Научная статья на тему 'НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР КАК РЕАКЦИЯ НА ПОПРАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ'

НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР КАК РЕАКЦИЯ НА ПОПРАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СТРАТИФИКАЦИЯ / РАБОТАЮЩИЕ БЕДНЫЕ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / SOCIAL JUSTICE / SOCIAL BIPOLARIZATION / WORKING POOR / DEPOPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муштук Орест Захарович

Статья содержит компаративный анализ общественных условий жизни в СССР и современной России. Широкий набор социальных благ, гарантированных государством в советское время, после августа 1991 г. подвергся запредельному секвестированию. Происходит всё более явный отказ властей от своих обязательств в социальной сфере. Это привело к тому, что в глазах народа место главного врага - «проклятого Запада» заняла в большей мере (наряду с олигархами) отечественная этакратия. Прогрессирует тенденция «патриотического выгорания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOSTALGIA ON THE USSR AS A REACTION ON TRAMPLING OF SOCIAL JUSTICE

The article contains a comparative analysis of the social conditions in the USSR and today's Russia. А wide range of social benefits guaranteed by the state during the Soviet era, after August 1991 was subjected to extreme sequestration. There is an even more obvious refusal of the authorities from their obligations in the social sphere, the people are doomed to stagnation in misery bordering on poverty. This circumstance gives rise to a shift in the eyes of the people of the main enemy: the place of the “accursed West” is increasingly occupied (along with the oligarchs) by its own ethnicity. The trend of "patriotic burnout" is progressing.

Текст научной работы на тему «НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР КАК РЕАКЦИЯ НА ПОПРАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

УДК 321.01

Ностальгия по СССР как реакция на попрание социальной справедливости

Орест МУШТУК

Не так давно (в декабре 2018 г.) Левада-Центр опубликовал данные очередного социологического опроса россиян, посвященного выяснению их отношения к распаду Советского Союза, из которых следует, что число тех, кто сожалеет по этому поводу, достигло максимума за последнее десятилетие - 66%, тогда как в 2010 г. этот показатель не превышал 56%. Хотя большинство ностальгирующих по Союзу люди от 55 лет и старше, но тем не менее в последние годы такие настроения заметно растут и среди молодёжи 18-24 лет.

Среди разного рода откликов и комментариев в качестве реакции на эту зашкаливающую ностальгию по советскому прошлому внимание автора привлекла опубликованная на страницах «МК» в рубрике «Свободная тема» (12 января 2019 г.) статья одного из колумнистов этой рубрики - кандидата медицинских наук, практикующего врача-хирурга Г. Пятова под названием «Ностальгия по голодному "совку"», а также его спор с публицистом М. Шевченко о том, где жить лучше - в Союзе или в современной (постсоветской) России, материалы которого были опубликованы на страницах «КП» 17 мая 2019 г.

Что касается статьи Г. Пятова, то в ней автор «в очередной раз подивился "деинтеллектуализированной", по словам А. Невзорова, части сограждан», и решил «напомнить тем представителям старшего поколения, кто забыл,

МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия». E-mail: Mushtuk@mail.ru

Ключевые слова: социальная справедливость, стратификация, работающие бедные, депопуляция.

48

OBOGPEBATEflb-OBSERVER

8/2019

и рассказать молодому поколению, "совка" никогда не знавшему, как на самом деле народ "шиковал" на Новый год в советское время» [1]. (Хотелось бы заметить, что в раскладе респондентов речь идёт не о части «деинтеллекту-ализированных сограждан», а об их абсолютном большинстве, которым Пя-тов, вслед за Невзоровым, отказывает в элементарном здравомыслии.)

Хотя такого рода пассажи в целом не вызывают удивления, учитывая, что глумиться над народом с помощью уничижительных эпитетов, выражающих его полное презрение,- одна из наиболее ярких характеристик социально-психологического портрета наших эпатажных представителей «либеральной богемы». А в последнее время в таком же ключе стали высказываться и некоторые словоохотливые представители власти предержащей, в глазах которых простое население страны - сборище подсевших на халяву лодырей и лентяев.

Не случайно, выступая на съезде «Единой России», президент РФ В. В. Путин резко осудил такого рода словоохотливость и посоветовал всем вести себя прилично, «никогда не допускать никакого хамства, заносчивости, пренебрежения к людям на любом уровне: на самом верхнем и самом нижнем, муниципальном. Потому что, во-первых, это вредно для страны, это несправедливо в отношении людей и это просто опускает всю партию "ниже плинтуса"» [2].

По своему контенту и лексическим оборотам статья Пятова, написанная им едва только закончились новогодние праздники, практически полностью копирует другую его статью - «Мифы и легенды «совка»: лучшая еда в мире», ранее опубликованную в этой же рубрике на страницах «МК» и построенную на таком же безапелляционном утверждении, что «советские люди большую часть семидесятилетнего правления большевиков жили в нищете» и «еды в СССР просто не было» [3]. Был-де сплошной дефицит, и прежде всего дефицит продуктов питания, с которым советские люди ежедневно сталкивались, что называется «от Москвы до самых до окраин». В том

числе и при закупке продуктов для новогоднего стола - «даже примитивные и относительно не дефицитные ингредиенты легендарного салата оливье, являвшегося гвоздём программы советского новогоднего стола, нужно было запасать заранее!» Ну а когда во время командировок или туристических поездок в другие регионы (в Прибалтику, к примеру) «советский человек, зайдя в магазин, видел три вида колбасы, сыры и шоколадные конфеты, у него был выброс адреналина, как у олимпийского чемпиона на старте».

И далее в таком же гротескном ключе Пятов «моделирует», что было бы с советским человеком, если бы

1 Пятов Г. Ностальгия по голодному «совку». Советские люди просто сошли бы с ума, попади они в современный универсам // Московский комсомолец. 2019. 12 января.

2 http://www.kremlin.ru/events/president/news/59359

3 Пятов Г. Мифы и легенды «совка»: лучшая еда в мире. Не верьте сказкам про то, как прекрасно было при советской власти, - враньё это // Московский комсомолец. 2016. 19 декабря.

он «сегодня зашёл даже не в гипер-маркет, а просто в обычный сетевой универсам, где одних копчёностей до тридцати видов, сыров - примерно столько же, ну и полки ломятся от кондитерских изделий на любой вкус!» Да у него-де «был бы нервный срыв. А попади он в гипермаркет, дело кончилось бы психушкой». То же, живописует колумнист, произошло бы с советским человеком при посещении западных супермаркетов - он бы или впал в депрессию, или бы «вообще тронулся умом».

Если к этой удручающей картине тотального дефицита прибавить ещё утверждения Пятова, что продукты для народа являли собой сплошной контрафакт (качественными были только продукты для номенклатуры), то возникает далеко не риторический вопрос, как в эти ужасные «голодные» и «холодные» времена «совку» удавалось не только выживать, но и интенсивно «размножаться». Представляется не лишним напомнить Пятову, что Советский Союз, потеряв в годы Великой Отечественной войны 27 млн чел., всего за 11 лет, благодаря естественному приросту, восполнил эти потери и уже в 1956 г. восстановил предвоенную численность населения, которая накануне войны (в июне 1941 г.) составляла 196,7 млн чел. А 35 лет спустя - накануне распада - в СССР проживало уже почти 300 млн чел. (более стомиллионный прирост).

Что касается населения собственно Российской Федерации, то, достигнув в 1991 г. своего максиму-

ма в 148,5 млн чел. (из которых 120 млн русских и 28,5 млн граждан других национальностей), оно затем стало сокращаться из года в год - начался процесс, который в науке о народонаселении (демографии) называется депопуляцией. В период с 1991 по 2017 г. в результате значительного превышения смертности над рождаемостью Россия потеряла в общей сложности 13,2 млн чел. И только благодаря массовому исходу русских из бывших «братских» республик эти потери удалось в той или мере компенсировать. По свидетельству известного специалиста-демографа В. Тимакова, после распада СССР в Россию вернулось порядка 10 млн русских. Их массовая репатриация вместе с репатриацией других коренных народов России как раз и стала для неё спасением от депопуляции [4].

Но сегодня этот ресурс практически полностью себя исчерпал и перестал покрывать сокращение числа граждан - как результат, в каждом третьем российском регионе людей умирает в 1-2 раза больше, чем рождается. Демографы подсчитали: чтобы население страны не сокращалось, на каждую женщину детородного возраста должно приходиться 2,1 ребенка. Это суммарный коэффициент рождаемости. У нас он в 2017 г. составил всего 1,62. Вот почему как минимум в ближайшие 10 лет население России продолжит сокращаться. По самым оптимистическим сценариям страна потеряет ещё порядка 5 млн чел. [5].

4 Тимаков В. Если бы СССР не распался, в нём жили бы 320 миллионов человек // Комсомольская правда. 2018. 21 ноября.

5 Комсомольская правда. 2019. 25 января.

Но вот ведь в чём здесь парадокс:

непрекращающаяся депопуляция происходит в условиях, когда поражающие воображение «совка» затоваренность рынков и супермаркетов - давно уже обыденная реальность, за колбасой больше никто не давится, а слова «дефицит» и «очередь» с «клеймением» её номера на ладони шариковой ручкой стали анахронизмами. Однако наступившее продуктовое изобилие отнюдь не означает, что народ стал на порядок «жить лучше», «жить веселей». Если при «застойном социализме» основное противоречие в потребительской сфере в шутку определялось максимой: «В магазинах пусто, а в холодильниках густо», то при «затоваренном номенклатурно-олигар-хическом капитализме» всё с точностью до наоборот: «В магазинах густо, а в холодильниках пусто».

Так или иначе решаемая при «совке» проблема «где достать?» сменилась трудно разрешимой проблемой «на что купить?».

Общая численность тех, кому не хватает даже на еду и кто живёт за чертой бедности, составила по итогам 2016 г. без малого 23 млн чел. Что даже больше, чем было 10 лет назад в 2006 г. - 21,6 млн чел.

Но что значит «жить за чертой бедности»?

Это значит иметь доходы меньше прожиточного минимума, который после «неслыханной щедрости» правительства - увеличения с 1 января 2019 г., приравненного к нему МРОТ, на 117 руб. - составляет сегодня 11 280 руб. Что не соответствует реальным, даже минималь-

ным потребностям людей и отражает, по справедливому замечанию доктора экономических наук Е. Гонт-махера, «не уровень бедности, а уровень крайней (абсолютной) бедности, нищеты» [6].

11 280 рублей, возможно, способны обеспечить семье пропитание в режиме «лечебного голодания» (или, говоря словами депутата Госдумы, бывшего главного санитарного врача России Г. Онищенко, «чуть-чуть впроголодь»), но на оплату ЖКХ, медицинских услуг (за пределами ОМС) и прочих благ цивилизации их уже не хватит. А если этот минимум, унизительный как для граждан, так и для России, претендующей на одно из первых мест среди высокоразвитых государств, повысить до 25 тыс. руб., как на этом настаивает ныне Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), то за чертой бедности окажется не 13%, а все 30% россиян.

По сути, мы имеем целое государство нищих, численность которых в реальности (а не по данным официальной статистики) далека от того, чтобы уменьшаться. Не так давно даже отец ваучерной приватизации и залоговых аукционов А. Чубайс признал, что «значительная часть населения живёт бедно или очень бедно», но при этом забыл ответить на вопрос почему. Что, впрочем, неудивительно, ибо (в числе других наших либералов -«чикагских мальчиков») именно Чубайс стоял у истоков этой бедности, десятилетиями являясь «членом правительства и топ-менеджером ключевых направлений отечествен-

6 Гонтмахер Е. Спасёт ли от бедности прибавка в 117 рублей? // АиФ. 2018. № 51.

ной экономики и промышленности» [7].

В докладе Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственного управления (РАНХиГС), посвящённом мониторингу продовольственной безопасности, говорится, что по международным критериям продовольствие доступно, если на него приходится не более 20% расходов семьи. Если же эта доля превышает 50%, с большой долей вероятности семья недоедает. Ведь надо тратиться ещё и на одежду, быт, «коммуналку» и прочие нужды. Поэтому заботиться о полноценном питании такие люди не в состоянии, покупаются самые дешёвые, чаще всего фальсифицированные, напичканные химией контрафактные продукты по типу колбасы, которая (по причине полного отсутствия в ней мяса) колбасой не пахнет.

Так вот, согласно данным социологов Левада-Центра, около 40% российских потребителей тратят на еду половину месячного дохода, а ещё 19% расходуют на продукты питания две трети заработка. (Для сравнения: в Люксембурге этот показатель равен всего 7-8%, Великобритании - 10%, Нидерландах -10,6%.) А если при этом учесть повышение на 2% НДС, а также двухэтапный рост тарифов ЖКХ, велика вероятность, что в текущем

(2019) году, как считают независимые эксперты, большинству российских семей денег на еду и вовсе будет не хватать... [8] Уже сегодня, как было заявлено на прошедшем недавно в Москве III Всероссийском конгрессе по геронтологии и гериатрии, около 50% пожилых людей в России недоедают.

Особенно тревожно материальное положение многодетных семей, 51% из которых, по признанию вице-премьера Т. Голиковой, находятся за чертой бедности [9]. Не лучшим образом обстоят дела у молодых семей: почти 60% из них не могут позволить себе товары длительного пользования. Смотрят оставшийся от родителей телевизор, сидят на бабушкином диване. А ведь именно на молодые семьи возлагаются надежды на преодоление демографической ямы. Запретами абортов, как предлагает патриарх, тут не поможешь. Нужно, чтобы семьи хотели иметь детей. Но кто захочет рожать, если деньги на детскую коляску придётся просить у родителей или брать кредит?! Но и родители не всегда могут прийти на помощь. У 65% жителей России нет сбережений, и все деньги они вынуждены тратить только на первоочередные нужды, не имея возможности создавать себе даже маленькую подушку финансовой безопасности (накопить хотя бы небольшую сумму на чёрный день) [10]. Как говорят в наро-

7 http://likorg.ru/post/mariya-zaharova-chubaysu-pochemu-znachitelnaya-chast-naseleniya-zhivet-bedno-hotelos-by-uznat-u-cheloveka-desyatiletiyami-yavlya

8 Александрова Л. Полцарства за еду // Московский комсомолец. 2018. 19 декабря.

9 Комсомольская правда. 2019. 11 июня.

10 Костиков В. Кто отнял у юродивого копеечку? Социологи утверждают: бедность в России становится национальной проблемой // АиФ. 2019. № 23; Кто ест в три горла. В стране растёт социальное и материальное расслоение // АиФ. 2019. № 17.

де, когда «в кармане вошь на аркане», сберегать нечего.

Было бы глупо утверждать, что

при «совке» народ в массе своей жил богато. Нет, конечно. Но никакой беспросветной нищеты и голода не было. Вне всякого сомнения, прав гендиректор ВЦИОМ В. Фёдоров, когда утверждает, что «все мы вышли из советской шинели. Советское государство культивировало патернализм: требовало от граждан упорной работы на благо страны, но при этом гарантировало им большой набор социальных благ, пусть и невысокого качества, но всем: жильё, бесплатное образование и медицину, гарантированное трудоустройство, пособия, пенсии по достижении возраста. Поэтому для среднего российского человека социальный идеал - не в будущем, а в недавнем прошлом: ожидание от властей, что они обеспечат этот необходимый минимум».

Но когда эти ожидания не оправдываются и «власть говорит: "Я вам ничего не должна", "Я вас не заставляла рожать детей", "Да вы ещё в 60 лет молодые, куда вам на пенсию",- это вызывает возмущение и озлобление. Тут не о патернализме речь, а о смене социального идеала -поскольку политика, которую проводит государство во многих важных для людей сферах, входит в категорическое несоответствие с тем, что они считают верным. Ну не нужно нам платной медицины и платного образования, хотя в их пользе нас

убеждают чиновники и бизнесмены...» [ 11].

Уместно в этой связи привести и мнение отечественного историка В. Соловья: «Россия в результате сырьевого скачка заработала, по разным данным, от 2 до 4 трлн долларов... А что мы из этого получили? Число миллиардеров в России выросло. Любителей роскошной жизни стало больше. А что получили все остальные? Их уровень жизни за последние три года упал на 10 лет вниз. Сейчас уровень жизни примерно такой же, как в 2008-2009 годах. Но главное, что оказалось потеряно, это надежда. Надежда на то, что мы можем построить если не справедливое, то более экономически и социально эффективное общество...» [ 12].

Говорят, что однажды Н. Хрущёв с большой долей искренности сказал: «Если при социализме у человека есть штаны, а при капитализме к штанам полагается ещё и пиджак, то зачем человеку социализм?» Перифраз этого высказывания применительно к социальным итогам рыночной трансформации России выливается в вопрос-недоумение: «Если при "застойном брежневском социализме" у человека были штаны, а при "демократических реформах" с него эти штаны содрали, то зачем человеку такие реформы?»

Действительно, зачем?

Для чего надо было разрушать СССР, когда за более чем четверть века «капиталистического развития» мы в социальной сфере (впрочем, и в других тоже) не смогли сделать

11 http://maxpark.com/community/4109/content/6581288

12 Соловей В. Надо отменить два-три идиотских закона - и Россию ждёт улучшение жизни // Комсомольская правда. 2019. 9 января.

не то чтобы рывка, но хотя бы полшага вперёд. Вместо социального договора с обществом государство заключило негласный контракт с преуспевающей группой - слоем доморощённых набобов и нуворишей (около 3% населения), на долю которых, как подсчитали эксперты Высшей школы экономики и Внешэкономбанка, приходится 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов в банках и почти 90% всех наличных сбережений. Всё делается в интересах этой плутократической мини-страты, в том числе в налоговой сфере - ей не только облегчают жизнь в связи с санкциями, но отказываются «раскошелить» богатых введением прогрессивного налогообложения, как это принято во всём цивилизованном мире. Когда богач с миллиона платит 13% и бедный такой же налог с 10 тыс., это не что иное, как проявление вопиющей социальной несправедливости.

Давая интервью в телепрограмме «Познер», министр финансов А. Си-луанов оговорился, сказав, что у нас богатые люди настолько умны, что поднаторели в искусстве уклонения от налогов вплоть до того, что могут вообще вывести деньги из нашей страны, в силу чего прогрессивная шкала налогообложения будет бесполезна. Если продолжить эту мысль, пишет политический обозреватель Г. Бовт, то получается, что «бедные люди глупее богатых, поэтому с них можно драть три шкуры» [13]. Что наше «социальное» (согласно Конституции) государство с успе-

хом и делает, постоянно увеличивая фискальную нагрузку на граждан. Здесь и новые виды налогов - в виде налога на самозанятых (правда, пока только в виде эксперимента в четырёх регионах России); и повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20% (что уже вызвало рост цен, в том числе на социальные продукты, и ускорило инфляцию); это и ставшее уже «доброй традиций» ежегодное повышение тарифов на ЖКХ и многое другое. По этому поводу в народе шутят: «Если к уху приложить пустой кошелёк, то можно услышать, как в нём шуршит правительство Российской Федерации».

Особо зримо демонтаж социального государства проявился в пенсионной реформе, которая стала шоком для россиян и укрепила их неверие в то, что жизнь их станет лучше, а также обострила массовые ощущения «социал-дарвинизации» окружающей действительности [ 14]. «В кулуарах власти, - пишет известный политический обозреватель «МК» М. Ростовский, - с гордостью говорят, что "казна пухнет от денег". Но эти деньги "лежат в кубышке", а не работают на повышение благосостояния граждан, которые чувствуют, что их тисками сжимают со всех сторон» [15].

Неслучайно больше половины респондентов (52%) упоминавшегося опроса Левада-Центра среди причин, по которым им не хватает СССР, назвали «разрушение единой экономической системы», утрату со-

13 Бовт Г. Легче доить бедных, чем богатых // Комсомольская правда. 2018. 31 октября.

14 Матюхин А.В., Муштук О.З. Социал-дарвинизация России // 0бозреватель-0bserver. 2018. № 12. С. 41.

15 Ростовский М. Расколотая Россия // Московский комсомолец. 2019. 18 января.

циальной и экономической справедливости. За этим кроется очень простая вещь: избытка продуктов не было, но были надёжные гарантии минимального достатка и жизнь без страха перед будущим. И не только для работающих, но и для пенсионеров: учёные РАНХиГС подсчитали, что для того, чтобы привести к советскому уровню нынешнюю среднюю пенсию в России, её нужно поднять с 14 тыс. до 23 тыс. руб. [ 16].

Сегодня же характерный для советского времени социальный оптимизм среди народа исчез практически полностью, уступив место социальному пессимизму, неверию в то, что власть способна изменить жизнь народа к лучшему. Ныне для абсолютного большинства россиян присуще не только традиционное беспокойство: «лишь бы войны не было», но и порождённое демонтажем социального государства новое: «лишь бы завтра не было хуже, чем вчера». Именно это обстоятельство (беспокойство за завтрашний день) предопределило в качестве ключевого вопрос «Когда жизнь наладится хотя бы чуть-чуть?», который рефреном звучал на июньской (2019 г.) «Прямой линии с Владимиром Путиным».

Знаток русской души - Н. А. Бердяев, говоря о характере русского человека, неизменно подчёркивал наличие в нём «бабьего начала», т. е.

повышенной эмоциональности, совестливости. Для русского человека несчастье - не просто бедность, нехватка денег, а нарушение справедливости, триумф людей без стыда и чести. И когда власть, назвавшая себя демократической, позволила этим людям прихватить народное достояние и стать сказочно богатыми, а его при этом пустить по миру, она тем самым попрала извечную русскую мечту о справедливости и граде Китеже (царстве Божьем на земле) [17], т. е. «попрала ту самую холистическую мечту, которая в русском самосознании всегда охватывала не только сферу социального проектирования, но и выходила на уровень онтологии и гносеологии» [18].

Уместны в этой связи параллели, которые проводит доктор политических наук А. В. Матюхин: «В России сложилась во многом схожая с украинской олигархическая система. Несомненно, на Украине эта система имеет более "дикий вид", но природа одна - несправедливое перераспределение национальных богатств в пользу немногочисленных людей, "семей" и кланов» [19].

Как результат этой вопиющей несправедливости - в стране расширяется пропасть между народом и властью, крепнет убеждение, что нынешнее российское государство не служит народу, а противостоит ему.

16 Лунин А. Дензнак признания. Сколько современных рублей «весил» старый советский рубль // АиФ. 2019. № 24.

17 Муштук О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 222.

18 Ишутин А. А. Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2017. № 4. С. 25-26.

19 Матюхин А. В. Роль идеологии в общественных преобразованиях // Обозреватель-Observer. 2017. № 4. С. 9-10.

И если в «смутные» 90-е годы народ в основном ненавидел олигархов, то сейчас его прежде всего раздражают быстро богатеющие госчиновники всех мастей и рангов, которые всё чаще дают народу понять, что «спасение утопающих, дело рук самих утопающих», что теперь «каждый сам за себя, один Господь Бог за всех».

Не так уж далёк от истины отечественный политолог Н. Миронов, утверждающий, что «сейчас в России быстрыми темпами идёт дезинтеграция нации. Негатив направлен против власти, "чиновников", депутатов-единороссов, олигархов... В большей степени под ударом оказывается государство, так как именно от него люди ждут помощи в трудное время, но не получают её» [20].

Отвечая на вопрос корреспондента «АиФ» «Какие вопросы чаще всего задают в аудиториях?», директор Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН академик М. Горшков назвал вопрос о том, «есть ли в обществе предпосылки для массового выхода социального напряжения наружу? Готов ли народ более активно отстаивать принципы социальной справедливости? Проще говоря - подошло ли общество к рубежу, когда народ готов пойти на баррикады?». Совершенно очевидно, заключает академик, что «без нарастающей неудовлетворённости положением дел такой вопрос не появился бы» [21].

Как бы там ни было, но нынешняя ситуация в России всё больше становится похожа на торфяник -наверху вроде всё покойно, а внизу набирает силу тление. К чему оно рано или поздно приводит (если его вовремя не гасить), хорошо известно.

В рассуждении Г. Пятова о том, как плохо было при «совке» и как хорошо в современной России, заслуживает внимания его отношение к проблеме трудовой ментальности россиян. Не секрет, что в исследованиях этого феномена как среди западных, так и среди наших либеральных учёных и публицистов в качестве наиболее ярких черт чаще других указывается недостаток в наших людях предприимчивости, неразвитость установки на трудовую активность как источник личного благополучия и процветания. В России-де привыкли рассчитывать не на себя, не на собственный упорный и напряжённый труд («работа только дураков любит»), а на «емелькино счастье и щучье (в смысле государственно-государево) веление» (государственный патернализм).

Парадоксально, но факт - подобные утверждения затрагивают даже такую специфическую сферу, как народный фольклор. Так, первый зампред Центробанка С. Швецов считает, что русские народные сказки носят ярко выраженный антирыночный характер, так как не учат народ правильному отноше-

20 Миронов Н. Низы не хотят и не могут. Социальные проблемы угрожают национальной консолидации // Московский комсомолец. 2018. 20 декабря.

21 Кожемякин В. Успокоить нервы общества. Социолог Михаил Горшков - о трёх главных проблемах современной России // АиФ. 2019. № 24.

нию к деньгам, а учат халяве. Поэтому-де надо их (сказки) переиначить [22].

Именно в таком ключе и высказывается Г. Пятов, хотя при этом избегает пользоваться термином «халявщики»: в его глазах «те, кто ноет, что заработать не может», откровенные «иждивенцы». Среди них есть даже те, кто «своих детей отдают в детский дом, говоря: "Работы нет". На самом деле-де "работы в России полно" - если бы это было не так, то не было бы в стране "16 миллионов гастарбайтеров"», которые хотят работать и работают.

Ещё одно доказательство в пользу этого вывода колумнист находит в Москве, где, по его мнению, каждые 9 из 10 таксистов -приезжие из Средней Азии, с доходом от 100 до 120 тыс. Признавая, что в отдельных российских регионах зарплата много ниже среднемесячной по стране в 44 тыс., тем не менее немало вакансий в 50 тыс. и более. Так что возможности достойного заработка в России, заключает Пятов, безграничны. Было бы только желание «работать, а не бухать» [23].

Диаметрально противоположной этим рассуждениям является оценка отечественных реалий, сложившихся в сфере наёмного труда под влиянием массовой миграции, которую тот же Пятов, даёт в другой своей статье «Как гастарбайтеры подтачивают Россию». В ней он сам себя опровергает, утверждая, что «дешёвый труд гастарбайтеров ли-

шает работы миллионы россиян». У них нет возможности «получить работу, которую бы оплачивали в размере, достаточной для содержания семьи». Как результат, «наш соотечественник либо сидит без работы (и спивается), либо уходит в теневой сектор, в котором доходы тоже не ахти, потому что миллионы гастарбайтеров, готовых работать в два раза дешевле россиян, приводят к тотальному снижению расценок на труд» [24].

И с этими обобщениями и выводами трудно не согласиться, ибо на самом деле бедность в нынешней России не имеет ничего общего с якобы присущей россиянам ленью и нежеланием работать - в её основе печальная констатация факта: за почти 30-летнюю историю нашего движения к «светлому капиталистическому будущему» в стране так и не созданы все необходимые условия для того, чтобы коренные россияне в массе своей имели возможность обеспечить достойную жизнь себе и своим близким, «работая по способностям» и достойно «получая по труду».

Наверстав за 70 лет советской власти отставание от западных стран, «мы за 30 лет развали всё что могли» (в том числе закрыли десятки тысяч предприятий) и, «будучи сверхдержавой, превратились в страну третьего мира... Это в 1985 году мы были второй экономикой мира (после США)... сегодня мы - сырьевая империя с оставшейся в наследство ядерной дубин-

22 Поляков Ю. Кому не понравились русские сказки? // АиФ. 2019. № 4.

23 http://penza.bezformata.com/listnews/gde-zhit-luchshe-v-sssr/74916380/

24 Пятов Г. Как гастарбайтеры подтачивают Россию // Комсомольская правда. 2018. 7 апреля.

кой», - с горечью пишет писательница Е. Александрова-Зорина [25].

Добывая море нефти, в год делаем только 500 детских колясок, выпускаем всего 1 пиджак на 70 мужчин, 1 кофемолку на 1500 семей. А реально безработных у нас, по разным экспертным оценкам, от 5 до 10 млн чел.

Ещё два года назад вице-премьер О. Голодец отметила в одном из своих публичных выступлений: «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, - это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере - работающие бедные» [26].

По подсчётам Аналитического центра при Правительстве РФ, таких бедных (лишённых возможности обеспечить себя и свои семьи) у нас более 12 млн. В 2016 г., по данным Росстата, зарплату ниже прожиточного минимума (уровень нищеты) получали 10,67% работников; от одного до двух уровней прожиточного минимумов (уровень бедности) -27,5%, т. е. около 40% российских работников трудятся буквально за тарелку супа. И самое неприглядное для власти то, что в группе риска работающих бедных - интеллектуальный гумус России: врачи, работники науки и культуры, учителя. Майский - ещё от 2012 г. - указ президента предписывал увеличить зарплату этим специалистам до уровня не ниже среднего в конкретном регионе. Но спустя 6,5 года президент вынужден был вновь обратиться к этому вопросу в своём февральском послании Федеральному

собранию, так как далеко не все учителя и врачи ощутили за эти годы предписанную им прибавку к зарплате, что подтвердили также многочисленные жалобы с их стороны (по-прежнему получают зарплаты, на которые жить невозможно), прозвучавшие на «Прямой линии с Владимиром Путиным».

Ещё один показательный в этом плане факт: согласно официальным данным, трудоспособное население в России насчитывает 81,3 млн, официально зарегистрированные безработные - 800 тыс., инвалиды -2,4 млн чел. Но, как следует из сообщений Пенсионного фонда России, к нему поступают данные о доходах лишь 54 млн граждан, а 24,1 млн чел. свои заработки скрывают. При этом речь идёт не только о самозанятых, но и тех, кто трудится по найму в тени, будучи лишён возможности работать официально. И только «потому, что у нас, - как свидетельствует Е. Куликов, генеральный секретарь Совета профсоюзов России, - процветает правовой беспредел со стороны работодателей. В крупных городах человек ещё может выбрать, где ему работать, легально или нет, а в малых населённых пунктах такого выбора нет. Чтобы прокормить семью, люди вынуждены соглашаться на всё. Работодатели диктуют кабальные условия, вынуждают людей работать сверхурочно, не заключают трудовые договоры, а несогласным говорят: "Не нравится? Уходите!"» Что касается ответственных органов (трудинспекции, прокуратуры),

25 Александрова-Зорина Е. Ужасное далёко. Если бы советский человек переместился из 1985-го в 2015-й, он сошёл бы с ума // Московский комсомолец. 2015. 27 октября.

26 https://abnews.ru/2017/03/14/golodec-bednost-rossiyan/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то они, подчёркивает Куликов, «смотрят на произвол сквозь пальцы. Если не сломать эту систему, когда работник находится в роли

раба, а работодатель творит что хочет, вывести людей из тени не получится. Наоборот, их станет больше» [27].

Можно было бы и дальше приводить реальные свидетельства массовой неустроенности и бедности россиян, но и изложенного достаточно, чтобы отвергнуть как несостоятельное итоговое обобщение Г. Пятова: «Никогда за последние сто лет русские люди не жили так хорошо, как сейчас». Правда, если отнестись к нему с известной долей юмора, то оно вполне вписывается в одну из новых народных примет, рождённых политической практикой постсоветской России: если власти говорят, что всё у нас хорошо, - это значит, что никакой надежды на лучшее нет.

Библиография • References

АиФ. 2019. № 24.

[AiF. 2019. № 24]

Александрова Л. Полцарства за еду // Московский комсомолец. 2018. 19 декабря.

[Aleksandrova L. Polcarstva za edu // Moskovskij komsomolec. 2018. 19 dekabrya]

Александрова-Зорина-Е. Ужасное далёко. Если бы советский человек переместился из 1985-го в 2015-й, он сошёл бы с ума // Московский комсомолец. 2015. 27 октября.

[Aleksandrova-Zorina E. Uzhasnoe dalyoko. Esli by sovetskij chelovek peremestilsya iz 1985-go v 2015-j, on soshyol by s uma // Moskovskij komsomolec. 2015. 27 oktyabrya]

Бовт Г. Легче доить бедных, чем богатых // Комсомольская правда. 2018. 31 октября.

[Bovt G. Legche doit' bednyh, chem bogatyh // Komsomol'skaya pravda. 2018. 31 oktyabrya]

Гонтмахер Е. Спасёт ли от бедности прибавка в 117 рублей? // АиФ. 2018. № 51.

[Gontmaher E. Spasyot li ot bednosti pribavka v 117 rublej? // AiF. 2018. № 51]

Ишутин А. А. Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2017. № 4. С. 21-30.

[Ishutin A.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty holizma kak filosofskoj pozicii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Filosofskie nauki». 2017. № 4. S. 21-30]

Кожемякин В. Успокоить нервы общества. Социолог Михаил Горшков - о трёх главных проблемах современной России // АиФ. 2019. № 24.

[Kozhemyakin V. Uspokoit' nervy obshchestva. Sociolog Mihail Gorshkov - o tryoh glavnyh problemah sovremennoj Rossii // AiF. 2019. № 24]

Комсомольская правда. 2019. 25 января.

[Komsomol'skaya рravda. 2019. 25 yanvarya]

Комсомольская правда. 2019. 11 июня.

[Komsomol'skaya рravda. 2019. 11 iyunya]

27 АиФ. 2019. № 24. 12 июня.

8/2019

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

59

Костиков В. Кто отнял у юродивого копеечку? Социологи утверждают: бедность в России становится национальной проблемой // АиФ. 2019. № 23.

[Kostikov V. Kto otnyal u yurodivogo kopeechku? Sociologi utverzhdayut: bednost' v Rossii stanovitsya nacional'noj problemoj // AiF. 2019. № 23]

Кто ест в три горла. В стране растёт социальное и материальное расслоение // АиФ. 2019. № 17.

[Kto est v tri gorla. V strane rastyot social'noe i material'noe rassloenie // .AiF. 2019. № 17]

Лунин А. Дензнак признания. Сколько современных рублей «весил» старый советский рубль // АиФ. 2019. № 24.

[Lunin A. Denznak priznaniya. Skol'ko sovremennyh rublej «vesil» staryj sovetskij rubl' // AiF. 2019. № 24]

Матюхин А. В. Роль идеологии в общественных преобразованиях // Обозреватель-Observer. 2017. № 4. С. 6-14.

[Matyuhin A. V. Rol' ideologii v obshchestvennyh preobrazovaniyah // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 4. S. 6-14]

Матюхин А. В., Муштук О. З. Социал-дарвинизация России // Обозреватель-Observer. 2018. № 12. С. 29-43.

[Matyuhin A. V., Mushtuk O. Z. Social-darvinizaciya Rossii // Obozrevatel'-Observer. 2018. № 12. S. 29-43]

Миронов Н. Низы не хотят и не могут. Социальные проблемы угрожают национальной консолидации // Московский комсомолец. 2018. 20 декабря.

[Mironov N. Nizy ne hotyat i ne mogut. Social'nye problemy ugrozhayut nacional'noj konsolidacii // Moskovskij komsomolec. 2018. 20 dekabrya]

Муштук О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 303 с.

[Mushtuk O.Z. Iskushenie biznesom. Grimasy rossijskogo predprinimatel'stva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya, 2011. -303 s.]

Поляков Ю. Кому не понравились русские сказки? // АиФ. 2019. № 4.

[Polyakov YU. Komu ne ponravilis' russkie skazki? // AiF. 2019. № 4]

Пятое Г. Как гастарбайтеры подтачивают Россию // Комсомольская правда. 2018. 7 апреля.

[Pyatov G. Kak gastarbajtery podtachivayut Rossiyu // Komsomol'skaya pravda. 2018. 7 aprelya]

Пятое Г. Мифы и легенды «совка»: лучшая еда в мире. Не верьте сказкам про то, как прекрасно было при советской власти, - враньё это // Московский комсомолец. 2016. 19 декабря.

[Pyatov G. Mify i legendy «sovka»: luchshaya eda v mire. Ne ver'te skazkam pro to, kak prekrasno bylo pri sovetskoj vlasti, - vran'yo eto // Moskovskij komsomolec. 2016. 19 dekabrya]

Пятов Г. Ностальгия по голодному «совку». Советские люди просто сошли бы с ума, попади они в современный универсам // Московский комсомолец. 2019. 12 января.

[Pyatov G. Nostal'giya po golodnomu «sovku». Sovetskie lyudi prosto soshli by s uma, popadi oni v sovremennyj universam // Moskovskij komsomolec. 2019. 12 yanvarya]

Ростовский М. Расколотая Россия // Московский комсомолец. 2019. 18 января.

[Rostovsky M. Raskolotaya Rossiya // Moskovskij komsomolec. 2019. 18 yanvarya]

60

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

8/2019

Соловей В. Надо отменить два-три идиотских закона - и Россию ждёт улучшение

жизни // Комсомольская правда. 2019. 9 января. [Soíouej V. Nado otmenit' dva-tri idiotskih zakona - i Rossiyu zhdyot uluchshenie

zhizni // Komsomol'skaya pravda. 2019. 9 yanvarya] Тимаков В. Если бы СССР не распался, в нём жили бы 320 миллионов человек //

Комсомольская правда. 2018. 21 ноября. [Timakov V. Esli by SSSR ne raspalsya, v nyom zhili by 320 millionov chelovek //

Komsomol'skaya pravda. 2018. 21 noyabrya] http://likorg.ru/post/mariya-zaharova-chubaysu-pochemu-znachitelnaya-chast-

naseleniya-zhivet-bedno-hotelos-by-uznat-u-cheloveka-desyatiletiyami-yavlya http://maxpark.com/community/4109/content/6581288 http://penza.bezformata.com/listnews/gde-zhit-luchshe-v-sssr/74916380/ http://www.kremlin.ru/events/president/news/59359 https://abnews.ru/2017/03/14/golodec-bednost-rossiyan/

Статья поступила в редакцию 27 июня 2019 г.

8/2019

OBOGPEBATEnb-OBSERVER

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.