Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронов Сергей Иванович, Седнев Владимир Анатольевич

На основе анализа обстановки, сложившейся на территориях, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской атомной станции, обоснованы основные направления, принципы и задачи в области преодоления последствий радиоактивного загрязнения и социально-экономического развития пострадавших территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронов Сергей Иванович, Седнев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS AND OBJECTIVES IN THE FIELD OF ELIMINATING CONSEQUENCES OF RADIOACTIVE CONTAMINATION OF TERRITORIES AS A RESULT OF THE CHERNOBYL NUCLEAR POWER PLANT DISASTER

PURPOSE. The article substantiates the main directions, principles and objectives in the field of consequences elimination of radioactive contamination of territories affected by the Chernobyl nuclear power plant (ChNPP) disaster and socio-economic development of these territories. METHODS. We have applied methods of analysis, synthesis, generalization, mathematical statistics and basic principles of the systems theory, the system analysis and the information theory as well. FINDINGS. We have proposed an approach to rehabilitation and development of the territories which suffered from the Chernobyl disaster, and it includes: involvement of the affected population in economic activities; development of affected territories infrastructure; construction of housing for victims and social facilities; support of various initiatives to encourage capital flow at the regional level; providing employment; use of international community positive experience in rehabilitation of areas affected by pollution, etc. RESEARCH APPLICATION FIELD. The research results can be used when planning a strategy for rehabilitation of territories affected by nuclear accidents, as well as in preparing planning documents on population and territories protection from emergencies of natural and man-made character. CONCLUSIONS. Implementation of substantiated directions, principles and objectives in the field of consequences elimination of radioactive contamination of territories affected by the Chernobyl nuclear power plant (ChNPP) disaster will provide their further socio-economic development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ»

Воронов С. И., Седнев В. А.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ

На основе анализа обстановки, сложившейся на территориях, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской атомной станции, обоснованы основные направления, принципы и задачи в области преодоления последствий радиоактивного загрязнения и социально-экономического развития пострадавших территорий.

Ключевые слова: радиационная обстановка, экологическая реабилитация, социально-экономическое развитие пострадавших территорий.

С момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее ЧАЭС) прошло тридцать лет. Авария привела к выбросу в атмосферу около 520 опасных радионуклидов, прежде всего йода и цезия [1]. На 200 000 км2 территории Европы уровень загрязнения цезием превысил 37 кБк/км2. Территории 14 субъектов России подверглись радиоактивному загрязнению с плотностью 1 Ки/км2 и выше. Больше всего пострадали Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области. Авария породила проблемы радиологического, экологического, медицинского и социально-психологического характера, оказав негативное воздействие на социально-экономическое развитие пострадавших территорий.

Ущерб от аварии огромен. Это - прямые убытки от аварии, расходы по изоляции реактора, ликвидации последствий в зоне отчуждения, переселению пострадавших, строительству нового жилья и инфраструктуры, социальной защите и охране здоровья, проведению исследований в сфере экологии, здравоохранения и производства безопасных пищевых продуктов, радиационному мониторингу окружающей среды, улучшению радиоэкологической обстановки в населённых пунктах и захоронению радиоактивных отходов, а также косвенные убытки, связанные с неиспользованием сельскохозяйственных угодий и лесов, закрытием предприятий, в том числе затраты на электроэнергию в условиях отсутствия энергоснабжения.

К основным негативным последствиям аварии следует отнести радиационное воздействие на человека и окружающую среду, психологическое воздействие - не только на население пострадавших территорий, но и на население страны в целом. Возникла необходимость широкого предоставления социальных льгот и компенсаций пострадавшим.

За годы после аварии радиационная обстановка на пострадавших территориях стабилизировалась [2]. Уровни излучения в окружающей среде снизились в несколько сотен раз в результате как природных процессов, так и усилий по ликвидации последствий аварии. У многих из наиболее важных радионуклидов были короткие периоды полураспада, поэтому большая их часть, содержавшаяся в аварийных выбросах, подверглась радиоактивному распаду. При этом в краткосрочном плане (ближайшие десятилетия) негативную роль играли цезий-137 и стронций-90, в долгосрочном плане (от сотен до тысяч лет) - изотопы плутония и америций-241.

У радиоактивного цезия-137, являвшегося источником внешнего и внутреннего облучения, период полураспада равен тридцати годам. После аварии население получало облучение как от внешних источников (осевший на почву цезий-137), так и в результате поступления радионуклидов в организм с продуктами питания, водой и воздухом. Содержание цезия-137 в продуктах питания зависело не только от уровней выпадения, но и от типов экосистем и почв и практики ведения хозяйства. Проблемы возникали в экстенсивных системах ведения сельского хозяйства с высоким содержанием органического вещества в почве, где выпас животных происходил на необработанных пастбищах, не подвергавшихся вспахиванию или применению удобрений. В настоящее время концентрации цезия в сельскохозяйственных продуктах, произведённых в пострадавших районах, не превышают

национальных и международных допустимых уровней.

После аварии происходил переход цезия-137 в лесную растительность, что также содействовало облучению населения. Сочетание миграции вглубь почвы и физического распада цезия-137 способствовало дальнейшему снижению загрязнения пищевых продуктов лесного происхождения. В настоящее время большинство бывших радиоактивно загрязнённых территорий безопасны для проживания и экономической деятельности благодаря осуществлению комплекса организационных, агротехнических и других мер.

В России реализованы разнообразные краткосрочные и долгосрочные меры для смягчения последствий аварии, при этом задействованы значительные людские, финансовые и научные ресурсы. Долгосрочный план предусматривает восстановление территорий и возвращение менее пострадавших их них в ограниченное хозяйственное пользование. Будущее таких зон на предстоящее столетие связано с созданием и эксплуатацией соответствующей инженерно-технической инфраструктуры, с сооружением установок для переработки радиоактивных отходов, разработкой природных ресурсов в немногочисленных зонах, закрытых для проживания, проведением работ по экологическому мониторингу.

Несмотря на положительные результаты, к настоящему времени не удалось полностью решить проблему радиационной безопасности. В ряде районов без проведения специальных мероприятий невозможно получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей нормативам; при этом уменьшение годовых доз облучения населения до уровня 1 мЗв будет происходить длительное время: в «критических» населённых пунктах - до 2060 года.

Последствия аварии были катастрофическими не только из-за особенностей пострадавшего объекта, неготовности государства, соответствующих сил и средств к таким авариям, а также вследствие нехватки знаний о механизме воздействия радиации на человека и территории.

Эффективность государственных мер по социально-экономическому возрождению радиоактивно загрязнённых территорий была снижена из-за недоверия людей, вызванного допущенными в разные годы ошибками. Это имело негативные последствия для психологи-

ческого и, как следствие, физического здоровья населения. Летом-осенью 1986 года решения принимались руководством страны в сжатые сроки, в обстановке напряжённости, отсутствия необходимой информации. Своевременный инструктаж населения о мерах защиты позволил бы избежать воздействия радиоактивного йода, вызывающего рак щитовидной железы. Моментальная эвакуация населения позволила бы не допустить его воздействия в течение 8-16 дней после выброса (период его наибольшей опасности).

При этом руководство страны отказалось от международного сотрудничества при проведении работ по ликвидации последствий катастрофы, что также было ошибкой. Только в 1989 году правительство обратилось к МАГАТЭ с просьбой дать экспертную оценку действий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Вследствие этих и других ошибок население радиоактивно загрязнённых территорий с недоверием относятся к информации из официальных источников. Сокрытие информации привело к возникновению слухов о невероятных последствиях катастрофы, а тенденция связывать проблемы здоровья с облучением привела к завышению количества смертных случаев в результате аварии.

На самом деле основные причины смертности в пострадавших районах те же, что и по стране: сердечно-сосудистые заболевания, травмы и отравления. Вызывают озабоченность несбалансированное питание, чрезмерное употребление алкоголя и табака, бедность и ограниченный доступ к медицинской помощи. Пострадавшее население считало себя приговорённым к меньшей продолжительности жизни, что порождало беспечное отношение к собственному здоровью (употребление в пищу загрязнённых грибов, ягод и дичи).

Проводимая правительством СССР и, в дальнейшем, Российской Федерации, политика социальной защиты выработала также пассивное отношение к жизни у граждан. Разветвлённая система пособий для пострадавших подрывала желание решать собственные экономические и социальные проблемы. Эта зависимость была одним из главных препятствий для возрождения пострадавших территорий.

Переселение, с одной стороны, снизило дозу облучения, которому подвергались люди, с другой - нанесло им психологический урон:

одни страдали от безработицы и считали, что им нет места в обществе, другие хотели вернуться в родные места. Более 330 тысяч человек были переселены, из них 220 тысяч -лишь через несколько лет после аварии, когда смена места жительства перестала быть острой необходимостью. С 1986 по 2004 гг. было отселено или выехало добровольно более 56 тысяч человек. Отток работоспособного населения привёл к тому, что доля пенсионеров на пострадавших территориях значительно выше, чем в среднем по стране.

Многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, которые специализировались на производстве лесоматериалов и пищевых продуктов, закрыты, некоторые виды производства пришли в упадок. Снизился уровень жизни, выросла безработица, население обнищало. Например, уровень безработицы в Брянской области в 1993-2000 гг. был в 1,51,8 раза выше, чем по стране, а среднедушевые денежные доходы населения составляли 65 % от общероссийского уровня. Неблагоприятная экономическая ситуация усугублялась репутацией радиоактивно загрязненных территорий, хотя в ряде районов можно было производить безопасные пищевые продукты, увеличив расходы на обработку почвы. Однако «клеймо Чернобыля» отпугивало потребителей.

Принятый Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержал ряд недостатков и также повлиял на социально-экономическую обстановку на этих территориях, в частности: в качестве критерия отнесения населённых пунктов к зонам радиоактивного загрязнения была принята величина плотности загрязнения почвы цезием свыше 1 Ки/км2, что не было оправдано с точки зрения ущерба здоровью и привело к чрезмерному расширению зон проведения реабилитационных мероприятий; статус «ликвидатора» получал каждый, кто провёл в тридцатикилометровой зоне хотя бы один день до 1 990 года, что нанесло экономический ущерб государству и привело к развитию негативных процессов среди самих ликвидаторов. В переходный для страны период предоставленные льготы стали для многих граждан единственным источником дохода и количество людей, претендующих на них, резко выросло и спровоцировало среди них рост в 3,7 раза показателей инвалидности

по отношению к остальному населению, хотя в большинстве случаев она была связана с заболеваниями, которые не могли быть вызваны радиацией.

В России порядок предоставления льгот гражданам, пострадавшим от радиационных аварий, отличается от порядка, принятого в других странах. Например, в США и Японии основанием для предоставления компенсации является наличие конкретного вреда здоровью, который определяется путём установления связи заболевания с конкретным влиянием на пострадавшего условий события, в котором он принимал участие.

Даже сегодня, с учетом современного состояния информационных технологий, людям, к сожалению, не хватает достоверных сведений о ситуации на территориях, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской атомной станции. Поэтому грамотная информационная политика поможет в устранении допущенных ошибок и решении выявленных проблем.

Новые способы распространения информации, ориентированные на конкретные группы населения, помогут довести до людей сведения о состоянии окружающей среды и динамике радиационной обстановки; требованиях безопасности при радиоактивном загрязнении; последствиях радиационного воздействия на здоровье; радиоактивном загрязнении природных пищевых продуктов; укреплении здоровья, ведении здорового образа жизни; изменениях в законодательстве о защите населения. Одна из главных задач - убедить жителей менее загрязнённых районов, что уровень радиационного облучения не представляет опасности для здоровья.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2006-2016 гг. декадой восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий [2]. За это время преодолены мрачные последствия, с которыми сталкивался данный регион, и созданы условия для нормальной жизни [3-6].

Перечислим основные направления и задачи в области преодоления последствий радиоактивного загрязнения на территориях, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС.

Социально-психологическая реабилитация граждан. Неблагоприятные социально-психологические последствия аварии существуют не как результат реальной радиационной

опасности, а как следствие субъективных представлений о радиации. Цель направления: снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий катастрофы, экологическая реабилитация и возвращение к нормальным условиям жизнедеятельности. Основным принципом реализации мер медицинской защиты и реабилитации граждан должна стать адресность медицинской помощи для пострадавших категорий населения. Обеспечение благоприятных экологических условий жизни и трудовой деятельности является приоритетным направлением политики на пострадавших территориях. Для реабилитации граждан используется также мониторинг социально-психологического состояния населения, повышение качества медицинской помощи, улучшение информирования о состоянии окружающей среды, последствиях радиационного воздействия на здоровье, изменениях в законодательстве о защите населения.

Реабилитация территорий, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, и создание необходимой инфраструктуры. Основными критериями для принятия решений о необходимости мероприятий по преодолению последствий катастрофы являются средние годовые эффективные дозы облучения населения (норматив -1 мЗв/год), а для территорий, где они ниже установленных норм, - накопленная доза облучения. Это обусловлено тем, что радиационное воздействие на человека зависит от полученной им дозы облучения. Долгосрочный план проведения работ по реабилитации пострадавших территорий предусматривает продолжение работ по возвращению менее пострадавших территорий в хозяйственное пользование, включая сооружение установок для переработки радиоактивных отходов и хранилищ для высокоактивного и содержащего долгоживущие радионуклиды радиоактивного материала, разработку природных ресурсов и проведение работ по экологическому мониторингу.

мероприятия в области мониторинга и исследований окружающей среды и снижения уровней облучения населения, а также создание условий для безопасного использования земель сельскохозяйственного и лесного фондов. Необходимо продолжить исследования в области радиационного и санитарно-гигиенического мониторинга объектов природной среды и продуктов питания, мониторинга доз облучения населе-

ния и прогнозирования обстановки для решения задач практического характера (оценка и прогнозирование уровня облучения людей и загрязнения пищевых продуктов для определения потребности в мерах реабилитации, информирование населения о загрязнении природных пищевых продуктов и об изменениях в радиационной обстановке) и научного характера (определение параметров долгосрочного переноса радионуклидов в разных экосистемах и природных условиях для совершенствования моделей прогнозирования, выявление механизмов поведения радионуклидов в менее изученных экосистемах).

Реализация комплекса мер в области охраны здоровья граждан и медицинских исследований. Следует продолжать медицинское обслуживание и обследование граждан, получивших большие дозы облучения. Существующие программы контроля состояния здоровья лиц с общим облучением тела менее 1 Гр должны быть направлены на сокращение потребления алкоголя и табака, диагностику сердечно-сосудистых заболеваний, психологическое оздоровление населения и лечение психических заболеваний, совершенствование медицинского обслуживания, в том числе создание эффективной системы предотвращения болезней, связанных с нехваткой йода в организме, расширение доступа к услугам репродуктивного здравоохранения, контроль за заболеваемостью лейкемией среди детей. Это предполагает продолжение исследований в области заболеваемости и смертности вследствие облучения, роли радиации в появлении сердечнососудистых заболеваний у аварийных работников, последствий высоких поглощённых доз для иммунитета и др.

мероприятия в области экономической и социальной политики. Подход к ликвидации последствий аварии должен основываться на следующих принципах: потребности населения, связанные с аварией, должны удовлетворяться в рамках единого подхода; помощь людям в возвращении к активной хозяйственной деятельности на территориях, пострадавших вследствие аварии; преодоление зависимости от государственной помощи; концентрация ресурсов государства на нуждах наиболее пострадавших людей; разработка и реализация долгосрочных мер.

Для решения поставленных задач необходимо:

- изыскивать новые способы информирования населения о безопасной жизни в условиях радиоактивного загрязнения и проводить разъяснительную работу с жителями районов, в которых уровень радиационного облучения не представляет опасности для здоровья;

- уделять основное внимание сильно загрязнённым районам и дифференцировать государственные программы в зависимости от уровня радиации, так как для разных районов характерны свои проблемы. Зоны с умеренным уровнем излучения можно сделать пригодными для проживания с помощью реабилитационных мер, районы с более высоким уровнем загрязнения требуют иного подхода, предоставления медицинских и социальных услуг и другой помощи. Ввиду того, что естественные процессы восстановления в сочетании с защитными мерами привели к снижению уровня излучения, разъяснить населению, что районы, ранее считавшиеся опасными, пригодны для проживания и хозяйственной деятельности. Развивать программы, вовлекающие людей в активную хозяйственную жизнь;

- повышать адресность пособий: выплату компенсаций производить реально пострадавшим гражданам (в настоящее время закон определяет широкий круг лиц, кому положены компенсации) и отменить льготы для жителей слабо загрязнённых районов, где уровни излучения соответствуют естественному фоновому излучению в других частях страны и Европы;

- пересмотреть программы восстановления здоровья: оздоровительные программы, такие как пребывание в санаториях и летних лагерях, неэффективны для снижения облучения, но улучшают психологическое состояние жителей территорий, пострадавших вследствие аварии. Это сэкономит средства, которые можно использовать для улучшения здравоохранения и продвижения здорового образа жизни;

- способствовать производству безопасных пищевых продуктов и распространению сельскохозяйственной продукции, которую можно безопасно производить в районах, где в почве присутствуют радионуклиды, при этом проводить анализ затрат и выгод, поскольку стоимость производства таких пищевых продуктов может превысить её рыночную ценность.

Подход к реабилитации и развитию территорий, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, предполагает:

- вовлечение пострадавшего населения в хозяйственную деятельность, обеспечивающую их экономическую и социальную жизнеспособность как основу преодоления последствий аварии;

- развитие инфраструктуры территорий [7-9], пострадавших вследствие аварии. Учитывая, что на территориях, пострадавших вследствие аварии, преобладает сельское население, нужно содействовать развитию фермерства и малого предпринимательства на отдалённых и необжитых территориях, переходу к усадебному хозяйствованию, хуторам. В этом будут заинтересованы молодёжь и семьи без жилья, безработные, мигранты. Проблема - беспрепятственное выделение земли под индивидуальное строительство и товарное производство. Нужны решительные меры: борьба с затягиванием сроков при реализации задач по развитию инфраструктуры, формирование индивидуального домостроения, становление среднего класса, развитие индивидуального электроснабжения, использование нетрадиционных источников электроэнергии;

- оздоровление делового климата, развитие частного сектора, создание условий для роста инвестиций, стимулирование экономического развития на региональном и местном уровнях;

- продолжение строительства жилья для пострадавших и объектов социальной сферы;

- поддержание инициатив по стимулированию притока капитала на региональном уровне, создание рабочих мест, малых и средних предприятий. Особое внимание нужно уделить развитию сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий вне зависимости от вида собственности;

- использование позитивного опыта международного сообщества по восстановлению районов, пострадавших от загрязнения окружающей среды, борьбе с высоким уровнем безработицы.

Для формирования адекватного отношения общества к последствиям аварии и радиационному риску нужны долговременные усилия, основанные на объективной информации о последствиях аварии. При формировании политики в области преодоления последствий аварии должны учитываться основные принципы [5]:

- охрана здоровья пострадавших граждан, обеспечение благоприятных экологических

условий жизни и трудовой деятельности населения на пострадавших территориях, этот принцип провозглашает право человека на защиту государством его жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, невзирая на экономические и материальные потери;

- оптимальное сочетание федеральных и местных объёмов финансирования реабилитационных мероприятий по преодолению последствий, целенаправленность и скоордини-рованность действий органов государственной власти и местного самоуправления;

- учёт уровня социально-экономических последствий аварии, необходимый для эффективного использования финансовых средств, влияющих на планирование и реализацию мероприятий;

- медицинская защита и реабилитация граждан, включённых в радиационно-эпиде-миологический регистр;

- развитие агропромышленного комплекса и радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов и др.

Сохранение приоритетов в области преодоления последствий аварии сократит затраты средств из федерального бюджета, позволит создать условия для жизнедеятельности населения на территориях, пострадавших вследствие аварии, и восстановить их экономику. Приоритет, по-прежнему, должен быть предоставлен социально-экономическому восстановлению и развитию пострадавших территорий, развитию нормальных условий проживания и хозяйственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов С. И., Арутюнян Р. В., Седнев В. А, Камышан-ский М. И., Кучеренко С. В., Пантелеев В. А, Перевощиков В. Я. Обеспечение радиационной безопасности населения и территорий. Часть I. Основы организации и обеспечения радиационной безопасности населения и территорий. Учебник. - М.: Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, Академия ГПС МЧС России, 2012. - 401 с.

2. Воронов С. И., Седнев В. А, Овсяник А. И., Неровных А. Н., Миронов В. Г. Основные направления развития ради-ационно загрязнённых территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2010. -№ 3. - С. 4-13.

3. Воронов С. И., Пушкин И. А., Аверин В. С., Арутю-нян Р. В., Герасимова Н. В., Косых В. С., Седнев В. А., Струев В. П., Шляков С. А. Разработка и внедрение методов и технологий обеспечения радиационной безопасности населения и территорий Российской Федерации // Конкурсная работа на соискание премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2013 года. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. - 100 с.

4. Седнев В. А., Овсяник А. И. Преодоление последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, проблемы и перспективы развития радиационно-загрязненных территорий // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2010. - № 4. - С. 4-22.

5. Седнев В. А, Овсяник А. И. Преодоление последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, проблемы и перспективы развития радиационно-загрязненных территорий (продолжение) // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2011. - № 1. - С. 4-12.

6. Воронов С. И., Гаврилов С. Л., Симонов А. В., Крас-ноперов С. Н. Научно-методическое и информационное обеспечение работ по созданию комплексной системы мониторинга за состоянием защиты населения (КСМ-ЗН) на территориях радиоактивного загрязнения. Отчет о НИР. - М.: Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, 2012. - 283 с.

7. Седнев В. А, Кудрин Б. И. Техноценологическая теория и ее применение для решения проблем безопасного и устойчивого развития сельских территорий и населения // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2015. - № 4. -С. 72-93.

8. Седнев В. А, Кудрин Б. И. Техноценологическая теория и ее применение для оценки управленческих решений и к проблемам развития территорий страны // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2015. -№ 4 (89). - С. 93-100.

9. Седнев В. А. Техноценологическая теория: отдельные выводы и соотношения // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2015. - №4 (89). -С. 101-108.

Voronov S., Sednev V.

MAIN DIRECTIONS AND OBJECTIVES IN THE FIELD OF ELIMINATING CONSEQUENCES OF RADIOACTIVE CONTAMINATION OF TERRITORIES AS A RESULT OF THE CHERNOBYL NUCLEAR POWER PLANT DISASTER

ABSTRACT

Purpose. The article substantiates the main directions, principles and objectives in the field of consequences elimination of radioactive contamination of territories affected by the Chernobyl nuclear power plant (ChNPP) disaster and socio-economic development of these territories.

Methods. We have applied methods of analysis, synthesis, generalization, mathematical statistics and basic principles of the systems theory, the system analysis and the information theory as well.

Findings. We have proposed an approach to rehabilitation and development of the territories which suffered from the Chernobyl disaster, and it includes: involvement of the affected population in economic activities; development of affected territories infrastructure; construction of housing for victims and social facilities; support of various initiatives to encourage capital flow at the regional level; providing employment; use of international community positive

experience in rehabilitation of areas affected by pollution, etc.

Research application field. The research results can be used when planning a strategy for rehabilitation of territories affected by nuclear accidents, as well as in preparing planning documents on population and territories protection from emergencies of natural and man-made character.

Conclusions. Implementation of substantiated directions, principles and objectives in the field of consequences elimination of radioactive contamination of territories affected by the Chernobyl nuclear power plant (ChNPP) disaster will provide their further socioeconomic development.

Key words: radiation environment, environmental rehabilitation, socio-economic development of affected territories.

REFERENCES

1. Voronov S.I, Arutyunyan R.V., VA Sednev, Kamyshanskiy M.I, Kucherenko S.V., Panteleev V.A., Perevoshchikov V.Ya. Obespechenie radiatsionnoi bezopasnosti naseleniia i territorii [Ensuring radiation safety of population and territories]. Moscow, Institut problem bezopasnogo razvitiia atomnoi energetiki RAN Publ., Akademiia GPS MChS Rossii Publ., 2012. 401 p.

2. Voronov S.I., Sednev V.A., Ovsyanik A.I., Nerovnykh A. N., Mironov V.G. Main directions of development of radiation-contaminated territories affected by the accident at the Chernobyl nuclear power station. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2010, no. 3, pp. 4-13. (in Russ.).

3. Voronov S.I., Pushkin I.A., Averin V.S., Arutyunyan R.V., Gerasimova N.V., Kosykh V.S., Sednev V.A., Struev V.P., Shlyakov S.A. Razrabotka i vnedrenie metodov i tekhnologii obespecheniia radiatsionnoi bezopasnosti naseleniia i territorii Rossiiskoi Federatsii. Konkursnaia rabota na soiskanie premii Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii v oblasti nauki i tekhniki 2013 [Development and implementation of methods and technologies of radiation safety of population and territories of the Russian Federation. Contest work for the award of the Government of the Russian Federation in science and technology 2013]. Moscow, Ministry of education and science of the Russian Federation, 2013. 100 p.

4. Sednev V.A., Ovsyanik A.I. Overcoming the consequences of the accident at the Chernobyl nuclear power station, the problems and prospects of development of radiation-contaminated territories. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2010, no. 4, pp. 4-22. (in Russ.).

5. Sednev V.A., Ovsyanik A.I. Overcoming the consequences of the accident at the Chernobyl nuclear power station, the problems and prospects of development of radiation-contaminated territories (continued). Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia. 2011, no. 1, pp. 4-12. (in Russ.).

6. Voronov S.I., Gavrilov S.L., Simonov A.V., Krasnoperov S.N. Nauchno-metodicheskoe i informatsionnoe obespechenie rabot po sozdaniiu kompleksnoi sistemy monitoringa za sostoianiem zashchity naseleniia (KSM-ZN) na territoriiakh radioaktivnogo zagriazneniia [Scientific-methodical and information support of works on creation of complex system of monitoring the state of protection of the population (KSM-ZN) on the territories of radioactive contamination]. Moscow, Institut problem bezopasnogo razvitiia atomnoi energetiki RAN Publ., 2012. 283 p.

7. Sednev V.A., Kudrin B.I. Technoceramica theory and its application to solve problems of safe and sustainable development of rural areas and population. Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii. 2015, no. 4, pp. 72-93. (in Russ.).

8. Sednev V.A., Kudrin B.I. Technoceramica theory and its application to evaluation of managerial decisions and to the development of the country. Izvestiia Rossiiskoi akademii raketnykh i artilleriiskikh nauk. 2015, no. 4 (89), pp. 93-100. (in Russ.).

9. Sednev V.A. Technoceramica theory: some of the findings and of the ratio. Izvestiia Rossiiskoi akademii raketnykh i artilleriiskikh nauk. 2015, no. 4 (89), pp. 101-108. (in Russ.).

SERGEi Voronov VLADiMiR Sednev

Doctor of Biological Sciences, Professor EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Doctor of Technical Sciences, Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.