НОВЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ВЕКТОР РОССИИ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
Аннотация
В статье анализируются взаимоотношения России со странами Ближнего Востока в политическом, торгово-экономическом, военном, социальном контексте, выявляются приоритеты российской внешней политики на Ближнем Востоке. Предметом исследования является выявление основных аспектов взаимодействия и взаимовлияния Российской Федерации и стран Персидского залива в новых форматах в начале XXI в. Автором показано, что Ближний Восток занимает важное место в реализации национальных интересов России. В современных условиях Россия имеет реальные основы для закрепления и распространения своего влияния в Ближневосточном регионе, реализации своих национальных интересов.
Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, Персидский залив, международные отношения, геополитика, нефтедобывающий регион, исламские ценности.
Автор
Аль-Макбали Мазин Саид Мусабах
Аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)
Актуальность темы исследования определяется объективной потребностью научного осмысления формирования политического сотрудничества РФ со странами Ближневосточного региона. Исследование процесса выработки и реализации внешнеполитической стратегии России, дает возможность с позиций современной науки изучить, каким образом формируются приоритеты внешней политики государства, от направленности которых во многом зависит геополитическая ситуация в странах Персидского залива.
Современная Россия связывает свои экономические и политические устремления с Ближневосточным регионом. Арабские страны Персидского залива представляет собой одну из наиболее важных направлений политики России. Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Иран, Ирак, ОАЭ, Бахрейн, Оман традиционно входят в зону стратегических интересов
России. Значимость стран Персидского залива определяется не только выгодным географическим положением, но и большим экономическим потенциалом, характеризующимся наличием крупнейших в мире запасов углеводородного сырья и значительных финансовых ресурсов. Связь России с арабскими странами Персидского залива — многофакторный исторический и экономико-политический процесс, включающий хозяйственные, общественно-политические, военно-стратегические аспекты [10. — С. 215].
Как известно, Ближневосточный регион исторически всегда представлял огромный интерес для России. Во времена СССР были установлены дипломатические отношения с большинством стран арабского региона и проложены первые шаги на пути политического и экономического сотрудничества. Советский Союз стал инициатором установления качественно новых отношений
со странами мусульманского Востока. Примером могут служить его связи с Афганистаном, Ираном, Турцией, Саудовской Аравией и Йеменом. Знаменательной в этом смысле является и история взаимоотношений молодого советского государства с Саудовской Аравией, которой СССР на первых довольно сложных этапах ее развития оказал немалую политическую и экономическую поддержку. С этой страной, где находятся главные мусульманские реликвии, у СССР существовали широкие связи, которые основатели саудовской династии в то время всячески поощряли. Такая политика находила понимание и энергичную поддержку в Советском Союзе.
В годы Второй мировой войны через так называемый Персидский коридор, проходивший через залив далее по территории Ирана, союзники поддерживали Советский Союз важными поставками военных и промышленных товаров. Однако в дальнейшем ситуация на самом Ближнем Востоке была нестабильной в первую очередь из-за соперничества между Западом и социалистическим лагерем за сферы влияния. Его территория была похожа на лоскутное одеяло, где чередовались просоветские и прозападные режимы и где группировки, борющиеся за власть, апеллировали либо к Советам, либо к Западу. В тот период единство арабов и мусульман сильно страдало от подобной поляризации. Одной из попыток ее преодоления стал арабский социализм, местами исламский, местами практически с приставкой «национал».
После распада СССР наступил период ослабления отношений с данным регионом. В 1991 г. сам Персидский залив стал местом проведения международных военных действий за восстановление независимости Кувейта. Экологические последствия этой войны оказались катастрофическими: в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. В целом кризис в Персидском заливе 1990-1991 гг. стал последним
крупномасштабным вооруженным конфликтом эпохи холодной войны и одновременно первым широкомасштабным конфликтом новой эпохи, характеризующейся военно-политическим доминированием на мировой арене Соединенных Штатов Америки.
Российская Федерация за первое десятилетие XXI в. сумела сформулировать свои внешнеполитические приоритеты с учетом исторических традиций, реальных событий международной жизни и конечно, с учетом своих национальных интересов. В последние годы Россия проводит все более настойчивую и взвешенную внешнюю политику в регионе Ближнего Востока. Истоки данной внешнеполитической стратегии РФ были уже определены в ключевом документе в области внешней политики — «Концепции внешней политики России». В концепции отмечается, что «Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки и в регионе в целом на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела» [1].
После распада Советского Союза в силу объективных обстоятельств Россия не могла играть заметную роль в реализации своих интересов в регионе Ближнего Востока. США, оставаясь единственной супердержавой в конце XX в., фактически стали обладать монополией в реализации своих национальных интересов в различных регионах мира, нарушая международно-правовые нормы. Военная операция США и стран-союзников против Ирака, без санкции ООН с целью свержения правительства С. Хусейна и последующие действия в этом регионе негативно сказались на общей безопасности в мире, способствовали нестабильности и росту террористических организаций
в Ближневосточном регионе. К региону Ближнего Востока вновь заметно вырос интерес со стороны ведущих государств мира и для этого есть объективные факторы и причины.
Во-первых, Ближневосточный регион занимает уникальное геополитическое положение, так как он расположен на стыке трех частей света: Азии, Европы и Африки. Доминирование в этом регионе позволяет ведущим мировым державам контролировать всю восточную часть Средиземноморья и западную часть Индийского океана и в последующем дает возможность наращивать свое влияние в мировой политике. В силу этих обстоятельств государства, имеющие первостепенное значение в современной мировой политике, объявляют регион Ближнего Востока зоной своих жизненно важных интересов.
Во-вторых, Ближний Восток является крупнейшим нефтедобывающим регионом в мире, оказывающим огромное влияние на состояние мировой экономики. В регионе сосредоточено 62% мировых запасов нефти и до 40% мировых запасов газа. Повышение цен на нефтегазовые ресурсы или, наоборот, их снижение заметно влияет на материальное благополучие огромного количества государств и их населения. Одной из причин экономического кризиса в России в 2015 г., экономика которой во многом ориентирована на экспорт нефти и газа, как раз и стало резкое снижение цены на нефть на мировых рынках. РФ заинтересована если не в высоких, то хотя бы в стабильных и предсказуемых ценах на нефть.
В-третьих, через регион Ближнего Востока пролегают важнейшие транспортные артерии, он лидирует в области импорта современных вооружений и ряда других товаров.
В-четвертых, в данном регионе находится неофициально признанное ядерное государство Израиль. Кроме Израиля и Иран стремился создать свой собственный ядерный потенциал. РФ в
соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. является официально признанным ядерным государством и активно противодействует распространению оружия массового поражения. Все это обязывает Россию активно отстаивать свои позиции в регионе Ближнего Востока и с этих позиций.
В-пятых, регион Ближнего Востока занимает достаточно большие пространства и, соответственно, располагает довольно большими человеческими ресурсами. Нестабильность в регионе привела к масштабному, вынужденному переселению большого количества людей, вынужденных стать беженцами. Неконтролируемый поток беженцев в государства Европы уже стал реальной угрозой их безопасности. Только по официальным данным, в августе 2015 г. в Германию прибыло 100 тыс. беженцев. Неконтролируемый поток беженцев представляет реальную угрозу безопасности и стабильности как европейских стран, так и РФ в частности.
В-шестых, Ближний Восток является центром зарождения мировых культур, мировой цивилизации, а также колыбелью трех мировых важнейших религий: христианства, мусульманства и иудаизма. Арабо-израильский конфликт, в основе которого важное место занимает религиозный фактор, является одним из трудноразрешимых в современных условиях. Его последствия сказываются на безопасности не только в данном регионе, но и далеко за его пределами.
В-седьмых, государства, расположенные на Ближнем Востоке, существенно отличаются друг от друга по экономическому потенциалу и социальной ориентации, численности населения, степени развития производственных мощностей, характеру политических режимов, господствующей идеологии. Здесь представлены практически все формы политических режимов, существующих в современном мире. Наряду с государствами различных видов монархий успешно
развиваются президентские и парламентские республики. Возникающие противоречия между государствами с различными политическими режимами были и остаются крайне напряженными. В регионе существуют острые социально-экономические, этнические, религиозные, политические и другие противоречия, которые выступают конфликтогенным фактором напряженности.
На протяжении второй половины ХХ — первого десятилетия XXI вв. на Ближнем Востоке возникали военные конфликты, в которые в той или иной форме оказывались втянутыми великие державы. В последнее десятилетие в регионе возникают конфликты, которые существенно отличаются по форме и содержанию от предшествующих. В основе таких конфликтов острое противостояние между экстремистскими элементами и силами, стремящимися к мирному переустройству на Ближнем Востоке.
В-восьмых, проблема терроризма в регионе Ближнего Востока затрагивает жизненно важные национальные интересы РФ.
Россия вместе с арабскими государствами Персидского залива активно участвует в разрешении конфликтов, которые охватили регион Ближнего Востока в последнее время. Стороны объединяет совместное устремление стабилизировать ситуацию в регионе. Террористическая угроза — мощный стимул для сторон, стремящихся наладить контакты и объединить усилия по борьбе с терроризмом [4. — С. 95].
Международная террористическая группировка «Исламское государство» (ИГИЛ) (признано террористической организацией в соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступило в силу 13.02.2015) — качественно новое, беспрецедентное по своим параметрам террористическое образование, имеющее признаки государственности: территорию, консо-
лидированное госуправление, армию, финансы — и ставящее перед собой мессианские задачи мирового масштаба. Противодействие «Исламскому государству» — сложный процесс, в котором необходимо задействовать ресурсы всех государств международного сообщества. Борьба с ИГИЛ предполагает систему связанных между собой военных, экономических, социальных и информационных действий как всего международного сообщества, так и отдельно взятых государств. Борьба с этой террористической организацией является приоритетной в обеспечении международной и национальной безопасности России.
Сегодня основные столпы политики России на Ближнем Востоке — независимость и суверенитет стран региона, а также противодействие зачастую агрессивной политике США. Как отмечают современные исследователи, «...Ближний Восток является одним из приоритетных регионов для узловых точек «построение многополярного мира и закрепления статуса России как одного из полюсов» и «борьба с гегемонизмом США»» [2. — С. 22].
Для более действенной реализации внешнеполитической стратегии РФ целесообразно ее проводить комплексно и по ключевым направлениям. К таким приоритетным направлениям можно отнести:
• укрепление системы региональной безопасности, принятие активной позиции в качестве посредника в разрешении региональных конфликтов;
• осуществление прорыва в хозяйственных связях с Ближневосточным регионом, в первую очередь на основе инвестиционного и технологического сотрудничества;
• более детальное развитие гуманитарных контактов со странами региона, в том числе по линии конфессиональных связей;
• содействие формированию лоббистских групп, поддерживающих сближение с Россией;
• поиск стратегических партнеров в третьих странах, заинтересованных в совместных действиях на Ближнем Востоке, и среди них наиболее перспективными представляются государства БРИКС, союзники России на постсоветском пространстве, некоторые латиноамериканские страны [9. — С. 13]. С учетом политических, экономических, культурных факторов государства Персидского залива в настоящее время стоят в приоритетном ряду внешнеполитических интересов РФ. Н.В. Сло-бодян пишет: «Сегодня Москва постепенно укрепляет свой экономический потенциал, возобновляя и углубляя, а в отдельных случаях и расширяя сферу национальных интересов российской державы в Персидском заливе. Закономерным выглядит стремление Кремля, кроме реализации заданий эффективного налаживания политического диалога и прагматичного расширения экономического сотрудничества, также диверсифицировать разноплановые направления культурного сотрудничества на международном уровне в условиях глобализации коммуникативного пространства» [8. — С. 89].
В изменившихся геополитических условиях продвижение интересов России в регионе Ближнего Востока требует новых способов влияния, в том числе и за счет более качественного использования ресурсов «мягкой силы». Все более важное место в интересах РФ на Ближнем Востоке занимают духовные связи между народами государств. В последние годы в России на государственном уровне оказывается поддержка мусульманским общинам в организации паломничества в Мекку и Медину. Для христиан местом паломничества является Святая Земля, территория Палестины по обе стороны берега реки Иордан, где по описаниям в Библии (Ветхом и Новом заветах) свершились все религиозные и исторические события [9. — С. 14].
Е.С. Мелкумян в своей статье «Россия и арабские государства Персидского залива в условиях региональной турбулентности» отмечает: «Возросшая роль России в регионе Ближнего Востока, ее влияние в качестве одной из ведущих мировых держав, постоянного члена Совета Безопасности ООН будут приниматься во внимание арабскими государствами залива и определять характер их взаимоотношений по решению региональных проблем» [4. — С. 95].
Россия активизировала свое взаимодействие с регионом, в том числе и через арабские внутрирегиональные межправительственные организации. Еще в сентябре 2003 г. в Нью-Йорке, в рамках 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, между МИД России и Генеральным секретариатом региональной межправительственной организации «Лига арабских государств» (ЛАГ) был подписан Меморандум о взаимопонимании. Этому предшествовало несколько встреч на высшем уровне между руководством России и Лиги арабских государств как на территории России, так и на территории Египта, где расположена штаб-квартира ЛАГ. А в 2005 г. посол России в Египте был назначен по совместительству полномочным представителем РФ при ЛАГ. Примечательно, что Россия стала первым неарабским государством, имеющим своего представителя при этой панарабской организации.
С руководством Лиги поддерживается активный политический диалог, в том числе в контексте ближневосточного мирного процесса, ситуации вокруг Ирака, других актуальных региональных проблем. Регулярно осуществляется обмен посланиями, проводятся телефонные разговоры, в ходе которых обсуждаются актуальные региональные и международные проблемы. В марте 2003 г. и августе 2004 г. официальный представитель ЛАГ принял участие в процессе наблюдения
за референдумом в Чечне, Лига была представлена и в ходе наблюдения за президентскими выборами в Чеченской Республике в октябре 2003 г.
В канун своего визита в Москву в 2003 г. Амр Муса заявил о том, что «арабский мир испытывает к России особые дружественные чувства». В свою очередь, В.В. Путин дал следующую оценку состояния взаимоотношений между Россией и арабскими странами: «На сегодняшний день у нас нет проблем ни с одной из арабских стран. Причем в отличие от прошлых десятилетий у нас нет ни экономических, ни идеологических, ни других противоречий. Отношения России с арабскими странами — либо хорошие, либо очень хорошие» [7].
Через несколько дней после встречи с генсеком ЛАГ президент России отправился с визитом в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию. В ходе визитов обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества России с этими арабскими странами в политической, экономической, гуманитарной и военно-технической областях. Необходимо отметить, что как Саудовская Аравия, так и Катар во времена СССР представляли собой абсолютные монархии, власть в которых принадлежит правящим аристократическим семьям. Ни Саудовская Аравия, ни Катар не рассматривались в качестве союзников Советского Союза на Ближнем Востоке. Поэтому новый вектор внешней политики России на развитие и укрепление отношений с Саудовской Аравией можно трактовать как поиск нового союзника в данном регионе, после потери такого крупного союзника, как Ирак.
Сегодня Саудовская Аравия представляет собой одного из крупнейших участников на мировом рынке добычи и экспорта энергоресурсов и играет значительную роль как в рамках региона Персидского залива, так и в мировом масштабе. В свое время Советский
Союз был первым в мире государством, установившим дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Кульминацией советско-саудовского сотрудничества того периода стал визит в СССР тогдашнего министра иностранных дел Аравии принца Фейсала. Однако уже в 1935 г. различие между линиями проводимой политики в СССР и монархическим образом правления Саудовской Аравии привели к замораживанию дипломатических и экономических отношений. Как оказалось, на время.
Важным шагом на пути восстановления взаимоотношений России и Саудовской Аравии стал визит Наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза в сентябре 2003 г. и визит Путина в Саудовскую Аравию. На сентябрьской встрече В.В. Путин подчеркнул, что «в Москве придают большое значение визиту принца Саудовской Аравии в нашу страну, поскольку считают Саудовскую Аравию одним из ключевых государств в мусульманском мире» [7].
Об углублении отношений со странами Персидского залива могут наглядно свидетельствовать и другие шаги во внешней политике России. В ходе бесед С.В. Лаврова с министром иностранных дел ОАЭ Абдаллой Аль Нахайяном «.в предметном плане рассмотрен широкий спектр российско-эмиратского сотрудничества. Стороны подтвердили последовательный настрой на дальнейшее углубление политического диалога и взаимодействия на различных уровнях, совершенствование двусторонних связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях» [5].
До событий 11 сентября 2001 г. страны Персидского залива были традиционно ориентированы на тесное сотрудничество с США, которые имеют большое влияние в этом субрегионе. Однако, как показывает развитие событий, активность США к насаждению американской демократии в арабском
регионе не особо приветствуется в мусульманском мире. Представляя собой государства, где исламские ценности пронизывают все без исключения явления политической и экономической жизни, арабские страны хотят идти по своему пути развития, являясь активными участниками международных отношений, но и не отказываясь при этом от традиций своей культуры. Возможно, это обстоятельство также подталкивает страны данного субрегиона к поиску новых надежных партнеров на международной арене в лице стран ЕС, Индии, Китая и России [6. — С. 15-20].
Таким образом, Ближний Восток занимает важное место в реализации национальных интересов России. В силу сложившихся обстоятельств для РФ на южном стратегическом направлении исходят главные внешние угрозы ее национальной безопасности. В современных условиях Россия имеет реальные основы для закрепления и распространения своего влияния в Ближневосточном регионе, реализации свих национальных интересов.
Основным геополитическим интересом РФ на современном этапе является создание условий для сохранения и безопасного развития всех мировых цивилизаций, народов и государств. В глобальном плане Россия заинтересована в формировании вокруг нее геополитической оси Южная Америка — Ближний Восток — Евразия — Азиатско-Тихоокеанский регион. Ближний Восток в политике России всегда занимал и занимает особое место.
Процессы последнего десятилетия, происходящие в арабском обществе, еще нередко воспринимаются с позиции эпохи С. Хусейна, Х. Мубарака, М. Каддафи, Х. Асада. Фактически мы еще мало знаем об особенностях внутренней социальной жизни и психологии арабских обществ, особенно современной молодежи. Глобальные изменения в мире также отражаются на современном положении дел в арабских странах, поэтому политологи только нащупывают фундаментальные подходы к пониманию процессов XXI века.
Литература
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. — URL: http://www.mid.ru/Foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 27.09.2018).
2. Коновалов А.О. Ближний Восток в системе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации: геополитические концепции XXI в., перспективы, реальность: Дис. ... канд. полит. наук. — СПб., 2016.
3. Мелкумян Е.С. Россия и арабские государства залива: возможности взаимодействия // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. — 2010. — № 5. — С. 144-160.
4. Мелкумян Е.С. Россия и арабские государства Персидского залива в условиях региональной турбулентности // Труды Института востоковедения РАН. — 2017. — № 5. — С. 95.
5. О визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ОАЭ. — URL: http://www.mid.ru/ru/ maps/ae/-/asset_publisher/Ok3dhLsWZsE7/content/id/381384 (дата обращения: 27.09.2018).
6. Пестов А. Россия и арабский мир: история и перспективы взаимодействия // Финансы. Экономика. Безопасность. — 2007. — № 4. — С. 15-20.
7. Россия и арабский мир: история и перспективы взаимодействия. — URL: https://proFessionali.ru/ Soobschestva/biznes_v_stranax_aFriki/rossiya_i_arabskij_mir_istoriya_i_perspektivy_11966444/ (дата обращения: 27.09.2018).
8. СлободянН.В. Политика «мягкой силы» России в странах Персидского залива в начале ХХ1 в.: исторический аспект // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — № 4-2 (80). — С. 89.
9. Федорченко А.В., Крылов А.В. Трансформационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и национальные интересы России: Аналитический доклад. — М.: МГИМО-Университет, 2012. — С. 13.
10. ШехабГассан. Внешнеэкономические связи России с арабскими странами Персидского залива // Вестник Финансовой академии. — 2008. — № 4 (48). — С. 215.