ними и внешними факторами, определяющими внешнеполитический процесс в Пакистане, которую поддерживают глобальная информационная среда, кроссгосударственные политические, экономические и гуманитарные контакты.
«Вестник МГИМО-университета», М, 2010 г., № 1, с. 177-187.
Л. Шкваря,
политолог
РОССИЙСКО-АРАБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Арабские страны Северной Африки и Ближнего Востока (САБВ) в научной экономической литературе и аналитических обзорах международных организаций обычно рассматриваются как единая региональная общность. За последние 30 лет эти государства накопили богатый и чрезвычайно ценный опыт социально-экономического развития и сотрудничества, как на региональном, так и на глобальном уровне. Оценка возможностей и перспектив дальнейшего развития и взаимодействия представляет для России безусловный научный и практический интерес.
Несмотря на растущее в мире внимание к региону, до сих лор нет четкого анализа происходящих в нем экономических, социальных, интеграционных и других процессов. Данная группа стран изучается главным образом с точки зрения политики, политологии, геополитического фактора, влияния добывающейся в этих странах нефти на международные экономические отношения, национальную хозяйственную динамику и возможные перспективы усиления сотрудничества с третьими странами с целью увеличения своего углеводородного импорта и/или его диверсификации. Собственно экономические закономерности, предпосылки, тенденции, объективные факторы, обстоятельства как внугристрано-вого социально-экономического развития, так и эволюции (количественной и качественной) внешнеэкономических связей в регионе САБВ остаются, как правило, за пределами внимания и российских, и зарубежных исследователей. В то же время уровень и, главное, темп роста их национальных экономик обеспечивают возможность достаточно широкого спектра взаимодействия с потенциальными партнерами.
Втягиваясь в современный цивилизационный поток, эти страны стремятся преодолеть состояние отсталости, обрести посредством диверсификации оптимальную формулу социально-экономического развития, которая бы обеспечивала рациональное совмещение достижений научно-технического прогресса (НТП) с национальной культурой, религиозной идеологией, исторической памятью. На этой основе страны данной группы стремятся изменить (диверсифицировать) свои внешнеторговые связи и расширить участие в системе международных экономических отношений.
Сближению государств САБВ с третьими странами объективно способствует ряд центростремительных факторов и тенденций общемирового характера, прежде всего интернационализация и глобализация мирового хозяйства. Эти процессы подталкивают указанные страны к усилению и расширению внешнеэкономических связей с целью получения ими экономических выгод и ослабления негативных последствий глобализации. Каждое из государств в отдельности и все вместе они ставят своей задачей более эффективно противостоять растущему экономическому и политическому давлению промышленно развитых государств, в том числе на мировых рынках, стремятся более последовательно и независимо проводить внешнеэкономическую политику, изменить свою роль в МРТ и мировой торговле. Интенсификация конкуренции на интегрирующихся глобальных товарных и финансовых рынках, особенно в сочетании глобализации с широкомасштабной либерализацией хозяйственной жизни, что стало основным содержанием неолиберальной модели глобализации, означает неизбежные риски для стран САБВ, уступающих в конкурентной борьбе более сильным государствам. Они совместными усилиями стремятся укрепить свои конкурентные позиции, так как потенциал нейтрализации рисков, вследствие недостаточного уровня их развития, существенно более ограниченный, чем у развитых стран.
Страны САБВ расположены на стыке трех частей света, на значительном пространстве, протянувшемся от Атлантического побережья через районы Северной Африки вдоль Средиземноморского побережья, берегов Красного моря, Арабского (Персидского) залива Юго-Западной Азии до Индийского океана.
Площадь, занимаемая странами Северной Африки и Ближнего Востока, составляет в совокупности свыше 9 млн. км2 (около 10,5% территории Земли). Наиболее крупными странами региона являются североафриканские - Марокко и Алжир. Саудовская
Аравия - крупнейшее государство Аравийского полуострова - превосходит по населению и территории все прочие аравийские государства. Количество и плотность населения стран Северной Африки и Ближнего Востока незначительны. На их территории в совокупности проживает чуть более 120 млн. человек (почти 2% мирового населения), т. е. имеются трудовые ресурсы (в основном низкоквалифицированные). В то же время специфика (и общая проблема) региона такова, что большинство нефтедобывающих стран активно прибегает к использованию в национальных экономиках иностранной рабочей силы.
Регион имеет разнообразный потенциал минеральных природных ресурсов и большое количество месторождений, неравномерно распределенных между странами. Здесь открыты различные, в том числе крупные, месторождения самородной серы и фосфатов, обнаружены железная руда и руды цветных и редких металлов (свинца, цинка, хрома, марганца, алюминия, вольфрама, молибдена и др.), встречается золото. Во многих районах имеются глины, кварцевые пески, гипс, доломиты, мрамор, залежи асфальта и известняка. Запасы гипса, агалита и некоторых других природных веществ настолько значительны, что практически не поддаются учету. Также имеется уголь (бурый и каменный). Многие виды минерального сырья имеют промышленное и даже мировое значение. Однако главным природным богатством арабских стран региона САБВ, безусловно, являются нефть и газ, что в значительной степени предопределяет место и роль региона в МРТ и мировой торговле. Основные, наиболее крупные и перспективные, месторождения углеводородных ресурсов расположены в нефтегазовом бассейне Персидского залива. Природные ресурсы нефтедобывающих стран САБВ изучены весьма слабо (например, Кувейта, ОАЭ, Катара и др.), а запасы некоторых открытых (асфальта, извести) до настоящего времени точно не определены. Поэтому проведение геологоразведочных работ, в том числе совместными усилиями государств субрегиона, может привести к открытию новых месторождений полезных ископаемых.
Характерная черта субрегиона - ограниченность и крайняя неравномерность межстранового распределения водных ресурсов и как следствие - сельскохозяйственных угодий. Ирак - единственная страна на Востоке, по которой протекают весьма многоводные реки. Но около 80% территории арабских стран, в том числе региона САБВ, представляют собой пустыни, и 55% их населения страдают от частичной либо хронической, причем все
более острой, нехватки воды. В значительной степени это связано с быстрым ростом численности населения региона, а также плохим состоянием внутренней водной инфраструктуры в большинстве стран. Притом проблема не ограничивается лишь нехваткой воды. Стремительно ухудшается ее качество - значительная часть воды уже сейчас непригодна для употребления человеком. Создание же предприятий для опреснения морской воды, особенно тех, где применяются современные передовые технологии, обходится крайне дорого. Проблема водных ресурсов с каждым годом приобретает все большую значимость. Как заявил министр водных ресурсов Египта Махмуд Абу Зейд, к 2025 г. 90% арабских стран, в том числе САБВ, могут оказаться за чертой «бедности водными ресурсами». Для того чтобы этого не произошло, необходима выработка единой арабской стратегии водопользования.
Проблема воды в регионе САБВ тесно связана с другой, не менее важной проблемой - продовольственной. Почвы в странах субрегиона бедны минеральными и органическими веществами и ограниченно пригодны для возделывания, что наряду с незначительным количеством естественных источников воды предопределяет скудость растительного мира. Среднегодовое количество осадков незначительно, неравномерность выпадения осадков по годам очень велика. Особенности климата связаны со сложностью и высотой рельефа.
Таким образом, Северная Африка и Ближний Восток представляют собой единый территориально-географический комплекс, для которого характерна специфическая однородность природных условий и связанных с ними общих проблем. Это в значительной мере предопределяет необходимость субрегионального сотрудничества для их решения.
Регион САБВ представляет собой единый национально-культурный и социально-демографический комплекс, что существенно облегчает контакты между его субъектами хозяйствования. Население этнически однородно: около 90% жителей этих стран составляют арабы, 10% населения - это представители иных национальных и этнических групп. Арабы, независимо от страны проживания, считают себя принадлежащими к единой нации. Арабские страны САБВ объединяет общность языка - арабского, -а также культуры и традиций, прежде всего религиозных.
Ислам представляет собой мощный фактор: 90% населения (арабы и не арабы) исповедуют эту религию (существуют две основные ветви ислама - шииты и сунниты, а также большое число
направлений, школ, сект и т. д.), 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским, так как они официально разрешены. Следует отметить, что приверженцы ислама составляют большинство населения в 40 странах мира (в общей сложности к мусульманам относят себя около 1,5 млрд. человек), а в ряде государств являются значительным и влиятельным меньшинством. Более 50 млн. мусульман проживают на так называемом «исламском севере», т.е. в России и странах Центральной Азии. В результате процесса глобализации крупные мусульманские общины появились в Европе и Америке. В конце 1970-х годов приверженцы ислама составляли 15-16% населения планеты, в 2000 г. - 20%, а к 2025 г., по оценкам ООН, их доля возрастет до 30%. Ислам представляет собой самую быстрорастущую по числу последователей религию, что связано во многом с демографическими факторами, а некоторые исследователи даже связывают это с тем, что ценности и характеристики классической арабо-мусульманской культуры можно признать релевантными тем требованиям, которые предъявляют современные глобализационные изменения. С культурной точки зрения степень языковой и религиозной общности САБР контрастирует в лучшую сторону по сравнению с ЕС и АСЕАН.
Вместе с тем в целом арабский мир отличается чрезвычайной пестротой. Это проявляется в имеющихся различиях природ-но-географического, этнодемографического, лингвистического и конфессионального (внутримусульманского) характера, в историко-культурных особенностях, в уровне экономического и социально-политического развития населяющих эти территории народов. При этом отличаются между собой не только арабские страны Азии и Северной Африки - Магриба, но и внутри каждого из этих субрегионов также имеются различия. Неоднородность региона САБВ оказывает значительное влияние на развивающиеся здесь интеграционные тенденции. Арабские страны Северной Африки и Ближнего Востока занимают особое место в системе мирового хозяйства, а геоэкономические соображения, как правило, играют огромную роль в создании региональной экономической интеграционной группировки, в том числе с точки зрения возможностей роста ее экономического влияния в отношениях с другими субъектами МЭО. Страны этой группы прежде всего стремятся диверсифицировать свою международную «нефтяную», и в целом сырьевую, специализацию в МРТ.
Самая богатая нефтью страна, как в мире, так и в исследуемом регионе, - Саудовская Аравия. Ее доказанные запасы «черно-
го золота» на конец 2005 г. составляют 264 211 млрд. барр., т.е. примерно 1/3 от доказанных мировых запасов. Всего в Саудовской Аравии насчитывается около 77 месторождений нефти и газа. Крупнейшим месторождением является Гавар - самое большое в мире месторождение нефти на суше. В Кувейте сосредоточено 101,5 млрд. барр. нефти, т.е. примерно 9% доказанных мировых запасов. В этой стране почти 90% разведанных запасов приходится на месторождение Бурган-Эль-Ахмади-Магва (9,1 млрд. т). В сау-довско-кувейтской Нейтральной зоне добываемая нефть делится между двумя странами поровну.
Неизменным с 2000 г. остается потенциал ОАЭ - 97,8 млрд. барр. (около 8% мировых запасов нефти), что оставляет страну в числе пяти богатейших нефтяных держав планеты. В Абу-Даби месторождения значительно меньше названных выше, но выделяются, например, Мурбан-Бу-Хаса (395 млн. т) и Умм-Шаиф (293 млн. т). Нефтяные запасы ОАЭ в 2007-2008 гг. - после введения новой технологии добычи - пересмотрены и стали выше.
Государства Северной Африки в целом менее богаты нефтью, а ее запасы здесь значительно дифференцируются. По оценкам, в Ливии подтвержденные запасы нефти весьма значительны и составляют 39 126 млрд. барр. В Алжире запасы нефти в сравнении с крупнейшими обладателями этого вида углеводородного топлива относительно невелики - 11 350 млрд. барр., но достаточны, чтобы обеспечить на нынешнем уровне добычу в течение примерно двух десятилетий. Тунис же обладает незначительными запасами - 0,308 млрд. барр. В Мавритании поиски нефти велись с 1960-х годов, однако в те годы были признаны бесперспективными. С 1990-годов они возобновились, и на 2005-2006 гг. было запланировано начало добычи углеводородного сырья на офшорном месторождении Шингетти, расположенном в 80 км юго-западнее столицы Нуакшота. Потребности в капиталовложениях составляют, по оценкам, 500 млн. долл. Ежедневно планируется извлекать 75 тыс. барр. сырья, для чего будет пробурено шесть скважин и установлена платформа, с которой нефть планируется загружать непосредственно в танкеры.
Однако ресурсный потенциал арабских стран САБВ не ограничивается только наличием нефти и газа. В то же время значение других видов минерального сырья не имеет сколько-нибудь важного значения.
Определенную роль в регионе всегда играли также соображения безопасности, в частности, связанные с претензиями США
на военное присутствие, арабо-израильскими конфликтами и т.п. Однако решение этого вопроса в значительной степени упирается в имеющиеся геополитические особенности. А геополитическое положение региона в мире как раз и определяется значительными ресурсами имеющегося здесь углеводородного сырья. Поэтому факторами внешне- и внутриэкономического развития данных стран в настоящее время выступают необходимость создания противовеса внешним политическим факторам и укрепление безопасности в регионе (субрегионе). Помимо этого, территориальное расположение на стыке трех континентов и наличие морских выходов обусловливают традиционно важную роль стран региона в торговле между Европой и Азией, значительно возросшую с открытием Суэцкого канала.
Необходимо отметить, что в последние три десятилетия XX в. геополитическое и экономическое значение арабских стран стремительно возросло. Можно выделить несколько факторов, которые в совокупности подняли экономическое значение этой группы государств в системе мирового хозяйства: возникновение энергетического кризиса и скачкообразное повышение цен на нефть в 1973-1974 и 1979-1980 гг., нарастание в тот же период антиколониального движения, обострение арабо-израильского противостояния. Значительную роль сыграл и резкий переход ряда арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а также и других государств Ближнего Востока, от состояния многовековой стагнации к сравнительно более высокому уровню экономического развития и возможности оказывать финансовую помощь арабо-мусульманскому миру. Арабский Восток превратился в один из регионов, имеющих мощный финансовый потенциал и крупные резервы развития и укрепления прогрессивных тенденций, в том числе и взаимного хозяйственного сотрудничества.
Таким образом, арабские страны, в недрах которых залегают 43,9% мировых доказанных запасов нефти и 15,5% природного газа, переместились в последние десятилетия с периферии в фокус мировой экономики, играют важную роль в обеспечении ее стабильности, прежде всего топливно-энергетической, и воздействуют на широкую гамму актуальных международных и региональных проблем. Роль этой группы государств весьма значительна, особенно в контексте происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров МЭО. Причем есть основания
полагать, что по мере сокращения мировых углеводородных запасов важность стран САБВ в мировой экономике и политике может возрастать.
Российско-арабские отношения:
Необходимость и возможность развития
Одним из направлений усиления интеграции арабских стран в систему мирового хозяйства и содействия их социально-экономическому прогрессу выступают, на наш взгляд, развитие и углубление хозяйственного взаимодействия этой группы государств с третьими странами, в частности с Российской Федерацией. Значительная заинтересованность в таком сотрудничестве имеется у обеих сторон, что предопределяется наличием общих экономических интересов по ряду позиций.
Прежде всего, обращает на себя внимание геоэкономическая значимость нефтяного фактора, а также наличие у обеих сторон других невозобновляемых природных ресурсов. Объемы добываемых странами Персидского залива углеводородных источников, к числу крупнейших экспортеров которых относится также Россия, напрямую воздействуют на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Поэтому налицо заинтересованность в увеличении доходов от нефтяного и газового экспорта, способствующего обеспечению социальной стабильности как в России, так и в большинстве арабских стран - экспортеров нефти. В этой связи возникает необходимость в совместном, или, по крайней мере, однонаправленном, воздействии на динамику мировых цен на нефть. Это дало бы возможность общими усилиями проводить политику, позволяющую мировой и национальным экономикам приспособиться к периоду «пика производства нефти», и способствовало бы установлению цен, не зависящих от лоббистской политики стран-потребителей и от спекуляций ведущих биржевых игроков. В условиях обостряющейся «ресурсной борьбы» в мировом масштабе и для арабских стран, и для России важно также обеспечить стратегический контроль над собственными невозобновляющимися природными ресурсами, так как природная рента должна оставаться в нефтедобывающих странах. Необходимость выработки единой позиции по важнейшим проблемам, как то: обеспечение экологической безопасности, координация действий в условиях нефтяного саботажа, внешнего давления и др. - также содействует экономическому сближению России и стран САБВ.
К числу благоприятных обстоятельств можно отнести, по мнению специалистов, и то, что в сложившихся условиях российская и арабская экономики занимают место примерно в одной и той же технологической «нише», для которой характерны повышенная трудоемкость, невысокая производительность, недостаточная наукоемкость и применение «грубых» технологий. Объективная необходимость расширения и переосмысления взаимного сотрудничества тесно связана с происходившими в последнее десятилетие изменениями в России и в арабских странах. Многочисленные изменения, произошедшие в России в 1990-х годах, открыли новые возможности для инвестиций и бизнеса и расширили перспективы взаимного российско-арабского сотрудничества.
Арабские страны со своей стороны в последние два десятилетия тоже пережили целую серию не менее значимых экономических преобразований, в основу которых заложены коренная реструктуризация и реформирование экономики, активизация частного сектора и вхождение в мировой рынок, что позволяет реализовать большой скрытый потенциал этих стран и ведет к расширению сферы торгово-экономического взаимодействия с внешним миром. Сейчас они во многом рассматривают партнерство с российскими компаниями как выгодную возможность снижения степени экономической зависимости от Запада. Арабские страны САБВ весьма заинтересованы в развитии и усилении торговых и иных хозяйственных взаимосвязей с Российской Федерацией и продолжают рассматривать Россию в качестве важного партнера, причем далеко не только в нефтегазовом секторе. Во многом это связано с тем, что ряд отраслей промышленного производства в странах САБВ (тяжелая и горнодобывающая отрасли, объекты инфраструктуры, металлургия) «привязаны» к российским в силу использования еще советских оборудования, технологий и запасных частей. В частности, заинтересованность в сотрудничестве с РФ для арабского мира определяется наличием российского ядерного потенциала. Арабские потребители оборудования и технологий вполне удовлетворены их экологическими характеристиками, что совпадает с практикой, принятой в России. Кроме того, арабские национальные хозяйства из-за особенностей местной рабочей силы нуждаются в инвестиционных товарах, обладающих большим запасом прочности, долговечных, относительно простых и в то же время достаточно эффективных с производственной точки зрения, т. е. отличаются теми параметрами, которые всегда обеспечивались советскими, а затем и российскими производителями.
К тому же арабские рынки обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы сотрудничать с российскими поставщиками разнообразной продукции, осуществлять ее импорт и тем самым поддерживать российские предприятия, выпускающие нужные арабам изделия.
Немаловажное значение для содействия взаимовыгодному сотрудничеству имеет и тот факт, что в историческом и цивилиза-ционном планах Россия рассматривается арабскими странами не как исключительно европейское государство с гегемонистскими устремлениями, направленными против арабов (у России нет по отношению к арабским государствам колониального прошлого, внеэкономического принуждения и т.п.). Новым свидетельством этого явился первый визит Генерального секретаря Организации Исламская конференция А. Бельказиза в РФ в январе 2003 г. и встреча В.В. Путина с Генеральным секретарем Лиги арабских государств Амром Муссой в 2007 г. «В отличие от прошлых десятилетий у нас нет ни идеологических, ни экономических, ни каких-либо других противоречий», - уточнил президент. Отношения с арабами у России, как он выразился, «либо хорошие, либо очень хорошие», и в этом всегда очень помогает сотрудничество с ЛАГ. С другой стороны, «Россия - это одно из немногих государств, политику которого отличает понимание реалий нашего региона», -подчеркнул Амр Муса. Он также отметил развитие отношений России и арабского мира и необходимость совершенствовать эти отношения как в политической, так и в экономической, инвестиционной областях.
В этом же направлении высказывается и посол миссии ЛАГ в России Сайд Аль Барами: «Россия - дружественная арабам и мусульманам страна. Между арабами и Россией на протяжении всей истории не было никакой вражды или войн. В России проживают более 20 млн. мусульман. Мы считаем, что они образуют своего рода мост между Россией и арабским и исламским миром в различных областях: экономической, культурной, и в цивилизации в целом. Мы, естественно, заинтересованы в безопасности России, ее неприкосновенности и территориальной целостности и в том, чтобы она оставалась великой державой, влияющей на мировую политику. У России большие интересы в арабском и исламском мире. Мы высоко ценим ее позицию по отношению к справедливым требованиям арабов и надеемся, что ее роль будет более определенной и действенной. Миссия Лиги сотрудничает в России и координирует свои действия с Советом арабских послов, прилагая
максимум усилий к тому, чтобы укреплять и развивать дружеские отношения и сотрудничество между Россией и арабскими государствами в различных областях общественной, экономической и культурной жизни».
Россия и арабские страны имеют также одинаковые или близкие позиции по основным международным экономическим отношениям - как региональным, так и глобальным. Для России важность рассмотрения аспектов и перспектив сотрудничества с арабскими странами, в том числе в контексте усиления интеграционных тенденций в арабском мире, также имеет самостоятельную значимость. К тому же в последнее время создаются политические предпосылки для активизации деловых контактов со странами Ближнего Востока и Северной Африки. По словам министра иностранных дел России С. Лаврова, отношения с арабским миром -один из стратегических векторов политики России. Аккредитация представителя России, первой неарабской страны, в Лиге арабских государств также призвана упрочить взаимные интересы.
Существует несколько экономических причин такого положения. Прежде всего, нельзя не отметить, что мусульманский мир -это более 1 млрд. потребителей, в том числе техники и технологий. А Россия традиционно имела свои рынки сбыта этой продукции в арабских странах САБВ. Поставки готовой продукции, в том числе машиностроения и др., дали бы возможность загружать отечественные производственные мощности и содействовали бы развитию национальной экономики, в том числе обрабатывающей промышленности.
В исламском мире происходит интенсивное движение мировых капиталов, и российская сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с арабскими государствами, прежде всего странами ССАГПЗ, обладающими значительным инвестиционным потенциалом. Уже сейчас имеются возможности для создания ряда успешных инвестиционных проектов в производственной сфере, осуществляемых на частном уровне в форме совместных предприятий по выпуску, например, многих нефтехимических товаров, бурового оборудования и др. Через страны Северной Африки и Ближнего Востока проходят важнейшие воздушные и сухопутные коммуникации, а через Египет - Суэцкий канал.
Исламский мир - это десятки межгосударственных организаций, самой влиятельной из которых является созданная в 1969 г. Организация Исламская конференция, насчитывающая 57 государств, в том числе по два из Европы и Латинской Америки, и
шесть государств СНГ. Важным шагом на пути углубления отношений России с мусульманским миром стало участие В.В. Путина в работе конференции ОИК в октябре 2003 г. в Малайзии. Еще в начале августа 2004 г., находясь с официальным визитом в Малайзии, президент России выступил с новой инициативой: он заявил о намерении России присоединиться к Организации Исламская конференция, на первых порах в качестве наблюдателя. Подобное сотрудничество может значительно усилить значимость РФ в исламском мире. Существует и такой научный и практический аспект интересов России к арабским государствам, как процесс модернизации данной группы стран. Втягиваясь в современный цивилиза-ционный поток, они стремятся преодолеть состояние отсталости, найти на путях модернизации оптимальную формулу развития, которая бы обеспечивала рациональное совмещение достижений научно-технического прогресса с национальной культурой, религиозной идеологией, исторической памятью. Исследование этих процессов, на наш взгляд, важно не только с точки зрения углубленного понимания формирующейся общественно-государственной модели в арабских странах, и, в частности, в странах ССАГПЗ, но и возможного вычленения закономерностей поступательного развития на этапе модернизаций, их экстраполяции на другие страны и регионы, в том числе Россию.
Значение исламского фактора для Российской Федерации объясняется также поликонфессиональным характером Российского государства. Мусульманское сообщество России включает представителей ряда коренных народов нашей страны, живущих на ее территории более 1,5 тыс. лет и давно принявших ислам. Численность российских мусульман, по оценке, достигает 20 млн. человек, а с учетом иммигрантов - более 25 млн. В Российской Федерации действует более 40 духовных управлений.
Таким образом, интерес к сотрудничеству с этой группой государств у Российской Федерации имеется. Он сформировался и динамично развивался еще в советский период и имеет определенную историю.
«Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник РЦДН», М., 2010 г., с. 111-127.