Научная статья на тему 'Арабский Магриб и российские интересы'

Арабский Магриб и российские интересы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арабский Магриб и российские интересы»

концепций внешней политики, стратегий национальной безопасности, военных доктрин и иных аналогичных документов стран -участниц Организации.

По нашему мнению, изложенные предложения позволят реализовать комплекс мер, дающих возможность ШОС минимизировать влияние негативных мировых и региональных процессов. При их воплощении в жизнь роль и значение организации в мире усилятся, что, соответственно, изменит и отношение к ней со стороны мирового сообщества. Что касается России, то, на наш взгляд, перечисленные выше предложения вполне соответствуют заявлению российского президента Д. А. Медведева на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Россия вместе со своими партнерами на пространстве СНГ, а также в рамках ШОС и форума БРИК будет укреплять механизмы регионального взаимодействия, механизмы, позволяющие совместно реагировать на общие угрозы...». А занятая странами БРИК согласованная позиция по отношению к военной операции НАТО в Ливии наглядно подтверждает реальность этого высказывания.

«Возможность изменения ситуации в Афганистане», М., 2011 г., с. 37-45.

Борис Долгов,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) АРАБСКИЙ МАГРИБ И РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Россию и арабский мир, в том числе страны Магриба связывают давние многосторонние отношения, основанные на взаимных интересах. Россия в отличие от стран Западной Европы никогда не выступала здесь в качестве колониальной державы, и в этом ее преимущество. Тем не менее и Российская империя, и Советский Союз и, соответственно, современная Россия как их правопреемница в своей внешней политике всегда уделяли Магрибу большое внимание, так как он является стратегически важным регионом, своеобразным мостом, соединяющим Арабский Восток и Африку с Европой. В конце 2010 - начале 2011 г. арабский мир, в том числе Магриб, был охвачен массовыми движениями протеста. В Тунисе и Египте были свергнуты правящие режимы Бен Али и Хосни Мубарака, в Ливии потерпел крах режим Муамара Каддафи. В Алжире, Марокко, Мавритании, как и в ряде других арабских стран, прошли антиправительственные манифестации. Продолжа-

ются столкновения, в том числе вооруженные, оппозиционных сил с властями в Сирии и Йемене. Причем, если в Тунисе и Египте основным фактором, приведшим к свержению правящих режимов, был внутренний, т.е. социальный протест значительной части населения, то крах режима в Ливии и длительное противостояние в Сирии обусловлены поддержкой оппозиционных сил извне.

Причины социально-политического взрыва в арабском мире носят как внутренний, так и внешний характер. В каждой стране он имеет свою специфику, обусловленную особенностями исторического развития, конкретной социально-экономической, политической, религиозной ситуацией. Основной общий внутренний фактор протестных движений - обострение социально-экономических проблем, таких как безработица, низкий уровень и качество жизни, отсутствие жизненных перспектив для значительной части молодежи. Важную роль сыграли политический застой, коррупция и непотизм правящей верхушки, подавление демократических свобод при формальном их провозглашении.

Учет всех этих факторов, влияющих на дальнейшее развитие социально-политических процессов в арабском мире, безусловно необходим при выработке внешнеполитической линии и продвижении национально-государственных интересов России, в частности, в странах Магриба. Что касается внешних факторов, способствовавших обострению социально-экономических проблем в арабских странах, то это прежде всего мировой финансово-экономический кризис, в разной мере затронувший экономики всех арабских стран.

Например, мировой кризис привел к резкому сокращению экспорта Туниса, ориентированного на страны ЕС, где из-за кризиса происходило свертывание производства. Финансово-банковская сфера Туниса также испытала негативные последствия финансовых проблем банковской системы ЕС, в частности, французского банка «Сосьете женераль». Сократилось число иностранных туристов, посещавших Тунис, большую часть которых составляли граждане европейских стран. Наряду с этим государства Евросоюза сократили прием иностранных рабочих и дипломированных специалистов-иммигрантов, в том числе из Туниса и Египта. В Тунисе вокруг стареющего президента Бен Али, бессменно руководившего страной с 1987 г., процветали коррупция и протекционизм. Около трети экономики страны контролировалось семьей президента и кланом его супруги, Лейлы Трабелси. Семья президента владела капиталом в размере 7 млрд. евро.

Оборотной стороной «тунисского экономического чуда» были, как заявляли лидеры оппозиции режиму Бен Али, «абсолютное господство правящей партии и государственной администрации, массовые нарушения прав человека». Тунис представлял собой типичный пример квазидемократии - за фасадом формальных демократических институтов (всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных, женских, молодежных организаций) действовал авторитарный режим личной власти. После падения режима Бен Али в январе 2011 г. государственная инфраструктура была во многом парализована, и перед страной встала задача сформировать новые институты власти. Политические силы, легально боровшиеся против режима Бен Али, были представлены «Демократической прогрессивной партией» (ДПП) и партией «Форум за демократию, труд и свободу». Кроме того, полулегально действовали партия «Республиканский конгресс», стоящая на либерально-демократических позициях. Коммунистическая партия тунисских рабочих (КПТР), ратующая за социализм троцкистского типа, и исламистская «Нахда» (Возрождение). В ходе протестных манифестаций в январе 2011 г. наибольшую активность проявляли лидеры ДПП Майя аль-Джариби и Наджиб аш-Шабби. Однако в результате первых после свержения режима Бен Али свободных парламентских выборов в Тунисе 23 октября 2011 г. наибольшее число депутатских мест - 90 из общего числа 217 завоевала исламистская партия «Ан-Нахда» («Возрождение») во главе с ее лидером Рашидом Ганнуши (род. 1942), видным идеологом политического ислама, известным не только в Тунисе, но и за рубежом. Во времена Бен Али партия «Ан-Нахда» была обвинена в попытке государственного переворота, ее деятельность запрещена, вследствие чего Ганнуши был вынужден эмигрировать и более 20 лет проживал за рубежом (большей частью в Англии). Он вернулся в Тунис после свержения режима Бен Али 30 января 2011 г. Ганнуши заявлял, что он «не собирается становиться тунисским Хомейни» и после успеха его партии на парламентских выборах подтвердил, что «Ан-Нахда» будет продолжать соблюдать демократические принципы.

В то же время часть сторонников светских партий выражали протест в связи с успехом «Ан-Нахды» и даже обвиняли ее в фальсификации результатов выборов. Тем не менее Монсеф Марзуки, лидер партии «Конгресс за республику», занявшей второе место на парламентских выборах (30 депутатских мест), исповедующий

светские и леводемократические взгляды, заявил, что может пойти на альянс с «Ан-Нахдой», которую он охарактеризовал, как «подлинно демократическую партию». В коалицию с «Ан-Нахдой» входит также партия «Ат-Такаттуль» (Демократический форум), получившая 21 место в парламенте и руководимая ветераном оппозиционного движения Мустафой Бен Джафаром. Оба лидера -Монсеф Марзуки и Бен Джафар в период правления Бен Али отбывали тюремное заключение за свою оппозиционную деятельность. На руководящие государственные должности - премьер-министра, спикера парламента и кандидата на пост президента на предстоящие в начале 2012 г. президентские выборы коалиция возможно выдвинет вышеупомянутых своих лидеров - Хаммади Джебали, генерального секретаря «Ан-Нахды», второго после Р. Ганнуши человека в се руководстве, Бен Джафара и М. Марзуки.

Важнейший интерес для России традиционно представляет развитие отношений с Алжиром как наиболее значимым государством в Магрибе и одним из ведущих в арабском мире. Расширение экономического и политического сотрудничества с Алжиром представляется также одним из главных приоритетов российской политики в бассейне Средиземноморья. Необходимо отметить, что программным документом, определяющим отношения между нашими странами на современном этапе, является «Декларация о стратегическом партнерстве», подписанная в ходе визита в Россию в 2001 г. президента Алжира Абдель Азиза Бутефлики. Алжир, как и Россия, является крупнейшей нефтедобывающей страной, третьей в Африке после Нигерии и Ливии. Наряду с этим Алжир так же, как и Россия, - самодостаточная страна и настоящая кладовая природных ресурсов. Кроме огромных запасов нефти (1,45 млрд. т) и природного газа (3,679 трлн. м3) в Алжире находится 90% общих запасов железной руды стран Африки, 12% мировых запасов ртути и ряд других полезных ископаемых.

Можно проследить также определенные параллели в новейшей истории России и Алжира. В конце 80-х годов Алжир переживал социально-экономический и политический кризис, обусловленный комплексом причин как внутреннего, так и внешнего характера, в том числе неэффективностью затратной системы планового, государственного регулирования экономики, снижением жизненного уровня населения, дискредитацией политики «социалистической ориентации». Ситуация усугублялась падением цен на углеродные энергоносители на мировом рынке, что, соответст-

венно, вело к сокращению валютных поступлений в госбюджет, невозможности для государства полностью финансировать социальные программы и создавать новые рабочие места, что провоцировало рост безработицы и усиление социального напряжения. Стремясь выйти из кризиса, алжирское руководство отказалось от курса на «построение социализма» и приступило к широкой демократизации в социально-экономической и политической областях. В 1989 г. были приняты новая конституция и законодательные акты, в соответствии с которыми вводилась многопартийность, система свободных альтернативных выборов президента, парламента и местных органов власти, создавалась свободная пресса, началась либерализация экономики. В то же время на волне демократизации в алжирском обществе сформировалось массовое исламистское движение, радикализация которого спровоцировала в 1992 г. силовое прерывание армией парламентских выборов, что предотвратило легитимный приход к власти исламистов в лице Исламского фронта спасения (ИФС).

Последовавший за этим период фактического правления военных и многолетнее вооруженное противостояние радикальных исламистов с этим режимом, длившееся с 1992 по 1999 г., вызвали определенную международную изоляцию Алжира, так как страны ЕС и особенно США в тот период настороженно отнеслись к алжирскому руководству, возглавлявшемуся армейской верхушкой, и жестким мерам, предпринятым армией для подавления исламистского экстремизма.

Алжирское руководство во главе с избранным в 1999 г. и переизбранным на третий срок в 2009 г. президентом Алжира Аб-дель Азизом Бутефликой сумело, с одной стороны, подавить наиболее радикальных исламистов, и, с другой - инициировать начало процесса восстановления гражданского согласия, законодательно подтвердив амнистию исламистам, добровольно прекратившим вооруженную борьбу. В дальнейшем Алжир достаточно восстановил свои позиции на мировой арене (Алжир является непостоянным членом СБ ООН и одним из наиболее влиятельных членов ОПЕК) и лидирующее положение в Магрибе (которое он занимал в 70-е и 80-е годы) и является здесь региональным центром силы. Алжир - активный член Африканского союза (АС) и соучредитель созданной во многом благодаря его инициативе в начале 2000-х годов межафриканской организации «Новое партнерство для развития Африки» (№РАВ). Алжир также является одной из ведущих стран арабского мира, членом Организации Исламская кон-

ференция (ОИК) и одним из наиболее влиятельных членов Лиги арабских государств (ЛАГ).

Что касается внутренней социально-политической ситуации в Алжире, то в настоящее время она безусловно значительно стабилизировалась по сравнению с периодом середины 90-х годов, когда страна переживала системный кризис и целые области Алжира были охвачены исламистским террором. Вместе с тем нерешенность многих социально-экономических проблем является сейчас серьезным вызовом для алжирского руководства. Уровень безработицы хотя и сократился за последние десять лет (в 2000 г. он составлял 29%), тем не менее все еще достаточно высок (1117% по разным районам Алжира а среди молодых людей до 25 лет до 50%).

Продолжением политики восстановлении гражданского согласия стало одобрение в сентябре 2005 г. в ходе общенационального референдума «Хартии за мир и национальное примирение», в которой намечены конкретные меры по преодолению последствий многолетнего вооруженного противостояния исламистской радикальной оппозиции с властями, которое в известной мере раскололо алжирское общество. Наряду с этим планируется существенным образом повысить роль местных органов власти и совершенствовать процесс демократизации общественно-политической жизни, в связи с чем вносятся изменения и дополнения в законы о местном самоуправлении, политических партиях и СМИ. Правительство намеревается также ускорить реформирование системы образования, включающей в себя введение изучения иностранных языков в младших классах. В то же время провозглашается важная роль арабского языка «в качестве главного вектора культурно-образовательной политики государства». Одновременно подтверждается значение берберской культуры (берберы - коренные жители, проживавшие на территории Алжира до его арабского завоевания в VII-VIII вв., составляют сейчас более 20% населения), в том числе берберского языка, как неотъемлемой части алжирской национальной самоидентификации.

Во внутренней политике уделяется большое внимание той части населения, которая считает необходимым сохранение мусульманских исторических традиций и «исламских ценностей» в качестве непременного условия дальнейшего развития алжирского общества. В Программе социально-экономического развития Алжира на 2005-2009 гг. в частности провозглашалось, что «алжирский народ, внесший огромный вклад в развитие и распростране-

ние ислама, и впредь будет прилагать все усилия для сохранения и дальнейшего процветания великой арабо-мусульманской цивилизации». Наряду с этим планируется дальнейшее развитие системы мусульманского образования. С этой целью, а также для повышения роли мечетей в достижении гражданского согласия намечено реформировать и усовершенствовать подготовку имамов, с тем чтобы не допустить превращения мечетей в инструмент пропаганды радикального исламизма (как это произошло в конце 80-х годов) и продолжить интеграцию исламистского движения в действующую политическую систему.

В рамках решения жилищной проблемы в районе Митиджа (40 км к западу от столицы) в 2003 г. началось строительство нового города Сиди Абдалла, рассчитанного на 200 тыс. жителей, которое должно быть завершено к 2020 г. В этом же районе будут построены еще три новых города, проекты которых находятся в стадии разработки. В то же время министр финансов Алжира, характеризуя влияние мирового финансово-экономического кризиса на Алжир, заявил, что «влияние кризиса сказывается в основном в экономической рецессии в мире, депрессии спроса и снижении цен на сырую нефть, что влечет за собой снижение поступлений в госбюджет. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности специальному Фонду регулирования) Алжир не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 20092014 гг.». Данный план предусматривает, в частности, создание более 400 тыс. новых рабочих мест.

Тем не менее в Алжире в конце 2010 - начале 2011 г. проходили манифестации протеста, участники которых требовали скорейшего решения социально-экономических проблем, с которыми сталкивается страна. Протестные выступления охватили 20 провинций Алжира из 49, но не привели к кризису власти и приходу «арабской весны» в Алжир. Власти достаточно быстро отреагировали на требования населения. Минимальная гарантированная зарплата была повышена с 15 тыс. до 18 тыс. динаров в месяц (со 146 до 175 евро), что в 2 раза выше, чем было в 2008 г. Также в 2 раза была повышена зарплата госслужащих. Президент Бутефли-ка 15 апреля 2011 г. выступил с обращением к нации, в котором он объявил о начале процесса социально-экономических и политических реформ. В первую очередь речь шла о принятии новых законов о всеобщих выборах, статусе политических партий, квоте для женщин в выборных органах, а также внесении поправок в дейст-

вующую Конституцию. Наряду с этим бал отменен режим чрезвычайного положения, продолжавшийся в Алжире с начала вооруженного противостояния с радикальными исламистами, т.е. почти два десятилетия.

Если ретроспективно рассмотреть историю российско-алжирского экономического и политического сотрудничества, то можно отметить, что его пик приходился на 70-80-е годы XX в. В то время в Алжире одновременно работали до 30 тыс. советских специалистов в самых различных отраслях экономики: от военной до рыболовства, и в области культуры. Кроме того, целое поколение алжирских специалистов в различных областях знаний было подготовлено в советских вузах, многие из которых впоследствии выдвинулись на ответственные посты в алжирском руководстве. Десятки алжирских промышленных объектов и целые отрасли (например, полный цикл металлургического производства) и структуры народного хозяйства (национальная геологическая служба) были созданы при помощи СССР. Также при содействии специалистов из нашей страны была создана система подготовки национальных кадров.

После распада СССР сотрудничество с Алжиром было свернуто, как и с другими арабскими странами - экономическими партнерами и союзниками бывшего СССР. В данной статье не ставится цель анализировать причины распада СССР и мотивы, по которым принимались решения о свертывании российского военно-экономического и политического присутствия в арабских странах - это отдельная тема. Тем не менее с позиций сегодняшнего дня совершенно очевидно, что уход России из афро-азиатского региона был крупной стратегической ошибкой, а распад СССР, как заявил в одном из своих выступлений премьер-министр РФ В. Путин, стал «крупнейшей геополитической катастрофой нашего времени».

Определенным толчком для возобновления экономического сотрудничества между Россией и Алжиром стал упоминавшийся выше визит в 2001 г. президента Алжира А. Бутефлики в РФ и подписание «Декларации о стратегическом партнерстве» между Алжиром и Россией. Затем последовал обмен визитами на правительственном уровне, во время которых были конкретизированы направления двустороннего сотрудничества. В настоящее время Россия осуществляет экономическое сотрудничество с Алжиром в целом ряде областей. Российский ВПК имеет контракты на поставку различных систем вооружений для алжирской армии. До

настоящего времени алжирская армия в достаточно большом количестве имеет на вооружении военную технику советского и российского производства и соответственно нуждается в ее модернизации, поставках запчастей и т. д. В 2000-х годах Алжир активизировал сотрудничество с ЕС, в том числе в военной сфере с НАТО. США и Франция расширяли поставки своих вооружений в Алжир. В то же время на алжирский рынок вооружений активно выходили Украина и Белоруссия. Однако после осуждения Алжиром военной операции НАТО в Ливии (март-октябрь 2011 г.) отношения Алжира с ЕС, особенно с Францией, заметно охладели; сократилось политическое и экономическое сотрудничество Алжира с ЕС, что, в свою очередь, открывает перед Россией возможности более активно развивать взаимовыгодные отношения с Алжиром в политической, экономической и культурной областях.

В рамках подписанного между Алжиром и РФ Договора о стратегическом партнерстве наряду с экономическим и политическим сотрудничеством осуществляется работа совместной алжирско-российской группы по сотрудничеству в области борьбы с терроризмом и по вопросам безопасности. Продолжается сотрудничество между Россией и Алжиром в космической области. В 2002 г. российская ракета-носитель «Космос-ЗМ» вывела на околоземную орбиту алжирский искусственный спутник «Альсат-1». В октябре 2004 г. Российское космическое агентство подписало меморандум о сотрудничестве в космической области с Алжирским космическим агентством, что предполагает расширение работ в этом направлении. Достаточно плодотворное сотрудничество осуществляется в металлургической отрасли. В частности российские специалисты проводят работы по модернизации и расширению крупнейшего алжирского металлургического комбината «Эль-Хаджар» (на востоке страны, в районе г. Аннаба), построенного при помощи СССР в 80-е годы. Расширение комбината является актуальной задачей для Алжира, так как потребности страны в металле, особенно в сортовом прокате для машиностроения, а также для металлоконструкций для гражданского строительства полностью не удовлетворяются местными предприятиями и Алжир импортирует примерно 2 млн. т проката в год.

В последние годы российские компании вновь пришли на такие сектора алжирского рынка, как электроэнергетика (продолжаются работы на крупнейшей ТЭС на востоке Алжира в районе г. Жижель, построенной при помощи СССР), реконструкция и строительство авто- и железных дорог, мелиорация и строительст-

во плотин (в провинциях Скикда и Буира). Продолжается сотрудничество между крупнейшей российской компанией «Альфа Телеком» и алжирской «Алжери Телеком» по постройке российскими специалистами в Алжире завода по производству оптиковолоконного кабеля и научно-техническому сотрудничеству по внедрению на алжирских предприятиях новейших технологий в области телекоммуникаций и мобильной связи.

Наиболее широко развивается сотрудничество в нефтегазовой отрасли, в частности между российскими нефтегазовыми компаниями и алжирской государственной компанией Сонатрак. Выше уже отмечалось, что Алжир обладает большими запасами природного газа и нефти, причем алжирская нефть по своему качеству считается одной из лучших в мире (алжирский сорт Saha-ranBlend имеет плотность 45° API при содержании серы 0,05%). По данным компании Сонатрак. являющейся монополистом в разведке, добыче, транспортировке, переработке и экспорте нефти, газа и продуктов их переработки, разведанные геологические запасы утлеводородов в нефтяном эквиваленте составляют 120 млрд. барр., извлекаемые запасы - 39 млрд. барр., в том числе природного газа - около 20 млрд. барр. Наиболее крупным месторождением газа является Хасси-Рмель, нефти - Хасси-Мессауд (в центральной части Алжира, у «ворот» Сахары). Алжир имеет возможность экспортировать по газопроводам 32 млрд. м3 природного газа, в том числе в Италию 24 млрд. м3, в Испанию и Португалию -8 млрд. м3. Кроме того, четыре комплекса по сжижению природного газа в Арзеве и Скикде (порты на побережье Средиземного моря) позволяют перерабатывать около 27 млрд. м3 природного газа. Нефть перерабатывается на шести заводах, которые производят около 20 млн. т бензина в год, а также дизельное топливо, керосин и мазут. Осуществляется строительство новых газопроводов Айн Салах-Хасс-Рмель (535 км), Хасс-Рмель-Сикда (573 км), Запад-Восток (1000 км), замена участка Хасси-Рмель-Арзев (296 км), сооружение мощной компрессорной станции в целях увеличения пропускной способности газопровода Магриб-Европа через Марокко на Испанию с 8 до 20 млн. м3. В перспективе Алжир намерен увеличить добычу углеводородных энергоносителей на 50%. В первую очередь эти перспективы связаны с открытием на территории страны новых месторождений. Вероятность этих открытий оценивается экспертами как высокая - в силу особенности геологии недр Алжира, благоприятствующих образованию углеводо-

родных скоплений, а также относительно низкой степени разведан-ности территории.

Очевидно, что реализация столь масштабных планов требует привлечения в страну крупных иностранных инвестиций. Участие российских компаний в нефтегазовых проектах в Алжире представляет взаимовыгодный интерес, тем более что российские компании имеют достаточно серьезный опыт в этой области, участие России в аналогичных проектах в Ираке и в Ливии, в силу изменившейся там политической конъюнктуры, представляется достаточно проблематичным.

Основными российскими компаниями, которые изъявили желание работать в Алжире являются Газпром, Лукойл, Роснефть, Стройтрансгаз, Союзнефтегаз, Гелеомаш. Наиболее широко на алжирском рынке представлены Роснефть и Стройтрансгаз (являющиеся партнерами Газпрома), которые пришли в Алжир в 2000-х годах. Государственный статус Роснефти позволяет предполагать наличие в ее зарубежных проектах не только чисто коммерческой выгоды, но и более широких интересов продвижения России в Североафриканский регион. Представители Роснефти входят в состав рабочих групп, занятых реализацией конкретных российско-алжирских проектов в области нефтегазовой промышленности. Эти рабочие группы встречаются два раза в год, попеременно в Москве и Алжире, и представляют доклады о своей работе в соответствующие министерства энергетики. Стройтранс-газ в свою очередь является ведущей российской нефтегазострои-тельной компанией, мощности которой позволяют ежегодно сооружать не менее 2,5 тыс. км трубопроводов большого диаметра, производить реконструкцию не менее 19 линейных газоперекачивающих станций единичной мощностью 80 МВт, строить другие объекты ТЭК.

В то же время компании Лукойл и Газпром, алжирская Сонатрак подтвердили свою заинтересованность в создании совместных проектов по разработке углеводородных месторождений на территории России. В таких проектах могут участвовать также частные алжирские инвесторы. В Алжире за последние 10-12 лет сформировался слой крупных предпринимателей, способных вкладывать инвестиции за рубежом. В России инвестиции алжирского капитала (как и любого другого) должны содействовать созданию новых рабочих мест, а также развитию современных наукоемких, энергосберегающих, экологически чистых производств. Кроме нефтегазовой отрасли они могут быть привле-

чены также в аэрокосмическую в рамках уже упоминавшегося российско-алжирского сотрудничества в космической области. Тем не менее несмотря на достаточно обнадеживающие результаты российско-алжирского сотрудничества его уровень нельзя признать удовлетворительным.

Очевидно, что в настоящее время не идет речи о достижении уровня сотрудничества, имевшего место в советский период. Современная эпоха кардинальным образом изменилась по сравнению с периодом 70-80-х годов XX в. Ушли в прошлое двухполюсная система и противостояние двух военно-политических блоков. Вместе с тем в последние годы в процессе глобализации все отчетливее проявляется новая тенденция, а именно: формирование новых центров силы, которые быстро догоняют по своему военно-экономическому и научно-техническому потенциалу старые. Речь идет прежде всего о Китае и Индии, и тем не менее арабо-мусульманский мир также выдвигает своих лидеров, одним из которых безусловно является Алжир. В то же время Алжир является влиятельным членом Организации Исламская конференция (ОИК), статус наблюдателя в которой имеет также Россия. Очевидно, что Россия, гражданами которой являются более 15 млн. мусульман, имеет собственные национально-государственные интересы в ара-бо-мусульманском мире, в частности, в Магрибе, и должна проводить соответствующую им внешнюю политику.

«Арабская весна» во многом изменила политическую ситуацию на Большом Ближнем Востоке (ББВ) и, соответственно, в Магрибе. В Тунисе, как и в соседних с ним Египте и Ливии, в результате краха бывших правящих режимов к власти приходят новые политические силы, в том числе те, кто исповедует политический ислам. Причем, несмотря на то что их приходу к власти в значительной степени способствовали США и ЕС, эти силы, судя по заявлениям их лидеров, отнюдь нс являются прозападными. В то же время эту некую «исламизацию» очевидно нс стоит воспринимать однозначно негативно.

Социально-политические процессы в «постреволюционных» арабских странах находятся в постоянном развитии, и в них активно участвуют демократические силы. Вполне возможно, что народ Туниса и его соседи, освободившиеся от коррумпированных авторитарных режимов, смогут построить демократические общества на базе своих исторических традиций и культурных ценностей, основной из которых является ислам. Такая ситуация дает возможность России использовать ее для продвижения своих эко-

номических, военных и политических интересов в ББВ путем налаживания взаимовыгодных отношений с данными новыми политическими акторами в странах региона.

Что касается Алжира, то внутриполитическая ситуация здесь, несмотря на имевшие место протестные манифестации, стабильнее, чем в соседних странах Магриба. В стране проводятся социально-экономические и политические реформы. В то же время в Алжире еще свежа память о «черном десятилетии» 1990-х годов, т. е. вооруженном противостоянии с радикальными исламистскими группировками, стоившем Алжиру более 150 тыс. жизней, с которыми, хотя и в значительной степени подавленными, борьба продолжается до настоящего времени. Поэтому значительная часть населения предпочитает политическую демократическую эволюцию радикальным выступлениям и тем более «ливийскому сценарию», против которого выступало алжирское руководство. Россия также имеет здесь возможность усилить свое военно-экономическое и политическое влияние, учитывая напряженность, возникшую в отношениях Алжира с НАТО, особенно с Францией, в результате военной акции НАТО в Ливии.

«Интересы и позиции России в Азии и Африке в началеXXIв.», М., 2011 г., с. 75-87.

Г. Магомедов,

филолог (ДГПУ, г. Хасавюрт)

ЭТИКЕТ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Арабский мир, несмотря на единый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляет собой сложный конгломерат более чем из 20 стран. Каждая из них имеет свои традиции, обычаи. В нашем восприятии жизнь арабских стран ассоциируется с многоголосыми красочными базарами, шумной торговлей в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Базары в арабских странах остаются не только местом оживленной торговли, где можно купить все - от восточных сладостей и благовоний до ультрасовременной электроники и модной европейской одежды, - но и уникальной площадкой деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов, укрепления знакомств. Чтобы подобрать соответствующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необходимо помнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, которыми живет и дышит Арабский Восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.