Российский сегмент УоиТиЬе в период пандемии: трансформация контента и жанровой структуры
Елена Лебедева
В данной статье автор рассматривает изменения, которые произошли в период пандемии в российском сегменте УоиТиЬе. Показано, как блогеры использовали темы карантина и вируса для привлечения аудитории и создания нового актуального контента. Предложена классификация каналов российского сегмента УоиТиЬе, актуализированы проблемы, связанные с работой журналистов в период пандемии в аспекте трансформации содержания материалов и форм их подачи.
Ключевые слова: СОУЮ-19, пандемия, классификация, УоиТиЬе, жанр, видеоблогинг.
РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г1.2021.5462
@ Лебедева Елена Геннадиевна кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций AHO ВО «Институт современного искусства», [email protected]
Введение
Журналистский контент блогосферы сегодня отражает те изменения в обществе, которые произошли в последнее время в связи с пандемией. Мировая экономика пережила за последние 30 лет не один глобальный кризис, но ни один из них не менял нашу жизнь так стремительно. Темы коронавируса, карантина, самоизоляции в короткий срок захватили все информационное поле. Изменилось содержание всех информационных каналов. Значимость медиа возросла в разы. Ведь людям, сидя дома, как никогда раньше, было необходимо восполнять потребность в информации, развлечении, самоидентификации и самореализации, обучении и просвещении. Кто-то выбирал главным источником реализации потребностей подобного рода телевидение, кто-то социальные сети. Наиболее популярным среди потребителей веб-контента в период самоизоляции стали видеохостинги. Стремительное развитие получило такое явление, как видеоблогинг, включающее в себя создание и выкладывание в Сеть видеоматериалов на какую-то выбранную автором тему в соответствующем жанре с использованием для этого платформы (видеохостинга) YouTube
Контент (англ. content - содержимое) -смысловое наполнение инфраструктурных элементов медиакоммуникационной
системы, обладает ключевой ценностью для всех участников данной системы, поскольку формирует искомые знания и эмоции у потребителей и выступает в качестве главного товара - услуги у поставщиков (Вартанова (ред.), 2020: 89). В своей книге «Информационная архитектура в Интернете» Луис Розенфельд и Питер Морвилл (2005) определяют «контент как "содержимое вашего веб-сайта". Сюда могут входить документы, данные, приложения, электронные услуги, изображения, аудио- и видеофайлы, личные веб-страницы, архивные сообщения электронной почты и многое другое. И мы включаем как будущие, так и существующие материалы». Именно такой веб-контент будет рассмотрен в данной статье на примере российского сегмента УоиТиЬв.
Приоритетной задачей исследования было изучить закономерности трансформации содержания и жанровой структуры журналистских сообщений, предложить на этой основе классификацию каналов УоиТиЬе, показать, как блогеры использовали темы карантина и вируса COVID-19 для привлечения аудитории и создания нового актуального контента. Кроме того, были изучены проблемы, связанные с работой журналистов в период пандемии в аспекте трансформации содержания материалов и форм подачи.
На основании качественного анализа содержания (и трансформации) блогов были определены блогеры (каналы), отражающие тему пандемии и саму актуальность проблемы. По функциональным признакам блоги была разделены на новостные, аналитические, научно-популярные; по тематическим - на блоги, отражающие общественные и глобальные проблемы (медицина, вирусы, статистика заболеваемости и советы блогеров); по жанровым признакам были отобраны авторские блоги, в которых давалась персонифицированная информация. Согласно приведенным критериям, за период с января по июнь 2020 г. было
отобрано 20 блогеров с каналами выпусков более 50 сюжетов.
Трансформация содержания и жанровой структуры
YouTube - это крупнейший видеохостинг, сервис которого был запущен в 2005 г. Поль -зователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное те или иные видеозаписи и делиться ими. На сайте представлены фильмы, музыкальные клипы, трейлеры, новости, образовательные передачи, а также любительские видеозаписи, включая видеоблоги, слайд-шоу, юмористические видеоролики и прочее. В России видеохостинг занимает третье место в списке интернет-ресурсов - после Google и «Яндекса». Ежемесячный охват аудитории составляет 82,8 млн пользователей. Ежедневно YouTube посещают 35,6 млн пользователей2. Интерфейс и функционал YouTube постоянно расширяется, и теперь блогерам не нужно использовать сторонние программы для создания интересных видео, им в помощь была разработана уникальная творческая студия с широким инструментарием по монтажу и редактированию роликов. Данный ресурс используется для распространения видео различной направленности, поэтому любой пользователь найдет для себя что-то подходящее.
Как таковой официальной классификации видеоблогов не существует. Причиной этому послужила многочисленность жанров интернет-видео, а также их подвижность. Происходит естественная контаминация жанров: они перемешиваются между собой, видеоизменяются, а некоторые просто исчезают. Возможно, в этом и есть причина того, что за более чем 10 лет существования видеоблогинга в России не создано его развернутой классификации. Исследователи выделяют типы и виды видеоблогов, но сгруппировать их в единую систему, включающую все многообразие, пока не удалось. Хотя попытки
классифицировать данный контент были. аудитории информационный продукт <...>. Например, В.А. Ипатьева (2018) разделяет Можно сказать, таким образом, что фор-блоги по функциональной направленно- мат есть понятие коммуникативистики, сти: информационное видео, обучающее и характеризующее место предмета ком-развлекательное. Наиболее полную жанро- муникации в информационных потоках, во-тематическую классификацию, на наш адресуемых обществу» (Лазутина, 2010: взгляд, предлагает И.А. Текутьева (2016). 16-17).
Она выделяет обзор, летсплей, пранк, об- Если у молодежи весьма популярны те-учающее видео (лайф-хак, бьюти-видео), матические блоги и обзоры, то для старшего влог, шоу, диалог, гайд, челлендж, скетч, поколения на YouTube есть масса обучаю-троллинг-интервью. щих видео, в которых наглядно демонстри-
Во время всемирной пандемии и само- руются приготовление блюд, изготовле-изоляции в России в качестве наиболее ние полезных приспособлений, посадка востребованных могут быть названы сле- и уход за садовыми растениями, строи-дующие жанры (хотя по критериям, разра- тельные и ремонтные работы. Кроме того, ботанным в сфере теории журналистики одним из направлений видеоконтента яви медиа, перечисленные ниже разновид- ляется психологическая поддержка людей, ности визуального веб-контента следова- вынужденных оставаться на самоизоляции ло бы назвать форматами обзора товаров, и испытывающих определенную эмоцио-игр и программ, которые помогают другим нальную депривацию. Это способствует пользователям определиться с покупкой): выработке психологической устойчивос-
• мастер-классы, ти, помогает с минимальными потерями
• летсплеи пережить трудную жизненную ситуацию.
• лайфхаки, В силу такой позитивной направленности
• блоги хостинг интересен и полезен своей ауди-
• эксперименты, тории, что подтверждают многочислен-
• критические видео, ные отзывы пользователей и результаты
• видеоподборки. ' социологических опросов.
На основании анализа современного
Г.В. Лазутина в своей статье «Жанр и фор- веб-контента с января по июнь 2020 г. нами мат в терминологии современной журна- была разработана классификация каналов листики» (2010) пишет о том, что термин российского сегмента YouTube,основанная «жанр» вошел в профессиональную лексику на изучении трансформации содержания журналистов давно, позже появился термин и жанровой структуры. «формат», что привело к проблемной ситуации: понятия стали как конкурирующие. По Классификация каналов ее мнению, «.жанр есть понятие теории Научно-популярные каналы. В период творчества, передающее специфику опре- пандемии они сыграли роль просветите-деленного вида творчества. Поэтому оно лей, рассматривая варианты создания вак-всегда конкретизируется в своем имени цины против коронавируса, рассказывали указанием на этот вид творчества или его про способы борьбы с ним. Единственным продукт. <...>. Понятие же "формат" - так, блогером-миллиоником этого направления как оно складывается в настоящий период, - YouTube, который пока не коснулся вирус-в большинстве случаев используется для ной тематики, является Евгений Попадимец того, чтобы обозначить совокупность при- с канала Utopia Show. Остальные блогеры знаков какого-либо предмета коммуникации, посчитали своим долгом записать видео если понимать таковой как направляемый на нашумевшую тему.
Незаурядную работу представил Ян Топ-лес со своей командой. В новом ролике «Антитела - ваша последняя надежда. Иммунитет» блогер рассказал в своеобразной манере о такой «странной штуке», как наш иммунитет. Он описал бойцов, которые борются с инородными телами и рассказал о правилах, по которым это борьба происходит. Своеобразная манера Топлеса - это такая форма повествования, доступная и легкая для восприятия, которая не прячется под зашифрованными терминами. Топ-лес говорит открыто и прямолинейно, абстрагируясь от моральных норм, но делая это не в ущерб развитию. Вся информация подается в синтезе с мемами, рисунками и ЗЮ-анимацией, что помогает лучше усвоить материал. Топлес - мечта для школьников, желающих учиться не скучно. «Уверен, это видео будет вам интересно», но перед его просмотром,как предупреждает Ян, «приготовьтесь к биомолекулярному порно»3.
В качестве еще одного примера научно-популярной направленности можно назвать канал «Советы от научпока». Даже самая знаменитая рука русского УouTuЬe претерпела изменения. Теперь она выступает перед нами в резиновой перчатке. Канал «Научпок» во время изоляции записал целый ряд двухминутных роликов, посвященных теме эпидемии4:
• Как не заразиться коронавирусом в общественных местах?
• Что, если я принесу вирус домой?
• Спорим, ты всю жизнь мыл руки неправильно?
• Пять стадий самоизоляции.
• Как не одичать на самоизоляции?
• Как стать героем в самоизоляции?
• Мифы о ЮЮ-19.
• Правда и мифы о коронавирусе.
Интересный подход, запоминающаяся
информация, нестандартная форма подачи - все это могло бы послужить материалом и для телеканалов, чтобы зрители могли в доступной форме обучиться защите
и правильному поведению во время карантина и самоизоляции.
Важно отметить присутствие серьезных аналитических материалов - таких как, например, аналитика от Артура Ша-рифова в ролике «Мир никогда не будет прежним»5. В 20-минутном разговорном видео автор обсуждает актуальные проблемы современного мира. Свой блог Артур начал стакихтем,как глобальное развитие технологий и искусственного интеллекта, а закончил разговорами о нашумевшей пандемии. Блогер сделал акцент на неуверенности в принятии решений политиками, на несерьезном отношении людей к заболеваниям подобного рода, а также рассмотрел проблемы, связанные с карантином, - кризис и рост насилия в семьях.
Можно назвать еще ряд выпусков: это и «О "Короныче"» и не только» - специальный выпуск на канале БсЮпе, «Актуальные эксперименты» канала SlivkiShow и многие другие.
Новостные и политические каналы. Таких каналов на УоиТиЬе наибольшее количество, и каждый из них выпускает информационные ролики на тему пандемии. Остановимся лишь на контенте двух наиболее показательных в этом отношении.
Николай Соболев освещает проблему развития угрозы мирового заражения (видео от 30 января 2020 г.6) - «Давидыч напал на людей: эксклюзив/коронавирус напал на мир». Блогер помимо выживания Да-видыча на острове рассказывает про новый вирус из Китая, про источник заражения. Он показывает кадры из жизни людей в Китае, рассуждает, из-за чего могла появиться болезнь, а также сравнивает нынешнюю мировую обстановку с ситуацией сериала «Эпидемия». Вывод его фильма -картина сегодняшнего мира весьма схожа с картиной сериального апокалипсиса. Но тогда, в январе 2020 г., аудитория еще и не могла предположить, что это коснется и нас, и слова блогера не воспринимались серьезно. Прошло три месяца, и наша
57
страна также узнала об эпидемии. Теперь, застряли в своей московской квартире во наоборот, люди стали более боязливыми. время пандемии. Людям, столкнувшимся с 22 марта 2020 г. Соболев выпускает еще аналогичной ситуацией, интересно узнать, одно видео «Мифы про коронавирус/что как поведут себя герои, абсолютно разные, будет дальше и последние новости»7, где вынужденные проживать вместе в одном просит людей быть поспокойнее, указы- небольшом пространстве. вает на мошенников, которые специально Андрей Немодрук на канале ND Production опустошали прилавки и наводили панику сделал ролики-пародии на шедевры миро-и страх у населения; разоблачает популяр- вого искусства10. Канал «КликКлак» с при-ные мифы, такие как лечение алкоголем, ходом пандемии выпустил новое шоу под чесноком и горячей водой. Еще через не- названием «#Карантиновидение»п, кото-сколько недель появится видео «Как вы- рое набирает миллионы просмотров. Кон-жить в России: коронавирус наступает/Гуф цепция шоу в формате song-contest, в уча-и Джиган сошли с ума». стии которого может принять участие аб-
Еще одним блогером, критикующим солютно каждый. На сегодня вышло уже действия властей в период пандемии, стал два выпуска шоу, судьями которых были Камикадзе. Он рассказывает об аппаратах Лолита, Полина Гагарина, Харламов, Са-ИВЛ, рассуждает о вероятности заражения ша Гудков и другие. Д.С. Пескова и странных обстоятельствах Каналы летсплей. В этом направлении взрыва газовых баллонов в палатах с зара- YouTube изменений практически нет. Напом-женными COVID-19, делает обзор лечения ним, что летсплей (анг. let's play - давайте больных в российских больницах, говорит играть) - жанр, в котором автор снимает о заработках на продаже защитных масок свой игровой процесс на видео и коммен-и о многих других проблемах, сопутству- тирует происходящее по ходу прохождения ющих жизни на самоизоляции. На своем игры. Очевидно, что никаких изменений канале kamikadzedead блогер разместил не произошло с образом жизни людей, коза два месяца более 100 видео8. торые все время, вне зависимости от вве-Юмористические каналы. Наиболее по- дения карантина, сидят дома за своими пулярными на площадке YouTube являются компьютерами. Даже у самых популярных ролики комической направленности. Если «летсплейщиков» отечественного YouTube верить статистике, то 60% внимания зри- (Куплинова, Брэйна, Блэка, Айтипедии) нет телей отдается именно юмористическо- ни одного тематического видео в период му контенту. Людям в большинстве сво- пандемии. Такое чувство, что их ничего не ем вообще нравится смеяться и смотреть волнует, кроме игр и погружения в вирту-смешные ролики, а во время пандемии альный мир. Единственным изменением такая потребность значительно возросла. можно назвать возрастание популярности Юмористические материалы помогают лег- игры Plague Inc., в которой игроку предсто-че переносить состояние одиночества и де- ит играть роль вируса, всячески меняться и прессии. Именно поэтому каналы-милли- мутировать. Конечная цель игры - истре-онники юмористической направленности бить все человечество. Что интересно, иг-в это время старались делать по-настояще- роки называют свой вирус COVID-19. му интересный и смешной контент. Обучающее видео. Жанр обучающего Канал Satyr9запустил новый сериал «Ког- видео весьма популярен, в нем автор деда это закончится», первая серия вышла монстрирует, как делать те или иные вещи: 18 мая 2020 г. и уже успела набрать боль- приготовить различные блюда, правильно ше миллиона просмотров. Этот сериал выполнить упражнения, научиться петь, вя-о двух друзьях: Лехе и Костике, которые зать и развивать другие способности. Этот
жанр может иметь множество видов в зависимости от темы. В период пандемии наиболее востребованными стали: лайфхаки, кулинарные, спортивные и бьюти-каналы.
Кулинарные каналы. Кулинарные блогеры разошлись в своих взглядах по тематике, связанной с вирусом. Одни (Обломоф Дмитрий с канала «Кулинарная пропаганда», Виталий с канала «Покашеварим») решили, что тема не очень «аппетитная» и обошлись без нее на своих каналах. Другие же (Грильков, Борщ, Илья Лазересон), наоборот, посчитали тему актуальной [как говорит нынешнее поколение, хайповой. - Е.Л.] и стали выкладывать рецепты, в частности для дачи, из простых продуктов.
Бьюти-каналы. Коронавирус коснулся и бьюти-блогеров. Виктория Моисеева, автор канала Koffkathecat, сняла видео о том, как она проводит время во время карантина и справляется с одиночеством, как мотивирует себя в сложившейся ситуации. Еще один блогер, Александра Поснова, рассказала зрителям, как провести карантин с пользой. В своем видео Саша рекомендует наладить свой режим, обратить внимание на питание и самообразование, стать бьюти-мастером для самой себя, заняться уборкой своего пространства и, главное, -наслаждаться временем, которого обычно нам так не хватает.
Спортивные каналы. На этих каналах блогеры решили заняться дисциплиной и физическим состоянием аудитории. Основной задачей стало отвлечь всех от экранов компьютеров, телефонов, телевизоров и приступить к практическим занятиям по улучшению своего здоровья. Блогеры рассказывают о правильном питании, показывают видеоуроки, дают советы и рекомендации. Полезность подобных каналов очевидна, однако остается вопрос о компетентности блогеров, что составляет одну из серьезных проблем блогосферы в целом.
Детские каналы. На этих каналах блогеры рассказывают детям о правилах гигиены и чистоты, а также чем заняться
дома в период карантина. Поскольку данная аудитория наиболее доверчива и некритична, следует помнить об этических и воспитательных аспектах содержания блогов.
Данная классификация позволяет отметить, что жанры видеоблогинга заимствуются не только из журналистики, но и из киноиндустрии и других сфер культурной жизни. В видеоблогинге в отличие от журналистики нет устоявшихся жанровых канонов. Как отмечает В.А. Ипатьева (2018), «новые жанры и форматы видеороликов появляются чуть ли не ежедневно. Поэтому даже самые актуальные на сегодня исследования жанров видеоблогов за один год могут потерять свою ценность. Кроме того, представители определенных жанров видеоблогов нередко перестают в них работать, а их материалы остаются на УоиТиЬе в качестве примеров для начинающих блогеров». Автор может опубликовать видео, отличающееся от привычного формата. Главное, что он должен быть успешным среди подписчиков. Видеоблогеры заимствуют этот новый формат, немного изменяя его и персонализируя на своих каналах. Все это приводит ктрансформации контента, и в итоге к жанровой интеграции (см. табл.).
УоиТиЬе - огромный и интересный видеохостинг, без которого сложно представить современный медиамир. Отметим, что блогеры в новых условиях использовали данную площадку и для бизнеса, выбирая альтернативные источники дохода, такие как консалтинг, обучение и коучинг. Вот что писал Роберто Блейк, создатель канала на УоиТиЬе, посвященного технологиям и бизнесу (444 тыс. подписчиков): «С начала эпидемии коронавируса все мои публичные выступления с марта по апрель были отменены или перенесены в онлайн»12. Блогер признался, что коронавирус вынудил умерить рост расходов на рекламу коучингового бизнеса, а вместо этого сосредоточиться на удержании клиентов.
59
Таблица. Жанры видеоблогов по функциональной направленности
Жанр Особенности Представители
Информационный - Научно-популярные - Рассмотрение проблемы с просветительской точки зрения - Евгений Попадимец - Utopia Show - Ян Топлес - Канал «Советы от научпока» - Артур Шарифов
- Новостные и политические - Рассмотрение с элементами анализа какого-то события (пандемия); политические обсуждения, расследования и обзоры - Николай Соболев - Камикадзе
Развлекательный - Юмористические - Рассмотрение проблемы с комической точки зрения - Канал Satyr - Андрей Немодрук (канал ND Production) - Канал «КликКлак»
- Летсплей - Рассмотрение проблемы в игровой форме - Игры, связанные с вирусами
Обучающий - Кулинарные каналы - Бьюти-каналы - Спорт-каналы - Детские каналы Образовательные видеоролики, направленные на изучение нового в определенных условиях; задача - отвлечь подписчиков от тяжелой ситуации и нахождения дома и мотивировать их заняться интересными и полезными делами - Канал JESUSA - Грильков, Борщ, Илья Лазересоон - канал «Спасибо, Шеф» - Виктория Моисеева, Александра Поснова - Игорь Войтенко, канал Верьёмина - Канал MissKaty
Заключение приготовить вкусную еду, заряжает мо-
Популярность просмотров на YouTube, тивацией и помогает занять детей. Бло-согласно социологическим данным, растет геры это быстро осознали и постарались с каждым годом. Современное общест- создать качественный контент, актуаль-во ориентировано преимущественно на ный в специфических условиях пандемии потребление визуальной информации. и самоизоляции.
Наиболее привлекательным и востребо- Следует подчеркнуть, что СМИ и блого-ванным средством коммуникации ока- сфера в период пандемии целенаправлен-зывается то, которое содержит визуаль- но осуществляли воздействие на массовое ный компонент. Вероятнее всего, именно сознание, формируя такое важное качество, с этим связан постоянно возрастающий как жизнестойкость. Результаты исследо-интерес к относительно новому каналу вания «Жизнестойкость как адаптацион-коммуникации - видеоблогингу13. Во вре- ный ресурс личности в период пандемии мя пандемии канал стал, как никогда, по- COVID-19», посвященного феноменологии пулярен и востребован: он информиру- жизнестойкости и способам ее стимуляции, ет, развлекает, образовывает, рассказы- было представлено на пресс-конференции вает о последних событиях без цензуры, в МИА «Россия сегодня» (29.06.2020). Исследо-становится личным тренером, помогает вание подтвердило, что жизнестойкость - не
врожденное свойство личности, его можно сформировать у людей.
Изучив контент российского сегмента каналов УоиТиЬе с января по июнь 2020 г. мы пришли к следующим выводам:
• изменились потребности аудитории, находящейся на самоизоляции (в своей позитивной части они нацелены на формирование жизнестойкости как способности преодоления медицинских, экономических, психологических и социальных проблем, возникших в период пандемии);
• произошла трансформация контента блогеров, связанная с актуальностью темы;
• увеличилось количество самих видеоблогов и их просмотров;
• произошли жанровые изменения бло-гов, появилось больше персонифицированной информации.
Данное направление изучения сетевого журналистского контента является перспективным и может быть продолжено на новом эмпирическом материале с целью теоретического обоснования изменений, происходящих на информационном поле.
Примечания
1 Михед А. Важные термины ютуба, которые обязан знать каждый автор канала. 2015. Янв., 6. Режим доступа: https://life-crazy.ru/vazhnye-terminy-yutub-kotorye-obyazan-znat-kazhdyj-avtor-kanala.html
2 PPC.World. Россия. Санкт-Петербург. Режим доступа: https://ppc.world/articles/ auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/
3 Канал «Топлес »/YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/toplesofficial
4 Канал «Научпок» / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/nowchpok
5 Канал Artur Sharifov/ YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/ UCxtTXA5DU1bZHLLomu83zVw
6 Sobolev / YouTube. Режим доступа: https://www Канал.youtube.com/channel/ UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ
7 Мифы про коронавирус / Sobolev. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=mNSNRfkDZaY&t=536s
8 Канал kamikadzedead / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/ kamikadzedead
9 Канал Satyr / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LgrgZ0Q0NY4
i° ND Production/ YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/NDproduct
11 Канал «КликКлак» / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/ PrototypesLive
12 Как блогеры из YouTube и Instagram зарабатывают в условиях пандемии коро-навируса.
13 ООО Агентство «Полилог». Российский видеоблогинг 2015. Роль и значение в коммуникациях в цифровой среде. 2015. Режим доступа: https://www.polylog. ru/a/pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf
Библиография
Ипатьева В.А. Форматы и жанры видеоблогов // Молодой ученый. 2018. № 25 (211).
Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51788/ (дата обращения: 04.09.2020).
Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 14-21.
61
Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. Режим доступа: https://www.joum. msu.ru/science/books/35016
Розенфельд Л., Морвиль П. Информационная архитектура в Интернете. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2005. Режим доступа: https://freetime.su/Library/%D0%98%D0%A2%20 (%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20ebuki.net)/68911_rozenfeLd_L_morvil_p_ informacionnaya_arhitektura_v_internete.pdf
Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасре-да. 2016. № 11. С. 107-113. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (дата обращения: 04.04.2018).
Дата поступления в редакцию: 26.10.2020 Дата публикации: 17.02.2021