Седнёв В. А., Овсяник А. И.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАГРЯЗНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье оцениваются итоги проделанной работы по ликвидации последствий Чернобыльской аварии, её влияние на здоровье людей, окружающую среду и социально-экономическое развитие территорий. Спустя четверть века люди по-прежнему нуждаются в ясном понимании медицинских, экологических и социально-экономических последствий катастрофы и получении ответов на невыясненные вопросы.
Ключевые слова: Чернобыльская авария, радиационно-загрязнённые территории, социально-экономические последствия, развитие пострадавших районов.
Sednev V., Ovsyanik A.
OVERCOMING THE EFFECTS OF THE CHERNOBYL NUCLEAR
POWER STATION ACCIDENT, PROBLEMS AND PROSPECTS OF RADIATION
CONTAMINATED TERRITORIES
The article assesses the outcome of the work done to eliminate on the consequences of Chernobyl accident and its impact on human health, environment and socio-economic development of territories. A quarter-century on people still need clear understanding of health, environmental and socio-economic of the disaster in obtaining answers to outstanding questions.
Keywords: Chernobyl accident, radiation-contaminated areas of socio-economic impacts, the development of affected areas.
АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ПОСЛЕДСТВИЯ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Авария на четвёртом блоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) на территории Украины 26 апреля 1986 года стала самой тяжёлой аварией за всю историю мировой энергетики и вызвала огромный выброс радионуклидов на обширные территории. Плановое выключение реактора, длившееся 20 секунд, казалось обычной проверкой электрооборудования. Однако в результате резкого скачка напряжения спустя несколько секунд произошёл химический взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов, при этом общая мощность взрыва более чем в 100 раз превышала мощность ядерного оружия, применённого в ходе Второй мировой войны. Взрывы, разрушившие корпус реактора ЧАЭС, и последовавший за ними пожар, длившийся 10 дней, привели к значительному выбросу в окружающую среду радиоактивных материалов, прежде всего радионуклидов
йода и цезия. Суммарная активность радиоактивных веществ составила: около
10 101
14 ЭБк, 1 ЭБк = 10 Бк (беккерелей); 1,8 ЭБк радиойода I; 0,085 ЭБк радиоцезия 137Cs; 0,01 ЭБк стронция 9 Sr; 0,003 ЭБк радиоизотопов плутония. Более чем на 200 тысячах км2 территории Европы уровень загрязнения цезием-137 превысил 37 кБк/км2. Свыше 70 % этой территории принадлежит более всего пострадавшим странам - Украине, Беларуси и России. Большая часть радиоизотопов стронция и плутония осела в стокилометровой зоне от разрушенного реактора.
При проведении аварийных работ на площадке ЧАЭС и вблизи неё образовалось большое количество радиоактивных отходов, которые были размещены во временных приповерхностных хранилищах и в пунктах захоронения. В период 1986-1987 годов на расстоянии от 0,5 до 15 км от площадки реактора для снижения уровня радиации и улучшения условий работы на четвёртом энергоблоке были созданы траншейные и насыпные могильники, без проектной документации и не удовлетворяющие современным требованиям безопасности захоронения отходов.
У многих из наиболее важных радионуклидов короткие периоды полураспада, поэтому большая их часть, содержавшаяся в аварийных выбросах, подверглась радиоактивному распаду. В краткосрочном плане (ближайшие десятилетия) значительную роль будет играть цезий-137 и стронций-90, в долгосрочном плане (от сотен до тысяч лет) - изотопы плутония и америций-241.
Наибольшие дозы, от 2 до 20 Гр, получили аварийные рабочие и персонал станции (около одной тысячи человек) в первые дни после аварии. В работах по ликвидации аварии в 1986-1987 годах было задействовано 350 тысяч работников различных аварийно-спасательных служб, из них около 240 тысяч участвовали в основных работах у реактора и в 30-километровой защитной зоне. Дозы, полученные работниками, кратковременно участвовавшими в восстановительных работах в течение четырёх лет после аварии, достигали 500 мЗв, а среднее значение, по данным государственных регистров Беларуси, России и Украины, составляло около 100 мЗв. Эффективные дозы облучения эвакуированных из района аварии весной и летом 1986 года оценены в 33 мЗв, а наибольшие дозы были порядка нескольких сотен мЗв. Впоследствии более чем 600 тысяч человек были зарегистрированы как аварийные рабочие (ликвидаторы).
С целью предотвращения паники среди населения руководство страны скрыло информацию о катастрофе, и первые сообщения были озвучены только на третий день после взрыва. До середины мая 1986 года врачам Министерства здравоохранения, средствам массовой информации запрещалось сообщать о проводимых по ликвидации последствий аварии работах, методах личной гигиены и масштабах аварии. Решения принимались в обстановке напряжённости, связанной с отсутствием необходимых данных, в сжатые сроки, что привело к принятию ряда неудачных решений в период лета-осени 1986 года. Сокрытие информации привело к возникновению невероятных слухов о последствиях катастрофы, вызвало социально-психологическое напряжение среди населения и недоверие к официальной информации. При этом руководство СССР отказалось от международного сотрудничества при проведении работ по ликвидации последствий катастрофы и только в 1989 году обратилось к МАГАТЭ с просьбой дать экспертную оценку действий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, причём речь шла о территориях с плотностью загрязнения ниже, чем 15 Ки/км2.
Около 5 млн человек проживает на территориях Украины, Беларуси и России, классифицированных как «загрязнённые» радионуклидами вследствие аварии (свыше 37 кБк/км2 цезия-137), из них 400 тысяч проживали на более
загрязнённых территориях, классифицированных как территории строгого радиационного контроля (свыше 555 кБк/км2 цезия-137). Из этого населения 116 тысяч человек были эвакуированы весной и летом 1986 года из района, прилегающего к ЧАЭС (зона отчуждения), ещё 220 тысяч - переселены в последующие годы. Таким образом, в результате аварии облучение получили три категории населения: работники, проводившие восстановительные работы на ЧАЭС и в зоне отчуждения после аварии; жители, эвакуированные из загрязнённых районов, и жители загрязнённых районов, которые не были эвакуированы.
Последствия были катастрофические не только из-за особенностей пострадавшего объекта, неготовности государства, соответствующих сил и средств к таким авариям, а также вследствие нехватки знаний о механизме воздействия радиации на человека и территории. Проведённые защитные меры значительно снизили облучение и воздействие радиации на здоровье, и, тем не менее, эта авария была гуманитарной трагедией и значительно повлияла на здоровье людей, состояние окружающей среды и вызвала определённые социально-экономические последствия.
Взаимодействие ионизирующего излучения (альфа-, бета-, гамма- и других видов излучения) с живой материей может привести к повреждению клеток организма, вызывая гибель одних и видоизменение других. Воздействие ионизирующего излучения измеряют в показателях поглощённой энергии на единицу массы, то есть поглощённой дозы - грей (Гр), Дж/кг. Поглощённая в теле человека доза, составляющая более одного грея, может вызвать острую лучевую болезнь (ОЛБ), как это случилось с некоторыми аварийными работниками. Поскольку в результате аварии облучению подверглись многие органы и ткани, часто использовалось дополнительное понятие эффективной дозы, измеряющейся в зивертах, но так как один зиверт - довольно большая доза излучения, при описании обычных облучений используют миллизиверт или мЗв (0,001 Зв). Эффективная доза характеризует общий риск для здоровья, связанный с комбинацией видов радиации, и учитывает как поглощённую энергию и тип излучения, так и восприимчивость различных органов и тканей к развитию вызванного облучением рака или генетического эффекта. Она применима к облучениям: внешнему или внутреннему, однородному или неоднородному. Живые организмы постоянно подвергаются облучению от природных источников, к которым относятся космическое излучение, радионуклиды космического и земного происхождения. По оценкам ООН, средние годовые дозы, получаемые людьми в мире от естественного фонового излучения, составляют 2,4 мЗв, а типичный диапазон этих доз - 1-10 мЗв. Таким образом, накопленные дозы от естественного излучения в течение жизни составят около 100-700 мЗв.
Период полураспада радиоактивного йода-131, который облучает щитовидную железу, составляет 8 дней, и в течение первых недель после аварии он распался. Индивидуальные дозы облучения щитовидной железы у населения достигали 50 Гр, в то время как средние дозы в загрязнённых районах составляли, в зависимости от места проживания и возраста людей, от 0,03 до нескольких Гр. Рак щитовидной железы у детей, обусловленный выпадением
радиоактивного йода, является одним из основных последствий аварии для здоровья. Дозы в щитовидной железе, полученные в первые месяцы после аварии, были высокими у лиц, которые были тогда детьми или подростками (до 18 лет). Среди них в Украине, Беларуси и России к 2002 году диагностировано более 4 тысяч случаев рака щитовидной железы, при этом большинство заболевших было вылечено. Щитовидная железа захватывает йод из кровотока, поэтому выпадение радиоактивного йода привело к значительному облучению щитовидной железы местных жителей в результате поступления через органы дыхания и употребления в пищу загрязнённых продуктов питания. Употребление в пищу молока коров, питавшихся загрязнённой травой после аварии, было одной из главных причин высоких доз облучения щитовидной железы у детей.
У радиоактивного цезия-137, являющегося источником внешнего и внутреннего облучения, период полураспада равен 30 годам, и измерения показывают его присутствие в почве и некоторых пищевых продуктах. После аварии население получало облучение как от внешних источников (осевший на почву цезий-137), так и в результате поступления радионуклидов в организм с продуктами питания, водой и воздухом. На содержание цезия-137 в продуктах питания оказывают влияние не только уровни выпадения, но и типы экосистем и почв и практика ведения хозяйства. Проблемы возникают в экстенсивных системах ведения сельского хозяйства с высоким содержанием органического вещества в почве, где выпас животных происходит на необработанных пастбищах, не подвергавшихся вспахиванию или применению удобрений.
В долгосрочном плане цезий-137 в продуктах питания (молоко, мясо, зерновые, пищевые продукты растительного и животного происхождения) внесёт наибольший вклад в увеличение дозы внутреннего облучения человека. В настоящее время его концентрации в сельскохозяйственных пищевых продуктах, произведённых пострадавших в результате аварии в районах, ниже национальных и международных допустимых уровней, хотя в некоторых районах с высоким радиоактивным загрязнением в Брянской области всё ещё может производиться молоко с концентрациями цезия-137, превышающими национальные уровни, составляющие 100 Бк/кг.
После аварии происходило интенсивное поглощение цезия-137 растительностью и животными в лесах, причём особенно высокие концентрации обнаружены в грибах, ягодах и мясе дичи, и эти высокие уровни сохраняются на протяжении четверти века. Поэтому возросла важность лесов как фактора, дающего вклад в облучение населения: именно сочетание миграции вглубь почвы и физического распада цезия-137 способствует дальнейшему медленному снижению загрязнения пищевых продуктов лесного происхождения.
По оценкам ООН, средние эффективные дозы облучения (далее СГЭД) населения загрязнённых территорий за период 1986-2010 годов в разных областях России составляют от 10 до 30 мЗв. На территориях строгого радиационного контроля средняя доза - 50 мЗв и более. Некоторые жители получили дозы до нескольких сотен мЗв, при этом средние дозы, полученные лицами, проживающими на радиационно-загрязнённых территориях (далее РЗТ), оказываются более низкими, чем дозы, полученные жителями Индии, Иране, Бразилии и Китае с высоким естественным фоновым излучением (100-200 мЗв за 20 лет).
Подавляющее большинство людей, проживающих в загрязнённых районах Беларуси, России и Украины, в настоящее время получают годовую эффективную дозу от радиоактивных выпадений в результате аварии менее 1 мЗв вдобавок к природному фоновому облучению. Однако около 100 тысяч людей, проживающих в более загрязнённых районах, по-прежнему получают годовую дозу свыше 1 мЗв. После 1986 года уровни излучения в окружающей среде снизились в несколько сотен раз в результате природных процессов и принятых мер и большинство бывших РЗТ в настоящее время безопасны для проживания и экономической деятельности. Правительство реализовало комплекс успешных мер для ликвидации последствий аварии. Однако результаты исследований за последние пять лет показывают необходимость изменения направления усилий. Приоритет должен быть предоставлен социально-экономическому восстановлению пострадавших регионов России, а также преодолению психологического груза у населения и участников ликвидации последствий аварии.
Большое значение имеет сохранение знаний, накопленных в ходе ликвидации последствий аварии. Например, никто не может ответить на вопрос: сколько людей погибло в результате аварии и сколько ещё может погибнуть? Утверждалось, что погибли десятки и даже сотни тысяч людей. Путаница в отношении влияния аварии на уровень смертности возникла в связи с тем, что за время после 1986 года тысячи работников, принимавших участие в аварийно-восстановительных работах, а также людей, проживавших на РЗТ, умерли по различным причинам, не связанным с облучением. Тенденция связывать проблемы здоровья с облучением привела к тому, что местные жители стали считать, что число смертных случаев в результате аварии было гораздо более высоким. Вместе с тем убедительно не доказано, что увеличение заболеваемости раком или лейкемией у других групп населения связано с облучением. Однако отмечен рост психологических проблем у населения, осложнённый недостаточным информированием о действии радиации, что также привело к ошибочному ассоциированию многих болезней с воздействием облучения. Например, смертность вследствие ОЛБ в течение первого года после аварии хорошо документирована. Согласно данным ООН, диагноз ОЛБ был поставлен 134 участникам аварийных работ, из них 28 умерли в 1986 году; два работника умерли на четвёртом блоке от поражений, не связанных с облучением; 19 человек умерли в период с 1987 по 2004 годы по разным причинам, однако их смерти также не связаны с облучением. У широких слоёв населения дозы радиации в результате аварии были сравнительно низкими, и ОЛБ и связанных с ней смертных случаев не отмечалось. Работы по организации наблюдения за пострадавшими были начаты в СССР в 1986 году на базе МРНЦ РАМН (г. Обнинск Калужской области). Начиная с 1992 года, медицинское наблюдение осуществляется в рамках Государственного медико-дозиметрического регистра, который является уникальной медицинской информационно-аналитической системой как по масштабам (более 600 тысяч зарегистрированных), так и по территориальному охвату (данные по каждому зарегистрированному ежегодно поступают из всех субъектов). В 1998 году создан единый чернобыльский регистр России
и Беларуси - объединение информации обеспечивает получение оценок риска развития радиационно-индуцированной патологии и выявление контингента граждан, нуждающихся в медицинском наблюдении и оказании помощи. Пик лейкозов был зафиксирован в 1992-1995 годах, после 1996 года этот показатель уменьшается. Анализ заболеваемости лейкозами среди населения пяти наиболее загрязнённых районов Брянской области (Гордеевский, Злынков-ский, Клинцовский, Красногорский и Новозыбковский) показал, что она соответствует спонтанному уровню заболеваемости для всей России в целом. Раковые заболевания, вызванные излучением, в настоящее время неотличимы от аналогичных болезней, обусловленных другими причинами. Применимость оценок риска, полученных в результате изучения других категорий населения, проживающих в иных экологических условиях, а также подвергающихся облучению с гораздо большей мощностью дозы, не вполне ясна. Поэтому к таким прогнозам следует относиться осторожно.
Среди 600 тысяч лиц, получивших более значительные дозы облучения (ликвидаторы, работавшие в 1986-1987 годах, эвакуированные лица и жители наиболее загрязнённых районов), возможное увеличение смертности от раковых заболеваний вследствие облучения может составить до нескольких процентов или до 4 тысяч случаев смертельных раковых заболеваний в дополнение к 100 тысячам таких же случаев, которые, как ожидается, будут вызваны другими причинами. У 5 млн жителей других загрязнённых районов дозы гораздо ниже, и составят разницу в числе случаев смертельных раковых заболеваний меньше 1 %. Такое увеличение трудно обнаружить даже с помощью длительных эпидемиологических исследований. Среди более 4 тысяч случаев заболевания раком щитовидной железы, диагностированного в 1992-2002 годах у лиц, которые были детьми во время аварии, к 2002 году было зафиксировано 15 смертей, связанных с развитием этого заболевания.
В последнее время среди работников, принимавших участие в аварийных работах, наблюдается рост болезней сердечно-сосудистой системы и смертности от них. Данные о частоте заболеваний следует интерпретировать с осторожностью из-за возможного влияния иных факторов - стресса и образа жизни. Ввиду относительно низкого уровня дозы облучения населения районов, нет доказательств снижения репродуктивной способности мужчин и женщин как прямого результата радиационного воздействия. Пострадавшие от аварии были официально отнесены к категории «потерпевших» и стали именоваться «жертвами Чернобыля». Это определение, а также предоставление обширных льгот эвакуированным и жителям РЗТ привело к тому, что они стали считать себя беспомощными инвалидами.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРАДАВШИХ РЕГИОНОВ
Чернобыльская катастрофа явилась мощным деструктивным фактором социально-экономического развития пострадавших регионов и обусловила рост социально-психологической напряжённости. Следствием аварии явилось значительное ухудшение состояния здоровья населения и участников ликвидации последствий аварии, вызванное комплексом факторов. Советский Союз
понёс огромные расходы, которые можно подсчитать только приблизительно с учётом нерыночной экономики во время аварии, высокой инфляции и нестабильных валютных курсов в 1991 году. По подсчётам правительства, убытки исчисляются сотнями миллиардов долларов. Это - прямые убытки от аварии, расходы по изоляции реактора, ликвидации последствий в зоне отчуждения, переселению пострадавших, строительству нового жилья и инфрастуктуры, социальной защите и охране здоровья, проведению исследований в сфере экологии, здравоохранения и производства безопасных пищевых продуктов, радиационному мониторингу окружающей среды, улучшению радиоэкологической обстановки в населённых пунктах и захоронению радиоактивных отходов, а также косвенные убытки, связанные с неиспользованием сельскохозяйственных угодий и лесов, закрытием предприятий, в том числе дополнительные затраты на электроэнергию в условиях отсутствия энергоснабжения от ЧАЭС.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривается предоставление льгот и выплаты компенсаций жителям РЗТ, а также участникам ликвидации последствий аварии. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.2004 года № 122-ФЗ многие натуральные льготы были заменены ежемесячными денежными выплатами. За 1991-2004 годы на финансирование льгот направлено более 65 млрд рублей, в 2007 году затраты по 14 субъектам РФ составили 2,4 млрд рублей. До сих пор на связанные с аварией пособия ежегодно отчисляется 5-7 % государственных расходов. Перед правительством стоит задача модернизировать чернобыльские программы так, чтобы оказывать целенаправленную помощь тем группам населения, чьё здоровье подверглось наибольшей опасности.
РЗТ преимущественно находятся в сельской местности, где основным видом деятельности до аварии в советское время было сельское хозяйство. Это - крупные коллективные хозяйства, которые выплачивали заработную плату и социальные пособия, а также индивидуальные участки, продукция с которых предназначалась для домашнего потребления и продажи на рынке. Промышленные предприятия были ориентированы на производство пищевых продуктов и лесоматериалов. Такое положение сохранилось и после аварии, хотя три государства (Белоруссия, Россия, Украина) по-разному подошли к доставшимся им коллективным хозяйствам. В трёх странах выведено из обращения 784 тысячи га сельскохозяйственных угодий, а лесозаготовка прекращена на 694 тысячах га. Ограничения в сельском хозяйстве нанесли ущерб рынку сбыта пищевых продуктов и другой продукции из пострадавших районов. Многие районы сохранили способность производить безопасные пищевые продукты при повышенных расходах на удобрения, добавках и особых методах обработки почвы, однако «клеймо Чернобыля» отпугивает потребителей. В результате некоторые виды производства пришли в упадок, ряд предприятий был закрыт.
Принимаемые правительством меры по защите населения от воздействия излучения (переселение, ограничение сельскохозяйственного производства)
не помогали экономике пострадавших регионов, особенно сельских районов. После распада СССР на РЗТ снизился уровень жизни, выросла безработица. Самое неблагоприятное положение в социально-экономической сфере сложилось в Брянской области: уровень безработицы на протяжении 1993-2000 годов был в 1,5-1,8 раза выше, чем в целом по России; среднедушевые денежные доходы населения составляли 65 % от общероссийского уровня. До 1993 года государство обеспечивало реализацию в сельском хозяйстве защитных мероприятий, значительные капитальные вложения поддерживали положительную динамику социально-экономического развития, однако с резким сокращением финансирования значительно снизились объёмы сельскохозяйственного производства.
Доходы населения на РЗТ ниже, а безработица - выше, чем в других районах. Частично это является следствием аварии, её последствий, которые вызвали закрытие предприятий и увеличили стоимость производства (необходимость постоянного радиационного контроля). При этом работники сельского хозяйства относятся к наименее оплачиваемой категории населения. Доля малых и средних предприятий в РЗТ гораздо ниже из-за того, что квалифицированные работники, особенно молодёжь, покинули эти места. Частные инвестиции остаются на низком уровне как из-за проблем с репутацией регионов, так из-за сложных условий для предпринимательства в стране в целом.
Демографическая структура населения РЗТ сильно искажена. После аварии свыше 330 тысяч человек были отселены из более загрязнённых районов, из них 116 тысяч после аварии, остальные - через несколько лет, когда польза от смены места жительства была менее очевидна. Переселение нанесло душевную травму населению: многие стали считать, что для них нет места в обществе, другие хотели бы вернуться в родные деревни. Парадоксально, но оставшиеся в своих деревнях люди психологически лучше справились с последствиями аварии, чем те, кто переселился в менее загрязнённые районы.
В 1986-2004 годах в России было отселено или выехало добровольно более 56 тысяч человек, при этом происходил отток работоспособного населения и квалифицированных кадров, что привело к постарению оставшегося населения: доля пенсионеров в юго-западных районах в 2005 году была на 50-80 % выше, чем в среднем по России. Преобладание пожилых людей привело к тому, что количество умерших превышает количество новорождённых, и этот факт способствовал распространению убеждённости в том, что жизнь в этих районах опасна.
Наиболее серьёзной проблемой здравоохранения представляются последствия аварии для психического здоровья. Население РЗТ негативно оценивает собственное здоровье и благосостояние. Пострадавшее население считает, что оно приговорено к меньшей продолжительности жизни. Этот фатализм связан с утратой инициативы в решении проблем, связанных с материальным обеспечением, зависимостью от государственной помощи. На самом деле основные причины смертности на РЗТ те же, что и в целом по стране: сердечнососудистые заболевания, травмы и отравления. Озабоченность вызывают несбалансированное питание, употребление алкоголя и табака, а также бедность и ограниченный доступ к медицинской помощи.
Помимо необоснованных страхов, связанных со здоровьем, в пострадавших районах распространены настроения угнетённости и зависимости как следствие проводимой правительством политики социальной защиты. Система пособий для пострадавших питает надежды на долгосрочную финансовую поддержку и тем самым подрывает способности людей решать собственные экономические и социальные проблемы. Устранение этих негативных факторов даст людям возможность взять в руки своё будущее и сыграет решающую роль в ликвидации психологических и социальных последствий аварии.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ, РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
В России реализованы разнообразные краткосрочные и долгосрочные меры с целью смягчения последствий аварии, при этом были задействованы громадные людские, финансовые и научные ресурсы, хотя только в 1990 году эти меры получили организационную и законодательную базу. К моменту аварии существовали лишь нормы радиационной безопасности (НРБ-76), устанавливавшие дозовые ограничения и критерии принятия решений по защитным мероприятиям. Проведение защитных и реабилитационных мероприятий началось сразу после аварии: были приняты решения о проведении дезакти-вационных работ, возмещении материального ущерба населению, обеспечении жильём эвакуированных граждан и т. д. Формирование законодательной базы осуществлялось на основе «Концепции проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», одобренной постановлением кабинета министров СССР от 08.04.1991 года № 164. Её основные положения вошли в закон РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором предусматривались льготы и компенсации гражданам в зависимости от зон радиоактивного загрязнения.
С 1992 года началась реализация государственных программ по защите населения от последствий чернобыльской катастрофы. С 1994 года координация работ по преодолению последствий аварии была поручена МЧС России, на которое возложены функции государственного заказчика федеральных целевых программ (далее ФЦП), связанных с ликвидацией последствий радиационных аварий и катастроф. В реализации программ принимают участие федеральные министерства и ведомства и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С первых дней к работам в зоне ЧАЭС был привлечён значительный контингент специалистов. Дозовые пределы внешнего облучения менялись со временем и зависели от категории персонала. В 1986 году был введён дозовый предел - базовый аварийный норматив в 250 мЗв (для военнослужащих -500 мЗв), которым должны были руководствоваться службы, обеспечивающие радиационную безопасность на аварийном объекте. В последующем была проведена работа по реконструкции полученных доз.
Для снижения доз облучения осуществлялись следующие мероприятия: дезактивация территорий и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на РЗТ, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве и др. Дезактивация выполнялась армейскими подразделениями, при этом особое внимание было уделено школам, медицинским учреждениям и другим зданиям, которые используются большим количеством людей. В России выполнена дезактивация 472 населённых пунктов юго-западных районов Брянской области. В период 1990-1995 годов проводились дезактивация локальных участков в населённых пунктах, производственных объектов, работы по строительству и переоборудованию ранее созданных пунктов временного захоронения, ликвидации (захоронению) малоценных народнохозяйственных объектов, имеющих повышенные уровни радиоактивного загрязнения. Дезактивация позволила снизить дозы внешнего облучения.
В первый год после аварии доминирующим фактором формирования эффективной дозы являлось внешнее облучение человека от осевших на почву и растительность радионуклидов. Исключение составил ряд населённых пунктов, расположенных на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 до 555 кБк/км2 (15 Ки/км2), где в формировании дозы облучения превалировал фактор потребления загрязнённой пищевой продукции. На загрязнённых территориях к 2007 году радиационная обстановка стабилизировалась, только в ряде населённых пунктов Брянской и Калужской областей наблюдались СГЭД облучения, превышающие норматив 1 мЗв/год (192 населённых пункта Брянской области и 2 - в Калужской области с общим числом жителей более 170 тысяч человек). В трёх населённых пунктах зоны отселения Брянской области (сёла Заборье, Николаевка и Яловка Красногорского района) с количеством жителей около 700 человек средние годовые эффективные дозы облучения превышают 5 мЗв.
Для предотвращения повышенного поступления радионуклидов в организм человека были установлены временные допустимые уровни содержания радионуклидов в продуктах. В начальный период это касалось йода-131 как наиболее опасного на тот момент радионуклида. Введение нормативов сопровождалось жёстким контролем пищевых продуктов.
Основным источником питьевого и хозяйственного водоснабжения на РЗТ являются подземные воды. Радиационное состояние грунтовых вод на протяжении постчернобыльских лет в зоне влияния аварии характеризовалось повышенными на один-два порядка уровнями активности по сравнению с доава-рийным фоном (0,007 Бк/л), однако по результатам исследований можно утверждать, что концентрация радионуклидов в них не превышала установленные допустимые уровни. Лабораториями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора исследуется ежегодно свыше 150 тысяч проб пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание радионуклидов цезия-137 и стронция-90.
В Брянской области в период с 1986 по 2000 год число проб продуктов питания и воды с превышением установленных уровней содержания радионуклидов цезия-137 снизилось более чем в 2,7 раза, в том числе по молоку
и молочным продуктам - в 10,7 раза, по мясу и мясопродуктам - в 13,1 раза. В 2005 году из общего числа проб пищевых продуктов (более 47 тысяч), обследованных в субъектах РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению, нормативам не соответствовали 2,7 %. В некоторых районах Брянской и Калужской областей отмечалось превышение гигиенических уровней содержания цезия-137 в пищевых продуктах (соответственно, 6,5 % и 2,0 %), по другим субъектам доля таких проб не превышала 0,01 %. К 2010 году радиационно-гигиенические проблемы, связанные с превышением уровней содержания цезия-137 в продуктах питания, сконцентрировались в юго-западных районах Брянской области. Загрязнение радиоцезием молока и мяса явилось самой долгосрочной проблемой. В СССР её решали посредством обработки земли, используемой под фуражные культуры, чистого питания и введения животным связывающих цезий веществ, что позволило продолжить сельскохозяйственную деятельность в пострадавших районах. С середины 1990-х годов осуществление этих мер сократилось, что привело к увеличению содержания радионуклидов в растительных и животных сельскохозяйственных продуктах.
К мероприятиям, широко применявшимся в СССР для снижения облучения людей, можно отнести ограничение потребления продуктов лесного происхождения, заготовки дров, изменение практики охоты. Многочисленные меры по защите водных систем от переноса радионуклидов с загрязнённой почвы оказались неэффективными и дорогостоящими. Наиболее эффективным было ограничение потребления питьевой воды и переход к альтернативным источникам водоснабжения.
Облучение привело к возникновению многочисленных эффектов у растений и животных, находившихся в зонах повышенного облучения (в радиусе 30 км от точки выброса). Реакцию природной среды определяло сложное взаимодействие между дозой облучения и радиочувствительностью растений и животных. В биоте наблюдались повышенная смертность хвойных растений, почвенных беспозвоночных и млекопитающих, потеря репродуктивной способности растений и животных. Жизнеспособность популяций растений и животных после аварии в значительной мере восстановилась в результате комбинированного действия эффектов воспроизводства и иммиграции из менее пострадавших районов. В результате популяции многих растений и животных расширились, и нынешние условия оказали положительное воздействие на биоту в зоне отчуждения, которая стала уникальным заповедником биоразнообразия.
Долгосрочный план проведения работ в радиоактивной зоне предусматривает восстановление пострадавших территорий и возвращение менее пострадавших в ограниченное хозяйственное пользование. Вновь восстановленные территории предполагается использовать для промышленной деятельности.
Представляется, что будущее таких зон на предстоящее столетие будет связано со следующими видами деятельности: создание и эксплуатация соответствующей инженерно-технической инфраструктуры; сооружение установок
для переработки радиоактивных отходов и обращения с ними, в частности, глубокого геологического хранилища для высокоактивного и содержащего долгоживущие радионуклиды радиоактивного материала; разработка природных ресурсов в зоне, закрытой для проживания; проведение работ по экологическому мониторингу.
Несмотря на положительные результаты, к настоящему времени не удалось полностью решить проблему радиационной безопасности. В ряде районов без проведения специальных мероприятий невозможно получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей нормативам; при этом уменьшение годовых доз облучения населения до уровня 1 мЗв будет происходить длительное время: с учётом прогноза, в «критических» населённых пунктах - до 2060 года.
В СССР был установлен низкий предел радиоактивного загрязнения, считавшийся приемлемым для населённых районов. Такая же осторожность проявилась и в отношении зонирования, принципы которого были определены после аварии и закреплены в законодательстве после распада СССР. В соответствии с ними определялись территории, на которых людям разрешалось жить, и накладывались ограничения на виды деятельности, которые могли там осуществляться, включая ведение фермерского хозяйства и инвестиции в инфраструктуру.
Исходя из фактической радиационной обстановки, сложившейся после аварии, и оценок специалистов в качестве временного дозового предела на первый год (с 26.04.1986 по 25.04.1987 года) Минздравом СССР была установлена доза 100 мЗв (10 бэр) с квотами по 50 мЗв на внешнее и внутреннее облучение. Для зонирования территорий по внутреннему облучению было предложено использовать среднюю плотность поверхностного загрязнения почвы в населённом пункте долгоживущими биологически значимыми нуклидами. Первоначальные оценки доз внутреннего облучения на критическую группу населения в первый год после аварии в расчёте на 1 Ки/км цезия-137 составляли 6,2 мЗв/год при постоянном проживании и 2,8 мЗв/год при временном отселении на чистые территории с 10 по 128 сутки после аварии (с 05.05 по 01.09.1986 года). Плотности загрязнения 15 Ки/км цезием-137 соответствовали дозы внутреннего облучения для критической группы за первый год примерно 100 мЗв/год при постоянном проживании и 50 мЗв/год при временном выезде, что обеспечивало установленную Минздравом РФ квоту на внутреннее облучение. В 1991 году плотности загрязнения 15 Ки/км2 цезием-137 соответствовали дозы внутреннего облучения от 0,2 до 1,5 мЗв/год, а в 1999 году - менее 1 мЗв/год.
Действующие радиационные нормы и социальные законы для загрязнённых регионов формировались с учётом Концепции, основные принципы и критерии которой заключались в следующем: человек, проживающий или проживавший на загрязнённой территории, имеет право на возмещение ущерба в виде льгот, компенсаций и гарантий, систем социального и медицинского обеспечения; внешняя граница загрязнённых территорий определяется
по дополнительной годовой дозе 1 мЗв от аварийных выпадений; радиационная защита может проводиться при превышении 1 мЗв/год. Положения Концепции вошли в закон РФ, в который в дальнейшем был введён дополнительный критерий зонирования - плотность загрязнения почв цезием-137 с нижним
су
уровнем 1 Ки/км2, что существенно расширило границы загрязнённых территорий с 4 до 14 субъектов РФ. Предельно безопасным, не требующим проведения мероприятий по противорадиационной защите населения, было уста-
су
новлено значение плотности загрязнения 15 Ки/км2. Фактически произошла замена критерия, характеризующего реальный ущерб здоровью человека (доза облучения), на экологический критерий, характеризующий степень загрязнения почв искусственными радиоактивными элементами (плотность загрязнения цезием-137).
Закон установил следующие зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения - территории, население которых было эвакуировано в 1986 году и в последующие годы; зона отселения - территории, на которых плотность
су
загрязнения превышает 15 Ки/км2, в этой зоне в районах, где плотность за-
су
грязнения превышает 40 Ки/км или СГЭД может превысить 5 мЗв, население подлежит обязательному отселению; зона проживания с правом на отселение - территории с плотностью загрязнения 5-15 Ки/км или СГЭД более 1 мЗв; зона с льготным социально-экономическим статусом - территории
су
с плотностью загрязнения от 1 до 5 Ки/км2 и СГЭД не превышает 1 мЗв. В 1991 году был принят первый «Перечень населённых пунктов РФ», отнесённых к зонам радиоактивного загрязнения (распоряжение правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р), в который было включено 6 884 населённых пункта в 14 субъектах Российской Федерации, где проживало 2,2 млн человек. К началу 1996 года количество этих населённых пунктов увеличилось до 7 695 (2,7 млн жителей). Современное состояние зонирования определяется постановлением правительства РФ от 18.12.1997 года «Об утверждении перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС». Этот перечень сократил количество населённых пунктов, включённых в зоны радиоактивного загрязнения, за счёт строгого следования критерию плотности загрязнения и включал 4 344 пункта (1,8 млн жителей). Это спровоцировало конфликтные ситуации, связанные с выплатами льгот и компенсаций.
В соответствии с решениями судов постановлением правительства РФ от 07.04.2005 года № 197 внесены дополнения: 64 населённым пунктам был изменен статус зоны радиоактивного загрязнения в сторону ужесточения и дополнительно включено 70 населённых пунктов. Всего по состоянию на 01.01.2006 года к зонам радиоактивного загрязнения отнесено 4 413 населённых пунктов. Принятие в качестве критерия радиационной опасности не дозы облучения человека, а плотности радиоактивного загрязнения территории было ошибкой, которая привела к неэффективному использованию финансовых средств,
выделяемых на смягчение последствий аварии. Всего около 7 млн человек получают пособия, пенсии и медицинские льготы. Власти взяли обязательство по финансированию оздоровительного отдыха в санаториях и летних лагерях для инвалидов, ликвидаторов, людей, продолжающих жить в сильно загрязнённых районах, детей и подростков. В отсутствие альтернативных источников дохода предоставленные льготы стали основой для выживания многих людей, привычный уклад жизни которых был разрушен в результате аварии.
В то же время эти усилия содержат в себе и источники проблем; выяснилось, что зоны, установленные для ограничения районов проживания и работы людей, являются слишком большими. Широкое предоставление льгот переросло в тяжкое финансовое бремя. По мере того, как уровень радиоактивного загрязнения со временем снижался, а знание характера рисков, связанных с радиацией, возрастало, ограничение экономической деятельности и развития инфраструктуры в менее загрязнённых районах становилось препятствием для их развития.
Попытки сократить чернобыльские льготы встречают протест и сопротивление со стороны их получателей. При этом правительство понимает, что необходимо более тщательно оценивать затраты и направлять ресурсы тем, кто действительно в них нуждается. Выделяемые в качестве чернобыльских медицинских льгот ресурсы должны быть ориентированы на группы повышенного риска и лиц с явным ухудшением состояния здоровья.
Преодоление недоверия к информации о последствиях Чернобыля остается серьёзной проблемой, которая вызвана использованием противоречащих данных, отсутствием единого взгляда на воздействие излучения на здоровье, сложностью языка изучаемых фактов.
Жители РЗТ обеспокоены состоянием здоровья, собственного и своих детей, низким уровнем жизни: жизнь 100-200 тысяч человек продолжается в условиях отчуждения, слабого здоровья и нищеты, и этот сегмент населения нуждается в материальной помощи.
Другая часть населения (несколько сотен тысяч человек) - это те, чья жизнь была непосредственно или в значительной мере затронута последствиями аварии, но которые способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Это переселенцы, которые смогли найти работу, многие ликвидаторы.
Третью, наиболее многочисленную часть населения составляет несколько миллионов жителей трёх стран, влияние аварии на которых ограничилось тем, что они были названы фактическими или потенциальными жертвами Чернобыля или сами стали считать себя таковыми. Следует принимать меры по интеграции менее пострадавших районов в производственную деятельность, необходима концентрация ресурсов на наиболее нуждающихся, активное содействие их интеграции в систему массового обеспечения там, где это возможно. Эти меры помогут заживить психосоциальные раны пострадавших, позволят властям наладить процесс восстановления в будущем при обязательном соблюдении правительством взятых на себя обязательств и недопущении ситуации 1990-х годов.
В целом система реабилитационных мероприятий действует в рамках целевых программ: за 1992-2007 годы правительством РФ были реализованы 4 ФЦП по преодолению последствий аварии, 4 программы по защите детского населения, 2 программы по обеспечению жильём участников ликвидации последствий аварии. Общий объём выделенных средств составил более 6,7 млрд деноминированных рублей в ценах соответствующих лет (более 1,5 млрд долларов США).
В 1992 году был создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР), задачами которого являются обеспечение долговременного, автоматизированного, персонального учёта лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии, их потомков первого и второго поколений; оценка состояния здоровья этого контингента населения; изучение структуры и динамики заболеваний и её исходов среди наблюдаемого контингента; выработка рекомендаций по лечебно-оздоровительным мероприятиям. Число зарегистрированных составляет более 600 тысяч человек. Созданы уникальный банк медико-дозиметрической информации и аналитическая система прогнозирования радиационных эффектов.
В 1992 году появился Всероссийский центр радиационной медицины в Санкт-Петербурге, которому были приданы функции головной организации по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии и лицам, переселённым из РЗТ. В 1997 году он преобразован во Всероссийский центр экологической и радиационной медицины МЧС России (ВЦЭРМ). В период с 1992 по 2000 годы в нём прошли обследование, лечение и реабилитацию более 12 тысяч человек из 56 субъектов Российской Федерации.
Минсельхоз РФ в рамках ФЦП осуществляет комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию радиоактивно загрязнённых сельскохозяйственных угодий и обеспечение производства безопасной продукции. Мероприятия, проводимые в агропромышленном комплексе, являются основным механизмом, обеспечивающим снижение дозовых нагрузок на население за счёт уменьшения содержания радионуклидов в употребляемых продуктах питания местного производства. Ежегодно службами Минсельхоза РФ выполняется свыше 150 тысяч радиометрических и 200 тысяч дозиметрических исследований сельскохозяйственной продукции. Проводимые реабилитационные мероприятия позволили снизить производство сельскохозяйственной продукции с уровнями загрязнения выше установленных нормативов по молоку с 86 до 5,7 %, мясу - с 15,2 до 0,06 %, зерну - с 78 до менее 0,01 %.
На основе обследований подготовлены и в 1993 году изданы карты загрязнения цезием-137, стронцием-90 и плутонием европейской части России в масштабе 1:500000, в 1995 году изданы уточнённые карты загрязнения Российской Федерации цезием-137 в масштабе 1:2500000, в 1998 году изданы атлас радиоактивного загрязнения европейской части России, Беларуси и Украины и атлас загрязнения Европы цезием. В 1992-2000 годах соответствующими ведомствами принят ряд нормативно-методических документов, наиболее важные из них: «Методические рекомендации по организации системы радиа-ционно-дозиметрического мониторинга»; методические указания «Реконструкция средней накопленной в 1986-1995 годах эффективной дозы облучения
населения, проживающего на загрязнённых территориях», «Зонирование населённых пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения», «Реконструкция дозы излучения радиоизотопов йода в щитовидной железе жителей населённых пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году». Подготовлены справочники по радиационной обстановке и дозам облучения населения районов РФ, отнесённых к зоне аварии на ЧАЭС в 1991 году и в последующие годы; каталог доз облучения щитовидной железы по Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областям, включая прогноз облучения населения этих территорий, и рассчитаны СГЭД облучения на все последующие годы; произведён расчёт средних эффективных накопленных доз внешнего и внутреннего облучения жителей населённых пунктов этих, а также Рязанской и Липецкой областей за первый год после аварии и за период с 1986 по 1995 годы.
Реализована программа по защите детского населения от последствий катастрофы, которая до 2000 года распространялась на 14 субъектов РФ, где проживало более 970 тысяч детей и подростков до 18 лет. С 2001 года реализация мероприятий была сосредоточена в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиационному воздействию, где проживало около 250 тысяч детей в возрасте до 18 лет, в том числе более 58 тысяч детей - в районах с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2. В 1992-2002 годах введены в эксплуатацию 40 объектов детского медицинского профиля, в том числе больницы на 1 771 койку, поликлиники на 2 670 посещений в смену, консультативно-диагностические и реабилитационные центры на 1 220 посещений в смену, санатории на 449 мест и ряд других объектов. Для мониторинга состояния здоровья детей была внедрена эффективная трехуровневая (районный, областной и федеральный уровень) система организации диспансерного наблюдения. Ежегодной целевой диспансеризацией в контролируемых территориях охватывалось 97-98 % детей. Был организован и налажен выпуск витаминизированных продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами, тем самым заложен фундамент в решении проблем витаминного дефицита и недостаточного иммунитета у детей, подвергшихся радиационному воздействию. Ежегодно более 60 тысяч детей, пострадавших от воздействия радиации, получали витаминизированную продукцию.
ФЦП «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 годах» предусматривалось улучшить жилищные условия более чем 27 тысячам семей. За период реализации программы в 1995-2001 годах жилые помещения предоставлены 15 тысячам семей, в 2002-2004 годах для участников подпрограммы приобретено около 2 400 квартир. При реализации программы в 2005-2010 годах основной формой обеспечения жильем стало предоставление участникам ликвидации последствий аварии субсидий на приобретение жилья. Численность участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2005 года составила 25,5 тысячи семей. За счёт средств федерального бюджета предполагается обеспечить жильём около 6 тысяч нуждающихся семей.
Несмотря на сохранение целей программ, реальное их наполнение претерпевало существенные изменения. В первые годы одной из приоритетных задач считалось обеспечение переселения. Для 1993-1997 годов характерно снижение стимуляции переселения, концентрация на защитных мерах в сельском и лесном хозяйстве. Реализация программы в 1998-2001 годах была осложнена экономическим кризисом. С 2002 года преодоление последствий катастрофы осуществлялось в рамках подпрограммы «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС», входящей в состав федеральной программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года». В рамках программы выполнялись работы: охрана здоровья граждан; снижение уровней облучения населения и реабилитация территорий; радиационный и санитарно-гигиенический мониторинг объектов природной среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения; социально-психологическая реабилитация граждан и др. Около половины средств было направлено на реализацию мероприятий раздела «Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения». Внимание уделялось до-оснащению медицинских учреждений лечебно-диагностическим оборудованием.
В рамках программ преодоления последствий катастрофы в 1992-2006 годах введены в эксплуатацию 1,3 млн м2 общей площади жилых домов; детские дошкольные учреждения на 3 920 мест; общеобразовательные школы на 28 тысяч ученических мест; больницы на 1 900 коек; поликлиники на 9,6 тысяч посещений в смену; клубы и дома культуры на 5 тысяч мест; газовые и водопроводные сети протяжённостью более 3,6 тысяч км.
Создание в 1999 году союзного государства позволило объединить усилия для решения социально значимых проблем. В период с 1998 по 2006 годы были приняты три программы совместной деятельности. В соответствии с первой программой совместной деятельности на 1998-2000 годы проводились работы по созданию материально-технической базы единой системы специализированной медицинской помощи, в области сельского и лесного хозяйства, мониторинга окружающей среды, в области сближения подходов в сфере защиты населения и реабилитации территорий. В период 90-х годов в правовых актах государств сформировались различные подходы, критерии и механизмы их решения, что привело к затруднениям при анализе данных, характеризующих последствия аварии, планировании совместных проектов и препятствовало обмену опытом. В ходе программы 2000-2005 годов завершено создание материально-технической основы единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, подвергшимся радиационному воздействию, проведена реконструкция и оснащение оборудованием Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск) и ВЦЭРМ МЧС России; создан единый регистр России и Беларуси по категориям лиц, подвергшимся радиационному воздействию; организовано производство продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами; созданы основы нормативно-методической базы проведения единой
политики в области преодоления последствий катастрофы; введён в эксплуатацию Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий катастрофы.
Цель программы совместной деятельности на 2006-2010 годы -формирование и совершенствование системы нормативного правового регулирования в области преодоления последствий катастрофы. Работы велись по направлениям: совместная деятельность по созданию элементов системы мер адресной медицинской помощи гражданам России и Беларуси; формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда.
В настоящее время МЧС России представило в правительство проект ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года». Целями её являются обеспечение условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся воздействию радиации; завершение работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне; создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем РЗТ на региональный уровень. Основные направления работ: создание инфраструктуры для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ; реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан; создание условий для безопасного использования земель сельскохозяйственного и лесного фонда РЗТ; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования обстановки на загрязнённых территориях; социально-психологическая реабилитация граждан.
20 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2006-2016 годов декадой восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий, для чего разработан соответствующий план действий ООН. Его цель - в максимально возможной степени использовать ограниченные ресурсы, избежать дублирования усилий и активизировать осуществление признанных общесистемных мандатов и функций. План представляет собой краткое содержание принципов деятельности по восстановлению РЗТ наряду с конкретными приоритетами агентств, но не содержит детального списка проектов. Такой подход выбран потому, что рамки процесса планирования в агентствах ООН меньше десяти лет, а также из-за того, что долгосрочное проектирование проектов будет зависеть от финансирования. Генеральный секретарь ООН так определил общую цель плана: к 2016 году в этом районе должны быть преодолены мрачные последствия, чтобы люди могли взять полный контроль над своей жизнью и чтобы нормальная жизнь стала одной из реальных целей.
Согласно планам ООН, это означает реализацию следующих положений: размеры загрязнённых территорий продолжают уменьшаться; радиационная
безопасность населения обеспечивается в соответствии с государственным законодательством и международными стандартами; продолжается миграция молодёжи из сельских районов в города, а демография остается ассиметричной; помощь, оказываемая загрязнённым территориям за счёт государственного бюджета, сокращается; ограничения по потреблению некоторых продуктов питания остаются в силе в регионах, где содержание радионуклидов в продуктах потребления может превышать уровни, указанные в государственных разрешительных документах и др. Конкретные задачи: завершение радиологической реабилитации населённых территорий; пересмотр классификации зон в соответствии с международными стандартами; дифференциация правительственных программ в зависимости от радиационного уровня; возврат к экономической деятельности значительной части загрязнённых территорий, находящихся вне зоны отчуждения; адекватное информирование населения и лиц, принимающих решения, о радиологических последствиях аварии; распространение среди населения информации о мерах гигиены; включение в школьную программу пропаганды здорового образа жизни; улучшение условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций.
(Окончание статьи в № 1 за 2011 год.)