УДК 321:01
Коррупция как источник делегитимации власти в России
Орест МУШТУК
Главное у нас - это не деньги, которые, как показал печальный опыт «олигархов», в нашей системе не конвертируются во власть и относительно легко отнимаются, а власть, которая легко конвертируется в деньги.
Д. Фурман, главный научный сотрудник Института Европы РАН
Одним из важнейших понятий политической науки в вопросе о государственной власти является понятие «легитимность» (от лат. legitimus - законный, правомерный). В содержательном плане под этим понятием имеется в виду характер (тональность) отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если народ принимает и положительно оценивает власть, признаёт её право управлять и согласен добровольно подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха репрессий), то такая власть предстаёт как нелегитимная. В первом случае мы имеем дело с властью, чья политика так или иначе отвечает социальным ожиданиям масс, во втором - нет.
Но легитимность власти - категория не статичная, а очень подвижная, динамичная, требует постоянного подтверждения. Если этого нет и власть (будучи изначально легитимной) начинает терять эффективность, не справ-
МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии (университет «Синергия»). E-mail: mushtuk@mail.ru; SPIN-код: 7404-5459.
Ключевые слова: легитимность, коррупция, непотизм, административный ресурс, чиновничество, Закон «О противодействии коррупции».
ляется с возложенными на неё задачами и принятыми на себя обязательствами, запаздывает и неадекватно реагирует на исходящие от социума импульсы и вызовы времени, то градус доверия и общественного кредита к ней со стороны граждан падает и она в их глазах постепенно превращается в нелегитимную. Этот процесс трансформации легитимной власти в нелегитимную принято называть делегитимацией.
Среди множества факторов, обусловливающих делегитимацию, далеко не последнюю роль играет нарастание бюрократизации и коррумпированности власти, что ведёт к тому, что государство фактически «приватизируется» особым сословием чиновников в качестве «вещи для себя», а не «для всех», превращается в институт, который подминает под себя общество и безапелляционно (через принуждения) навязывает ему свою волю.
Именно такая канва развития событий в политико-властной сфере всё более зримо проявляется в сегодняшней России. «Моё поколение, - пишет русский писатель Михаил Веллер, - к 40 годам свыклось с мыслью, что ничего уже не изменить. И вдруг на рубеже 90-х мы испытали огромную, необыкновенную надежду на перемены. Поверили и ждали: наконец-то мы сможем, страна наша сделает для своих детей, для своего народа то, что необходимо, правильно, прекрасно. По прошествии четверти века после августа 91-го грузы всех бед угромоздились на прежних местах: власть и чиновники...» [1].
И опять в России правит бал не тот, кто производит, лечит, учит и т. д., а тот, кто разрешает или запрещает, казнит или милует. С изрядной долей пессимизма можно утверждать, что ответ на поставленный в своё время А. Солженицыным вопрос о том, как нам обустроить постсоциалистическую Россию, в значительной мере получен. Страну действительно уже «обустроили». И главным субъектом этого «действа» выступила чиновничья корпорация, которая сумела «конвертировать» самое себя из приказчика в управляющего и которая, если перефразировать М. Салтыкова-Щедрина, не служит Отечеству, а пожирает его, придерживаясь алгоритма жизни французских королей: «после нас хоть потоп».
Сказанное касается прежде всего коррупции, которая по своим масштабам приобрела характер национального бедствия и превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны.
Согласно данным Международной организации Transparency International, по «индексу восприятия коррупции», на основе которого страны
мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - наименьший), Россия входит в число «лидеров».
В 2015 г. она получила от этой организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2014 г.) и заняла 119-е место (из 167), что является наилучшим результатом с 2012 г., когда организация перешла на 100-балльный рейтинг (чем меньше баллов, тем больше коррупции, и наоборот).
1 ДардыкинаН. Парадоксы разрешает Веллер. Откуда и куда нас властно направляют? // Московский комсомолец. 2016. 9 марта.
В 2014 г. Россия находилась на 136-й строчке рейтинга - рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан. Сейчас в соседях по «индексу восприятия коррупции» - Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне.
При этом, как подчеркнули руководители Ттапяратепсу 1п!егпайопа1, представляя результаты индекса, несмотря на этот значительный статистический прорыв, усиления реальной борьбы с коррупционными преступления в России на практике не происходит, и она по-прежнему далека от цивилизованных стран Европы и Нового света [2]. Достаточно сказать, что ежегодно через коррупционные схемы здесь проходит до триллиона рублей, как минимум, а среднегодовой «коррупционный налог» на каждого жителя (включая детей, пенсионеров и президента страны) составляет 2 тыс. долл. [3].
В сегодняшней России захлёстывают не только традиционные (классические) разновидности коррупции в форме взяточничества и казнокрадства, однозначно трактуемых законом как преступление. Не менее масштабными являются коррупционные действия, в содержании которых нет состава преступления и которые представляют собой те или иные формы девиантного поведения. Речь идёт о целом комплексе ущербных для общества деяний, которые в современном политическом лексиконе россиян обозначаются таким очень расхожим эвфемизмом, как «административный ресурс».
Среди этих форм пальма первенства принадлежит непотизму
и близким ему (а по существу, синонимическим по содержанию) социальным явлениям в лице кумовства и фаворитизма (служебного покровительства родственникам и знакомым), а также блата, когда разного рода блага предоставляются в обход общепринятых правил и законов по ЗиС, т. е. благодаря выгодному знакомству и содействию «нужных» людей.
Когда компания, часть акций которой принадлежит кому-то из членов семьи или близких родственников высшего чиновника, получает выгодные государственные заказы и подряды - это коррупция. Когда ей выделяются льготные кредиты и ссуды - это тоже коррупция. Когда сын высокопоставленного чиновника, едва окончив университет, становится вице-президентом крупнейшего банка или входит в состав совета директоров крупной компании - это опять же коррупция.
Синтезированным проявлением широкомасштабного распространения такой практики в общественной жизнедеятельности той или иной страны является понятие «кумовской» или «блатной капитализм», капитализм для своих.
Так вот, Россия по индексу этого капитализма, составленному в 2014 г. журналом The Economist, входит в первую пятёрку стран-лидеров (наряду с Гонконгом, Малайзией, Украиной и Сингапуром).
Стало неписаной нормой, когда повсеместно родственники и друзья высокопоставленных чиновников
2 http://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mlxed
3 http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2
кормятся за счёт государства, занимают с их помощью самые «хлебные места» в госкорпорациях и крупных банках, получают всякого рода преференции и внеправовые преимущества в ведении бизнеса, в том числе обеспечиваются выгодными государственными подрядами и заказами и т. д. И это всё приняло угрожающие для будущего страны размеры. Стало сродни раковой опухоли, пустившей метастазы по всему общественному организму.
Эти угрозы настолько велики, что побудили депутатов Госдумы от «Справедливой России» и ЛДПР в начале 2016 г. инициировать два законопроекта с поправками в Закон «О противодействии коррупции».
Первый («Справедливая Россия») предлагает ввести запрет для близких родственников работать в одних и тех же государственных и муниципальных организациях в случаях, когда один из них является руководителем, а другой - его подчинённым. Второй (ЛДПР) постулирует, что «супруги и совершеннолетние дети лиц, замещающих госдолжности РФ, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом» [4].
С учётом опубликованного в первых числах марта 2016 г. журналом ЕотЪвз рейтинга самых богатых жён российских чиновников и депутатов, чьи годовые доходы исчисляют-
ся сотнями миллионов рублей, эти законопроекты смотрятся более чем актуальными*. Здесь, правда, возникает далеко не риторический вопрос о том, насколько такой «запрет на профессии» правомерен с юридической точки зрения, не ущемляет ли он конституционные права и свободы граждан, связанных близким родством с государственными чиновниками и служащими? Например, почему у чиновника не может быть талантливой супруги в облике «бизнес-вумен», которая способна хорошо вести дела?
Очевидно, что может, но с одной весьма существенной оговоркой -такая ситуация будет восприниматься общественным мнением нормальной только тогда, когда успешное занятие бизнесом чиновничьими жёнами будет не всеобщим (массовым), а избирательным (единичным), не правилом, а исключением. Ибо для того, чтобы состояться и преуспеть в бизнесе, требуется (помимо прочего) то, что в народе называют «предпринимательской жилкой», т. е. данный Богом талант.
А этот талант успешных бизнес-вумен не может быть монополией только какой-то одной социальной мини-страты. Им (как это следует из природы вещей) наделены представители самых разных социальных слоёв и групп, в среде которых всегда имеются и таланты, чья деятельность не связана с бизнесом, а свя-
4 http://www.volgograd.kp.ru/dally/26478/3349240
* В числе «призёров» этого рейтинга: Ольга Богомаз - жена временно исполняющего обязанности губернатора Брянской области Александра Богомаза с годовым доходом в 695,4 млн руб. На 2-м - жена бывшего губернатора Тульской области Владимира Груздева - Ольга Груздева (619,5 млн руб.). Замыкает тройку супруга депутата Государственной думы Сергея Вайнштейна -Екатерина Вайнштейн с доходом 598,5 млн руб. (См.: https://news.mail.ru/soclety/25014387/ ?£гошта11=1
зана с медициной, наукой, образованием, культурой.
То же должно быть и в среде жён чиновников, многие из которых могли бы прославиться и в такой важной для современной России области, как благотворительная деятельность, которая среди этой категории («первых леди») на Западе довольно популярна. У нас же (за редким исключением) этого не наблюдается. Традиция почему-то не приживается, равно как и традиция крупных добровольных пожертвований на благотворительность со стороны наших «набобов в юбке». Большинство чиновничьих жён активно «кухарит» только в бизнесе, «наваривая» далеко не хилые миллионы, в разы перекрывающие те, которые вносят в семейную копилку мужья. По этому поводу в народе шутят, что, «судя по декларациям о семейном капитале, все российские чиновники являются бессовестными альфонсами».
В этих условиях вполне естественно возникает вопрос об источниках и технологиях получения этих миллионов, поиски ответа на который так или иначе выводят нас на феномен коррупции в форме непотизма. При этом высокопоставленные чиновники необязательно напрямую устраивают своим жёнам выигрышные коррупционные схемы и создают разного рода преимущества. В российском «кумовском капитализме» без сбоев работает уже сам бренд: «жена губернатора», «жена мэра», «жена депутата» и др. -они у нас, как жена Цезаря, вне... конкуренции, им принято уступать, а не переходить дорогу, стеля при
этом ковровую дорожку. В таком же ключе работает и бренд взрослых детей.
На этом фоне неудивительно, что
слово «чиновник» в сегодняшней России приобрело сугубо негативный нарицательный смысл и ассоциируется с жадностью, бездушием, цинизмом. С теми, кто преуспел только в одном искусстве: «всем отмерять, себе отрезать», «превращать возможное в невозможное». Кто рассматривает власть лишь как средство личного обогащения, не ограниченное ни правом, ни моралью, и образует надменную «касту неприкасаемых», которая, наподобие саранчи, поедает страну, обрекая народ на прозябание в нищете и бедности.
Нынешние чиновники, говорит правозащитник из Белгорода Сергей Лежнев, «абсолютно безнаказанны. Даже если летят чьи-то головы после страшных трагедий, то это головы стрелочников, а не тех, кто действительно виноват в случившемся... Они равнодушны, безответственны, бесчеловечны. Они глухи и слепы к проблемам людей, и это уже стало системой. Массовым заболеванием» [5].
Самое печальное в том, что, несмотря на все попытки сокращения в ходе неоднократно декларировавшихся административных реформ, численность этой беспредельно и безнаказанно властвующей касты «чинороссов» (в определении главного редактора «АиФ» Н. Зятькова) продолжает расти.
Ситуация в этой сфере напоминает сечу со Змеем Горынычем - на
5 Лежнев С. Равнодушие наказывать рублём // АиФ. 2016. № 8.
месте одной отрубленной головы вырастают две.
По отношению к 1990 г. общая численность чиновничьего люда в России чуть ли не утроилась и составляет сегодня более 2,8 млн чел.
Если при Горбачёве один чиновник приходился на 220 жителей, включая младенцев, то при Ельцине - уже один на 100 жителей.
Сегодня же на одного чиновника приходится ещё меньше жителей - всего 60.
И это не считая функционеров из бизнес-структур, общественных и партийных организаций.
Очевидно, что при таких галопирующих темпах роста недалёк тот час, когда станет реальностью русская народная пословица: «Один с сошкой, семеро с ложкой».
В опубликованном под таким названием материале блогера А. Валова приводятся примечательные в этом плане данные по г. Сочи: в советское время штат муниципальных служащих в этом городе составлял порядка 80 чел.
С переходом на капиталистические рельсы и приходом к власти «эффективных менеджеров» их количество стало расти как на дрожжах, достигнув, согласно официальному отчёту за 2013 г., 1234 чел.
Ещё 16 906 чел. пришлось на работников муниципальных учреждений.
За 9 месяцев первые «проели» 456 млн руб., или 6,8% собственных доходов городского бюджета в 6 млрд 641 млн руб., вторые - 1 млрд 513 млн руб., или 22,7%.
Суммарно получается чуть ли не одна треть городских денег - 29,5%. «Ну чем не олимпийский рекорд?» [6].
Представляет интерес и интервью фермера С. Пеньшина, который с возмущением говорит, что
сегодня в России «над каждым фермером стоит аж 22 контролирующих органа (пожарные, электрики, СЭС, прокуратура, налоговая, Госсельхознадзор и пр.). И каждый если не побор возьмёт, то бумажку потребует. Если столько бумаг писать, когда работать?» И ещё: «У Министерства сельского хозяйства большое здание в центре Москвы. В каждой области в управлении сельским хозяйством - десятки чиновников. Но чем занимаются все эти люди, на которых государство тратит огромные деньги, мне непонятно» [7].
А деньги действительно немалые.
Согласно данным Росстата, суммы чиновничьих окладов в Белом доме и Кремле превышают среднероссийские в 7 раз.
При средней по России зарплате в 32 тыс. руб. средняя зарплата сотрудников аппарата правительства составила в 2015 г. 231,7 тыс. руб. в месяц.
На втором месте идут работники Администрации Президента - 217,1 тыс.
Третье место занимают аппаратчики Счётной палаты - 188 тыс.
Характерно, что, несмотря на прошлогодние указы президента о 10-процентном снижении чиновничьих зарплат, в ряде федеральных ведомств они не только не сократились, а, напротив, выросли, и довольно значительно.
Рекордсменом здесь стал аппарат Совета Федерации, у которого этот рост составил в среднем 42,2% (до 174 тыс. руб. в месяц) и Госдумы - на 30,7% (до 137 тыс. руб.). Всего же из отслеживаемых Росстатом 84 аппаратов ведомств зарплаты в сравнении с 2014 г. выросли у 17 [8].
Но речь идёт не только о нежелании «государевых слуг» затягивать (вместе с народом) пояса в условиях кризиса, но и о «барстве» за счёт госбюджета, т. е. закупках элитных то-
6 http://www.blogsochi.ru/content/odln-s-soshkol-semero-s-lozhkol
7 ГудковаВ. Стыдно за нашу землю // АиФ. 2015. № 46.
8 Симонов К. Чиновники дорожают на глазах // Московский комсомолец. 2016. 3 марта.
варов и услуг для своих нужд (офисной мебели, автомашин представительного класса, авиаперелётов, подарков юбилярам и пр.). Это «бюджетное барство» получило настолько широкое распространение, что стало объектом пристального внимания со стороны Общероссийского народного фронта (ОНФ) во главе с В. Путиным в качестве лидера. ОНФ стал периодически готовить для президента индексы расточительности госзаказчиков, которые, реализуя своё право на закупки, «часто пренебрегают здравым смыслом и законами морали», - говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» А. Гетта [9].
И действительно, сколько уже слов сказано, в том числе президентом и его ближайшим окружением, что госслужащим и чиновникам всех чинов и рангов надо «чуять под собой страну», не «пиршествовать», «не барствовать», а подавать личный пример безупречного поведения и скромности. Эти правильные слова и призывы не доходят до адресата -поэтому что ни обыск, то из сейфов вываливаются килограммы ювелирных украшений, золотые часы, золотые ручки... Не так уж далёк от истины А. Проханов, когда утверждает: «Вертикаль власти у нас разрушена. От Путина эта вертикаль проходит через правительство, через губернаторов, через мэров. И мы видим, что многие в этом среднем звене - просто воры. Что сигналы, идущие из Кремля, затухают в коррупционном болоте, искажаются, ослабляются.
За полгода попались два губернатора - на Сахалине и в Коми. А сколько ещё не поймано?..» [10].
А сколько чиновников, банкиров, бизнесменов сбежали из России -Вавилов, Бородин, Пугачёв...
«У нас обычный гражданин, - пишет известный криминолог, генерал-лейтенант милиции в отставке А. Гуров, - часто из одного района в другой не может переехать - его тут же цепляют сотрудники полиции, требуют прописку. За границу не выпустят, если задолжал алименты или квартплату - несколько тысяч рублей. А тут люди спокойно уезжают с миллиардами. И ни их, ни их денег нам не отдают. Деньги работают на дядю Сэма или на другого дядю...» [11].
Парадокс, но факт: если раньше преступников под конвоем этапировали в Магадан, то сегодня им предоставляют возможность самим себя этапировать в... Лондон, а затем объявляют в международный розыск. Причины этого парадокса, по Гурову, в том, «что многим оставшимся здесь это выгодно. Представьте себе, что Бородин или Пугачёв начнут давать показания в суде. Что они там наговорят? Не начнут ли закладывать своих высокопоставленных друзей? Вот потому, на мой взгляд, их так свободно и отпускают: нет человека - нет проблем!» [11].
Было бы, конечно, неверным утверждать, что наши верховные власти бездействуют в борьбе с коррупцией. Громкие аресты регионального начальства вот уже два года потрясают чиновников от Владивостока до Калининграда. Помимо
9 http://www.liveinternet.ru/users/reer323232/post366693910/
10 Проханов А. Инстинкт справедливости // АиФ. 2015. № 41.
11 Гуров А. Министры в законе // АиФ. 2015. № 47.
Хорошавина (Сахалин) и Гайзера (Коми) за решёткой оказались экс-мэры Махачкалы и Биробиджана, вице-губернаторы Новгородской, Омской, Челябинской областей. На 14 лет за хищение денег, которые выделялись на ипотечное кредитование, сел экс-замминистра финансов Московской области Валерий Носов. 8 лет и штраф в 297 млн за взятку получил бывший замглавы Ивановской области.
Этот список можно было бы продолжить, учитывая, что только в 2015 г., по свидетельству главы Следственного комитета А. Бастры-кина, на казнокрадов и мздоимцев в целом по России было заведено почти 25 тыс. дел [12].
Но оказаться под следствием ещё далеко не всегда значит сесть в тюрьму.
По этому поводу зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Д. Горовцов пишет: «Да, возбуждаются уголовные дела, они подсвечиваются в СМИ. А сколько этих дел доходит до суда? Сколько мы знаем громких обвинительных приговоров? Единицы! Пример госпожи Васильевой - просто фарс. Я сомневаюсь, что мы увидим на зоне и всех фигурантов скандала в Коми. Слишком часто уголовные дела либо разваливаются на стадии следствия, либо переквалифицировались - и высокопоставленные чиновники уходили под амнистию» [13].
А о чём, как не об избирательном правосудии, говорит спущенное на тормозах расследование в отношении подмосковных прокуроров, обвинявшихся в «крышева-нии» сети подпольных игровых клубов и казино?
Очевидно, что такого рода правоприменительная практика самым существенным образом дискредитирует судебную систему - де-факто самую гуманную в мире по отношению к тем, кому много дано (власть политическую и экономическую имущим), и репрессивную по отношению к тем, кому дано мало (простым гражданам). Неслучайно в народе с горечью шутят: «Не воруй мало - посадят».
«Крышевание» подпольных казино подмосковными прокурорами зеркально отразило ещё одну важнейшую сторону коррупции в России - её всё более тесную связь с организованной преступностью. Не секрет, что в «смутные» 90-е годы в России произошла повсеместная криминализация экономики, принявшая форму широкомасштабного «силового партнёрства» со стороны организованной преступности, специализировавшегося на принудительной «охране», выбивании долгов, устранении конкурентов, оказании давления на партнёров и т. д. Поэтому появились конкурирующие и неподконтрольные государству источники насилия и инстанции налогообложения на территории, находящейся под его (государства) формальной юрисдикцией.
Однако уже в нулевые ситуация меняется - организованная преступность начинает постепенно «ци-вилизовываться»: легализует себя в бизнесе и политике и тем самым так или иначе сращивается с государственно-властными структурами. Теперь коррупция для неё - это «крыша», а база - экономика.
12 Комсомольская правда. 2016. 27 февраля.
13 АиФ. 2015. № 41.
«Сегодня оргпреступность, - свидетельствует А. Гуров, - плотно связана с системой управления. Раньше бандиты только пытались к ней приблизиться, тратили до трети денег из общака на подкуп чиновников. А потом стали внедрять своих людей напрямую во власть. Точно так же, как в своё время действовала мафия на Сицилии... Менялись и сферы интересов: после рэкета, похищений людей (а только в Москве в 90-е похищали до 300 человек в год) бандиты плотно занялись экономикой, освоением бюджетных средств» [11].
И сегодня эту категорию представляет не бритоголовая братва в спортивных костюмах и с бейсбольными битами в руках. Мы имеем дело с «беловоротничковыми» преступниками - людьми модно, что называется с иголочки, одетыми, с загранпаспортами и визами многих стран. Поэтому чисто внешне
отличить нынешнего бандита от депутата или чиновника - задача из числа трудноразрешаемых. Те же события в Коми, где накрыли целое преступное сообщество из чиновников, наглядное тому подтверждение.
При этом было бы верхом наивности думать, что данная ситуация -не правило, а исключение.
Как показали отклики на это событие в результатах опроса ВЦИОМ, проведённого 10-11 октября 2015 г., 39% опрошенных россиян из 132 населённых пунктов 46 регионов страны не исключают вероятность ареста своего губернатора и его команды по обвинению в создании организованного преступного сообщества [14].
Не так уж неправы те из россиян, которые, перефразируя известную русскую народную пословицу «На воре шапка горит», утверждают: «На воре мигалка горит».
Читая программные документы наших ведущих политических партий, в том числе и правящей «Единой России», постоянно наталкиваешься на обещания «уничтожить коррупцию». Такие обещания - популизм чистой воды. Как социальный феномен, включающий как уголовно наказуемые деяния, так и деяния, не содержащие в себе состава преступления, коррупцию уничтожить нельзя. А вот низвести её до уровня не опасной для социума «хронической болезни», чьё присутствие в общественном организме не создаёт угрозы его основательного разрушения и системного «коллапса», задача вполне выполнимая.
А для этого нужны не антиконституционные «запреты на профессию», а работающий на полную мощность Закон «О противодействии коррупции», предписываемые им механизмы недопущения возможности конфликта интересов. Не менее важной является необходимость ввести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении с правом изъятия и обращения в доход государства (конфискации) имущества, которое приобретено на «неправедные» деньги.
Надо, наконец, проверять декларации не только чиновников, но и их ближайших родственников, чтобы исключить ситуацию, когда при чтении деклараций первых в голову приходит фраза героя Анатолия Папанова из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Машина на жену, дача на тестя...», а у него ничего нет - он голодранец.
14 АиФ. 2015. № 44.
Библиография • References
АиФ. 2015. № 41. [AiF. 2015. № 41] АиФ. 2015. № 44. [AiF. 2015. № 44]
Гудкова В. Стыдно за нашу землю // АиФ. 2015. № 46. [Gudkova V. Stydno za nashu zemlju // AiF. 2015. № 46] Гуров А. Министры в законе // АиФ. 2015. № 47. [Gurov A. Ministry v zakone // AiF. 2015. № 47]
Дардыкина Н. Парадоксы разрешает Веллер. Откуда и куда нас властно направляют? // Московский комсомолец. 2016. 9 марта. [Dardykina N. Paradoksy razreshaet Veller. Otkuda i kuda nas vlastno napravljajut?
// Moskovskij komsomolec. 2016. 9 marta] Комсомольская правда. 2016. 27 февраля. [Komsomol'skaja pravda. 2016. 27 fevralja]
Лежнев С. Равнодушие наказывать рублём // АиФ. 2016. № 8. [Lezhnev S. Ravnodushie nakazyvat' rubljom // AiF. 2016. № 8] Проханов А. Инстинкт справедливости // АиФ. 2015. № 41. [Prohanov A. Instinkt spravedlivosti // AiF. 2015. № 41]
Симонов К. Чиновники дорожают на глазах // Московский комсомолец. 2016. 3 марта.
[Simonov K. Chinovniki dorozhajut na glazah // Moskovskij komsomolec. 2016. 3 marta]
Независимая газета. 2003. 2 декабря. [Nezavisimaja gazeta. 2003. 2 dekabrja]
http://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160127_corruption_index_mixed
http://www.blogsochi.ru/content/odin-s-soshkoi-semero-s-lozhkoi
http://dal-prom.ru/news/197/23-06-14-2
http://www.liveinternet.ru/users/reer323232/post366693910
https://news.mail.m/society/25014387/?frommail=1
http://www.volgograd.kp.ru/daily/26478/3349240
/^ч АБОЗРЕВАТЕЛЬ
^^Ub server
44 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 6/2016