Научная статья на тему 'Российский рынок государственных ценных бумаг: проблемы и перспективы развития'

Российский рынок государственных ценных бумаг: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невская Олеся Вячеславовна

В статье с учетом действующих программных документов выделяются приоритеты развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации. На основе анализа данных Министерства финансов Российской Федерации и нормативных правовых актов определяются основные тенденции развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации: федеральных и субфедеральных ценных бумаг. Автор указывает на две группы проблем, препятствующих развитию рынка государственных ценных бумаг в России: проблемы привлечения инвесторов и проблемы координации и методического обеспечения осуществления эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг, а также дает их общую характеристику. В результате предлагаются возможные пути решения указанных проблем, в том числе делается акцент на необходимость принятия со стороны федеральных органов государственной власти конкретных мер, в том числе внесение в законодательство изменений, направленных на защиту прав инвесторов, приобретающих государственные ценные бумаги, обеспечение возможности выпуска государственных облигаций под финансирование конкретных проектов, в том числе инфраструктурных, а также координацию и стимулирование выпуска субфедеральных ценных бумаг со стороны Министерства финансов Российской Федерации, повышение открытости информации о государственных ценных бумагах и об их эмитентах, расширение перечня финансовых инструментов, используемых на рынке государственных ценных бумаг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок государственных ценных бумаг: проблемы и перспективы развития»

Российский рынок государственных ценных бумаг: проблемы и перспективы развития

сч

1Л £

Б

а

2 ©

Невская Олеся Вячеславовна

аспирантка ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), кафедра «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг» nevskayaolesya@gmail.com

В статье с учетом действующих программных документов выделяются приоритеты развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации. На основе анализа данных Министерства финансов Российской Федерации и нормативных правовых актов определяются основные тенденции развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации: федеральных и субфедеральных ценных бумаг.

Автор указывает на две группы проблем, препятствующих развитию рынка государственных ценных бумаг в России: проблемы привлечения инвесторов и проблемы координации и методического обеспечения осуществления эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг, а также дает их общую характеристику. В результате предлагаются возможные пути решения указанных проблем, в том числе делается акцент на необходимость принятия со стороны федеральных органов государственной власти конкретных мер, в том числе внесение в законодательство изменений, направленных на защиту прав инвесторов, приобретающих государственные ценные бумаги, обеспечение возможности выпуска государственных облигаций под финансирование конкретных проектов, в том числе инфраструктурных, а также координацию и стимулирование выпуска субфедеральных ценных бумаг со стороны Министерства финансов Российской Федерации, повышение открытости информации о государственных ценных бумагах и об их эмитентах, расширение перечня финансовых инструментов, используемых на рынке государственных ценных бумаг.

Ключевые слова: государственные ценные бумаги; государственный долг; рынок ценных бумаг; государственные облигации.

Реализация органами государственной власти возложенных на них функций и полномочий требует выделения необходимого для этого финансирования. В условиях недостаточности средств бюджетов, необходимых для финансирования соответствующих расходных обязательств публично-правовых образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), требуется привлечение таких средств путем осуществления государственных заимствований. Одним из видов таких заимствований является выпуск государственных ценных бумаг, которые подразделяются на государственные ценные бумаги Российской Федерации (федеральные ценные бумаги) и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации (субфедеральные ценные бумаги).

В настоящее время вопросы развития российского рынка государственных ценных бумаг являются наиболее актуальными в связи с проведением в последние годы политики его либерализации с целью допуска на него более широкого круга инвесторов, в том числе иностранных, внесением существенных изменений в федеральное законодательство, регулирующее особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также недостаточной проработанностью вопросов выпуска субфедеральных ценных бумаг.

Учитывая, что развитие российского рынка государственных ценных бумаг происходит в рамках реализации государственной долговой политики, необходимо отметить, что в настоящее время такая политика проводится в соответствии с утвержденными программными документами.

На федеральном уровне к таким документам, в частности, относятся:

1) государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320;

2) Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р;

3) Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Приоритетами в рамках реализации государственной долговой политики Российской Федерации, в том числе на рынке государственных ценных бумаг, являются:

1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности федерального бюджета при сохранении объема государственного долга Российской Федерации на безопасном уровне;

2) развитие и модернизация инфраструктуры национального рынка капитала для превращения его в стабильный источник финансирования возрастающих потребностей бюджета, в том числе в части реализации инфраструктурных проектов;

3) уменьшение стоимости государственных заимствований (обслуживания государственного долга) с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий размещения внутренних и внешних займов;

4) поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории;

5) расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных ценных бумаг, создание дальнейших предпосылок для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типу и географическому признаку;

6) сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах;

7) поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков;

8) повышение эффективности реализации программы заимствований путем поддержания регулярного взаимодействия с участниками рынка.

Следует отметить, что до сих пор ни одним программным документом на федеральном уровне не были предусмотрены действенные меры, направленные на обеспечение реализации единообразной государственной долговой политики субъектов Российской Федерации и мониторинг ее проведения со стороны федерального центра. Однако с принятием государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» были сделаны первые шаги в этом направлении.

В частности, в рамках подпрограммы «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации» указанной программы предусмотрены мероприятия по:

1) разработке основных направлений государственной политики в области заимствований и долга субъектов Российской Федерации и норма-

тивных правовых актов по реализации этой политики;

2)проведению мониторинга долговой ситуации субъектов Российской Федерации на основе переданной Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах из долговых книг;

3) размещению информации о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

На региональном уровне также принимаются программные документы, регламентирующие вопросы государственной долговой политики субъектов Российской Федерации.

Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг за период 2009-2015 годов применительно к каждому из его сегментов (рынков федеральных и субфедеральных ценных бумаг) на основе данных Министерства финансов Российской Федерации позволяет выделить следующие основные тенденции развития данного рынка:

1) программный подход при планировании государственных заимствований, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг;

2) ориентация эмитентов на внутренний рынок. Социально-экономическиеусловия субъектов Российской Федерации, а также подходы, используемые при предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, исключают для подавляющего большинства из них возможность размещения выпусков государственных ценных бумаг на международном рынке капитала. Что касается выпуска еврооблигаций Российской Федерацией, то основной целью в этом случае является не столько финансирование дефицита федерального бюджета и погашение государственных долговых обязательств Российской Федерации, сколько обеспечение присутствия в данном сегменте рын-

ка в целяхобеспечения интересов корпоративных заемщиков в привлечении иностранного капитала на наиболее благоприятных условиях. Основным инструментом привлечения заемных средств федеральный бюджет останутся облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;

3) увеличение сроков обращения государственных ценных бумаг. Так, на федеральном уровне в настоящее время выпуск краткосрочных облигаций рассматривается в качестве исключительной меры, в то же время акцент делается на размещении «эталонных выпусков» облигаций федерального займа, под которыми понимаются выпуски с крупными объемами в обращении и стандартными сроками до погашения (3, 5, 7, 10, 15, 30 лет). При этом в качестве стратегической задачи указывается достижение и поддержание целевой дюрации портфеля облигаций федерального займа на уровне 5 лет [1];

4) совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг, в том числе, в связи с созданием института центрального депозитария;

5) расширение числа участников российского рынка государственных ценных бумаг, чему способствуют создание института центрального депозитария, снятие ограничений по внебиржевому обращению государственных ценных бумаг, объединение биржевых торгов корпоративными, государственными и муниципальными облигациями на одной площадке (ЗАО «ФБ ММВБ»), а также другие проводимые мероприятия. Необходимо отметить, что по данным Министерства финансов Российской Федерации принятие мер по либерализации российского рынка государственных ценных бумаг позволило увеличить долю инвесторов-нерезидентов, напрямую владеющих облигациями федеральных займов, с 3 до 5,4% в течение 2012 года. В среднесрочной перспективе планируется их увеличение

О £

ю

5

2

сч

1Л £

б

а

2 о

до 10%, а в долгосрочной - до 25% [1];

6) повышение прозрачности и информационной открытости российского рынка государственных ценных бумаг. В частности, в перспективе органами государственной власти планируется расширять перечень мероприятий по привлечению внимания инвесторов к государственным ценным бумагам;

7) усиление мер, направленных на координацию политики государственных заимствований субъектов Российской Федерации со стороны федерального центра, в том числе посредством реализации программных мероприятий.

Основные проблемы развития российского рынка государственных ценных бумаг можно подразделить на две группы:

1) проблемы привлечения инвесторов, которые выступают в качестве покупателей государственных ценных бумаг;

2) проблемы координации и методического обеспечения осуществления эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг.

Первая группа проблем является наиболее значимой и включает в себя проблемы защиты прав инвесторов, обеспечения ликвидности государственных ценных бумаг, разработки финансовых инструментов, позволяющих расширить круг потенциальных инвесторов, совершенствования инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг, повышения степени его открытости, а также вопросы обеспечения исполнения обязательств по государственным долговым обязательствам, выраженным в государственных ценных бумагах.

Государственные ценные бумаги традиционно не обеспечивают их владельцам значительного дохода, но в то же время считаются самыми надежными и безрисковыми. Однако известны случаи отказа государства отвечать по своим обязательствам, в том числе и Российской Федерации [2].

С учетом изложенного инвесторы стремятся вкладывать имеющиеся у них средства в государственные ценные бумаги при условии обеспечения защиты их прав в случае отказа эмитента отвечать по своим обязательствам.

Необходимым условием обеспечения такой защиты является принятие нормативного правового акта, в котором содержатся соответствующие гарантии для инвесторов. В настоящее время действует Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», однако он не применяется к отношениям, связанным с обращением федеральных и субфедеральных ценных бумаг и ценных бумаг муниципальных образований. Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает специального механизма защиты прав инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги.

Обеспечение исполнения обязательств по государственным ценным бумагам может осуществляться различными способами. Так, Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 136-Ф3) предусматривает возможность страхования ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации, а также предоставления государственных и муниципальных гарантий по обязательствам, возникшим в результате осуществления эмиссии государственных ценных бумаг.

При этом сведения об условиях договора страхования ответственности, государственной и муниципальной гарантии должны быть отражены в решении о выпуске государственных ценных бумаг.

Исходя из природы договора страхования, при определении страховщика должны применяться положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]. При этом сама возможность заключения такого договора должна быть предусмотрена Генеральными условиями и условиями эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Практика страхования ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации не получила широкого распространения, в том числе, по причине неготовности страховщиков брать на себя такие риски.

Также не практикуется и предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам субъектов Российской Федерации, возникшим в результате эмиссии субфедеральных ценных бумаг. Однако предоставление таких гарантий способствовало бы повышению привлекательности субфедеральных ценных бумаг и привлечению на российский рынок таких бумаг крупных инвесторов [4].

Небольшие объемы российского рынка субфедеральных ценных бумаг не способствуют развитию рынка производных финансовых инструментов, базовым активом которых являются такие ценные бумаги, что не позволяет инвесторам использовать дополнительные механизмы хеджирования своих рисков. В то же время с 2011 года на рынке облигаций федерального займа такие инструменты используются [1].

Привлекательность для инвесторов российского рынка государственных ценных бумаг зависит также и от количества предлагаемых видов таких ценных бумаг. В частности, в настоящее время на российском рынке государственных ценных бу-

маг предложение представлено такими видами облигаций, приобретение которых гражданами, желающими осуществить вложение своих сбережений с целью их защиты от инфляции, фактически невозможно (облигации федерального займа, государственные сберегательные облигации, еврооблигации и другие). В настоящее время федеральные облигации размещаются либо по закрытой подписке в крупных объемах, либо на аукционах. Вместе с тем, с учетом нестабильности в банковском секторе и снижения доверия населения к такому виду вложения своих сбережений, какбанковский вклад,атакже исходя из приоритета развития внутреннего рынка государственных заимствований, обозначенного в основных программных документах, полагаем возможным ставить вопрос о необходимости выпуска облигаций, предназначенных для приобретения населением.Это не только расширит круг потенциальных инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги, но и обеспечит защиту сбережений граждан от инфляции.

Также необходимо отметить, что действующее законодательство существенно ограничивает возможность выпуска отдельных видов ценных бумаг от имени публично-правовых образований. Так, в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Таким обра-

зом, необходимым признаком государственной ценной бумаги является возможность получения дохода по ней. Данное положение федерального законодательства исключает возможность эмиссии исламских облигаций («сукук»), которые при определенных условиях могут принести заемщику не прибыль, а убыток [5]. Выпуск таких облигаций планировался в Татарстане, где большая часть населения исповедует ислам, в марте 2011 года, однако его размещение так и не состоялось, что может быть обусловлено вышеназванными причинами.

Бюджетным законодательством закреплены принципы бюджетной системы Российской Федерации, одним из которых является принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Он означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за отдельными исключениями.

Таким образом, на внутреннем рынке выпуск государственных ценных бумаг под финансирование конкретных проектов, в том числе инфраструктурных, фактически запрещен. Вместе с тем, практика выпуска так называемых «доходных» облигаций присутствует в развитых государствах, в том числе в США. Такие облигации могут быть наиболее привлекательными для инвесторов в силу того, что исполнение обязательств по ним имеет более существенное обеспечение за счет доходов от реализации проектов, в связи с которыми осуществляется эмиссия [6].

Совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг проводится в последние годы в целях приближения условий размещения и обращения указанных ценных бумаг к рыночным стандартам(объединение торгов корпоративными, государственными и муниципальными ценными бумагами на одной биржевой площадке, со-

здание института центрального депозитария и другие). Одной из существенных проблем, обсуждаемых в последнее время, было создание Российского финансового агентства - нового специализированного института, ориентированного на реализацию на финансовых рынках государственной политики в сфереуправления суверенными фондами и государственным долгом Российской Федерации. Данный вопрос был отражен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 № 293-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами», которое в настоящее время утратило силу.

Однако в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на то, что «попытка реализация этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем», в связи с чем необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов [7]. Во всяком случае государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, не предусматривает мероприятий, связанных с созданием Российского финансового агентства.

Также в целях привлечения инвесторов на российский рынок государственных ценных бумаг требуется совершенствование системы раскрытия информации об эмитенте и выпускаемых ценных бумагах. Более того, в целях обеспечения открытости и прозрачности функционирования российского рынка государственных ценных бумаг в настоящее время планируется проведение ряда мероприятий по привлечению

О £

ю

5

2

сч

1Л £

б

а

2 о

общественности к обсуждению проводимой в России долговой политики. Так, в рамках государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, планируется проводить следующие мероприятия:

1) повышение доступности и открытости информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;

2) формирование и публикация в открытых источниках «Бюджета для граждан»;

3) обеспечение эффективного диалога с участниками международного и национального рынков капитала;

4) создание и развитие Единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

Вторая группа проблем развития российского рынка государственных ценных бумаг связана с тем, что в настоящее время на федеральном уровне не осуществляется координация и методическое обеспечение эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг.

Отметим, что в настоящее время отсутствует единый вектор развития двух основных сегментов российского рынка государственных ценных бумаг: федерального и субфедерального. Если в сегменте российского рынка федеральных ценных бумаг наблюдается последовательный перевод механизмов размещения и обращения таких бумаг в рыночную плоскость, проведение последовательной государственной политики в сфере государственных заимствований путем выпуска федеральных ценных бумаг, то в сегменте российского рынка субфедеральных ценных бумаг такая последовательность не просматривается. Более половины субъектов Российской Федерации вообще не осуществляют государственные заим-

ствования путем выпуска субфедеральных ценных бумаг.

Субъекты Российской Федерации зачастую не располагают кадровым ресурсом, позволяющим не просто осуществлять управление процессами выпуска и обращения субфедеральных ценных бумаг, но и делать это эффективно. В частности, залог успешного размещения облигационных займов субъектов Российской Федерации лежит не только в разработке параметров выпуска субфедеральных ценных бумаг, но и в обеспечении соответствия таких параметров рыночной конъюнктуре, выборе момента размещения выпуска, подборе участников размещения с учетом необходимости привлечения в бюджет субъекта Российской Федерации средств в необходимых объемах и на наиболее благоприятных условиях.

В целях оказания содействия субъектам Российской Федерации в реализации грамотной политики государственных заимствований, требующей постоянного анализа рыночной обстановки, на федеральном уровне должен не просто проводиться постоянный мониторинг состояния государственного долга субъектов Российской Федерации в разрезе видов долговых обязательств, но и осуществляться координация и методическое обеспечение их деятельности в указанной сфере. В частности, полагаем возможной разработку методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых будут содержаться:

1) случаи, в которых целесообразно осуществлять государственные заимствования путем выпуска субфедеральных ценных бумаг;

2) рекомендуемая последовательность действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений об эмиссии в зависимости от различных обстоятельств;

3) рекомендации по определению параметров выпусков с

учетом рыночной конъюнктуры и в зависимости от социально-экономических условий, характерных для того или иного субъекта Российской Федерации;

4) модельные Генеральные условия эмиссии и обращения, условия эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг;

5) рекомендации по способам размещения субфедеральных ценных бумаг, определению участников такого размещения и т.д.

Координация осуществления государственных заимствований субъектов Российской Федерации со стороны федерального центра может способствовать выявлению общих проблем в данной сфере и способствовать их оперативному решению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функции координатора может осуществлять, в частности, Министерство финансов Российской Федерации, которое также является эмитентом государственных ценных бумаг и реализует государственную политику в сфере управления государственным долгом Российской Федерации.

В целях решения указанных проблем и совершенствования российского рынка государственных ценных бумаг предлагается реализовать следующие меры:

1) на законодательном уровне закрепить:

дополнительные гарантии защиты прав инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги;

возможность использования привлеченных в результате эмиссии государственных ценных бумаг средств на финансирование конкретных проектов, прежде всего инфраструктурных;

2) расширять число инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги, путем:

выпуска государственных ценных бумаг, предназначенных для размещения среди населения;

информирования потенциальных инвесторов любыми доступными способами, в том

числе в рамках реализации мероприятий государственных программ, о финансовом состоянии публично-правового образования, от имени которого размещаются государственные ценные бумаги, а также о самих ценных бумагах;

использования предусмотренных законодательством возможностей по обеспечению исполнения обязательств эмитентов, возникающих в результате эмиссии государственных ценных бумаг (страхование ответственности эмитента, предоставление государственных и муниципальных гарантий);

развития рынка производных финансовых инструментов, базовым активом которых являются государственные ценные бумаги, в целях хеджирования рисков инвесторов;

3) наделить Министерство финансов Российской Федерации функциями по координации и методическому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере эмиссии и обращения субфедеральных ценных бумаг.

Представляется, что целенаправленная и последовательная проработка указанных направлений совершенствования российского рынка государственных ценных бумаг будет иметь положительный эффект и содействовать ускоренному развитию данного сегмента рынка ценных бумаг.

Литература

1. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]. - СПС КонсультантП-люс.

2. Тагашева, О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [Электронный ресурс] / О.В. Тагашева. - СПС Гарант.

3. Емельянов, А.С. Страхование ответственности эмитента

за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам [Электронный ресурс] / А.С. Емельянов // Реформы и право. - 2013. - № 2. - СПС КонсультантПлюс.

4. Богданова, А.В. Проблемы правового регулирования государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] / А.В. Богданова // Реформы и право. - 2013. - №1. - СПС КонсультантПлюс.

5. Вавулин, Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (постатейный) [Электронный ресурс] / Д.А. Вавулин, В.Н. Федотов. - Деловой двор, 2013. -СПС КонсультантПлюс.

6. Безсмертная, Е.Р. Выпуск и обращение муниципальных облигационных займов в Российской Федерации [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 /Безсмертная Екатерина Рэмовна. - М., 2000. - 155 с.

7. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/ 18332. Дата обращения: 29.05.2016.

Russian government securities market: its problems and prospects of development Nevskaya O.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation In article taking into account the existing program documents priorities of market development of government securities in the Russian Federation are allocated. On the basis of the analysis of data of the Ministry of Finance of the Russian Federation and regulatory legal acts the main tendencies of development of two segments of the market of government securities in the Russian Federation are determined: federal and subfederal securities. The author specifies two groups of the problems interfering market development of government securities in Russia: problems of attracting investors and a problem of coordination and methodical ensuring implementation of issue

and the circulation of subfederal securities, and also gives their general characteristic.

Possible solutions of the specified problems are as a result offered, including the emphasis on need of acceptance from federal public authorities of specific measures is placed, including entering into the legislation of the changes directed to protection of the rights of the investors purchasing government securities, a possibility of release of government bonds under financing of specific projects including infrastructure and also coordination and stimulation of release of subfederal securities from the Ministry of Finance of the Russian Federation, increase of openness of information on government securities and about their issuers, extension of the list of the financial instruments used in the market of government securities.

Keywords: government securities; public debt; securities market; government bonds.

References

1. The main directions of the state debt

policy of the Russian Federation for 2013-2015 [An electronic resource].

- Union of Right Forces ConsultantPlus.

2. Tagasheva, O. V. The comment to the

Federal law of July 29, 1998 No. 136-FZ "About features of issue and the address state and municipal securities" [An electronic resource] / O. V. Tagasheva - Union of Right Forces Guarantor.

3. Yemelyanov, Ampere-second. Liability

insurance of the issuer for obligation fulfillment on government securities of subjects of the Russian Federation and municipal securities [An electronic resource] / AS. Yemelyanov//Reforms and the right.

- 2013. - No. 2. - Union of Right Forces ConsultantPlus.

4. Bogdanova, AV. Problems of legal

regulation of the public external debt of the subject of the Russian Federation [An electronic resource] / AV. Bogdanova//Reforms and right. - 2013. - No. 1. - Union of Right Forces ConsultantPlus.

5. Vavulin, D. A The comment to the

Federal law of July 29, 1998 No. 136-FZ "About features of issue and the address state and municipal securities" (itemized) [An electronic resource] / D. A Vavulin, V. N. Fedotov. - Business yard, 2013. -Union of Right Forces ConsultantPlus.

6. Immortal, E.R. Release and the address of municipal bonded loans in the Russian Federation [Text]. -M, 2000. - 155 pages.

7. The budget President's letter of the

Russian Federation about the budget policy in 2014-2016 [An electronic resource]. - Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/ 18332. Date of the address: 5/29/ 2016.

О

Ю

5

* 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.