Научная статья на тему 'Oсновные направления развития радиационно-загрязнённых территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции. Круглый стол'

Oсновные направления развития радиационно-загрязнённых территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции. Круглый стол Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОБЫЛЬ / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / БЕЗОПАСНОЕ ПРОЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ / CHERNOBYL / THE ANALYSIS OF THE SITUATION / SECURE RESIDENCE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / THE REVIVAL OF THE AFFECTED AREAS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронов Сергей Иванович, Седнёв Владимир Анатольевич, Неровных Александр Николаевич, Овсяник Александр Иванович, Миронов Владимир Георгиевич

Не так много времени остаётся до 26 апреля 2011 года, когда исполнится четверть века со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В преддверии этой даты в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва) состоялся круглый стол, на котором его участники высказались о планах социально-экономического развития радиационно-загрязнённых территорий, при этом основное внимание уделено созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей на этих территориях. В круглом столе приняли участие: Сергей Иванович Воронов - заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор биологических наук, профессор. Владимир Анатольевич Седнёв - доктор технических наук, профессор кафедры защиты населения и территорий Академии. Александр Николаевич Неровных - кандидат военных наук, доцент кафедры гражданской защиты Академии. Александр Иванович Овсяник - заместитель начальника Академии по учебной работе, доктор технических наук, профессор. Ведущий - Владимир Георгиевич Миронов, главный редактор журнала «Пожары и ЧС», кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронов Сергей Иванович, Седнёв Владимир Анатольевич, Неровных Александр Николаевич, Овсяник Александр Иванович, Миронов Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Not much time left before the April 26, 2011, when turns a quarter-century since the accident at the Chernobyl nuclear power plant. In anticipation of this date, the State Fire Academy of EMERCOM of Russia (Moscow) held a roundtable discussion in which participants spoke about the plans for socio-economic development of radiation-contaminated areas, with emphasis given to the creation of favorable living conditions in those territories.

Текст научной работы на тему «Oсновные направления развития радиационно-загрязнённых территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции. Круглый стол»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАГРЯЗНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ СТАНЦИИ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Не так много времени остаётся до 26 апреля 2011 года, когда исполнится четверть века со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В преддверии этой даты в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва) состоялся круглый стол, на котором его участники высказались о планах социальноэкономического развития радиационно-загрязнённых территорий, при этом основное внимание уделено созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей на этих территориях.

В круглом столе приняли участие:

Сергей Иванович Воронов — заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор биологических наук, профессор.

Владимир Анатольевич Седнёв — доктор технических наук, профессор кафедры защиты населения и территорий Академии.

Александр Николаевич Неровных — кандидат военных наук, доцент кафедры гражданской защиты Академии.

Александр Иванович Овсяник — заместитель начальника Академии по учебной работе, доктор технических наук, профессор.

Ведущий — Владимир Георгиевич Миронов, главный редактор журнала «Пожары и ЧС», кандидат философских наук.

Ключевые слова: Чернобыль, анализ ситуации, безопасное проживание, социально-экономическое развитие, возрождение пострадавших территорий.

KEY TRENDS CONTAMINATED TERRITORIES AFFECTED BY CHERNOBYL ANPP

Not much time left before the April 26, 2011, when turns a quarter-century since the accident at the Chernobyl nuclear power plant. In anticipation of this date, the State Fire Academy of EMERCOM of Russia (Moscow) held a roundtable discussion in which participants spoke about the plans for socio-economic development of radiation-contaminated areas, with emphasis given to the creation of favorable living conditions in those territories.

Keywords: Chernobyl, the analysis of the situation, secure residence, socio-economic development, the revival of the affected areas.

- С момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее — ЧАЭС) прошло почти 25 лет, и история этой крупнейшей техногенной аварии не завершена. Какая ситуация складывается на радиационно-загрязнённых территориях (далее — РЗТ) в последние годы? Каковы прогнозы её развития в среднесрочной и долгосрочной перспективах?

С. И. Воронов: Авария привела к выбросу в атмосферу около 520 опасных радионуклидов, прежде всего йода и цезия. На 200 тысячах квадратных километров территории Европы уровень загрязнения цезием превысил 37 кБк/км2. В России радиоактивному загрязнению подверглись территории 14 субъектов с плотностью 1 Ки/км2 и выше. Больше всего пострадали Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области. Авария породила серьёзные проблемы радиологического, экологического, медицинского и социально-психологического характера, оказав негативное воздействие на социально-экономическое развитие пострадавших территорий.

К основным факторам последствий аварии следует отнести радиационное воздействие на человека и окружающую среду, психологическое воздействие - и не только на население пострадавших территорий, но и на население страны в целом, а также широкое предоставление социальных льгот и компенсаций пострадавшим.

За годы после аварии радиационная обстановка на пострадавших территориях стабилизировалась: только в 192 населённых пунктах Брянской области и в двух населённых пунктах Калужской области (количество жителей - 170 тысяч человек) наблюдались средние годовые эффективные дозы (далее - СГЭД) облучения, превышающие норматив (1 мЗв/год). В трёх населённых пунктах Брянской области (сёла Заборье, Николаевка и Яловка Красногорского района с населением около 700 человек) СГЭД облучения превышают 5 мЗв.

А. И. Овсяник: К 2007 году уровни излучения в окружающей среде снизились в несколько сотен раз как в результате природных процессов, так и предпринятых усилий по ликвидации последствий аварии. В настоящее время концентрации цезия в сельскохозяйственных продуктах, произведённых в пострадавших районах, не превышают допустимых уровней. Большинство бывших РЗТ безопасны для проживания и экономической деятельности.

Уровни цезия и стронция в воде и рыбе в реках, открытых озёрах и водохранилищах невысоки; лишь в некоторых не имеющих стока озёрах (например, в «замкнутом» озере Кожановское) как вода, так и рыба останутся загрязнёнными цезием несколько десятилетий.

— Эффективность государственных мер по социально-экономическому возрождению РЗТ снижена из-за недоверия людей, вызванного допущенными

в разные годы ошибками. Это имело негативные последствия для психологического и, как следствие, физического здоровья населения.

А. Н. Неровных: Государство оказалось не готово к авариям такого масштаба и их последствиям. Летом-осенью 1986 года решения принимались руководством страны в сжатые сроки, в обстановке напряжённости, отсутствия необходимой информации. Если бы население было проинструктировано о мерах защиты, это позволило бы избежать воздействия радиоактивного йода, который вызывает рак щитовидной железы. Если бы эвакуация населения была проведена сразу же после аварии, это позволило бы спасти людей от его воздействия в течение 8-16 дней после выброса, когда он представляет наибольшую опасность. Это, несомненно, явилось ошибкой. При этом руководство СССР отказалось от международного сотрудничества при проведении работ по ликвидации последствий катастрофы, что также было ошибкой. Только в 1989 году правительство обратилось к МАГАТЭ с просьбой дать экспертную оценку действий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Вследствие этих и других ошибок люди, проживающие на РЗТ, с недоверием относятся к информации из официальных источников. Сокрытие информации привело к возникновению слухов о невероятных последствиях катастрофы, которые по силе воздействия на психику и здоровье в целом сопоставимы с физическими факторами.

Тенденция связывать проблемы здоровья с облучением привела к тому, что люди стали завышать количество смертных случаев в результате аварии. Многие болезни ассоциируются с воздействием облучения. На самом деле основные причины смертности в пострадавших районах те же, что и в целом по стране: сердечно-сосудистые заболевания, травмы и отравления. Вызывают озабоченность несбалансированное питание, чрезмерное употребление алкоголя и табака, бедность и ограниченный доступ к медицинской помощи.

Пострадавшее население считает себя приговоренным к меньшей продолжительности жизни. Это, в свою очередь, порождает беспечное отношение к собственному здоровью (употребление в пищу загрязнённых грибов, ягод и дичи).

— Напомню нашим читателям, что Александр Николаевич Неровных с октября 1987 по март 1989 года был командиром роты инженерной техники в составе полка химической защиты, который дислоцировался в Гомельской области. Его подразделение занималось дезактивацией третьего энергоблока, затем — дезактивацией населённых пунктов в зоне отчуждения. Награждён орденом мужества РФ.

Илл. 1. Курсанты Академии ГПС МЧС России на митинге памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах на Митинском кладбище (г. Москва) 26 апреля 2010 года. Фото Анны Коноровой

В. А. Седнёв: Проводимая правительством политика социальной защиты вызвала зависимость, выработала пассивное отношение к жизни. Разветвлённая система «пособий для пострадавших» питает надежды на долгосрочную финансовую поддержку, подрывает желание решать собственные экономические и социальные проблемы. Эта зависимость -одно из главных препятствий для возрождения пострадавших территорий.

Переселение, хотя и снизило дозу облучения, которому подвергались люди, нанесло им психологический урон: одни страдают от безработицы и считают, что не имеют места в обществе, другие хотели бы вернуться в родные места.

А. И. Овсяник: Демографическая структура населения РЗТ сильно искажена. Более 330 тысяч человек были переселены, из них 220 тысяч -через несколько лет после аварии, когда польза от смены места жительства стала менее очевидна. В России с 1986 по 2004 годы было отселено или выехало добровольно более 56 тысяч человек. Отток работоспособного населения привёл к тому, что доля пенсионеров на РЗТ значительно выше, чем в среднем по стране; в ряде районов их больше, чем трудоспособного населения.

Многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, которые специализировались на производстве лесоматериалов и пищевых продуктов, закрыты, некоторые виды производства пришли в упадок. Снизился уровень жизни, выросла безработица, население обнищало.

Тяжёлое положение сложилось в Брянской области: уровень безработицы в 1993-2000 годах здесь был в 1,5-1,8 раза выше, чем по стране; среднедушевые денежные доходы населения составляли 65 % от общероссийского уровня.

Неблагоприятная экономическая ситуация усугубляется репутацией РЗТ. В ряде районов могут производиться безопасные пищевые продукты при повышенных расходах на обработку почвы. Однако «клеймо Чернобыля» отпугивает потребителей, которые отказываются от продукции даже из тех районов, где сельскохозяйственная деятельность считается безопасной.

— Как повлиял федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на социально-экономическую обстановку в регионе?

С. И. Воронов: Существующий федеральный закон, на наш взгляд, содержит ряд недостатков. Во-первых, в качестве критерия отнесения населённых пунктов к зонам радиоактивного загрязнения принята величина плотности загрязнения почвы цезием свыше 1 Ки/км2. Её появление не было оправдано с точки зрения ущерба здоровью и привело к чрезмерному расширению зон проведения реабилитационных мероприятий.

Во-вторых, статус «ликвидатора» получал каждый, кто провёл в тридцатикилометровой зоне хотя бы один день до 1990 года. Это нанесло экономический ущерб государству, привело к развитию негативных процессов среди самих ликвидаторов. По данным РГМДР, только ликвидаторы 19861987 годов относятся к группе повышенного риска. Предоставленные льготы стали для многих единственным источником дохода и количество людей, претендующих на них, резко выросло. Это спровоцировало рост показателей инвалидности (в 3,7 раза выше, чем среди остального населения), хотя в большинстве случаев инвалидность связана с заболеваниями, которые не могли быть вызваны радиацией.

В России порядок предоставления льгот гражданам, пострадавшим от радиационных аварий, существенно отличается от других стран. Например, в США и Японии основанием для предоставления компенсации является наличие конкретного вреда здоровью, при этом вред здоровью определяется путём установления связи заболевания с конкретным влиянием на пострадавшего условий события, в котором он принимал участие и т. д.

— У людей, к сожалению, не хватает достоверных сведений о ситуации на РЗТ. Как представляется, грамотная информационная политика поможет в решении ряда актуальных проблем.

И/л. 2. Мемориальный комплекс героям Чернобыля на Митинском кладбище.

Фото Вячеслава Волкова

A. Н. Неровных: Новые способы распространения информации, ориентированные на конкретные группы населения, должны довести до людей сведения о состоянии окружающей среды, в частности, динамике радиационной обстановки; требованиях безопасности при радиоактивном загрязнении; последствиях радиационного воздействия на здоровье; радиоактивном загрязнении природных пищевых продуктов; укреплении здоровья, ведении здорового образа жизни; изменениях в законодательстве о защите населения. Одна из главных задач на данном этапе - убедить жителей менее загрязнённых районов, что уровень радиационного облучения в настоящее время не представляет опасности для здоровья.

— Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2006—2016 годов декадой восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий. По словам генерального секретаря ООН, за это время нужно преодолеть «мрачные последствия, с которыми сталкивается этот регион, чтобы люди могли взять полный контроль над своей жизнью, чтобы нормальная жизнь стала одной из реальных целей». В связи с этим, какими видятся основные направления развития РЗТ?

B. А. Седнёв: Основные направления, принципы и задачи в области преодоления последствий радиоактивного загрязнения видятся следующими.

1. Социально-психологическая реабилитация граждан.

Неблагоприятные социально-психологические последствия аварии существуют не как результат реальной радиационной опасности, а как следствие субъективных представлений о радиации. Цель направления: снижение

негативных медицинских, социальных и психологических последствий катастрофы, экологическая реабилитация и возвращение к нормальным условиям жизнедеятельности. Основным принципом реализации мер медицинской защиты и реабилитации граждан должна стать адресность медицинской помощи для пострадавших категорий населения. Обеспечение благоприятных экологических условий жизни и трудовой деятельности является приоритетным направлением дальнейшей политики на пострадавших территориях. Для реабилитации граждан предлагается также мониторинг социально-психологического состояния населения, повышение качества медицинской помощи, улучшение информирования о состоянии окружающей среды, последствиях радиационного воздействия на здоровье, изменениях в законодательстве о защите населения.

2. Реабилитация РЗТ и создание инфраструктуры.

Основными критериями для принятия решений о необходимости мероприятий по преодолению последствий катастрофы являются СГЭД облучения населения, а для территорий, где они ниже установленных норм,

- накопленная доза облучения. Это обусловлено тем, что радиационное воздействие на человека зависит от полученной им дозы облучения. Долгосрочный план проведения работ по реабилитации РЗТ предусматривает возвращение менее пострадавших территорий в хозяйственное пользование, включая сооружение установок для переработки радиоактивных отходов и хранилищ для высокоактивного и содержащего долгоживущие радионуклиды радиоактивного материала, разработку природных ресурсов и проведение работ по экологическому мониторингу.

3. Мероприятия в области мониторинга и исследований окружающей среды и снижения уровней облучения населения. Создание условий для безопасного использования земель сельскохозяйственного и лесного фонда.

Необходимо продолжить исследования в области радиационного и санитарно-гигиенического мониторинга объектов природной среды и продуктов питания, мониторинга доз облучения населения и прогнозирования обстановки для решения задач практического характера (оценка и прогнозирование уровня облучения людей и загрязнения пищевых продуктов для определения потребности в мерах реабилитации, информирование населения о загрязнении природных пищевых продуктов и об изменениях в радиационной обстановке) и научного характера (определение параметров долгосрочного переноса радионуклидов в разных экосистемах и природных условиях для совершенствования моделей прогнозирования, выявление механизмов поведения радионуклидов в менее изученных экосистемах).

4. Реализация комплекса мер в области охраны здоровья граждан и медицинских исследований.

Следует продолжать медицинское обслуживание и обследование граждан, получивших большие дозы облучения. Существующие программы контроля состояния здоровья лиц с общим облучением тела менее 1 Гр должны быть направлены на сокращение потребления алкоголя и табака, диагностику сердечно-сосудистых заболеваний, психологическое оздоровление населения и лечение психических заболеваний, совершенствование медицинского обслуживания, в том числе создание эффективной системы предотвращения болезней, связанных с нехваткой йода в организме, расширение доступа к услугам репродуктивного здравоохранения, контроль за заболеваемостью лейкемией среди детей. Это предполагает исследования в области заболеваемости и смертности вследствие облучения, роли радиации в появлении сердечно-сосудистых заболеваний у аварийных работников, последствий высоких поглощённых доз для иммунитета и др. Эти мероприятия позволят выявлять заболевания на ранней стадии, своевременно оказывать профилактическую, лечебную и реабилитационную медицинскую помощь.

5. Мероприятия в области экономической и социальной политики.

Подход к ликвидации последствий аварии должен основываться на следующих принципах: потребности населения, связанные с аварией, должны удовлетворяться в рамках единого подхода; необходимо помочь людям вернуться к активной хозяйственной деятельности, преодолеть зависимость от государственной помощи; эффективное использование ресурсов достигается благодаря их концентрации на нуждах наиболее пострадавших людей; стремление к долгосрочным изменениям; международные усилия эффективны, если они реализуются в согласии с общегосударственной политикой на пострадавших территориях.

Необходимо:

- изыскивать новые способы информирования населения о безопасной жизни в условиях радиоактивного загрязнения, вести разъяснительную работу с жителями районов, в которых уровень радиационного облучения не представляет опасности для здоровья;

- уделять основное внимание сильно загрязнённым районам и дифференцировать государственные программы в зависимости от уровня радиации, так как для разных районов характерны свои проблемы. Зоны с умеренным уровнем излучения можно сделать пригодными для проживания с помощью реабилитационных мер, районы с более высоким уровнем загрязнения требуют иного подхода, предоставления медицинских и социальных услуг и другой помощи. Ввиду того, что естественные процессы восстановления в сочетании с защитными мерами привели к снижению уровня излучения, разъяснить населению, что многие районы, ранее считавшиеся опасными, пригодны для проживания

и хозяйственной деятельности. Программы, вызывающие зависимость населения от государственной помощи, заменить программами, вовлекающими людей в активную хозяйственную жизнь;

- повышать адресность пособий: выплату компенсаций производить только реально пострадавшим гражданам (в настоящее время закон определяет слишком широкий круг лиц, кому положены компенсации). Отменить льготы для жителей слабо загрязнённых районов, где уровни излучения соответствуют естественному фоновому излучению в других частях Европы;

- пересмотреть программы восстановления здоровья: оздоровительные программы, такие как пребывание в санаториях и летних лагерях, не эффективны для снижения облучения, но улучшают психологическое состояние жителей РЗТ. Пересматривая эти льготы, следует увязать их предоставление с состоянием здоровья или с риском для него. Это позволит сэкономить средства, которые можно использовать для улучшения здравоохранения и продвижения здорового образа жизни;

- способствовать производству безопасных пищевых продуктов и распространению сельскохозяйственной продукции, которую можно безопасно производить в районах, где в почве присутствуют радионуклиды; при этом проводить анализ затрат и выгод, поскольку стоимость производства таких пищевых продуктов может превысить её рыночную ценность.

Подход к реабилитации и развитию РЗТ предполагает:

- вовлечение пострадавшего населения в хозяйственную деятельность, обеспечивающую их экономическую и социальную жизнеспособность как основу преодоления последствий аварии. Достижение экономической самостоятельности высвободит значительные материальные ресурсы, которые сейчас тратятся на чернобыльские пособия;

- развитие инфраструктуры РЗТ. Требуется создать условия, чтобы люди захотели здесь жить и созидать. Учитывая, что на РЗТ преобладает сельское население, нужно содействовать развитию фермерства и малого предпринимательства на отдалённых и необжитых территориях, переходу к усадебному хозяйствованию, хуторам. В этом будут заинтересованы молодёжь и семьи без жилья, безработные, мигранты. Проблема - беспрепятственное выделение земли под индивидуальное строительство и товарное производство. Нужны решительные меры: борьба с волокитой, формирование индивидуального домостроения, становление среднего класса, развитие индивидуального электроснабжения, использование нетрадиционных источников электроэнергии;

- оздоровление делового климата, развитие частного сектора, создание условий для роста инвестиций, стимулирование экономического развития на региональном и местном уровнях;

- продолжение строительства жилья для пострадавших, объектов социальной сферы;

- поддержание инициатив по стимулированию притока капитала на региональном уровне, создание рабочих мест и положительного образа РЗТ, создание малых и средних предприятий. Особое внимание нужно уделить развитию сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий, поддерживая предприятия вне зависимости от вида собственности;

- использование позитивного опыта международного сообщества по восстановлению районов, пострадавших от загрязнения окружающей среды, борьбе с высоким уровнем безработицы.

Изменение приоритетов в области преодоления последствий аварии позволит сократить затраты средств из федерального бюджета, создать условия для нормальной жизнедеятельности населения на большей части РЗТ и восстановить их экономику.

- Подводя итоги круглого стола, следует подчеркнуть: возрождение бывших РЗТ немыслимо без людей. Приоритет должен быть предоставлен социально-экономическому восстановлению пострадавших регионов. На основе новых знаний о воздействии радиации, накопленного опыта ликвидации последствий радиационных аварий нужно создать для населения нормальные условия проживания и хозяйственной деятельности. Необходимо модернизировать чернобыльские программы так, чтобы сконцентрировать ресурсы на улучшении жизни 100—200 тысяч человек, которые действительно нуждаются в помощи общества.

С. И. Воронов, В. А. Седнёв, А. Н. Неровных, А. И. Овсяник, В. Г. Миронов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.