Научная статья на тему 'Концептуальные подходы промышленно развитых государств в Российской практике стимулирования национального экспорта'

Концептуальные подходы промышленно развитых государств в Российской практике стимулирования национального экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы промышленно развитых государств в Российской практике стимулирования национального экспорта»

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ ГОСУДАРСТВ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА

Д.М. МИРЗОЕВ, кандидат экономических наук

В современном мире внешняя торговля является основным звеном, соединяющим экономику отдельного государства с мировым хозяйством. Международные тенденции в современном мире таковы, что динамизм развития экономики большинства стран обеспечивается внешнеторговой политикой, в том смысле, что она дает национальным производителям страны принимать активное участие в конкурентной борьбе на мировом рынке, способствуя тем самым дальнейшему развитию национального производства.

Именно поэтому в странах с развитой рыночной экономикой особое место в системе регулирования внешней торговли принадлежит методам стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение приоритетов на внешнем рынке. При этом основной целью для национальных экспортеров является расширение экспортной экспансии, являющейся формой реализации внешнеэкономической политики государства, направленной на целевое использование товарно-страновых ниш мирового рынка и их удержание при обеспечении темпов роста экспортируемой продукции, включая услуги и права интеллектуальной собственности, выше среднемировой динамики'.

Здесь, на взгляд автора, целесообразно обозначить тот момент, что торгово-политические методы расширения экспорта товаров относятся к средствам внешнеэкономической политики, с помощью которых обеспечивается максимум возможных преимуществ для выступления национальных производителей на внешнем рынке. Однако следует обратить внимание на тот момент,

1 См.: Мирзоее Д.М. Формирование и использование экспортного потенциала России / Автореф. дис... канд. экон. наук / РАГС при Президенте РФ. М. 2002. С. 12.

что четкое отнесение средств внешнеторговой политики к одной из групп - защитной или наступательной - весьма затруднено, так как каждое из них, как правило, выполняет обе эти функции. Это в полной мере касается и средств стимулирования экспорта, которые, как известно, расцениваются ГАТТ/ВТО в качестве одной из форм нетарифных ограничений. Они входят в группу «участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров)». И это вполне объяснимо, так как создание преимуществ национальным производителям и экспортерам ставит одновременно экспортеров других стран в невыгодное положение, затрудняет продажу их товаров на рынке страны, применяющей субсидии.

Между тем в мировой практике используются самые разнообразные методы продвижения экспортной продукции на внешний рынок. При этом соотношение различных элементов достаточно подвижно, что придает гибкость всей системе, которая реагирует и изменяется в зависимости от экономического положения и роли как самого государства на внешних рынках, так и состояния мировых рынков. Безусловно, масштабы и характер содействия экспортной деятельности отдельных стран существенно отличаются в зависимости от состояния уровня и структуры экономики, степени включения в международное разделение труда, участия в международных организациях и ряда других специфических факторов, то есть государство организует формирование экспортной стратегии, в значительной мере способствуя внедрению и реализации основных ее положений, посредством различных инструментов не только экономической политики в целом, но и средств стимулирования национальных экспортеров, в частности.

В целом, на сегодняшний день стимулирование экспорта стало одним из важнейших направлений экономической деятельности государств, часто используемым как непосредственный метод проведения экспортной экспансии. При этом на цели поощрения относятся не только значительные финансовые средства, но и сосредоточиваются основные силы централизованного государственного внешнеторгового аппарата, привлекаются в помощь разнообразные официальные и коммерческие организации, имеющие внешнеэкономический профиль или функционально связанные с заграницей.

Необходимость формирования национальной системы стимулирования развития внешнеторговой деятельности возникла также и в России в начале 1990-х гг., когда был осуществлен переход от государственной монополии к либерализации внешней торговли.

В России действительно первоначально казалось, что, ликвидировав государственную монополию внешней торговли, представляющую барьер для импульсов внешнего рынка, можно добиться невиданных темпов развития экспорта, существенного роста в его структуре продукции с более высокой степенью переработки, расширения международной кооперации, притока иностранных инвестиций в экспортный сектор и т.д. Однако этого не произошло, так как не были учтены в полной мере негативные последствия либерализации внешней торговли, к примеру, внешнеторговой экспансии со стороны других государств в незащищенные и слаборазвитые отрасли национальной экономики. Также, запустив механизм либерализации внешней торговли по образцу развитых стран, было упущено то, что система государственного регулирования внешней торговли в этих странах основана на принципах как защиты национальной экономики, так и помощи национальным экспортерам. И что именно в этих странах особое место в системе регулирования внешней торговли принадлежит формированию методов стимулирования национальных экспортеров, направленных на обеспечение приоритетов на внешних рынках.

На сегодняшний день, в России сложился следующий инструментарий государственного содействия экспортерам путем создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий. Важным шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия раз-

витию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию.

Далее Президент Российской Федерации подписал Указ от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие данного Указа было принято утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 20.01.96 № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством России постановлением от 08.02.96 № 123 утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей. Стратегической целью реализации этих документов является создание системы поддержки российского экспорта товаров и услуг. В них предусмотрены также конкретные меры государственной поддержки экспортного производства и экспортеров, в том числе и экспорта машино-технической и наукоемкой продукции. Взятые вместе указанные документы, безусловно, являются звеньями долгосрочной системы внешнеторгового регулирования.

На взгляд автора, с учетом зарубежного опыта, среди реальных рычагов государственной поддержки экспорта в России можно выделить следующие основные направления: финансовое содействие из средств федерального бюджета, меры налогового регулирования, таможенно-тарифное стимулирование, а также информационная поддержка национальных экспортеров и меры общеэкономического характера.

Наиболее важным вопросом является государственная финансовая поддержка отечественных экспортеров. Причем применение системы мер по стимулированию экспорта за счет средств федерального бюджета должно соответствовать нормам и правилам ВТО, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. По мнению автора, особое внимание следует уделить формированию финансовых средств для государственного кредитования и субсидирования экспортного сектора, включая предоставление налоговых и других льгот. В этих целях, возможно, следовало бы создать специальный фонд за счет поступлений в бюджет от таможенного обложе-

ния внешнеторговых операций, а возможно, и заемных средств государства в иностранной валюте. Кроме того, на финансирование экспортных задач целесообразно направлять часть государственных средств, выделяемых для реализации других федеральных и региональных программ развития производства и стимулирования инвестиций. При этом имеется в виду, что в условиях ограниченности бюджетных средств государственная поддержка будет осуществляться не только по линии государственного кредитования, но и по линии привлечения ресурсов частных коммерческих банков путем выдачи государственных гарантий.

Ссылаясь на Федеральную программу развития экспорта, хотелось бы отметить, что финансовое содействие является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны, а следовательно, формирование системы поддержки экспорта подтверждает необходимость его модернизации. В этой связи неотложной задачей представляется создание структурно приоритетным экспортоориентированным отраслям преимущественных условий для развития. В частности, производство продукции для экспорта могло бы стимулироваться предоставлением государственных кредитов и гарантий по привлекаемым предприятиями иностранным кредитам, беспроцентных ссуд на технологическое обновление, льгот по налогообложению, размещением государственных заказов на экспортную продукцию и прямым финансовым участием в программах расширения выпуска продукции на предприятиях с высокой долей государственного участия.

Существенное значение для производителей поставляемой на экспорт, в частности машино-гехнической продукции, на взгляд автора, должны иметь меры таможенно-тарифного стимулирования их деятельности. В связи с этим должны быть внесены необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Здесь речь идет в том числе и о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривающего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинотехнической продукции за рубежом, или же невзимание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если указанная продукция будет экспортирована в течение заранее установленного срока.

Принимая во внимание зарубежный опыт, по мнению автора, росту производства конкурентоспособных изделий и их экспорта можно помочь путем введения нормы ускоренной амортизации, уменьшения налогов на прибыль и на добавленную стоимость. В качестве примера можно обратить внимание на уже действующую в Японии систему налоговых льгот и ускоренной амортизации, посредством которой субсидируется проведение НИОКР и экспорт новейшей техники и технологии, включающую в себя в том числе: списание задолженности в размере 10% налога на корпорации при увеличении расходов на НИОКР на 25% по сравнению с предыдущим годом. {По оценке японских специалистов, эта мера оказывает наибольший в деле привлечения частного сектора к проведению НИОКР)\ ускоренную амортизацию новейшего оборудования, которая в первый год нередко достигает 60% его первоначальной стоимости; налоговые льготы в размере 25%, а в некоторых случаях до 50% объема затрат на НИОКР фирмам, разрабатывающим или выпускающим принципиально новую продукцию; повышение амортизационных отчислений в размере до 25% объема продаж особо важных изделий в первый год их выпуска (для зданий, судов и самолетов); освобождение от налогообложения 70% доходов, полученных от экспорта новейшей техники и технологии за рубеж2.

При этом также необходима система приоритетного снабжения предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, сырьем, топливом и материалами, как это происходит в зарубежной практике.

Непосредственное продвижение экспорта отечественной продукции на внешний рынок должно рассматриваться как органическое продолжение государственной политики внешнеторгового регулирования, направленной на формирование конкурентоспособного национального хозяйства. Основными инструментами продвижения непосредственно экспорта являются его кредитование и страхование.

В России кредитование экспорта является функцией Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк), которому было предписано предоставлять экспортные кредиты, как от имени государства, так и от собственного имени. В функции данного банка также входило гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты национальных экспор-

2 Magaziner I. C., Hout T.M. Japanese industrial policy. - New York, John Willey and Sons, 1981. P. 50.

теров от долгосрочных коммерческих и политических рисков.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.96 № 516 было одобрено образование Российского экспортно-импортного страхового общества, которое представляет собой закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Росэксимбанку. Функциями данного общества является страхование рисков, связанных с экспортными и импортными операциями, осуществляемыми в соответствии с международными соглашениями. Соответственно страхование таких рисков исключается из числа функций Росэксимбанка, определенных во втором пункте постановления Совета Министров Правительства РФ от 07.07.93 № 633 «Об образовании Российского экспортно-импортного банка». При этом функциями данного банка остались: предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручению Правительства РФ и финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций. Для выполнения агентских функций по государственным кредитам ему ежегодно выделяются средства из федерального бюджета.

Государственные ресурсы, направляемые на страхование рисков, которые ранее выделялись Росэксимбанку, теперь поступают в распоряжение Российского экспортно-импортного страхового общества. Они выделяются из числа средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на стимулирование российских экспортеров. Их доля ежегодно определяется Министерством финансов Российской Федерации по соглашению с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Порядок страхования рисков, связанных с экспортно-импортными операциями, разрабатывается и утверждается Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью с участием Минэкономразвития России, Росэксимбанка и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, формируется эффективная и юридически непротиворечивая система страхования экспортных сделок.

Как свидетельствует накопленный опыт, система совмещения функций кредитования и страхования экспорта, действовавшая в России до конца 1996 г. по образцу США, где Экспортно-импортный банк США кредитует экспортные сделки, а также страхует и гарантирует экспортные кредиты в сотрудничестве с Ассоциацией страхования экспортных кредитов (ФИКА), объединяющей частные страховые компании, себя не оправдала.

Между тем такое страхование от различных рисков является важным элементом национальной системы поддержки экспорта. В связи с чем, по мнению автора, следует считать оправданным произошедшее разделение функции кредитования и страхования экспортных сделок. В первую очередь это позволит повысить эффективность кредитной и страховой деятельности путем передачи ее в руки специализированных институтов. К примеру, в Германии компания по страхованию экспортных кредитов «Гермес» целиком принадлежит государству, и ее деятельность полностью финансируется за счет государственных средств, а вся ее прибыль поступает в государственную казну. Несомненно, в германских условиях данная система доказала свою эффективность, но в условиях России при постоянной нехватке бюджетных средств страхование экспорта всецело за государственный счет может оказаться малоэффективным и более того — обременительным. То же можно сказать и о японской системе, при которой, как было показано выше, функции кредитования и страхования экспорта также разделены между Экспортно-импортным банком и Департаментом экспортного страхования (ЕИД), являющимся административным подразделением Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП).

Поэтому наиболее оптимальной, по мнению автора, является система, действующая во Франции. Кредитование и страхование экспорта здесь также разделены, но здесь действует несколько отличная от германской и японской система. Так, Французский банк внешней торговли кредитует как экспортные сделки, так и производство экспортной продукции (те же функции, в принципе, остаются у Росэксимбанка), однако при этом страхование экспорта осуществляется Французской компанией по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), которая представляет собой акционерное общество, контролируемое государством. Краткосрочные (до 2 лет) экспортные кредиты КОФАСЕ страхует за свой счет, а средне- и долгосрочные кредиты - за государственный счет. Для гарантирования средне- и долгосрочных кредитов от имени правительства необходима санкция министерства экономики. Возможно, аналогичный механизм страхования экспорта был бы оптимальным для Российской Федерации, поскольку позволил бы соединить надежную поддержку стратегически важных сделок со следованием рыночным принципам и экономией государственных средств. Другими словами, подобное страховое общество, используя механизм перераспределения рисков среди

страховых компаний, включая зарубежные, могло бы повысить возвратность государственных экспортных кредитов, а также обеспечить пополнение собственных средств, которые могут и должны быть использованы в будущем для экспортного страхования в условиях ограниченной государственной поддержки.

Учитывая зарубежный опыт, не менее важное значение для развития российской экспортной инфраструктуры имеет создание организационных и информационных предпосылок и условий. Речь идет, в частности, об укреплении институциональных позиций российского экспорта, в том числе расширения деятельности различного вида объединений и ассоциаций экспортеров, реализующих функции коллективного регулирования экспортной деятельности. В этой связи сошлемся на опыт Италии, где важную роль в содействии экспорту играют экспортные консорциумы, которые получили развитие в Италии как средство обеспечения выхода малых предприятий на внешние рынки. Данные консорциумы имеют право на получение государственных льгот; не облагаются налогом на прибыль, идущую в резервный фонд; освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) услуги консорциумов своим фирмам-участницам или приобретение товаров и услуг для деятельности самих консорциумов. Для консорциумов также предусмотрены льготные ставки по кредитам - до 60% от общей величины ставок.

В начале 1990-х гг. около 160 внешнеторговых консорциумов (почти 7 тыс. предприятий), составлявших примерно 60% действовавших в стране консорциумов подобного рода и около 80% входивших в них предприятий, были членами Итальянской федерации экспортных консорциумов «Федерэкспорт». На консорциумы Федерации приходится примерно 7% экспорта страны.

Консорциумы предоставляют входящим в них предприятиям разнообразные услуги: страхование и финансирование экспортных кредитов (Федерация имеет подписанное соглашение с финансово-кредитными институтами); контакты с Институтом внешней торговли и его отделениями в Италии и за границей; поиск торговых партнеров; сбор данных о торгах и аукционах; составление контрактов с иностранными контрагентами; создание товарного знака консорциума; профессиональное обучение персонала и др. Создание аналогичных консорциумов по принципу отраслевой специализации, на взгляд автора, значительно усилит институциональные позиции отечественного экспорта.

Государству также следует одновременно поощрять и деятельность российских ассоциаций и объединений экспортеров по предотвращению выхода на внешние рынки недобросовестных продавцов, подрывающих репутацию и авторитет российских участников внешнеэкономической деятельности. Речь идет, прежде всего, о сертификации участников ассоциаций и их включении в Реестр отраслевых объединений производителей и экспортеров. Составление такого Реестра, во-первых, создаст надежную информационную основу для иностранных фирм в поиске солидных и респектабельных российских контрагентов и, во-вторых, по мере расширения объема информации станет существенным подспорьем для отечественных экспортеров в их маркетинговой деятельности.

До настоящего времени деятельность многих подобных объединений не находит должной поддержки у государственных органов, хотя, по существу, мировой опыт и более чем десятилетний опыт самостоятельного выхода на мировой рынок российских экспортеров показал невозможность осуществления экспортной экспансии без централизации в том или ином виде ценовой и торговой политики. Представляется, что перспективы развития объединений экспортеров, их жизнеспособность и реальные возможности по содействию внешней торговле зависят, прежде всего, от того, насколько эффективно они будут реализовывать свои, в том числе и картельные, функции.

Не менее важная задача заключается в восстановлении государственной системы внешнеторговой информации и создании условий для выхода в международное информационное пространство. Ведь, как свидетельствует мировой опыт, одним из важнейших элементов развития экспортной инфраструктуры является именно совершенствование системы экономической информации. Для этого можно более активно использовать информационный потенциал торговых представительств и аппаратов торговых советников РФ за рубежом, а также возможности государственного объединения «ИнформВЭС», которое ответственно за создание сети информационно-консультационных пунктов на территории РФ и торговых представительствах за рубежом. Актуальность решения этой задачи заключается в том, что только в 1997 г. бюджетная политика, проводимая российским правительством, привела к сворачиванию 37 загранучреждений, в том числе и на территории Западной Европы.

Деятельность государственного объединения «ИнформВЭС» принадлежит к числу основных

факторов, способствующих выходу российских производителей на внешние рынки. Напомним, что «ИнформВЭС» ответственно за создание сети информационно-консультационных пунктов на территории Российской Федерации и при зарубежных торгпредствах. В качестве одного из рычагов содействия экспорту следует рассматривать предоставление определенного объема информации на безвозмездной основе, активно используемое в мировой практике. В этой связи целесообразно принять во внимание опыт Германии, где успешно функционирует Федеральная служба внешнеэкономической информации, финансируемая за счет государственного бюджета, входящая в систему министерства экономики и оказывающая деятельную, эффективную помощь немецким предприятиям и объединениям в оценке политической и внешнеэкономической ситуации. Примерно половина всех предприятий ФРГ пользуется этой информацией (это около 1 млн фирм и различных организаций). Важную роль в предоставлении внешнеторговой информации национальным экспортерам играют так называемые «союзы предпринимателей» Германии (свыше 7 тыс.), которые могут также на льготных условиях оказывать консультационную и иную помощь при реализации конкретных планов развития внешней торговли.

Еще одна проблема, которая, на взгляд автора, требует государственного решения, - активизация рекламной и выставочной деятельности экспортной продукции. Эта задача достаточно четко понималась в условиях централизованного экспорта, когда активно действовала слаженная система рекламно-выставочной деятельности в рамках Торгово-промышленной палаты, рекламных служб бывших всесоюзных объединений, что давало возможность анализа и обобщения опыта рекламной деятельности, определении необходимых ассигнований на рекламу, участие в международных постоянных и временных выставках и т.д.

На данный момент в результате значительного увеличения числа участников внешней торговли рекламно-выставочная деятельность практически разобщена. У многих экспортеров просто отсутствуют необходимые средства для участия в крупных международных выставках в полном объеме. По мнению автора, развитие рекламной деятельности должно стимулироваться (при финансовой поддержке государства) через национальные объединения производителей и экспортеров, что позволит в рамках отраслевых программ развития экспорта сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных экспорт-

ных направлениях и полностью координировать рекламную деятельность российских субъектов внешней торговли.

Организация рекламных агентств, частично финансируемых государством, в рамках объединений и союзов экспортеров является наиболее целесообразной формой создания рекламно-выставочной инфраструктуры. В этом случае рекламное обслуживание максимально приближено к потребителям и учитывает специфику экспортных товаров данной отрасли. В рамках такой инфраструктуры все экспортеры смогут выполнять рекламно-выставочную работу как самостоятельно, так и объединяясь при содействии агентства, что существенно повысит их эффективность. Такой подход также позволит обеспечить взаимодействие внутристрановой и международной выставочной деятельности, повысит уровень информированности местных и зарубежных потенциальных клиентов о возможностях российского производства и экспорта.

Также, исходя из опыта промышленно развитых государств, следует учредить систему морального поощрения (с вручением почетных грамот по указу и от имени Президента Российской Федерации) отечественных, а также иностранных юридических и физических лиц, внесших наибольший вклад в развитие российского экспортного потенциала, осуществление крупных экспортных проектов, расширение экспорта промышленной продукции, особенно тех видов, в производстве и реализации которых были использованы новые идеи или технологии.

С учетом изложенного можно отметить, что в России постепенно формируется система государственного стимулирования экспорта, которая, конечно, на современном этапе еще не включает в себя целостную систему мер, направленных на обеспечение комплексной поддержки национального экспорта. Но важно то, что в этом направлении разработаны конкретные программы (Федеральная программа развития экспорта, Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией до 2005 г., а также различные отраслевые программы) и государство в лице своих уполномоченных органов приступило к их реализации.

Опираясь на изложенное выше, автор считает, что первоочередными мерами для создания в России эффективной системы стимулирования экспорта должны стать:

• создание необходимых финансовых и организационных основ для практической деятельности Фонда поддержки экспорта, предполагающей в том числе финансирование и

оказание различного рода услуг по продвижению отечественной продукции на внешние рынки;

• развитие финансово-кредитной деятельности Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк), и прежде всего его функций в области долгосрочного кредитования экспортной деятельности;

• обеспечение эффективного функционирования системы государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств ориентированных на экспорт предприятий и организаций. При этом срок предоставления гарантий должен быть (учитывая мировой опыт) не менее 2 лет;

• содействие становлению Российского экспортно- импортного страхового общества, основной функцией которого является страхование экспортных операций с целью форсирования выхода российских экспортеров на мировой рынок;

• продолжение начатой работы по созданию системы внешнеторговой информации, информационно-аналитическому и консультационному сопровождению российских экспортеров, где принципиальную роль должна сыграть сеть информационно-консультаци-онных служб.

Безусловно, основные подходы промышлен-но развитых государств по поддержке национального экспорта с адаптацией на российскую специфику представляются интересными с точки зрения их внедрения и использования в отечественной практике при решении задач осуществления экспортной экспансии отечественных фирм и компаний.

Широкое использование зарубежного опыта, а также разработка и внедрение новых подходов государства к стимулированию экспорта обеспечит российскому экспорту достойное место на мировом рынке и в системе международного разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.