Построим на графике (рисунок 9) предельную кривую, соответствующую страхованию при смелом отношении:
еь -1
Рис. 9. График для приятия решения о риске по типу страхования в проектно-ориентированных компаниях
Эта кривая, показанная на графике прерывистой линией, проходит слева от линии требования страховщика, т. е. в области, где страхование нецелесообразно для страховой компании. Интересы страхователя и страховщика никогда не совпадают, следовательно, страхование при смелом отношении не состоится.
Данная математическая модель исследует возможные варианты организации процесса страхования и показывает, что страхователь и страховщик придут к взаимному согласию и подписанию договора страхования только в случае, когда интересы каждой из сторон будут учтены, т. е. с позиции страхователя оценивается выигрыш в виде полезности конкретного договора страхования, а с позиции страховой компании - получение прибыли за счет назначения адекватной цены страхования с учетом вероятностей возникновения рисковых ситуаций.
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Дрожжов В.Н., соискатель ИЭСО
В рамках статьи разработан комплекс основных инструментов интеграционного взаимодействия в рамках межгосударственной военно-политической системы, направленный на повышение эффективности оборонно-промышленного комплекса государств - членов ОДКБ.
Ключевые слова: интеграционное взаимодействие, военно-политическая система, оборонно-промышленный комплекс.
THE MAIN INSTRUMENTS OF INTEGRATION INTERACTION WITHIN THE FRAMEWORK OF INTER-STATE MILITARY AND POLITICAL SYSTEM
Drozhzhov V., IESO, the competitor
Under article developed a set of basic tools of integration interaction within the framework of inter-state military and political system, aimed at improving military-industrial complex states - CSTO member states.
Keywords: integration cooperation, military-political system, military-industrial complex.
Основной целью объединения было определено объединение и координация их усилий по углублению и совершенствованию многостороннего сотрудничества в области разработки и производства продукции военного назначения, а также использовании технологий двойного назначения при производстве ПВН и продукции гражданского назначения (рисунок 1).
В первую очередь это касается необходимости ускоренного формирования правовых предпосылок для содействия созданию полноценных совместных предприятий, сохранения их специализации, установления общих правил перевозок ПВН, воинских и специальных грузов, обеспечения взаимных финансовых интересов государств при осуществлении военно-экономического сотрудничества и исключению неоправданной конкуренции и т.д.
Одним из наиболее актуальных вопросов военно-экономического сотрудничества является разработка мер по сохранению и повышению качества производимой государствами-членами ОДКБ ПВН и се компонентов в целях повышения конкурентоспособности производимых образцов вооружений и военной техники.
Проблема обусловлена произошедшей дезинтеграцией оборонно-промышленного комплекса СССР, потерей единой системы управления качеством продукции, в т.ч. ее приемки и испытаний. Эта задача может быть решена сочетанием мер по внедрению уже имеющейся и разрабатываемой в Российской Федерации нормативной базы в производство ПВН других государств-членов Организации и отработкой (при необходимости) дополнительных межгосударственных мер по техническому регулированию и стандартизации
требований к ПВН. Она требует предварительного тщательного анализа и последующего формирования конкретных мероприятий с определением необходимых финансовых затрат. В этой связи решение данной проблемы предлагается оформить отдельной подпрограммой.
Одним из существенных факторов, влияющих на развитие военно-экономического сотрудничества в формате Организации, является взаимодействие государств-членов ОДКБ в области рекламно-выставочной деятельности. Такое взаимодействие, при обеспечении его эффективности, может содействовать продвижению ПВН государств-членов ОДКБ на международный рынок вооружений, а также исключить случаи неоправданной конкуренции. Базовое соглашение на этот счет уже подписано главами государств в октябре 2007 года. Сейчас речь идет о создании механизма формирования единого рекламно-выставочного поля и содействия активному участию предприятий ОПК государств-членов Организации в международных салонах (выставках) вооружений и военной техники. Проблема решается сочетанием мероприятий на национальном уровне и программных межгосударственных мероприятий.
Особое место в ряду этих направлений, в том числе и по характеру информации, занимают вопросы внедрения программного
планирования в процесс взаимных поставок ПВН с целью ориентирования оборонно-промышленных комплексов государств-членов ОДКБ для первоочередного удовлетворения запросов союзников по Организации, организации проведения совместных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации ВВТ и т.д.
Заказчиком-координатором Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое осуществляет координацию деятельности национальных государственных заказчиков по разработке подпрограмм и реализации Программы в целом. Национальные государственные заказчики Программы определяются в ходе ее разработки и согласования.
Разработка подпрограмм Программы проводится национальными государственными заказчиками в соответствии с Положением о порядке разработки, финансирования и реализации целевых межгосударственных программ Организации Договора о коллективной безопасности. Проекты документов, предусмотренных к разработке в разделе 7 настоящей Программы, направляются в Секретариат ОДКБ для организации проработки в национальных частях МКВЭС и последующего согласования в рамках МКВЭС.
По решению МКВЭС доработанные проекты упомянутых до-
Область регулирования для ВЭС
Основные цели развития ВЭС и ВТС
Создание правовых предпосылок для глубокой интеграции предприятий ОПК, сохранения их специализации, обеспечения качества продукции при соблюдении финансовых и др. интересов государств
Область регулирования для ВТС
Формирование основополагающей нормативной правовой базы
Совместные предприятия по разработке и производству ПВН
Программное планирование в сфере разработки и производства ПВН, обеспечения ее качества
Создание научнопроизводственных объединений, обладающих в формате ОДКБ статусом межгосударственного субъекта ВТС
Поставки ПВН на основе Соглашения об основных принципах ВТС, при необходимости - его актуализация и наращивание
Оптимизированная сеть совместных предприятий по ремонту, модернизации и утилизации ВВТ
Переход к системному планированию ВЭС и ВТС
Межгосударственное регулирование требований к ПВН на этапе ее разработки и производства, в т.ч.. к ее качеству и испытаниям
Программное планирование поставок ПВН, ее ремонта, модернизации и утилизации
Создание системы межгосударственной стандартизации и унификации
Предметы для производства ПВН
Содействие реализации Соглашения о подготовке военных кадров в гражданских ВУЗах, имеющих военные кафедры и на заводах ОПК
Формирование межгосударственной системы каталогизации ПВН
Военно-техническая политика по совместимости ВВТ, поступающих на оснащение коллективных сил и средств системы коллективной безопасности
Создание системы подготовки военных кадров
Экономическое обеспечение создания национальных систем техприкрытия железных дорог государств-членов ОДКБ
Предметы снабжения для вооруженных сил государств-членов ОДКБ
Реализация Соглашения о подготовке военных кадров в военных учебных заведениях государств-членов ОДКБ
Создание Единой системы технического прикрытия железных дорог государств-членов ОДКБ
Обеспечение участия в выставках экспозициях, а также исключение неоправданной конкуренции
Подготовка планов техприкрытия, планирование взаимодействия национальных сил и средств техприкрытия и восстановления ж/дорог
Взаимодействие в области рекламно-выставочной деятельности
Регулирование экономических аспектов транспортировки, в т.ч. транзита ПВН, выделенной в качестве помощи
Обеспечение льготных условий участия государств-членов ОДКБ ] выставках и экспозициях
Формирование механизма оказания военнотехнической помощи в кризисных ситуациях
Координация подготовки, проверка и корректировка национальных механизмов оказания военно-технической помощи
Рис. 1. Наиболее важные цели и задачи развития сотрудничества в рамках ОДКБ в разрезе ВЭС и ВТС
кументов направляются в Секретариат ОДКБ, который организует их согласование на межгосударственном уровне и представляет на рассмотрение и утверждение уставных органов ОДКБ.
Организация управления Программой осуществляется в соответствии с разделом VII Положения о порядке разработки, финансирования и реализации целевых межгосударственных программ Организации Договора о коллективной безопасности. Председатель МКВЭС до 1 марта каждого года представляет информацию о ходе реализации Программы Генеральному секретарю ОДКБ для включения в его еже-
годный доклад Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Характер мероприятий, заложенных в Программу, не позволяет произвести количественную оценку эффективности ее положительных социально-экономических и экологических последствий. Однако их реализация в целом направлена на увеличение выгоды государств - членов ОДКБ от повышения уровня взаимодействия в военно-экономическом и военно-техническом сотрудничестве, на улучшение экологии производства ПВН от внедрения современных стандартов но ее производству и утилизации.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ХОЛДИНГОВОГО ТИПА
Мельков А.В., соискатель Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
В статье рассматривается значение кадровой политики компании, оценка соответствия квалификационных характеристик работника, разработка методики оценки человечного капитала в организации холдингового типа в общем.
Ключевые слова: кадровая политика, человеческий капитал, организации холдингового типа, оценка.
DEVELOPMENT OF METHODS FOR EVALUATION OF HUMAN CAPITAL IN ORGANIZATIONS HOLDING TYPE
Melkov A., Applicant of the Institute of International Law and Economics A.S. Griboedov
The article discusses the importance of human resource policy, conformity assessment qualification worker characteristics, the development of methodology for assessing the humane capital in the organization holding type in general.
Keywords: human resource policies, human capital, the organization holding type, score.
Человеческий капитал организации выступает важнейшим элементом организации производства, обеспечивающим прибыльность, финансово-экономическую стабильность ДЗО и его динамичное развитие. Кадровая политика компании, ориентированная на выполнение многообразных социальных задач, является эффективным инструментом управления, важным фактором стабилизации трудовых коллективов. Главной целью кадровой политики территориально распределенной структуры (учитывая сложную систему организации) должна выступать реализация корпоративных задач через действующую систему управления персоналом, которая предусматривает:
• обеспечение всех направлений трудовой деятельности высокопрофессиональными, квалифицированными, активно действующими работниками;
• максимально эффективное использование человеческого капитала ДЗО;
• создание условий и гарантий для реализации каждым работником своих способностей, всемерно стимулируя его профессиональный рост и служебное продвижение, повышение эффективности трудовой деятельности.
Основой кадровой политики является:
• изучение и прогнозирование потребности в кадрах создание целевых комплексных программ по обеспечению потребности в высококвалифицированных специалистах, их переподготовке и повышению квалификации;
• подбор, расстановка и выдвижение кадров по профессиональным, деловым и нравственным качествам, на основе конкурсного отбора и объективной оценки их деятельности;
• обновление кадров в сочетании с их преемственностью, достижение качественного обогащения персонала за счет постоянного притока молодых работников, реализация потенциальной возможности работников всех возрастов, формирование кадрового потенциала;
• соблюдение нормативных требований в решении кадровых вопросов.
Работа по формированию кадрового состава организации холдингового типа, на наш взгляд, должна строиться следующим образом:
1. Определение потребности в человеческих ресурсах.
2. Анализ человеческого капитала.
3. Формирование корпоративных требований и обеспечение потребности компании в человеческих ресурсах.
4. Оценка эффективности работы.
5. Повышение квалификации и профессионально-квалификационное продвижение.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных направлений.
1. Определение потребности в человеческих ресурсах
Определение потребности в человеческих ресурсах должно
быть основано на:
• оценке перспектив развития организации холдингового типа, с точки зрения расширения (распространения) сферы деятельности;
• прогнозировании изменений в организационной структуре управления, уточнения целей и задач;
• анализе социально-демографической структуры и прогнозировании движения персонала;
• изменении требований к различным группам руководителей и специалистов в зависимости от изменения текущих и перспективных задач;
• конкретизации потребности в кадрах по различным категориям: руководителей соответствующего уровня, специалистов, рабочих; внутри категории специалистов и рабочих - по функциональной направленности.
Проводимый анализ потребности в человеческих ресурсах позволит в свою очередь определить:
• численность работников соответствующих должностных категорий и профессий, уровень их квалификации, социально-демографические характеристики;
• источники привлечения новых работников соответствующей квалификации и меры по сокращению излишнего персонала с наименьшими социальными последствиями;
• направления наиболее эффективного использования кадрового потенциала;
• направления его развития;
• величину финансовых затрат на запланированные мероприятия;
2. Анализ человеческого капитала.
Данное направление кадровой работы является одним из важнейших, поскольку его результаты позволяют разработать меры, как по совершенствованию формирования, так и более эффективного использования кадрового потенциала. Основные этапы анализа кадрового потенциала:
• анализ фактического наличия и движения персонала с разбивкой по основным должностным категориям (подобный анализ необходимо проводить каждое полугодие, учитывая динамику роста компании);