стана с целью ослабить позиции турецких курдов в этом регионе. А значит - одновременно сделать Барзани более послушным и управляемым. И если только сами турки во время этой чистки не перейдут неких границ, не увлекутся, одним словом, чистка пройдет безукоризненно.
Когда-то во Вьетнаме американцы, нахлебавшись собственной крови досыта, провозгласили политику «вьетнамизации войны». Теперь, похоже, Буш пытается осуществить политику «турки-зации» и «курдизации» войны. Американцы будут бомбить безнаказанно иранские города и поселки. А по взрытым американскими бомбами каменистым горным кряжам и разбитым козьим тропам будут ползти вперед, обдирая локти и коленки, простые турецкие и курдские парни. И, захлебываясь в собственной крови, умирать в стылых иранских горах, зажавшись в крохотные, заносимые колючим снегом расщелины и ложбины. Так и не поняв перед смертью, что умирают они не за свободу родного Курдистана, не за спокойствие Великой Турции, а за сытую и довольную ухмылку заокеанского политика, который так и не научился отличать Австрию от Австралии. И который, в отличие от них, ни разу не рисковал собственной жизнью.
«Наше время», М., 2007 г., № 44, ноябрь.
Эльдар Касаев ОБСТАНОВКА В АЛЖИРЕ: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Алжир оказался первым остановочным пунктом в турне Н. Саркози по странам Магриба (июль 2007 г.) и первой неевропейской страной, которую посетил новый президент Франции. Подобное обстоятельство эксперты объяснили тем, что Алжир призван стать одним из главных действующих лиц в инициированном Саркози проекте Средиземноморского союза. Париж намерен заметно улучшить политическое и экономическое сотрудничество с Алжиром, на которое негативно влияет историческая память, связанная со 132 годами колониального прошлого. В частности, Франция предлагает развивать отношения в сферах международной торговли, энергетики, военно-технического сотрудничества.
Переизбрание А. Бутефлики 8 апреля 2004 г. на второй президентский срок явилось важным событием в политической жизни
Алжира. Оно подтвердило, что значительная часть алжирцев продолжает поддерживать политический курс правителя и воспринимает его в качестве общенационального лидера. За него проголосовало 85% избирателей, что объясняется следующими причинами: Во-первых, именно Бутефлика сумел прекратить острую фазу вооруженного противостояния с радикальными исламистами и успешно начал процесс восстановления гражданского согласия в обществе. Во-вторых, за время его президентства появились первые реальные признаки хотя и незначительного, но все же заметного улучшения политической и социально-экономической ситуации в стране.
Французский президент, посетив африканскую страну, на пресс-конференции подтвердил, что ось Париж-Алжир является важной для политики Франции в Средиземноморье и в арабском мире. Явное желание Франции подчеркнуть особые отношения с Алжиром как своим главным стратегическим союзником в Североафриканском регионе диктуется стремлением Парижа не допустить усиления в Магрибе американского влияния, которое имеет явную тенденцию к расширению. Стоит заметить, что отношения с Алжиром (наиболее значимым государством Магриба как по размерам территории, запасам нефти и газа, так и по политическому влиянию) представляют особую важность не только для Франции, но и для США. В частности, недавнее заключение контракта между Алжиром и США на сумму 3 млрд. долл., которые пойдут на строительство одного из крупнейших в мире заводов по производству сжиженного газа в алжирском средиземноморском порту Скикда. Будут также построены несколько хранилищ сжиженного газа. Это позволит Алжиру увеличить газоперерабатывающие мощности не менее чем на 50%.
В настоящий момент правительство Алжира осуществляет президентскую программу, стратегическими целями которой провозглашены: завершение национального примирения; полное восстановление доверия между властью и обществом; создание сильного и справедливого правового государства, стоящего на страже интересов граждан. Главными направлениями программы являются также завершение реформирования государственного аппарата, совершенствование законодательства, а также реформа национальной экономики для адаптации к рыночной модели. На основе президентского проекта правительство разработало детальную и широкомасштабную программу развития и модернизации в политиче-
ской и экономической сферах жизни алжирского общества. Президентская программа, в частности масштабное реформирование законодательной базы, затрагивающее практически все аспекты жизни общества, как бы подводит итог прошлому периоду социалистической ориентации и закрепляет переход Алжира на новый этап развития. Реализация данной программы, одобренной подавляющим большинством депутатов парламента, рассчитана на срок до 2009 г. (срок окончания президентского мандата Бутефлики. -Авт.). Она является важным шагом для политического и экономического развития Алжира.
Главные политические события, происходящие в последнее время в Алжире, касаются, главным образом, борьбы с терроризмом и, кроме того, затрагивают «исламистский вопрос». Так, летом 2007 г. Алжир посетил советник президента США по вопросам внутренней безопасности и борьбы с терроризмом Ф. Таунсэнд. После переговоров с президентом Алжира она заявила, что на встрече обсуждались вопросы, связанные с террористической угрозой по всему миру, в частности в регионе Магриба. США также стремятся заручиться поддержкой Алжира в вопросах, касающихся борьбы с терроризмом в Магрибе и Сахеле.
Власти Алжира продолжат реализацию политики национального примирения, не снижая при этом усилий по борьбе с терроризмом. По официальным данным, в настоящее время в Алжире действуют многочисленные ячейки боевиков, при этом наиболее дееспособной организацией остается Салафитская группа проповеди и джихада (СГПД). В частности, генеральный секретарь партии Национальное демократическое объединение (ИДО) А. Уяхья сообщил, что в середине 90-х годов в самый разгар внутриалжирско-го конфликта в рядах исламистских бандформирований насчитывалось до 20 тыс. человек. Из них 17 тыс. были уничтожены алжирскими силовыми структурами. По данным алжирских спецслужб, СГПД установила контроль над основными маршрутами незаконной иммиграции в Европу. Это позволяет перебрасывать боевиков среди нелегалов, которые никак не фиксируются органами пограничного контроля в тех странах, куда они направляются. Еще одно следствие новых методов работы СГПД - незаконная иммиграция стала одной из важных статей доходов этой террористической организации. Силовые структуры Алжира добились значительных успехов в борьбе с вооруженными исламистскими группировками. К примеру, СГПД, совершившая наибольшее количество террори-
стических актов, после уничтожения ее главы Н. Сахрауи и многих членов ее руководящего звена переживает внутренний кризис, обостряющийся усилившейся борьбой за лидерство в руководстве. В то же время среди боевиков участились случаи массовой явки с повинной.
В этой связи можно утверждать, что алжирскому руководству в значительной мере удалось подавить очаги радикального исламизма и сейчас он уже не представляет серьезной угрозы для существующего режима. Современная политическая ситуация в Алжире значительно стабилизировалась по сравнению с периодом второй половины 90-х годов, когда целые районы страны фактически находились под контролем вооруженных группировок. В то же время в президентской программе соблюден некий баланс между курсом на большую открытость Алжира и сотрудничество с международными политическими структурами с учетом мнения тех общественных слоев, которые продолжают считать сохранение традиционных ценностей исламской цивилизации залогом успешного развития алжирского общества. Можно утверждать, что радикальный исламизм утратил поддержку со стороны части алжирских граждан. Однако выразителем позиции другой части алжирских мусульман является легально действующее исламистское движение, представленное политическими партиями и общественными объединениями. Это связано прежде всего с тем, что ислам является важным элементом, влияющим на политическую ситуацию в государстве. Исламское движение отражает позицию части алжирцев, ориентированных на традиционные ценности мусульманской религии, которые на протяжении веков существования ислама в Магрибе стали неотъемлемой частью алжирского общественного сознания. Позитивной тенденцией, наметившейся после президентских выборов в алжирском исламистском движении, является его все бульшая интеграция в политическую жизнь страны.
Умеренное крыло алжирского исламистского движения достаточно полно представлено в Национальной народной ассамблее (нижней палате алжирского парламента) тремя политическими партиями. Причем они не являют собой единого парламентского блока. Две партии - «Движение общества за мир» (ДОМ), возглавляемая Б. Солтани, и «Ан-Нахда» во главе с Л. Адами - в настоящее время входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. ДОМ вместе с «Национальнодемократическим объединением» (НДО) и «Фронтом национально-
го освобождения» (ФНО) составляют основу президентской коалиции в Национальной народной ассамблее. Еще одна исламистская партия, представленная в Ассамблее, - «Движение за национальную реформу» (ДНР), возглавляемая А. Джабаллой, состоит в оппозиции правительственному курсу и выступает против программы широкомасштабной приватизации. ДНР является наиболее многочисленной и влиятельной исламистской партией. Она имеет 40 депутатских мест в парламенте и большинство депутатов в более чем 100 областных выборных органах власти.
Особое место в современном Алжире занимают исламистские организации, официально не обладающие статусом политической партии, однако играющие довольно значительную роль в политической жизни страны. Это, прежде всего, такие организации, как «Вафа» (Верность) и бывший ИФС. «Вафа», не будучи официально зарегистрированной как политическая партия, все же активно участвовала в муниципальных и парламентских выборах, выставляя своих членов в качестве независимых кандидатов. В роли таковых выступали также многие бывшие активисты ИФС (не лишенные гражданских прав), вступившие в члены «Вафа». Лидер «Вафа» А. Ибрагими пытался участвовать в президентских выборах 2004 г., но не сумел соблюсти все предусмотренные законом для этого юридические формальности. Тем не менее, ни А. Ибрагими, ни руководство бывшего ИФС не пошли на союз с А. Джабаллой. В то же время руководство бывшего ИФС пытается добиться отмены судебного решения о его роспуске, принятого в 1992 г., и вновь выйти на политическую авансцену. Бывшие лидеры ИФС и «Исламской армии спасения» (ИАС) объявили о своей готовности работать совместно с властями для возрождения Алжира. Активно пытаются включиться в жизнь Алжира и бывшие члены руководства ИФС, находящиеся в эмиграции. Это, прежде всего, касается проживающих за границей М. Дина и Р. Кабира. В публичных выступлениях они неоднократно заявляли о своем желании содействовать построению демократического общества в Алжире.
Непримиримой оппозицией алжирским властям продолжает оставаться радикальное крыло алжирского исламистского движения. Оно представлено двумя вооруженными группировками -СГПД и «Вооруженными исламскими группами», насчитывающими в своих рядах, по разным оценкам, от 650 до 1 тыс. боевиков. Наиболее боеспособной и многочисленной является СГПД, бази-
рующаяся в основном в районе горного массива Джурджура Большой Кабилии и в горах, окаймляющих Жижельский карниз (в 300 км к востоку от г. Алжир). По данным американских экспертов, СГПД входит в созданный Усамой бен Ладеном «Всемирный исламский фронт» и поддерживает тесные контакты с «Аль-Каидой». СГПД также имеет связи с марокканской фундаменталистской группировкой «Салафитский джихад», боевики которой проходили своеобразную стажировку в СГПД, участвуя в террористических операциях на территории Алжира. После начала американского вторжения в Ирак СГПД попыталась активизировать свою террористическую деятельность. В 2004 г. Н. Сахрауи издал фетву, в которой призывал своих боевиков использовать опыт саудовских собратьев по оружию и усилить борьбу в двух направлениях: «Уничтожение граждан стран, участвующих в агрессии против Ирака, и нанесение ударов по нефтяным объектам, важным для жизнеобеспечения Алжира». СГПД, кроме того, усилила террористическую деятельность против алжирской армии и силовых структур.
Следует особо подчеркнуть, что армия всегда занимала особое место в политической системе Алжира. Вне зависимости от того, кто персонально осуществлял и осуществляет верховное руководство страной, главным звеном принятия решений была и остается армейская верхушка. Командование в целом состоит из нескольких, разных по численности и влиянию групп. С одной стороны - значительная прослойка младших и старших офицеров, вынесших на себе основную тяжесть борьбы с религиозными экстремистами и не желающих, чтобы политики украли у них военную победу. Эта часть наиболее уважаема рядовым составом армии и непредсказуема в своих возможных действиях, а с другой - незначительная по численности, но очень влиятельная группа старших офицеров и генералов. Именно они принимают участие в борьбе военных и политических кланов. Алжирских военных можно также разделить на сторонников диалога с радикальными исламистами и поборников полного искоренения исламизма. В целом нельзя не согласиться с мнением французского исследователя Б. Сторы, утверждающего, что «в Алжире невозможна какая-либо радикальная реформа системы власти, если она столкнется с враждебным отношением к ней со стороны военных».
Стоит добавить, что в Алжире действует еще одна мощная и, возможно, более могущественная, чем армия, силовая структура. Речь идет о Департаменте разведки и безопасности (ДРБ), осуще-
ствляющем разведывательные и контрразведывательные функции. ДРБ достаточно успешно работал против исламистов внутри и за пределами страны. Тем не менее, за последнее время стало очевидным, что президент Алжира хочет уменьшить зависимость от этого секретного аппарата. Однако с появлением нового поколения старшего офицерского состава, получившего современное образование, в перспективе неизбежно постепенное ослабление политизации армии.
Алжирская нефть по своему качеству считается одной из лучших в мире (алжирский сорт Saharan Blend имеет плотность 45° API при содержании серы 0,05%). По данным компании «Со-натрак», являющейся монополистом в разведке, добыче, транспортировке, переработке и экспорте нефти, газа и продуктов их переработки, разведанные запасы углеводородов на территории Алжира составляют в нефтяном эквиваленте 120 млрд. баррелей, извлекаемые запасы - 39 млрд., в том числе природного газа - около 20 млрд. Наиболее крупным месторождением газа является Хасси-Рмель, нефти - Хасси-Мессауд (в центральной части Алжира, у «ворот» Сахары). Алжир имеет возможность экспортировать по газопроводам 32 млрд. м природного газа, в том числе в Италию -24 млрд. м3, в Испанию и Португалию - 8 млрд. м3. В стране имеются четыре завода по сжижению природного газа (СПГ) - в Ар-зеве и Скикде (порты на побережье Средиземного моря), которые позволяют перерабатывать около 27 млрд. м3 природного газа. Нефть перерабатывается на шести заводах, производящих ежегодно около 20 млн. т бензина, дизельное топливо, керосин и мазут.
Согласно Конституции Алжира, все недра страны принадлежат народу. В действительности же ими распоряжается правительство через алжирскую государственную компанию «Сонатрак». По соглашению с «Сонатрак» несколько американских компаний приступили к разработке нефтегазоносных площадей Рурд-Багль, близ крупнейших алжирских месторождений Хасси-Мессауд на юге страны. Одним из приоритетов курса алжирского президента является укрепление отношений с США. «Сонатрак» стал получателем-распорядителем американского кредита на строительство комплекса по очистке нефти, реализацию которого осуществляет американская компания «Бэктел». В 2006 г. в Алжире было объявлено, что за 10 месяцев страна заработала на экспорте углеводородов 45 млрд. долл. Одновременно министр энергетики и шахт Алжира Ш. Хелиль опроверг слухи о возможном уходе из страны амери-
канской компании «Анадарко». Согласно этим слухам, она приняла решение продать свои активы в Алжире, оцениваемые в 7-9 млрд. долл., чтобы облегчить долговое бремя, образовавшееся после покупки двух компаний в США. В Алжире «Анадарко» добывает 450 тыс. баррелей нефти в день, а ее инвестиции в экономику Алжира, начиная с 1991 г., оцениваются в 3,7 млрд. долл. США усиленно закрепляются в нефтегазовом комплексе (НГК) Алжира, который сегодня удовлетворяет около 5% американских потребностей в нефти. Ведущие позиции в алжирском НГК занимают такие американские компании, как «Анадарко», «Мобил», «Амоко», «Филипс», «Лэндэ». В последние годы ежегодные инвестиции американских нефтяных компаний в Алжире достигали 0,5 млрд. долл., а численность американских специалистов, работающих на алжирских нефтегазовых промыслах, составляет более 3 тыс. человек.
Европейские интересы представлены в НГК Алжира такими гигантами, как «Газ де Франс», «Этель»,, «Аджип», «Репсол», «То-таль», «БХП Хамильтон». Кроме того, работать в стране уже изъявили желание крупные российские нефтегазовые компании: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Стройтрансгаз», «Союзнефтегаз». Наиболее широко на алжирском рынке представлены компании «Роснефть» и «Стройтрансгаз», которые являются партнерами «Газпрома». Представители «Роснефти» входят в состав рабочих групп, занятых реализацией конкретных российско-алжирских проектов. Рабочие группы встречаются два раза в год, попеременно в Москве и Алжире. Российский «Стройтрансгаз» выиграл проводимый компанией «Сонатрак» тендер на проектирование, поставку оборудования и сооружение северного участка очередной нитки магистрального нефтепровода, соединяющего крупнейшее алжирское месторождение Хасси Мессауд с нефтяным терминалом Арзев на побережье Средиземного моря. «Стройтрансгаз» вышел победителем в конкурентной борьбе за этот проект с американской компанией <^і11Ьго88», предложив алжирской стороне наиболее выгодные по сравнению с американскими коммерческие условия -79 млн. долл. (американские условия - 98 млн. долл.).
Кроме того, альянс «Роснефти» и «Стройтрансгаза» выиграл тендер на разведку, разработку и добычу углеводородов на территории блока «245-Юг» (на юге Алжира, недалеко от ливийской границы). Российские компании создали для освоения этого проекта совместное предприятие «Роснефть-Стройтрансгаз Лимитед»
(РН-СТГ). Позднее между РН-СТГ и «Сонатрак», выступающей от лица правительства Алжира, был подписан контракт на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на освоение блока «245-Юг». Извлекаемые запасы блока оцениваются в 47 млн. т нефти, общая стоимость проекта - 1,03 млрд. долл. Летом 2005 г. «Стройтрансгаз» вышел победителем тендерных торгов на строительство газопровода Сугер-Хаджерет-Эннус в рамках международного проекта «Медгаз», предусматривающего поставки алжирского газа в Испанию и другие европейские страны. Российский консорциум на этом тендере предложил более выгодные и технологически приемлемые условия по сравнению с фирмами из ОАЭ, Испании и Алжира. В сентябре 2005 г. российские компании «Лукойл» и «Союзнефтегаз» в очередной раз участвовали в тендере по разработке новых алжирских месторождений. По словам президента компании «Лукойл Оверсиз» (оператора международных добывающих проектов «Лукойла») А. Кузяева, «Лукойл» поставил задачу сосредоточить к 2013 г. на Ближнем Востоке 25% своих международных проектов. Алжир в этих планах занимает одно из первых мест. В то же время «Лукойл», «Газпром» и «Сонатрак» подтвердили свою заинтересованность в создании совместных проектов по разработке углеводородных месторождений на территории России. В таких проектах могут участвовать и частные алжирские инвесторы. В Алжире за последние 10-12 лет сформировался слой крупных предпринимателей, стремящихся инвестировать средства за рубежом.
Военная доктрина Алжира в качестве главной задачи Вооруженных сил (ВС) определяет противостояние любому диктату извне и обеспечение проведения республикой независимой внешней политики. Военно-доктринальные установки предусматривают укрепление национальной безопасности Алжира за счет использования всех имеющихся в распоряжении государства средств, отдавая приоритет политико-дипломатическим и другим несиловым методам. В условиях сложной военно-политической обстановки в Северной Африке руководство Алжира считает необходимым иметь боеспособные вооруженные силы и применять их для зашиты суверенитета и территориальной целостности страны. Армия может привлекаться также для пресечения противоправной деятельности националистических и сепаратистских организаций по дестабилизации общественной жизни страны и попыток насильственного свержения конституционного строя, созданию незаконных воору-
женных формирований и других действий, угрожающих безопасности граждан и общества. В настоящее время ВС Алжира насчитывают 270 тыс. человек. Они состоят из Национальной народной армии, Национальной жандармерии и Республиканской гвардии. Верховным главнокомандующим Алжира является президент, который отвечает за оборону и безопасность государства, имеет право объявлять войну, вводить чрезвычайное положение, подписывать мирные договоры.
При главе государства действует также консультативный орган - Высший совет безопасности, который рассматривает и определяет наиболее важные вопросы национальной безопасности, обороны, строительства и применения Вооруженных сил, координирует мероприятия различных ведомств и структур при защите государства. B состав совета входят президент (председатель), премьер-министр, министры иностранных и внутренних дел, юстиции, финансов, начальник штаба ННА, командующие видами Вооруженных сил.
MHO отвечает за планирование, развитие и строительство ВС, их финансирование и материально-техническое обеспечение (МТО), оснащение вооружением и военной техникой. Министерство проводит мобилизационные мероприятия, руководит боевой подготовкой войск, осуществляет вневойсковую подготовку населения. В его подчинении находятся также формирования гражданской обороны. Непосредственное руководство ВС осуществляет начальник штаба ННА (первый заместитель MHO) через свой штаб и командующих видами Вооруженных сил, которые одновременно являются его заместителями. Штаб ННА - высший орган оперативного управления войсками. Он организует и координирует взаимодействие между видами ВС, контролирует их текущую деятельность, планирует мобилизационные мероприятия.
Сегодня ВС Алжира находятся в сложной ситуации. Войска постоянно привлекаются к участию в операциях против бандформирований исламистов. Значительная часть боевой техники представлена устаревшими образцами и физически изношена. Главной задачей военного строительства в Алжире считается реформирование ННА за счет отказа от тяжелой армии советского типа. Алжир -ское руководство переориентировалось на создание Вооруженных сил, комплектуемых на профессиональной основе. Не отказываясь от военного сотрудничества с Россией, оно взяло курс на диверсификацию источников получения оружия и военной техники. Для
повышения боевых возможностей ВС правительство разработало и реализует программу их модернизации. Программа предусматривает совершенствование системы управления войсками, развитие средств разведки, оснащение сухопутных войск современной боевой техникой, постепенное обновление самолетного парка ВВС и строительство ряда военно-воздушных баз, создание эффективной системы ПВО, ремонт и модернизацию корабельного состава ВМС. Однако сложная военно-политическая обстановка в стране и экономические трудности сдерживают проведение намеченных мероприятий. Вместе с тем, в последние несколько лет руководство Алжира предпринимает шаги по улучшению положения дел в армии. Учитывая, что политико-экономическая ситуация в стране стабилизировалась, можно прогнозировать большую степень интеграции Алжира в процесс глобализации.
«Обозреватель “Observer”»,
М., октябрь 2007 г., с.83-91.
Сабина Ридель,
политолог(Германия)
МУСУЛЬМАНЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
В 25 странах Европейского союза сегодня проживает около 12 млн. мусульман. Попытаемся разобраться, как отдельные страны Европейского союза решают проблемы адаптации мусульман, какие у них развиваются концепции интеграции и насколько эта интеграция успешна. Рассмотрим ситуацию на примере таких стран, как Франция, Великобритания и Нидерланды, в которых проживает сравнительно большое число мусульман-иммигрантов и которые разработали совершенно разные концепции интеграции. В течение последних лет вопрос интеграции встал особенно остро в связи со следующими сенсационными событиями: убийство автора фильмов из Нидерландов Тео Ван Гога мусульманином марокканского происхождения в ноябре 2004 г.; теракты в Лондоне, совершенные иммигрантом из Пакистана в июле 2005 г., и волнения иммигрантов во Франции в ноябре 2005 г. Для того чтобы проанализировать процессы интеграции с научной точки зрения, рассмотрим четыре фактора. Первый - это гражданское положение мусульман, которое тесно связано с историческими причинами иммиграции. Поэтому очень важную роль играют колониальное прошлое рас-