Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ЛЕВИАФАН'

РОССИЙСКИЙ ЛЕВИАФАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВИАФАН / КОРРУПЦИЯ / КАПИТАЛИЗМ ДЛЯ СВОИХ / ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАСТОЙ / МАССОВОЕ ОБЕДНЕНИЕ / LEVIATHAN / CORRUPTION / CAPITALISM FOR ONE'S / IRRATIONAL BUREAUCRACY / ECONOMIC STAGNATION / MASS IMPOVERISHMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муштук Орест Захарович

В статье анализируются системообразующие признаки и характеристики современной России как государства, приватизированного бюрократией, которая благодаря своей постоянно увеличивающей численности укоренилась настолько основательно, что подминает под себя не только общество, но и все ветви государственной власти. Это действительно Левиафан, который не служит социуму, а пожирает его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LEVIATHAN

The article analyzes the system-forming signs and characteristics of the current Russian state as a state privatized by the bureaucracy, which, thanks to its ever-increasing number, is rooted so thoroughly that it crushes not only the whole society, but also all branches of state power. This is really Leviathan, which does not serve society, but devours it

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ЛЕВИАФАН»

УДК 321.01

Российский Левиафан

Орест МУШТУК

Среди всего многообразия институтов и учреждений, структурирующих и упорядочивающих общественную жизнь на всех её срезах, ключевая роль принадлежит государству как «особой организации силы». Именно этот институт в наиболее концентрированной и обобществлённой форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятельности любого социума, это то организационно-управленческое ядро, с помощью которого так или иначе обеспечивается совместная жизнь людей в обществе, их «единство во множестве». И опосредуется движение основного противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой её осуществления. А также между потребностями людей в свободе и невозможностью реализации этой свободы в условиях социального хаоса и анархии. Если бы не возник этот олицетворяемый государством инструмент урегулирования человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто уничтожили бы друг друга в ожесточённой «войне всех против всех».

Именно в таком ключе определяется государство в теории общественного договора, или социального контракта, связанной с именами Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ш. Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и др., в которой этот институт предстаёт как результирующий продукт сознательного и добровольного соглашения между людьми, находившимися до договора в естественном первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловливалось врождёнными инстинктами и рефлексами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Чтобы обезопасить себя от взаимного истребления, люди утверждают государство, добровольно передавая ему

МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и философии Московского финансово-промышленного университета «Синергия». E-mail: Mushtuk@ mail.ru

Ключевые слова: Левиафан, коррупция, капитализм для своих, иррациональная бюрократия, экономический застой, массовое обеднение.

часть данных природой прав, получив взамен мир и порядок, возможность действовать в рамках установленных государством правил.

Для описания могущества государства, наделённого правом принуждать «угрозой силы или убеждением к поведению, отличного от того, что нам нравилось бы делать» [1], один из основоположников этой теории, Томас Гоббс, использует образ Левиафана - библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Но при этом подчёркивает, что без него прекратить «войну всех против всех» было бы невозможно. И государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а только и исключительно для того, чтобы не дать ей окончательно превратиться в ад. «Государственное устройство,- говорил в своём выступлении в Государственной думе в октябре 1994 г. А. Солженицын,- оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить» [2].

С кем (или с чем) чаще всего ассоциируется государство? Если оставить в стороне институциональную составляющую, то прежде всего речь идёт о чиновничьей братии -бюрократии всех мастей и рангов, которая осуществляет непосредственные властные функции и играет роль промежуточного звена между правящими «верхами» и управляемыми «низами». Появление этого «сословия» управленцев-властителей М. Вебер трактовал как становление современного государства, технически полностью зависимого от своей бюрократической основы. И эта зависимость тем больше увеличивается, чем больше разрастается государство. А стало быть, и олицетворяющий его класс чиновников, живущий за счёт казны и отождествляемый в этой «ипостаси» со своими функциями.

К тому же в отличие от высших инстанций власти, которые (в условиях реальной демократии) находятся в прямой зависимости от ре-

зультатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламенте, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом отправления власти на мезо-и микроуровнях общественной жизнедеятельности, бюрократия продолжает функционировать несмотря на всякого рода политические коллизии (правительственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита олицетворяет собой переменную социальную составляющую государства (президенты, премьеры, министры, избираемые «слуги народа» приходят и уходят), то бюрократия - ту его часть, с которой ассоциируется незыблемость и «вечность» этого института.

Но бюрократия бюрократии рознь. Одно дело «цивилизованная» бюрократия, которая максимально рационализирована и «одомашнена» рыночной экономической и политической системой, не правит, а слу-

1 Мизес Л. фон. Индивид. Рынок и правовое государство / пер. с итал. М.: Пневма, 1999. С. 131.

2 Солженицын А. И. Наша высшая цель - это сбережение народа // Московский комсомолец. 1994. 1 ноября.

102

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОВВЕКУЕК

11/2019

жит обществу и им же контролируется. И совершенно другое - иррациональная бюрократия, которая благодаря своей запредельной численности и осознанию своего могущества подминает под себя общество и предстаёт в качестве единственного всевластного и всесильного всё и вся «рулящего» центра.

Именно с этим вторым типом иррациональной бюрократии как особой надменной касты вне народа ассоциируется бюрократия в нынешней России. Не будет преувеличением подчеркнуть, что де-факто это «сословие», по существу, «приватизировало» государство в качестве «вещи для себя», а не «для всех», а посему подчиняет себе общество, возвышается над ним. Выступает по отношению к обществу не в роли его «вышколенного слуги», а в статусе «всепоглощающего» и «всепожирающего» чиновничьего монстра, который не только не уменьшается, а постоянно увеличивается в своих размерах, растёт как на дрожжах (несмотря на неоднократные попытки сокращения в ходе административных реформ).

Факт возникновения чиновничества как отдельного слоя в отрыве от народа и вне контекста гармоничной социальной целостности констатировали славянофилы ещё в первой половине XIX в. [ 3], а выдающийся консервативный мыслитель рубежа Х1Х-ХХ вв. Л. А. Тихо-

миров предрёк России неизбежный революционный взвыв в случае сохранения и усугубления этого разрыва [4]. Если 150 лет назад в стране приходилось по два бюрократа на 1000 душ населения, то сегодня -15. Но сказать, что эта цифра в полной мере соответствует действительности, не представляется возможным. Точного числа российских чиновников не знает никто. Даже Росстат. Разброс оценок на сей счёт часто выходит далеко за рамки статистической погрешности.

Так, руководитель Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцев говорит, что к концу 2016 г. в России насчитывалось 1,4 млн только государственных чиновников (без учёта муниципальных властей), т. е. 1,9% рабочей силы. При этом подчёркивает, что «стремление сократить число управленцев - давнее стремление русского человека. Однако после отступлений в эпохи больших реформ чиновничество берёт реванш.

Со времён Крымской войны 1855 г. до конца XIX в. число госслужащих в расчёте на 1000 чел. в Российской империи снизилось с 2 до 1,24 чел., но за первые 5 лет существования РСФСР подскочило до 5,2, а к смерти Сталина - до 10,2.

За годы перестройки и начала рыночных реформ (1985-1994 гг.) оно упало с 8,7 до 6,8, а с 2000 по 2014 г. вновь выросло с 7,9 до 15,4 чел.» [ 5].

Несколько иные данные приводит директор Центра стратегического планирования «Аргументы и Факты» В. Костиков: «За несколько лет до ре-

3 Ишутин А. А. Идея целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2018. № 3; Ишутин А. А., Моржеедов В.Г. Гносеологические аспекты идеи целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2018. № 4.

4 Матюхин А. В. Самодержавная система государственного управления в монархической теории Л. А. Тихомирова // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 2.

5 Иноземцев В. Зачем России столько чиновников // АиФ. 2017. № 27.

волюции при численности населения в 175 млн в России было 250 тыс. чиновников. Сегодня при уменьшившемся числе жителей (146 млн) чиновничество расплодилось до 1,2 млн. Все попытки ограничить его рост кончаются провалом... Число водителей служебных авто, охранников, секретарш, личных поваров и пресс-секретарей у нас одно из самых высоких в мире. Власть даёт обещания применить бюрократическую гильотину. Но число министерств и ведомств продолжает расти. Сегодня у нас 22 министерства. О многих из них народ и слыхом не слыхивал. И все за чем-то надзирают» [6].

А вот что пишет по этому поводу бывший депутат Госдумы Г. Гудков: «Я, придя в Государственную Думу в 2002 году, по наивности задал вопрос: "А сколько же у нас чиновников?" И получил от какого-то вице-премьера очень чёткий ответ, мол, всего 1 млн 400 тысяч, и это не так много. Сейчас нам говорят, что их уже 1 млн 900 тысяч. Даже если верить официальной статистике (а она у нас очень сильно лукавит), за 8 лет мы прибавили 500 тысяч чиновников! При том, что каждый год в стране объявлялась кампания по их сокращению. Тем не менее их армия официально продолжает расти. Но на самом деле она ещё больше. Потому что 1 млн 900 тыс.- только чиновники федерального и регионального уровней. При этом полностью выпадают все муниципальные службы, госкорпорации, МУПы, ВГУПы, силовики, руководящие работники в ряде предприятий с государственным участием и т. д. И если мы всё сложим, то получится, я думаю, не меньше 5-6 млн человек» [ 7].

Практически такую же цифру (с учётом госу-правленческого аппарата крупного бизнеса) приводит В. Симчера, д. э. н., экс-директор НИИ статистики Росстата.

По его мнению, в стране 5,6 млн бюрократов, что в разы превышает все мировые нормы эффективного управления. Тогда как в РСФСР к 1991 г. был

1 млн госслужащих от республиканского до районного уровня, причём в центральном аппарате органов управления работало всего 120 тыс. чел. [8].

Представляет интерес и ситуация с численностью чиновников на местах. За среднероссийскими показателями в стране существуют весьма существенные территориальные различия, и численность «чинороссов» нередко зашкаливает.

Так, к примеру, в Орловской области начиная с 2000 г. население сократилось на 75 тыс. чел. Закрылось пять промышленных предприятий, фактически ликвидирован малый бизнес, в плохом состоянии сельское хозяйство, а число чиновников возросло почти в 2 раза. В области с населением всего в 759 тыс. в этой ипостаси ходят 14 тыс. чел., т. е. один бюрократ приходится на 55 граждан, включая младенцев.

Как распределяется численность чиновников в рамках властной вертикали?

Если взять общую численность работников органов (без учёта сотрудников органов правопорядка и безопасности) в 2 млн 146 тыс. (конец 2016 г.), то они «расселены» по трём «этажам»:

- федеральные органы - 1409 тыс., из них на исполнительную власть (сотрудников министерств и ведомств) приходится 1203,4 тыс.; судебную власть и прокуратуру -197,9 тыс.; законодательную власть - 170 членов Совета Федерации, 450 депутатов Госдумы, аппарат (помощники депутатов, правовые и прочие управления) - 4,6 тыс.; другие госорганы - 3,2 тыс.;

6 Костиков В. Когда страна вернётся из политического отпуска? // АиФ. 2019. № 42.

7 https://www.kp.rU/daily/25657.3/819315/

8 АиФ. 2017. № 27.

- региональные органы -259,3 тыс., из них на республиканскую власть (республиканские, краевые и областные администрации) приходится 203 тыс.; на судебную власть -32,7 тыс.; на законодательные собрания регионов - 12,2 тыс.; другие госорганы - 11,4 тыс.;

- муниципальная власть -477,2 тыс., из них на долю местных администраций приходится 455,4 тыс.; на представительные органы (думы, муниципальные собрания) - 13,8 тыс.; другие органы (контрольно-счётные комиссии, избиркомы и др.) - 8 тыс.

Как видно из этих данных, в России существует гигантский перекос в сторону исполнительной власти: в ней в 2016 г. на разных уровнях работали 86,7% всех чиновников, тогда как в органах законодательной власти - всего 1,4%. При таком соотношении возможности действенного контроля избранной народом представительной власти над властью исполнительной (как этого требует один из базовых принципов демократии - принцип «разделения властей») если и не уходит в ноль, то близок к этому показателю. Отсюда повсеместная бесконтрольность и вседозволенность чиновничества.

У нас сегодня «чиновники,- писал советский и русский поэт А. Дементьев,- самые главные люди в стране. Когда-то писатели, артисты, деятели науки, искусства были властителями дум. А теперь кто? Те... кто обокрал Россию, кто нажился, кто смотрит на простых людей как на муравьиную

кучу. Мы всё копошимся, пытаемся заработать, как-то выживать. Они на нас взирают и думают: "Вы там возитесь, а мы живём совсем другой 'рублёвской' жизнью"» [9].

В таком же ключе высказывается, и писатель Л. Сычева: «Государство - это не "мы", а "они". Те, кто фактически его приватизировал, превратил в личный актив с личным бюджетом» [10].

С 26 сентября по 2 октября 2019 г.

социологами Левада-центра был проведён опрос россиян на тему: «Каких проблем в жизни они опасаются больше всего?».

Опрос показал, что россияне боятся не только болезни и смерти близких, а также угрозы новой войны, но и произвола со стороны властей и правоохранителей (т. е. их неограниченного своеволия и самовластия - именно так трактует это слово Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова). С властями так или иначе связаны и занявшие в опросе 4-е и 5-е места опасения бедности и криминала.

При чём в последние годы число таких респондентов увеличилось с 21% в августе 2017 г. до 41% в сентябре 2018 г. За этот же период выросло количество людей, боящихся произвола властей,-с 10 до 38%. Процент опасающихся массовых репрессий - с 9 до 31%, а ужесточения политического режима начали бояться 25%, тогда как в 2017 г. их было всего 7% [11].

Эти нелицеприятные для властей результаты не остались без внимания Кремля - там назвали их «эмоциональными» и посчитали, что необходим более глубокий анализ общественного мнения. И в этой оценке

9 Дементьев А. Воры стали властителями дум // URL: https://aif.ru/culture/person/13244

10 Сычева Л. Население вместо народа: так убивают Россию // Московский комсомолец. 2018. 31 мая.

11 https://www.rbc.ru/politics/29/10/2019/5db6d15a9a79475c04162c89; https://www. gazeta.ru/social/2019/10/29/12783116.shtml

известная доля истины, несомненно, имеется. Большинство простых россиян, будучи не искушёнными в политике знатоками, действительно реагируют на те или иные конкретные действия властей и ответственных должностных лиц чаще всего спонтанно, на уровне первичных ощущений, первичных аффективных (эмоциональных) состояний. И приходится только сожалеть, что за всё время движение России к «светлому капиталистическому будущему» (а это уже почти 30 лет) у нас было очень немного поводов для того, чтобы ликовать и радоваться, «чепчики вверх бросать», тогда как поводов для огорчения и разочарования хоть пруд пруди. У власти оказались «непредсказуемые политики» - в том смысле, что всё, что народу пообещают, не сбывается.

Изначально в смутные 90-е годы в результате радикально-либеральных реформ (и прежде всего «шоковой терапии») народ подвергся всеобщей пауперизации (обнищанию) и фактически был отброшен на грань биологического выживания.

«Проехав много российских областей, через сотни встреч и потом через тысячи писем вдогонку, я вынес ощущение, что наша народная масса обескуражена, что она в ошеломлении, в шоке от унижения и от стыда за своё бессилие: в ней нет убеждения, что происходящие реформы и политика правительства действительно ведутся в её интересах»,- с горечью говорил А. Солженицын в уже упоминавшемся выше выступлении в Государственной думе 28 октября 1994 г. [2].

В нулевые (2000-е) годы шок от этого падения вниз, на социальное

дно (если не полностью, то в очень значительной мере) прошёл, и люди в меру своих сил и талантов научились выживать (большой объём самозанятых и так называемой ненаблюдаемой экономики - наглядное тому свидетельство). Кое-что перепало народу от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары (нефть, газ, металлы) - основу нашего экспорта. Но уже в начале 2010-х годов ситуация в стране начинает резко ухудшаться, приняв вскоре форму затяжного (рукотворного по мнению многих экспертов) экономического кризиса, или «развития без развития».

Директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ О. Бу-клемишев отмечает: «Мировая экономика растёт темпами под 3,4% в год. В России же, даже по официальным данным, экономика за первые шесть месяцев этого (2019 г.- Авт.) года выросла только на 0,7%. При этом реальные доходы населения не растут уже шестой год подряд. Это означает, что доля России в мировом экономическом "пироге" уменьшается, её население беднеет» [12].

Иерархия бедности в России настолько масштабна, что в ней фигурирует самая низкая категория - те, кому не хватает даже на еду.

Согласно данным Росстата, за II квартал 2019 г. к ним относятся 0,7% российских семей. У 14,1% российских семей доходов хватает только на еду, у 49,4% - на еду и одежду, у 32,6% - на товары длительного пользования. И только у 2,7% хватает на всё. Поэтому далеко не случайно россияне в долгах как в шелках - число тех, кто расплачивается по кредитным долгам, составляет почти 40 млн - это 54% работающего населения.

12 Ростовский М. О чём молчат в правительстве Медведева // Московский комсомолец. 2019. 1 ноября.

Причём основная масса долгов образовалась за счёт потребительского кредита - 26 млн заёмщиков. Это значит, что люди не могут поддерживать хотя бы минимально приемлемый уровень жизни, не залезая в кредитную кабалу.

«Казалось бы, это нормальная мировая практика - брать кредиты на приобретение машины, квартиры и, имея стабильную зарплату, постепенно расплачиваться. Но у нас ситуация совершенно другая: у нас кредит берут уже даже на еду - это совершенно не мировая практика»,- говорит директор Института проблем глобализации М. Делягин [13].

Эта беспросветная бедность напрямую связана с тем, что, говоря словами бывшего столичного мэра Ю. Лужкова, «в сегодняшней России, которой якобы светит пробиться в пятёрку самых развитых экономик, смехотворный, унизительный, губительный для благосостояния общества минимум платы за труд (МРОТ)... Доля зарплаты в валовом продукте менее 30%. Вдвое ниже, чем в любой промыш-ленно развитой стране. Труд унижен. Всё это обличает цинизм, безрассудство властвующих. И одновременно приговор хищнической, низменной экономической модели» [14].

К этому, по существу, трагическому положению вещей вполне применима максима Адама Смита, высказанная им в трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов»: «Скудное существование трудящихся бедняков служит естественным симптомом того, что страна переживает застой, что она быстро идёт к упадку» [15].

Парадокс, но факт: несмотря этот застой и широкомасштабную бедность, долларовые миллиардеры

в России растут как грибы после дождя.

Швейцарский банк Credit Suisse утверждает, что всего за один год (с 2018 по середину 2019 г.) их число увеличилось с 74 до 110.

Довольно значительно выросло и число долларовых миллионеров - с 172 тыс. до 246 тыс.

По концентрации богатства Россия обогнала США - в руках 10% самых обеспеченных россиян сосредоточено 83% всего личного благосостояния в стране, тогда как в США - 76%, Китае - 60%.

На фоне этой вопиющей реальности, когда на долю более 140 млн россиян приходится всего 17% благосостояния страны, несомненно правы те эксперты, которые давно говорят об извращённости нашей экономической модели. Если в цивилизованных странах конечная цель любых реформ - не столько рост ВВП, сколько улучшение жизни населения, то у нас наоборот - любые новации власти направлены на повышение благосостояния меньшинства, крохотной кучки «семейств».

«Такая экономика работает только на богатых и богатство, даёт возможность влиять на политические процессы в стране,- утверждает С. Гуриев, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития.- Ликвидировать сложившееся неравенство мешают популисты у власти, которые и строят коррумпированную систему, и сместить их на выборах не представляется возможным. Бизнес-элиту, олигархов вполне устраивает статус-кво» [16].

13 https://www.pressreader.com/russia/komsomolskaya-pravda-moscow-edition/ 20191101/281535112788636

14 Лужков Ю. Из свиного уха не соткешь шелковый кошелёк, или Что говорил на самом деле Адам Смит // Московский комсомолец. 2018. 1 ноября.

15 https://www.litres.ru/adam-smit/issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-narodov-22027030/chitat-onlayn/page-11/

16 Максимов П. Тревожный звонок из Швейцарии // Мир новостей. 2919. № 45. 30 октября.

Важно отметить, что в России «живут хорошо» не только бизнес-элита и олигархи, далеко не бедствуют и власть государственную имущие на всех «этажах» властной вертикали. Имея в виду бюджет 2016 г., свёрстанный с доходами в размере более 13,5 трлн руб. и расходами 16 трлн руб. В. Симчера утверждает, что на содержание чиновничьего сословия (занятого не только в госаппарате, но в квазигосударственных структурах) в целом приходится 7 трлн руб. в год.

По его подсчётам, средний официальный денежный доход федерального чиновника составляет 200 тыс. руб. в месяц (2,4 млн в год), регионального - 70 тыс. руб. в месяц (840 тыс. в год). И эти данные вполне коррелируют с данными Росстата за 2017 г., согласно которым средняя зарплата в аппарате правительства составляла 228 тыс. руб., в администрации президента - 218 тыс., в Счётной палате - 180 тыс. В 2018 г. зарплата в аппарате правительства выросла до 240,3 тыс. руб., что на 5,7% больше, чем в 2017 г., а в администрации президента увеличение произошло на 8,8% - 236,7 тыс.

Но как следует из данных того же Росстата за 2016-2017 гг., за этими среднестатистическими показателями кроются весьма существенные «персональные» различия.

Среди министров самая высокая зарплата была у министра финансов - 1,73 млн руб. в месяц и превысила среднюю по стране (36,7 тыс. руб. в 2016 г.) в 47 раз.

Поменьше получали министры экономического развития и министр энергетики - соответственно 1,27 млн и 1,16 млн (в 33-34 больше средней).

Следом уже шли руководители «победнее»: меньше миллиона рублей в месяц в 2016 г. получали глава МЧС (954 тыс.), министр промышленности и торговли (921 тыс.) и далее по нисходящей.

Но всех превзошёл заработок главы Центробанка - 2,25 млн руб., превысив средний по стране в 61 раз [17].

Между тем Международная организация труда (МОТ) считает (и это принято большинством стран), что зарплата госслужащего не может более чем в 4 раза превышать среднюю зарплату большинства работающего населения.

Что касается топ-менеджмента госкорпораций, то здесь зарплаты вообще даже не «золотые», а «платиновые».

Так, согласно данным за 2016 г., доход главы РЖД составлял 696 тыс. руб. в день, а у главы «Газпрома» в день превышал 3 млн руб. На эти деньги можно построить не одну сельскую школу или больницу или капитально отремонтировать несколько крупных социальных учреждений.

Не отстают от «исполнителей» и «законодатели».

Общее содержание нижней палаты парламента - Государственной думы с 450 депутатами, по данным за 2016 г., обходится бюджету в 10,13 млрд руб., оплата труда депутатов и их помощников -3,4 млрд при средней зарплате 350 тыс. и депутатской (приравненной к министерской) - 400450 тыс. руб.

В верхней палате - Совете Федерации с 150 сенаторами - 5,6 млрд руб. на содержание, 1,9 млрд на оплату труда сенаторов и помощников при средней зарплате 385 тыс. руб. соответственно [18].

17 Симчера В. Доходное место. Почему зарплаты высших чиновников больше средних по России в десятки раз // АиФ. 2018. № 1-2.

18 Голованов Р. Зачем стране аж 450 депутатов с зарплатами министров? // Комсомольская правда. 2019. 26 октября.

Следует отметить, что в структуре доходов чиновников высшего и среднего звена, равно как и депутатов, очень часто зарплата составляет не самый большой процент, тогда как львиная доля приходится на другие источники, чаще всего (по декларированию их обладателей) связанные с бизнесом.

Среди таких самых богатых министров за 2016 г. оказался министр по делам Северного Кавказа - при заработке в 453,9 тыс. руб. он задекларировал ежемесячный доход аж на 48,5 млн или в 1320 раз больше среднего заработка.

Сенатор от Камчатского края В. Пономарев за 2018 г. заработал 2,4 млрд руб.

Депутат Госдумы от «Единой России» Г. Аникеев - 2,3 млрд руб. [19]. С учётом такого рода «приработков» средний месячный доход одного думца (без учёта доходов членов семьи) составлял в 2017 г. 1,62 млн руб., что в 36,9 раза выше среднего денежного дохода россиянина в том же году.

Один из ключевых факторов-де-терминант жизнедеятельности российского Левиафана как в центре, так и на периферии является тотальная коррупция, которая как ржа разъедает властный стержень сверху донизу - от муниципального работника до федерального министра (пока что только в лице бывшего главы Минэкономразвития А. Улюкаева, получившего 8 лет лишения свободы за взятку в 2 млн долл.)*.

Не впадая в преувеличение, можно констатировать: по своей глубин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной сути коррупция стала важнейшей статьёй чиновничьих доходов, и «слуги народа» изобретают всё новые и всё более изощрённые и заковыристые способы-схемы по изъятию ресурсов из государственных и корпоративных каналов в личное распоряжение и освоения их в деятельности по возведению и благоустройству поместий и «палат каменных» (в том числе в западных странах в качестве «запасных аэродромов»). Инновации «прихвата» из них буквально бьют ключом. Неслучайно ежегодно через коррупционные схемы «капиталистической» России проходит до триллиона рублей как минимум, а среднегодовой «коррупционный налог» на каждого жителя (включая детей, пенсионеров и президента страны) составляет 2 тыс. долл. [20].

Ведущий научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат психологических наук Н. Ратинова, опросив десятки человек, находящихся в колониях и СИЗО по обвинению во взятках и мошенничестве, свидетельствует, что наличие традиционно приписываемых коррупционерам таких негативных качеств, как корыстолюбие, жадность, властолюбие, не подтверждаются результатами исследований. Для этих людей характерны энергичность, инициативность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, организаторские и коммуникатив-

19 Попов Д. Новый русский порядок // Московский комсомолец. 2019. 29 октября.

20 http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2

* По данным международной организации Transparency International, уровень восприятия коррупции за 2018 г. в стране ухудшился - Россия опустилась на три позиции и заняла 138-е место из 180 (https://transparency.org.ru/research/mdeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-kormptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html).

ные качества. От большинства других людей (в качестве червоточинки) их отличает лишь очень низкий уровень уважения к закону. Если им что-то понадобится сделать, то понимание того, что это противозаконно, их не остановит - действуют по принципу «если очень хочется, то можно».

Особый интерес в указанном исследовании представляет общий вывод: «Коррупционное поведение декларируется как нарушение, но во многих структурах является нормой. Многие осуждённые за корыстные преступления госслужащие говорили: если ты не действуешь в соответствии с этой нормой, то ты выпадаешь из системы. В лучшем случае такого человека уволят, а иногда именно на него всё и вешают, его и сажают». И ещё не менее значимое: две трети опрошенных говорят, что «начальство было не только в курсе, но и само "брало"» [21].

Думается, что именно так (по принципу круговой поруки) обстоят повсеместно дела с коррупцией.

Можно в качестве показательного примера сослаться на историю обогащения недавно «обнаруженного» нового «подпольного Корейко» в лице главы администрации Клинского района Подмосковья А. Постриганя, который вполне может претендовать на «бронзу» (третье место) на коррупционном пьедестале («золото» у главы Серпуховского района Подмосковья А. Шестуна (10 млрд руб. и 22 автомобиля), «серебро» у К. Чека-лина из ФСБ (9,12 млрд руб.),- у него общая сумма изъятого имущество оценена в 9 млрд руб.

Но Пострыгань бесспорный чемпион в другом: этот скромный с виду чиновник районного уровня умудрился за 22 года «беззаветного служения народу» захапать в собственность аж 1700 объектов недвижимости. В многостраничном списке - дет-

ская поликлиника, два детских сада, городская баня, больница, кинотеатр, лодочная станция, городской торговый центр, котельные, культурно-исторический объект «Торговые ряды г. Клина», городской рынок, производственные комплексы градообразующих заводов с междугородными железнодорожными путями, базы отдыха, участки для строительства жилых домов, земли лесного фонда и многое другое. Чтобы был понятен масштаб: лишь перечисление объектов, включённых в «список Постриганя», заняло более 10 часов, т. е. начиная с 1992 по 2014 г. в должности руководителя районной администрации и затем ещё три года в статусе местного депутата он перемалывал под себя всё, что только попадалось под руку, как добротный комбайн. Часть захапанного имущества Постригань оформлял на себя, но большую часть на родственников.

Возникает далеко не риторический вопрос: куда смотрела прокуратура и другие областные органы власти с их надзорно-контрольными полномочиями и функциями, когда эти объекты уплывали из госсобственности в частные руки?

Почему столько лет главе района всё сходило с рук?

«Неужели партбилет в кармане работает лучше оберега?! Так открыто и безнаказанно воровать в 86 км от Кремля - это надо иметь или очень надёжную крышу или беспредельную наглость!» [22]

И этот случай отнюдь не является исключением из правил, как раз наоборот - таких пострыганей по всей России не счесть.

Даже по официальным данным, за 8 лет существования Следственного комитета России, по свидетельству его председателя А. Бастрыкина, в суд было направлено 720 тыс. дел, из них 70 тыс. корруп-

21 https://www.kp.rU/daily/26940.7/3990712/

22 Барова Е. Щупальца спрута // АиФ. 2019. № 39.

ционной направленности. В итоге к уголовной ответственности привлечены 8 тыс. лиц, обладающих особым правовым статусом. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим 230 млрд руб.» [23].

И ещё: согласно материалам Росфинмонито-ринга, ежегодно в стране арестовывается имущество на сумму в среднем около 61 млрд руб. Наибольший за последние пять лет объём арестованных активов был зафиксирован в 2017 г.- 77,5 млрд руб. В первой половине 2018 г. этот показатель равнялся 47,9 млрд. Количество удовлетворённых судами ходатайств об аресте имущества в 2017 г. достигло 40 тыс. (против 15 тыс.в 2013 г.) [24].

К этой статистике следует присовокупить и данные о численности чиновников, занесённых в публичный реестр коррупционеров, закон о создании которого был подписан президентом В. В. Путиным в декабре 2017 г., а 1 января 2018 г. вступил в силу,- сегодня это уже более 1 тыс. чел., уволенных в связи с утратой доверия [25].

Надо сказать, что эта формулировка причины увольнения у многих вызывает сомнения в её правомерности.

Вице-президент Transparency International Е. Панфилова говорит по этому поводу: «Если у человека виллы и по карманам распихана - через контракты с супругом, женой, сестрой, братом -половина бюджета области, давайте не будем увольнять за утрату доверия. Конечно, это незаконное обогащение. Да, мы не всегда можем доказать взятку. Но "утрата доверия" - это детский лепет» [26].

Но всё дело в том, что «государева слугу» очень трудно уволить, осно-

вываясь на букве закона, потому что социально он основательно защи-щён, подписывает контракт с кучей всяческих пунктов. Говорят, что если бы В. В. Путин не ввёл этой формулировки «Уволить в связи с утратой доверия», то наши губернаторы до смерти сидели бы в своих креслах.

Здесь есть ещё целый ряд других обстоятельств, одно из которых озвучил писатель М. Вел-лер. Говоря о возможности использовать в борьбе с коррупцией в России китайский опыт (расстрелы), он саркастически заметил: «Китайская манера сурово наказывать зарвавшихся воров и казнокрадов представляется до чрезвычайности полезной. Но вызывает во встревоженной памяти образ незабвенного Алексашки Меншикова, который в ответ на угрозу Петра Великого вешать каждого вора, укравшего хоть что-то дороже веревки, на этой самой веревке, сказал: "Мин херц, рискуешь остаться без единого подданного"».

Если выстраивать иерархию коррумпированности, то наиболее привлекательными для любителей разного рода поборов - вовсе не медицина с образованием, как это нередко утверждают наши правоохранители. Если взять систему образования, то число уличённых во взяточничестве преподавателей вписывается в пословицу «в семье не без урода» и измеряется не сотнями, и даже не десятками, а единицами. Что действительно имеет место, так это коррупция макросистемная, верхушечная, которая связана как со злоупотреблением служебным положением и незаконным обогащением ву-

23 АиФ. 2018. № 17.

24 https://lenta.ru/news/2019/02/25/arrest/

25 https://news.mall.ru/politics/36899509/

26 https://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mixed

зовского руководства, так и с «откатными» технологиями при решении вопросов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения уполномоченными на то властными органами.

Знаток реального положения дел в этой области председатель Национального антикоррупционного комитета и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека К. Кабанов на первое место в иерархии коррупционных деяний ставит сферу госзакупок, подчёркивая, что хотя «откаты упали, но они по-прежнему есть и составляют 10%. А в области 1Т -даже 70%! То есть все госрасходы в этой сфере завышены в 1,7 раза!

Затем идёт управление различными видами государственной и муниципальной собственности, в частности, выделение земли.

Третье - разрешительные функции. Постановка участков на кадастровый учёт, устранение ошибок в межевании, регистрация сделок. Здесь сопутствующая составляющая, на которой мздоимцы имеют доход,- создание очередей и "помощь" в их обходе, как когда-то было с зарубежными паспортами.

И, наконец, последнее в перечне, но не по значимости - распоряжение природными ресурсами: квоты на рыбу, краба, лес» [21].

Наряду со взяточничеством и казнокрадством ещё одной разновидностью коррупции в России является непотизм.

Выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией (март 2004 г.), В. В. Путин говорил, что «у нас в России под коррупцией в основном понимается взяточничество. Между

тем как социальное явление коррупция гораздо более сложное образование... тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причём на всех её уровнях: это и предоставление всякого рода преференций так называемым "приближённым" предпринимателям, и создание внеправовых преимуществ при получении государственных услуг, и многое-многое другое» [27].

Более чем убедительным проявлением широкомасштабного распространения подобного рода практики в сегодняшней России является укоренение «кумовского, или блатного, капитализма», «капитализма для своих». Неслучайно, что по индексу этого капитализма, составленному в 2014 г. журналом The Economist, наша страна входит в первую пятёрку стран-лидеров (наряду с Гонконгом, Малайзией, Украиной и Сингапуром) [28].

Российский «капитализм для своих» привёл к тому, что перестали работать социальные лифты, резко сократились возможности и шансы на успех и приличную работу для молодёжи.

«При всех минусах для общества,- говорит член Совета Федерации Федерального собрания РФ С. Лисовский,- эпоха "лихих 90-х" в целом давала человеку деятельному себя проявить. А сейчас возможности продвижения простых нормальных граждан наверх практически не существует... Если ты не родственник чиновника - твоё место у станка, если ещё найдётся место, и никуда больше, какой бы ты талантливый ни был».

И далеко не случайно, что за последние 30 лет из России уехали

27 http://dpr.ru/pravo/pravo_7_1.htm

28 Муштук О. З. Коррупция - источник делегитимации власти в России // Обозреватель-Observer. 2016. № 8.

112

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

11/2019

миллионы людей, не найдя применения своим силам и талантам на родине, в том числе сотни тысяч учёных, преподавателей, инженерно-технических работников. Страна масштабно экспортирует не только нефть и газ, но и «мозги», причём экспортирует безвозвратно, к сожалению. За прошедшие после развала Советского Союза десятилетия мы фактически потеряли целое поколение учёных - при общей тенденции увеличения этой

категории населения в других странах (и не только западных). И несмотря на создание амбициозных инновационных научно-технологических проектов и центров типа Сколково, многие учёные, как и в нищие 90-е годы, по-прежнему выстраиваются в очереди, чтобы уехать за границу.

Несомненно, правы те, кто утверждает, что с вынужденным отъездом на чужбину каждого россиянина мы становимся слабее».

Уже давно в глазах народа слово «чиновник» приобрело сугубо негативный смысл и ассоциируется с теми, кто рассматривает власть лишь как средство личного обогащения, не ограниченное ни правом, ни моралью. Но при всём этом автор этих строк далёк от того, чтобы утверждать: честный чиновник в России - чуть ли не сказочный персонаж наряду с Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.

На самом деле их (порядочных и честных) большинство. Однако и невооружённым глазом видно, что среди них нет тех, кто живёт на прожиточный минимум. В отличие от простых смертных россиян все они (как во время «служения народу», так и на заслуженном отдыхе) живут на прожиточный максимум и относятся к категории меньшинства, «которому на Руси жить хорошо».

Библиография • References

АиФ. 2017. № 27.

[AiF. 2017. № 27]

АиФ. 2018. № 17.

[AiF. 2018. № 17]

Барова Е. Щупальца спрута // АиФ. 2019. № 39.

[Barova E. SHCHupal'ca spruta // AiF. 2019. № 39]

Голованов Р. Зачем стране аж 450 депутатов с зарплатами министров? // Комсомольская правда. 2019. 26 октября.

[Golovanov R. Zachem strane azh 450 deputatov s zarplatami ministrov? // Komsomol'skaya pravda. 2019. 26 oktyabrya]

Дементьев А. Воры стали властителями дум // URL: https://aif.ru/culture/ person/13244

[Dement'ev A. Vory stali vlastitelyami dum // URL: https://aif.ru/culture/ person/13244]

Иноземцев В. Зачем России столько чиновников // АиФ. 2017. № 27.

[Inozemcev V. Zachem Rossii stol'ko chinovnikov // AiF. 2017. № 27]

Ишутин А. А. Идея целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2018. № 3. С. 118-128. [Ishutin A.A. Ideya celostnosti v mirovozzrenii slavyanofilov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Filosofskie nauki». 2018. № 3. S. 118-128]

Ишутин А. А., Моржеедов В. Г. Гносеологические аспекты идеи целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2018. № 4. С. 82-91. [Ishutin A. A., Morzheedov V. G. Gnoseologicheskie aspekty idei celostnosti v mirovozzrenii slavyanofilov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Filosofskie nauki». 2018. № 4. S. 82-91] Костиков В. Когда страна вернётся из политического отпуска? // АиФ. 2019. № 42.

[Kostikov V. Kogda strana vernyotsya iz politicheskogo otpuska? // AiF. 2019. № 42] Лужков Ю. Из свиного уха не соткешь шелковый кошелёк, или Что говорил на

самом деле Адам Смит // Московский комсомолец. 2018. 1 ноября. [Luzhkov YU. Iz svinogo uha ne sotkesh' shelkovyj koshelyok, ili CHto govoril na

samom dele Adam Smit // Moskovskij komsomolec. 2018. 1 noyabrya] Максимов П. Тревожный звонок из Швейцарии // Мир новостей. 2919. № 45. 30 октября.

[Maksimov P. Trevozhnyj zvonok iz SHvejcarii // Mir novostej. 2919. № 45. 30 oktyabrya]

Матюхин А. В. Самодержавная система государственного управления в монархической теории Л. А. Тихомирова / / Журнал политических исследований.

2018. Т. 2. № 2. С. 1-15.

[Matyuhin A. V. Samoderzhavnaya sistema gosudarstvennogo upravleniya v monarhicheskoj teorii L. A. Tihomirova // ZHurnal politicheskih issledovanij. 2018. T. 2. № 2. S. 1-15]

МизесЛ. фон. Индивид. Рынок и правовое государство / пер. с итал. М.: Пневма, 1999.- 196 с.

[Mizes L. fon. Individ. Rynok i pravovoe gosudarstvo / per. s ital. M.: Pnevma, 1999.196 s.]

Муштук О. З. Коррупция - источник делегитимации власти в России //

Обозреватель-Observer. 2016. № 8. С. 35-44. [Mushtuk O. Z. Korrupciya - istochnik delegitimacii vlasti v Rossii // Obozrevatel'-

Observer. 2016. № 8. S. 35-44] Попов Д. Новый русский порядок // Московский комсомолец. 2019. 29 октября. [Popov D. Novyj russkij poryadok // Moskovskij komsomolec. 2019. 29 oktyabrya] Ростовский М. О чём молчат в правительстве Медведева // Московский комсомолец. 2019. 1 ноября. [Rostovsky M. O chyom molchat v pravitel'stve Medvedeva // Moskovskij komsomolec.

2019. 1 noyabrya]

Симчера В. Доходное место. Почему зарплаты высших чиновников больше средних по России в десятки раз // АиФ. 2018. № 1-2. [Simchera V. Dohodnoe mesto. Pochemu zarplaty vysshih chinovnikov bol'she srednih

po Rossii v desyatki raz // AiF. 2018. № 1-2] Солженицын А. И. Наша высшая цель - это сбережение народа // Московский

комсомолец. 1994. 1 ноября. [Solzhenicyn A. I. Nasha vysshaya cel' - eto sberezhenie naroda // Moskovskij komsomolec. 1994. 1 noyabrya]

114

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

11/2019

Сычева Л. Население вместо народа: так убивают Россию // Московский комсомолец. 2018. 31 мая. \Sycheva Ь. Naselenie vmesto пак^а: 1ак иЬтауи; Rossiyu // Moskovskij komsomolec.

2018. 31 тауа] http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2 http://dpr.ru/pravo/pravo_7_1.htm https://lenta.ru/news/2019/02/25/arrest/ https://news.m8il.ru/politics/36899509/

https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-

indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html https://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mixed https://www.gazeta.ru/social/2019/10/29/12783116.shtml https://www.kp.ru/daily/25657.3/819315/ https://www.kp.ru/daily/26940.7/3990712/

https://www.litres.ru/adam-smit/issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-

narodov-22027030/chitat-onlayn/page-11/ https://www.pressreader.com/russia/komsomolskaya-pravda-moscow-editi

on/20191101/281535112788636 https://www.rbc.ru/politics/29/10/2019/5db6d15a9a79475c04162c89

Статья поступила в редакцию 8 ноября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.