, что превысило показатель 2020 г., но примерно соответствовало показателям предыдущих лет, а доля порожних контейнеров, проследовавших по маршруту страны «ЕС—Китай», уменьшилась до 19 %, что является лучшим показателем за все время эксплуатации маршрута. В начале 2022 г. поезда CERE курсировали по 78 маршрутам, следовали до 169 городов в 23 европейских странах, перевозя более 50 тыс. видов товаров, включая ИТ-продукцию, автомобили и запчасти, химикаты, механические и электронные товары. Логистическая распределительная сеть в настоящее время охватывает весь евразийский континент2. За последние пять лет общее количество рейсов грузовых поездов «Китай-Европа» превысило 50 тыс. (средние ежегодные темпы прироста составляли 55 %), а стоимость товаров, перевозимых грузовой службой, резко возросла в 9 раз с 8 млрд долл. в 2016 г. до 74,9 млрд долл. в 2021 г., а их доля в общем объеме внешней торговли между Китаем и Европой увеличилась с 1,5 до 8 %3.
1 Chen Yingqun (2022). China, EU urged to strengthen cooperation, manage differences. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202201/26/WS61f08830a310cdd39bc833b2.html (accessed: 27 January, 2022).
2 China-Europe freight train service bolsters continental supply chain stability: Foreign Ministry says. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1245139.shtml?id=11 (accessed: 17.01.2022).
3 China-Europe freight train trips top 50,000, yearly growth of 55 % from 2016 to 2021. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1250227.shtml?id=11 (accessed: 24.01.2022).
Рис. 1. Рост объемов евразийского железнодорожного транзита. Источник: Yin Yeping (2022). Parties work to ensure smooth operation of China-Europe freight trains amid Ukraine situation. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/ 1255109.shtml (accessed: 28.09.2022).
В период 13-й пятилетки темпы роста ВВП Чунцина были самыми высокими среди всех провинций и автономных районов КНР, превышая темпы роста ВВП страны, и в 2021 г. объем ВВП Чунцина достиг 2,78 трлн юаней (438 млрд долл.)1, увеличившись на 8,3 % по сравнению с 2020 г.2 Расположенный на Юго-западе Китая Чунцин находится на расстоянии более 2 тыс. км как от ближайшего морского порта восточного побережья КНР, так и от крупнейшего погранпере-хода «Алашанькоу-Достык» в СУАР, являющегося «воротами» в страны ЕС, что превратило Чунцин в идеальный логистический центр, откуда расходятся сухопутно-морские маршруты как в Европу, так и страны Азии. Чунцин также является одним из крупнейших центров Китая по производству компьютерной3, электротехнической и авто-
1 По мнению экономистов Университета Цинхуа (Пекин), в период 14-й пятилетки (2021—2025 гг.) по объему ВВП Чунцин превзойдет Гуанчжоу и займет четвертое место по этому показателю среди крупнейших городов КНР, а рейтинг будет следующим — Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь, Чунцин (Sun Chi (2021). Nanjing projected to become city with 10th highest GDP. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/07/WS5ff67e2ca 31024ad0baa1188.html (accessed: 7 January, 2021).
2 China's Chongqing posts robust economic growth in 2021. URL: http://www.china daily.com.cn/a/202201/17/WS61e52d1fa310cdd39bc81857.html (accessed: 18.04.2022).
3 Последние 8 лет Чунцин был крупнейшим в мире центром по производству ноутбуков, выпустив более 70 млн ед. в 2020 г. В 2021 г. в КНР было произведено 32.31 млн мониторов для ПК, причем 27 % объема производства пришлось на Чунцин (China's PC monitor shipments to drop slightly in 2022: report. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/ 202204/06/WS624cffeca310fd2b29e55490.html (accessed: 06.04.2022). За первые десять ме-
мобилестроительной промышленности, что обеспечивает ему лидерство по объемам экспорта железнодорожным транспортом в Европу инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью и значительную конкурентоспособность по сравнению с морскими перевозками по срокам доставки и, в особенности, учитывая негативное влияние пандемии СОУГО-19 на рост ставок морского фрахта (подробнее о влиянии пандемии на морской транспорт в Евразии см. [Сазонов С.Л.]). Морской транспорт Китая и новые контуры мировых транзитных перевозок в условиях постпандемии]). Себестоимость железнодорожных транзитных перевозок в итоге оказывается значительно ниже морских1.
В октябре 2020 г. на заседании Политбюро ЦК КПК было предложено образовать Экономический круг «Чэнду—Чунцин (ЭКЧЧ)», с целью превращения Чунцина и Чэнду — столицу провинции Сычу-ань, в новые двигатели роста экономики Западного региона Китая и превращения его в центр международных транзитных перевозок. Сегодня ЭКЧЧ является одним из важнейших направлений стратегии регионального развития после региона «Пекин—Тяньцзинь—Хэбэй», дельты реки Янцзы и района Большого залива «Гуандун—Сянган— Аомэнь»2. Площадь ЭКЧЧ составляет около 185 тыс. кв км (1,9 % тер-
сяцев 2021 г. основными экспортными товарами Чунцина были ноутбуки, интегральные схемы и компьютеры, а Европейский союз, АСЕАН и США оставались основными торговыми партнерами Чунцина — объем товарооборота составил 101,67 млрд юаней, 100,94 млрд юаней и 95,89 млрд юаней соответственно (Chongqing posts robust foreign trade growth. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-11/23/content_77887664.htm (accessed: 24.11.2021).
1 Грузовые поезда «Китай—Европа», оснащенные интеллектуальными замками безопасности, помогают повысить эффективность таможенного оформления, поскольку время таможенной очистки в 2021 г. сократилось почти на 84 % по сравнению с 2015 г. Также, с целью экономии времени прохождения процедуры таможенного оформления и доставки был введен интермодальный транспортный документ, который заменил традиционную накладную и позволил торговым компаниям использовать один документ для соответствия всем требованиям каждой страны на евразийском маршруте (Dong Yifan (2021). A decade of dramatic growth of China-Europe cargo rail service. URL: https://www.bjreview.com/0pinion/Voice/202106/t20210607_800248790.html (accessed: 8 June, 2021).
2 В 2020 г. на долю трех последних регионов, занимающих 2,8 % территории Китая, приходилось около 40 % ВВП КНР и в них проживало около 20 % населения. Напротив, на Западный регион КНР, занимающий 71 % территории страны, приходилось всего 20 % ВВП КНР. Именно поэтому, по мнению руководства страны, Западному региону нужен мощный драйвер в лице ЭКЧЧ, который способен стимулировать региональное экономическое развитие (Chengdu-Chongqing economic circle gets underway to accelerate development of western Region. URL: http://www.bjreview.com/Business/202011/ t20201110_800226568.html (accessed: 10.11.2020).
ритории КНР), в 2021 г. здесь проживало около 98 млн человек, а объем ВВП был равен 6,3 трлн юаней (983,3 млрд долл.), что составляло 6,9 % и 6,3 % от общих национальных показателей соответственно1. 20 октября 2021 г. Госсовет КНР представил Генеральный план развития ЭКЧЧ, который к 2025 г. должен стать крупнейшим центром логистики, обслуживающим Европу, Западный Китай, Центральную, Южную и Юго-Восточную Азию2.
С отправлением первого грузового поезда «Китай—Европа» Германия превратилась в центр притяжения евразийского железнодорожного транзита3, а Дуйсбург стал основным перевалочным логистическим хабом: более 40 % поездов CERE проходят через Дуйсбург (45 поездов еженедельно). Внутренний интермодальный терминал Дуйсбурга, имеющий выход на городской порт, является ключевым узлом мультимодальных перевозок китайских товаров в страны Европы. Крупнейший в Европе контейнерный терминал площадью 240 тыс. кв. м и вместимостью 850 тыс. контейнеров сможет обслуживать до 100 контейнерных поездов в неделю из Китая. В 2020 г. дочернее подразделение основного железнодорожного оператора Германии Deutsche Bahn AG компания DB Cargo перевезла около 200 тыс. контейнеров по маршруту «Китай—Европа» и к 2025 г. планирует увеличить контейнерооборот более чем вдвое — до 500 тыс. ед. в 2021 г. С целью развития железнодорожных перевозок между Европой и Китаем, в конце 2021 г. DB Cargo учредила новую компанию DB Cargo Transasia,
1 Chengdu-Chongqing economic circle to boost 160 key projects in 2022. URL: https:// www.bjreview.com/Latest_Headlines/202112/t20211220_800270441.html (accessed: 20.12.2021).
2 China issues master plan for Chengdu-Chongqing economic circle. URL: https://www. bjreview.com/Latest_Headlines/202110/t20211021_800261247.html (accessed: 21.10.2021).
3 Согласно данным Федерального статистического управления Германии, в 2021 г. объем внешней торговли между Германией и Китаем увеличился на 15,1 % до 245,4 млрд евро (278,5 млрд долл.).
Председатель Немецкой торговой палаты и генеральный директор Volkswagen Group China С. Велленштайн отмечал: «с момента вспышки C0VID-19 при полной поддержке Китая железнодорожный коридор между Китаем и Германией стал самым стабильным и безопасным маршрутом между двумя странами, играя ключевую роль для немецких компаний в возобновлении производства и роста объемов экспорта в Китай. В 2021 г. Китай был крупнейшим торговым партнером Германии шесть лет подряд, объем торговли между Китаем и Германией составляет около 30 % объема торговли между Китаем и ЕС, почти 60 % немецких компаний в Китае продемонстрировали рост объемов своего бизнеса, и более 70 % немецких компаний планируют увеличить объемы инвестиции в Китай в ближайшие два года, что демонстрирует полное доверие немецких компаний к китайской экономике и рынку» (Chinese Vice FM meets representatives of German Chamber of Commerce in China. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/ 1257052.shtml (accessed: 26.03.2022).
Рис. 2. Железнодорожный маршрут «Чунцин—Дуйсбург». Источник: Tan Yingzi (2017). Pivot in go-west campaign. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/2017-04/26/content_29087352.htm (accessed: 16 December, 2021).
которая распространила свой бизнес через Дуйсбург и Гамбург на 18 европейских стран1.
Гамбург также является одним из крупнейших европейских узлов по торговле с Китаем. В 2020 г. в этом крупнейшем морском порту Германии было обработано более 2,4 млн стандартных контейнеров, причем треть всех контейнеров, проходящих через Гамбург, отправляются в КНР или приходят из Китая2. В общей сложности 15 международных морских линий соединяют Гамбург со всеми основными китайскими портами. Также Гамбург является центральным транспортным узлом европейской железнодорожной сети: еженедельно в страны ЕС отправляется около 2 тыс. рейсов, причем 230 рейсов — в КНР, а города Чунцин, Чэнду, Чанчунь, Чанша, Далянь, Ганьчжоу, Харбин, Хэфэй, Цзинань, Шэньян, Шэньчжэнь, Шилун, Сучжоу, Вэйхай, Ухань, Ся-мэнь, Сиань, Яньтай, Иу и Чжэнчжоу связаны с Гамбургом регулярным сообщением. В 2020 г. объем железнодорожных перевозок между Гамбургом и Китаем увеличился на 7 % и составил 107 тыс. контейнеров. Оператор терминалов компания COSCO Shipping Ports является бизнес-подразделением China COSCO Shipping Corp., крупнейшей судо-
1 Chen Weihua (2021). China, Germany show the way to mutually beneficial cooperation. URL: https://epaper.chinadaily.com.cn/a/202112/24/WS61c51160a31019b029ba2c15.html (accessed: 25 December, 2021).
2 BRI boosts Hamburg's logistics role. URL: http://www.china.org.cn/business/2020-08/ 25/content_75141753.htm (accessed: 25.08.2020).
ходной компании Китая. В сентябре 2021 г. COSCO Shipping Ports объявила о приобретении 35 %-й доли в контейнерном терминале Hamburger Hafen HHLA Tollerort (CTT), который является одним из трех контейнерных терминалов Hamburger Hafen в порту Гамбурга. Он имеет четыре причала и 14 контейнерных причальных крана, которые способны обрабатывать крупнейшие контейнеровозы China COSCO Shipping Corp. вместимостью 20 тыс. контейнеров1.
В период 13-й пятилетки крупный железнодорожный оператор Sinotrans, объединяющий более 1,1 тыс. национальных и 77 зарубежных филиалов, создал интегрированную сеть мультимодальных перевозок, которая, проходя через Экономический круг«Чэнду—Чунцин», соединяет железнодорожные маршруты «Китай—Европа» с сухопутно-морскими маршрутами, пролегающими через восточную прибрежную провинцию Шаньдун, в такие страны как Япония, Республика Корея и государства — члены АСЕАН2. Для интеграции всех основных портовых активов и обеспечения стабильных цепочек поставок, в 2019 г. правительство провинции Шаньдун создало один из крупнейших портовых операторов в мире Shandong Port Group Co Ltd (SPG), которая объединила порты провинции (Циндао, Вэйхай, Вэйфан, Янь-тай, Жичжао) и группу портов Бохайского залива. В 2021 г. грузооборот группы SPG, базирующийся в Циндао, по сравнению с 2020 г. увеличился на 5,8 % и составил 1,5 млрд т (по этому показателю портовый оператор SPG вышел на первое место в мире), а контейнерообо-рот группы вырос на 8,1 % и превысил 34 млн TEU (20-тифутовый эквивалент), что обеспечило Группе третье место в мире. В 2021 г. общий объем выручки Shandong Port Group превысил 80 млрд юаней (12,56 млрд долл.), и группа SPG открыла 34 новых маршрута контейнерных перевозок, из которых 25 предназначены для международной торговли. К началу 2022 г. общее количество международных маршрутов контейнерных перевозок достигло 3173. Shandong Port Group построила 26 внутренних портов, разработала 72 маршрута комбинированных морских/железнодорожных перевозок и в 2021 г. объем пере-
1 Port of Hamburg. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-07/07/content_ 77611749.htm (accessed: 08.07.2021).
2 Yuan Shennggao (2021). Freight trains to enhance supply chain, build BRI. URL: https:// epaper.chinadaily.com.cn/a/202109/29/WS61539639a31019b029ba0aff.html (accessed: 29 March, 2021).
3 Cao Yingying (2021). Key players to secure supply chain at forum. URL: https://epaper. chinadaily.com.cn/a/202110/29/WS617b2ba3a31019b029ba160f.html (accessed: 29 October, 2021).
валки контейнеров при мультимодальных перевозках составил 2,5 млн ед., а к 2025 г. в провинции планируется создать конгломерацию портов с ежегодным объемом грузооборота в 1,72 млрд т и контейнерообо-рота — в 37 млн ед.1 В 2021 г. в провинции Шаньдун было обработано более 1,8 тыс. грузовых поездов «Китай—Европа». Сегодня по 51 международному железнодорожному маршруту товары из провинции могут достичь 54 города из 23 европейских стран, а 18 февраля 2022 г. был запущен очередной грузовой железнодорожный маршрут «Китай—Европа», соединяющий портовый г. Циндао с г. Мангейм (Германия), протяженностью 10,3 тыс. км (время в пути составляет 22 дня)2.
Сегодня «главным диспетчером» транзита китайских грузов из ЭКЧЧ в Европу (и обратно) по маршруту «КНР—Казахстан—Россия—Белоруссия—страны ЕС», а также по маршруту «КНР—страны Центральной Азии» стал Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), где расположены два важнейших пограничных железнодорожных перехода. В начале 2022 г. через КПП «Алашанькоу—Дос-тык» проходило 22 маршрута в 23 страны ЕС, а 16 маршрутов проходили через КПП «Хоргос—Алтынколь» в 10 азиатских стран3.
В связи с созданием в 2013 г. Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК)4, в СУАР появился третий КПП в г. Кашгар (Каши) на границе с Пакистаном, который должен стать главным пропускным пунктом транзитных потоков по новому региональному транзитному железнодорожно-автомобильному маршруту протяженностью 2 тыс. км от границы Китая через Исламабад и Карачи до порта Гвадар на берегу Ормузского пролива5. Этот проект позволит обеспечить западным провинциям КНР и странам Южной и Центральной Азии (через участок «Хоргос—Кашгар» в СУАР) возможность сухопут-
1 East China's Jiaodong Peninsula to build 'one-hour' economic circle. URL: https:// www.globaltimes.cn/content/1209356.shtml (Source: Global Times Published: 2020/12/8) (accessed: 08.12.2020).
2 Freight train link connects nation and Germany. URL: https://www.chinadaily.com.cn/ a/202202/23/WS62159460a310cdd39bc885c0.html (accessed: 24.02.2022).
3 China-Europe freight trains via Xinjiang hit record high in 2020. URL: http://www.china daily.com.cn/a/202101/04/WS5ff2d304a31024ad0baa059b.html (accessed: 04.01.2021).
4 В 2021 г. объем товарооборота между Китаем и Пакистаном достиг 27,82 млрд долл., увеличившись на 59,1 % по сравнению с 2020 г. Объем китайского экспорта в Пакистан составил 24,23 млрд долл., а объем импорта из Пакистана — 3,59 млрд долл. (рост на 57,8 % и 68,9 % по сравнению с 2020 г. соответственно) (China welcomes more imports from Pakistan to promote bilateral trade to a new level: Commerce Minister. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1257358.shtml) (accessed: 24.03.2022).
5 CPEC enters new phase of high-quality development: NDRC. https://www.globaltimes. cn/page/202110/1236794.shtml?id=11 (accessed: 25.10.2021).
но-морского транзита своих товаров через глубоководный порт Гва-дар1 и соседний порт Карачи в страны Ближнего Востока, Африки и Европы. Транзит грузов из порта Гвадар позволяет китайским компаниям значительно снизить как себестоимость транзита в страны ЕС, поскольку отпадает необходимость сухопутной транспортировки грузов в порты восточного побережья КНР или залива Бэйбу, так и сократить плечо морской перевозки грузов по маршруту «Китай—Европа» на 30 %2. Основными пунктами назначения из порта Гвадар станут немецкие порты Дуйсбург и Гамбург, откуда китайские товары железнодорожным транспортом будут отправляться в страны Западной и Северной Европы, и греческий порт Пирей, отправной пункт последующего транзита в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)3.
После того, как крупнейший китайский морской перевозчик компания China COSCO Shipping в 2009 г. начала управлять контейнерными терминалами греческого порта Пирей (Piraeus Port Authority SA (PPA SA), в ноябре 2021 г. компания объявила, что завершила приобретение дополнительных 16 % акций греческого порта, что увеличило долю COSCO в активах порта до использует порт Пирей в качестве пере-
валочного узла для азиатского экспорта в Европу, прибывающего на контейнеровозах из восточных портов Китая. Если В 2010 г. количество морских контейнеров, обработанных в порту Пирей, составило 880 тыс. ед, то, а в 2021 г., несмотря на сбои, вызванные пандемией COVID-19, оно достигло 5,94 млн ед., причем в мировом рейтинге контейнерных портов Пирей поднялся с 93 места в 2010 г. до 26 в 2021 г.5
19 марта 2022 г. китайские строительные компании завершили прокладку участка «Белград—Нови-Сад», который является важным
1 Работы по развитию портовых мощностей порта Гвадар обеспечивает китайская компания China Overseas Port Holding Company, которая планирует увеличить ежегодный объем обработки грузов в порту до 450—500 млн т (Country to take advantage of CPEC, boost infrastructure. URL: https://epaper.chinadaily.com.cn/a/202105/21/WS60a6fca2a3109 9a234356471.html) (accessed: 21.05.2021).
2 Phase-II of CPEC, flagship BRI project, much broader in scope: Pakistan Ambassador to China. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1246043.shtml (accessed: 17.01.2022).
3 В 2021 г. объем внешней торговли между Китаем и странами ЦВЕ достиг 133,55 млрд долл., увеличившись на 32 % по сравнению с 2020 г., что на 4,5 % выше темпов роста объема внешней торговли между Китаем и ЕС за тот же период (China-Serbia Ironclad friendship sets a good example of China-CEEC cooperation amid world complex: Embassy. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1257321.shtml) (accessed: 26.03.2022).
4 Zhong Nan (2021). COSCO raises stake in Greek port. URL: https://www. chinadaily. com.cn/a/202110/26/WS61775552a310cdd39bc7140a.html (accessed: 27 October, 2021).
5 Greece's Piraeus port posts record high profit for 2021. URL: http://www.china.org.cn/ business/2022-03/15/content_78108744.htm (accessed: 15.03. 2022).
звеном железной дороги «Белград—Будапешт» протяженностью 350 км1. В будущем эта магистраль будет продлена через Македонию и Афины до порта Пирей, что позволит сократить время транспортировки китайских грузов в страны ЦВЕ с двух месяцев до 15 дней и превратит «Балканский Шелковый путь» в важнейший транзитный коридор для грузов из КНР и стран ЮВА в страны ЦВЕ2.
Можно с уверенностью утверждать, что новая конфигурация сухопутно-морской евразийской транспортной сети, создаваемая Китаем в рамках «Экономического пояса Шелкового пути», обеспечит ему быстрые, надежные и эффективные каналы экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и будет генерировать максимальный синергетический эффект для экономик стран-участниц этого евразийского транзитного мегапроекта. Стыковка же с новым Международным сухопутно-морским торговым коридором, созданным в рамках реализации Китайско-сингапурской (Чунцин) демонстрационной инициативы по стратегической взаимосвязанности, станет важнейшим шагом на пути к объединению «Экономического пояса Шелкового пути и «Морского Шелкового пути 21 в.» и созданию более устойчивой, сбалансированной и многополярной структуры региональной и мировой торговли.
Библиографический список
Сазонов С.Л.Морской транспорт Китая и новые контуры мировых транзитных перевозок в условиях постпандемии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / отв.ред. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 371—386. DOI: 10.24412/2618-6888-2021-26-371-386.
References
Sazonov S.L. (2021). Morskojtransport Kitaya i novye kontury mirovyh tranzitnyh perevozok v usloviyah postpandemii [China's maritime transport and new contours of global transit traffic in postpandemic conditions], Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'[China in World and Regional Politics. History and Modernity] / ed. E.I. Safronova. Moscow: IFES RAS: 371—386. (In Russian). DOI: 10.24412/ 2618-6888-2021-26-371-386.
1 BRI projects in the fast lane across CEECs amid headwinds, geopolitical uncertainty. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1256740.shtml (accessed: 11.03.2022).
2 China-Serbia Ironclad friendship sets a good example of China-CEEC cooperation amid world complex: Embassy. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202203/1257321.shtml (accessed: 21.03.2022).