Научная статья на тему 'Решение информационных постчернобыльских задач на основе социологических исследований'

Решение информационных постчернобыльских задач на основе социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
катастрофа на Чернобыльской АЭС / территория радиоактивного загрязнения / уровень информированности / информационные потребности / восприятие радиационной опасности / адресная информационная работа / тематические памятки / accident at the Chernobyl NPP / territory of radioactive contamination / information level / information needs / perception of the radiation hazard / targeted information work / thematic guidebooks

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская

Представлена специфика разработки элементов адресной информационной работы по чернобыльской тематике с различными группами населения и категориями специалистов на основе результатов исследований, посвященных определению уровня информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, а также особенностей восприятия населением опасности радиационного воздействия. Отражены основные характеристики серии тематических памяток для специалистов систем образования, здравоохранения, а также студентов профильных учреждений образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUT ION OF POST-CHERNOBYL INFORMATION OBJECTIVES ON THE BASIS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

On the basis of the sociological research results, the specific nature of development elements related to the targeted information work with various population groups and specialists on Chernobyl subject is presented. The main goal of the research is to define the information level of people regarding the problems of living at the territories contaminated after the Chernobyl catastrophe and the specific perception of the radiation impact hazard. The main characteristics of thematic guidebook series for specialists of education and health care systems, and for students of the specialized education institutions are provided here.

Текст научной работы на тему «Решение информационных постчернобыльских задач на основе социологических исследований»

УДК 316.334.2(476)

Н. Я. БОРИСЕВИЧ,

кандидат биологических наук, филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Е. И. ГОРАНСКАЯ,

магистр психологических наук, исследователь в области психологических наук, филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, г. Минск

решение информационных постчернобыльских задач на основе социологических исследований

Представлена специфика разработки элементов адресной информационной работы по чернобыльской тематике с различными группами населения и категориями специалистов на основе результатов исследований, посвященных определению уровня информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, а также особенностей восприятия населением опасности радиационного воздействия. Отражены основные характеристики серии тематических памяток для специалистов систем образования, здравоохранения, а также студентов профильных учреждений образования.

Ключевые слова: катастрофа на Чернобыльской АЭС, территория радиоактивного загрязнения, уровень информированности, информационные потребности, восприятие радиационной опасности, адресная информационная работа, тематические памятки.

Эффективность управления процессом и результатом информирования находится в прямой зависимости от характера взаимодействия представляющего информацию и ее получателя. И чем лучше информирующий понимает, кому адресовано его сообщение, тем больший эффект оно окажет. Информационная работа по чернобыльской тематике не является исключением из данного правила.

Филиалом «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» (далее - БОРБИЦ) в 2014 г. было проведено исследование, направленное на определение уровня информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специфики восприятия опасности радиационного воздействия различными группами населения и категориями специалистов. В нем приняли участие 614 респондентов: 207 представителей системы образования (39 учреждений образования, располо-

женных в наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районах республики), 173 представителя системы здравоохранения (центральные районные больницы 21 наиболее пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС района Республики Беларусь) и 234 студента профильных вузов [1]. Конечной целью данного исследования, помимо собственно выявления информационных потребностей и субъективных особенностей восприятия населением радиационной опасности, была разработка серии специальных инновационных информационных продуктов по чернобыльской тематике для различных групп населения и категорий специалистов.

Так, в 2015 г. на основе результатов указанного исследования были созданы тематические памятки для специалистов систем образования и здравоохранения, а также для студентов профильных учреждений образования «Врачу (учителю, студенту) на заметку: ответы на "чернобыльские" вопросы». Инновационность указанных памяток состоит в том, что их структурно-содержательное наполнение было сформировано не на основе экспертного (стороннего) мнения о необходимости внесения в них того или иного материала, а с учетом ответов представителей каждой целевой группы на вопросы анкеты: о наиболее важной информации, связанной с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; об источниках тематически ориентированной информации; об учреждениях и организациях, чья деятельность связана с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС; о наиболее важных результатах деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; о том, кто и как представляет себе возможность личного участия в возрождении после Чернобыля. При разработке памяток также были учтены «чернобыльские» вопросы, которые задали респонденты организаторам опроса в специально предназначенном для этого разделе соответствующих анкет: о причинах аварии и ее последствиях, о текущей радиоэкологической обстановке в стране, о возрождении пострадавших территорий и др.

Не менее инновационным представляется тот факт, что все три памятки не только являются самостоятельными логически завершенными информационными продуктами, но также и то, что все они составляют единую композицию, дополняя содержание друг друга: самое простое содержание имеет памятка для студентов, более сложное - памятка для специалистов системы образования; памятка для медработников наиболее терминологически насыщена за счет усиления медицинского тематического блока. Указанное свойство памяток («эффект матрешки») может быть использовано с целью обучающего информирования по чернобыльской тематике, в рамках которого необходимо освоение материала предыдущего уровня (например, памятка для студентов) для перехода к материалу последующего уровня (например, памятка для педагогов) и т. д.

Помимо того, при подготовке памяток использовались следующие принципы подачи информации: тезисное изложение данных простым языком; учет информационных потребностей каждой целевой группы (с опорой на резуль-

таты опроса), предоставление сжатой информации о катастрофе на ЧАЭС и ее последствиях, а также о современном состоянии пострадавших территорий (со ссылками по тексту на источники, содержащие более подробную информацию по каждому вопросу); использование яркого дизайна с целью привлечения внимания; сопровождение текста элементами инфографики для визуализации подаваемой информации; использование единых стилевых решений при подготовке всей серии памяток; учет опыта создания подобных материалов, апробированных ранее [2; 3].

Исходя из сказанного выше, для включения в тематические памятки для всех трех целевых групп (педагоги, медицинские работники, студенты) предложены следующие темы, оказавшиеся наиболее популярными среди респондентов по результатам проведенного исследования (содержание всех предложенных тем было специфично для представителей каждой целевой группы):

о причинах аварии на ЧАЭС и ее последствиях (данный вопрос является одним из наиболее частых в структуре «чернобыльских» вопросов, задаваемых участниками опроса его организаторам: 40,0 % педагогов, 42,0 % медработников и 61,3 % студентов);

об экологической ситуации в стране, области, районе (данный вопрос также является весомым в структуре «чернобыльских» вопросов, задаваемых участниками опроса его организаторам: 21,5 % педагогов и 22,7 % медработников);

о зонировании территории по радиационному фактору (данный раздел обоснован результатами исследования: 9,7 % педагогов указали, что они проживают на чистой территории, 49,8 % относят свой населенный пункт к зоне с периодическим радиационным контролем, 22,2 % - к зоне с правом на отселение, 5,8 % - к зоне последующего отселения, 0,5 % - к зоне первоочередного отселения, а 12,6 % преподавателей затруднились ответить на данный вопрос; 21,4 % врачей ответили, что они проживают на чистой территории, 50,9 % относят свой населенный пункт к зоне с периодическим радиационным контролем, 12,2 % - к зоне с правом на отселение, 5,8 % - к зоне последующего отселения, 1,2 % - к зоне первоочередного отселения, а 9,3 % медработников затруднились ответить на данный вопрос; 62,4 % студентов считают, что они проживают на чистой территории, 26,9 % относят свой населенный пункт к зоне с периодическим радиационным контролем, 1,3 % - к зоне с правом на отселение, по 0,4 % - к зоне последующего отселения и к зоне первоочередного отселения, 7,7 % студентов затруднились ответить на данный вопрос, а 1,7 % думают, что их населенный пункт относится к зоне отчуждения);

о влиянии радиации на здоровье людей настоящего и будущего поколений (медицинские последствия катастрофы на ЧАЭС считают наиболее существенными 41,1 % педагогов, 53,1 % медработников и 46,5 % студентов; также данную информацию в общей структуре информации о последствиях чернобыльской катастрофы считают наиболее важной для себя 28,8 % педагогов, 27,9 % медработников и 31,7 % студентов, что обеспечило ей безоговорочное лидерство);

о способности различных продуктов накапливать радионуклиды, а также о способах снижения содержания радионуклидов в продуктах питания (данную информацию о последствиях чернобыльской катастрофы важной для себя считают 19,7 % педагогов, 19,2 % медработников и 18,5 % студентов, что вывело ее на второе по востребованности место в общей структуре тематической информации);

о правилах безопасной жизнедеятельности на пострадавших территориях (данный раздел обоснован тем, что большинство педагогов (57,5 %), медработников (41,9 %) и студентов (39,7 %) считают, что реальная радиационная обстановка в их населенном пункте требует отдельных мер предосторожности, о которых и предоставлена информация);

о возможностях жизни и трудоустройства в районах, которые постепенно приходят в нормальное состояние после чернобыльской катастрофы, а также о возможности личного участия (в том числе, о вкладе молодежи) в возрождение пострадавших территорий (педагоги, в большинстве своем, указали на проведение информационно-разъяснительной работы с населением (49,5 %), врачи - на обеспечение медицинского обслуживания населения (28,1 %) и проведение санпросветработы среди пациентов (19,1 %), а студенты - на те профессиональные обязанности, которые они будут выполнять по окончании вуза (диагностика, лечение и профилактика различных заболеваний - 16,3 % и предоставление информации о последствиях аварии на ЧАЭС - 13,1 %);

об источниках информации о катастрофе на ЧАЭС и ее последствиях (акцент сделан на официальных источниках данной информации, к которым в той или иной степени прибегают 48,3 % педагогов, 44,6 % медработников и 41,1 % студентов; также необходимо указать, что 49,8 % педагогов, 53,4 % медработников и 55,1 % студентов черпают информацию о катастрофе на ЧАЭС и ее последствиях равномерно из разных источников (в том числе официальных), что еще больше увеличивает процент доверия к ним);

о научных учреждениях, учреждениях образования и здравоохранения, государственных и негосударственных организациях, фондах и объединениях (в том числе о работающих в них специалистах), чья деятельность в той или иной мере связана с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС (организациями-лидерами по результатам опроса представителей всех целевых групп стали Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, РНИУП «Институт радиологии», БОРБИЦ, РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, МГЭУ имени А. Д. Сахарова, центры гигиены и эпидемиологии, комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды различной территориальной подчиненности, Институт радиационной безопасности «Белрад», Фонд «Детям Чернобыля»);

об основных результатах деятельности по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в Республике Беларусь (например, о разработке методов,

снижающих поступление радионуклидов в организм человека, которые считают важными 22,8 % педагогов, 17,0 % медработников и 24,4 % студентов) и о планах соответствующей деятельности на будущее (основные надежды педагоги и студенты возлагают на обязательную медицинскую диспансеризацию и оздоровление населения, а медработники - на улучшение состояния дорог, качество воды, коммунальной инфраструктуры).

Для более глубокого анализа соответствия разработанных элементов адресного информирования потребностям каждой целевой группы была проведена их апробация путем рассылки рабочей версии тематических памяток с приложением анкеты для их оценки (в БОРБИЦ поступила 621 анкета: 200 анкет от 4 вузов, 204 анкеты от 15 центральных районных больниц, 217 анкет от 22 учреждений образования). В результате анализа анкет, поступивших от врачей, педагогов и студентов, было выявлено, что:

медработники, в большинстве своем, оценивают тематический контент памятки на 10 (65 ответов - 31,9 %), 9 (62 ответа - 30,4 %) и 8 (48 ответов -23,5 %) баллов1. Оформление памятки им нравится полностью (113 ответов -55,4 %) либо частично (81 ответ - 39,7 %). Основным недостатком в оформлении памятки врачи сочли шрифт основного текста, который, по их мнению, нужно заменить другим и/или сделать более ярким (на это они указали в своих отзывах). От данной категории респондентов поступило 34 предложения о том, какой информацией (например, рисунками и фотографиями) можно дополнить данную памятку, тогда как 72 медработника считают, что данный информационный продукт не нуждается в дополнениях. При этом 123 из 157 отзывов врачей, которые были написаны в свободной форме, являются положительными;

педагоги, в большинстве своем, оценивают тематический контент памятки на 9 (94 ответа - 43,3 %), 10 (58 ответов - 26,7 %) и 8 (35 ответов - 16,1 %) баллов. Оформление памятки им нравится полностью (135 ответов - 62,2 %) либо частично (76 ответов - 35,0 %). Основным минусом в оформлении памятки педагоги, как и врачи, считают шрифт основного текста (на это они также указали в своих отзывах, предложив заменить). От данной категории респондентов поступило 58 предложений о том, какой информацией (в том числе рисунками и фотографиями) можно дополнить данную памятку, тогда как 109 учителей считают, что данный информационный продукт не нуждается в дополнениях. При этом 193 из 212 отзывов педагогов на памятку можно считать положительными;

студенты, в большинстве своем, также высоко оценили тематический контент памятки: на 9 (67 ответов - 33,5 %), 10 (63 ответа - 31,5 %) и 8 (38 ответов - 19,0 %) баллов. Им также, как и предыдущим категориям респондентов, оформление памятки нравится полностью (128 ответов - 64,0 %) либо частично (69 ответов - 34,5 %). От данной категории респондентов поступило

1 1 балл - очень плохо, 10 баллов - очень хорошо.

82 предложения о том, какой информацией (в том числе рисунками и фотографиями) можно дополнить данную памятку, тогда как 71 студент считает, что данный информационный продукт не нуждается в дополнениях, а трое затруднились ответить на данный вопрос. При этом положительными являются 159 из 196 отзывов будущих молодых специалистов на памятку (указанные отзывы были написаны в свободной форме).

По итогам апробации элементов адресной информационной работы по чернобыльской тематике с различными группами населения и категориями специалистов (анализа ответов всех категорий респондентов на вопросы анкеты, посвященной оценке рабочих версий памяток) в тематические памятки были внесены соответствующие изменения и дополнения. Завершающим этапом стало издание инновационных информационных продуктов - памяток «Врачу (учителю, студенту) на заметку: ответы на "чернобыльские" вопросы», которые будут использованы в рамках проведения информационной работы по чернобыльской тематике в соответствии с Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, а также Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года.

Таким образом, количественные и качественные данные о специфике информированности по чернобыльской проблематике и восприятии радиационной опасности различными категориями граждан (представителями систем образования и здравоохранения, а также студентами вузов), полученные в ходе проведения указанного и аналогичных исследований, могут служить научным обоснованием разработки новых подходов, направлений, форм и методов информирования по чернобыльской тематике, формирования радиоэкологической культуры, обучения основам безопасной жизнедеятельности на пострадавших территориях, а также вовлечения населения в процесс реабилитации и возрождения условий жизни в пострадавших районах. Их внедрение, в свою очередь, будет способствовать снижению психоэмоциональной напряженности, связанной с наличием радиационного фактора, повышению уровня и качества тематической осведомленности граждан и, наконец, улучшению качества жизни как пострадавшего, так и всего населения Республики Беларусь в целом.

Литература

1. Борисевич, Н. Я. Информационно-психологическая безопасность населения в условиях радиоактивного загрязнения территорий / Н. Я. Борисевич, Е. И. Горанская // Социол. альм. -2015. - № 6. - С. 172-181.

2. Чернобыль: pro et contra / З. И. Трафимчик [и др.]. - Минск : Ин-т радиологии, 2011. -

19 с.

3. Нереальный мир. Чернобыльские мифы / Н. Я. Борисевич [и др.] ; науч. ред. Н. Н. Цы-булько, И. Н. Семененя. - Минск : Ин-т радиологии, 2012. - 49 с.

296

H. EopnceBHH, E. H. TopaHCKa»

N. y. borisevich, e. i. goranskaya

solution of post-chernobyl information objectives on the basis of sociological research

Summary

On the basis of the sociological research results, the specific nature of development elements related to the targeted information work with various population groups and specialists on Chernobyl subject is presented. The main goal of the research is to define the information level of people regarding the problems of living at the territories contaminated after the Chernobyl catastrophe and the specific perception of the radiation impact hazard. The main characteristics of thematic guidebook series for specialists of education and health care systems, and for students of the specialized education institutions are provided here.

Keywords: accident at the Chernobyl NPP, territory of radioactive contamination, information level, information needs, perception of the radiation hazard, targeted information work, thematic guidebooks.

nocmynuna 19.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.