Научная статья на тему 'Обеспечение информационно-психологической безопасности населения после чернобыльской катастрофы: подходы и проблемы'

Обеспечение информационно-психологической безопасности населения после чернобыльской катастрофы: подходы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чернобыльская катастрофа / информирование населения / чернобыльские мифы / постчернобыльская информационная политика / Chernobyl disaster / public awareness / Chernobyl myths / post-Chernobyl information policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н Я. Борисевич

Проанализированы основные принципы, положенные в основу постчернобыльской информационной политики, концептуальные документы в сфере информационного обеспечения. Изложены традиционные и новые подходы к информированию населения в условиях сформировавшихся чернобыльских стереотипов и мифов, требования к информации. Охарактеризованы проблемы, существующие как в пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районах, так и в целом в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFORMATION OF POPULATION AFTER THE CHERNOBYL DISASTER: APPROACHES AND PROBLEMS

The basic principles underlying the post-Chernobyl information policies as well as concept papers in the field of information security were analyzed. It sets out the traditional and new approaches to public awareness in the conditions of existing Chernobyl stereotypes and myths and the information requirements. The problems that exist in both affected by the Chernobyl disaster areas, and in the country in general were characterize.

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационно-психологической безопасности населения после чернобыльской катастрофы: подходы и проблемы»

тенденции возрождения территорий,

пострадавших от чернобыльской катастрофы

УДК 316.334.2(476)

Н. Я. БОРИСЕВИЧ,

кандидат биологических наук, филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, г. Минск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ: ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ

Проанализированы основные принципы, положенные в основу постчернобыльской информационной политики, концептуальные документы в сфере информационного обеспечения. Изложены традиционные и новые подходы к информированию населения в условиях сформировавшихся чернобыльских стереотипов и мифов, требования к информации. Охарактеризованы проблемы, существующие как в пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районах, так и в целом в республике.

Ключевые слова: чернобыльская катастрофа, информирование населения, чернобыльские мифы, постчернобыльская информационная политика.

Информационная работа, направленная на обеспечение решения государственных задач в любой сфере деятельности, всегда имела важное значение. В рамках реализации информационной политики по преодолению последствий чернобыльской катастрофы она необходима для успешного выполнения задач по восстановлению и устойчивому социально-экономическому развитию пострадавших регионов. Важнейшими направлениями этой работы являются формирование радиоэкологической культуры населения, навыков безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях, вовлечение населения в процесс реабилитации и возрождения условий жизни в пострадавших районах, информирование мирового сообщества о последствиях катастрофы и деятельности по их преодолению.

Анализ многолетнего опыта социально-психологической реабилитации населения показал, что для формирования адекватного отношения общества к последствиям чернобыльской катастрофы нужны систематические и дол-

1 Данный раздел подготовлен и представлен в рамках мероприятий, посвященных возрождению территорий, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (30-летие аварии на ЧАЭС).

говременные действия, основанные на наиболее полной и объективной информации о последствиях и путях их преодоления. Неадекватное восприятие опасности радиационного воздействия населением приводит к сохранению рентной установки (от нем. rente - пенсия, регулярный доход с капитала, имущества и т. п., не требующий предпринимательской деятельности) [1, с. 665], способствует сохранению социально-психологической напряженности. Таким образом, в период перехода к ситуации существующего облучения после аварии на Чернобыльской АЭС информационно-психологическая безопасность населения должна рассматриваться как важный элемент государственной политики и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий.

Недооценка организующего влияния информационной работы на эффективность реализации государственных мероприятий может иметь весьма серьезные последствия. Так, режим строжайшей секретности, имевший место в первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС, породил много проблем, которые приходится решать до сих пор. Дефицит достоверной информации создал почву для появления панических настроений, различных домыслов и слухов об ужасных последствиях аварии, привел к появлению радиофобии. До настоящего времени у части населения сохраняется недоверие к официальной информации о реальной радиоэкологической и медицинской обстановке на территориях радиоактивного загрязнения. Многие по-прежнему связывают основные медицинские проблемы с чернобыльской радиацией. Неадекватное отношение к радиационному риску нарушает психическую регуляцию процессов жизнедеятельности и порождает как психические расстройства, так и соматические болезни. Как отмечено в материалах Международного Чернобыльского форума ООН 2003-2005 гг., «наиболее серьезной проблемой общественного здравоохранения, вызванного аварией, на сегодняшний день представляются ее последствия для психического здоровья» [2]. В этом же документе сделан вывод о том, что, в отличие от контрольных групп, среди групп населения, подвергшихся облучению, отмечались симптомы стресса, повышенные уровни депрессии и беспокойства (в том числе симптомы посттравматического стресса), а также физические симптомы, необъяснимые с точки зрения медицины. В большинстве случаев эти условия были субклиническими и не удовлетворяли критериям их классификации в качестве психических расстройств. Однако такие субклинические симптомы оказывали большое влияние на поведение, например на диету, курение, употребление алкоголя и другие факторы, связанные с образом жизни.

Экспертная группа «Здоровье» Чернобыльского форума пришла к заключению, что она не могла с определенностью разделить причины такого рода эффектов между боязнью радиации, проблемами, связанными с недоверием к государству, недостаточным информированием, распадом Советского Союза, экономическими проблемами и другими факторами. Тем не менее очевидно, что значительная часть последствий может объясняться чернобыльской аварией, если не непосредственно радиационным воздействием [3].

В докладе НКДАР ООН Генеральной Ассамблее 2008 г. [4] также отмечается, что в случае чернобыльской аварии известны масштабные эффекты, не вызванные дозой излучения. К ним относятся последствия, связанные с беспокойством относительно будущего и угнетенным состоянием, а также любыми вытекающими отсюда изменениями в диете, курении, потреблении алкоголя и других факторов образа жизни, которые, по сути, не обусловлены реальным радиационным воздействием.

К сожалению, сформировавшиеся чернобыльские стереотипы, мифы о радиационной чернобыльской опасности прочно укоренились в сознании людей. Наиболее распространены следующие из них:

«Авария на ЧАЭС оказала катастрофическое влияние на здоровье сотен тысяч людей»;

«Генетические последствия аварии на ЧАЭС ужасны, данные об онкологической заболеваемости скрывают»;

«Радиации до чернобыльской аварии не было вообще»; «Малые дозы радиации опаснее, чем большие».

Несмотря на наличие достоверной информации и постоянные усилия по ее распространению, ложные представления об угрозе ионизирующей радиации оказывают негативное влияние на поведение людей. Это выражается как в чрезмерной осторожности (постоянное беспокойство о состоянии здоровья), так и в полной беспечности (употребление в пищу грибов, ягод и дичи из сильно загрязненных районов). Эти данные нашли подтверждение в трех страновых докладах (Беларуси, России, Украины), подготовленных в рамках проекта «Международная исследовательская и информационная сеть по Чернобылю» (International ^етоЬу1 Research and Information Network, ICRIN) [5]. Проект реализован совместными усилиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Программы развития ООН (ПРООН).

Результаты опросов тысяч жителей загрязненных районов трех стран в 2003-2004 гг. показали, что они не имеют точных и достоверных представлений относительно воздействия излучения на здоровье и окружающую среду. Население также мало знает о практических шагах, позволяющих вести здоровый образ жизни. При этом анализ уровня информированности показал, что потребности населения в информации об особенностях проживания на радиоактивно загрязненных территориях удовлетворяются только на одну треть.

В результате проведенных в последние годы социологических опросов [6] выявлены информационные потребности и степень доверия населения к различным источникам информации, а также субъективные особенности восприятия радиационной опасности.

Наибольший интерес для населения представляет следующая информация: о влиянии радиации на здоровье (свое и будущих поколений); об экологической ситуации в районе, уровнях загрязнения радионуклидами населенных пунктов, пищевых продуктов;

о способах снижения содержания радионуклидов в продуктах питания, методах кулинарной обработки дикорастущих грибов и ягод;

рекомендации по рациональному, с точки зрения радиационной безопасности, ведению сельского хозяйства на личных приусадебных и дачных участках, а также переработке сельскохозяйственной продукции;

информация нормативного правового характера (сведения об изменении правовых статусов тех или иных населенных пунктов и связанными с ними изменениями в сфере социального обеспечения и льгот).

Необходимо отметить, что информация, относящаяся к этим областям, требует обязательной адаптации для целей информирования населения в силу своей специфичности.

В повседневной жизни медработники и специалисты системы образования чаще всего обращаются к передачам на телевидении и радио, а также к Глобальной сети и республиканским печатным СМИ. У студентов же на первом месте стоит Интернет, а на втором - передачи телевидения и радио. В отличие от своих старших коллег, будущие молодые врачи, учителя и т. д. мало читают газеты и журналы, что, возможно, связано с особенностями восприятия информации нынешним поколением молодежи: меньше текста - больше сменяющих друг друга визуальных образов («клиповое мышление»).

При принятии важных жизненных решений (выбор места жительства, рождение детей и т. п.) около половины респондентов предпочитают пользоваться информацией о катастрофе на ЧАЭС и ее последствиях, полученной равномерно из разных источников (как официальных, так и неофициальных).

Вторая половина принимает важные жизненные решения с опорой все-таки на информацию, полученную только из официальных либо в основном из официальных источников. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что государство много сделало для того, чтобы вернуть себе доверие населения по данному вопросу. Однако само население пока не готово полностью отказаться от альтернативных источников информации.

Самооценка представителями местных структур своих знаний по чернобыльской тематике показала, что для текущей работы они достаточны, но в контексте обеспечения устойчивости и развития информационной деятельности требуется их постоянное совершенствование.

По данным мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2014, 2015 и 2016 гг., уровень информированности населения Гомельской области, из числа нуждающихся в дополнительной информации по проблемам проживания на радиоактивно загрязненных территориях, составил соответственно 47,65 %, 49,2 и 51,4 %.

Наиболее компетентными в вопросах, связанных с последствиями катастрофы на ЧАЭС, население считает ученых, а также врачей, специалистов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При анализе ответов на вопрос: «Чье мнение по чернобыльской тематике Вы считаете наиболее компетентным?» было выявлено, что наибольшим до-

верием у населения как «чистых», так и «пострадавших» районов пользуются ученые (81,4 % и 64,4 % соответственно). Также индекс доверия в «пострадавших» районах достаточно высок к специалистам по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - 57,2 %, врачам - 50,1 %, специалистам центров гигиены и эпидемиологии - 32,1 %, представителям международных организаций (МАГАТЭ, ООН) - 28,6 % и, наконец, «информации из СМИ, Интернета» -23,5 % опрошенных. В «чистых» районах в этом плане можно выделить только врачей - 69,4 % и специалистов центров гигиены и эпидемиологии - 36,0 %.

Требования к информации сформулированы в концептуальных документах, по информационной работе, связанной с чернобыльской тематикой [7]. Разработана Комплексная система информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [8].

Доброкачественная, своевременно и правильно поданная информация играет важную роль в образовании и просвещении населения в области радиационной безопасности и радиоэкологии, в преодолении социально-психологического стресса и радиофобии, повышении жизненной активности, формировании безопасного образа жизни, то есть в преодолении последствий чернобыльской катастрофы в сознании людей.

Для органов государственного управления - это объективная информация по проблемам чернобыльской катастрофы, которая служит основанием для разработки стратегии безопасности жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, совершенствования нормативно-правовой базы, закрепляющей гарантии защиты населения, принятия практических решений.

Для подчиненных органам государственного управления организаций -это специальная информация, отражающая профессиональные методики решения проблем и необходимая для осуществления мер, снижающих риски в зонах радиационного контроля.

Для населения - это правдивая и доходчивая информация - основа для безопасной жизнедеятельности на территории радиоактивного загрязнения. Информация должна содержать не только описание рисков для здоровья, связанных с употреблением загрязненных продуктов питания, ведением хозяйственной деятельности, проживанием на этих территориях, но и рекомендации по безопасной жизнедеятельности и мерам профилактики отклонений от нормы здоровья.

Важнейшими принципами, положенными в основу подготовки информации, являются: открытость, доступность, актуальность, новизна, достоверность, адресность, востребованность, полезность, оперативность, своевременность, полнота информации (по принципу: кто, что, когда, где, как, почему?).

Опыт работы показал, что при подготовке информационных материалов должны учитываться:

данные о состоянии здоровья населения и ликвидаторов, а также медико-демографической ситуации в загрязненном радионуклидами регионе;

данные о радиационной, санитарно-гигиенической ситуации и дозах облучения населения;

результаты научных исследований, касающиеся конкретного района;

социально-психологическая обстановка в регионе;

состояние сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства в регионе;

результаты реализации мер по радиационной защите населения;

нормативная правовая база, определяющая меры по социальной защите пострадавших граждан.

В рамках Программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства в период 2006-2016 гг. был реализован ряд новых подходов к ведению информационной работы по чернобыльской тематике. Создана национальная структура для координации информационной работы - Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечено эффективное функционирование элементов единой информационной инфраструктуры по вопросам радиационной безопасности и проблемам последствий чернобыльской катастрофы.

В основном действующая система строится на информировании местных жителей через специалистов райисполкомов, систем образования, здравоохранения, культуры, а также местных информационных структур (центров, кабинетов, кружков).

Совершенствование информационных механизмов, организация эффективной и доступной (доходящей до каждой семьи) разъяснительной работы в районах радиоактивного загрязнения относится к числу важнейших приоритетов социальной политики в преодолении последствий чернобыльской катастрофы. О необходимости поиска новых путей информирования населения стали говорить в начале 2000-х гг. Исследования, проведенные в Беларуси, России и Украине в рамках проекта ICRIN, подтверждают, что пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС нуждаются в четких и всеобъемлющих ответах на ряд вопросов. Для удовлетворения этой потребности необходимо изыскивать новые способы информирования, а также вести разъяснительную работу с жителями районов, в которых уровень радиационного облучения слишком низок, чтобы представлять реальную опасность для здоровья людей.

Приоритетными являются следующие формы и методы подачи информации:

интерактивный обмен информацией на местном, районном, областном и республиканском уровнях через Интернет и электронную почту (как наиболее мобильный канал связи) для оперативных и компетентных консультаций специалистов районного уровня;

новостная рассылка в регионы по электронной почте пресс-релизов об усилиях государства по реабилитации пострадавших территорий;

выпуск периодического издания (журнала, бюллетеня), посвященного возрождению и развитию территорий;

периодические тренинги для журналистов средств массовой информации межгосударственного, республиканского, областного и районного уровней;

интеллектуальные телевизионные программы по чернобыльской тематике для молодежи (по примеру передачи «Умники и умницы»);

социальная реклама по чернобыльской тематике;

конкурсы творческих и исследовательских работ детей и молодежи по тематике возрождения и развития пострадавших территорий.

При проведении информационной работы необходимо учитывать особенности общественного восприятия последствий чернобыльской катастрофы. Это распространенность убеждений о небезопасности территорий радиоактивного загрязнения для проживания и жизнедеятельности, акцентированная ориентация массового сознания на трагически негативный образ Чернобыля. Исходя из этого, актуальной задачей при формировании радиоэкологической грамотности является проведение адресной информационной работы с учетом уровня информированности и особенностей личностного восприятия радиационной опасности (адресное информирование).

Для преодоления чернобыльских стереотипов важно доводить до населения то, что ключевыми факторами в возникновении болезней в современном мире являются эмоциональные стрессы, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, употребление алкоголя, табакокурение, а не радиационный фактор. Во всем мире катастрофически нарастает химическое и техногенное электромагнитное загрязнение окружающей среды. Люди должны осознать возможность нормального проживания на пострадавших территориях с приемлемым уровнем риска.

Учитывая, что жизнедеятельность взрослого населения основывается на устоявшихся стереотипах поведения и трудно поддается изменению, на современном этапе большое значение должно придаваться работе с детьми и молодежью. Направленность информационно-просветительской работы на молодежную категорию содействует воспитанию радиоэкологически грамотного поколения, формированию его активной и творческой гражданской позиции.

Неотъемлемой частью системы информирования является обратная связь с потребителями информации. Она организуется путем проведения регулярных социологических исследований, семинаров, на которых все желающие могут получить ответы на вопросы от соответствующих специалистов, издания сборников ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Наибольшим интересом пользуются интерактивные формы информирования - личные встречи, информационно-творческие акции, наглядные -фильмы, презентации, содержащие, среди прочего, конкретную информацию о районах и людях, живущих в них.

Примерами такого подхода являются следующие, реализованные Белорусским отделением Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проекты:

интернет-акция «Облако утвердительных мыслей» (цель - популяризация темы возрождения пострадавших в результате чернобыльской катастрофы территорий в общественном национальном сознании);

интернет-акция «Зажги свечу памяти» (цель - дань памяти тем, кто ценою своей жизни и здоровья ликвидировал последствия аварии на ЧАЭС);

информационно-творческие акции в формате интеллектуальной игры (брейн-ринги) «Молодежь - возрождению после Чернобыля» (цель - формирование радиоэкологической культуры и навыков безопасной жизнедеятельности);

журнал для детей младшего школьного возраста «Капелька» по основам радиационной безопасности (цель - содействие развитию познавательной активности учащихся в области радиоэкологии, радиационной безопасности);

альбом о брендах экономики пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районов «Экскурсия в возрождение» (цель - содействие формированию положительного имиджа пострадавших районов как перспективных субъектов страны, раскрытию их инвестиционной привлекательности, достижению равноправного статуса с другими районами).

Об эффективности наглядных и интерактивных форм информационной работы свидетельствует следующий факт. В 2015 и 2016 гг. были организованы экскурсии студентов Гомельского медицинского университета и Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины в Хойникский и Калинковичский районы и студентов Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова и Могилевского государственного медицинского колледжа в Быховский и Славгородский районы. Основной целью мероприятия стало формирование у молодых людей адекватного представления о современном социально-экономическом состоянии и историко-культурном наследии пострадавших территорий, их вовлечение в возрождение родного края. После проведения экскурсий были проанализированы опросники «индикатора лояльности». Установлено, что после такого мероприятия 84,2 % участников изменили свое представление о жизни в пострадавших районах в лучшую сторону, а 63,2 % выразили желание после окончания вуза получить распределение в пострадавшие районы. До экскурсии таких респондентов было 33,3 %.

В результате проведенного мониторинга социально-психологической напряженности и уровня информированности населения, проживающего в Гомельской и Могилевской областях, установлено, что наибольшее количество страхов, связанных с радиацией, испытывают граждане, проживающие на незагрязненных территориях. Они менее информированы, чем жители загрязненных территорий. Это свидетельствует о том, что с данной целевой аудиторией также необходимо проводить активную информационную работу. При этом должны решаться следующие задачи: формирование адекватного восприятия пострадавших территорий со стороны населения незагрязненных территорий, преодоление искаженного представления о текущей ситуации на пострадавших территориях, доведение информации о реальных условиях

жизни, деятельности государства по возрождению и развитию этих территорий, результатах реализации программ, проектов, местных инициатив и др.

За последние годы проделана значительная работа по формированию эффективной системы информирования населения, мирового сообщества, изданию и распространению широкого спектра информационных материалов по чернобыльской тематике, налаживанию эффективного взаимодействия со средствами массовой информации на соответствующей концептуальной основе.

Настоящий этап информационной работы, связанный с обеспечением курса на возрождение и развитие пострадавших территорий, реализуется с использованием ресурсов государственных чернобыльских программ. Сегодня информацию можно донести практически до каждого. Но это не главное. Главное, чтобы она была правильно применена на практике, служила на пользу человека, чтобы он был уверен в своем будущем и будущем своих детей. Постчернобыльская информационная политика требует именно такого подхода.

Среди проблем, существующих как в пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районах, так и в целом по республике, можно условно выделить локальные (требующие для их решения тактических действий) и общенациональные (требующие осуществления стратегических подходов).

Локальные проблемы:

низкая радиоэкологическая грамотность населения пострадавших районов;

недостаточное методическое и техническое оснащение пострадавших районов (включая подготовку специалистов, наличие оборудования и т. д.);

соседство с потенциально опасными загрязненными территориями.

Общенациональные проблемы:

бытование мифов и стереотипов о «чернобыльских» территориях;

нежелание молодежи и специалистов жить и работать в пострадавших районах;

разобщенность национального сознания: деление на «них» (пострадавшие районы, у которых «чернобыльские» проблемы) и «нас» (чистые районы, которых эти проблемы не касаются), постоянное сравнивание и противопоставление двух «лагерей».

Очевидно, что сокращение информационной работы в обозначенном направлении в должном объеме может привести к обострению указанных проблем, а именно:

повысить уровень социально-психологической напряженности населения, проживающего на территории радиоактивного загрязнения, и степень деструктивных настроений;

повысить радиационную опасность для населения территорий радиоактивного загрязнения, что, в свою очередь, может повлиять на здоровье;

привести к дефициту кадров в пострадавших районах, что существенно снизит их социально-экономическое развитие;

укрепить бытование «чернобыльских» мифов, которые, за отсутствием объективной информации, будут проецироваться населением, в том числе на новую Белорусскую АЭС;

привести к нарушению функционирования созданной в рамках предшествующих государственных и союзных чернобыльских программ Комплексной системы информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в первую очередь на местном и районном уровнях.

Таким образом, очевидно, что изменения в общественной жизни, вызванные чернобыльской катастрофой и ее последствиями, далеки от завершения. Особенно если учесть, что упомянутый курс на возрождение и развитие пострадавших территорий объявлен Главой государства в 2009 г., а масштабно начал реализовываться после принятия очередной, пятой по счету Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Если же говорить о влиянии катастрофы на ЧАЭС на общественную жизнь (не ограничиваясь только Республикой Беларусь), то следует отметить изменения в политике государств, даже не имевших отношения к «Чернобылю» и его последствиям. Речь идет о тенденциях, связанных с превентивными мерами и желанием преодолеть потенциальную опасность.

Список использованных источников

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. - М. : Восток-Запад, 2009. -958 с.

2. Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины [Электронный ресурс]. - Чернобыльский форум. - 2006. - Режим доступа: http://un.by/f7file/ ^епоЬу1 %20Legacy-Rus.pdf. - Дата доступа: 08.11.2016.

3. Медицинские последствия чернобыльской аварии и социальные программы здравоохранения : доклад экспертной группы «Здоровье» Чернобыльского форума ООН [Электронный ресурс] // ВОЗ, Женева. - 2006. - Режим доступа: http://whqlibdoc.who.int/ риЬНсайош/2009/9789244594179_гш^. - Дата доступа: 08.11.2016.

4. Последствия облучения для здоровья человека в результате чернобыльской аварии : научное приложение к докладу НКДАР ООН 2008 года Генеральной Ассамблее [Электронный ресурс] // ООН, Нью-Йорк. - 2012. - Режим доступа: http://www.unscear.org/docs/ reports/2008/12-55525_Report_2008_Annex_D_RUSSIAN.pdf. - Дата доступа: 08.11.2016.

5. Отчет «Оценка информационных потребностей населения Республики Беларусь, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС» [Электронный ресурс]. - 2004. - Режим доступа: http://chernobyl.gov.by/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download= 70:otcheticrinbelarus&id=6:docobzor. - Дата доступа: 08.11.2016.

6. Мартищенкова, Е. В. Перспективы возрождения пострадавших от аварии на ЧАЭС территорий (по оценкам жителей загрязненных районов) / Е. В. Мартищенкова // Социол. альм. -2015. - Вып. 6. - С. 182-191.

7. Концептуальные документы по информационной работе, связанной с чернобыльской тематикой [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://chernobyl.gov.by/index. php?optюn=com_phocadownload&view=category&download=61:coИectюnmaterialsmform2009&i d=5:docconcept. - Дата доступа: 08.11.2016.

8. Комплексная система информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа. -http://chernobyl.gov.by/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=66:com plexsysteminformations&id=5:docconcept. - Дата доступа: 08.11.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. Y. BORISEVIcH

PROVIDING OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFORMATION OF POPULATION AFTER THE CHERNOBYL DISASTER: APPROACHES AND PROBLEMS

Summary

The basic principles underlying the post-Chernobyl information policies as well as concept papers in the field of information security were analyzed. It sets out the traditional and new approaches to public awareness in the conditions of existing Chernobyl stereotypes and myths and the information requirements. The problems that exist in both affected by the Chernobyl disaster areas, and in the country in general were characterize.

Keywords: Chernobyl disaster, public awareness, Chernobyl myths, post-Chernobyl information policy.

Поступила 10.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.