Научная статья на тему 'Информационно-психологическая безопасность населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий'

Информационно-психологическая безопасность населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАСТРОФА НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС / ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ ПЕДАГОГАМИ / МЕДРАБОТНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ / CHERNOBYL DISASTER / RADIOACTIVE CONTAMINATED AREAS / AWARENESS / INFORMATION NEEDS / PERCEPTION OF RADIATION RISK BY TEACHERS / MEDICAL STAFF AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисевич Н. Я., Горанская Е. И.

Представлен анализ результатов исследований, направленных на определение уровня информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, а также специфики восприятия опасности радиационного воздействия различными группами населения и категориями специалистов. Показано, что рассматриваемая проблема имеет неоднородную структуру и зависит от социально-территориальных характеристик выборки. Выявлены информационные потребности и степень доверия населения к различным источникам информации, а также их субъективные особенности восприятия радиационной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE POPULATION LIVING IN THE RADIOACTIVE CONTAMINATED TERRITORIES

The analysis of the studies results aimed at determining the level of citizens’ awareness on the problems of living in the areas affected by the Chernobyl accident, as well as the perception peculiarities of the radiation exposure hazard by different groups of population and categories of professionals is described. It is shown that this problem has a heterogeneous structure and depends on the social and territorial characteristics of the sample. Information needs and the level of public trust to various information sources, as well as their subjective perception peculiarities of the radiation hazard, were identified.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая безопасность населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий»

УДК 316.334.2(476)

Н. Я. БОРИСЕВИЧ,

кандидат биологических наук,

ф-л «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»

РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Е. И. ГОРАНСКАЯ,

магистр психологических наук, исследователь в области психологических наук, ф-л «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»

РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, г. Минск

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ТЕРРИТОРИЙ

Представлен анализ результатов исследований, направленных на определение уровня информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, а также специфики восприятия опасности радиационного воздействия различными группами населения и категориями специалистов. Показано, что рассматриваемая проблема имеет неоднородную структуру и зависит от социально-территориальных характеристик выборки. Выявлены информационные потребности и степень доверия населения к различным источникам информации, а также их субъективные особенности восприятия радиационной опасности.

Ключевые слова: катастрофа на Чернобыльской АЭС, территории радиоактивного загрязнения, уровень информированности, информационные потребности, восприятие радиационной опасности педагогами, медработниками и студентами.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС является крупнейшей техногенной радиационной аварией ХХ в., повлекшей за собой не только крупномасштабные экономические, но и социально-психологические последствия. Она повлияла на судьбы миллионов людей, потребовала максимальной мобилизации сил и средств для преодоления ее последствий. Относительная тяжесть последствий катастрофы для Беларуси оказалась выше, чем для других пострадавших стран. Но сегодня Беларусь, объявившая в 1991 г. всю свою территорию зоной экологического бедствия и обратившаяся за помощью к международному сообществу в преодолении последствий чернобыльской катастрофы, наметила и реализует курс на возрождение и развитие пострадавших территорий, который является логическим продолжением всех предшествующих этапов.

Курс на возрождение и развитие пострадавших территорий определяет участие в его реализации не только традиционно сложившихся профессио-

Информационно-психологическая безопасность населения...

173

нальных групп, но и более широкого круга действующих лиц (прежде всего - населения возрождаемых территорий), которое может быть успешным при условии принятия населением предлагаемых подходов к управлению постчернобыльской ситуацией на современном этапе. Однако состояние населения в отдаленном периоде после аварии на ЧАЭС характеризуется наличием специфических проблем жизнедеятельности, связанных с субъективными особенностями восприятия радиационной опасности, различным статусом зон проживания, социально-экономическими условиями. Это отражается на информационных потребностях и обусловливает формирование у значительной части населения неадекватного восприятия мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Так, по данным [1-3], одно из лидирующих мест в структуре стресс-факторов радиационной аварии занимает психологический фактор, связанный с неадекватной информацией и возникновением радиотревожности. Его воздействие детерминирует высокие уровни психосоматических нарушений, снижение качества жизни и состояния здоровья, возникновение слухов у населения и тесно связано с актуальной в настоящее время проблемой информационно-психологической безопасности личности [4].

В 2014 г. нами было проведено исследование, в котором приняли участие 614 респондентов: 207 представителей системы образования (39 учреждений образования, расположенных в наиболее пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС районах Республики Беларусь), 173 представителя системы здравоохранения (21 центральная районная больница 21 наиболее пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС района Республики Беларусь) и 234 студента профильных вузов. Из них: 191 юноша/ мужчина и 423 девушки/женщины в возрасте от 18 до 70 лет. При этом педагоги и врачи являлись жителями трех наиболее пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС областей Республики Беларусь (Гомельской, Могилевской, Брестской), а студенты - представителями всех шести областей Республики Беларусь.

Результаты исследования показали, что респонденты всех категорий оценивают информационное обеспечение реабилитационных мероприятий после катастрофы на Чернобыльской АЭС как хорошее и удовлетворительное. При этом педагоги считают его скорее хорошим, а врачи и студенты - скорее удовлетворительным. При этом именно врачам принадлежит больший процент отрицательных оценок качества информационной работы по чернобыльской тематике (табл. 1). Возможно, данное обстоятельство связано с тем, что акцент в информационной работе по повышению радиоэкологической грамотности сделан именно на специалистах системы образования, которые являются проводниками полученных знаний подрастающему поколению - учащимся и студентам.

Из трех категорий респондентов часто о катастрофе на ЧАЭС вспоминают только медработники. Что касается педагогов и студентов, то они иногда (время от времени, по мере столкновения с соответствующими проблемными ситуациями) обращаются к указанным воспоминаниям (табл. 2).

174

Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская

Таблица 1. Оценка респондентами информационного обеспечения реабилитационных мероприятий на пострадавших территориях, %

Информационное обеспечение Педагоги Медработники Студенты

Отличное 5,8 4,6 6,0

Хорошее 41,1 21,4 35,9

Удовлетворительное 27,5 35,8 48,3

Плохое 6,3 22,0 5,1

Очень плохое 2,4 11,0 2,1

Таблица 2. Частота воспоминаний респондентов о катастрофе на Чернобыльской АЭС и ее последствиях, %

Частота воспоминаний Педагоги Медработники Студенты

Часто 38,2 35,8 18,8

Иногда 46,9 32,4 54,4

Редко 14,5 29,5 25,2

Никогда - 4,0 2,1

Описываемый факт может быть обусловлен тем, что врачи чаще других сталкиваются с заболеваниями, которые реально или предположительно могут быть связаны с воздействием радиации на организм людей, которые, как показывают результаты нашего исследования (табл. 3), считают вред здоровью основным последействием чернобыльской трагедии (наряду с экологическими последствиями). При этом минимально представленными в структуре последствий катастрофы на ЧАЭС у представителей всех трех категорий респондентов оказались последствия, которые можно отнести к информационно-психологическим.

Таблица 3. Представления респондентов о том, что входит в понятие «последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС», %

Последствия катастрофы Педагоги Медработники Студенты

Медицинские последствия 41,1 53,1 33,2

Экологические последствия 40,4 36,1 46,5

Социально-экономические и демографические последствия 15,7 8,3 17,2

Информационно-психологические последствия 2,8 2,5 3,0

Также среди информации, связанной с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, население считает наиболее важными для себя данные о влиянии радиации на здоровье и связанные с ними данные о способности продуктов накапливать радионуклиды, о способах снижения содержания радионуклидов в продуктах питания, об экологической ситуации в районе (табл. 4). Наименее важными считаются сведения о возможности личного участия в возрождении пострадавших территорий.

Информационно-психологическая безопасность населения...

175

Таблица 4. Оценка респондентами важности информации, связанной с последствиями катастрофы на ЧАЭС, %

Важность информации Педагоги Медработники Студенты

О влиянии радиации на здоровье 28,8 27,9 31,7

О способности продуктов накапливать радионуклиды и о способах снижения содержания в них радионуклидов 19,7 19,2 18,5

Об экологической ситуации в стране, области, районе 16,6 19,2 17,9

О рекомендациях по ведению хозяйственной деятельности на загрязненных территориях 10,7 6,4 6,7

О деятельности органов власти по преодолению последствий аварии на ЧАЭС 8,4 13,3 8,0

О возможностях жизни и трудоустройства в пострадавших районах 7,4 5,8 9,6

О возможных последствиях пренебрежения правилами безопасного проживания на пострадавших территориях 6,6 6,9 5,7

О возможности личного участия в возрождении пострадавших территорий 1,9 1,3 1,6

Другая информация - - 0,3

При этом важно отметить, что фактором, который способен причинить наибольший вред как здоровью взрослых представителей систем образования и здравоохранения, так и студенческой молодежи, являются стрессы, а не радиоактивное загрязнение окружающей среды (табл. 5).

Таблица 5. Оценка респондентами факторов, способных причинить вред их здоровью, %

Факторы Педагоги Медработники Студенты

Стрессы 31,5 40,4 29,9

Низкий уровень медицинской помощи 24,6 3,4 12,0

Радиоактивное загрязнение окружающей среды 24,0 20,0 16,8

Заболевания, не связанные с радиацией 12,2 16,6 20,3

Курение, употребление алкоголя и другие вредные привычки 7,7 14,7 20,0

Другое 0,4 2,8 0,9

С целью снижения вероятности наступления негативных последствий для здоровья респонденты всех трех групп в большей степени готовы на соблюдение санитарно-гигиенических правил (табл. 6). При этом педагоги, врачи и студенты считают необходимым следовать таким правилам, как отказ от вредных привычек, педагоги и врачи признают важность регулярного медицинского контроля, а студенты также приветствуют активный образ жизни.

176

Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская

На самоподдержание психологического комфорта указали немногие участники исследования (порядка 10-13 %).

Таблица 6. Правила безопасности жизнедеятельности, которым следуют респонденты, %

Правила безопасности Педагоги Медработники Студенты

Соблюдение санитарно-гигиенических правил 32,1 28,5 32,0

Регулярный медицинский контроль здоровья 15,9 16,1 11,2

Отказ от вредных привычек 15,0 16,5 19,2

Употребление экологически чистых продуктов питания 13,0 13,0 12,3

Активный образ жизни 12,3 12,6 15,0

Поддержание психологического комфорта 11,5 13 10,1

Другие правила 0,2 0,2 0,3

Наиболее компетентными в вопросах, связанных с последствиями катастрофы на ЧАЭС, все три категории респондентов считают ученых, а также врачей, специалистов Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь (табл. 7). Наименьшим доверием у педагогов пользуются родственники/друзья/знакомые, у студентов -родственники/друзья/знакомые и журналисты отечественных СМИ, а у медработников - учителя. Последнее может служить основанием для смещения акцентов в информационной работе со специалистов-педагогов, работающих с детьми и молодежью, на специалистов-медиков.

Таблица 7. Оценка респондентами авторитетности различных специалистов в вопросах, связанных с последствиями катастрофы на ЧАЭС, %

Специалисты Педагоги Медработники Студенты

Ученые 27,9 30,0 28,3

Врачи 20,5 21,8 18,8

Специалисты Департамента 20,5 15,9 24,9

Представители ЦГиЭ 14,0 14,5 12,1

Представители международных организаций и зарубежных СМИ 8,2 12,4 6,0

Учителя 3,8 0,3 4,4

Журналисты отечественных СМИ 1,9 1,5 1,2

Представители органов госуправления 1,5 1,8 2,2

Родственники, друзья, знакомые 1,1 0,8 1,2

Другие категории специалистов 0,6 1,5 0,9

Подтверждением результативности информационной работы в рассматриваемом направлении может служить также тот факт, что большинство спе-

Информационно-психологическая безопасность населения...

177

циалистов учреждений образования и здравоохранения, расположенных на пострадавших территориях, знают, к какой зоне радиоактивного загрязнения относится их населенный пункт (табл. 8). Уверенность студенческой аудитории в радиоэкологической чистоте мест их проживания также обоснована, поскольку и многие из тех районов, в которых они проживали до поступления в вуз, и те города, в которых они сейчас учатся, действительно являются незагрязненной радионуклидами территорией. При этом имеются также такие респонденты, которые считают, что до сих пор живут в зонах отчуждения (1,7 % студентов) и первоочередного отселения (0,5 % педагогов, 1,2 % врачей и 0,4 % студентов), либо не знают, как охарактеризовать свой населенный пункт с радиоэкологической точки зрения (12,6 % педагогов, 9,3 % врачей и 7,7 % студентов).

Таблица 8. Информированность респондентов о зоне радиоактивного загрязнения, к которой относится территория проживания, %

Территория проживания Педагоги Медработники Студенты

Чистая территория 9,7 21,4 62,4

Зона с ПРК 49,8 50,9 26,9

Зона с правом на отселение 22,2 12,2 1,3

Зона последующего отселения 5,8 5,8 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зона первоочередного отселения 0,5 1,2 0,4

Зона отчуждения - - 1,7

«Не знаю» 12,6 9,3 7,7

Согласуется с ответом на предыдущий вопрос и оценка респондентами той опасности, которая может быть связана с проживанием на территориях, загрязненных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для медработников и учителей, проживающих, в большинстве своем, в зоне с периодическим радиационным контролем, эта обстановка требует отдельных мер предосторожности. Для студентов, находящихся на чистой территории, радиационная обстановка представляется близкой к норме (табл. 9). В данном случае также представлены те респонденты, которые не осведомлены о реальной радиационной обстановке в их районе (7,7 % педагогов, 6,9 % врачей и 6,4 % студентов).

Таблица 9. Оценка респондентами реальной радиационной обстановки, %

Радиационная обстановка Педагоги Медработники Студенты

Требующая отдельных мер предосторожности 57,5 41,9 10,3

Крайне опасная 0,5 - 0,5

Близкая к норме 26,6 32,4 39,7

Довольно опасная 5,3 8,7 0,4

Безопасная 2,9 2,9 44

«Не знаю» 7,7 6,9 6,4

178

Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская

Несмотря на существование определенного беспокойства, связанного с безопасностью проживания на пострадавших территориях, признается результативность деятельности по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в Республике Беларусь (табл. 10). Основным результатом данной деятельности и педагоги, и врачи, и студенты считают разработку методов, снижающих поступление радионуклидов в организм человека (данный ответ косвенно подтверждает признание влияния радиации на здоровье основным последствием катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также высокий уровень доверия к ученым - разработчикам данных методов). При этом среди тех результатов, в которых отсутствуют существенные достижения, были названы организация равноправного международного сотрудничества и повышение предпринимательской/социальной активности населения.

Таблица 10. Оценка респондентами основных результатов деятельности по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в Республике Беларусь, %

Деятельность Педагоги Медработники Студенты

Разработка методов, снижающих поступление радионуклидов в организм человека 22,8 17,0 24,4

Повышение радиоэкологической культуры населения 18,5 14,1 11,4

Социально-экономическое возрождение пострадавших районов 13,5 13,8 10,4

Улучшение качества медицинского обслуживания населения 12 14,5 11,9

Улучшение радиоэкологической ситуации 9,4 12,7 16,8

Улучшение качества дорог и воды 4,5 4,5 2,2

Улучшение ситуации с обеспеченностью жильем 4,1 4,1 2,8

Разработка и применение необходимой нормативноправовой базы 3,9 5,9 8,7

Создание новых научных школ и проведение уникальных исследований 3,9 5,7 5,9

Сохранение историко-культурных и природных ценностей на отселенных территориях 3,9 3,2 3,0

Организация равноправного международного сотрудничества 1,9 1,8 1,7

Повышение предпринимательской и социальной активности населения 1,1 1,6 0,6

Другие результаты 0,4 1,1 0,2

Однако респонденты считают, что положительные результаты, достигнутые на предыдущих этапах постчернобыльской реабилитации, могут быть дополнены другими действиями государства, которые также будут способствовать улучшению условий проживания на территориях, подвергшихся загрязнению радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (табл. 11). Основные надежды педагоги и студенты возлагают на обязатель-

Информационно-психологическая безопасность населения...

179

ную медицинскую диспансеризацию и оздоровление населения, а медработники - на улучшение состояния дорог, воды, коммунальной инфраструктуры. В наименьшей степени в отношении улучшения условий проживания респонденты надеются на развитие предпринимательства на пострадавших территориях (0,3 % педагогов, 1,9 % врачей и 1,1 % студентов). Существуют также те, кто считает, что нет необходимости в каких-либо специальных действиях, поскольку эти территории уже достаточно развитые и самостоятельные (0,5 % педагогов, 1,0 % врачей и 1,6 % студентов).

Таблица 11. Оценка респондентами действий, которые будут способствовать улучшению условий проживания на пострадавших территориях, %

Действия Педагоги Медработники Студенты

Обязательная медицинская диспансеризация и оздоровление населения 21,5 15,1 23,1

Улучшение состояния дорог, воды, коммунальной инфраструктуры 18,3 21,3 10,3

Материальные доплаты 12,8 15,1 7,4

Улучшение жилищных условий 12,1 12,6 11,8

Создание новых рабочих мест 11,3 6,2 7,7

Информирование о мерах безопасного проживания 10,4 14,4 16,6

Увеличение сети объектов досуга 9,7 9,7 12,1

TV, Интернет, мобильная связь 1,3 1,2 3,5

Улучшение качества образования 1,3 2,1 4,2

Нет необходимости в специальных действиях 0,5 1,0 1,6

Развитие предпринимательства 0,3 1,2 1,1

Другие действия 0,3 0,8 0,5

Что касается личного участия в возрождении пострадавших территорий, то педагоги в большинстве своем указали на проведение информационноразъяснительной работы с населением (49,5 %), врачи - на обеспечение медобслуживания населения (28,1 %) и проведение санпросветработы среди пациентов (19,1 %), а студенты - на те профессиональные обязанности, которые они будут выполнять по окончании вуза (диагностика, лечение и профилактика различных заболеваний - 16,3 % и предоставление информации о последствиях аварии на ЧАЭС - 13,1 %). При этом как представители систем образования и здравоохранения, так и сами студенты считают, что основным вкладом молодежи в возрождение пострадавших территорий может стать подготовка и реализация проектов социально-экономического развития пострадавших районов. Также практикующие специалисты видят вклад молодежи в ее активном участии в экономической жизни пострадавших территорий, а будущие специалисты - в своем участии в тематических мероприятиях, посвященных возрождению после Чернобыля. Важно также отметить, что гарантированное

180

Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская

распределение в пострадавшие районы не является приоритетом для студенческой молодежи (табл. 12).

Таблица 12. Оценка респондентами возможного вклада молодежи в возрождение пострадавших территорий, %

Вклад Педагоги Медработники Студенты

Подготовка и реализация проектов социальноэкономического развития пострадавших районов 35,7 41,6 41,6

Активное участие в экономической жизни пострадавших территорий 29,1 26,7 15,4

Участие в тематических мероприятиях, посвященных возрождению после Чернобыля 18,5 14,5 29,7

Гарантированное распределение в пострадавшие районы 15,9 15,3 11,9

Другой вклад 0,8 1,9 1,4

Наконец, необходимо указать, что респонденты всех трех групп в основном удовлетворены условиями проживания в своем населенном пункте. При этом существующие условия проживания особенно привлекательны для студентов, а вот педагогам и врачам свойственно наличие сомнений в данном вопросе (табл. 13). Указанное обстоятельство можно объяснить наличием затруднений социально-бытового и финансового плана у работающих семейных специалистов (в отличие от не обремененной обязательствами молодежи, проживающей на момент обучения в крупных городах с развитой инфраструктурой и широкими социальными сетями).

Таблица 13. Оценка респондентами привлекательности условий проживания в их населенном пункте, %

Условия проживания Педагоги Медработники Студенты

Да (мне нравится здесь жить) 13,5 16,8 41,5

Скорее да 32,9 33,5 38,0

День на день не приходится 31,4 28,3 13,3

Скорее нет 17,4 11,0 3,4

Нет (мне не нравится здесь жить, хочу уехать отсюда) 4,8 9,8 3,9

Таким образом, в отдаленном периоде после аварии на Чернобыльской АЭС информационно-психологическая безопасность населения должна рассматриваться как важный элемент государственной политики и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий. Неадекватное восприятие опасности радиационного воздействия населением приводит к формированию рентной установки, способствует сохранению социально-психологической напряженности, препятствует устойчивому развитию территорий. В этой ситуации при проведении информационной работы целесообразно использование подхода, при котором учитываются не

Информационно-психологическая безопасность населения...

181

только реальные последствия чернобыльской катастрофы, но и особенности их общественного восприятия. В том числе распространенность убеждений о небезопасности территорий радиоактивного загрязнения для проживания и жизнедеятельности; акцентированная ориентация массового сознания на трагически негативный образ Чернобыля; устойчивое недоверие к любой официальной информации о проблемах и достижениях в процессе преодоления последствий чернобыльской катастрофы; социальные и гуманитарные инициативы населения, проживающего на пострадавших территориях; формирование чувства персональной ответственности за будущее этих территорий и др. Исходя из этого, актуальной задачей при формировании радиоэкологической грамотности является проведение адресной информационной работы с учетом уровня информированности и особенностей личностного восприятия радиационной опасности.

Литература

1. Совершенствование информационных технологий по работе с населением радиоактивно загрязненных территорий / под общ. ред. В. Н. Абрамовой. - Обнинск : Прогноз, 2005. - 88 с.

2. Зыкова, И. А. Радиотревожность населения загрязненных территорий и меры по ее снижению / И. А. Зыкова, Г В. Архангельская. - СПб. : ФГУН «СПб НИИРГ им. проф. П. В. Рам-заева», 2007. - 28 с.

3. Румянцева, Г. М. Проблемы восприятия и субъективной оценки риска от ионизирующей радиации / Г. М. Румянцева, О. В. Чинкина // Радиационная гигиена. - 2009. - Т. 2, № 3. -С. 50-58.

4. Мельницкая, Т. Б. Информационно-психологическая безопасность личности и роль радиационного фактора в ее нарушении / Т. Б. Мельницкая [и др.] // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2008. -№ 2. - С. 56-61.

n. y. borisevich, e. i. goranskaya

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE POPULATION LIVING IN THE RADIOACTIvE CONTAMINATED TERRITORIES

Summary

The analysis of the studies results aimed at determining the level of citizens’ awareness on the problems of living in the areas affected by the Chernobyl accident, as well as the perception peculiarities of the radiation exposure hazard by different groups of population and categories of professionals is described. It is shown that this problem has a heterogeneous structure and depends on the social and territorial characteristics of the sample. Information needs and the level of public trust to various information sources, as well as their subjective perception peculiarities of the radiation hazard, were identified.

Keywords: Chernobyl disaster, radioactive contaminated areas, awareness, information needs, perception of radiation risk by teachers, medical staff and students.

Поступила 20.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.