Научная статья на тему 'Коррупция как источник делегитимации власти в России'

Коррупция как источник делегитимации власти в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муштук Орест Захарович

В статье речь идёт о проблемах делигитимации власти в России и причинах, обусловливающих этот процесс. Особое внимание уделяется бюрократизации и коррупции, которые достигли масштабов, реально угрожающих национальной безопасности страны. Наряду с традиционной коррупцией, однозначно трактуемой как преступление, анализируется коррупция, принимающая различные формы девиантного поведения, которые синтезируются в понятии «кумовской капитализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a source of delegitimation of power in Russia

The article deals with the problems of the deligitimation of power in Russia and the causes that determine this process. Particular attention is paid to the bureaucracy and corruption that reached the extent of actually threatening national security. Along with the traditional corruption unequivocally interpreted as a crime, the corruption, that takes various forms of deviant behavior, which are synthesized in the concept of «crony capitalism», is analysed.

Текст научной работы на тему «Коррупция как источник делегитимации власти в России»

УДК 321:01

Коррупция как источник делегитимации власти в России

Орест МУШТУК

Главное у нас - это не деньги, которые, как показал печальный опыт «олигархов», в нашей системе не конвертируются во власть и относительно легко отнимаются, а власть, которая легко конвертируется в деньги.

Д. Фурман, главный научный сотрудник Института Европы РАН

Одним из важнейших понятий политической науки в вопросе о государственной власти является понятие «легитимность» (от лат. legitimus - законный, правомерный). В содержательном плане под этим понятием имеется в виду характер (тональность) отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если народ принимает и положительно оценивает власть, признаёт её право управлять и согласен добровольно подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха репрессий), то такая власть предстаёт как нелегитимная. В первом случае мы имеем дело с властью, чья политика так или иначе отвечает социальным ожиданиям масс, во втором - нет.

Но легитимность власти - категория не статичная, а очень подвижная, динамичная, требует постоянного подтверждения. Если этого нет и власть (будучи изначально легитимной) начинает терять эффективность, не справ-

МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии (университет «Синергия»). E-mail: mushtuk@mail.ru; SPIN-код: 7404-5459.

Ключевые слова: легитимность, коррупция, непотизм, административный ресурс, чиновничество, Закон «О противодействии коррупции».

ляется с возложенными на неё задачами и принятыми на себя обязательствами, запаздывает и неадекватно реагирует на исходящие от социума импульсы и вызовы времени, то градус доверия и общественного кредита к ней со стороны граждан падает и она в их глазах постепенно превращается в нелегитимную. Этот процесс трансформации легитимной власти в нелегитимную принято называть делегитимацией.

Среди множества факторов, обусловливающих делегитимацию, далеко не последнюю роль играет нарастание бюрократизации и коррумпированности власти, что ведёт к тому, что государство фактически «приватизируется» особым сословием чиновников в качестве «вещи для себя», а не «для всех», превращается в институт, который подминает под себя общество и безапелляционно (через принуждения) навязывает ему свою волю.

Именно такая канва развития событий в политико-властной сфере всё более зримо проявляется в сегодняшней России. «Моё поколение, - пишет русский писатель Михаил Веллер, - к 40 годам свыклось с мыслью, что ничего уже не изменить. И вдруг на рубеже 90-х мы испытали огромную, необыкновенную надежду на перемены. Поверили и ждали: наконец-то мы сможем, страна наша сделает для своих детей, для своего народа то, что необходимо, правильно, прекрасно. По прошествии четверти века после августа 91-го грузы всех бед угромоздились на прежних местах: власть и чиновники...» [1].

И опять в России правит бал не тот, кто производит, лечит, учит и т. д., а тот, кто разрешает или запрещает, казнит или милует. С изрядной долей пессимизма можно утверждать, что ответ на поставленный в своё время А. Солженицыным вопрос о том, как нам обустроить постсоциалистическую Россию, в значительной мере получен. Страну действительно уже «обустроили». И главным субъектом этого «действа» выступила чиновничья корпорация, которая сумела «конвертировать» самое себя из приказчика в управляющего и которая, если перефразировать М. Салтыкова-Щедрина, не служит Отечеству, а пожирает его, придерживаясь алгоритма жизни французских королей: «после нас хоть потоп».

Сказанное касается прежде всего коррупции, которая по своим масштабам приобрела характер национального бедствия и превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны.

Согласно данным Международной организации Transparency International, по «индексу восприятия коррупции», на основе которого страны

мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - наименьший), Россия входит в число «лидеров».

В 2015 г. она получила от этой организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2014 г.) и заняла 119-е место (из 167), что является наилучшим результатом с 2012 г., когда организация перешла на 100-балльный рейтинг (чем меньше баллов, тем больше коррупции, и наоборот).

1 ДардыкинаН. Парадоксы разрешает Веллер. Откуда и куда нас властно направляют? // Московский комсомолец. 2016. 9 марта.

В 2014 г. Россия находилась на 136-й строчке рейтинга - рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан. Сейчас в соседях по «индексу восприятия коррупции» - Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне.

При этом, как подчеркнули руководители Ттапяратепсу 1п!егпайопа1, представляя результаты индекса, несмотря на этот значительный статистический прорыв, усиления реальной борьбы с коррупционными преступления в России на практике не происходит, и она по-прежнему далека от цивилизованных стран Европы и Нового света [2]. Достаточно сказать, что ежегодно через коррупционные схемы здесь проходит до триллиона рублей, как минимум, а среднегодовой «коррупционный налог» на каждого жителя (включая детей, пенсионеров и президента страны) составляет 2 тыс. долл. [3].

В сегодняшней России захлёстывают не только традиционные (классические) разновидности коррупции в форме взяточничества и казнокрадства, однозначно трактуемых законом как преступление. Не менее масштабными являются коррупционные действия, в содержании которых нет состава преступления и которые представляют собой те или иные формы девиантного поведения. Речь идёт о целом комплексе ущербных для общества деяний, которые в современном политическом лексиконе россиян обозначаются таким очень расхожим эвфемизмом, как «административный ресурс».

Среди этих форм пальма первенства принадлежит непотизму

и близким ему (а по существу, синонимическим по содержанию) социальным явлениям в лице кумовства и фаворитизма (служебного покровительства родственникам и знакомым), а также блата, когда разного рода блага предоставляются в обход общепринятых правил и законов по ЗиС, т. е. благодаря выгодному знакомству и содействию «нужных» людей.

Когда компания, часть акций которой принадлежит кому-то из членов семьи или близких родственников высшего чиновника, получает выгодные государственные заказы и подряды - это коррупция. Когда ей выделяются льготные кредиты и ссуды - это тоже коррупция. Когда сын высокопоставленного чиновника, едва окончив университет, становится вице-президентом крупнейшего банка или входит в состав совета директоров крупной компании - это опять же коррупция.

Синтезированным проявлением широкомасштабного распространения такой практики в общественной жизнедеятельности той или иной страны является понятие «кумовской» или «блатной капитализм», капитализм для своих.

Так вот, Россия по индексу этого капитализма, составленному в 2014 г. журналом The Economist, входит в первую пятёрку стран-лидеров (наряду с Гонконгом, Малайзией, Украиной и Сингапуром).

Стало неписаной нормой, когда повсеместно родственники и друзья высокопоставленных чиновников

2 http://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mlxed

3 http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2

кормятся за счёт государства, занимают с их помощью самые «хлебные места» в госкорпорациях и крупных банках, получают всякого рода преференции и внеправовые преимущества в ведении бизнеса, в том числе обеспечиваются выгодными государственными подрядами и заказами и т. д. И это всё приняло угрожающие для будущего страны размеры. Стало сродни раковой опухоли, пустившей метастазы по всему общественному организму.

Эти угрозы настолько велики, что побудили депутатов Госдумы от «Справедливой России» и ЛДПР в начале 2016 г. инициировать два законопроекта с поправками в Закон «О противодействии коррупции».

Первый («Справедливая Россия») предлагает ввести запрет для близких родственников работать в одних и тех же государственных и муниципальных организациях в случаях, когда один из них является руководителем, а другой - его подчинённым. Второй (ЛДПР) постулирует, что «супруги и совершеннолетние дети лиц, замещающих госдолжности РФ, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом» [4].

С учётом опубликованного в первых числах марта 2016 г. журналом ЕотЪвз рейтинга самых богатых жён российских чиновников и депутатов, чьи годовые доходы исчисляют-

ся сотнями миллионов рублей, эти законопроекты смотрятся более чем актуальными*. Здесь, правда, возникает далеко не риторический вопрос о том, насколько такой «запрет на профессии» правомерен с юридической точки зрения, не ущемляет ли он конституционные права и свободы граждан, связанных близким родством с государственными чиновниками и служащими? Например, почему у чиновника не может быть талантливой супруги в облике «бизнес-вумен», которая способна хорошо вести дела?

Очевидно, что может, но с одной весьма существенной оговоркой -такая ситуация будет восприниматься общественным мнением нормальной только тогда, когда успешное занятие бизнесом чиновничьими жёнами будет не всеобщим (массовым), а избирательным (единичным), не правилом, а исключением. Ибо для того, чтобы состояться и преуспеть в бизнесе, требуется (помимо прочего) то, что в народе называют «предпринимательской жилкой», т. е. данный Богом талант.

А этот талант успешных бизнес-вумен не может быть монополией только какой-то одной социальной мини-страты. Им (как это следует из природы вещей) наделены представители самых разных социальных слоёв и групп, в среде которых всегда имеются и таланты, чья деятельность не связана с бизнесом, а свя-

4 http://www.volgograd.kp.ru/dally/26478/3349240

* В числе «призёров» этого рейтинга: Ольга Богомаз - жена временно исполняющего обязанности губернатора Брянской области Александра Богомаза с годовым доходом в 695,4 млн руб. На 2-м - жена бывшего губернатора Тульской области Владимира Груздева - Ольга Груздева (619,5 млн руб.). Замыкает тройку супруга депутата Государственной думы Сергея Вайнштейна -Екатерина Вайнштейн с доходом 598,5 млн руб. (См.: https://news.mail.ru/soclety/25014387/ ?£гошта11=1

зана с медициной, наукой, образованием, культурой.

То же должно быть и в среде жён чиновников, многие из которых могли бы прославиться и в такой важной для современной России области, как благотворительная деятельность, которая среди этой категории («первых леди») на Западе довольно популярна. У нас же (за редким исключением) этого не наблюдается. Традиция почему-то не приживается, равно как и традиция крупных добровольных пожертвований на благотворительность со стороны наших «набобов в юбке». Большинство чиновничьих жён активно «кухарит» только в бизнесе, «наваривая» далеко не хилые миллионы, в разы перекрывающие те, которые вносят в семейную копилку мужья. По этому поводу в народе шутят, что, «судя по декларациям о семейном капитале, все российские чиновники являются бессовестными альфонсами».

В этих условиях вполне естественно возникает вопрос об источниках и технологиях получения этих миллионов, поиски ответа на который так или иначе выводят нас на феномен коррупции в форме непотизма. При этом высокопоставленные чиновники необязательно напрямую устраивают своим жёнам выигрышные коррупционные схемы и создают разного рода преимущества. В российском «кумовском капитализме» без сбоев работает уже сам бренд: «жена губернатора», «жена мэра», «жена депутата» и др. -они у нас, как жена Цезаря, вне... конкуренции, им принято уступать, а не переходить дорогу, стеля при

этом ковровую дорожку. В таком же ключе работает и бренд взрослых детей.

На этом фоне неудивительно, что

слово «чиновник» в сегодняшней России приобрело сугубо негативный нарицательный смысл и ассоциируется с жадностью, бездушием, цинизмом. С теми, кто преуспел только в одном искусстве: «всем отмерять, себе отрезать», «превращать возможное в невозможное». Кто рассматривает власть лишь как средство личного обогащения, не ограниченное ни правом, ни моралью, и образует надменную «касту неприкасаемых», которая, наподобие саранчи, поедает страну, обрекая народ на прозябание в нищете и бедности.

Нынешние чиновники, говорит правозащитник из Белгорода Сергей Лежнев, «абсолютно безнаказанны. Даже если летят чьи-то головы после страшных трагедий, то это головы стрелочников, а не тех, кто действительно виноват в случившемся... Они равнодушны, безответственны, бесчеловечны. Они глухи и слепы к проблемам людей, и это уже стало системой. Массовым заболеванием» [5].

Самое печальное в том, что, несмотря на все попытки сокращения в ходе неоднократно декларировавшихся административных реформ, численность этой беспредельно и безнаказанно властвующей касты «чинороссов» (в определении главного редактора «АиФ» Н. Зятькова) продолжает расти.

Ситуация в этой сфере напоминает сечу со Змеем Горынычем - на

5 Лежнев С. Равнодушие наказывать рублём // АиФ. 2016. № 8.

месте одной отрубленной головы вырастают две.

По отношению к 1990 г. общая численность чиновничьего люда в России чуть ли не утроилась и составляет сегодня более 2,8 млн чел.

Если при Горбачёве один чиновник приходился на 220 жителей, включая младенцев, то при Ельцине - уже один на 100 жителей.

Сегодня же на одного чиновника приходится ещё меньше жителей - всего 60.

И это не считая функционеров из бизнес-структур, общественных и партийных организаций.

Очевидно, что при таких галопирующих темпах роста недалёк тот час, когда станет реальностью русская народная пословица: «Один с сошкой, семеро с ложкой».

В опубликованном под таким названием материале блогера А. Валова приводятся примечательные в этом плане данные по г. Сочи: в советское время штат муниципальных служащих в этом городе составлял порядка 80 чел.

С переходом на капиталистические рельсы и приходом к власти «эффективных менеджеров» их количество стало расти как на дрожжах, достигнув, согласно официальному отчёту за 2013 г., 1234 чел.

Ещё 16 906 чел. пришлось на работников муниципальных учреждений.

За 9 месяцев первые «проели» 456 млн руб., или 6,8% собственных доходов городского бюджета в 6 млрд 641 млн руб., вторые - 1 млрд 513 млн руб., или 22,7%.

Суммарно получается чуть ли не одна треть городских денег - 29,5%. «Ну чем не олимпийский рекорд?» [6].

Представляет интерес и интервью фермера С. Пеньшина, который с возмущением говорит, что

сегодня в России «над каждым фермером стоит аж 22 контролирующих органа (пожарные, электрики, СЭС, прокуратура, налоговая, Госсельхознадзор и пр.). И каждый если не побор возьмёт, то бумажку потребует. Если столько бумаг писать, когда работать?» И ещё: «У Министерства сельского хозяйства большое здание в центре Москвы. В каждой области в управлении сельским хозяйством - десятки чиновников. Но чем занимаются все эти люди, на которых государство тратит огромные деньги, мне непонятно» [7].

А деньги действительно немалые.

Согласно данным Росстата, суммы чиновничьих окладов в Белом доме и Кремле превышают среднероссийские в 7 раз.

При средней по России зарплате в 32 тыс. руб. средняя зарплата сотрудников аппарата правительства составила в 2015 г. 231,7 тыс. руб. в месяц.

На втором месте идут работники Администрации Президента - 217,1 тыс.

Третье место занимают аппаратчики Счётной палаты - 188 тыс.

Характерно, что, несмотря на прошлогодние указы президента о 10-процентном снижении чиновничьих зарплат, в ряде федеральных ведомств они не только не сократились, а, напротив, выросли, и довольно значительно.

Рекордсменом здесь стал аппарат Совета Федерации, у которого этот рост составил в среднем 42,2% (до 174 тыс. руб. в месяц) и Госдумы - на 30,7% (до 137 тыс. руб.). Всего же из отслеживаемых Росстатом 84 аппаратов ведомств зарплаты в сравнении с 2014 г. выросли у 17 [8].

Но речь идёт не только о нежелании «государевых слуг» затягивать (вместе с народом) пояса в условиях кризиса, но и о «барстве» за счёт госбюджета, т. е. закупках элитных то-

6 http://www.blogsochi.ru/content/odln-s-soshkol-semero-s-lozhkol

7 ГудковаВ. Стыдно за нашу землю // АиФ. 2015. № 46.

8 Симонов К. Чиновники дорожают на глазах // Московский комсомолец. 2016. 3 марта.

варов и услуг для своих нужд (офисной мебели, автомашин представительного класса, авиаперелётов, подарков юбилярам и пр.). Это «бюджетное барство» получило настолько широкое распространение, что стало объектом пристального внимания со стороны Общероссийского народного фронта (ОНФ) во главе с В. Путиным в качестве лидера. ОНФ стал периодически готовить для президента индексы расточительности госзаказчиков, которые, реализуя своё право на закупки, «часто пренебрегают здравым смыслом и законами морали», - говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» А. Гетта [9].

И действительно, сколько уже слов сказано, в том числе президентом и его ближайшим окружением, что госслужащим и чиновникам всех чинов и рангов надо «чуять под собой страну», не «пиршествовать», «не барствовать», а подавать личный пример безупречного поведения и скромности. Эти правильные слова и призывы не доходят до адресата -поэтому что ни обыск, то из сейфов вываливаются килограммы ювелирных украшений, золотые часы, золотые ручки... Не так уж далёк от истины А. Проханов, когда утверждает: «Вертикаль власти у нас разрушена. От Путина эта вертикаль проходит через правительство, через губернаторов, через мэров. И мы видим, что многие в этом среднем звене - просто воры. Что сигналы, идущие из Кремля, затухают в коррупционном болоте, искажаются, ослабляются.

За полгода попались два губернатора - на Сахалине и в Коми. А сколько ещё не поймано?..» [10].

А сколько чиновников, банкиров, бизнесменов сбежали из России -Вавилов, Бородин, Пугачёв...

«У нас обычный гражданин, - пишет известный криминолог, генерал-лейтенант милиции в отставке А. Гуров, - часто из одного района в другой не может переехать - его тут же цепляют сотрудники полиции, требуют прописку. За границу не выпустят, если задолжал алименты или квартплату - несколько тысяч рублей. А тут люди спокойно уезжают с миллиардами. И ни их, ни их денег нам не отдают. Деньги работают на дядю Сэма или на другого дядю...» [11].

Парадокс, но факт: если раньше преступников под конвоем этапировали в Магадан, то сегодня им предоставляют возможность самим себя этапировать в... Лондон, а затем объявляют в международный розыск. Причины этого парадокса, по Гурову, в том, «что многим оставшимся здесь это выгодно. Представьте себе, что Бородин или Пугачёв начнут давать показания в суде. Что они там наговорят? Не начнут ли закладывать своих высокопоставленных друзей? Вот потому, на мой взгляд, их так свободно и отпускают: нет человека - нет проблем!» [11].

Было бы, конечно, неверным утверждать, что наши верховные власти бездействуют в борьбе с коррупцией. Громкие аресты регионального начальства вот уже два года потрясают чиновников от Владивостока до Калининграда. Помимо

9 http://www.liveinternet.ru/users/reer323232/post366693910/

10 Проханов А. Инстинкт справедливости // АиФ. 2015. № 41.

11 Гуров А. Министры в законе // АиФ. 2015. № 47.

Хорошавина (Сахалин) и Гайзера (Коми) за решёткой оказались экс-мэры Махачкалы и Биробиджана, вице-губернаторы Новгородской, Омской, Челябинской областей. На 14 лет за хищение денег, которые выделялись на ипотечное кредитование, сел экс-замминистра финансов Московской области Валерий Носов. 8 лет и штраф в 297 млн за взятку получил бывший замглавы Ивановской области.

Этот список можно было бы продолжить, учитывая, что только в 2015 г., по свидетельству главы Следственного комитета А. Бастры-кина, на казнокрадов и мздоимцев в целом по России было заведено почти 25 тыс. дел [12].

Но оказаться под следствием ещё далеко не всегда значит сесть в тюрьму.

По этому поводу зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Д. Горовцов пишет: «Да, возбуждаются уголовные дела, они подсвечиваются в СМИ. А сколько этих дел доходит до суда? Сколько мы знаем громких обвинительных приговоров? Единицы! Пример госпожи Васильевой - просто фарс. Я сомневаюсь, что мы увидим на зоне и всех фигурантов скандала в Коми. Слишком часто уголовные дела либо разваливаются на стадии следствия, либо переквалифицировались - и высокопоставленные чиновники уходили под амнистию» [13].

А о чём, как не об избирательном правосудии, говорит спущенное на тормозах расследование в отношении подмосковных прокуроров, обвинявшихся в «крышева-нии» сети подпольных игровых клубов и казино?

Очевидно, что такого рода правоприменительная практика самым существенным образом дискредитирует судебную систему - де-факто самую гуманную в мире по отношению к тем, кому много дано (власть политическую и экономическую имущим), и репрессивную по отношению к тем, кому дано мало (простым гражданам). Неслучайно в народе с горечью шутят: «Не воруй мало - посадят».

«Крышевание» подпольных казино подмосковными прокурорами зеркально отразило ещё одну важнейшую сторону коррупции в России - её всё более тесную связь с организованной преступностью. Не секрет, что в «смутные» 90-е годы в России произошла повсеместная криминализация экономики, принявшая форму широкомасштабного «силового партнёрства» со стороны организованной преступности, специализировавшегося на принудительной «охране», выбивании долгов, устранении конкурентов, оказании давления на партнёров и т. д. Поэтому появились конкурирующие и неподконтрольные государству источники насилия и инстанции налогообложения на территории, находящейся под его (государства) формальной юрисдикцией.

Однако уже в нулевые ситуация меняется - организованная преступность начинает постепенно «ци-вилизовываться»: легализует себя в бизнесе и политике и тем самым так или иначе сращивается с государственно-властными структурами. Теперь коррупция для неё - это «крыша», а база - экономика.

12 Комсомольская правда. 2016. 27 февраля.

13 АиФ. 2015. № 41.

«Сегодня оргпреступность, - свидетельствует А. Гуров, - плотно связана с системой управления. Раньше бандиты только пытались к ней приблизиться, тратили до трети денег из общака на подкуп чиновников. А потом стали внедрять своих людей напрямую во власть. Точно так же, как в своё время действовала мафия на Сицилии... Менялись и сферы интересов: после рэкета, похищений людей (а только в Москве в 90-е похищали до 300 человек в год) бандиты плотно занялись экономикой, освоением бюджетных средств» [11].

И сегодня эту категорию представляет не бритоголовая братва в спортивных костюмах и с бейсбольными битами в руках. Мы имеем дело с «беловоротничковыми» преступниками - людьми модно, что называется с иголочки, одетыми, с загранпаспортами и визами многих стран. Поэтому чисто внешне

отличить нынешнего бандита от депутата или чиновника - задача из числа трудноразрешаемых. Те же события в Коми, где накрыли целое преступное сообщество из чиновников, наглядное тому подтверждение.

При этом было бы верхом наивности думать, что данная ситуация -не правило, а исключение.

Как показали отклики на это событие в результатах опроса ВЦИОМ, проведённого 10-11 октября 2015 г., 39% опрошенных россиян из 132 населённых пунктов 46 регионов страны не исключают вероятность ареста своего губернатора и его команды по обвинению в создании организованного преступного сообщества [14].

Не так уж неправы те из россиян, которые, перефразируя известную русскую народную пословицу «На воре шапка горит», утверждают: «На воре мигалка горит».

Читая программные документы наших ведущих политических партий, в том числе и правящей «Единой России», постоянно наталкиваешься на обещания «уничтожить коррупцию». Такие обещания - популизм чистой воды. Как социальный феномен, включающий как уголовно наказуемые деяния, так и деяния, не содержащие в себе состава преступления, коррупцию уничтожить нельзя. А вот низвести её до уровня не опасной для социума «хронической болезни», чьё присутствие в общественном организме не создаёт угрозы его основательного разрушения и системного «коллапса», задача вполне выполнимая.

А для этого нужны не антиконституционные «запреты на профессию», а работающий на полную мощность Закон «О противодействии коррупции», предписываемые им механизмы недопущения возможности конфликта интересов. Не менее важной является необходимость ввести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении с правом изъятия и обращения в доход государства (конфискации) имущества, которое приобретено на «неправедные» деньги.

Надо, наконец, проверять декларации не только чиновников, но и их ближайших родственников, чтобы исключить ситуацию, когда при чтении деклараций первых в голову приходит фраза героя Анатолия Папанова из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Машина на жену, дача на тестя...», а у него ничего нет - он голодранец.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 АиФ. 2015. № 44.

Библиография • References

АиФ. 2015. № 41. [AiF. 2015. № 41] АиФ. 2015. № 44. [AiF. 2015. № 44]

Гудкова В. Стыдно за нашу землю // АиФ. 2015. № 46. [Gudkova V. Stydno za nashu zemlju // AiF. 2015. № 46] Гуров А. Министры в законе // АиФ. 2015. № 47. [Gurov A. Ministry v zakone // AiF. 2015. № 47]

Дардыкина Н. Парадоксы разрешает Веллер. Откуда и куда нас властно направляют? // Московский комсомолец. 2016. 9 марта. [Dardykina N. Paradoksy razreshaet Veller. Otkuda i kuda nas vlastno napravljajut?

// Moskovskij komsomolec. 2016. 9 marta] Комсомольская правда. 2016. 27 февраля. [Komsomol'skaja pravda. 2016. 27 fevralja]

Лежнев С. Равнодушие наказывать рублём // АиФ. 2016. № 8. [Lezhnev S. Ravnodushie nakazyvat' rubljom // AiF. 2016. № 8] Проханов А. Инстинкт справедливости // АиФ. 2015. № 41. [Prohanov A. Instinkt spravedlivosti // AiF. 2015. № 41]

Симонов К. Чиновники дорожают на глазах // Московский комсомолец. 2016. 3 марта.

[Simonov K. Chinovniki dorozhajut na glazah // Moskovskij komsomolec. 2016. 3 marta]

Независимая газета. 2003. 2 декабря. [Nezavisimaja gazeta. 2003. 2 dekabrja]

http://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mixed

http://www.blogsochi.ru/content/odin-s-soshkoi-semero-s-lozhkoi

http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2

http://www.liveinternet.ru/users/reer323232/post366693910

https://news.mail.m/society/25014387/?frommail=1

http://www.volgograd.kp.ru/daily/26478/3349240

/^ч АБОЗРЕВАТЕЛЬ

^^Ub server

44 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 6/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.