Седнёв В. А., Овсяник А. И.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАГРЯЗНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
(Окончание. Начало статьи в № 4 за 2010 год)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ
На основе анализа опыта ведения социально-психологической реабилитации граждан установлено, что для формирования адекватного отношения общества к последствиям аварии и к радиационному риску нужны долговременные усилия, основанные на объективной информации о последствиях аварии и путях их преодоления. Неблагоприятные социально-психологические последствия аварии существуют в большой степени как следствие субъективного представления человека о радиации. Это связано с отсутствием непосредственного ощущения её воздействия, поэтому, как правило, формируется субъективное завышение человеком радиационной опасности.
За 25 прошедших после аварии лет государством проделана большая работа по радиационной, медицинской и социальной защите населения и ликвидаторов, реабилитации населения и пострадавших территорий. Накопленный опыт реализации мероприятий по минимизации последствий аварии показал, что только персонифицированный учет изменений медицинских показателей наблюдаемого контингента может дать основу для объективного ответа на вопрос о действительном ущербе здоровью населения, а основным принципом в реализации мер медицинской защиты и реабилитации граждан должна стать адресность медицинской помощи на основе объективных критериев формирования групп фактического и потенциального радиационного риска. При этом государственная политика должна формироваться на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О радиационной безопасности населения» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», норм радиационной безопасности (НРБ-99), концепции радиационной, медицинской и социальной защиты и реабилитации населения, подвергшегося облучению, принятых норм и принципов международного права в этой области. При формировании политики в области дальнейшего преодоления последствий катастрофы должны учитываться следующие основные принципы и критерии:
- охрана здоровья пострадавших граждан, обеспечение благоприятных экологических условий жизни и трудовой деятельности населения на пострадавших территориях. Этот принцип провозглашает право человека на защиту государством его жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, не взирая на экономические и материальные потери;
- оптимальное сочетание федеральных и местных объёмов финансирования реабилитационных мероприятий по преодолению последствий, целенаправленность и скоординированность действий органов государственной власти и местного самоуправления;
- учёт уровня социально-экономических последствий катастрофы, необходимый для эффективного использования финансовых средств, влияющих на планирование и реализацию мероприятий;
- медицинская защита и реабилитация граждан, включённых в радиаци-онно-эпидемиологический регистр;
- определение средней годовой эффективной дозы (далее СГЭД) облучения населения, а для территорий, где она ниже установленных норм, - накопленной дозы облучения, что обусловлено радиационным воздействием на человека, зависящим от полученной дозы облучения, а не плотностью радиоактивного загрязнения территории;
- развитие агропромышленного комплекса и радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов, установленных нормативами СанПиНа 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
- социально-психологическая реабилитация населения.
Задачи по преодолению последствий катастрофы на РЗТ:
- подъём благосостояния и уровня жизни населения, социально-экономическое развитие РЗТ, использование рыночных механизмов экономики;
- научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности на РЗТ, совершенствование технологий развития и обеспечения информационной политики в этой области; издание научно-популярного бюллетеня о технологиях и средствах обеспечения безопасного проживания;
- сопряжение нормативных правовых документов, регулирующих радиа-ционно-гигиенические и другие аспекты безопасного проживания на РЗТ, и подготовка информационно-справочного сборника;
- информирование населения о государственных программах по поддержанию здоровья населения; пропаганда здорового образа жизни, преодоление настроений угнетённости и зависимости;
- информирование местных органов управления о мелкомасштабных потребностях в инфраструктуре пострадавших регионов;
- повышение уровня межрегионального сотрудничества, формирование устойчивых региональных связей;
- улучшение процесса информирования и осуществление более надёжного мониторинга территорий в целях преодоления негативного «брендинга» продуктов, производимых в затронутых аварией регионах;
- создание в пострадавших регионах центров экономического развития, фонда поддержки проектов по развитию РЗТ и экологическому воспитанию,
учреждение стипендий и премий за лучший проект по экономическому развитию РЗТ, обеспечению безопасного проживания населения, требуемого уровня экологической, радиологической и медико-социальной безопасности;
- открытие в пострадавших областях центров радиационной безопасности и демонстрации технологий и средств обеспечения жизнедеятельности на РЗТ, оценка существующего уровня облучения людей, его прогнозирование;
- открытие международного демонстрационного центра инновационных разработок по восстановлению и развитию экономики, технологий ликвидации последствий радиационных аварий, технологий и средств жизнеобеспечения населения и обеспечения его жизнедеятельности на РЗТ;
- повышение уровня знаний населения в области радиационной и экологической безопасности и распространение среди населения информации о гигиенических мерах при потреблении потенциально загрязнённых продуктов питания;
- организация выездных показов и демонстрация средств и технологий жизнеобеспечения населения на РЗТ, информирование населения о программах восстановления и развития;
- улучшение доступа к медицинским услугам и внедрение в школы системы консультаций и тренингов в области радиологии; создание с учётом долгосрочной радиационной географии государства программ обучения населения радиационной гигиене;
- проведение конкурсов по средствам обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности проживания на РЗТ;
- информирование населения о ситуации на бывших РЗТ, проблемах и перспективах развития современной радиационной географии, включая радиоэкологическое состояние природных объектов, проблемы территорий с повышенным радиационным фоном, остаточное радиационное наследие ЧАЭС;
- обоснование перспективного комплекса мероприятий по повышению радиационной безопасности населения, совершенствованию его жизнеобеспечения на РЗТ с учётом изменяющейся экологической ситуации;
- информирование общественности пострадавших районов об устойчивом радиоактивном загрязнении природных пищевых продуктов;
- доведение до населения концепции и предложений по обеспечению безопасности развития РЗТ;
- проведение мероприятий по искоренению у населения синдрома «жертв Чернобыля»; информирование населения о рисках РЗТ, особенно среди детей и молодёжи, с предоставлением общественности точной информации о медицинских и психических последствиях катастрофы; укрепления доверия к научной информации;
- пропаганда опыта осуществления успешных инициатив других стран, пострадавших от загрязнения окружающей среды.
Мероприятия по развитию пострадавших районов предполагают следующие шаги.
В области охраны здоровья и медицинских исследований необходимо продолжать медицинское обслуживание и ежегодное обследование работников,
восстановившихся после острой лучевой болезни, и других работников, получивших большие дозы облучения; проводить диагностику сердечнососудистых заболеваний. Существующие программы контроля состояния здоровья лиц с общим облучением тела менее 1 Гр должны быть пересмотрены на предмет необходимости экономической целесообразности.
Рекомендуются следующие меры: социально-гигиенический мониторинг радиационного воздействия на население РЗТ; оказание медицинской помощи пострадавшим лицам, включая ликвидаторов; совершенствование медицинского обслуживания населения; расширение государственных возможностей контроля качества йодированной соли, создание эффективной системы предотвращения болезней, связанных с нехваткой йода в организме; пропаганда здорового образа жизни и снижение рисков в пострадавших регионах; ведение регистров больных раковыми заболеваниями; контроль заболеваемости лейкемией среди детей, облучённых из-за аварии; поддержка программ по снижению психологического воздействия на детей и тех, кто были детьми во время аварии; возобновление усилий в области информирования о рисках последствий катастрофы; создание единого национального и регионального радиационно-эпидемиологического регистров пострадавшего населения и др.
Будущие исследования и наблюдения касаются проведения тщательных обследований отдельных категорий населения с целью изучения реального воздействия аварии и сравнения его с прогнозами; ведения регистров лиц, подвергшихся облучению; эпидемиологических исследований с уделением внимания реконструкции индивидуальной дозы в конкретных органах для подтверждения или распространения выводов о риске заболевания лейкозом и раком груди у женщин; исследований роли радиации в появлении сердечно-сосудистых заболеваний у аварийных работников; исследований последствий высоких поглощённых доз для иммунитета и др.
Осуществление мероприятий по охране здоровья и медицинской реабилитации направлена на выявление скрытой патологии или заболеваний на ранней стадии у пострадавших, формирование групп повышенного риска, своевременное оказание профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи. По результатам анализа данных о заболеваемости граждан предлагается установить периодичность проведения диспансеризации: для граждан, включённых в радиационно-эпидемиологический регистр, и населения, проживающего на РЗТ и получающего СГЭД облучения более 1 мЗв, - ежегодно; для ликвидаторов 1986-1987 годов - ежегодно, а 1988-1989 годов - 1 раз в 2 года.
В области мониторинга и исследований окружающей среды продолжить долгосрочный мониторинг радионуклидов (особенно цезий-137 и стронций-90) в различных экосистемах для решения задач:
- практического характера, направленных на прогнозирование уровня облучения людей и загрязнения пищевых продуктов для оценки потребности в долгосрочных и реабилитационных мерах;
- научного характера, необходимых для определения параметров долгосрочного переноса радионуклидов в различных экосистемах и природных
условиях для совершенствования моделей прогнозирования, применимых к РЗТ, и возможным радиоактивным выбросам в будущем; определения механизмов поведения радионуклидов в менее изученных экосистемах и изыскание возможностей для их восстановления.
После аварии различные экосистемы активно исследовались, и вопросы переноса в окружающей среде и бионакопления долгосрочных загрязнителей, цезия-137 и стронция-90, хорошо изучены, поэтому нет необходимости в крупномасштабных программах исследований радиоактивности. Для дальнейшего развития системы защиты окружающей среды от излучения необходимо продолжать исследования последствий аварии в долгосрочной перспективе для флоры и фауны в сильно загрязнённой зоне отчуждения, которая в уникальных естественных условиях обеспечивает наличие и сбор информации по радиоэкологическим и радиобиологическим данным.
В долгосрочной перспективе меры реабилитации остаются эффективными в сельскохозяйственных районах с бедными почвами (песчаными или торфяными), где наблюдается интенсивный перенос цезия-137 из почвы в растения. Также эффективными представляются такие меры, как мелиорация лугов и пастбищ и осушение влажных торфяных почв. Важно найти надёжный способ развития РЗТ, который учитывал бы радиационную опасность и способствовал возрождению экономического потенциала. Для этого следует пересмотреть классификацию зон, пострадавших в результате аварии, учитывая преобладание низких уровней излучения на большинстве территорий.
Широкомасштабные технологические контрмеры в отношении лесов нецелесообразны, поэтому в районах, где концентрации радионуклидов в природных пищевых продуктах превышают допустимые уровни, их потребление должно быть ограниченным.
Возврат загрязнённых земель в хозяйственное пользование необходимо осуществить, сохраняя ограничения на сельскохозяйственное производство по радиологическим причинам.
Для снижения дозовых нагрузок на население предлагаются следующие мероприятия: радиометрический контроль за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов; соблюдение населением норм и требований радиационной безопасности; создание и техническое переоснащение на РЗТ предприятий по хранению и переработке загрязнённой сельскохозяйственной и лесной продукции, производству чистых продуктов с лечебно-профилактическими свойствами; ведение сельскохозяйственного и лесного хозяйства на РЗТ; предотвращение деградации земель с высокими плотностями загрязнения; предотвращение распространения радионуклидов из мест захоронения радиоактивных отходов.
В области экономической и социальной политики подход к ликвидации последствий аварии должен основываться на следующих принципах: потребности, связанные с аварией, должны удовлетворяться с учётом потребностей отдельных граждан и общества в целом; оказание помощи людям по обретению контроля над своей жизнью; эффективное использование ресурсов; международные усилия эффективны, если они поддерживают усилия государственных и местных органов власти.
Для этого необходимо:
- изыскивать новые способы информирования общественности о безопасной жизни в условиях радиоактивного загрязнения, вести разъяснительную работу с жителями районов, в которых уровень радиационного облучения слишком низок; пропаганду здорового образа жизни;
- дифференцировать государственные программы в зависимости от уровня радиации, поскольку для разных зон характерны разные проблемы. Зоны с умеренным уровнем излучения можно сделать пригодными для проживания с помощью мер по снижению радиационного облучения. Гораздо меньшие по площади районы с более высоким уровнем загрязнения требуют другого подхода, предоставления медицинских и социальных услуг и другой помощи;
- переориентировать государственные программы, связанные с аварией: программы, способствующие развитию зависимости населения от государственной помощи, менять на другие, вовлекающие жителей в активную жизнь;
- повышать адресность пособий: определение статуса пострадавших от Чернобыля должно быть более строгим, а его применение - более эффективным; отменить льготы для жителей слабо загрязнённых районов;
- оздоровление делового климата, поощрение инвестиций и развитие частного сектора, стимулирование экономического развития на региональном и местном уровнях;
- поддержание инициатив, направленных на стимулирование притока капитала на региональном уровне, создание рабочих мест;
- создание малых и средних предприятий в пострадавших районах, а также в соседних селах и городах, особое внимание уделяя развитию местных сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих компаний;
- поддержку малого бизнеса на местном уровне для увеличения доходов семей;
- продолжение строительства объектов социальной сферы и коммунального хозяйства, а также строительство жилья для переселенцев с территорий, пострадавших вследствие катастрофы, и ликвидаторов;
- совершенствовать медицинскую помощь, для чего важно пропагандировать здоровый образ жизни; расширять доступ к услугам репродуктивного здравоохранения и повышать их качество; оказывать психологическую помощь, обеспечивать диагностику и лечение психических заболеваний;
- пересмотреть оздоровительные программы восстановления здоровья: пребывание в санаториях и летних лагерях полезны в отношении психологического состояния и здоровья жителей РЗТ. Эти льготы следует предоставлять целенаправленно, что позволит сэкономить средства, которые могут быть использованы для улучшения здравоохранения и продвижения здорового образа жизни;
- способствовать производству безопасных пищевых продуктов в районах, где в почве присутствуют радионуклиды.
При планировании мероприятий должно учитываться, что основными группами риска среди населения РЗТ являются: матери маленьких детей, педагоги, переселенцы, участники ликвидации последствий аварии.
В области совершенствования законодательной базы следует урегулировать правовые нормы и степень социальной защиты граждан.
Основой для принятия федеральных законов стал закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (1993) и «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1995). В то же время условия подготовки и принятия закона совпали с изменением политической ситуации в СССР, которые не позволили избежать ряда серьёзных недостатков, и в закон в качестве критерия отнесения населённых пунктов к зонам радиоактивного загрязнения вошла величина плотности загрязнения почвы цезием-137 свыше 1 Ки/км2. Её появление не было оправданным с точки зрения ущерба здоровью и обусловило многократное расширение зон проведения противоаварийных мероприятий, неоправданные материальные потери и финансовые расходы, а в социально-психологическом плане - рост страха среди населения.
Упрощённо был решён вопрос и о социальных гарантиях участникам работ по ликвидации последствий аварии. Статус ликвидатора получал каждый, кто провёл в 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС хотя бы один день до 1990 года. По данным РГМДР, только ликвидаторы 1986-1987 годов относятся к группе повышенного риска, однако по закону, начиная с 1991 года, всем ликвидаторам предоставлены за счёт федерального бюджета материальные компенсации за ущерб здоровью. В то же время наблюдается рост показателей инвалидности среди участников ликвидации последствий аварии, которые в 3,7 раза выше, чем среди остального населения. В большинстве случаев, как показали исследования, эта инвалидность связана с теми заболеваниями, которые не зависят от радиации.
Аналогично обстоят дела с льготами и компенсациями для населения, проживающего на РЗТ. Низкий уровень обоснованности произведённых затрат виден при сопоставлении фактических выплат льгот и предоставления компенсаций с коллективной дозой облучения, то есть оценкой нанесённого населению вреда здоровью.
Масштаб удельных затрат в связи с дозами облучения превосходит возможные пределы, которые может себе позволить даже самая богатая страна в мире: если значение цены риска составляет 10 000 $/чел.-Зв, то ежегодные затраты на предоставление льгот превышают на пострадавших территориях 35 000 $/чел.-Зв. Выплата льгот и компенсаций способствовала как реализации целей программы в плане поддержания жизненного уровня населения, так и закреплению иждивенческих настроений. Невозможность продолжения компенсационной политики по отношению ко всем затронутым аварией территориям, на которых проживает 2,7 млн человек, и распространение этой политики на другие радиационные катастрофы в настоящее время стали очевидными.
Основу нового закона о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, могли бы составить следующие положения:
- основным критерием для принятия решений о необходимости мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф является СГЭД облучения населения, равная 1 мЗв и более. Эта доза рекомендована МКРЗ, МАГАТЭ, закреплена Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и подтверждена документом «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99). В обоснованиях к выбору предела ежегодного облучения в 1 мЗв/год в возрасте от 0 до 90 лет показано, что эта доза соответствует интенсивности радиационного риска 10-4 в год и не превышает нормы риска в отраслях, не связанных с излучением. Чтобы смягчить реакцию населения на введение дозового критерия и получить дополнительное время для перехода от плотностей загрязнения к дозовым нагрузкам целесообразно предусмотреть для территорий, пострадавших вследствие аварии, постепенный переход на этот критерий в течение пяти лет;
- критерием для принятия решений о необходимости проведения мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф для территорий, где СГЭД облучения менее 1 мЗв, является накопленная доза облучения населения, равная или более 70 мЗв;
- переход от предоставления льгот за причинённый и возможный ущерб здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф, к выплате ежемесячных компенсаций;
- выплату компенсаций за причинённый ущерб здоровью производить только гражданам, действительно пострадавшим вследствие радиационного воздействия;
- медицинской защите и реабилитации подлежат только граждане, включённые в радиационно-эпидемиологический регистр: лица, пострадавшие от радиационного воздействия; подвергшиеся радиационному воздействию в эффективной дозе более 50 мЗв острого или 70 мЗв хронического облучения; дети, получившие дозу на все тело в период внутриутробного развития более 10 мЗв; взрослые, получившие поглощённую дозу на щитовидную железу более 0,5 Гр и дети - 0,2 Гр независимо от места проживания после получения указанных доз; дети лиц, облучённых в дозе более 50 мЗв острого или 70 мЗв хронического облучения, родившиеся после аварии; лица, эвакуированные или переселённые из РЗТ независимо от полученных доз;
- введение временных критериев по пребыванию на загрязнённых территориях для участников ликвидации последствий аварии для получения статуса ликвидатора. Предлагается ввести следующие временные критерии: 1986 год -3 дня, 1987 год - 10 дней, 1988 и последующие годы - 1 месяц.
Формирование адресного подхода в области медицины и реабилитации пострадавших граждан на основе внедрения опыта в области ранней диагностики и лечения радиационно-индуцированных заболеваний, применения эффективных медицинских технологий обеспечивает эффективность использования средств, направляемых на оказание медицинской помощи. Подготовка
нового закона потребует разработки ряда нормативных правовых актов, обосновывающих отдельные положения закона, а после его принятия - корректировки действующих нормативных правовых актов.
В области международного сотрудничества предлагаются следующие мероприятия: разработка и реализация совместных проектов; обмен опытом преодоления последствий радиационных аварий, согласование подходов, критериев совершенствования нормативной правовой базы; стажировка учёных и специалистов за рубежом, организация в международных конференций, совещаний и участие в них. Основная направленность мероприятий - привлечение инвестиций и обмен опытом.
Реализация государственной политики с учётом предлагаемых изменений реабилитационно-защитных мероприятий позволит сократить затраты федерального бюджета, адресно проводить мероприятия по охране здоровья граждан, обеспечить возврат к нормальной жизнедеятельности на большей части РЗТ и восстановить их экономику.
ЛИТЕРАТУРА
1. 20 лет Чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления её последствий в России. Российский национальный доклад / Под ред. С. К. Шойгу и Л. А. Большова. -М., 2006.
2. 20 лет после Чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад / Под ред. В. Е. Шевчука, В. Л. Гурачевского. - Минск: Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете министров Республики Беларусь, 2006.
3. 20 лет Чернобыльской катастрофы. Взгляд в будущее: Национальный доклад Украины. - К.: Атика, 2006.
4. Материалы международной конференции Чернобыльского форума ООН «Чернобыль: взгляд назад для движения вперед». - Вена, 2006.
5. Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины // Доклад на Чернобыльском форуме: 2003-2005. - Вена, 2005.
6. План действий ООН по Чернобылю до 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/