/30 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 2 (56) УДК 314.02:614.8.01
Комплексный подход к подготовке населения к изменению радиационного статуса территорий, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2018
И.А. Шамратова, М.Е. Петухова, Е.А. Горячев
Аннотация
Предложен комплексный подход к подготовке населения к изменению радиационного статуса радиоактивно загрязненных территорий в результате аварии на Чернобыльской АЭС: представлена оценка динамики радиационной обстановки с 2015 по 2017 года и ряда показателей социально-экономического развития с 1990 по 2016 года 14 субъектов Российской Федерации, территории которых подверглись радиационному воздействию. Даны предложения по предупреждению социальной напряженности в связи с пересмотром перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ключевые слова: информирование; радиоактивно загрязненная территория; Чернобыльская АЭС; культура безопасности жизнедеятельности; информирование населения.
An Integrated Approach to Preparing the Population to a Change of the Radiation Status of Territories Contaminated Due to the Chernobyl Accident
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2018
I. Shamratova, M. Petukhova, E. Goryachev
Abstract
The authors propose a comprehensive approach to preparing the population to a change of the radiation status of territories contaminated as a result of the Chernobyl accident. The article presents assessment of the radiation situation changes over the period of 2015-2017 and a number of indicators of socio-economic development in 19902016 for 14 subjects of the Russian Federation whose territories were exposed to radiation. Proposals are given for preventing social tension in connection with the revision of the list of settlements located within the boundaries of the zones of radioactive contamination due to the Chernobyl disaster.
Key words: information; radioactively contaminated territory; Chernobyl nuclear power plant; safety culture; raising public awareness.
Статья поступила 3.04.2018.
Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) является самой крупной радиационной аварией в мире. В результате нее произошло радиоактивное загрязнение населенных пунктов (далее — НП) 14 субъектов Российской Федерации: Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской областей и Республики Мордовия.
На основании Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» радиоактивно загрязненные территории (далее — РЗТ) подразделяются на следующие зоны по плотности загрязнения почвы 137Cs, 9(^г, и 239 240Ри:
зона отселения — при плотности загрязнения почв13^ свыше 15 Ки/км2,90Бг — свыше 3 Ки/ км2, 239, 24ори _ свыше 0,1 Ки/ км2;
зона проживания с правом на отселения — при плотности загрязнения почв 137Сб от 5 до 15 Ки/ км2 и (или) превышения значения среднегодовой эффективной дозы облучения населения в 1 мЗв/год;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — при плотности загрязнения почв 137Сб от 1 до 5 Ки/ км2.
Отнесение НП к той или иной зоне определяется уровнем загрязнения почвы 137Cs и величиной средней годовой эффективной дозы внешнего и внутреннего облучения (СГЭД).
Постановлением правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 установлен перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие указанной катастрофы (далее — Перечень НП), который подлежит периодическому уточнению и пересмотру не реже одного раза в пять лет в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 124411.
На практике по ряду причин такая периодичность нарушалась. В 1991 году к зонам радиоактивного загрязнения были отнесены 6884 НП в 14 субъектах РФ1. В 1997 году, при первом пересмотре Перечня НП, количество НП сократилось до 43422. Однако при последующем пересмотре Перечня НП в 2005 году произошло увеличение числа НП до 44133 в связи
с многочисленными обращениями граждан в Правительство РФ. Последний пересмотр Перечня НП был утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 10744 и включает 3855 НП.
С момента аварии на Чернобыльской АЭС прошло 32 года, за это время значительная часть радионуклидов, послуживших причиной загрязнения почвы и накопления средней годовой эффективной дозы облучения, с короткими и средними периодами полураспада (тел-лур-132 — период полураспада 78 часов, йод-131 — 8 суток, стронций-89 — 52 суток, цезий-134 — 2 года и др.), распалась. Прошел первый период полураспада радионуклидов цезия-137 (13^) и стронция-90 (9<^г), за 30 лет их активность уменьшилась в два раза.
Во многих НП радиационная обстановка улучшилась, что позволило подготовить комплекс мероприятий для перевода их из одной зоны в другую или же полностью исключить из Перечня НП.
По данным Росгидромета [1, 2, 3], за 2015-2017 годы из всех субъектов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению после катастрофы на ЧАЭС, наиболее загрязненными остаются отдельные территории Брянской, Калужской, Тульской областей, а также Орловской и Рязанской. В Тамбовской, Ульяновской областях и Республике Мордовия уровень радиоактивного загрязнения НП не превышает 1 Ки/км2 (табл. 1).
Величины СГЭД90 (СГЭД90 — 90% квантиль СГЭД) облучения жителей для НП субъектов Российской Федерации, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, приведены в работе Санкт-Петербургского НИИРГ им. П. В. Рамзаева [4] (табл. 2).
Величины СГЭД90, представленные в табл. 2, получены сотрудниками Санкт-Петербургского НИИРГ путем расчета, согласно действующим методическим указаниям5-8. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, фактические уровни облучения населения в 1,5-2 раза ниже расчетной оценки СГЭД^ [4].
Превышение величины СГЭД90 облучения населения в 1 мЗв/год присутствует только в 137 из 749 НП Брянской области, расположенных на РЗТ.
Данные по плотности радиоактивного загрязнения почв 137Cs и СГЭД, приведенные в табл. 1 и 2,
1 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1992 г № 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2 Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
3 Постановление Правительства РФ от 07.04.2005 № 197 «Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
4 Постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
5 Методические указания МУ 2.6.1.784-99 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения». М.: Минздрав России, 1999.
6 Методические указания МУ 2.6.1.1101-02 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения (Дополнение № 1 к МУ 2.6.1.784-99)». М.: Минздрав России, 2002.
7 Методические указания МУ 2.6.1.2319-08 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения (Дополнение № 2 к МУ 2.6.1.784-99)». М., 2008.
8 Методические указания МУ 2.6.1.3154-13 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения (Изменения № 3 к МУ 2.6.1.784-99)». Роспотребнадзор, 2013.
Таблица 1
Распределение числа НП субъектов РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению после катастрофы на ЧАЭС, по плотности радиоактивного загрязнения почв 1370 с 2015 по 2017 годы
Субъект Российской Федерации < 1 Ки [/км2 1-5 Ки/км2 Зона прожива- 5-15 Ки/км2 Зона проживания 15-40 Ки/км2 > 40 Ки/км2 Зона отселения
ния с льготным с правом на отсе-
статусом ление
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
Белгородская область 527 528 531 16 15 12
Брянская область 1364 1364 1349 332 331 322 152 152 179 18 18 17 2 2 2
Воронежская область 1128 1130 1132 16 14 12
Калужская область 356 358 367 195 194 188 11 10 7
Курская область 1033 1031 1038 71 70 66
Ленинградская область 149 151 152 7 5 4
Липецкая область 195 197 201 17 15 11
Орловская область 1106 1122 1137 431 415 400
Пензенская область 164 164 165 9 9 8
Республика Мордовия 331 331 331
Рязанская область 452 452 466 110 110 97
Тамбовская область 109 109 109
Тульская область 1209 1229 1242 852 833 821 23 22 21
Ульяновская область 128 128 128
Таблица 2
Распределение НП субъектов РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению после катастрофы на Чернобыльской АЭС, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, по величине СГЭД90
облучения жителей в 2017 году [4]
Субъект РФ Количество НП Общее
< 0,3 мЗв/год 0,3-1,0 мЗв/год > 1,0 мЗв/год > 5,0 мЗв/год Максимум СГЭД,0 Всего НП/% от общего количества НП число НП в субъекте РФ
Белгородская область 78 0,07 78 / 4,9 1602
Брянская область 380 234 135 2 5,9 749 / 28,2 2657
Воронежская область 74 0,09 74 / 4,4 1673
Калужская область 251 49 0,73 300 / 9,3 3219
Курская область 156 0,17 156 / 5,6 2805
Ленинградская область 29 0,08 29 / 1,0 2948
Липецкая область 69 0,11 69 / 4,3 1618
Орловская область 835 8 0,36 843 / 28,6 2943
Пензенская область 31 0,10 31 / 2,2 1412
Республика Мордовия 15 0,13 15 / 1,2 1279
Рязанская область 285 0,25 285 / 10,2 2805
Тамбовская область 6 0,05 6 / 0,4 1697
Тульская область 1195 20 0,46 1215 / 34,9 3478
Ульяновская область 5 0,08 5 / 0,5 1004
Итого: 3409 311 135 2 5,9 3855 / 12,4 31140
показывают, что можно выделить только 5 наиболее загрязненных областей, в которых доля НП на РЗТ превышает 9% от общего числа НП в субъекте: Тульская (34,9%), Орловская (28,6%), Брянская (28,2%), Рязанская (10,2%) и Калужская (9,3%). Вопрос изменения радиационного статуса НП наиболее чувствителен для этих субъектов, однако изменение статуса
НП затрагивает интересы жителей всех 14 субъектов Российской Федерации, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.
При пересмотре Перечня НП необходимо учитывать не только радиационную обстановку в НП, но социально-экономическое развитие данных территорий, так как с изменением радиационного статуса НП сократится
и количество граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством. Для того чтобы этот процесс проходил спокойно без социального напряжения и способствовал развитию регионов, необходимо комплексно подойти к решению данной проблемы. Информирование населения об оценке радиационной обстановки и социально-экономическом развитии данных территорий должно стать основной составляющей этого подхода.
В 2015 году были утверждены два документа, регламентирующие порядок пересмотра Перечня НП:
1. Приказ МЧС России от 21 июля 2015 г. № 380 «Об утверждения порядка организации работы по подготовке предложений по пересмотру границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и перечня населенных пунктов, находящихся в них» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 21. 07.2015 г. № 38095),
2. Приказ МЧС России, Роспотребнадзора, Росгидромета от 30 ноября 2015 г. № 619/1249/730 «Об утверждении рекомендаций по проведению комплексных обследований в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В данных нормативных документах определяется порядок организации работ по подготовке предложений по пересмотру Перечня НП и даются рекомендации по проведению комплексных обследований в этих НП, где учитывается не только радиационная обстановка, но и социально-экономическое развитие, в виде ряда показателей, характеризующих «хозяйственно-экологическую структуру» НП.
На основании официальных статистических данных, представленных Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой по труду и занятости и Министерством здравоохранения Российской Федерации, с 1990 года по 2016 год можно наблюдать динамику некоторых показателей 5 наиболее загрязненных субъектов РФ по сравнению со средними данными по РФ в целом (рис. 1-7):
1) уровень безработицы в муниципальном районе (городском округе), в состав которого входит НП;
2) отношение количества детей, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение, к общему количеству детей дошкольного возраста;
3) обеспеченность населения врачами в медицинских учреждениях, находящихся в муниципальном районе (городском округе), в состав которого входит НП;
4) обеспеченность граждан объектами газоснабжения;
5) обеспеченность граждан устойчивыми источниками водоснабжения и объектами водоотведения9.
Оценка динамик данных показателей позволит сделать вывод об уровне социально-экономического развития субъекта по сравнению с РФ в целом.
Помимо вышеперечисленных показателей, важен такой показатель, как продолжительность жизни.
Анализ официальных демографических данных Федеральной службы государственной статистики по 5 наиболее радиоактивно загрязненным областям с 1990 по 2016 год показал, что снижение продолжительности жизни было в период с 1995 по 2005 года. С 2005 года наблюдается стабильный рост продолжительности жизни и сейчас среднее значение составляет 70-72 года (рис. 1).
1990 1993 2000 2003 2010 2014 2015 2016
• Росапто:"\я федерация * Брянская область —»^Калужскляобласть -Орловская область -Рязанская область —Тртьскяя область
Рис. 1. Динамика показателей средней продолжительности жизни в субъектах РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Оценка уровня безработицы проводилась по данным Федеральной службы по труду и занятости с 2000 по 2016 год. Относительные показатели уровня безработицы определялись отношением численности безработных отдельной возрастной группы к численности рабочей силы соответствующей возрастной группы. Самый высокий уровень безработицы наблюдался в 2000 году и самый низкий в 2014. В 2016 году данные по 5 субъектам РФ, подвергшимся радиоактивному загрязнению, ниже по сравнению с данными по РФ в целом, кроме Орловской области, где наблюдается незначительное превышение (рис. 2).
2000 2005 2010 2014 2015 2016
■ ■ Российская Федерация —^-Врянскаяоблдаь 'Калужская область
—— Орловскаяоблаяь -Рязанская область -•-ТульскаяоСласть
Рис. 2. Динамика относительных показателей уровня безработицы в субъектах РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
По показателям Федеральной службы государственной статистики охват детей дошкольным образованием определяется отношением численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации,
9 Приказ МЧС России, Роспотребнадзора, Росгидромета от 30 ноября 2015 г № 619/1249/730 «Об утверждении рекомендаций по проведению комплексных обследований в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
к общей численности детей в возрасте 1-6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. Официальные статистические данные приведены за период с 2005 по 2016 года. С 2005 год в субъектах РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению (рис. 3), наблюдается устойчивая положительная динамика роста данного показателя в 5 лет.
70
60
:оо5 2010
-РосспйскаяФедерпшн —I - Ортшвскм область
2014
- Брянская область Рязанская область
2015 2016
—!—Калужская область —Тульская облапь
Рис. 3. Динамика относительных показателей охвата детей дошкольным образованием в субъектах РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
По статистическим данным Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспеченность населения врачами в медицинских учреждениях рассчитывается как производное от деления числа врачей, умноженного на 10000, на среднегодовую численность населения. По динамике данного показателя за период с 2005 по 2016 год существенных изменений нет, только данные по Рязанской области выше по сравнению со средними показателями РФ (рис. 4).
Рис. 4. Динамика обеспеченности врачами на 10000 человек населения в субъектах РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в %
Динамику таких показателей, как обеспеченность граждан устойчивыми источниками водоснабжения, объектами водоотведения и газоснабжения, можно оценить только с 2010 года по 2016 (данные Федеральной службы государственной статистики).
Обеспеченность граждан объектами газоснабжения в рассматриваемых субъектах РФ выше средних показателей данных по РФ в целом произведена на рис.5.
Показатели обеспеченности граждан устойчивыми источниками водоснабжения за период с 2010 по 2016 год в рассматриваемых субъектах РФ, за исключением Рязанской и Тульской областей, ниже средних показателей по РФ в целом (рис. 6).
Рис. 5. Динамика относительных показателей удельного веса площади жилищного фонда, оборудованного газом, в общей площади всего жилищного фонда субъектов РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Рис. 6. Динамика относительных показателей удельного
веса площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, в общей площади всего жилищного фонда субъектов РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Показатели обеспеченности граждан объектами водоотведения за период с 2010 по 2016 год. Показатели Тульской области выше средних данных по РФ в целом (рис. 7).
Рис. 7. Динамика относительных показателей удельного веса площади жилищного фонда, оборудованного водоотведением (канализацией), в общей площади всего жилищного фонда субъектов РФ, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС
При рассмотрении данных по показателям, характеризующим «хозяйственно-экологическую структуру» НП 5 субъектов РФ за 2016, можно оценить тенденции социально-экономического развития РЗТ (табл. 3).
Оценка семи показателей социально-экономического развития по 5 субъектам РФ за 2016 год показала, что максимальное количество показателей, по которым наблюдается положительная динамика, у Рязанской области, а минимальное — у Орловской области.
Значения таких показателей, как отношение количества детей, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение, обеспеченность населения врачами, устойчивыми источниками водоснабжения, объектами водоотведения и газоснабжения,
Таблица 3
Сравнительная оценка показателей, характеризующих «хозяйственно-экологическую» структуру» НП 5
субъектов РФ в 2016 г.
Субъект РФ Продолжи- Уровень Охват детей Обеспе- Обеспе- Обеспе- Обеспе-
тельность безработицы* дошкольным ченность ченность ченность ченность
жизни образованием врачами объектами газоснабжения устойчивыми источниками водоснабжения объектами водоотведе- ния
РФ 71,87 5,5 66,5 46,4 66,34 81,91 77,14
Брянская область 70,92 4,6 71,5 39,1 91,77 78,47 73,17
Калужская область 71,18 4,2 70,8 40,1 84,25 73,65 69,73
Орловская область 70,73 6,4 68,8 44,6 90,99 77,87 72,98
Рязанская область 71,87 4,4 66,5 51,8 93,82 82,51 74,69
Тульская область 70,56 4,1 69,4 36,2 88,8 85,22 80,81
* Зеленым цветом выделен показатель, значения которого ниже средних значений по РФ в целом, так как в таком случае наблюдается положительная динамика социально-экономического развития субъекта РФ
были достигнуты, благодаря проведению мероприятий в рамках выполнения государственных программ.
После чернобыльской аварии вопросы, связанные с социальной защитой граждан, подвергшихся воздействию радиации, решались программно-целевыми методами и на основе Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последние изменения и дополнения в который вступили в силу 18 марта 2018 г.
За эти годы были приняты федеральные целевые программы, такие, как: «Дети Чернобыля» на 1998— 2000 годы; по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года; «Дети Чернобыля» на 20012002 годы; «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», а также союзные, региональные программы, подпрограммы, которые реализуются и в настоящее время.
На основании оценки радиационной обстановки и социально-экономического развития субъектов РФ можно сделать вывод, что необходимо использовать комплексный подход к подготовке населения к изменению радиационного статуса НП, включающий в себя мероприятия по социально-экономическому развитию территорий и информационную работу с населением. При информировании населения следует делать акцент на то, что за постчернобыльские годы на РЗТ, при государственной поддержке, были проведены мероприятия по укреплению социальной инфраструктуры (построены объекты социального назначения, отремонтированы дороги, проведены различные инженерные коммуникации, обеспечивающие население НП водой, газом и т. п.).
В данный момент, когда основной комплекс мероприятий по социально-экономической реабилитации РЗТ выполнен, необходимо направить усилия на развитие этих территорий, на переход к условиям нормальной жизнедеятельности. Для этого важно вести разъяснительную работу о преимуществах изменения
радиационного статуса НП, популяризировать возврат реабилитированных земель в хозяйственный оборот, улучшать инвестиционный климат, заботиться об увеличении рабочих мест для привлечения в регионы трудоспособного населения и, прежде всего, молодежи. Работа с молодежью должна быть первостепенной, и ориентированной на:
формирование предпосылок к социальной активности, выработке ответственного отношения к своему здоровью и образу жизни;
снижение психоэмоционального напряжения и укрепление психического здоровья;
повышение правовой грамотности; использование средств массовой информации для освещения социально-экономического и культурного развития регионов.
При организации и проведении информационной работы следует руководствоваться национальным стандартом ГОСТ Р 22.11.04-2014 «Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Требования к информационной работе с населением. Основные положения».
2018 год объявлен в МЧС России Годом культуры безопасности, в связи с этим пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности (далее — КБЖ) должна быть основной составляющей информационной работы.
Поскольку информирование населения неразрывно связано с развитием информационных технологий, в пропаганде КБЖ важная роль отводится использованию Интернет-ресурсов.
Информационные материалы о социально-экономической и социально-психологической реабилитации населения, а также о международном опыте в области радиационной безопасности, о деятельности организаций, занимающихся радиационным мониторингом, охраной здоровья населения, регулярно размещаются на сайтах МЧС России: https://www.rb.mchs.gov.ru [5] и https://www.chernobyl-mchs.ru.
Мониторинг сайта https://www.rb.mchs.gov.ru показал, что администрации субъектов уделяют недостаточно внимания информированию населения о социально-экономическом развитии НП, редко освещают культурные, образовательные и воспитательные мероприятия, проводимые на местах. Так, исследования, проведенные в 2017 г., показали, что из 14 субъектов РФ только на сайте администрации Орловской области дана информация о мероприятиях по всем направлениям жизнедеятельности РЗТ региона. Однако Тамбовская, Ленинградская, Воронежская, Ульяновская области и республика Мордовия на сайтах своих администраций практически не размещают информацию о положении дел в НП РЗТ. Даже администрация одного из наиболее загрязненных регионов РФ, Калужская область, уделяет недостаточное внимание информированию населения. Такая пассивность на местах может привести к негативным последствиям, усугубит и без того напряженную социальную обстановку на территориях НП, радиационный статус которых нуждается в изменении.
Основная роль при подготовке населения к пересмотру Перечня НП должна отводиться администрациям регионов и специалистам различного профиля. Важно, чтобы представители администраций были готовы к реакции населения, заблаговременно разработали программу по оказанию дифференцированной помощи особо нуждающимся группам (инвалидам, неработающим пенсионерам, молодым и многодетным семьям, молодым специалистам и т.д.). Такие меры помогут населению адаптироваться к новым условиям жизни.
Литература
1. Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239+240 / Под ред. С. М. Вакуловского, подготовил В. Н. Яхрюшин. Обнинск: ФГБУ «НПО «Тайфун», 2015.
2. Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239+240 / Под ред. С. М. Вакуловского, подготовил В. Н. Яхрюшин. Обнинск: ФГБУ «НПО «Тайфун», 2016.
3. Данные по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронци-
Сведения об авторах
Шамратова Ирина Александровна: к. х. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: senushkina82@mail.ru SPIN-код — 9004-8811.
Петухова Марина Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
с. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: pme.62@yandex.ru
SPIN-код — 4658-0031.
Горячев Евгений Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), с.н.с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: gea49@yandex.ru
SPIN-код — 3780-7446.
Выводы
На основании проведенного анализа и оценки радиационной обстановки и социально-экономического развития регионов, основными направлениями комплексного подхода к подготовке населения к изменению радиационного статуса НП являются:
размещение в СМИ ежегодных объективных данных, полученных на основе квалифицированного и независимого мониторинга радиационной обстановки НП РЗТ;
повышение уровня информированности населения о положительной динамике в области культурного и социально-экономического развития НП;
формирование предпосылок к социальной активности среди населения особенно молодежи, выработка ответственного отношения к своему здоровью и образу жизни (например, пропаганда в региональных СМИ примеров успешной предпринимательской деятельности в регионе, достижений в области физкультуры и спорта и д.р.);
дополнительная подготовка специалистов, непосредственно работающих с населением на РЗТ (врачей, педагогов, психологов, и др.) по формированию КБЖ;
информирование населения о безопасном проживании в НП РЗТ и перспективах их развития в случае изменения радиационного статуса (возврат земель в хозяйственный оборот, инвестиционная привлекательность территорий и т.п.);
использование СМИ для популяризации материалов о работе администраций регионов по социально-экономическому развитию НП РЗТ.
ем-90 и плутонием-239+240 / Под ред. С. М. Вакуловского, подготовил В. Н. Яхрюшин. Обнинск: ФГБУ «НПО «Тайфун», 2017.
4. Средние годовые эффективные дозы облучения в 2017 году жителей населенных пунктов Российской Федерации, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (для целей зонирования населенных пунктов) // Радиационная гигиена. 2017. Т. 10. № 4. С. 73-78.
5. Марченко Т. А., Петухова М. Е. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования) // I Научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г М-лы конф. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. С. 244-252.
Information about the authors
Shamratova, Irina A.: Cand. Sci. (Chemistry), Leading Researcher, FC VNII GOChS. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: senushkina82@mail.ru SPIN-code — 9004-8811.
Petukhova, Marina E.: FC VNII GOChS, Senior Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: pme.62@yandex.ru SPIN-code — 4658-0031.
Goryachev, Evgeny A.: FC VNII GOChS, Senior Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: gea49@yandex.ru SPIN-code — 3780-7446.
Батырев В.В., Живулин Г.А., Сосунов И.В., Ко-сырев П.Н.
Средства коллективной защиты. Оценка эффективности и качества защиты населения в чрезвычайных ситуациях: Монография / Под общ. ред. проф. В.В. Батырева / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. 308 с.
Монография «Средства коллективной защиты. Оценка эффективности и качества защиты населения в чрезвычайных ситуациях» подготовлена на основе прикладных научных исследований, выполненных лично авторами, или при их непосредственном участии. Она предназначена для широкого круга специалистов в области организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Книга содержит обзорный и аналитический материал о современных взглядах на использование средств коллективной защиты населения в особых условиях радиационного загрязнения, химического и биологического заражения. Значительное место в ней уделяется собственно средствам коллективной защиты, оценке их эффективности и качества. В заключительной части монографии изложены методические рекомендации по осуществлению надзора и контроля состояния защитных сооружений и систем фильтровентиляционного оборудования.
Материал, изложенный в монографии, может быть использован для подготовки специалистов и решении вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций, планирования и организации защиты населения.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций) http://elibrary.ru/item.asp?id=28413973
Акимов В.А. и др. Пожарные риски России http://elibrary.ru/item.asp?id=29013245
Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2015 году http://elibrary.ru/item.asp?id=26163095
Тюрин Ю.А. и др. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016 http://elibrary.ru/item.asp?id=26170821
Белов С.В. и др. Справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Тезисы докладов XXI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=26363714 http://elibrary.ru/item.asp?id=26244054
Гаврилюк А.Д. и др. Международная конференция по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике «Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения». Салехард, 18-20 августа 2015 г. Сборник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=26496549
фвдзиша
[^^¡ШКьСЖШШлЙ ЁШШ^М^ГЪ
шсжгаэзоЕа ёегггшпео тозэашпгю
ч Y Xи1 11 ' г V ) Жч I,1;
I_LL