Научная статья на тему 'Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии'

Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В ЯПОНИИ

Д.М. МИРЗОЕВ

Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Правительства всех стран мира в большей или меньшей степени осуществляют стимулирование внешнеторговых операций, и при этом широко используют как экономические, так и административные инструменты, преследуя цель нормализации конкурентоспособности национальной продукции. Пример страны, в огромной степени зависимой от внешнего рынка и осуществившей индустриальное развитие преимущественно за счёт экспорта — представляет собой Япония.

В современной мировой экономике фактически противостоят друг другу два равноправных гиганта-партнера — США и Япония. Возможность подобного противостояния Японии на международном рынке оправдана эффективной системой стимулирования внешнеторговой деятельности.

Юридической основой государственного регулирования внешней торговли Японии является Закон об экспортной и импортной торговле (1950 год). Данный закон предоставил правительству права для вмешательства по широкому кругу вопросов внешнеэкономической деятельности. В то же время закон предписывал корпорациям, занятым в сфере внешней торговли, объединяться в специальные экспортные и импортные ассоциации и внешнеторговые федерации по отраслевому и по региональному принципу.

Система государственного стимулирования экспорта, необходимость которой была вызвана формированием развития внешней торговли страны в интересах укрепления национальной экономики, сложилась и наиболее активно использовалась в Японии в период 50—80-х годов. Для послевоенной Японии активное включение в мировое хозяйство было непременным условием подъема экономики, так как страна находилась в сильной зависимости от импорта в страну энергоресурсов, сырья и продовольствия. Не менее важным для японской промышленности был ввоз передовой технологии и современного оборудования, особенно в первые годы восстановления и подъема народного хозяйства.

Единственной, реальной возможностью обес-

печить импорт столь необходимых для Японии средств существования являлось развитие экспортной базы страны, то есть налаживание производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. И надо заметить, что Японии удалось создать конкурентоспособную, ориентированную не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт промышленность. При этом экспорт стал как средством оплаты жизненно необходимого импорта энергоресурсов, сырья, продовольствия и передовой технологии, так и мощным рычагом подъема японской экономики и накопления валютных ресурсов. С начала 50-х годов Япония становится одним из крупнейших в мире покупателей новейших научно-технических достижений. В 1950—1978 годах она приобрела около 26 тыс. иностранных патентов и лицензий, потратив на это около 7 млрд дол. США при этом 65% патентов и лицензий было закуплено в США, 35% — в странах Западной Европы1.

В период с 1953 по 1970 год японский экспорт возрос с 1,3 млрд до 19,3 млрд дол. США, то есть более чем в 15 раз. В 50—60-е годы объем экспорта возрастал быстрее, чем валовой национальный продукт. Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВНП увеличился с 7,6% в 1955 году до 14% к началу 70-х годов. Экспортная квота в ведущих отраслях японской экономики, особенно в обрабатывающей промышленности, непрерывно увеличивалась. Вклад экспорта в рост валового национального продукта был весьма высоким и в последующий период. В 1975 году он составил 71,4%, в 1980 году - 79,8%. В период с 1980 по 1985 год вклад экспорта в общий рост японской экономики составил 38%2.

Обширный арсенал средств содействия экспорту включал в себя прямое и косвенное государственное субсидирование предприятий и фирм, работавших на экспорт, налоговые льготы и изъятия,

' Спандарьян В. Деловая Япония. М.: Мысль. 1991. С. 30.

2 Там же, с. 101.

валютный курс, выгодный для экспортеров, льготное финансирование и кредитование, страхование от рисков, связанных с экспортными операциями, особенно по долгосрочным контрактам, систему «двойных цен», при которой экспортные цены поддерживались на более низком уровне, чем внутренние, и наконец, создание экспортерам наиболее благоприятных условий для их деятельности за рубежом средствами торговой политики и информационного обеспечения.

В настоящее время значение этой системы заметно уменьшилось в связи с тем, что окрепшие в экономическом, техническом и финансовом отношении японские компании перешли к активному проведению самостоятельной внешнеторговой экспансии, а также ввиду того, что функционирование подобной системы в государственных масштабах стало объектом серьезной критики и поводом для принятия протекционистских мер со стороны других государств, имеющих в торговле с Японией существенное отрицательное сальдо. Тем не менее в основных своих чертах японская система стимулирования экспорта сохранилась и включает в себя следующие направления: кредитование внешнеторговой деятельности, страхование и гарантирование экспортных операций, налоговое поощрение экспорта, финансирование НИОКР, информационную поддержку национальных экспортеров.

Во главе государственной системы кредитования Японии, построенной по аналогии с американской, находится Экспортно-импортный банк (учрежден в 1951 году), который является главным представителем правительства в области кредитования внешней торговли и одновременно автономной организацией, работающей на основе самоокупаемости. Капитал и резервы банка, образованные единовременной дотацией казначейства, составляют в эквиваленте около 6 млрд дол. США, объем обязательств — 30 млрд дол. США3. Отличие от подобного банка США заключается в том, что ЭИБ Японии в значительных масштабах кредитует импорт (расширение которого служит одним из средств использования излишков положительного платежного баланса), а главное, японский банк не занимается страхованием экспортных кредитов.

В первой половине 80-х годов при содействии государственных льготных кредитов обеспечивалось 35-40% стоимости всего экспорта Японии.

В настоящее время ЭИБ Японии предоставляет кредиты совместно с коммерческими банками. Широко практикуются как кредиты поставщикам (доля ЭИБ здесь обычно составляет 70%), так и кредиты покупателям (в этом случае его

доля понижается до 60%). Ставки процента, как правило, ниже рыночных и составляют от 7 до 11%. Сроки кредитования колеблются от 6 месяцев до 15 лет4. В случае необходимости ЭИБ может прибегнуть к ссудам таких государственных институтов, как Почтовая касса (для привлечения японских йен) и казначейство (при нехватке иностранной валюты).

Не менее важным средством стимулирования деятельности японских компаний, ориентированных на внешние рынки, является государственное страхование, которое обеспечивает благоприятные предпосылки для заключения внешнеторговых сделок.

Страхование всех внешнеторговых займов в Японии осуществляет Департамент экспортного страхования (ЕИД), являющийся административным подразделением министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Как и ЭИБ, департамент является финансово-автономной организацией, действующей на основе самоокупаемости, ресурсы которой образованы за счет бюджетных средств, в связи с чем, парламент утверждает максимальный объем операций департамента.

В целом система страхования экспорта Японии включает в себя общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.

Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 года до середины 90-х годов, составило свыше 20,3 млн, а общая сумма страхования достигла порядка 317 трлн йен. Охват внешней торговли государственным страхованием (доля застрахованных поставок в общем объеме экспорта) в начале 70-х доходил до 70%, в 80-е годы несколько снизился, а в начале 90-х и в настоящее время, в связи с введением новых видов страхования, поднялся до 45%, что является самыми высокими показателями в мире5.

Интерес представляет и налоговое поощрение экспорта в Японии. Большое значение дЛя стимулирования японского экспорта имела система «двойных цен», специально предусмотренная для базовых отраслей промышленности, производящих экспортную продукцию (черная металлургия, химия и др.). Например, экспортные

3 Шмелев В. Государственная система кредитования и страхования внешней торговли — эффективный инструмент облагораживания экспорта.//Внешняя торговля. 1994. №7—8. С. 51.

4 Пресняков В., Соколов В. Стимулирование экспорта за рубежом.//Экономика и жизнь. 1994. №12. С. 12. С. 19.

5 Иванов О. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии.//Проблемы теории практики управления. 1999. № 2. № 2. С. 36.

цены на сульфат-аммоний в течение многих лет, вплоть до 70-х годов, находились, как правило, на уровне 75% от внутренних цен, чему способствовали налоговые льготы, покрывающие 25%.

Огромное значение для стимулирования экспорта имеют введенные в Японии в начале 50-х годов так называемые специальные меры в области налогообложения. В этом контексте были осуществлены такие мероприятия, как сокращение сроков амортизации в ведущих отраслях промышленности; введение особых налоговых скидок с доходов от реализации экспортной продукции; учреждение не облагаемого налогом резервного фонда на случай потерь при экспортных сделках; снижение ставок налога на суммы, выплачиваемые в виде процентов и дивидендов.

Только общих резервных фондов, не облагаемых налогами, насчитывалось в японской промышленности в 1975 году 25, в том числе на покрытие безнадежных долгов; на случай возврата нереализованной продукции; на случай изменения цен; на освоение внешних рынков; для возмещения потерь при осуществлении зарубежных инвестиций; для покрытия чрезмерного риска; от потерь в случае нарушения контрактов; от потерь при реализации научно-технических работ и т.п.

Крупные японские промышленные компании в черной металлургии, химии и по производству стройматериалов в течение длительного послевоенного периода пользовались особо льготными тарифами на электроэнергию и водоснабжение по сравнению с индивидуальными потребителями в Японии и с зарубежными конкурентами, что давало им немалые дополнительные выгоды.

Японские корпорации имели также солидные льготы при получении кредитов из «доверительного фонда» министерства финансов, предоставляемых на развитие экспорта и экономического сотрудничества (срок погашения — 25 лет при минимально низкой процентной ставке).

Во многом налоговое поощрение является базовой составляющей государственного содействия малому бизнесу. Так, существующая система налогообложения освобождает от налогов так называемые резервные фонды мелких и средних фирм для освоения внешних рынков. Система охватывает мелкие и средние промышленные и торговые фирмы с капиталом, не превышающим 500 млн йен, и предусматривает освобождение от налогов части поступлений от экспортных сделок, направляемых в эти фонды, не превышающих для торговых фирм 1,36% (при сумме капитала менее 100 млн йен) и 0,65% (при капитале - от 100 до 500 млн йен), а для фирм-мейкеров, соответственно 1,84% и 0,96% от общей суммы экспорта6.

Также предусмотрены налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, путем освобождения части доходов фирм от экспорта новейшей техники и технологий.

Главную роль в Японии в разработке и проведении научно-технической политики играет созданное в 1948 году Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). МВТП Японии фактически разрабатывает и контролирует программы развития приоритетных экспортных отраслей, включая широкомасштабное освоение достижений НТП, техническое перевооружение и автоматизацию промышленного производства, развитие его экспортной базы.

Прежде всего, государство осуществляет помощь в области электроники, новых материалов, космоса, ядерной энергетики, то есть в тех отраслях, где стимулируется производство наукоемкой продукции, формирующей основу ускорения японской экспортной экспансии. Государственная поддержка осуществляется двумя путями. Во-первых, через непосредственное участие государства совместно с частными корпорациями в научных исследованиях и разработках. Во-вторых, посредством стимулирования расходов на НИОКР в частных фирмах.

Для государственного финансового механизма стимулирования наукоемких отраслей характерно частое использование так называемых «поддерживающих» («Ходзекин») займов, налоговых льгот, прямых субсидий, финансовых гарантий и других правительственных поощрений. Японский Банк Развития предоставляет займы для осуществления проектов развития и внедрения новой технологии. Американский исследователь Л. Дэвис отмечает, что «такие займы могут стать прямыми субсидиями в случае отсутствия прибыли после реализации намеченных мероприятий или проекта»7.

Основной формой государственной поддержки исследований и разработок является бюджетное субсидирование министерствами государственных институтов, а также многочисленных исследовательских центров, которые ведут научные исследования совместно с частными компаниями. Распорядителями наиболее крупных квот бюджетных ассигнований являются министерство образования, Управление по науке и технологии и МВТП.

Министерства финансируют проекты и программы в основном через Японский банк развития. При этом банк берет на себя определенную

6 Малый бизнес в Японии.//Экономика и жизнь. 1990. № 31. С. 6.

7 Davis L., Eckelmann R. "The role of MITI in Forcing Computer and Aerocosmic Industries "//Business America - 1983. — v. 6. — № 5. p. 5-7.

ответственность за расходование бюджетных средств и, следовательно, заинтересован в проведении высококвалифицированной и независимой экспертизы эффективности финансируемых проектов и фирм, берущихся за их реализацию.

Льготное кредитование — один из основных источников финансового поощрения развития технологий в Японии. По линии государства основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. Льготность при этом может выражаться не только в заниженных ставках процента, но и в применении специального механизма, при котором ссуды возвращаются лишь в случае успеха. Следует также упомянуть, что государственное кредитование играет роль «индикатора приоритетности», открывая фирме-экспортеру широкий доступ к различным формам частного кредита.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. В частности, здесь можно выделить следующее:

• списание задолженности в размере 10% налога на корпорации при увеличении расходов на НИОКР на 25% по сравнению с предыдущим годом. По оценке японских специалистов, эта мера оказывает наибольшую поддержку в деле привлечения частного сектора к проведению НИОКР;

• ускоренная амортизация новейшего оборудования, которая в первый год нередко достигает 60% его первоначальной стоимости;

• налоговые льготы в размере 25%, а в некоторых случаях до 50% объема затрат на НИОКР фирмам, разрабатывающим или выпускающим принципиально новую продукцию;

• повышение амортизационных отчислений в размере до 25% объема продаж особо важных изделий в первый год их выпуска (для зданий, судов и самолетов);

• освобождение от налогообложения 70% доходов, полученных от экспорта новейшей техники и технологии за рубеж8.

Избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным банковским займам — один из путей поддержки рискованных инновационных проектов. Для новой фирмы гарантии распространяются на 80% общей суммы займа, но при этом не могут превышать 400 тыс. дол. США. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.

Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта техно-

логии, японские государственные органы широко используют и косвенные методы, среди которых можно выделить:

а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

в) контроль над научно-техническим обменом с зарубежными странами9.

Предприятиям предоставляются налоговые и кредитные льготы, направленные на стимулирование НИОКР, для установки нового энергосберегающего оборудования. Так, если расходы фирм на НИОКР превышают максимальный уровень, достигнутый в предыдущие 10 лет, то сумма дохода, подлежащая налогообложению, снижается до 20%. В среднем данная льгота приносит фирмам ежегодную экономию 25 млн дол. США. Ускоренная амортизация позволяет на новых заводах по производству радиоэлектронной аппаратуры списывать до 30% стоимости машин и оборудования, а также до 15% стоимости сооружений в первый год эксплуатации.

Для ускорения производства средств коммуникаций, для более широкого использования высоких американских технологий тарифы на ввоз интегральных схем зарубежного производства в Японию были снижены до 4,2%, что ниже аналогичных тарифов США. В 1986 году снижены тарифы на ввоз ЭВМ и периферийное оборудование до 4,6-6%.

В том же году Япония превзошла США, став крупнейшим производителем полупроводников в мире — ее доля на мировом рынке составила 45,5% против доли США 44% (в 1978 году эти доли составляли соответственно 28 и 56%). Данное лидерство явилось закономерным результатом политики стимулирования экспортного производства, так как данная отрасль на 1/3 финансировалась из государственного бюджета. Также в отрасли проводилась политика ускоренной амортизации, и ей предоставлялись льготные кредиты10.

Целесообразно отметить, что и в настоящее время в Японии в центре внимания государства и японских промышленных компаний находятся инвестиции в научно-технический прогресс, тс> есть расходы на НИОКР.

За последние 20 лет сумма совокупных расходов на развитие науки и технологии в Японии вы-

s Magaziner I. С., ff out T.M. "Japanese industrial policy ". - New York, John Willey and Sons, 1981. P. 50. P. 298.

9 Спиридонов И.А. "Международная конкуренция и Россия ". — М. Инфра-Ь. 1997, с. 50.

10 Куликов Г.В. Конкурентоспособность японских компаний.// Бюл. иностр. коммер. информ. 1997. № 145. С. 4—5.

росли в 8 раз, что является наибольшим показателем роста в мире. Доля расходов на науку и технику в ВНП Японии говорит о том, что расходы Японии в этой области являются наибольшими в мире с 1989 года. К началу 90-х годов все расходы на НИОКР в Японии составляли 10 трлн йен, или 2,8% ВВП. Около 80% этих расходов приходится на частный сектор. Япония опережает США по доле ассигнований в национальном доходе (3,51% и 3,26% соответственно), но одновременно уступает по абсолютным размерам в 1,7 раза. При этом ассигнования распределялись: 12,6% - на фундаментальные исследования, 24,2% — на прикладные и 63,2% - на разработки. И лишь только по фундаментальным работам Япония уступает США11.

Согласно исследованиям, проведенным Национальным институтом политики в области науки и техники, и представленному в 1995 году докладу, совокупный показатель уровня японской науки, составленный из многих параметров, касающихся развития науки и техники, в 2 раза ниже, чем в США, и в 2 раза выше, чем в Германии, Франции или Великобритании12. И еще интересный факт: в 1996 году правительство Японии представило Основной план развития науки и техники в 1996—2000 годах, по которому расходы государства в этой области планировалось увеличить в 2 раза, что составляют 17 трлн иен (около 147 млрд дол. США). Среди основных положений этого плана, на наш взгляд, наиболее интересны такие как:

• диверсификация фондов, расширение финансирования конкурентоспособных и наиболее эффективных исследований;

• совершенствование исследований в частных университетах, увеличение субсидий на инфраструктуру и переоборудование;

• поддержка частных НИОКР. Продолжение субсидирования частных фундаментальных исследований, предоставление права патен-тирования изобретения исследователями, уходящим в частный сектор;

• поощрение международного обмена между исследователями;

• поощрение регионального развития науки и техники.

Что касается поддержки частных НИОКР, то здесь следует отметить также, что, координируя, контролируя и в значительной степени финансируя НИОКР в частном секторе, государство препятствует дублированию разработок. В этом отношении Япония, по мнению американских экспертов, выгодно отличается от США, где часто встречается параллелизм в фирменных исследованиях и разработках13.

Важным направлением государственной под-

держки экспорта в Японии можно назвать информационное обеспечение национальных экспортеров. Важную роль в этом играет Японская организация содействия внешней торговле (ДЖЕТРО), созданная в 1958 году. Данная организация не является коммерческим учреждением и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой. Обладая развитой сетью различного рода учреждений во многих странах (79 представительств работают в 56 странах), ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации (31 информационный центр в Японии и 28 за рубежом).

Согласно данным, содержащимся в ежегодном докладе ДЖЕТРО, отмечается, что повышенный спрос на мировом рынке на товары, базирующиеся на использовании информационных технологий, вызвал в 1999 году рост на 12,2% - до 67 млрд дол. США японского экспорта комплектующих для электронной техники.

В целом, согласно тому же докладу, в 1999 году экспорт Японии вырос на 8,1% — до 417,7 млрд дол. США, а импорт — на 10,9% — до 309,7 млрд дол. США Таким образом, положительное сальдо внешнеторгового баланса оказалось довольно внушительным — 107,7 млрд дол. США14.

По сообщению Минфина Японии, официальные валютные резервы страны в 2000 году выросли на 25% — 361,6 млрд дол. США. При этом валютные резервы являются официальными активами, которыми располагают правительство и Центральный банк для осуществления внешних платежей15.

По нашему мнению, все изложенное выше служит наглядным подтверждением проведения активной внешнеторговой политики в стране, а также тому, что в Японии существует достаточно эффективная целостная система стимулирования экспорта, направленная на повышение его конкурентоспособности и укрепление позиций японских экспортеров на внешних рынках.

" Русинов Ф.М., Иванов Ю.И., Петросян Д. С. Япония: экономика, средний и малый бизнес. М., РАУ. 1992. С. 14.

12 Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. - М., Экономика-2000. С. 127, 247.

13 См. "Japan and US: Economic and Political Adversaries". -Boulder, Colorado University Press, 1980. p. 65. P. 224.

N Развитие внешней торговли Японии на современном эта-пе//Бюл. иностр. коммер. информ. 2000. № 124. С. 1-4.

15 Рекордный уровень валютных резервов//Бюлл. иностр. ко-мер. информ. 2001. № 14. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.