Научная статья на тему 'Зарубежный опыт стимулирования экспорта'

Зарубежный опыт стимулирования экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1921
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верниковская Оксана

В новой пятилетке 2011-2015 гг. стратегическими задачами Республики Беларусь определены рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности и выход на положительное сальдо внешней торговли и др. Обзор зарубежного опыта стимулирования экспорта показывает, что в мире не существует единого подхода и набора инструментов регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности. Каждое государство использует собственные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of export promotion

The new five-year 2011-2015 strategic objectives of the Republic of Belarus the growth of exports of goods and services, improving its effectiveness and a positive balance of foreign trade, etc.: a Review of international experience of export promotion shows that there is no common approach and set of instruments of regulation and support of foreign economic activity. Each state uses its own strategy.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт стимулирования экспорта»

синергия знаний

Зарубежный опыт стимулирования экспорта

В новой пятилетке 2011-2015 гг. стратегическими задачами Республики Беларусь определены рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности и выход на положительное сальдо внешней торговли и др. Обзор зарубежного опыта стимулирования экспорта показывает, что в мире не существует единого подхода и набора инструментов регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности. Каждое государство

использует собственные стратегии.

Оксана Верниковская,

доцент кафедры логистики и ценовой политики Белорусского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

Экспортная политика во многом зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, участия в различных организациях и интеграционных процессах (ВТО, ОЭСР, Евросоюзе, Союзном государстве, ЕврАзЭС, Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве и др.), международной экономической и политической ситуации. Основными критериями выбора методов стимулирования экспорта являются: определение наиболее перспективных секторов экономики; выявление внутренних и внешних барьеров; исследование возможностей для продвижения товаров на внешний рынок; оценка экспортного потенциала отдельного региона; разработка направлений реализации национальной экспортной стратегии страны и др. Однако можно выделить наиболее распространенные меры и инструменты поддержки этого вида деятельности в различных странах.

Анализ зарубежного опыта позволил сгруппировать их и представить в виде схемы (рис.).

Изучение национальной экспортной стратегии стран-лидеров на современном этапе позволило выявить ряд ее отличительных особенностей:

• выбор приоритетных направлений развития экспорта на основе отраслевого и территориального принципов;

• наличие государственных институтов, способствующих росту экспортного сектора и оказывающих помощь производителям-экспортерам;

• государственная поддержка экспортеров посредством организационных методов при постоянном совершенствовании экономических;

• активизация двусторонних отношений со странами - основными торговыми партнерами, а также защита их интересов [1].

Среди набора инструментов стимулирования экспорта важное место занимают кредитно-финансовые. Они представляют собой совокупность мер органов государственной власти, с помощью которых стимулируется экспорт, компенсируются повышенные риски и расходы в процессе реализации товаров и услуг на внешних рынках, что в результате приводит к повышению заинтересованности предприятий в экспортной деятельности [2].

К основным кредитно-финансовым инструментам относятся предоставление кредитов, их страхование и гарантирование. Государство выступает посредником, поддерживающим начинающих экспортеров, поскольку для них выход на внешний рынок сопряжен со значительными затратами - как материальными, так и организационными. В этом случае правительства оказывают помощь частным компаниям посредством услуг, начиная с предоставления информации о текущих возможностях на мировых рынках и заканчивая совместной разработкой и внедрением программ продаж продукции за рубежом [3]. Этим занимаются, как правило, организации или агентства по поддержке экспорта (ОПЭ/АПЭ). Они имеют всевозможные формы: выступают в качестве структурных подразделений в министерствах (Государственное агентство по международному бизнесу и сотрудничеству в Голландии, Администрация международной торговли в США, Национальный комитет по экспорту рыбной продукции, Инновационный совет, Агентство по промышленному развитию и инновациям, Гарантийный институт экспортных кредитов, Сингапурский совет по поддержке экспорта, Агентство по сотрудничеству с развивающимися странами в Норвегии, Агентство по поддержке торговли «Чехтрейд» в Чехии), автономных организаций, являющихся государственными предприятиями, финансируемых за счет правительства (ДЖЕ-ТРО в Японии, Корпорация по развитию экспорта в Канаде, полугосударственные объединения экспортеров ведущих секторов национального производства, Национальный исследовательский совет, Совет по промышленному дизайну в Норвегии), частных организаций или структурных подразделений ассоциаций экспортеров или торгово-промышленных палат [1, 3, 4].

Наибольшее распространение получили самостоятельные организации (финансируются через государственные ассигнования или за счет целевых налогов и сборов), наименьшее - частные и квази-частные. Ограничение функционирования последних объясняется отсутствием достаточных материальных ресурсов, но они считаются наиболее эффективными. Спектр решаемых задач такими организациями широк: исследование рынков, товаров, проведение встреч и выставок, предварительных торговых переговоров, создание баз данных экспортеров и импортеров (Сингапур, Чехия); тренинг экспортеров, их информирование и ознакомление с законодательством, техническая поддержка; содействие внутренним и иностранным инвестициям (Белиз, Ботсвана, Коста-Рика, Гаити, Гондурас, Маврикий, Панама, Испания); кредитование экспортеров (Бразилия, Колумбия, Мексика); облегчение условий доступа на рынки (Сингапур); осуществление финансовой поддержки (Дания, Польша); создание условий для развития частно-государственного партнерства в области производства наукоемкой продукции; содействие продвижению малых и средних предприятий на зарубежные рынки; формирование благоприятного международного

торгового имиджа страны; разработка, координация и контроль за реализацией национальной экспортной стратегии (Норвегии); проверка платежеспособности иностранных фирм и др. [1, 3-5].

Механизмы поддержки экспортно ориентированных предприятий различны. В Иране правительство выделяет финансовые средства в распоряжение Центра содействия экспорту Ирана (ЦСЭИ), часть из которых направляется на выдачу специальных премий экспортерам (по предъявлению таможенной декларации и результатам проверки данных), поощрение за поставку товаров с добавленной стоимостью от 10 до 100% в размере 1-3% от их таможенной стоимости, а за новую продукцию - 5%, экспорт инженерно-технических услуг - 8% от контрактной стоимости предоставляемых услуг. Выделяются такие ресурсы на выставочно-ярмарочную и рекламную деятельность, подготовку и направление торговых делегаций за рубеж (до 50% расходов), проведение маркетинговых исследований, предоставление консультационных услуг экспортерам и на другие мероприятия. ЦСЭИ компенсирует от 20 до 50% затрат на аренду выставочных площадей. В Индии компания получает право на субсидиро-

вание не более чем двукратного участия в выставках (конференциях) за рубежом при условии оплаты участия в третьем мероприятии за счет собственных средств. Целевой фонд экономического развития Венгрии выделяет средства на участие компаний в международных выставках, проведение маркетинговых исследований и рекламных акций, создание зарубежных представительств, установление систем обеспечения качества производимой продукции в соответствии с требованиями стандартов ЕС [5]. В Южной Корее Корейская ассоциация международной торговли, Корейское агентство содействия торговле и инвестициям и другие организации предоставляют до 50% скидки на аренду выставочных площадей [4].

В ряде стран стимулирование экспорта осуществляется через создание специальных экспортно-импортных банков (Венгрия, Россия, Индия, Иран, Южная Корея и др.). Ими предоставляются следующие услуги: открытие кредитных линий экспортерам и покупателям, кредитование транспортных расходов, закупок оборудования, конкретных проектов. Например, Банк развития экспорта Ирана финансирует приобретение техники, сырья, а также производство и доставку товара под

Г

Набор инструментов

синергия знаний

процентную ставку 15% (на 1% меньше по сравнению с другими банками страны). Экспортно-импортный банк Южной Кореи оказывает поддержку инвестиционным проектам и разработке природных ресурсов в зарубежных странах путем предоставления займов, финансовых гарантий и других услуг. Основные услуги направлены на кредитование и предоставление ссуд под определенные экспортные проекты. В Китае Экспортно-импортный банк КНР обслуживает кредиты для экспорта продукции машиностроения, электроники, высоких технологий, а также кредиты иностранных правительств. Это единственный банк, предоставляющий льготные кредиты за границу [4]. Государства поддерживают такие банки, выделяя суммы для рефинансирования разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам (Франция, Польша) [2].

Кредитование экспорта осуществляется также путем передачи средств из созданных бюджетов фонда через экспортные кредитные агентства (ЭКА) отечественным экспортерам. На ЭКА также возложена функция страхования и гарантирования экспортных кредитов [2].

Снижению экспортных рисков способствует формирование баз данных, разработка правил и принципов взаимодействия сторон в рамках международных коммерческих операций, образование специализированных структур по страхованию и предоставлению гарантий их участникам, создание самих механизмов страхования экспортно-импортных сделок [6].

В различных странах, кроме ЭКА, функции страхования экспортных кредитов возложены на специальные государственные или полугосударственные учреждения: Французскую компанию страхования внешней торговли (КАФАСЕ), Управление страхования экспорта (Япония), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания), Болгарское агентство экспортного страхования (Болгария), Фонд экспортных гарантий Ирана (ФЭГИ), корпорацию страхования экспорта наряду с Экспортно-импортным банком Кореи (Южная Корея), Государственную страховую корпорацию по страхованию

экспортного кредитования и инвестиций (Казахстан), Венгерский страховщик экспортных кредитов (MEHIB) и др. [2, 4, 5]. Чешская экспортная гарантийная корпорация EGAP предоставляет экспортерам и финансирующим банкам продукты страхования по их индивидуальным запросам, а также страхование кредитов от риска неуплаты зарубежным покупателем по коммерческим и политическим причинам. Усилия польской корпорации страхования экспортных кредитов KUKE S.A. сосредоточены на страховании экспортных кредитов и контрактов, прямых инвестиций за рубежом и затрат на освоение новых рынков сбыта продукции [5]. Общество «Гермес» (ФРГ) предоставляет услуги по страхованию производственного, экспортного и других видов рисков в форме гарантии и поручительства. В качестве первых выступают: единичное покрытие, револьверные гарантии и поручительства, паушальные гарантии. «Гермес» действует от имени государства и от своего имени и имеет разветвленную сеть отделений, охватывающих практически всю Германию [7, 8].

Важным стимулом для развития экспорта служат прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В связи с вступлением в ЕС ряд стран выстроили свою политику привлечения инвестиций на европейских моделях. Польское агентство информации и иностранных инвестиций (PALILZ) снабжает зарубежных инвесторов исчерпывающей информацией. Венгерское агентство по развитию внешней торговли и инвестиций (ITDH) фокусирует внимание на вложениях в высокотехнологичные отрасли. Успех агентства Czechinvest (Чехия) по организации инвестиционных проектов стал возможен благодаря формированию правовой базы, предоставляющей ряд льгот [5].

Продвижению продукции с высокой добавленной стоимостью на зарубежные рынки способствует экспортно-промышленная, региональная и научно-техническая политика. Их единство обеспечивается через инновационные кластеры в нефте-и газодобывающем комплексе, металлургии, энергетическом и транспортном машиностроении, сельском хозяйстве. Большинство программ по поддержке экс-

портеров реализуется в согласованности с концепцией формирования положительного имиджа страны. Существенным элементом государственного содействия норвежским экспортерам рыбной продукции являются создание отраслевого бренда «NORGE» и реализация отраслевых программ [1].

Налоговая политика стран-лидеров направлена на стимулирование предприятий, работающих на экспорт. Например, в Китае компаниям с иностранными инвестициями в СЭЗ установлен подоходный налог 15% вместо обычных 33%. Кроме того, если 70% их продукции продается за рубеж или же фирмы заняты в высокотехнологичном производстве и в инфраструктурных отраслях (энергетике, транспорте, портовом хозяйстве и др.), они пользуются налоговыми каникулами сроком на 5 лет, а в последующие 5 лет подоходный налог взимается в размере 50%. Экспортно ориентированные предприятия могут также иметь значительные льготы по уплате местных налогов, а также сокращение или полное освобождение от платежей за использование земли. В полном объеме возмещается подоходный налог организации, созданной более чем на 5 лет при реинвестировании ею прибыли в экспортно ориентированные или высокотехнологичные производства [4].

Важным элементом развития экспортного потенциала любой страны являются малые и средние предприятия, ориентированные на внешние рынки. Они прежде всего нуждаются в поддержке государства. Так, в Чехии EGAP обеспечивает страхование для них и отдельных бизнес-контрактов, в Венгрии создана благоприятная юридическая и регулирующая среда, оказывается финансовая и техническая поддержка, в Словакии работала программа Turnaround Management Programme, укрепившая позиции этого вида бизнеса. ЕС оказывает помощь в форме грантов, кредитов, поручительства через национальные структурные организации [5]. В Литве открыто 30 информационных центров, способствующих реализации проектов, финансируемых из европейских фондов. В Латвии завершилась реализация Программы

поддержки экспортного маркетинга ^ЕМАР), которая выявила наиболее эффективные разработки в сфере информационных технологий. В Швеции за счет программы «Балтийский миллиард 2» около 400 малых и средних предприятий получили возможность участвовать в проекте «Деловые возможности Балтийского моря», который был разработан Шведским торговым советом. В Болгарии Агентство по стимулированию торговли предоставляет консультационные услуги начинающим предпринимателям в области налаживания отношений с международными финансовыми и кредитными институтами [4].

Одновременно с совершенствованием кредитно-финансовых инструментов усиливается значение организационных методов, что обусловлено рядом факторов: резким сокращением свободных финансовых средств; возможностью завоевания большего сегмента международных рынков при меньших затратах; созданием специализированных органов поддержки экспорта с их административными возможностями и ресурсами;

высокой активностью национальных бизнес-структур и др. [1]. В поддержании зарубежной торговли необходимо отметить роль посольств и представительств ОПЭ, чья работа приводит к дополнительным 6-10% экспорта. В их задачи входят информационное обеспечение, лоббирование интересов национальных компаний, организация презентаций и развитие экономического сотрудничества. Посольства Чехии предоставляют экспортерам услуги на каждой стадии жизненного цикла их продукции, выводя товары на ключевые внешние рынки. Посольства Польши используют такие формы поддержки экспорта, как дотирование участия своих предприятий в выставках и ярмарках, субсидирование зарубежных представителей в подобных мероприятиях в Польше и др. [3, 5].

Необходимо отметить, что разделение всех инструментов стимулирования на группы носит условный характер. Например, агентства по поддержке экспорта кроме финансовой и кредитной помощи, также оказывают информационные и другие услуги организационного характера.

Вся система стимулирования экспорта направлена на продвижение национальных товаров на зарубежные рынки и получение валюты.

Литература

1. А.Г. Ловидова. Опыт Норвегии по реализации национальной экспортной стратегии в современных условиях // Экономика XXI века. №1, 2010. С. 27-37.

2. В. Курищук. Кредитно-финансовые инструменты стимулирования экспорта в Украине // Экономика Украины. №2, 2010. С. 84-89.

3. А.А. Жаринов. Основные принципы функционирования организаций по поддержке экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. №11, 2009. С. 16-23.

4. И.Н. Фомина. Стимулирование экспорта: опыт развивающихся стран и стран бывшего социалистического лагеря // Гуманiтарна-эканамiчны вешк. №4, 2009. С. 42-47.

5. И. Бродко. Стимулирование экспорта // Наука и инновации. №5, 2009. С. 63-65.

6. Покровская В.В. Неопределенность и предпосылки рисков при экспортных поставках / В.В. Покровская, М.С. Гулиева // Экономика XXI века. №1, 2010. С. 39-52.

7. В.В. Мастерков. Государственное страхование экспорта в ФРГ // Управление бизнесом. №3, 2010. С. 41-49.

8. А.В. Зверев. Страхование экспортных кредитов в Германии: система «Гермес» // Деньги и кредит. №10, 2009. С. 54-56.

изумрудный экспорт

В Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по материаловедению проводятся фундаментальные исследования в различных областях физики твердого тела, разрабатываются новые сверхтвердые материалы и технологии их получения.

Среди них особое место занимают синтетические драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры. Наиболее востребованы из них изумруды. По своим свойствам, оптическим характеристикам и прозрачности они не уступают природным, и отличить их от натуральных могут только опытные специалисты. Основное преимущество - в стоимости: в 100 раз дешевле. Эти качества позволили искусственному белорусскому изумруду не только занять свою нишу на ювелирном рынке страны, но и быть востребованным за рубежом.

Неподдельный интерес к технологиям НПЦ НАН Беларуси по материаловедению проявляют китайские компании. Совместно с ними белорусские ученые прорабатывают возможные варианты сотрудничества и готовы поделиться своими наработками

на приемлемых условиях. Партнерство с китайскими компаниями открывает новые возможности для расширения экспорта белорусских искусственных изумрудов и продвижения этой продукции на азиатском рынке. Пока стороны договариваются о путях развития партнерства.

Спрос на отечественные искусственные изумруды и рубины на внутреннем рынке из года в год растет. Мощности НПЦ по материаловедению позволяют выпускать около 10 тыс. карат драгоценных камней в год. Эти объемы полностью закрывают потребности белорусских ювелирных компаний и предприятий и дают возможность изготавливать синтетические драгоценные камни для других стран. Одним из потребителей белорусских искусственных изумрудов выступает Латвия. Белорусские ученые ведут переговоры об организации экспорта своей продукции и в другие страны. Природный изумруд - уникальный и достаточно редкий камень, запасы которого на планете ограниченны. По подсчетам зарубежных экспертов, он иссякнет гораздо быстрее, чем нефть. По этой причине все больше иностранных компаний по производству ювелирных изделий отдают предпочтение синтетическому аналогу.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.