Научная статья на тему 'Российский синдром голландской болезни и лекарства для ее излечения'

Российский синдром голландской болезни и лекарства для ее излечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин Виктор Данилович, Стороженко Вячеслав Петрович

В статье характеризуются российские симптомы гол-ландской болезни и предлагаются пути ее излечения. Рассматриваются связанные с этим проблемы развития экономики в целом и социальной сферы в особенности. Анализируется возможность использования финансо-вых резервов для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский синдром голландской болезни и лекарства для ее излечения»

РОССИЙСКИЙ СИНДРОМ ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ И ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЕЕ ИЗЛЕЧЕНИЯ

В.Д. Белкин, В.П. Стороженко

В статье характеризуются российские симптомы голландской болезни и предлагаются пути ее излечения. Рассматриваются связанные с этим проблемы развития экономики в целом и социальной сферы в особенности. Анализируется возможность использования финансовых резервов для их решения.

Голландская болезнь в Нидерландах кончилась вскоре после того как были исчерпаны газовые месторождения в Северном море. России такая перспектива «не улыбается», ибо запасов нефти и газа у нас хватит на десятилетия. Главные симптомы голландской болезни в нашей стране налицо: легкий путь обогащения за счет нефти, газа, некоторых видов металлов и химической продукции при угнетенном состоянии остальной экономики, не способной конкурировать с высокоприбыльными за счет ренты сырьевыми и сопряженными с ними отраслями.

Рядом исследователей отмечалось, что отрицательные процессы и явления, наблюдавшиеся ранее в экономике других стран, переболевших голландской болезнью, в России приобрели гипертрофированный характер. В Нидерландах эту болезнь успешно одолели. Ныне за счет обрабатывающей промышленности и процветающего сельского хозяйства страна живет и развивается. В России дела обстоят иначе.

РОССИЙСКИЕ СИМПТОМЫ ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ

В современной экономике России признаки голландской болезни вполне осязаемо проявились уже давно. При нарастающих объемах нефтегазового экспорта продукция обрабатывающей промышленности сократилась за последние 15 лет более чем в два раза. Производство металлорежущих станков в 11 раз, тракторов в 14 раз, прядильных машин в 50, ткацких в 127 раз! В 2004 г. было изготовлено 32 самолета и 95 вертолетов, тогда как 20 лет назад их делали за год соответственно 500 и 300.

Рассматривая отраслевые особенности отечественной экономики, мы обнаружим объекты, не связанные с добычей сырьевых ресурсов, но оказывающие аналогичное воздействие на сохранение и углубление голландской болезни. К ним прежде всего относятся жилищное строительство и земля, рыночная цена которых зашкаливает за всякие разумные пределы. Рентный градиент сверхдоходов отбирает у низкоприбыльных отраслей, прежде всего машиностроительного комплекса, денежные средства, обескровливает легкую промышленность, строительство дорог и другой инфраструктуры. В результате в России генерируется главный парадокс голландской болезни: увеличение массы свободных финансовых ресурсов государства при замедленном росте экономики и прозябании социальной сферы.

Заметим, что многолетние и многочисленные призывы видных ученых, общественности, адресованные правительству, Госдуме, президентской администрации, наконец-то начали восприниматься чиновничьим аппаратом. Об этом свидетельствуют изменения в бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г., многие положения в послании Президента РФ от 26 апреля 2007 г. Был создан инвестиционный фонд, Банк развития, стартовали национальные проекты. Все это можно только приветствовать. Но, к сожалению, выделяемые объ-

емы финансирования мало увязаны с реальными потребностями населения и экономики. Они не только не спасут страну от голландской болезни, но могут дискредитировать широко рекламируемые начинания.

По-видимому, макроэкономические основы нынешней бюджетной политики правительства исчерпали свои возможности. Бессмысленно накопление огромных финансовых резервов при полунищем существовании значительной части населения, застое в производстве потребительских товаров, разрушении научно-технической сферы экономики. Однако старая установка ретранслируется и в опубликованных среднесрочных прогнозах на перспективу, разработанных, по сути, инерционными методами.

Наши капитаны экономического блока разрабатывают вариантные прогнозы развития экономики, в которых слабо просматривается определяющий компонент: решительное улучшение условий жизни людей. У них на верхних уровнях вертикали власти все более-менее ясно. Их стихия - макроэкономика. Они компьютеризированы, они, словно роботы, вычисляющие среднюю температуру по больнице, складывая температуры в морге и в инфекционном отделении. Козыряя средними цифрами, они, по сути, скрывают болезненные симптомы общественного развития, в то время как «лекарство» лежит «на складе».

К сожалению, толковые советы, которые подчас дают некоторые из них, другие субъекты, власть предержащие, нередко встречают в штыки. Так, предложение начальника экспертного управления Президентской администрации А. Дворковича об использовании части стабфонда на инвестиции натолкнулись на «глухую оборону» министра финансов А. Кудрина. Понадобилась поддержка Президента, чтобы ее преодолеть. Можно подумать, что должностное предназначение Минфина - всячески оберегать стабфонд.

Между тем требуется как раз обратное. Наиболее успешный из российских министров финансов - Сергей Юльевич Витте - занимал противоположную позицию. Не только

российские капиталы, но и зарубежные займы он вкладывал в развитие инфраструктуры и производства. Его стараниями была построена самая длинная в мире железная дорога Транссиб (Москва-Владивосток) и Среднеазиатская дорога. Количество предприятий за последние десятилетия XIX в. выросло в России в 1,4 раза, объем промышленной продукции удвоился. Подобный подход и у зарубежных политиков, Например, соотношение денежной базы, с одной стороны, и финансовых резервов - с другой (т.е. «работающих» денег и находящихся в низкодоходных ценных бумагах), в США в 10 раз выше, чем в России.

ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ -ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бедность в России измеряется Росста-том однобоко. В качестве критерия достатка принят размер дохода на душу населения. При таком критерии оказывается, что бедных в стране числится 14% населения - вроде бы не так уж много. Но при этом не учитываются жилищные условия россиян - что особенно существенно для северной страны с холодным климатом, какой является Россия.

В конце прошлого 2006 г. Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) предпринял исследование условий жизни россиян с учетом обеспеченности жильем. В результате этого исследования установлено, что в плохих жилищных условиях, изменить которые граждане своими силами не могут, проживает в России 42% населения - более 50 млн человек.

В свете сказанного коренным образом меняется трактовка роли бывшего распухшего стабфонда, по официальной версии призванного служить гарантией на «черный день». Член-корр. РАН Руслан Гринберг справедливо указывает: «Копить на черный день бессмысленно, поскольку он уже наступил! Социальные и экономические проблемы в России надо

решать сейчас, а не передавать в наследство будущим поколениям». Теперь взамен стаб-фонда появились Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Отрадно, что в Послании Президента 2007 г. предлагается Фонд будущих поколений назвать Фондом национального благосостояния и использовать его на улучшение жизни не только будущих, но и нынешних поколений.

Каковы в этих условиях перспективы преодоления «жилищной» бедности, о которой сказано выше?

В конце 2005 г. на самом высоком государственном уровне был принят инициированный Президентом РФ В.В. Путиным национальный проект «Комфортное и доступное жилье». Работу по его реализации возглавил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, который, по оценке Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, является «хорошим организатором, блестящим юристом и экономистом». Действительно Дмитрий Медведев приложил максимум усилий, побывал почти во всех крупных регионах страны. Контрольные цифры, намеченные на 2006 г., были выполнены. Построено и введено 600 тыс. квартир и индивидуальных домов общей площадью 50 млн м2. К 2010 г. ввод жилья должен достигнуть 80 млн м2. Но ни нынешние, ни намеченные на 2008-2010 гг. масштабы строительства проблемы жилья не решат. Они далеки от показателя, который, по мнению В. Путина, требуется для ее решения - ввод 1 м2 жилья на человека в год. Однако и такой ввод недостаточен, ибо не учитывается замена жилья, выбывающего вследствие ветхости и износа домов.

Задача преодоления бедности, к сожалению, не решается ни бюджетом 2007 г., ни бюджетом на среднесрочную перспективу, подготовленным правительственной командой. Робкие шаги по росту доходов бюджетников и пенсионеров ни в коей мере не снимают социального неравенства.

Будущим поколениям следует передать не сверхзапасы обесценивающейся со временем валюты, а хорошо обустроенную Россию

с развитой инфраструктурой, в том числе с современными автодорогами. Ныне специалисты констатируют недостаточную плотность и низкое качество российских дорог. Даже в Центральной части России плотность дорог в 3 раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. России не хватает 2 млн км дорог.

В немалой степени по причине плохих дорог в автоавариях в России за год погибает в среднем 35 тыс. человек - столько, сколько СССР потерял за всю Афганскую войну 1979-1989 гг. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3% ВВП.

В президентском Послании Федеральному собранию 2007 г. на развитие улично-до-рожной сети предусмотрено выделить дополнительно к бюджетным ассигнованиям 100 млрд р. Это, несомненно, правильная мера, но, учитывая нынешнее состояние указанной сети, выделенных средств для решения проблемы совершенно недостаточно.

Проект бюджета на 2007 г. и трехлетние проектировки до 2010 г., хотя и декларируют необходимость социального поворота в бюджетной системе, ориентацию на повышение роли «человеческого капитала», не выдерживают, не обеспечивают подъема благосостояния основной массы населения. Об этом красноречиво свидетельствует структура бюджета на 2007 г. в сравнении с данными по другим странам (табл. 1).

НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В результате на нижних уровнях общества, где живут простые люди, а не небожители, - сплошной туман, хотя именно здесь должна быть полная ясность. Без хорошего, надежного основания никакая вертикаль не устоит. Народ - опора всей надстройки. О нем должна заботиться надстройка - федеральные, региональные, муниципальные власти.

Таблица 1

Структура бюджета на 2007 г. в сравнении с данными по другим странам, %

Россия Развитые страны

Здравоохранение и спорт 3,9 10,9

Образование 5,1 12,8*

Социальные функции,всего 15,0 70,3

Оборона 15,0 5,3

Госуправление и поддержа-

ние общественного порядка 27,2 5,8

* Среднемировой уровень затрат на образование.

Только этим и достигается прочность конструкции. Если основа начнет колебаться, вся вертикаль может рухнуть. Это бывало в нашей истории не раз. Исходя из сказанного, бюджет и прогноз надо разрабатывать прежде всего снизу, с конкретных и значимых изменений в жизни людей: в их питании, жилье, их труде и отдыхе, лечении и образовании, во всем, что определяет здоровый быт и семейный уклад человека. Такой прогноз соответствовал бы теории индикативного планирования, сочетая инерционный и креативный подходы в определении перспектив развития.

Позволительно спросить: что такое жизнь ниже прожиточного уровня, что такое наш законодательно установленный убогий прожиточный минимум, какая стабильность может быть при небывалом расслоении общества на бедных и богатых? Министры экономического блока и их советники словно забывают, что живут не в виртуальном мире, а в мире людей, у которых нет нескольких запасных жизней, как в компьютерных играх. Эли-тарии обозревают «вертикаль» власти и ее окрестности свысока, обращая свой взор вниз лишь тогда, когда «смутьяны» перекрывают магистрали или выходят на митинги.

Мотивация экономической активности на микроуровне, т.е. на уровне, где живет основная часть населения, а не обитатели верхних этажей вертикали власти, практически отсутствует. Деньгами надо управлять, а не

служить им, - заметил 20 веков назад римский мудрец Сенека как бы в назидание нынешним финансистам - накопителям финансовых резервов. Эта мысль неоднократно претворялась в жизнь в прошлом веке многими успешными зарубежными руководителями-экономистами, такими, например, как Людвиг Эрхард в ФРГ.

В России не принимается во внимание социально-психологический фактор, отсутствующий в макроэкономических моделях, но определяющий поведение людей. «Ничего не развивает такого количества ненависти и ожесточения против власти, как сознание себя жертвой ее произвола... Выбитое из рамок исторических традиций общество переживает глубокие нервные потрясения и наступает момент, когда за покой и порядок оно готово предать трудно приобретенное право распоряжаться собственной судьбой». Сегодня это звучит весьма актуально, хотя написано действительным членом московского психологического общества С.А. Котляровским в начале 1905 г.! (Котляровский, 1905).

Победные реляции с капитанского мостика и верхних палуб нашего государственного корабля приходят в противоречие с унынием на средних и отчаянием на нижних палубах, где подтапливает. Сверху доносятся звуки духового оркестра, но они не вдохновляют. Жизнь идет по известной формуле: низы не хотят, а верхи не могут. Они не могут, но при этом борются за лучшие каюты на верхних палубах, не замечая опасной течи внизу.

Знаменательно, что прошедший в марте 2007 г. XI Общенациональный духовный собор проводился под лозунгом «Богатство и бедность: исторические вызовы России». «Эта тема не высосанная из пальца - она действительно беспокоит всех, от правительства и ученых-экономистов до простых людей на улице», - заявил митрополит Кирилл. Сегодня самый острый вопрос правительству, на который общество требует ясного и недвусмысленного ответа: почему в России, обладающей богатейшими природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом, в отличие от

других стран, такой «вопиюще низкий уровень жизни» и «один из самых высоких в мире разрывов между богатыми и бедными»?

Можно дискутировать о путях и способах развития экономики, но есть злободневные задачи, упорно не решаемые правительством, на что обратил внимание и указанный духовный собор. Это парадоксально для страны, изобилующей природными, материальными и финансовыми ресурсами и допускающей позорное пребывание на грани нищеты десятков миллионов граждан. Макроэкономические успехи, о которых трубят чиновники, уже мало кого убеждают в правильности проводимой ими политики. Очевидную опасность социальной устойчивости в обществе представляет все возрастающее неравенство доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных. В 2005 г. разница в доходах этих групп составляла 14,9 раза, а в прошлом 2006 г. -уже 15,3. В 2006 г. на долю 10% самых богатых приходилось 30% доходов, а на 10% самых бедных - 2%.

Как указывалось выше, неравенство в уровне жизни между богатыми и бедными разрывом доходов определяется далеко не полностью, поскольку не учитывает различие этих групп населения в жилищных условиях. В Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2007 г. сказано: «Из 3 млрд м2 жилого фонда России более половины нуждается в капитальном ремонте. Некоторые дома не ремонтировались - не в последние 15 лет: по 40-50 лет не ремонтировались. Поэтому мы наблюдаем тревожную тенденцию постоянного увеличения объемов ветхого жилья. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн м2, из них аварийного 11,2 млн. Таков масштаб этого бедствия. Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». Для того чтобы исправить ситуацию, сложившуюся в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), президент счел необходимым выделить 250 млрд р. Еще

150 млрд р. будет направлено на переселение граждан из аварийного жилья.

Еще одна особенность российской бедности состоит в том, что зачастую высокообразованные и квалифицированные работники, занятые на постоянной работе, не могут заработать на жизнь свою и своей семьи, получая доход ниже прожиточного минимума.

Недавно палата представителей конгресса США одобрила законопроект о повышении минимальной зарплаты в стране с 5,15 до 7,25 долл. за рабочий час, что составляет в пересчете на российские условия - примерно 1200 долл. в месяц. При этом действующая налоговая система США, по сути, освобождает бедных от налоговой нагрузки: 20% налогоплательщиков из числа самых малообеспеченных получают 2% всех собранных подоходных налогов в виде обратных бюджетных платежей.

У нас же - в интересах богатых - законодательные и исполнительные власти старательно оберегают плоскую шкалу налогообложения физических лиц. Приводятся «самые убедительные» аргументы необходимости сохранения плоской шкалы, немыслимой ни в одной цивилизованной стране мира. Плоская шкала помимо ее антисоциальной, антинародной сущности способствует инфляции, не препятствуя безудержному росту цен на землю, недвижимость, автомашины, другие товары, ориентированные на высокие доходы той части населения, которая благодаря этой шкале резко снижает свои отчисления в казну.

В апреле 2007 г. в Госдуме рассматривался законопроект о переходе к прогрессивной шкале подоходного налога. Представил законопроект руководитель фракции «Справедливая Россия - Родина» Александр Бабаков. Фракция предлагала освободить от налога людей, доход которых меньше 5 тыс. р. в месяц, тех, кто получает от 5 до 10 тыс. р. в месяц, облагать 10% налогом. Для граждан, доход которых от 10 до 100 тыс. р., сохранить ставку подоходного налога на нынешнем уровне - 13%). Получающим от 100 до 300 тыс. установить ставку налога 20%, а бо-

лее 300 тыс. - 30%. Во многих развитых странах последняя группа облагается по еще более высоким ставкам. Однако Дума не дает осечек: большинством голосов законопроект был отвергнут.

Конечно, плоская шкала налогообложения - лишь один из факторов сохранения социальной несправедливости в нашей стране.

В самом деле, можно ли средствами, выделенными на выполнение национальных проектов, даже с учетом добавленного президентом, осилить инвестирование промышленного производства, ЖКХ, дорожного строительства, развитие научно-технического потенциала, проведение пенсионной реформы, не говоря уже о демографическом суперпроекте, причем достичь желаемых результатов в приемлемые сроки? Хотя средства эти немалые, но для решения перечисленных задач они явно недостаточны. На обсуждаемые государственные инициативы необходимо на порядок больше средств, чем объявлено.

Синонимом голландской болезни в современном русском сленге стало «ресурсное проклятие». В начале апреля в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) состоялось обсуждение темы «Природные ресурсы в экономическом развитии: благо или риски?». Выступил бывший экономический советник Президента В.В. Путина Андрей Илларионов. По его мнению, «построение разных моделей ресурсного проклятия можно рассматривать как не более чем курьез. У нас есть латентная переменная в виде низкого качества правящей элиты, принимающей решения, - вот настоящее проклятие Москвы». Профессор ГУ-ВШЭ Дмитрий Шмерлинг выразился яснее: «Люди, которые сидят на этих деньгах, даже не представляют, как их можно использовать для диверсификации, интенсификации... экономики. Качество, особенно того, что перемещается наверх, мало меняется».

В числе национальных проектов не последнее место занимает проект «Здоровье». Более того, он называется приоритетным. Между тем состояние здравоохранения остается плачевным. Об этом свидетельствует выдаю-

щийся российский кардиохирург, председатель Комиссии по формированию здорового образа жизни Общественной палаты академик Лео Бокерия. Как свидетельствует академик, 56,4% смертей у нас в стране - от сердечнососудистых заболеваний: страдают ими 22 млн россиян. Чтобы достичь мировых стандартов в лечении названных болезней, нужно делать ежегодно 142 тыс. операций на открытом сердце. В 2006 г. удалось осуществить 24 тыс. таких операций - 17% необходимого их количества. Причина здесь все та же -нехватка финансирования. На одну операцию наши хирурги получили от государства 4 тыс. долл., на все 24 тыс., что сделаны, - около 100 млн долл. Стало быть, на необходимое количество операций требуется ежегодно 600 млн долл. Если сопоставить эту сумму с приростом стабфонда в 2006 г. - с 50 млрд долл., получится ничтожная величина -1,2%(!). В сложившейся демографической ситуации, когда в стране убывает 700 тыс. населения в год, такое недофинансирование медицины при имеющихся ресурсах - нелепость.

Неотъемлемой составной частью проекта «Здоровье» является, по существу, программа дополнительного льготного обеспечения (ДЛО) лекарствами малоимущих граждан. Программа ДЛО постоянно не выполняется. Как и в других областях, основная причина ее невыполнения опять та же - недофинансирование. В конце апреля 2007 г. дефицит программы ДЛО составил 40 млрд р. При нынешнем уровне финансирования к 2008 г. задолженность по программе ДЛО достигнет 80 млрд р. Нехватка лекарств влечет повышение заболевамости, инвалидизации, смертности, что отрицательно сказывается на демографии и экономике страны.

Например, против тяжелого заболевания крови - лейкемии, как указывают специалисты, имеется лишь единственное эффективное лекарство - гливек. Месячный курс лечения этим лекарством стоит 100 тыс. р. Такая сумма бедным недоступна. Вследствие ограниченности выделяемых средств программа ДЛО действенных дорогих лекарств не вклю-

чает, что при тяжелых заболеваниях приводит в большинстве случаев к летальному исходу.

РОССИЙСКИЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ

Спрашивается, возможно ли в приемлемые сроки излечение России от голландской болезни?

По нашему убеждению, возможно, но лишь при рациональном использовании огромных финансовых ресурсов, накопленных в Резервном фонде, Фонде национального благосостояния и особенно в виде золотовалютных резервов, объем которых втрое больше всех других резервов, О ЗВР ни слова не сказано ни в бюджетной справке, ни в послании Путина. Такой вот табуированный резерв «Главного командования».

Сопоставление средств, выделенных правительством на выполнение всех нацпро-ектов, инвестирование в промышленное производство, дорожное строительство, развитие научно-технического потенциала, проведение пенсионной реформы и борьбу с бедностью, с накопленными и возможными в ближайшие годы финансовыми резервами (табл. 2) вызывает недоумение. Если столь велики резервы, то почему так несоразмерно малы намечаемые расходы, особенно расходы на «человека», в том числе дополнительные?

В ответ на предложения в интересах экономики и населения решительно изменить политику бессмысленного накопления финансовых резервов приводились дежурные аргументы: в бюджете лишних денег нет; тратить накопленные резервы нельзя из-за угрозы инфляции; что делать, если мы истратим резервы, а цены на природные ресурсы упадут?

Рассмотрим эти аргументы.

По поводу бюджета. Можно много спорить о справедливости и обоснованности распределения средств по статьям расходов, ущемлении социальной сферы при гипертро-

Таблица 2

Финансовые резервы России, млрд р.

Годы Стабфонд* Золотовалютные резервы

2007 3500 10 000

2008 3900 14 000

2009 4200 16 000

2010 4600 18 000

* С 2008 г. - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

фии управленческой и силовой, но огромные замороженные резервы затмевают все несуразности распределения средств и противоречат утверждению о нехватке денег.

Главным аргументом противников широкомасштабного использования избыточных валютных резервов для развития экономики страны служит угроза инфляции. Однако в сложившихся условиях приоритетной задачей руководства страны должно быть не удержание или снижение инфляции, а развитие экономики.

Об этом подробно говорится в статье академика Виктора Полтеровича «Снижение инфляции не должно быть главной целью экономической политики правительства России», опубликованной во втором номере журнала «Экономическая наука современной России» за 2006 г. и переданной в Правительство РФ. Как указывается в статье, в 1973-1983 гг. средний темп инфляции по 12 наиболее развитым странам Европы составил 9,4% годовых, в том числе во Франции 11,2%, Англии 13,5, Италии 16,7%. При этом уровень развития названных стран уже в ту пору существенно превосходил нынешний уровень России. В следующем десятилетии 1983-1993 гг. инфляция в указанной группе стран упала до 4%. Но это произошло на основе дальнейшего роста их экономики, а вовсе не в результате специальных антиинфляционных мер. Поступать наоборот - сначала укрощать инфляцию, а затем заниматься ростом экономики - не получилось бы. Об этом свидетельствует, в частности, нобелевский ла-

уреат, бывший вице-президент Всемирного банка Джозеф Стиглиц.

Запугивание инфляцией рассчитано на самый поверхностный анализ возможных последствий использования части накопленных резервов. На самом деле на инфляцию оказывают влияние многие более существенные и не только монетарные причины.

По уверению главы МЭРТ Г. Грефа, инфляция составит в 2009 г. 6,5%, а в 2010 г. -6%. При этом внутренние цены на газ и электроэнергию будут расти более быстрыми темпами. Так, внутренние цены на газ должны подняться с нынешних 45 долл. за 1000 м3 до 59 долл. в 2008 г. и 66,7 долл. в 2009 г., т.е. в 1,31 и 1,13 раза соответственно.

Другой пример. В прошлом году цены на жилье в Москве выросли в среднем в 2 раза, а в некоторых сегментах - в 2,5 раза. Для богатых приобретение жилья «впрок» - более привлекательный способ сохранить и преумножить средства, чем банковский вклад. В то же время более 50% граждан не удовлетворены своими жилищными условиями, но не могут их изменить. Что же делать подавляющему большинству населения, для которого «достойное и комфортное жилье», провозглашаемое одноименным национальным проектом, не просто пустой звук, но и серьезный раздражающий фактор в их отношении к действующей власти?

То же самое происходит и в сельском хозяйстве. Глава Минсельхоза А. Гордеев возмущен ростом цен на электроэнергию: «В таких условиях никакого роста в сельском хозяйстве не будет в ближайшие три года».

Напротив, предлагаемое нами увеличение вдвое доходов граждан, не дотягивающих сегодня до прожиточного минимума, не окажет существенного влияния на инфляцию. Цены на многие товары потребительской корзины малоэластичны от спроса. Небольшое возможное повышение цен на эти товары могло бы компенсироваться государственной дотацией из накопленных резервов.

Излишки денежных ресурсов государства помимо указанных направлений инвести-

ций могли бы также санироваться за счет расширения и разнообразия систем заимствований, в том числе внедряемых с помощью банковской системы развития на территориальном уровне. Так, муниципальные малые займы на развитие и поддержание инфраструктуры могли бы в качестве инвесторов привлечь не только предприятия, но и жителей данного территориального округа, которые непосредственно выиграют от инвестиций (улучшение дорог, систем связи и энергоснабжения, мелиорации и т.п.).

Для дальнейшего совершенствования заимствований следует диверсифицировать их систему в интересах различных групп потенциальных инвесторов. Еще в прошлом веке С.Ю. Витте ввел новые виды ценных бумаг: бессрочные облигации, приносящие владельцам «вечный» доход, облигации, номинированные в различных конвертируемых валютах, позволяющие владельцу получать доход в любой валюте. Представляет интерес сплит государственных ценных бумаг до номиналов, доступных рядовому вкладчику. Такой опыт имеется в ряде стран. И, конечно, следует развивать систему заимствований под конкретные проекты, займов широкого спектра по срокам и условиям реализации.

Банками могли бы использоваться разнообразные новые формы предоставления кредитов и возврата долгов, например путем конверсии региональных ценных бумаг в акции предприятий.

Инфляция тормозится не только ограничением эмиссии денег, но и отвлечением денежной массы из оборота в банковские долгосрочные вклады, что понятно. Но как увеличить в банках удельный вес длинных денег? Для этого нужна решительная протекционистская политика государства, обладающего сегодня такими возможностями благодаря накопленным резервам.

Наращивание длинных денег в кредит-но-банковской сфере, ПиФах, пенсионных, страховых и других фондах возможно путем введения за счет финансовых резервов льготных условий вложения физическими и юриди-

ческими лицами средств на длительные сроки: введение повышенных процентов по таким вкладам, обеспечение условий и гарантий перестрахования и т.п. Потребуется смоделировать динамику опережающего роста длинных денег в общем объеме кредитных ресурсов и объемы стерилизации денежной массы путем ее связывания в длинных деньгах.

Среди множества средств связывания денег особенно эффективно ускоренное, по сравнению с сегодняшней практикой, строительство жилья. Это средство предпочтительно по многим причинам. Во-первых, оно более социально значимо, чем любое другое. Во-вторых, оно наиболее масштабно по использованию накопленных и постоянно прибывающих сверхрезервов. В-третьих, оно реально обеспечивает формирование длинных денег в кредитной системе, при реализации ипотечных долгосрочных программ, что снижает опасность инфляции. По нашей оценке, ежегодное дополнительное помимо государственной программы строительство 10 млн м2 жилья за счет финансовых резервов потребует с учетом расходов на развитие инфраструктуры и промышленности строительных материалов около 400 млрд р.

Сильнодействующим лекарством от голландской болезни могло бы стать повсеместное ускоренное развитие малого бизнеса. Сегодня при всех правильных словах об этом секторе экономики на деле малые и средние предприятия бьются с коррумпированным чиновничьим аппаратом, запретительными барьерами на пути к нормальному функционированию, материальному и финансовому их обеспечению. В этих условиях идет борьба за выживание малого бизнеса. Инвестиционные потребности малых предприятий удовлетворяются лишь на 20-30%. Если в странах Запада доля малого бизнеса в общественном производстве достигает 60%, а в Китае и других развивающихся странах еще выше, то в России она составляет 6-1%.

Для того чтобы решить проблему развития малого и среднего бизнеса, нужна прямая государственная поддержка предприятий с ко-

ротким (до 1 года) циклом производства и сбыта продукции. Речь идет о закупке за рубежом за счет сверхрезервов непроизводимого в России современного технологического оборудования и компьютеров для организации в короткие сроки производства конкурентоспособной продукции. Не меньшее значение имело бы создание особо льготных условий по кредитованию и налогообложению для бизнеса и граждан, участвующих в производстве на малых предприятиях. Понятно, что помимо оздоровления денежно-кредитной политики эти меры обеспечили бы создание множества новых рабочих мест, особенно в депрессивных регионах. Они привели бы также к увеличению доли конкурентоспособной продукции легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, которой с поразительным успехом наполняет мировой рынок Китай.

Большое значение имело бы резкое увеличение финансирования национальных проектов из вышеназванных источников для приобретения за рубежом невыпускаемого в России технологического оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, труб и других компонентов специального назначения, транспортных средств, сельхозтехники, минеральных удобрений и средств защиты растений, расширения семенного фонда и продуктивного стада сельскохозяйственных животных и т.п. Указанные товары и оборудование обеспечат опережающий рост производительности труда и его оплаты.

К антиинфляционным мерам следует отнести массовую закупку за рубежом товаров для нашей легкой и пищевой промышленности и торговли, невыпускаемых в России по естественным (прежде всего природно-климатическим) причинам: хлопка и другого сырья для производства тканей, кофе, какао, тропических фруктов и овощей и т.п. Все эти товары могли бы закупаться за счет финансовых резервов и передаваться нашим перерабатывающим предприятиям по символическим ценам либо бесплатно при условии реального снижения ими розничных цен на конечную продукцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, ответим на «дежурный» вопрос: что делать, если мы истратим деньги резервных фондов и ЗВР, а цены на нефть и газ резко упадут?

Опасение истратить наши огромные резервы беспочвенно. Состояние мировой экономики, ее зависимость от рынка топливно-энергетических ресурсов и в ближайшие годы, и в долгосрочной перспективе гарантирует от резкого снижения цен на нефть и газ. В течение ряда лет из года в год в бюджет закладывались по ошибке или умышленно существенно заниженные цены на нефть. Таким образом правительством создавался люфт для успешного исполнения профицитного бюджета.

Однако для дополнительной гарантии подлежит использованию лишь прирост финансовых ресурсов, поступающих сверх согласованной и законодательно утвержденной базы. Эта база для надежности оценивается нами «с запасом», в значительно большем объеме, чем намечаемая правительством текущая и перспективная на ближайшие 3-5 лет потребность в финансовых резервах.

В начале мая 2006 г. золотовалютные резервы России составляли 230 млрд долл. К концу мая 2007 г. они превысили 380 млрд долл.

Традиционным критерием определения неснижаемого объема ЗВР служит коэффициент покрытия импорта. Величина ЗВР должна быть не менее трехмесячного импорта. Заметим, что ЗВР России многократно превышает

ЗВР США, Германии и Швейцарии вместе взятых. Ныне, по данным Росстата, квартальный российский импорт составляет около 45 млрд долл. Стало быть, 335 млрд долл. из 380, т.е. 8,7 трлн р. может быть использовано для экономического и социального развития России.

Дальнейший рост валютных накоплений России наглядно показывает абсурдность продолжения действующей стратегии (табл. 3).

К 2010 г. объем Резервного фонда и Фонда народного благосостояния прогнозируется Минфином в размере 4,6 трлн р. При базовом (даже увеличенном нами втрое) неуменьшаемом объеме в 1,6 трлн р. прирост указанных фондов за 4 года составит около 115 млрд долл. Всего, таким образом, за 4 года прирост резервов, предлагаемый для использования на благо России, мог бы составить порядка 500 млрд долл. Это обеспечило бы избавление от структурного застоя в экономике и недопустимо низкого уровня жизни значительной части населения. У нас не осталось бы людей с доходом ниже прожиточного минимума. Была бы решена историческая для России задача: она по праву вошла бы в число высокоразвитых стран!

Таблица 3

Рост ЗВР России, Прирост за год,

млрд долл. млрд долл.

4> 3 1> X 3 1- X 2004 77

2005 125 48

2> ж 3" га Май 2006 230 57

О 4 Май 2007 380 198

со О X Январь 2008 480 100

U о Январь 2009 560 80

о. С Январь 2010 620 60

I Возможное использование

I прироста в интересах народного [ хозяйства и населения

] (итого: 438 млрд долл. за 4 года!)

Литература

Белкин В.Д., Стороженко В.П. Национальные проекты, приоритеты президентского послания и их финансирование // Экономическая наука современной России. 2006. № 3. Бюджет России на 2007-2010 гг. Глазьев С.Ю. Научный доклад на экономической секции отделения общественных наук РАН. 2007 г.

Котляровский С.А. Предпосылки демократии // Вопросы философии и психологии. 1905. Март-апрель. Послание Президента России Национальному Собранию РФ, 2007. Россия на рубеже веков: исторические портреты / Сост. А.П. Корелин. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

Рукопись поступила в редакцию 31.05.2007 г.

МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО УСТОЙЧИВОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Е.П. Ушаков

В статье формулируются основные проблемы современного водопользования в России. Раскрывается объективная необходимость формирования водного рынка и функционирования его как института рентных отношений между собственником (государством) водного фонда и субъектами-водопользователями по уступке (приобретению) прав водопользования. На основе анализа сформулированной модели оптимального управления водопользованием определены основные условия долгосрочного устойчивого водопользования посредством регулирования рентных платежей.

Водные ресурсы являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития России. Состояние здоровья населения, развитие экономики страны в значительной степени зависят от наличия и качества водных ресурсов, их рационального использования и охраны. Водный фонд и водохозяйственный комплекс (водохозяйственные системы и сооружения) России являются важнейшим компонентом национального богатства страны и определяют водно-ресурсный потенциал Российской Федерации. В соответствии с Водным кодексом РФ, водный фонд России представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории страны, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. В состав водного фонда входят поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, подземные водные объекты. Россия является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.