Политические процессы и практики
Ольга ЗВИНЧУКОВА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье исследуются основные особенности военно-технического сотрудничества. Проведен анализ актуальных проблем развития военно-промышленного комплекса, а также раскрыты формы и методы государственного регулирования военного сектора экономики.
The article explores the main features of the military-technical cooperation. The analysis of urgent problems of the military-industrial complex development is carried out, as well as forms and methods of state regulation of the economics’ military sector are revealed.
Ключевые слова:
продукция военного назначения, продукция двойного назначения, военно-техническое сотрудничество, военная промышленность, военная экономика; products of military purpose, products of double purpose, military-technical cooperation, military industry, military economics.
ЗВИНЧУКОВА
Ольга
Николаевна — к.ю.н., докторант кафедры военного права Военного университета МО РФ Zvinchukovа@ yandex.ru
В системе российского права, в воєнно-правовой науке за последнее десятилетие произошли глубокие изменения. Все это в значительной степени коснулось и сферы правового регулирования внешнеэкономической деятельности и, в частности, военно - технического сотрудничества (ВТС) РФ с иностранными государствами.
Сегодня можно констатировать: изменения, происшедшие за последнее десятилетие в военно - техническом сотрудничестве, — это не просто процессы функционирования системы ВТС, это про -цессы ее перехода из одного исторического состояния (советская система поставок оружия) в другое, соответствующее реалиям фор -мируемой рыночной экономики в России и требованиям мирового рынка оружия. Происшедшие изменения обусловливают актуаль -ность правовых исследований новой системы ВТС, определение характера правового регулирования, возникающих в ней отноше ний, выявление главных элементов системы и на этой основе — формулирование вывода о типе сформированной системы ВТС.
Однако только этим роль военно -технического сотрудничества в настоящее время не исчерпывается. ВТС является одной из ста тей доходов государственного бюджета и средством урегулирования внешнего долга РФ. Поддержание на должном уровне экспортного потенциала страны в области обычных вооружений и военной техники обусловливает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятость высококвалифицированных специалистов, что благопри ятно влияет на поддержание социальной стабильности общества.
Успешной работе российских субъектов ВТС в последние годы способствовало законодательное обеспечение их деятельности. Это, прежде всего, федеральный закон «О военно -техническом сотруд -ничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Закон о ВТС), указы Президента Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты, регламентирующие все аспекты деятельности в области ВТС.
В современных условиях наблюдается недостаточное развитие сферы военной промышленности. Как отмечает И. Терехов, член Академии проблем военной экономики и финансов, профессор Академии военных наук, это связано со многими факторами, при чем некоторые из них до сих пор остаются актуальными. Это:
— нарастающее отставание в области новых оборонных техноло -гий;
— системный кризис в сфере НИОКР по оборонной тематике, в результате чего характеристики создаваемых ВВТ не доведены до требуемого уровня и глубо -кая модернизация эксплуатируемых ВВТ затягивается;
— резкое сокращение поставок в россий -скую армию и на флот, в другие силовые ведомства новых ВВТ из - за недостаточной платежеспособности силовых ведомств;
— усиливающиеся темпы устаревания ВВТ, существенно превышающие темпы необходимого производства новых и модернизируемых ВВТ. Вооруженные силы РФ, с учетом их сокращения, основ -ными видами вооружения и военной тех ники в основном обеспечены. Однако доля современных образцов не превышает 30%. В то же время обеспеченность со -временным вооружением армий развитых государств в среднем составляет 60—80%. Изношенность парка вооружений ВС РФ по некоторым образцам достигла крити ческой величины. Более 70% радиоло -кационных средств зенитно ракетных и радиотехнических частей ПВО вырабо -тали установленный ресурс. Часть вооружения настолько устарела, что будет спи сывается массово;
— ухудшение координации комплекс -ного развития ОПК для разработки и производства ВВТ в интересах различных силовых ведомств, для поставок ВВТ на экспорт, для производства гражданской продукции на предприятиях ОПК;
— крайне низкий уровень финансирова -ния НИОКР, федеральных целевых про -грамм и неритмичное финансирование оборонного заказа;
— катастрофический упадок в оборон -ной промышленности: сокращение числа рабочих мест, низкий уровень оплаты труда (60% от уровня оплаты труда в среднем по России), социальная незащищенность работников оборонной промышленности, утрата престижа профессии специалиста в оборонной промышленности (возрастной состав работников оборонной промыш ленности: специалисты до 30 лет — 14%, от 30 до 40 лет — 25%, от 40 до 50 лет — 30%, старше 50 лет — 31%), что усиливает отток из оборонной промышленности опытных квалифицированных специалистов (за по -следние несколько лет — 2 млн чел.);
— разрушение уникальной опытноэкспериментальной базы ОПК;
— нерациональная загрузка предприятий
и организаций ОПК бесполезными моби -лизационными мощностями и инфра структурой;
— неоправданное затягивание сроков решения финансовых, технических и организационных проблем в области ОПК, мешающих его развитию как еди ного гражданского и оборонного ком плекса России;
— продолжающееся бессистемное реформирование органов управления ОПК;
— самоустранение государства от управ -ления оборонными предприятиями с госу дарственной формой собственности или с высокой долей государственной собствен ности;
— отсутствие единой научнотехнической, производственной и техно логической политики в сфере ОПК;
— медленное решение проблем по инте -грированию создания и производства ВВТ в рамках СНГ;
— недостаточный уровень нормативно -правового обеспечения для эффективного функционирования ОПК в новых эконо мических условиях1.
Формирование и развитие современной военной экономики вплотную зависит от общего состояния и развития экономиче ского потенциала страны. Военная эконо -мика включает: создание мощных отраслей военной промышленности; наращивание их производственных возможностей; соот ветствующее географическое размещение военных (оборонных) предприятий на тер ритории страны, установление между ними устойчивых экономических и научно -технических связей; освоение новых тех нологий; подготовку энергетики; развитие сельского хозяйства, здравоохранения, сети государственной связи, транспортной сети с учетом обеспечения военных опера ций; проведение защитных мероприятий по гражданской обороне.
Прошедший год стал первым годом реализации новой госпрограммы воору жений до 2020 года2, на которую планиру -ется потратить свыше 20 трлн руб. Объем оборонного заказа в 2011 г., например, с
1 Терехов И.А. Вывод ОПК из кризиса. Необходимость и возможности // Обозреватель — Observer, 2002, № 7.
2 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // СЗ РФ, 2009, № 20, ст. 2444.
учетом потребностей ФСБ, МВД, МЧС, ФСО, СВР, ФСКН, ФСИН, Спецстроя России и госкорпорации «Росатом», составил 1,5 трлн руб. Но если в целом рассматривать ситуацию на предприятиях
— изготовителях оборонной продукции, то, к сожалению, приходится отметить, что она не претерпела серьезных измене ний в уходящем году. То есть, те большие деньги, которые должны были поступить и поступили к ним за оборонный заказ, не смогли избавить предприятия от их мно голетних проблем — нехватки и старения кадров, износа оборудования, сложного финансового положения и др.1
Решение этих проблем возможно только лишь путем проведения широкомасштаб ной политики по развитию экономики страны. Здесь очень уместны слова председателя отраслевого отделения по ОПК Федерального межотраслевого совета крупнейшей общественной организа ции, объединяющей предпринимателей перерабатывающего сектора, — «Деловой России» — Ивана Полякова: «В России должны создаваться благоприятные усло вия для развития предприятий оборонно промышленного комплекса».
Военно техническое сотрудничество в этой области остается одним из приори тетных направлений развития военно промышленного комплекса, позволяю -щим не только поддерживать эту сферу национальной экономики, но и способ ствовать развитию наукоемкой промыш ленности по производству продукции не только военного, но и двойного и граж данского назначения, что позволяет осу ществить конверсию.
Военная экономика не обособлена от гражданской — целый ряд отраслей и пред -приятий выпускают как гражданскую, так и военную продукцию либо продукцию двойного назначения (обувь, ткани, одежда, продовольствие, транспорт и т.п.).
Комментируя статью Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», опублико ванную 30 января в газете «Ведомости»2, И. Поляков подчеркнул, что главными задачами отраслевого отделения «Деловой России» по ОПК на ближайшую перспек тиву являются: недопущение снижения
1 Пономарев В. Модернизация буксующего локомотива // Expert Online, 30 дек. 2011; http:// expert.ru
2 Путин В. Нам нужна новая экономика // Ведомости, 2012, №15, 30 янв.
качества и тактико технических харак теристик поставляемой для российских Вооруженных сил военной техники и вооружения, содействие развитию конку рентного рынка производителей военной техники, формирование экономически обоснованной ценовой политики на про дукцию военного назначения, а также соз дание благоприятных условий развития предприятий ОПК, в т.ч. и через коопера -цию промышленных предприятий стран — участниц ОДКБ.
Сегодня в рамках развития системы ВТС России можно выделить ряд актуальных задач ее совершенствования, не только имеющих целью увеличение объема валютных поступлений в федеральный бюджет страны от экспорта продукции военного и двойного назначения, но и обусловленных необходимостью исполь зовать ее в качестве инициатора и локо мотива структурных преобразований ВПК России, возрождения и развития высоко -технологичных отраслей российской про -мышленности. К числу первоочередных проблемных вопросов в рассматриваемой сфере относятся:
— повышение эффективности механиз -мов государственного контроля и стимулирования экспорта продукции военного и двойного назначения, приведение их в соответствие с реалиями государственной промышленной политики поддержки реального сектора экономики России и национальных товаропроизводителей;
— совершенствование алгоритмов взаи -модействия министерств и ведомств в направлении повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений в сфере ВТС при эволюционном развитии системы государственного управления России, усилении контроля за эффектив ным использованием государственной собственности;
— обеспечение баланса интересов хозяй -ствующих субъектов сферы ВТС, прежде всего, существующих государственных посредников и новых, развивающихся и приобретающих влияние крупных инте грированных корпоративных структур, стремящихся реализовать право самостоя тельного ведения внешнеэкономической деятельности на мировых рынках ВВТ и формирование действенных механизмов регулирования деятельности последних в рассматриваемой сфере;
— повышение инвестиционной привле -
кательности предприятий и организаций оборонного комплекса России, нахожде ние эффективных способов поддержки и развития инфраструктуры обеспечения сферы ВТС, имеющей конечной целью содействие притоку реальных инвестиций в оборонный комплекс России в резуль тате принятия надежной нормативной правовой базы и соответствующих госу дарственных гарантий инвесторам.
Одним из главных требований совре менного этапа развития России является создание сбалансированной структуры национальной промышленности, обеспе чивающей поступательный рост валового национального продукта, социальное раз витие и потребности национальной безо пасности.
При выработке новой концепции воен ной экономики важно не просто учиты вать, но и брать за основу те тенденции, которые складываются в мировой эконо мике1. Для этого, как уже было отмечено, помимо решения насущных задач струк турной перестройки и повышения эффек -тивности оперативного государственного регулирования в отраслях промышленно -сти, объективной является потребность в инвестиционных поступлениях в объемах, достаточных для модернизации существу ющего производственного потенциала и реализации имеющихся конкурентных преимуществ российской экономики.
Страна вошла в рыночную экономику. Это значит, что предприятия должны сами находить средства инвестирования наукоемкого производства, т.е. создавать прикладную науку, технологии, оснастку, развивать производство из прибыли. Российское государство не обладает теми средствами, которыми обладал СССР. Наша промышленность социалистиче ского периода развития не была приспо соблена к работе в условиях конкурентной рыночной экономики. Реформы, либера лизация цен фактически лишили ее обо ротного капитала. Поэтому оборонные предприятия оказались неспособными сами делать инвестиции в развитие сво его производства2. А в связи с развитием
1 Фарамазян Р.А. Трансформация военной эко -номики в XX — начале XXI века. — М. : Наука, 2006.
2 Викулов С.Ф., Хрусталев Е.Ю. Российский оборонно -промышленный комплекс: финансово -экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ, 2010, № 1.
научно -технического прогресса и удоро -жанием производства продукции воен -ного назначения прослеживается тенден -ция участия в этом процессе не одного государства, а одновременно несколь -ких, что позволяет снизить затраты го -сударства в столь дорогостоящей сфере. Однако интернационализация данных процессов нуждается в государственном регулировании. Возможность участия иностранных государств в производстве продукции военного и двойного назна чения необходимо регулировать на государственном уровне, т.к. это, прежде всего, связано обороноспособностью и безопасностью российского государства. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт перехода к рыночной эконо мике убедительно показывает необходи мость использования эффективных форм государственного регулирования, к числу которых относится стимулирование инновационной деятельности, т.е. вне -дрение передовых достижений техники и технологии, полученных на основе научно технических разработок, в про изводство товаров и услуг, отвечающих потребностям рынка и развития обще ства в целом.
В заключение следует отметить ряд особенностей военной экономики, обу словленных формами и методами го сударственного регулирования в этой области, что находит свое выражение:
— в монополии заказчика (основной заказчик — государство);
— в особых требованиях к качеству и техническим характеристикам военной продукции;
— в высокой наукоемкости и техноло -гичности военной техники, долгосрочно сти и капиталоемкости инвестиционных проектов;
— в необходимости поддержания моби -лизационных мощностей, запасов страте гического сырья и материалов;
— в особенностях специализации, коо -перирования и режима, порождающих пирамидальные взаимосвязи производи телей, дублирование производств и науч ных исследований, ограничения в пере даче технологий;
— в сложностях выхода предприятий военной экономики на внешние рынки вооружений.