Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 669.713.7
Ю. В. Сидорова Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Рассмотрены основные проблемы развития российского экспорта и методы его стимулирования.
По мнению экспертов, развитие российского экспорта сдерживают следующие проблемы:
- низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машино-технических изделий;
- тяжелое финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов и коммерциализацию имеющихся конкурентоспособных разработок;
- резкое повышение реального курса рубля в связи со стабилизацией его номинального курса в рамках «валютного коридора»;
- недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления в первой половине 90-х годов требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках про-мышленно развитых государств;
- опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности;
- несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечивающая российский экспорт;
- недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
- разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
- сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения России на перспективные рынки;
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях. В развивающихся странах политика сти-
мулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.
Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов. Важным направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Политика привлечения ПИИ предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия "экспортной" составляющей.
Степень остроты проблемы в отношении необходимости стимулировать экспорт во многом зависит от политики обменного курса. Установление реального эффективного обменного курса является крайне важным элементом политики стимулирования экспорта. В ряде случаев страны не считали нужным прибегать к поощрительным мерам в отношении экспорта на микроуровне, но активно и успешно использовали валютный курс как средство макроэкономического стимулирования. Опыт ряда стран показывает, что достижение реального эффективного обменного курса заметно снижает роль других схем стимулирования экспорта. В настоящее время распространены следующие методы стимулирования экспорта.
1. Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).
2. Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
3. Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски.
4. Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на
комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимально использовать в интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России.
© Сидорова Ю. В., Цветцых А. В., 2010
УДК 65.011.8
Е. В. Сомова, М. А. Котолкян Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ
Представлены результаты исследования рынка театральных услуг для молодежи города Красноярска.
Использование маркетинговых технологий становится все более востребованным во многих областях общественной деятельности, в том числе в сфере театрального искусства. Однако прежде чем предпринимать конкретные маркетинговые действия в театральном деле, необходимо изучить целевую аудиторию с помощью специальных методов маркетингового исследования, иметь представление об его потребностях. В настоящее время сложилась ситуация снижения ин6тереса у молодежи к театральным услугам. Это связано, во-первых, с общим снижением культурного уровня современного общества в целом и молодых людей в частности. Во-вторых, со значительным развитием рынка рекреационных услуг (кинотеатров, развлекательных центров, ночных клубов, боулингов и т. д.), которые являются основными конкурентами музеев, театров, библиотек у этой категории потребителей. В-третьих, с недостаточным финансированием государственных учреждений культуры, а также с отсутствием соответствующих знаний в маркетинговой деятельности среди сотрудников этих учреждений.
Проведенные исследования были получены следующие результаты.
1. Формирование портрета потребителя театральных услуг среди молодежной аудитории.
В ходе исследования в театре было опрошено 35 % мужчин и 65 % женщин, из них 30 % - молодежь в возрасте от 18 до 19 лет, 48 % - 20-25 лет и
22 % в возрасте от 26 до 30 лет. Причем, как показали результаты исследования, 77% опрошенных респондентов проживают в г. Красноярске, а 23 % - это гости города. По роду занятий респонденты распределились следующим образом: 54 % - студенты; 24 % - служащие, 20 % - рабочие и 2 % - безработные. Характеристики выборки представлены графически (рис. 3-5). Таким образом, портрет потребителя театральных услуг среди молодежной аудитории. Это женщина 20-25 лет, студентка, постоянно проживающая в г. Красноярске.
2. Частота посещения театра молодежью. В целом у молодежи наблюдается неравномерная частота посещения театра. Так, общее количество ответов с высокой частотой посещения (от «раз в месяц» до «раз в два-три месяца») составляет у театралов 46 %, а у потенциальных потребителей - всего 20 %. Данные также позволяют сделать вывод о том, что востребованность театральных услуг у группы «театралы» существенно выше, чем у группы «потенциальные потребители». Наиболее популярными ответами о частоте посещения у «театралов» были «раз в месяц» (23 %), «раз в два-три месяца» (23 %) и «раз в полгода» (22 %). А у «потенциальных потребителей» театральных услуг наиболее популярными ответами были «раз в несколько лет» (35 %), «раз в полгода» (24 %) и «раз в год» (20 %). Студенты являются основными представителями молодежи в театре.