4
ЗНиСО апрель №4 (2\7)
РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС И ЗАДАЧИ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Г.Г. Онищенко
RADIATION-HYGIENIC CONSEQUENCES OF THE ACCIDENT ON THE CHERNOBYL NPP AND THE TASKS OF THEIR MINIMIZATION
G.G. Onischenko
Роспотребнадзор
Описаны основные направления работ по ликвидации последствий Чернобыльской аварии, проведенных органами государственного санитарного надзора. Дана оценка состояния радиационной обстановки в настоящее время на пострадавших территориях Российской Федерации, включая результаты расчетов текущих, накопленных и прогнозируемых доз облучения населения. Сформулированы основные направления дальнейшей работы на предстоящий период и стоящие перед Федеральной службой задачи.
Ключевые слова: Чернобыльская АЭС, население, дозы облучения, критические группы населения, радиационный контроль, радиационно-гигиенический мониторинг.
The main directions are described of the activities aimed on the Chernobyl accident consequences elimination implemented by the bodies of the State Sanitary Supervision. Estimation is given of the radiation situation at present time in the Russian Federation affected territories, including the calculation of current, accumulated and prognosticated population exposure doses. The main directions of the further activities for the coming period and the tasks of the Federal Service are formulated.
Keywords: Chernobyl NPP, population, exposure doses, population critical groups, radiation control, radiation-hygienic monitoring.
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению европейской части Российской Федерации, охватив территории 14 субъектов России, общей площадью с плотностью загрязнения почвы более 1 кюри/км2, по данным Росгидромета, более 50 тыс. км2.
Наиболее интенсивному радиоактивному загрязнению подверглись в 1986 г. территории 14 субъектов Российской Федерации, на которых и в настоящее время имеются населенные пункты, отнесенные к зонам радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской аварии в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 7 апреля 2005 г. № 197 (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ульяновска области и Республика Мордовия).
В соответствие с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зонам радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской аварии отнесены территории с плотностью загрязнения выпавшими в результате аварии радионуклидами выше 1 кюри/км2, а также
населенные пункты, в которых средняя годовая доза облучения населения (СГЭД) равна или превышает 1 мЗв/год дополнительного облучения в результате последствий аварии или накопленная за 70 лет (средняя продолжительность жизни) может превысить 70 мЗв.
Наиболее интенсивному загрязнению в результате выпадения радионуклидов подверглась Брянская область, в первую очередь, её юго-западные районы (Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, г. Клинцы, Красногорский, Новозыбковский, г. Новозыбков), уровни загрязнения в этих районах до настоящего времени составляют 15—40 кюри/км2 и более. Несколько менее загрязнены территории Тульской, Калужской и Орловской областей. Кроме этих четырех областей еще в 10 регионах страны имеются населенные пункты (НП), отнесенные к зоне радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в которых в целом проживают более 1,5 млн человек.
В ликвидации аварии и её последствий участвовали и подверглись повышенному радиационному воздействию почти 190 тыс. человек, которые в настоящее время находятся под постоянным медицинским наблюдением.
С первых дней аварии на Чернобыльской АЭС органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, приступили к проведению мероприятий по оценке
апрель №4 (217)
5
Количество населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, (в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 7 апреля 2005 г. № 197) и количество населения, проживающего в них (по состоянию на 1 января 2010 г.)
Субъект Российской Федерации Количество населенных пунктов и жителей в зонах радиоактивного загрязнения
Всего В том числе, по зонам радиоактивного загрязнения
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом зона проживания с правом на отселение зона отселения зона отчуждения
Н.П. Жителей, тыс. чел. Н.П. Жителей, тыс. чел. Н.П. Жителей, тыс. чел. Н.П. Жителей, тыс. чел. Н.П. Жителей
Белгородская область 79 75,7 79 75,7
Брянская область 978 343,5 535 147,7 237 120,1 202 75,7 4 0
Воронежская область 79 28,2 79 28,2
Калужская область 353 82,6 285 79,5 68 3,1
Курская область 168 120,6 168 120,6
Ленинградская область 29 9,7 29 9,7
Липецкая область 75 33,8 75 33,8
Орловская область 965 131,1 900 116,4 65 14,7
Пензенская область 35 7,7 35 7,7
Рязанская область 320 95,5 320 95,5
Тамбовская область 6 7,3 6 7,3
Тульская область 1306 628,2 1184 596,9 122 31,3
Ульяновская область 5 2,6 5 2,6
Республика Мордовия 16 9,3 16 9,3
Итого: 4 414 1 575,8 3 716 1 330,9 492 169,2 202 75,7 4 0
радиационной ситуации в местах проживания населения и минимизации негативных последствий аварии на здоровье населения. В первую очередь, решались проблемы ограничения облучения радиационного воздействия на население и участников ликвидации аварии. Первостепенной проблемой была разработка гигиенических нормативов — установление пределов доз облучения населения и участников ликвидации аварии, а также своевременное выявление загрязненной продукции, недопущение её реализации, что способствовало снижению поступления радионуклидов в организм людей и, тем самым, снижению доз внутреннего облучения.
Систематический радиационный контроль продуктов питания был установлен органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора по всей территории СССР уже с 30 апреля 1986 г.
Основными направлениями работ органов государственного санитарного надзора являлись:
— разработка гигиенических нормативов по ограничению облучения населения на всех этапах жизнедеятельности: в быту, на работе, отдыхе, нормирование продуктов питания, питьевой воды, других объектов окружающей среды и продукции, производимой на загрязненной территории;
— мониторинг радиационной обстановки в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая определение уровней внешнего облучения, содержание радионуклидов в продуктах питания, в том числе производимых в личных подсобных хозяйствах и дикорастущих, в питьевой воде, объектах окружающей среды и другой продукции, производимой на радиоактивно загрязненных территориях (например: шерсть, табак, строительные материалы и др.);
6
ЗНиСО апрель №4 (217)
— оценка и прогноз доз облучения населения;
— разработка и внедрение методических документов по обеспечению радиационно-гигиенического мониторинга;
— обоснование, разработка и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение доз облучения населения. Контроль за эффективностью проводимых защитных мероприятий и нормализацией социально-экономического функционирования загрязненных территорий;
— организация социальной и правовой помощи населению, реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, санитарно-просветительная работа, снижение радиофобии и стресса.
Разработанные за послеаварийный период нормативно-методические документы, обеспечивают реализацию федерального закона, активно используются на пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС территориях и являются руководством к действию на случай возможных радиационных аварий.
Важнейшими событиями в части обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации за 25 лет после аварии стали принятие законов «О радиационной безопасности населения» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также введение новых Норм радиационной безопасности НРБ-99/2009 и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99/2010.
Проводящийся в настоящее время радиационный мониторинг позволяет продолжать изучение путей и уровней поступления радионуклидов в организм человека (коэффициенты перехода радионуклидов из почвы в растения и далее в организм человека), разрабатывать оптимальные меры по снижению (минимизации) радиационного воздействия на население. Значительный радиационный контроль проводился за продукцией поступающей из зон радиоактивного загрязнения Украины, Белоруссии, с целью предотвращения поступления радиоактивно загрязненной продукции, произведенной и транспортируемой из загрязненных районов.
По итогам мониторинга за уровнями содержания в настоящее время радионуклидов в пищевых продуктах, произведенных и реализуемых на пострадавших территориях России, можно сделать следующие выводы:
— во всех 14 пострадавших субъектах Российской Федерации питьевая вода, продукты детского питания, реализуемые в дошкольных и школьных учреждениях, вся пищевая продукция в торговой сети, а также такие виды продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, как овощи, бахчевые и фрукты, соответствуют гигиеническим нормативам;
— в 12 субъектах Российской Федерации (кроме Брянской и Калужской областей) из 14, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, вся сельскохозяйственная пищевая продукция, в том числе производимая в личных хозяйствах, соответствует гигиеническим нормативам.
В то же время, продукты питания (молоко), производимые в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), а также дикорастущие продукты леса (ягоды, грибы, рыба, мясо диких животных) в двух областях — Брянской и Калужской — до настоящего времени по уровню содержания радионуклидов цезия зачастую не соответствуют нормативам.
В наиболее пострадавшей Брянской области в 2008 г. было всего исследовано 9 196 проб на содержание цезия-137, из которых в 571 пробе (6,2 %) были превышены гигиенические нормативы. При этом наибольшее количество загрязненных проб отмечается в юго-западных районах (567 проб, что составляет 14,4 % от всех 3 940 проб, отобранных в этих районах).
В 2009 г. проведена оптимизация радиационного мониторинга, при этом из 5 760 проб по Брянской области в целом выше гигиенических нормативов 365 образцов (6,3 %), все они из юго-западных районов области, что в процентном отношении составляет 12,1 из 3 006 проб, отобранных в этих районах.
В 2010 г. в системе радиационного мониторинга из 5 163 проб по Брянской области в целом превышение гигиенических нормативов в 334 образцах (6,3 %), в 323 — из юго-западных районов области, что в процентном отношении составляет 11,6 из 2 785 проб, исследованных в юго-западных районах.
Анализ результатов радиационного мониторинга за последние 3 года показывает сокращение числа населенных пунктов, в которых выявлялось загрязненное цезием-137 молоко из личных подсобных хозяйств: в 2006 году — 59 НП, в 2007 г. - 44 НП, в 2008 г. - 41 НП.
Наибольшее количество проб с превышением гигиенических нормативов наблюдается в природных продуктах - грибах и дикорасту-
апрель №4 (217)
7
щих ягодах. В Брянской и Калужской областях даже среднее содержание 137С8 в отобранных пробах грибов превышает норматив, а превышение нормативов в отдельных пробах в юго-западных районах Брянской области составляет 10—100 раз, достигая более 7 тыс. Бекке-рель на кг. Превышение нормативов в грибах, ягодах отмечалось также в Калужской, Ленинградской, Тульской областях. Следует отметить, что сбор дикорастущих грибов и ягод, лов рыбы и охота традиционно дополняют рацион питания, особенно сельского населения. Вклад природных продуктов в формирование дозы внутреннего облучения населения, активно потребляющего «дары леса», в настоящее время может достигать, по имеющимся оценкам, до 50 % и более.
Наиболее объективным качественным показателем оценки реального радиационного воздействия на население загрязненных территорий является доза облучения населения.
В экспедиционных полевых работах, проведенных в 1986—2010 гг. (в т. ч. в рамках мероприятий ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий») на загрязненных территориях специалистами ФГУН НИ-ИРГ (Роспотребнадзора), выполнено более 260 тыс. измерений на содержание радионуклидов цезия в организме жителей с использованием счетчиков излучения человека (СИЧ) и измерений индивидуальных доз внешнего облучения (методом термолюминесцентной дозиметрии — ТЛД), а также десятки тысяч измерений гамма-фона в различных населенных пунктах и их ареалах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения.
На основе проведенных исследований разработаны модели формирования годовых и накопленных доз внешнего и внутреннего облучения населения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и определены их параметры. Реконструированы дозы облучения щитовидной железы жителей большинства пострадавших территорий России. На основе данных составлен прогноз раковых заболеваний щитовидной железы у пострадавшего населения.
Дальнейшие исследования показали, что осуществление защитных мер в послеаварий-ный период позволило примерно вдвое снизить накопленную дозу у населения, особенно у той группы населения, которая проживала в наиболее загрязненных НП, где защитные мероприятия выполнялись строже и начались раньше.
В 1993 г. впервые были опубликованы оценки текущих годовых доз, получаемых на-
селением на загрязненной территории России: издан «Справочник по радиационной обстановке и дозам облучения в 1991 г. населения районов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», подготовленный в основном силами НИИРГ и служб госсанэпиднадзора.
Результаты выполненных дозовых оценок опубликованы, в качестве официальных изданий, в Информационных сборниках по средним годовым дозам облучения населения в 1991, 2001, 2004 и 2007 гг., по средним накопленным с 1986 по 1995, 2001 и 2005 гг. эффективным дозам облучения. В этих изданиях приведены дозовые оценки для всех НП, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения по постановлению Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 г. Опубликованы сборники по дозам облучения щитовидной железы для жителей большинства пострадавших территорий России. Дан прогноз раковых заболеваний щитовидной железы у пострадавшего населения.
Приведены результаты расчетов доз облучения населения в 2007 г. (расчет доз, в соответствии с федеральным законом, проводится не реже чем 1 раз в 5 лет).
Видно, что из 14 субъектов РФ, входящих в зоны радиоактивного загрязнения, в 10 субъектах средняя годовая эффективная доза не превышает 0,3 от допустимой (1,0 миллиЗиверт). В двух областях (Тульская и Орловская) средняя годовая доза выше 0,3, но меньше 1,0 миллиЗиверт. Превышение годовой дозы в 1,0 мил-лиЗиверт отмечается лишь в двух областях: в Брянской (в 321 НП) и в Калужской (2 НП). Максимальное расчетное значение — 9,4 мЗв/ год — отмечено в поселке Заборье Красногорского района Брянской области. Дозу облучения более 5,0 мЗв/год получают жители 13 населенных пунктов Брянской области.
На основе результатов радиационного мониторинга выполнен научно обоснованный прогноз доз облучения населения. Ожидаемая эффективная доза рассчитана по 2056 г. включительно, завершающий 70-летний период после Чернобыльской аварии, принятый за среднюю продолжительность жизни одного поколения. Годовые дозы постепенно уменьшаются, и ожидается, что даже по самым консервативным оценкам в 2056 г. только в 15 НП годовая доза превысит 1,0 миллиЗиверт. В то же время, продолжится рост накопленных доз. Так, в Брянской области количество населен-
0
ЗНиСО апрель №4 (217)
Распределение населенных пунктов различных регионов Российской Федерации по величине средней годовой эффективной дозы облучения жителей в 2007 г.
Область, регион Количество НП В том числе, в интервале доз, мЗв/год
< 0,3 0,3 —1,0 > 1,0 > 5,0 Максимум
Белгородская 79 79 — - - 0,16
Брянская 973 394 258 321 13 9,4
Воронежская 79 79 - - - 0,13
Калужская 352 239 111 2 - 1,1
Курская 168 168 - - - 0,26
Ленинградская 29 29 - - - 0,17
Липецкая 75 75 - - - 0,15
Мордовия 16 16 - - - 0,18
Орловская 900 887 13 - - 0,54
Пензенская 35 35 - - - 0,15
Рязанская 320 320 - - - 0,26
Тамбовская 6 6 - - - 0,07
Тульская 1306 1211 95 - - 0,69
Ульяновская 5 5 - - - 0,13
Итого: 4343 3543 477 323 13 9,4
ных пунктов, в которых средняя накопленная эффективная доза облучения (включая облучение щитовидной железы) превышает 70 мЗв для лиц возрастом менее 1 года на момент аварии, составит в 2056 г. 336 НП (в 2005 г. их было 271 НП).
Наиболее социально значимой проблемой, решаемой в ходе преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является здоровье ликвидаторов аварии и населения, проживающего на загрязненных территориях. Уже в июне 1986 г. на союзном уровне было принято решение о создании единой системы медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися облучению в результате аварии на ЧАЭС. В 1993 г. создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР), который функционирует на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН. Сейчас в РГМДР зарегистрировано более 677 тыс. человек, в том числе почти 190 тыс. ликвидаторов и более 487 тыс. жителей загрязненных радионуклидами областей России. Анализ данных регистра показал, что наиболее острой проблемой медицинских последствий аварии является рост заболеваемости раком щитовидной железы среди детского (на момент аварии) населения. Из выявленных в Брянской области с 1991 по 2007 гг. 408 случаев заболевания раком
щитовидной железы у детей (на момент аварии) 212 случаев (52 %) обусловлены действием радиации. Отмечено увеличение частоты заболеваемости лейкозами в течение 1986—1996 гг. среди ликвидаторов, получивших дозу выше 150 миллиГрей.
Проведенные исследования дозовой зависимости неонкологической заболеваемости среди населения, проживающего на загрязненной территории, не выявили статистически значимую связь. Однако следует отметить, что для установления или полного исключения связи онкологической или неонкологической заболеваемости с воздействием радиации необходимо продолжить дальнейшие эпидемиологические исследования.
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день в результате работы по минимизации медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС удалось решить целый ряд проблем:
• Создана нормативно-правовая база по большинству направлений преодоления последствий аварии.
• Организована и функционирует система радиационного контроля и мониторинга за продуктами питания, в том числе из личных хозяйств, питьевой водой, дозами облучения населения, условиями труда, быта, отдыха.
Апрель №4 (217)
9
• Проведена значительная работа по установлению годовых и накопленных доз облучения населения, а также доз облучения щитовидной железы. Разработана методика оценки средних годовых доз облучения критических групп населения, в т. ч. с учетом оценки доз трех возрастных групп детского населения, а также индивидуализированных доз, а не только средних по населенному пункту.
• В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания. Действует система социальной защиты пострадавшего населения.
• Создана система динамического наблюдения за влиянием воздействия малых доз на здоровье человека. Определены группы повышенного риска медицинских последствий аварии среди ликвидаторов и населения.
Основные направления дальнейшей работы на предстоящий период.
25-летний опыт работы по ликвидации аварии и её медицинских последствий позволяет перейти в настоящее время на дозовый критерий при выделении территорий и критических групп населения для проведения целенаправленных защитных мероприятий.
Следует также продолжать работы по совершенствованию и оптимизации системы радиационного мониторинга, сосредоточив исследования, в первую очередь, на интенсивно загрязненных радионуклидами территориях. Несомненно, что радиационный мониторинг на загрязненных территориях необходимо вести и далее, чтобы не терять контроль над ситуацией и обеспечивать достоверной информацией население и органы власти — для принятия адекватных мер по радиационной, медицинской и социальной защите жителей.
Постоянный контроль за дозами облучения населения дает возможность адекватно оценивать текущие и накопленные дозы, измененные проведенными защитными мероприятиями и исполнением рекомендаций по рациону потребления местных пищевых продуктов. В свою очередь, оценки фактических доз являются основой для проведения эпидемиологических исследований заболеваний населения различными патологиями и анализу связи их с радиационным воздействием Чернобыльской аварии.
Чернобыльская авария нанесла также огромный ущерб и социально-экономическому
положению населения загрязненных территорий. Уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, временный вывод из землепользования загрязненных земель, отселение жителей, отказ рынков сбыта от приема сельхозпродукции из чернобыльских территорий привели к уменьшению, а местами и к полной ликвидации сельскохозяйственного и перерабатывающего производства на загрязненных территориях. Конечно, на этот процесс повлияла не только авария на ЧАЭС, но и общая деградация производства в период перестройки. Тем не менее, бедность в селах загрязненных районов более видна, чем в не подвергшихся радиационному воздействию.
Отсутствие рабочих мест и психологическая напряженность, вызванная недостаточной информированностью населения о реальной радиационной ситуации в месте проживания, о природе воздействия радиации на организм человека, привели к оттоку молодежи и изменению демографической ситуации на загрязненных территориях.
Совершенно очевидно, что реабилитация загрязненных территорий сводится не только к снижению уровней радиоактивного загрязнения производимой продукции и доз облучения населения. Необходимо восстанавливать экономику, улучшать психологический настрой жителей. Наличие оплачиваемой работы поможет людям перестроиться от психологии «жертвы Чернобыля» к уверенному планированию своего будущего.
Реабилитация территорий Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, зависит от решения целого комплекса задач, которые характерны и для других территорий России, пострадавших в результате радиационных аварий. К наиболее важным из них относятся следующие задачи:
1) нормативно-методическое и правовое обеспечение реабилитации территорий Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
2) организация и проведение радиационного мониторинга на радиоактивно загрязненных территориях и оценка доз облучения населения;
3) проведение мероприятий по снижению доз облучения населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также по обеспечению условий для производства нормативно чистой продукции;
10
ЗНиСО апрель №4 (217)
4) организация и проведение медицинской и социально-психологической реабилитации населения территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
5) повышение степени благоустройства загрязненных населенных пунктов, создание нормальных условий проживания;
6) проведение научных исследований, обеспечивающих обоснованное планирование и реализацию реабилитационных мероприятий;
7) скорейшее утверждение Правительством Российской Федерации ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года»