Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ TRAVEL-БЛОГИНГА К УСЛОВИЯМ ПАНДЕМИИ'

АДАПТАЦИЯ TRAVEL-БЛОГИНГА К УСЛОВИЯМ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
487
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / TRAVEL-БЛОГ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ТУРИЗМ / ТУР / ВИДЕОБЛОГИНГ / БЛОГИНГ / БЛОГОСФЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головина Ольга Григорьевна, Васькина Юлия Владимировна

В статье рассматриваются тенденции, сложившиеся в travel-блогинге под влиянием пандемии Covid-19. Проведен контент-анализ блогов, а также выявлены количественные отличия показателей активности аудитории и самих travel-блогеров в период до и после начала пандемии. Анализируется изменения содержания контента, а также приводятся фрагменты интервью с travel-блогерами о том, как коронавирус повлиял на их профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF TRAVEL-BLOGGING TO THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The article examines the trends in travel blogging under the influence of the Covid-19 pandemic. A content analysis of blogs was carried out, and quantitative differences were revealed in the indicators of audience activity and the travel bloggers themselves in the period before and after the start of the pandemic. Changes in the content of the content are analyzed, as well as excerpts from interviews with travel bloggers on how the coronavirus has affected their professional activities.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ TRAVEL-БЛОГИНГА К УСЛОВИЯМ ПАНДЕМИИ»

Адаптация travel-блогинга к условиям пандемии Adaptation of travel-blogging to the conditions of the pandemic

Головина Ольга Григорьевна

магистрант

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

Россия, Самара oligrigorevna@mail. ru

Васькина Юлия Владимировна

к. с. н., доцент

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

Россия, Самара vaskina18.05@gmail. com

Аннотация.

В статье рассматриваются тенденции, сложившиеся в travel-блогинге под влиянием пандемии Covid-19. Проведен контент-анализ блогов, а также выявлены количественные отличия показателей активности аудитории и самих travel-блогеров в период до и после начала пандемии. Анализируется изменения содержания контента, а также приводятся фрагменты интервью с travel-блогерами о том, как коронавирус повлиял на их профессиональную деятельность.

Annotation.

The article examines the trends in travel blogging under the influence of the Covid-19 pandemic. A content analysis of blogs was carried out, and quantitative differences were revealed in the indicators of audience activity and the travel bloggers themselves in the period before and after the start of the pandemic. Changes in the content of the content are analyzed, as well as excerpts from interviews with travel bloggers on how the coronavirus has affected their professional activities.

Ключевые слова: блог, travel-блог, путешествие, туризм, тур, видеоблогинг, блогинг, блогосфера.

Key words: blog, travel blog, travel, tourism, tour, video blogging, blogging, blogosphere.

Туризм и путешествия - одна из наиболее интересных для зрителей или читателей тем: подписчики наблюдают за авторами, не имея возможности путешествовать, но с помощью контента блогеров все равно попадают, хоть и виртуально, в те страны, где им не удалось побывать. По мнению Побудей С.В., путешественники обращаются к travel-блогам с целью ознакомиться со страной перед ее посещением, узнать нюансы, познакомиться с достопримечательностями локации заранее [1].

Travel-блог представляет собой пространство, в рамках которого пользователи обмениваются отзывами, мнениями, комментариями, и интерес к travel-блогам обуславливается также более искренними эмоциями, а сами блогеры в представлении зрителя считаются более надежными и достоверными источниками информации в отличие от поставщиков туристских услуг, целью которых является, в первую очередь, продажа, а уже потом результат и эффект [3].

Чтение travel-блогеров вызывает у публики интерес из-за постоянной трансляции историй о поездках, желание виртуально посетить страну, познакомиться с ее культурой, прочитать заметки о занимательных и вдохновляющих путешествиях. Рост интереса к теме путешествий способствует и развитию «путешественческой» блогосферы. Согласно информационно-аналитическому агентству INTERFAX.Tourismи UNWTO, число совершенных во всем мире в 2019г. международных туристских поездок составило 1,5 млрд, прирост по сравнению с 2018г. составил 4% [4].

Covid-19 оказал воздействие на функционирование многих отраслей экономики, но наиболее пострадавшими, в соответствии со списком, утвержденным 3 апреля Правительством России, стали отрасли: транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, деятельность туристских агентств и

прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма [8]. В travel-блогинге также произошли некоторые изменения: актуальным стало изменение контента travel-блогов в период распространения новой коронавирусной инфекции, в результате которой границы между странами были закрыты, а многие блогеры либо вовсе ушли из сферы блогинга, либо кардинально изменили контент страниц [5]. Мир блогинга как будто разделился надвое за время вынужденной самоизоляции: одни почувствовали прирост аудитории — люди стали чаще сидеть в интернете и интересовались контентом о кулинарии, фитнесе, домашних занятиях, другие, преимущественно й^е1-блогеры, — оказались в стагнации, поскольку выходить из дома было нежелательно, не говоря уже о путешествиях. Тем, кто до пандемии писал о путешествиях, неизбежно пришлось как-то выкручиваться: выехать никуда нельзя, а контент производить надо. В связи с актуальностью темы, было проведено авторское исследование, направленное на изучение изменения контента в travel-блогах на платформе YouTube в результате пандемии Covid-19 посредством контент-анализа и изучение фрагментов интервью с travel-блогерами на предмет того, как изменилась их профессиональная деятельность из-за коронавируса.

Выборка для исследования основана на двух критериях: наличие у блогера канала на YouTube и наличие интервью с блогером об изменениях в его деятельности из-за Covid-19. Предъявленные критерии позволили отобрать пять travel-блогов следующих авторов: Антон Пушкин, Эльнар Мансуров («Мishka.Тravel»), Богдан Булычев («PRO.Путешествия»), Виталик и Лиза («Своим ходом»), Михаил Кирсанов («KungFuTrip»). Для анализа динамики показателей, был произведен расчет средних показателей по всем блогерам по некоторым критериям (представлены в таблице 1) до и после пандемии, а затем было подсчитано отношение показателей до пандемии к показателям во время нее. Анализ динамики показателей позволит сделать вывод об изменениях интереса и активности аудитории и блогеров в условиях пандемии Covid-19. В таблице 1 представим изменение показателей до и после пандемии.

Таблица 1. Изменение показателей до и после пандемии

Блогер / период Кол-во читат. чел. Число роликов Средняя прод. ролика, мин. Среднее число просмотров, тыс. шт. Число лайков, тыс. шт. Число дизлайков, тыс. шт. Кол-во комм.

До пандемии

Антон Пушкин 4320 1,5 55,06 15159,9 462,12 8,46 27127

Эльнар Мансуров 3290 2 38,4 13361,4 227,3 4,1 10904

Богдан Булычев 388 3 29,99 681,9 10,8 307,3 1375,7

Лиза и Виталик 367,7 2 35,7 525,3 14,7 1,01 2838

Михаил Кирсанов 219,55 1 27,19 86,65 6,5 0,363 193

Среднее по всем блогерам 1717,05 1,9 37,26 5963,03 144,2 64,2 8487,5

После пандемии

Антон Пушкин 4360 1 49,64 17917,2 413,5 8,1 23644

Эльнар Мансуров 3600 1 36,2 9411,3 202,5 3,7 10128

Продолжение таблицы 1

Блогер / период Кол-во читат. чел. Число роликов Средняя прод. Среднее число просмотров, тыс. шт. Число лайков, тыс. шт. Число дизлайков, тыс. шт. Кол-во комм.

ролика, мин.

Богдан Булычев 439,5 2 30,03 2130,1 33,75 2018,5 3707,7

Лиза и Виталик 397,0 2 38,5 571,1 14,1 1,05 1875,5

Михаил Кирсанов 248,1 1 51,81 91,3 9,15 0,355 234

Среднее по всем блогерам 1808,92 1,4 41,23 6024,2 134,6 40,6 7917,8

Изм., % 5 -26 11 1 -7 -37 -7

Произведённые подсчеты позволяют сделать вывод о следующих изменениях активности аудитории и самих travel-блогеров в период распространения Covid-19:

- число аудитории, интересующейся блогами по travel-тематике, увеличилось на 5% в период пандемии;

- travel-блогеры стали реже выкладывать видеоролики: среднее число видеороликов в месяц снизилось с 1,9 до 1,4 видео в месяц (снижение частоты выкладывания на 26%);

- продолжительность видеороликов увеличилась на 11% и составила порядка 41,23 мин. вместо 37,26 мин. до начала пандемии;

- среднее число просмотров роликов выросло на 1%;

- количество лайков сократилось на 7%, количество дизлайков - на 37%;

- пользователи стали реже комментировать публикации: число комментариев в среднем под одним роликом сократилось с 8484,5 до 7917,8 комментариев (-7%).

Несмотря на то, что границы были закрыты и travel-блогеры не могли путешествовать, чтобы снимать новые видеоролики о своих поездках, плейлисты каналов YouTube не перестали пополняться. Это связано с тем, что многие travel-блогеры снимают сюжеты на несколько выпусков вперед, что давало им возможность делиться фильмами о поездках, которые произошли до начала пандемии, другие блогеры переключили свое внимание на путешествия по России. Представим в таблице 2 сравнительную характеристику контента исследуемых travel-блогеров до и после пандемии.

Таблица 2. Сравнительная характеристика контента travel-блогов до и после пандемии

Travel-блогер Контент до пандемии Контент после пандемии

Антон Птушкин Выездной туризм (за рубеж). Видеоролики о путешествиях в такие места как Швейцария, Саудовская Аравия, Австралия, Япония, Дубай, Пуэрто-Рико и другие туристские направления. Блогер делился своими впечатлениями о посещении локаций, подбирал для туристов локации для размещения, составлял рейтинг и список мест, обязательных к посещению в определенной стране или городе, а также рассказывал читателям интересные факты и местах своего пребывания После того, как в России была объявлена пандемия, вызванная распространением Covid-19. некоторое время travel-блогер продолжал делиться накопленным за время съемок материалами: он выкладывал полнообзорные ролики с путешествиями в страны, которые не успел опубликовать до пандемии, затем блогер начал делиться секретами путешествий с закрытыми границами: блогер путешествовал по России на автомобиле и доказал зрителям, что внутренний туризм тоже заслуживает внимания.

Продолжение таблицы 2

Travel-блогер

Контент до пандемии

Контент после пандемии

в

е еч

ыл

у

Б

гд

о Б

Основной материал - видеофильмы об экспедициях, в которые й^еЬблогер отправлялся в одиночку (со съёмочной командой) или со зрителями, которые желали участвовать в путешествиях. Контент Богдана очень разносторонний и интересный: он описывает в роликах людей и их быт, изучает и делится со зрителями особенностями национальных кухонь народов, чьи территории ему удалось посетить.

Материал блогера был отснят на множество выпусков вперед, поэтому контент блогера, на YouTube-канале остался прежним. Контент по-прежнему имеет ту же тематику: путешествия, видеофильмы о которых были отсняты еще до пандемии. Из-за Covid-19 текущие путешествия совершаются в пределах России (хотя ранее были и зарубежные экспедиции). Также блогер начал строить том и делиться с подписчиками своими советами и опытом в плейлисте «Дом путешественника»._

в

о р

у с

ар

н ь

л Э

До пандемии Covid-19 на канале преобладали видеоролики из плейлиста «Экспедиция», но после закрытия границ, контент несколько изменился, и на канале стало больше роликов о традиционных поездках - плейлист «Путешествия». До пандемии блогер путешествовал в основном заграницей -Исландия, Швейцария, Карибы и др._

С приходом пандемии Covid-19 блогер трансформировал свои путешествия и сменил зарубежные поездки на путешествия внутри страны. Во время пандемии блогер посетил такие места как Камчатка, Кавказ, горы Киргизии, туры в Крым, Сочи, Калининградскую область, Пермский край и др. Видео мотивируют путешествовать внутри страны._

к и

ти В и

а з и Л

В основном контент й^е1-пары - это ролики о путешествиях и пляжном, а также культурно -познавательном туризме: супруги посещают страны за смешные суммы и делятся с подписчиками лайфхаками по тому, как слетать в Египет за 700$ на двоих, как отдохнуть в ОАЭ за 25 тыс. руб., Помимо пляжей, в блоге присутствует и контент путешествий по России: к примеру, ролик «Якутск в минус 50. Суровая Якутия»._

Из-за пандемии контент блогеров не претерпел изменений: некоторые материалы, выкладываемые в период распространения Covid-19 были отсняты супружеской парой еще до начала пандемии, но блогеры успели и во время карантина попутешествовать по различным местам: Египет, Дубай, Бали. Во время пандемии на канал был добавлен новый плейлист «Карантин», в котором блогеры делятся опытом путешествий во времяCovid-19._

в

вон

а с

К

л

х и

До пандемии 1!^е1-блогер путешествовал заграницу и активно рассказывал свои истории о том, как и на чем ему удалось сэкономить, а на чем лучше не пытаться прикроить денег. Блогер путешествовал действительно за копейки: долететь за 12 евро в Европу, взять бесплатно в аренду самокат, найти бесплатное жилье - сэкономить на всем, чем можно, а средства тратить за экскурсии, знакомство с традиционной кухней, сувениры и прочие атрибуты поездки, за счет которых и формируется главное впечатление о ней. До пандемии блогер вел три крупных плейлиста: «лайфхаки и полезняк», «видео из путешествий» и «еда без границ»._

Во время пандемии Михаил Кирсанов находился в одном из путешествий, и тогда он буквально бежал от коронавируса: на его глазах закрывалась одна страна за другой. Из Европы и принял решению лететь через Амстердам в Москву. Блогер вернулся в Россию до полного закрытия границ, но контент продолжил генерировать по России: путешествий заграницу после начала пандемии у блогера не было, он активно начал развивать идею внутреннего туризма и показывать аудитории, что в России можно отдохнуть не хуже, чем заграницей, а главное -еще дешевле и без посторонних рисков. Контент после пандемии: ранее отснятый материал, юмористические ролики, новостные сводки._

Из таблицы 2 видно, что й^е1-блогеры либо делились видеороликами, отснятыми еще до начала пандемии, либо перебросили свое внимание на путешествия по России. В целом активность travel-блогеров не снизилась, лишь несколько изменился контент. А супружеской паре й^е1-блогеров, Лизе и Виталику даже удавалось путешествовать, несмотря на распространение коронавируса.

На портале Рамблер.Путешествия была опубликована статья, в которой travel-блогеры честно ответили на вопросы журналистов: как изменилась их жизнь после начала самоизоляции и карантина, как блогеры выходили из положения, чтобы продолжать вести блог, изменился ли контент, транслируемый блогером для своей аудитории и как в целом отразился Covid-19 на профессиональной деятельности travel-блогеров [6].

Антон Птушкин комментирует изменения своей деятельности следующим образом: «Пандемия застала меня во Вьетнаме уже в конце путешествия. Поэтому вернулся в Россию чуть раньше планируемого. Планы,

которые были на лето, пришлось вынужденно отложить, но я надеюсь на скорое возобновление путешествий» [6]. Свободное время Ц^е1-блогер посвятил разбору своих путешествий и развитию социальной сети в которой, кстати, у блогера тоже собралось внушительное число подписчиков - более 1,8 млн.: «В образовавшееся свободное время разбираю фотографии из путешествий, вспоминаю и рассказываю подписчикам истории и полезную информацию из прошлых поездок и немного путешествую по просторам России. Я путешествую с перерывами, поэтому этот отрезок времени рассматриваю просто как перерыв. Жду и надеюсь, что путешествия продолжатся в скором времени и мне не придется придумывать что-то новое», [6] - рассказывает известный телеведущий и Ц^е1-блогер.

Единственное изменение, которое Ц^е1-блогер заметил, это то, что он и его коллеги стали больше уделять внимания внутреннему туризму. Корреспонденту с портала Рамблер.Путешествия Антон Птушкин рассказал, что описал бы ситуацию следующими словами: «Займемся путешествиями по России» [6], - что свидетельствует о том, что и сами блогеры заметили тенденцию у своих коллег и обычных туристов искать возможности и путешествовать внутри страны, чтобы полностью не лишать себя возможности путешествовать.

Эльнар Мансуров («Путешествуй с головой») во время пандемии тоже не отчаивался: придумал новый формат: «Я планировал отправиться автостопом в Грецию через несколько стран, но планы сорвались. Я решил, что буду путешествовать настолько, насколько это возможно в новых условиях, и заметно расширил географию путешествий по России. К примеру, я побывал в Пермском крае, Подмосковье, осваивал сельский туризм и делился этим со своей аудиторией» [6]. На вопрос о том, как повлияла пандемия на деятельность блогера, Эльнар Мансуров дал следующий ответ: «Пандемия не очень сильно повлияла на мою жизнь, было время подумать, что-то написать, сделать видео о прошлогодних поездках. Я научился учитывать, что в дальнейшем вирусы могут только множиться, поэтому нужно уметь вносить коррективы в путешествия» [6].

Богдан Булычев, путешественник и журналист, автор канала на YouTube «РЯО.Путешествия» делится с корреспондентом: «У меня появилось много свободного времени, я начал строительство дома» [6]. На вопрос о том, насколько travel-блогер оценивает ущерб, нанесённый его деятельности в результате Covid-19, travel-блогер отвечает: «От пандемии я особо не пострадал, материалов много, и я их регулярно выкладываю. Когда только все началось, я точно знал, что на полгода вперед у меня контент еще есть, и причем крайне интересный» [6].

Travel-блогеров Лизу и Виталика пандемия застала в Европе, в одном из путешествий пары: «На наших глазах все стремительно менялось, а планы рушились буквально с введением новых запретов и отменой рейсов. Так как основная наша специализация - развенчивание мифов о странах, в новых реалиях мы старались противостоять огромному количеству фейков, которые потоком лились отовсюду. Например, когда мы ехали автобусом из Лиссабона в Мадрид, то кругом поступала информация, что военные не пускают в город, прилавки магазинов охраняет армия и т.п. Ничего этого мы не увидели, а как все было на самом деле, в режиме реального времени транслировали подписчикам» [6].

Были и неприятные моменты: Лиза и Виталик рассказали и о негативных моментах, с которыми столкнулись в путешествиях из-за Covid-19: «Из неприятного фиксировали панику среди местного населения и неприязнь к иностранцам, которые теоретически могут быть источником новой заразы, но была и обратная сторона - радушие и взаимопомощь. Нам удалось продемонстрировать пустые европейские столицы, рассказать о ситуации изнутри, показать, какие меры принимаются местными властями и какие настроения царят в городах» [6].

Михаил Кирсанов делится: «Когда коронавирус докатился и до России, закрылись границы и стало понятно, что пандемия - это надолго, я сначала расстроился. Мало того, что в пух и прах разлетелись мои туристические планы, под вопрос попал и мой курс, который я так тщательно и щепетильно готовил для

подписчиков о том, как путешествовать» [7], - вспоминает Михаил. Далее travel-блогер рассказывает: «Я немного погрустил, а потом подумал, почему бы не снимать свою же страну? Ведь люди так любят ездить заграницу, но совсем мало знают о своей же стране: ее традициях, культуре, кухне, укладе и обычаях разных народов. Я решил, что отправлюсь в ближайшее время в свой родной город - Самару, съезжу в Татарстан в г. Казань, сниму пару роликов о том, какового было улетать из Европы в самый разгар Covid-19» [7].

В результате эисследования было выяснено, что число подписчиков по исследованным travel-блогерам в период пандемии выросло на 5%. Увеличилось и среднее число просмотров: на один видеоролик в среднем по исследованным travel-блогам пришлось порядка 6024,2 тыс. просмотров в период пандемии вместо 5963,03 тыс. просмотров. Проведенное исследование дает право утверждать, что travel-блогеры в условиях пандемии Covid-19 не перестали путешествовать, а лишь несколько изменили свои привычные маршруты и начали продвигать идею внутреннего туризма, что в целом должно положительно сказаться в том числе и на развитии туристской отрасли России и притоке граждан на российские курорты и рекреационные локации.

По результатам анализа интервью travel-блогеров было выяснено, что у многих материалы были отсняты на много выпусков вперед, поэтому хотя число публикаций в период пандемии и сократилось с двух до одного ролика в месяц, материал у блогеров был. С целью постоянного обновления блогов была произведена корректировка частоты публикаций. Это позволило сохранить аудиторию и не снизить интерес у подписчиков к travel-блогам, т.к. контент постоянно обновлялся и появлялись новые фильмы о путешествиях.

Анализ контента и интервью блогеров показывает, что travel-блогеры видят перспективу развития travel-блогов в направлении внутреннего туризма. Это более дешевые поездки, которые интересны аудитории и наиболее реальны по возможностям россиян, и в целом, как утверждают блогеры в постах своих социальных сетей, пандемия Covid-19 хоть и нарушила привычный образ жизни travel-блогеров, именно она стала толчком для развития российского туризма. Микрюков В.О. подтверждает эту мысль следующим фактом: «Ростуризм в период пандемии стал уделять больше внимания взаимодействию с болгарским сообществом в вопросах продвижения России как туристского направления» [1].

В период пандемии Ростуризмом для поддержки travel-блогеров и развития внутреннего туризма был создан портал о путешествиях «Russia.Travel», в одном из разделов которого размещаются лучшие публикации и блоги travel-тематики. Вероятно, что яркость и богатство контента будут способствовать дальнейшему развитию и росту популярности travel-блогов, а тема внутреннего туризма прочно закрепится в плейлистах представителей путешественческой travel-блогосферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы:

1. Микрюков В.О. Современные тенденции и развитие travel-блогинга в России // Социологические науки. - 2020. - №8-1. - С. 96-99.

2. Побудей, С. В. Видеоблог как средство формирования исторических знаний / С.В. Побудей // Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 ч. Минск, 2017. - С. 294-298.

3. Антонова, Л.Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи / Л.Ю. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №6. - С. 253-257.

4. Statistics UNWTO. URL: https://www.unwto.org/statistics (дата обращения: 03.06.2021)

5. Как изменилась жизнь travel-блогеров из-за пандемии коронавируса? URL: https://travel.rambler.ru/other/44343808-kak-izmenilas-zhizn-travel-blogerov-iz-za-pandemii-koronavirusa/ (дата обращения: 03.06.2021)

6. «Займемся путешествиями по России»: как выживают трэвел-блогеры в условиях коронакризиса. URL: https://travel.rambler.ru/other/44189631-zaymemsya-puteshestviyami-po-rossii-kak-vyzhivayut-trevel-blogery-v-usloviyah-koronakrizisa/ (дата обращения: 03.06.2021)

7. Современная Одиссея. Михаил Кирсанов: умею путешествовать сам и научу других. URL: https ://lr4. lsm. lv/lv/raksts/sovremennaj a-odissej a/mihail-kirsanov-umeyu-puteshestvovat-sam-i-nauchu-drugih.a137321/ (дата обращения: 30.05.2021)

8. Перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis/mishustin-utverdil-perechen-naibolee-postradavshikh-ot-pandemii-otrasley-ekonomiki (дата обращения: 05.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.