Научная статья на тему 'Российский ОПК: хаос во взаимодействиях с государством'

Российский ОПК: хаос во взаимодействиях с государством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / BOEING / ОАК / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / OAK / EXPORT OF EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А.В.

Вопрос о роли государства в развитии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) очень значим в связи со спецификой последнего имеется в виду разработка и производство вооружений и военной техники (ВВТ). Следовательно, оправданно и большее, чем в других секторах экономики, вмешательство государства в деятельность оборонных предприятий. Однако результаты этого вмешательства представляются неоднозначными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question about the role of the state in the development of Military-industrial complex is crucial due to the specific character of Military-industrial complex (development of equipment and defense technology). Therefore, the more intense participation of the state in military complex activities is justified. However, the results of such participation are dubious.

Текст научной работы на тему «Российский ОПК: хаос во взаимодействиях с государством»

Вопрос о роли государства в развитии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) очень значим в связи со спецификой последнего - имеется в виду разработка и производство вооружений и военной техники (ВВТ). Следовательно, оправданно и большее, чем в других секторах экономики, вмешательство государства в деятельность оборонных предприятий. Однако результаты этого вмешательства представляются неоднозначными.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, реформирование, Boeing, ОАК, собственность, экспорт вооружений

Российский ОПК:

хаос во взаимодействиях с государством

А. В. СОКОЛОВ,

кандидат экономических наук,

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,

Новосибирский государственный университет E-mail: alsokolov@ieie.nsc.ru

Сферы взаимодействия государства и ОПК таковы. Разработка программ реформирования

• Во-первых, государство является инициатором реформирования ОПК. Разработка различных программ преобразования этого сектора экономики (программ конверсии, реструктуризации) началась еще в СССР, и уже более двух десятилетий государство генерирует новые идеи реформирования, но выявить какую-либо реальную долгосрочную стратегию этого процесса не представляется возможным. Хронологическое перечисление различных государственных программ создает иллюзию выверенной последовательности действий, но ни одна программа реформирования ОПК страны так и не была выполнена: к 2010 г. не достигнуты те цели, которые были поставлены в программах1.

1 См., например: Растопшин М. Оружие нового облика - блеф и реальность // Независимое военное обозрение. - 2009. - №31. - С. 1.

ОТРАСЛЬ 89

Ьк щМ

В самом начале 2000-х годов очень жесткую характеристику государственным преобразованиям ОПК дали В. И. Цымбал и Е. Ю. Хрусталев, отметив, что чем меньше государство предпринимает реформаторских попыток в отношении «оборонки», тем лучше у той идут дела2. По прошествии почти десяти лет можно констатировать, что ситуация в лучшую сторону не изменилась.

В 2000-е годы одним из главных направлений приложения усилий в области реформирования ОПК для государства являлось создание крупных интегрированных структур холдингового типа по отраслевому принципу -в частности, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации. Предполагалось, что создание подобных структур даст возможность предприятиям соответствующих отраслей функционировать на внутреннем и внешнем рынках более эффективно, чем ранее (за счет положительного эффекта масштаба, концентрации капитала, большей инвестиционной привлекательности и пр.).

При этом создание Объединенной авиастроительной корпорации подавалось как наш ответ американской корпорации Boeing (параллели у инициаторов создания крупных интегрированных структур в российской «оборонке» возникали в первую очередь с этой корпорацией). Однако сравнение основных принципов, по которым формировались корпорация Boeing в ее нынешнем виде и ОАК (таблица), показывает, что общее у этих двух структур, пожалуй, лишь одно: и та, и другая — авиастроительные корпорации. Такой же вывод, по сути, можно сделать и при сравнении принципов формирования ОАК и европейского Airbus.

Приходится констатировать, что Россия в очередной раз идет своим непроторенным путем, а ссылки на использование при решении вопросов реформирования экономики (в частности — ОПК, в том числе авиастроения) западного

2 Цымбал В.И., Хрусталев Е.Ю. Либеральный вариант преобразования ОПК современной России / Актуальные проблемы реформирования оборонно-промышленного комплекса России. - М.: ИМЭПИ РАН, 2002. С. 148.

Сравнительные характеристики процессов формирования корпорации Boeing (США) и Объединенной авиастроительной корпорации — ОАК (РФ)

Характеристика №рпорация

Boeing ОАК

Положение на внутреннем рынке продукции Олигополия" Монополист

Форма собственности Частный капитал ОАО с контрольным пакетом акций (90,6376%) у государства

Принцип формирования корпорации Путем слияния и поглощения компаний Указ Президента РФ № 140 от 20 февраля 2006 г.

Темпы создания корпорации (в том виде, в каком существует на настоящий момент времени) Постепенный процесс со средним темпом слияний и поглощений - раз в 2-3 года Единовременно

Стратегия создания и развития корпорации Наличествует у корпорации как инициатора соответствующих слияний и поглощений Инициатором создания было государство, разработчиком стратегии оно при этом не является

Возмещение затрат на процессы, связанные с реализацией интеграционных процессов Проводится инициатором интеграционных процессов полностью Проводится инициатором интеграционных процессов лишь частично

Наличие портфеля заказов на военную и гражданскую продукцию на средне- и долгосрочную перспективу - в частности, заказов со стороны государства Имеется определенность Имеется неопределенность

опыта чисто формальны. Само по себе это не страшно -чужой опыт не должен являться безальтернативным руководством для слепого подражания. Вопрос в том, есть ли у государства — инициатора создания крупных интегрированных структур в российском ОПК — некое обоснование этого собственного неповторимого пути? Автору встречать подобное обоснование не доводилось — аргументом для процесса создания крупных интегрированных структур служил как раз зарубежный опыт эффективной деятельности подобных структур, на который в данном случае, на наш взгляд, ссылаться некорректно.

Управление собственностью

• Во-вторых, не стоит забывать, что государство — крупнейший собственник в российском ОПК. На рис. 1 приведены данные о структуре предприятий российского ОПК по формам собственности. Доля государственных предприятий в их общем количестве превышает 40%, оставаясь стабильной с 1995 г. Остальные имеют статус акционерных обществ, однако отметим, что доля предприятий, независимых от государства (акционерные общества без госучастия и с госпакетом меньше блокирующего), составляет лишь 30,5% от общего количества предприятий отрасли.

Можно констатировать, что более чем на 2/3 предприятий «оборонки» государство является либо единственным собственником, либо имеет пакет акций, позволяющий серьезно влиять на принимаемые предприятием решения.

В 2000-х годах интенсивно обсуждались вопросы государственно-частного партнерства в ОПК3. Хотя ввиду

3 Например, в рамках Научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство в инновационных системах», состоявшейся 22-23 мая 2007 г. в г. Москве, организованной Институтом экономики РАН совместно с Вольным экономическим обществом России и Лигой содействия оборонным предприятиям при поддержке Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы; см.: Бажанов В.А., Соколов А.В. Оборонно-промышленный комплекс в инновационном бизнесе (на примере предприятий Новосибирской области) // Государственно-частное партнерство в инновационных системах: (сб. по мат. одноим. науч.-практ. конф.) - М.: URSS, 2008. С. 169-183.

структуры собственности ОПК РФ скорее речь должна идти о государственно-государственном партнерстве: то есть о взаимодействии государства как инициатора реформ и государства как собственника предприятий ОПК. В «ЭКО» подобный вопрос уже поднимался — на примере конкретного ФГУП4: если государству-собственнику действительно нужно некое предприятие, то держать его много лет на грани выживания — это абсурд.

АО с контрольным госпакетом акций -54 (4%)

АО со 100%-й госсобственностью -102 (7%)

АО без госучастия - 334 (24%)

АО с госпакетом меньше блокирующего -85 (6%)

АО с блокирующим госпакетом -148 (11%)

Госпредприятия (ФГУ, ФГУП, ФКП) -654 (48%)

Рис. 1. Структура предприятий ОПК РФ по формам собственности по состоянию на 01.01.2008 г. (без данных о степени государственного участия ЗАО) Источник: Военно-промышленный комплекс России. Реестр предприятий ВПК. - М.: ТС-ВПК, 2008 (Электронный ресурс - СК)

Понятно, что дело не в конкретном ФГУПе, а в неэффективном управлении государством своей же собственностью вообще. В случае с предприятиями в госсобственности эта проблема, по крайней мере, на виду. В акционерных же обществах, где государству принадлежит либо 100% акций, либо контрольный или блокирующий пакет (а их доля составляет 22% от общего количества предприятий ОПК), проблема, по сути, та же - но она завуалирована.

4 Алямов А. Э. Оборонное предприятие в ожидании лучших времен: опыт выживания // ЭКО. - 2010. - № 4. - С. 90.

^ Государство, с одной стороны, не забывает о своих правах собственника, а с другой — в случае неудовлетворительных финансово-экономических показателей деятельности данных предприятий виноватым оказывается некий абстрактный «частный бизнес».

Государство видит одну из самых важных проблем ОПК в отсутствии на предприятиях эффективных менеджеров — в качестве примера можно привести заявление премьер-министра РФ на авиасалоне МАКС-2009 о том, что в проблемах Объединенной авиастроительной корпорации «...виноват плохой менеджмент, который создал неэффективную систему производства»5, хотя претензии к отсутствию таких менеджеров на 2/3 предприятий государству следовало бы адресовать самому себе.

Покупка военной и гражданской продукции

• В-третьих, на внутреннем рынке государство — единственный покупатель российских ВВТ и (в первую очередь — потенциально) крупный — по ряду гражданской продукции, производимой предприятиями отечественного ОПК.

В 1990-х годах средств, выделяемых государством на закупки ВВТ по оборонному заказу, хватало на приобретение военной продукции российскими Вооруженными силами (ВС) лишь в единичных экземплярах. В 2000-х годах наблюдался устойчивый рост величины средств, направляемых на гособоронзаказ по линии Министерства обороны РФ, однако в тот период цены на отечественные ВВТ росли фактически с тем же темпом, так что в натуральном выражении закупки по гособоронзаказу практически не менялись. Противоречия, возникающие между государством и предприятиями ОПК в ходе согласования цен на выпускаемые ВВТ, уже были сформулированы нами ранее6.

5 Цитируется по: Миллиарды на воздух // Эксперт. - 2009. -№ 32. - С. 4.

6 См. в частности: Амосенок Э.П., Бажанов В.А., Веселая Л.С., Соколов А.В. Машиностроение как доминанта в инновационных процессах. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. С. 73-79.

Малые объемы закупок ВВТ в 1990—2000-х гг. привели к тому, что, по заявлению министра обороны РФ, «доля современных вооружений и военной техники в Вооруженных силах РФ составляет около 10%»7. Правда, президент РФ обозначил целью государства «довести ежегодное обновление вооружений и военной техники до 9—11% в год», что позволит к 2020 г. поднять долю современных вооружений до 70%8.

В последние годы ситуация с закупками по гособорон-заказу несколько улучшилась. Например, в 2008 г. государством «закуплено 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 комплекса "Искандер", 52 танка Т-90, 210 современных БТР, 41 БМП, 34 ракеты для новейшего комплекса ПВО С-400 и 4,5 тысячи автомобилей... отремонтировано с модернизацией 6 стратегических бомбардировщиков Ту-95, 82 самолета и 31 вертолет»9.

В последние годы перед отечественными производителями военной продукции возникла новая проблема — конкуренции с зарубежными производителями ВВТ на внут-рироссийском рынке. Так, в 2009 г. российские Вооруженные силы закупили партию беспилотных летательных аппаратов у израильской компании «Israel Aerospace Industries»; обсуждается вопрос о приобретении французского универсального десантного корабля «Mistral» и строительстве по лицензии еще трех кораблей этого класса на российских верфях; подписано соглашение с французской фирмой Thales о передаче лицензии на производство тепловизионных камер Catherine для танков Т-90; ведутся переговоры о поставках новейшей французской экипировки «пехотинца будущего» «Felin»10.

По этому поводу возникают основные вопросы о пропорциях военных закупок в средне- и долгосрочной

7 URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id-874889&ct-news

8 Коновалов И. Сергей Иванов попросил добавить на перевооружение // Коммерсантъ. - 2010. - 22 марта.

9 URL: http://www.prime-tass.ru/

10 Импортзамещение докатилось до Минобороны // Эксперт. -2009. - № 17-18. - С. 8; Коммерсантъ. - 2010. - 22 марта; Коновалов И. Предел допустимой оборонки // Власть. - 2010. - № 7.

перспективах: сколько приобретать у отечественного ОПК, и какова доля продукции зарубежного производства? Согласованы ли планы закупок с программами реформирования ОПК, в частности, с планами создания холдингов по отраслевому принципу? Ведь если произойдет преимущественная ориентация на закупки зарубежных ВВТ для российских армии и флота (а это направление логически вытекает из позиции Министерства обороны, которое не считает российский ОПК способным производить военную продукцию, соответствующую современным требованиям11), тогда необходимо глобально менять программу реформирования российского ОПК.

Пока же государство в лице своего руководства (президента и премьер-министра) озвучивает одни планы, а государство в лице руководства Министерства обороны -другие, несовместимые с первыми.

Государство может быть и крупным покупателем ряда производимой отечественным ОПК гражданской продукции — например, авиастроения. Но пока объемы закупок отечественной гражданской авиапродукции на внутреннем рынке незначительны. В 2009 г. Объединенной авиастроительной корпорацией на нем реализовано 12 самолетов (из них один «Ил-96» — ГТК «Россия», три «Ил-96» — воронежскому «Полету», два «Ту-204» — «Red Wings», один — «ВТБ-Лизинг», два «Ту-214» — управлению делами президента РФ, один — «Трансаэро», два «Ан-148» — ГТК «Россия»)12. Отечественные авиаперевозчики, включая государственные компании, несмотря на заявления руководства страны о перспективах российского

11 ВМФ РФ на зарубежных кораблях // Независимое военное обозрение, 2009. - № 22. - С. 1; В. Щербаков. Нужны ли России корабли типа «Мистраль»? // Независимое военное обозрение, 2009 - № 41. - С. 1; Литовкин В. Военноначальники атакуют ОПК // Независимое военное обозрение. - 2009. - № 43. - С. 5; Последнее предупреждение оборонке // Независимое военное обозрение. -2010. - №16. - С. 2.

12 Екимовский А. ОАК пролетела мимо плана // Коммерсантъ. -2010. - 22 янв.

пассажирского самолетостроения, отечественной продукции в основном предпочитают продукцию Boeing и Airbus13.

Не хочется сводить проблему к крайности: мол, государство обязано поддерживать отечественных производителей во что бы то ни стало. Но и здесь вопрос тот же, что и по закупкам российских ВВТ: могут ли отечественные производители (в частности, авиатехники) ориентироваться в своей деятельности на гарантированные государством закупки в строго установленном объеме на среднесрочную и долгосрочную перспективу? Или руководство страны «просто» ставит одни цели и задачи перед авиастроителями, а у государственных авиаперевозчиков имеются свои планы?

Парадоксы экспорта

• В-четвертых, государство (в лице ФГУП «Рособоронэкспорт», входящего в состав ГК «Ростехнологии») обладает фактически монопольным правом осуществлять экспортные операции российских ВВТ. На рис. 2 приведены данные об объемах экспорта ВВТ СССР и Россией в 1989—2009 гг.

В 2000-е годы идет устойчивый рост количественных показателей военно-технического сотрудничества России с другими странами. Объем экспорта российских ВВТ вырос с 3,5 млрд дол. в 2000 г. до 8,5 млрд дол. в 2009 г.; по заявлению главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, этот показатель в ближайшие годы будет составлять 9—10 млрд дол.14 Портфель заключенных контрактов на поставку российских ВВТ также возрастает: в 2000 г. он составлял 7,4 млрд дол., в 2006 г. -30 млрд дол., в 2009 г. — уже 40 млрд дол.15 Россия экспортирует свои ВВТ более чем в 70 стран мира16.

13 Тюменев В. Улетный план // Эксперт. - 2009. - № 17-18. -С. 38-39.

14 НАТО покупает российское // Независимое военное обозрение. - 2010. - № 6. - С. 2.

15 Военно-промышленный комплекс России. Структурные показатели 2000-2007 гг. - М.: ТС-ВПК, 2008 (Электронный ресурс - CD); Коновалов И. Предел допустимой оборонки // Власть. - 2010. - № 7.

16 Шипицын В. Куда идут миллиарды // Независимое военное обозрение. - 2010. - № 4. - С. 11.

ОТРАСЛЬ

4 ЭКО №8, 2010

СО 00

Млн дол. 19500

20000-,

8000-

6000-4000-2000-0000-8000-6000-4000-2000-

IM

6179,5 5780 6460

Ж

3500 3500

Ж

3000 3100 ■

26002200

ífffV^frfíf

ш §

" 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Объемы экспорта ВВТ СССР (1989-1991 гг.) и РФ (1992-2009 гг.), млн дол. (в текущих ценах) Источник. Bureau of Public Affairs, U.S. Kepartment of State// URL: http://www.state.gov/documents/ organization/6313.pdf; Военно-промышленный комплекс России. Структурные показатели 2000-2007 гг. -М.: ТС-ВПК, 2008; Коновалов И. Предел допустимой оборонки // Власть. - 2010. - №7.

У российского экспорта военной продукции хватает проблем - они были сформулированы нами еще в 1999 г.17 и остаются актуальными до сих пор. Главная из них та, что концептуальные технические решения, реализованные в большинстве продаваемых сегодня российских образцов вооружений, датируются советскими временами, многие — второй половиной 1970-х годов. Из числа новых явлений отметим возросшие во второй половине 2000-х годов претензии к качеству экспортируемых Россией ВВТ и срокам выполнения экспортных контрактов.

В качестве примеров можно привести задержки в графике работ по модернизации для Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и требования российской стороны пересмотреть параметры контракта18; недовольство индийских ВМС качеством российской поисково-прицельной системы «Морской змей», установленной на модернизируемые противолодочные самолеты «Ил-38БК»19; трудности при строительстве для Индии очередной партии фрегатов пр. 11356 типа Та^аг20; возврат в 2008 г. Алжиром истребителей «МиГ-29» из-за обнаруженных в них дефектов21.

Но все же экспорт ВВТ, — пожалуй, единственная область взаимодействия государства и ОПК, где действия государства по-настоящему эффективны.

О перспективах

Нынешнее состояние российского ОПК вряд ли позволяет расценивать отрасль как возможный «локомотив

22

технологического развития страны22», по крайней мере,

17 Соколов А. Оборонная промышленность России: на дне? // ЭКО. - 1999. - № 9. С. 33-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Макиенко К. К вопросу о «кризисе» в российской оборонной промышленности // Экспорт вооружений. - 2008. - Январь-февраль. - С. 2-3; Российские самолеты Индии ненужны // Эксперт. - 2009. - № 21. - С. 8.

19 Там же. - С. 2-3.

20 Там же.

21 «МиГ» остался в прошлом // Эксперт. - 2009. - № 5. - С. 8; Тюменев В. Улетный план // Эксперт. - 2009. - № 17-18. -С. 38-39.

22 Из выступления В. Путина на XI съезде «Единой России». Цит. по: Мясников В. Триллионы в топку локомотива // Независимое военное обозрение. - 2009. - № 42. - С. 1.

ОТРАСЛЬ

4*

в ближайшей перспективе. По словам генерального директора ГК «Ростехнологии», «только 15% применяемых технологий соответствуют мировому уровню, основные фонды изношены на 70%, темп обновления оборудования составляет около 3—4%, хотя морально устаревшее уже достигло 80%»23.

Решение проблемы эффективного взаимодействия государства и ОПК является необходимым условием дальнейшего развития этого сектора экономики. Речь идет о выработке реальной стратегии развития ОПК, обязательной к исполнению, в первую очередь, для самого государства во всех его лицах. В этой стратегии должны быть не только декларации о намерениях, но и действенные механизмы достижения поставленных целей.

Как известно, хаос - это результат спорадических, бессистемных попыток навести порядок. Подобные попытки в «оборонке» (советской, а затем и российской) в течение двадцати с лишним лет привели к результатам, которые мало кого устраивают. В марте 2010 г. президентом страны утверждены Основы государственной политики в области ОПК, определяющие цели, задачи и стратегию развития ОПК до 2020 г. и на дальнейшую перспективу24. Хочется верить, что наконец-то восторжествует системный подход.

23 URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id-868655&ct-news

24 Лекарство для отечественного ОПК // Независимое военное обозрение. - 2010. - № 11. - С. 2.

1öö экО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.