УДК 614.8
EDN: VRNMJS
Российско-белорусское сотрудничество в рамках реализации российско-белорусских программ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.2.76
© Технологии гражданской безопасности, 2023
Т.А. Марченко
Аннотация
В статье дается краткий обзор результатов выполнения программ совместной деятельности Беларуси и России по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках деятельности Союзного государства. Автором приведена информация о целях, задачах и основных реализованных мероприятиях, направленных на ликвидацию последствий аварии в разные периоды после ее возникновения.
Ключевые слова: преодоление последствий чернобыльской катастрофы; российско-белорусские программы; специализированная медицинская помощь; банк данных; реабилитация радиоактивно загрязненных территорий; медицинские последствия чернобыльской катастрофы; пострадавшее население России и Беларуси.
Russian-Belarusian Cooperation within the Framework of the Joint Programs Implementation to Overcome the Consequences of the Chernobyl Accident
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.2.76 © Civil Security Technology, 2023
T. Marchenko
Abstact
The article gives brief results overview of the Belarus and Russia joint programs implementation to overcome the consequences of the Chernobyl disaster within the framework of the Union State activities. The author provides information about the goals, objectives and main implemented measures aimed at eliminating the accident consequences in different periods after its occurrence.
Key words: overcoming the Chernobyl disaster consequences; Russian-Belarusian programs; specialized medical care; data bank; rehabilitation of radioactively contaminated territories; medical consequences of the Chernobyl disaster; the affected population of Russia and Belarus.
03.02.2023
Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в Российской Федерации осуществляется как в рамках федеральных целевых программ, так и российско-белорусских программ совместной деятельности.
Заключение в 1997 году Договора о Союзе Беларуси и России и последовавшее в 1999 году подписание Договора о создании Союзного государства [1] позволили впервые после 1991 года объединить усилия двух государств по решению наиболее социально значимых проблем, к числу которых относится и комплекс проблем, связанных с преодолением последствий чернобыльской аварии. В период 1998-2022 годов Советом Министров Союза Беларуси и России (Союзное государство) было принято пять программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Источник финансирования мероприятий программ — бюджет Союзного государства. Государственным заказчиком-координатором программ от Российской Федерации является МЧС России; государственным заказчиком в Республике Беларусь выступает МЧС Республики Беларусь в лице Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (по реализованным программам). В пятой программе государственным заказчиком выступает Национальная академия наук Беларуси.
В статье приводится краткий обзор российских мероприятий, осуществленных в рамках программ Союза России и Беларуси.
1. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 годы с продлением на 2001 год [2, 3]
Общий объем финансирования: 333 млн 750 тыс. российских рублей.
Цель: Создание общих научно-методических основ информативно-правовых документов по вопросам медицинской, радиационной и социальной защиты граждан и восстановлению территорий, подвергшихся воздействию радиации; на основе этого — переход к реализации совместных практических мероприятий в области медицины, сельского и лесного хозяйства, радиационной защиты населения.
Основные результаты:
созданы специализированные банки данных об основных медицинских последствиях чернобыльской катастрофы;
созданы технологии и нормативы использования леса на радиоактивно загрязненных территориях;
завершены строительство и оснащение оборудованием Всероссийского центра экологической медицины в Санкт-Петербурге;
произведена реконструкция клинического радиологического центра с пристройкой специализированного лечебно-диагностического корпуса Медицинского радиологического центра в Обнинске.
Приоритеты программы: создание материально-технической базы системы специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России; строительство и оснащение специализированных учреждений
здравоохранения. На эти цели направлено около 90% объема финансовых средств программы.
Созданы основные компоненты Единого чернобыльского регистра России и Беларуси по заболеваемости раком щитовидной железы, лейкозами и популяци-онный канцер-регистр; сформирован объединенный банк медико-дозиметрических данных национальных регистров Беларуси и России.
Разработан пакет единых нормативно-методических документов, включающий методики мониторинга загрязненных радионуклидами почв, поверхностных вод и атмосферы; оценен трансграничный перенос радионуклидов с территории России на территорию Беларуси водным путем (р. Ипуть).
Таким образом, впервые были объединены усилия двух государств по созданию материально-технической базы единой системы специализированной медицинской помощи, научно-практической работы в области здравоохранения, сельского и лесного хозяйства, мониторинга окружающей среды, а также работы, направленной на сближение нормативных правовых и методических подходов в сфере защиты населения и реабилитации пострадавших территорий.
2. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002-2005 годы [4]
Общий объем финансирования: 2 378,796 млн российских рублей.
Цель: Формирование единой политики двух государств в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы и обеспечение ее реализации.
Основные результаты:
создан Единый российско-белорусский чернобыльский регистр, являющийся информационной основой организации оказания адресной специализированной медицинской помощи;
введен в эксплуатацию Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.
Основные приоритеты:
обеспечение функционирования системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
разработка и внедрение наиболее эффективных технологий;
научное, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение совместных действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
В рамках развития системы информационно-аналитического обеспечения в 2003 году на базе Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской Академии наук (ИБРАЭ РАН) был организован и введен в действие Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) [5]. Создание и оснащение РБИЦ современной вычислительной техникой и средствами коммуникации позволили обеспечить эффективное взаимодействие заинтересованных организаций по
всем вопросам реализации программы и организовать информационную работу с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях двух государств. Работа сотрудников РБИЦ осуществлялась по трем основным направлениям: сбор и обобщение данных (создание единого российско-белорусского информационного пространства); информационно-аналитическая поддержка комплекса работ по информированию и коммуникации населения; информационное обеспечение работ со средствами массовой информации и администрацией радиоактивно загрязненных территорий. Созданный в рамках РБИЦ единый российско-белорусский банк данных по основным аспектам чернобыльской катастрофы (радиационно-гигиеническая обстановка, социально-экономические показатели, радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, нормативная правовая база по вопросам преодоления последствий чернобыльской катастрофы в Белоруссии и России) намного облегчил работу администрациям радиоактивно загрязненных территорий и ведомствам, участвующим в преодолении последствий аварии [6].
3. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы [7]
Общий объем финансирования: 1 200,0 млн российских рублей.
Цель: Формирование и совершенствование согласованных элементов и механизмов совместной деятельности России и Беларуси в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Основные результаты:
обеспечено оснащение медицинских центров и больниц, оказывающих медицинскую помощь пострадавшему населению и ликвидаторам аварии, современным медицинским оборудованием;
обеспечена возможность ведения хозяйственной деятельности без ограничения по радиационному фактору на 204 тыс. гектаров сельхозугодий и лесопользования — более чем на 120 тыс. гектаров площадей в России и Беларуси; подготовлен и издан Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси [8].
В 2006-2010 гг. российскими и белорусскими специалистами реализован проект дистанционного консультирования и информирования населения «чернобыльских» зон России и Белоруссии. Система дистанционного консультирования и информирования построена на принципах двухступенчатой модели коммуникации, утверждающей, что эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно через средства массовой коммуникации, а дистанционно—через значимых для него, знакомых ему авторитетных и вызывающих наибольшее доверие людей («лидеров мнения»).
Неофициальные личностные коммуникации для людей часто более значимы, чем «официальные» сообщения средств массовой информации. С этой точки зрения система дистанционного консультирования и информирования представляет собой связующее звено между информационными потребностями населения
и объективным научным знанием, которым обладают ведущие ученые, работающие над проблемами по всем аспектам чернобыльской аварии. В организационно-техническом плане система дистанционного консультирования и информирования является постоянно действующим средством информационного обеспечения первичных специалистов на местах (врачей, экологов, учителей, журналистов, работников социальных служб, представителей органов местной власти и др.).
Принципиальная особенность реализации проекта дистанционного консультирования состоит в том, что процесс информационного взаимодействия организуется с помощью и при непосредственном участии региональных органов исполнительной власти путем включения в годовые планы мероприятий (семинаров, совещаний, конференций) дополнительных тем, посвященных различным аспектам последствий чернобыльской аварии.
Сведения и информационные материалы, получаемые при проведении указанных мероприятий, первичные специалисты в ходе своей профессиональной деятельности доводят до сведения населения территорий, подвергшихся загрязнению радионуклидами, что позволяет обеспечить практически полный охват жителей этих территорий услугами консультативной практики [9].
В ходе выполнения второй и третьей программ было завершено создание материально-технической основы единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, подвергшимся радиационному воздействию, в том числе: в 2003 году введен в эксплуатацию Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (г. Гомель); проведены реконструкция и оснащение оборудованием Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск) и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины (ВЦЭРМ) МЧС России; создан единый регистр России и Беларуси по категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы; организовано производство продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами; созданы основы нормативно-методической базы проведения единой политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы, включая: ведение сельского и лесного хозяйства на пострадавших территориях, организацию радиационно-гигиенического контроля пищевых продуктов, информационную работу с населением; проведены работы по системе адресной медицинской помощи гражданам России и Беларуси; продолжилось формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельско-хозяйственных угодий и земель лесного фонда России и Беларуси; введен в эксплуатацию Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС [10].
4. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2013-2016 годы [11]
Общий объем финансирования: 1 млрд 302 млн 600 тыс. российских рублей.
Цель: Совершенствование общей политики по совместному обеспечению безопасной жизнедеятельности граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию, и повышению качества жизни проживающих на загрязненных территориях; обеспечению взаимодействия России и Беларуси при ликвидации чрезвычайных ситуаций на радиоактивно загрязненных территориях.
Общий объем финансирования: 1 млрд 302 млн 600 тыс. российских рублей.
Основные результаты: разработаны и внедрены новые медицинские технологии в кардиологии, онкологии, педиатрии, акушерстве; переоснащены детские реабилитационно-оздоровительные центры; оказана адресная медицинская помощь свыше 8000 ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС; создан российско-белорусский интернет-портал по проблемам преодоления чернобыльской катастрофы.
В рамках программы были проведены совместные мероприятия по комплексному радиоэкологическому мониторингу территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
В 2014 году российскими и белорусскими специалистами продолжена реализация проекта дистанционного консультирования и информирования населения «чернобыльских» зон России и Белоруссии. Создана база единого организационно-методического обеспечения (унифицированные учебные программы, методики, пособия) российско-белорусской системы дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий (РЗТ) России и Беларуси. Организованы и проведены:
информационно-консультативные мероприятия с населением РЗТ, направленные на формирование культуры безопасности жизнедеятельности и обеспечение социально-психологической адаптации;
совместные российско-белорусские Интернет-акции и Интернет-семинары для детей школьного возраста, проживающих на РЗТ России и Беларуси;
мероприятия по развитию российско-белорусского информационного Интернет-портала по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Созданы:
российско-белорусский фонд информационных ресурсов по вопросам преодоления последствий чернобыльской катастрофы;
российско-белорусский научно-технический электронный архив по проблемам радиационной безопасности и защиты населения.
Обеспечено проведение мониторинга анализа потребностей населения и региональных специалистов.
С 2013 года начаты работы по развитию российско-белорусской системы обеспечения защищенности населения загрязненных радионуклидами территорий. Эти работы направлены на совершенствование системы взаимодействия и повышения готовности сил и средств МЧС России и МЧС Республики Беларусь при ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных радиоактивно загрязненных территориях двух государств. Выполнение комплекса совместных
работ обеспечило оперативное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на сопредельных радиоактивно загрязненных территориях двух государств (Брянская область России, Гомельская и Могилевская области Беларуси) при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В целом реализация комплекса мероприятий в рамках программы обеспечила создание необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся воздействию радиации.
Одним из важных итогов явилось создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем радиоактивно загрязненных территорий на региональный уровень.
5. Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2019-2022 годы [12]
Общий объем финансирования: 992 млн 384 тыс. российских рублей.
Цель программы — создание условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях государств — участников Союзного государства, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Основные задачи:
1. Совершенствование систем радиационной безопасности населения и аграрного производства в условиях радиоактивного загрязнения территорий государств — участников Союзного государства для обеспечения возвращения к нормальной жизнедеятельности.
2. Создание условий по возврату радиоактивно загрязненных территорий государств — участников Союзного государства к нормальной жизнедеятельности.
На выполнение первой задачи направлены мероприятия:
разработка новых подходов к технологиям снижения накопления радионуклидов в сельскохозяйственной продукции, в том числе разработка единых рекомендаций по ведению растениеводства на загрязненных радионуклидами сельскохозяйственных землях, обеспечивающих производство продукции, отвечающей допустимым уровням по содержанию цезия-137 и стронция-90;
оценка рисков получения продукции растениеводства и животноводства, не соответствующей нормативным требованиям по содержанию радионуклидов;
снижение рисков трансграничного переноса радионуклидов при чрезвычайных ситуациях на радиоактивно загрязненных территориях государств — участников Союзного государства и повышение оперативности при их ликвидации (проведение лесоохранных мероприятий по расширению действующих и созданию новых минерализованных полос, противопожарных разрывов и барьеров на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника;
создание специализированного маневренного высокопроходимого пожарного комплекса для ликвидации пожара на территории с высоким уровнем
радиоактивного загрязнения, предусматривающего оперативное прибытие на место пожара, защиту экипажа от воздействия ионизирующего излучения.
В рамках выполнения второй задачи предусмотрено:
проведение обследования отселенных (отчужденных) территорий Беларуси и России с целью определения возможности их возврата в хозяйственный оборот;
проведение совместных мероприятий по комплексному радиоэкологическому мониторингу территорий Беларуси и России, подвергшихся радиоактивному загрязнению (создание Единого каталога доз облучения населения, включающего средние годовые эффективные дозы облучения жителей населенных пунктов России и Беларуси, находящихся на приграничных территориях радиоактивного загрязнения, с прогнозом доз облучения до 2036 г.).
В рамках программы составлены прогнозы доз внешнего и внутреннего облучения населения, проживающего на приграничных радиоактивно загрязненных территориях Беларуси и России, на периоды 2021-2025 годов и 2026-2030 годов.
Программа Союзного государства охватывает все территории, загрязненные радионуклидами, в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Условно их можно разделить на три категории.
К первой категории относятся те, где уже давно ведется сельское хозяйство с применением специальных приемов, ограничивающих накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции. Основная задача — совместное совершенствование приемов ведения сельского хозяйства с целью повышения его экономической эффективности при соблюдении строгих нормативов по содержанию радионуклидов.
Вторая категория — это земли с очень высоким уровнем загрязнения, и потому во время чрезвычайных ситуаций существует риск переноса радионуклидов на участки, где проживают люди. Задача — создание систем автоматизированного обмена информацией между Россией и Беларусью о возникновении пожаров и развитии радиационной обстановки при ЧС, внедрение эффективных приемов предупреждения и ограничения развития пожаров на этих территориях.
Третья категория земель — где благодаря распаду радионуклидов уровень загрязнения снизился настолько, что можно эти участки включать в хозяйственный оборот. Поэтому перед учеными была поставлена комплексная задача по инвентаризации отчужденных земель и определению системы критериев возможности возврата их в хозяйственный оборот.
Спустя 37 лет после аварии можно констатировать, что жизнь на радиоактивно загрязненных территориях в России в основном вернулась к норме, за исключением некоторых аспектов социального самочувствия, связанных с восприятием радиационных рисков.
В национальных рейтингах уровня социального благополучия и качества жизни в регионах четыре наиболее загрязненные области России стабильно располагаются в середине списка [13].
Таким образом, реализованные программы Союзного государства показали себя эффективным
инструментом, позволившим продвинуться вперед в решении многих чернобыльских проблем.
Союзные чернобыльские программы Беларуси и России успешно дополняют национальные усилия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Основная цель этих программ — совершенствование взаимодействия по обеспечению безопасной жизнедеятельности граждан Беларуси и России, пострадавших при катастрофе на Чернобыльской АЭС, а также по повышению качества жизни проживающих на загрязненных территориях граждан.
Существенное сокращение масштаба радиоэкологических проблем в сельском и лесном хозяйстве позволяет продолжить их решение на местном уровне. Задачи, требующие централизованного управления и бюджетного финансирования, по-прежнему решаются на государственном уровне [14].
К ним относятся:
исполнение социальных обязательств в отношении пострадавших граждан в соответствии с законодательством;
совершенствование законодательства в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы с целью повышения эффективности предоставляемых гражданам мер социальной поддержки;
продолжение реабилитации пострадавших территорий, в том числе программными методами;
укрепление международного сотрудничества в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Союзные программы стали важным дополнением национальных программ [15]. Анализ реализации программ по различным направлениям чернобыльской проблематики показывает, что учеными двух государств действительно сделано немало. Они по сути стали пионерами, первопроходцами, потому что ни в одной стране мира разработками в этом направлении никто не занимался и не занимается. Ведь не случайно в Россию и Беларусь после аварии на Фукусимской АЭС неоднократно приезжали ученые из Японии, чтобы перенять опыт преодоления радиационной катастрофы. Кроме того, каждая из двух стран реализовывала и собственные мероприятия по минимизации последствий аварии на ЧАЭС, а это тоже определенный наработанный опыт. Каждая из программ решала определенные задачи, наиболее актуальные на данном этапе.
Объединение материальных и информационных ресурсов, научного потенциала и накопленного за это время опыта Союзного государства в осуществлении мер по радиационной, медицинской, социальной защите и реабилитации населения позволило создать предпосылки для устойчивого развития территорий в условиях ограничений, связанных с действием радиационного фактора. Реализованные программы Союзного государства показали себя эффективным инструментом для продвижения вперед в решении многих чернобыльских проблем.
Масштаб этой катастрофы огромен, и потому работа над той или иной проблемой не должна останавливаться, а получать свое дальнейшее развитие. Для
успешного решения возникающих проблем по-прежнему требуются совместные усилия наших государств. Однако как в России, так и в Беларуси ряд проблем до сих пор не удалось решить в полной мере. Это опять-таки связано с масштабом последствий аварии на ЧАЭС.
Сегодня, к сожалению, в связи с высоким уровнем радиоактивного загрязнения еще сохраняются значительные площади отселенных территорий и земель, выведенных из хозяйственного пользования. Требуется дальнейшая серьезная работа над решением проблемы производства чистых продуктов на загрязненных радионуклидами территориях Гомельской, Могилевской и Брянской областей. Не до конца решена проблема минимизации негативных последствий при возникновении пожаров на этих территориях и снижения рисков трансграничных переносов радиоактивных элементов при чрезвычайных ситуациях и повышения оперативности при их ликвидации. Есть ряд и других проблем.
Обзор результатов выполнения программ совместной деятельности Беларуси и России по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на территории Беларуси представлен в публикации Н. Я. Борисевича [16].
Недавно союзные парламентарии обсудили ход подготовки проекта концепции новой, шестой по счету, программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по преодолению негативных последствий вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Подчеркнуто, что и в этой программе должна сохраняться социальная направленность. Ожидается, что она также будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию регионов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Реализация мероприятий программы планируется на период 2024-2028 годов.
На протяжении почти 15 лет сотрудники ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) активно участвовали в реализации мероприятий, заложенных в программах Союза России и Беларуси. Были разработаны: концепция информационной работы с населением пострадавших территорий; методические рекомендации, памятки, программы обучения специалистов для ведения консультативной дистанционной работы с населением различных возрастных групп [7]; единая стратегия содержания и управления отселенными территориями Беларуси и России [17], дана оценка социально-экономического состояния населенных пунктов, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях; разработаны предложения по повышению устойчивости их экономического развития [18].
Литература
1. Договор о создании Союзного государства (подписан в г Москве 08.12.1999 г).
2. Постановление Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 года № 1.
3. Постановление Совета министров Союзного государства от 21 декабря 2000 года.
4. Постановление Совета министров Союзного государства от 9 апреля 2002 года № 17.
5. Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы / О. Н. Апанасюк, И. И. Линге, Т.А. Марченко, А. В. Симонов // Сб. материалов Международного симпозиума «Комплексная безопасность России — исследования, управление, опыт». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004.
6. Единый российско-белорусский банк данных по основным аспектам последствий чернобыльской катастрофы. О. Н. Апа-насюк, Т. В. Бондаренко, В. В. Дробышевская [и др.] // Сб. материалов научно-практического семинара «Чернобыль: экология, человек, здоровье». М.: Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, 2006.
7. Постановление Совета Министров Союзного государства от 26.09.2006 № 33. «О Программе совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы».
8. «Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси» АСПА Россия-Беларусь / под ред. Ю. А. Израэля и И. М. Богдевича. М.-Минск: Фонд «Инфосфера»-НИА-Природа, 2009, 140 с.
9. Марченко Т. А., Мельницкая Т. Б. Система дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий. СПб.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 235 с.
10. Российский национальный доклад «Чернобыль: 25 лет спустя» / под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: ЦСИ МЧС России, 2011. 353 с.
11. Постановление Совета Министров Союзного государства от 13.12.2013 № 21 «О Программе совместной деятельности по
преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года».
12. Постановление Совета Министров Союзного государства от 29 августа 2019 г № 8 «О Программе совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
13. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2019 года. РИА.
14. Итоги реализации целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий. 2016 // Онлайн-публикация на официальном сайте МЧС России. URL: https://www.mchs.gov. ru/deyatelnost/press-centr/informacionnye-proekty/30-letie-katastrofyna-chernobylskoy-aes/itogi-realizacii-celevyh-programm-po-preodoleniyu-posledstviyradiacionnyh-avariy (дата обращения: 20.02.2021).
15. Российский национальный доклад «35 лет Чернобыльской аварии. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России 1986-2021» / под общ. ред. Л. А. Большова; ФГБУ ИБРАЭ РАН. М.: Академ-Принт, 2021. 104 с.
16. Борисевич Н. Я. Чернобыльские программы Союзного государства: основные итоги // Электронная система БГУ. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/285009/1/241-244.pdf (дата обращения: 19.01.2023).
17. «Разработка единой стратегии содержания и управления отселенными территориями Беларуси и России» НИР «Комплексное исследование по оценке социальной эффективности содержания и управления отселенными территориями Беларуси и России». Отчёт ФБУ ВНИИЛМ по государственному контракту с ФКУ «Брянское управление по вопросам защиты населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, МЧС России» № 1 от 24 июня 2014 г. (итоговый).
18. Результаты оценки социально-экономического состояния населенных пунктов, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях: отчет о работе (II этап). Инв. № 8106. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020.161 с.
Сведения об авторе
Марченко Татьяна Андреевна: д. м. н, проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 5910-2722.
Information about author
Marchenko Tatyana A.: ScD (Medical Sc.), Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Chief Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 5910-2722.